Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Женский героизм на войне аргументы. Проблема героизма по тексту Катаева. Сочинение ЕГЭ. Проблема героизма – аргументы из литературы для ЕГЭ

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин “Уроки французского”. На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов “Песчаная учительница”. Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники – от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.

Для него полет – это смысл жизни, как крылья для птицы. Но их ему подрезали немецким истребителем. Несмотря на свои травмы, Мересьев очень долго полз по лесу, у него не было ни воды, ни еды. Он преодолел эту трудность, но впереди его ждали еще. Он лишился ног, ему предстояло научиться пользоваться протезами, но этот человек был настолько силен духом, что научился даже танцевать на них. Несмотря на большое количество препятствий, Мересьев снова обрел крылья. Героизму и самоотверженности героя можно только завидовать. «В списках не значился» Так как нас интересует проблема мужества, аргументы из литературы мы подбирали про войну и тяжелую судьбу героев. Также и роман Бориса Васильева «В списках не значился» посвящен судьбе Николая, который только закончил училище, отправился на службу и попал под обстрел.

Банк аргументов егэ по русскому языку

Данко – это воплощение бескорыстной, возвышенной и жертвенной любви к людям, он совершил подвиг, пожертвовав собой ради их спасения.


Таким образом, можно сделать следующий вывод: под подвигом понимается не только спасение жизни других, но и помощь, самопожертвование.
(Пока оценок нет) Loading… Проблема подвига, героизма и самоотверженности (Аргументы ЕГЭ)
  • Проблема непонимания Львов Нередко в близком человеке – сыне, дочери, муже, жене – вдруг обнаруживается интерес (ЕГЭ по русскому)
  • Изображение пугачевского движения по повести Капитанская дочка (Пушкин А.

Проблема подвига, героизма и самоотверженности (аргументы егэ)

Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать.
Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение.
Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок.

Внимание

Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог.


Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил.

И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

Важно

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома.

Решебники и егэ

Проблема мужества, героизма, самопожертвования на войне по тексту В.

М. Богомолова Многие великие поэты и писатели рассуждали о долге на войне.

Миллионы людей погибло, защищая родной дом. Да, они умерли, но они живы в нашей памяти.

В своем тексте В.М. Богомолов поднимает проблему мужества, героизма, самопожертвования на войне.
Размышляя над данной проблемой, автор обращается к фактам и повествует нам историю, случившегося во время Великой Отечественной войны: сержанту Смирнову поручили переправить баркас через реку.

Оказалось, что фашисты находились рядом. Началась бомбардировка.

Мина попала на баржу, и начался пожар. Огонь был рядом с боеприпасами.

Но никто даже и подумать не мог о том, чтобы сбежать.

Огонь обжигал руки, лица. Душно. Днем. Дышать трудно “,- пишет Богомолов.

Сотников пожертвовал своей жизнью, но не предал Родину, как это сделал Рыбак.
Сотников даже попытался спасти жизни других людей. Он шагнул навстречу собственной смерти с высоким чувством достоинства и гордости за собственную страну. Такой поступок и есть героизм и самопожертвование. А в повести Б.

Васильева “ А зори здесь тихие ” героически поступают девушки.

К капитану Васкову, приезжает женский зенитный батальон. Он отправляется на задание с 5 девушками. Они узнают, что приближаются фашистские разведчики чтобы задержать их, девушкам пришлось умереть. Рита Осянина, Лиза Бричкина, Женя Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак погибли, защищая свою Родину.

Одна утонула, в болоте, других застрелили. Но, так или иначе, они задержали врага.

Девушки совершили подвиг. Проанализировав данную проблему, я пришла к выводу, что на войне есть место подвигу.

Данная проблема находит отражение в художественной литературе.

Например, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Соня Мармеладова жертвует собой, живя по «желтому билету», чтобы прокормить больную чахоткой мачеху, ее малолетних детей и своего отца-пьяницу.

Соня помогает Раскольникову превозмочь себя, делит его участь, отправляясь вслед за ним на каторгу.

На протяжении всего романа Соня совершает неоднократные подвиги, пытаясь спасти и спасая жизни дорогих и близких для нее людей, что характеризует ее как высоконравственную личность, сильную духом.

Другим примером может служить рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль», в частности, легенда о Данко, которую рассказывает старуха Изергиль. Данко, чтобы доказать свою любовь к людям, разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел, тем самым вывел людей из тёмного леса.

Сочинение егэ аргументы проблема героизма и самоотверженности

Powerful AI: http://XEvil.net/ — «XEvil» can break more than 8000 of different types of Captcha,including so popular, like Google-captcha (ReCaptcha-1, ReCaptcha-2), Captcha.Com, SolveMedia, Bing-Captcha,Facebook-captcha, Ucoz-captcha, DLE-captcha, VBulletin-Captcha, SMF-Captcha and a lot of other 2.

3. Very simple interface: just 3 main buttons to start recognition,it so easy to use XEvil with a wide spectre of SEO, SMM, Analytics,Mass Registering/Postion/Sending/Bruteforcing/Bitcoin Mining Software. 4. Flexible: logic of XEvil scripted with Lua — easy language,so if you need, you can adjust functionality as you want.

Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка …

Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать…». Это слова истинного патриота.

Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины.

Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте.

Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке». Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика- истребителя Алексея Мересьева.

Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по застепененным лесам, пока не попал к партизанам.

Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счет воздушных побед над врагом.
Тезисы

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы Л.Н.

Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок.

В предложенном для анализа тексте Ю. Я. Яковлев поднимает проблему подвига, героизма и самоотверженности. Именно над ней он и размышляет. Эта проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека. Писатель раскрывает эту проблему на примере рассказа об одном учителе истории, у которого была возможность спасти свою жизнь, но узнав о том, что жители Крагуеваца погибают, среди которых были и его ученики, он решил быть с детьми в их предсмертный час, чтобы им не так было страшно и смягчить картину ужаса, которая развертывалась перед ними: “Он боялся опоздать и всю дорогу бежал, и когда попал в Крагуевац, то еле держался на ногах. Он отыскал свой класс, собрал всех своих учеников. И к этому пятому классу пристроились еще много детей, потому что, когда рядом учитель, не так страшно”.

Powerful AI: http://XEvil.net/ — «XEvil» can bypass more than 8000 of different types of Captcha,including so popular, like Google-captcha (ReCaptcha-1, ReCaptcha-2), Captcha.Com, SolveMedia, Bing-Captcha,Facebook-captcha, Ucoz-captcha, DLE-captcha, VBulletin-Captcha, SMF-Captcha and a lot of other 2.

High speed and precision: in speed 0.01 second per image,XEvil can recognize and solve wide types or captcha with high precision,without depending of difficulty, distortion, noises, fonts, colors.

3. Very simple interface: just 3 main buttons to start recognition,it so easy to use XEvil with a wide spectre of SEO, SMM, Analytics,Mass Registering/Postion/Sending/Bruteforcing/Bitcoin Mining Software. 4.

Flexible: logic of XEvil scripted with Lua — easy language,so if you need, you can adjust functionality as you want.

В предложенном для анализа тексте Ю.Я. Яковлев поднимает проблему подвига, героизма и самоотверженности. Именно над ней он и размышляет.

Эта проблема социально-нравственного характера не может не волновать современного человека.

Писатель раскрывает эту проблему на примере рассказа об одном учителе истории, у которого была возможность спасти свою жизнь, но узнав о том, что жители Крагуеваца погибают, среди которых были и его ученики, он решил быть с детьми в их предсмертный час, чтобы им не так было страшно и смягчить картину ужаса, которая развертывалась перед ними: "Он боялся опоздать и всю дорогу бежал, и когда попал в Крагуевац, то еле держался на ногах. Он отыскал свой класс, собрал всех своих учеников. И к этому пятому классу пристроились еще много детей, потому что, когда рядом учитель, не так страшно".

А также писатель показывает мужественность, бесстрашие и самоотверженность учителя, его любовь к детям, как он воодушевил их, преподав им свой последний урок: ""Дети, – сказал учитель, – я рассказывал вам, как умирали за родину настоящие люди.

Теперь пришел наш черед. Идемте! Начинается ваш последний урок истории". И пятый класс пошел за своим учителем".

Авторская позиция ясна: Ю.Я. Яковлев считает, что под подвигом можно понимать не только спасение жизни других людей, но и помощь в предсмертный час, например, стать примером для подражания и поддержкой, особенно если для этого придется пожертвовать своей жизнью.

Данная проблема находит отражение в художественной литературе. Например, в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Соня Мармеладова жертвует собой, живя по "желтому билету", чтобы прокормить больную чахоткой мачеху, ее малолетних детей и своего отца-пьяницу. Соня помогает Раскольникову превозмочь себя, делит его участь, отправляясь вслед за ним на каторгу. На протяжении всего романа Соня совершает неоднократные подвиги, пытаясь спасти и спасая жизни дорогих и близких для нее людей, что характеризует ее как высоконравственную личность, сильную духом.

Другим примером может служить рассказ Максима Горького "Старуха Изергиль", в частности, легенда о Данко, которую рассказывает старуха Изергиль. Данко, чтобы доказать свою любовь к людям, разорвал грудь, достал свое горящее сердце и побежал вперед, держа его как факел, тем самым вывел людей из тёмного леса. Данко – это воплощение бескорыстной, возвышенной и жертвенной любви к людям, он совершил подвиг, пожертвовав собой ради их спасения.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: под подвигом понимается не только спасение жизни других, но и помощь, самопожертвование.

Подошел к концу учебный год. Для учеников 11 классов настала пора экзаменов. Как известно, для того чтобы получить школьный аттестат, необходимо сдать два основных экзамена: по математике и русскому языку. Но и еще несколько предметов на выбор.

Нюансы сочинения по русскому языку на ЕГЭ

Чтобы получить максимальные баллы за сдачу, необходимо грамотно написать сочинение, то есть третью часть. В части "C" тем для сочинений много. Организаторы экзамена предлагают письменные работы о дружбе, любви, детстве, материнстве, науке, долге, чести и так далее. Одна из самых сложных тем – проблема мужества и стойкости. Аргументы к ней вы найдете в нашей статье. Но это ещё не всё. Вашему вниманию также предлагается план, по которому необходимо писать сочинение на экзамене по русскому языку в 11 классе.

Много авторов писало о войне. Только, к сожалению, эти произведения, как и многие другие, не задерживаются в памяти детей. Мы предлагаем вспомнить самые яркие произведения, в которых можно найти примеры мужества и подвига.

План выпускного сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Проверяющие педагоги выставляют большое количество баллов за сочинение, которое имеет правильную композицию. Если вы воспользуетесь нашим планом по написанию текста по проблеме мужества, учителя высоко оценят ваш труд. Но не забывайте о грамотности.

Помните, что сочинение по русскому языку на едином государственном экзамене значительно отличается от письменных работ по обществознанию, истории и литературе. Оно должно быть композиционно правильно оформлено.

А мы с вами переходим к плану будущего сочинения по проблеме мужества и стойкости. Аргументы будут приведены ниже.

1. Введение. Как вы думаете, зачем оно нужно? Всё дело в том, что выпускнику необходимо подвести проверяющего к основной проблеме, которая рассматривается в тексте. Как правило, это маленький абзац, состоящий из 3-5 предложений по теме.

2. Постановка проблемы. В этой части выпускник пишет о том, что выявил проблему. Внимание! Когда вы будете ее указывать, то внимательно подумайте и найдите в тексте аргументы (во фрагменте их около 3).

3. Комментарий выпускника. В данном пункте обучающийся объясняет читателю проблему прочитанного текста, а также характеризует ее. Объем данного пункта – не более 7 предложений.

5. Собственная точка зрения. В этом пункте ученик должен написать – согласен ли он с автором текста или нет. В любом случае, свой ответ нужно обосновать, в нашем случае по проблеме мужества и стойкости. Аргументы приводятся в следующем абзаце.

6. Доказательства из художественных произведений или аргументы из жизни. Большинство учителей настаивают на том, чтобы выпускники приводили 2-3 аргумента из произведений художественной литературы.

7. Заключение. Как правило, состоит из 3-х предложений. В данном пункте задача выпускника состоит в том, чтобы он сделал вывод всему сказанному выше, то есть подвёл некий итог. Заключение будет звучать эффектнее, если вы завершите сочинение риторическим вопросом.

Многие экзаменуемые отмечают, что сложнее всего им даётся пункт аргументирования. Поэтому мы подобрали для вас примеры мужества в литературе.

Михаил Шолохов. Повесть «Судьба человека»

Проявить стойкость можно и в плену. Советский солдат Андрей Соколов попадает в плен. Затем он оказывается в лагере смертников. Однажды вечером его вызывает комендант лагеря и предлагает ему поднять стакан водки за победу фашистского оружия. Соколов отказывается это делать. Среди них был пьяный Мюллер. Он предлагает пленнику выпить за собственную погибель.

Андрей согласился, взял стакан и тут же его выпил, при этом не закусив. Тяжело выдохнув, он сказал: «Распишите меня». Компания пьяных немецких офицеров оценила мужество и стойкость. Аргумент №1 для вашего сочинения готов. Надо отметить, что данная повесть закончилась для пленного солдата Соколова успешно.

Лев Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

Проблема мужества рассматривалась не только в литературе второй половины ХХ века, но и веком раньше. Когда на уроках литературы мы читали данный роман, то невольно становились свидетелями мужества и стойкости русских людей. Лев Толстой писал, что во время боя командование не указывало солдатам что делать. Всё шло само собой. Раненых солдат доставляли в пункты медицинской помощи, тела убитых относили за линию фронта, а ряды бойцов снова смыкались.

Мы видим, что люди не хотели прощаться с жизнью. Но они преодолевали страх, сохраняли боевой дух под летящими пулями. Именно в этом и проявлялись мужество и стойкость. Аргумент №2 готов.

Борис Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»

Продолжаем рассматривать аргументы к сочинению. На этот раз урок мужества читателям продемонстрирует храбрая девушка в годы Великой Отечественной войны. В данной повести Борис Васильев пишет об отряде девушек, которые погибли, но всё равно сумели победить, потому что не пропустили ни одного вражеского воина на родную землю. Эта победа состоялась, потому что они беззаветно и искренне любили Родину.

Комелькова Евгения – героиня повести. Юная, сильная и мужественная девушка из бойцов повести. С ее именем связаны комические и драматические эпизоды. В ее характере проявляются черты доброжелательности и оптимизма, жизнерадостности и уверенности. Но самая главная черта – это ненависть к врагу. Именно она привлекает внимание читателей, вызывает у них восхищение. Только у Жени хватило смелости вызвать на себя вражеский огонь для того, чтобы отвести смертельную угрозу от раненой Риты и Федота. Такой урок мужества сможет забыть не каждый.

Борис Полевой. "Повесть о настоящем человеке"

Вашему вниманию представляем ещё одно яркое произведение, повествующее о Великой Отечественной войне, героизме и твердости характера советского летчика Маресьева.

Вообще в арсенале Бориса Полевого много произведений, где автором рассматривается проблема мужества и стойкости.

Аргументы к сочинению:

В данной повести автор пишет о советском пилоте Маресьеве. Так случилось, что он выжил после авиакатастрофы, но остался без ног. Это не помешало ему вернуться к жизни. Мужчина встал на протезы. Маресьев снова вернулся к делу всей своей жизни – к полетам.

Мы с вами рассмотрели проблему мужества и стойкости. Аргументы мы привели. Удачи на экзамене!

С. Алексиевич "У войны не женское лицо..."

Всем героиням книги пришлось не просто пережить войну, но участвовать в боевых действиях. Одни были военными, другие - вольнонаемными, партизанками.

Рассказчицы чувствуют, что необходимость сочетать мужскую и женскую роли - это проблема. Они решают ее как могут Например, мечтают, чтобы и в смерти их женственность и красота сохранилась. Воительница-командир саперного взвода пытается вечером в землянке вышивать. Они счастливы, если им удается воспользоваться услугами парикмахера почти что на передовой (рассказ 6). Переход к мирной жизни, который воспринимался как возврат к женской роли, также непрост. Например, участнице войны, даже тогда, когда война закончилась, при встрече с высшим по званию так и хочется взять под козырек.

На долю женщины приходится негероическое. Женские свидетельства позволяют увидеть, сколь огромна была в годы войны роль "негероических" родов деятельности, которые все мы так легко обозначаем как "женское дело". Речь идет не только о том, что происходило в тылу, где на женщину легла вся тяжесть поддержания жизни страны.

Женщины выхаживает раненых. Они пекут хлеб, готовят еду, стирают солдатское белье, ведут борьбу с насекомыми, доставляя письма на передовую (рассказ 5). Они кормят раненых героев и защитников Отечества, сами тяжко страдая от голода. В военных госпиталях выражение "кровное родство" стало буквальным. Падающие от усталости и голода женщины отдавали раненым героям свою кровь, сами себя героями не считая (рассказ 4). Их ранят и убивают. В результате пройденного пути женщины меняются не только внутренне, но и внешне, они не могут быть прежними (недаром одну из них не узнает родная мать). Возврат к женской роли крайне тяжел и протекает подобно болезни.

Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…"

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…» Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женя Комелькова – одна из самых ярких, сильных и мужественных представителей из состава девушек – бойцов, показанных в повести. С Женей в повести связаны и самые комические, и самые драматические сцены. Ее доброжелательность, оптимизм, жизнерадостность, уверенность в себе, непримиримая ненависть к врагам невольно привлекают к ней внимание и вызывают восхищение. Чтобы обмануть немецких диверсантов и заставить их идти дальней дорогой в обход реки, маленький отряд девушек – бойцов устроил в лесу шум, изображая лесорубов. Женя Комелькова разыграла потрясающую сценку беспечного купания в ледяной воде на виду у немцев, в десяти метрах от вражеских автоматов. В последние минуты жизни Женя вызвала огонь на себя, лишь бы отвести угрозу от тяжело раненой Риты и Федота Васкова. Она верила в себя, и, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно.

И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет…

Мужество, хладнокровие, человечность, высокое чувство долга перед Родиной отличают командира отделения младшего сержанта Риту Осянину. Автор, считая образы Риты и Федота Васкова центральными, уже в первых главах рассказывает о прошлой жизни Осяниной. Школьный вечер, знакомство с лейтенантом - пограничником Осяниным, оживленная переписка, загс. Затем - пограничная застава. Рита училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов, рождение сына, а потом … война. И в первые военные дни не растерялась – спасла чужих детей, а вскоре узнала, что ее муж погиб на заставе на второй день войны в контратаке.

Ее не раз хотели отправить в тыл, но каждый раз она снова появлялась в штабе укрепрайона, наконец, взяли санитаркой, а через полгода направили на учебу в танковую зенитную школу.

Женя научилась тихо и беспощадно ненавидеть врагов. На позиции она сбила немецкий аэростат и выбросившегося корректировщика.

Когда Васков и девчата насчитали вышедших из кустов фашистов - шестнадцать вместо ожидаемых двух, старшина сказал всем по-домашнему: «Плохо, девчата, дело».

Для него было ясно, что противдо зубов вооруженных врагов им долго не продержаться, но тут твердая реплика Риты: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?» - очевидно, намного укрепила Васкова в принятом решении. Дважды Осянина выручала Васкова, принимая огонь на себя, и теперь, получив смертельную рану и зная положение раненого Васкова, она не желает быть ему обузой, понимает, как важно довести их общее дело до конца, задержать фашистских диверсантов.

«Рита знала, что рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно»

Соня Гурвич – «переводчица», одна из девушек группы Васкова, «городская» пигалица; худущая, как весенний грач».

Автор, рассказывая о прошлой жизни Сони, подчеркивает ее талантливость, любовь к поэзии, театру. Борис Васильев вспоминает». Очень велик был на фронте процент интеллигентных девушек, студенток. Чаще всего - первокурсниц. Для них война была самой страшной… Где-то среди них сражалась и моя Соня Гурвич».

И вот, желая сделать приятное, как старшему опытному и заботливому товарищу, старшине, Соня бросается за кисетом, забытому им на пеньке в лесу, и погибает от удара вражеского ножа в грудь.

Галина Четвертак – сирота, воспитанница детского дома, мечтательница, наделенная от природы яркой образной фантазией. Худущая, маленькая «замухрышка» Галка не подходила под армейские стандарты ни ростом, ни возрастом.

Когда после гибели подруги Галке приказал старшина надеть ее сапоги, «она физически, до дурноты ощущала проникающей в ткани нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжелый запах крови. И это рождало тупой, чугунный ужас…» А рядом таились враги, нависала смертельная опасность.

«Действительность, с которой столкнулись женщины на войне, - говорит писатель, - была много труднее, чем все, что они могли придумать в самую отчаянную пору своих фантазий. Трагедия Гали Четвертак об этом».

Коротко ударил автомат. С Десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук.

Замерло все на поляне».

Лиза Бричкина погибла при исполнении задания. Спеша добраться до разъезда, доложить об изменившейся ситуации, Лиза утонула в болоте:

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса