Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон. Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон Зарождение взглядов Михаила Кошевого в романе "Тихий Дон"

Каждый женский образ шолоховской эпопеи выполняет свою задачу. Даже безымянные казачки помогают оказаться в глубине сложных событий.

Образ и характеристика Дуняши Мелеховой, сестры главного героя Григория, важен для осознания переходного исторического времени, ломки людских судеб целого поколения донского казачества.

Внешность казачки

В тексте Евдокия Пантелеевна Мелехова чаще зовется Дуняшей. Уже в этом чувствуются любовь и нежность автора к героине. Внешность девушки не похожа на других:

  • глаза: черные, веселые, смеющиеся, искрящиеся;
  • улыбка: яркая, белозубая;
  • ресницы: длинные, выгнутые;
  • фигура: тонкий стан;
  • нос: с тонкой горбинкой и двумя четкими продольными полосками;
  • голос: тонюсенький, визгливый.

Внешность меняется, когда Дуняша взрослеет. На первых страницах читателя встречает не сформировавшийся подросток: большие глаза, длинные руки. Но уже здесь девчушка красива: она не идет, а прожигает под собой дорожку. К 15 годам казачка выровнялась и стала статной. Созрела красавица, и автор сравнивает ее с яблоком – скороспелкой. Дуняша приземистая, похожая на отца смуглянка. Веселые косички, прыгающие по спине, вносят в образ детскую непосредственность и открытость. Казачки всегда отличались умением принарядиться. Дуняша так же любит наряды. Она одевается скромно, но со вкусом. Можно догадаться, что большинство предметов одежды казачка создает сама.

Черты характера

Меняется характер девчушки с возрастом. Она становится более сдержанной и скрытной. Но взгляд, бойкий и веселый, выдает чувства и глубину душевных переживаний.

Основные черты казачки:

Образованность. Дуняша умеет читать и писать, причем делает это быстро и легко. Грамоте в те времена были обучены единицы, значит, девчонка сама захотела стать умной и образованной. Она читает письма отцу, иногда не знает, как закончить текст, понимая, какой ужас заложен в словах.

Трудолюбие. Казачка всегда в хлопотах. Нет страниц, где бы она сидела, рассматривая свое отражение в зеркале. Девушка хлопочет по дому, успевая везде: смазывает колеса телег, ремонтирует сеялки, поправляет бороны. Она сеет зерно, ворошит сено, доит корову. Хозяйственная женщина справляется по дому без мужиков.

Практичность. Смекалку и сообразительность казачка унаследовала от отца. Ее взгляд цепляет все важное, не только в хозяйстве, но и в человеческих взаимоотношениях.

Чувства к Михаилу Кошевому

Мишка – сосед по домам. Он начинает проявлять симпатию с 15 лет. Девушка отвечает ему взаимностью. Они целые вечера сидят, любуясь хуторской природой. Дуняша полюбила парня, стала надеяться на счастье в замужестве. Гражданская война внесла свои коррективы. Влюбленные встречаются только мельком, но эти урывки – свидания подтверждали преданность детскому чувству. Кошевой воюет на стороне красных. Он безжалостно расправляется с братом девушки – Петро. Старики Мелеховы запрещают дочери даже думать о замужестве с Мишкой. Сложно разобраться в женской душе. Она предана семье, но слепо влюблена в убийцу брата. Свадьба все-таки состоялась, она прошла в пустой церкви. Находиться между двух огней Дуняше придется и дальше. Кошевой ненавидит и второго брата - Григория. Основы казачьего воспитания сильны. Брат и сестра сохраняют дружбу. Дуняша заботится о детях Григория. Есть строки и о судьбе женщины после войны. Она живет с мужем на хуторе до прихода туда Григория. Мишатка с ней, она добра и нежна к племяннику, понимая, какая тяжелая доля досталась ребенку.

Особое отношение автора

Дуняша Мелехова – это новое поколение женщин-казачек. Они растут вместе с новой властью и государством. Девушка теряет за период взросления практически всех членов семьи. Остался живым один только брат Григорий и его сын. Тяжело хоронить близких, видеть трагизм их судьбы, понимать, что если бы не война, все было совсем другим. У женщины сильный характер, с которым примерятся даже мать. Получается, что Дуня меняет устои казачества, вносит свои законы жизни. Она умудряется добиться освящения брака в церкви с атеистом Михаилом. Удивительно то, как легко показывает автор сложную проблему: сохранить человечность на войне можно. Мерзкие поступки, трагизм обмана и распутства остаются в стороне. Чистота и непорочность девушки – это вера народа в каноны семейного счастья, незыблемость истинных чувств, свойственных православию.

Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон»

Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб -- мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие.

Судьбы женщин-казачек наиболее трагичны. Нельзя назвать ни одну героиню, которая бы была всегда счастлива. Зависимые от мужской силы и прихоти, они безропотно принимают все лишения, однако души их не черствеют, а наоборот, именно женщины пытаются сгладить те ситуации, которые возникают в связи со страшными временами воин и революции. Незыблемость в среде казачества дома, семьи М. Шолохов раскрывает в женских образах. В матери Григория Ильиничне и в его жене Наталье воплощены лучшие черты женщины-казачки почитание святости домашнего очага, верность и преданность в любви, терпение, гордость, трудолюбие. Соперница Натальи Аксинья красавица с независимым смелым характером, бурным темпераментом дополняет женский образ казачки, делая его более ярким.

Исполнен обаяния в романе образ старой Ильиничны, олицетворяющей трудную долю женщины-казачки, ее высокие нравственные качества. Жена Пантелея Мелехова Василиса Ильинична коренная казачка Верхне-Донского края. Жизнь с мужем была несладкой, порой, вспылив, он тяжело избивал ее, она рано постарела, растолстела, страдала болезнями, однако оставалась заботливой, энергичной хозяйкой. Судьба не баловала эту женщину, но любовь к детям была её единственной отрадой. С беспрекословным пониманием принимала она все жизненные мытарства своих детей.

Мать Григория была для него поистине близким человеком. Она понимала его, как никто другой. Она же и призывала его к человеколюбию: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил... Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались... В измальстве какой ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями».

Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоряжаться даже во имя самых благородных идей. Об этом говорила Григорию мать, и к осознанию этого пришел сам герой в результате своих жизненных мытарств.

Ильинична, тоскуя перед смертью, надеется только повидаться с Григорием, единственным оставшимся в живых продолжателем рода Мелеховых. Но судьба лишила её даже этой радости.

Ильинична же, по своей извечной женской жалостливости и мудрости, показывает достойный путь примирения одного лагеря с другим. Мать Григория, смирившись перед волей дочери, перед силой обстоятельств, перешагивает через естественное отталкивание от убийцы ее старшего сына, принимает в дом столь ненавистного ей, заряженного чуждой «правдой» человека. Но постепенно, всмотревшись в него, выделяет она какие-то неожиданные его реакции (скажем, внимание и ласку к сыну Григория Мишатке) и вдруг начинает чувствовать «непрошеную жалость» к нему, когда его выматывает, гнет и мучит малярия. Время идет, и вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку - та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин, проснулась в сердце Ильиничны.

Великая, искупительная жалость к заблудшим детям этого жестокого мира - судьба материнского сердца. А перед смертью отдает она Дуняше для Мишки самое дорогое - рубаху Григория, «пусть носит, а то его сопрела уже от пота». Это высший жест прощения и примирения.

Наталья, безропотная, верная своему мужу, представляет собой образ идеальной женщины, чью судьбу всегда решает кто-то другой, но чья жизнь и смерть всегда в её руках. Сильная характером, Наталья долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю. Но она может решительно постоять за себя и своих детей, властно заявить о своем праве на яркую, настоящую жизнь. Она проклинает и любит Григория бесконечно. С невиданной глубиной в последние дни ее жизни раскрываются сила духа и покоряющая нравственная чистота этой героини. К ней пришло ее счастье. Семья восстановлена, подвижничеством Натальи в ней воцарились согласие и любовь. Она родила двойню сына и дочь. Наталья оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была и женой. Эта прекрасная женщина воплощение драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, которая может пожертвовать всем, даже жизнью, во имя высокого чувства. Наталья, тихая, самоотверженная, чистая женщина, оказывается способной на сугубый грех (по христианским понятиям) - на себя руки наложить, да еще в пасхальную ночь, а позднее - пусть и в жгучей обиде на мужа за его неверность - убить собственный плод, их возможное будущее дитя.

До невозможности нести в себе и выносить его ребенка - мстящая ему и себе вырезанием живого зародыша, перед смертью прощает Григория, умирая примиренной.

Судьбы Ильиничны и Натальи - яркие примеры судеб большей части женщин-казачек. Их судьбы ломаются не столько великими историческими событиями, сколько личными трагическими переживаниями, связанными с гибелью любимых людей, личной обидой, нанесённой кем-то, предательством. Здесь нельзя говорить о том, что внешние общественные обстоятельства никак не отражаются на судьбах женщин. Великие исторические события оставляют свой след в жизни героинь, но, в отличие от мужчин, всё это они переживают не умом, а душой, что и истощает их силы. Происходит логическая цепочка: войны, революция, восстание по-своему решило судьбы многих казаков, в свою очередь это отразилось на судьбах их родных женщин.

Сдержанной, скромной в чувствах труженице Наталье противопоставлена пылкая, страстная Аксинья, с ее «порочной красотой». Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они обе знали и настоящее человеческое счастье, которого добивались и удерживали, как могли. Через весь роман проходит образ Аксиньи, нарисованный с замечательным мастерством. Мировая литература не знает другого произведения, где бы писатель так проник во внутренний мир крестьянки, простои женщины из народа. Аксинья -- натура сложная и по-своему богатая, с сильными и глубокими чувствами.

Судьба Аксиньи тоже трагична. Не ломается юная Аксинья от изнасилования ее отцом и его убийства близкими (что, может быть, еще страшнее), и даже ни разу, никак об этом не вспоминает. Любовь к Григорию, огромная и всепоглощающая, сосредоточила в себе все самое светлое, что было у нее в ее горестной жизни. Верный спутник и друг Григория, она не только делит с ним все невзгоды, не только испытывает все унижения, всю горечь своего двусмысленного положения, но и становится жертвой роковых ошибок Мелехова. Аксинья разделяет трагическую судьбу самого Григория. Она тоже не смогла найти своего пути в жизни. Ее любовь к Григорию не способна была дать ей подлинное счастье, сделать жизнь осмысленной и значительной. Эта любовь в конце концов и привела Аксинью к гибели.

Любовь Аксиньи к Григорию граничит с подвигом. И хоть перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой. Однако, в отличие от многих других женщин, Аксинья свою судьбу решает сама: он самостоятельно и осознанно выбирает между нелюбимым мужем и Григорием второго, хотя знает, что это станет позором на всю жизнь. Но это все-таки не позволило отгородить её счастье от внешних обстоятельств. Смерть единственной дочери ведет к измене любимому человеку, а его уход к последующему разочарованию в жизни.

Любовь - это та сила, которая возвращает Аксинью к жизни. Она переживает за Григория, любит его детей после смерти их матери, думает о том, как обустроить их жизнь в будущем. Борьба за счастье придаёт сил для судьбоносных решений в её жизни: она уходит с Григорием и казаками из станицы в первый раз, и трагически погибает от пули при отъезде с Гришей во второй. Судьбу Аксиньи, а в свою очередь и Григория решил незнакомый человек. Здесь снова следует говорить о том, что единственное, что влияет на судьбы женщин-казачек - это только любовь, вечное чувство.

Судьбы женщин-казачек во многом схожи. Наперекор всем горестям они стараются сделать жизнь лучше. Их судьба часто зависит от чужих решений, внешних обстоятельств, но умение принять это и наполнить свою жизнь любовью к окружающим, отличают их от мужских образов. Ни политика, ни новая власть не заставят их изменить свои стремлениям познать счастье. И в итоге становится ясно, что больше всего о будущем думали не белые и красные, а жены и матери, которые вопреки горю, войне и изменам продолжают человеческий род, готовы понять и простить многое.

Кабы мне, младе, ворона коня,
Кабы мне, младе, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Я бы вольная, молоденькая!
Русская народная песня

В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» большое место занимают образы русских женщин из народа. Они написаны с удивительным проникновением в их душевный мир. Сильная характером и гордая сердцем Аксинья; кроткая и трудолюбивая, чистая душой Наталья; мудрая, мужественная Ильинична; веселая и развязная Дарья; пленяющая девической, юной красотой Дуняша. Но самая яркая из шолоховских героинь это, по-моему, Аксинья Астахова. Она выделяется особым обаянием внешней и внутренней красоты, сильным и смелым характером. Рано испытав всю горечь безрадостной доли женщины, Аксинья смело и открыто восстает против своего рабского приниженного положения, против патриархальной морали. В ее страстной любви к Григорию Мелехову выражен решительный протест против загубленной молодости, против истязаний и деспотизма отца и нелюбимого мужа. «За всю жизнь за горькую, отлюблю! А там хоть убейте».

Через всю жизнь пронесла Аксинья любовь к Григорию, хотя пришлось ей терпеть и обиды от любимого. Сила и глубина ее чувства выразилась в самоотверженной готовности следовать за любимым на край света, перенести вместе с ним самые тяжкие испытания. «Гордо и высоко несла она свою счастливую, но срамную голову». Ради Григория оставила Аксинья родной хутор, работала в батраках у Листницкого, пошла с повстанцами «в отступ», разделяла с Григорием все невзгоды походной жизни. Любила его по-прежнему с изнуряющей страстью: «Вошел ты в меня, проклятый, на всю жизнь». И в последний раз по зову Григория она покидает свой дом с надеждой найти с ним свою «долю» на Кубани. Но счастье, неуловимое, как жар-птица, не дается в руки. Шальная пуля в предрассветной тишине обрывает жизнь Аксиньи.

Совсем иными красками рисует Шолохов образ Натальи. В отличие от страстной и порывистой Аксиньи Наталья сдерживает свои чувства, прячет и любовь, и обиду в глубине души. Да и жизнь Натальи отлична от жизни Аксиньи: она росла любимой дочерью в семье своих родителей. Аксинью же в 16 лет изнасиловал собственный отец, ее выдали замуж за нелюбимого. Родители Натальи пошли ей навстречу: замуж за Григория она вышла по любви, хотя, судя по богатству отца, ей могли бы подыскать более выгодную партию. Она любит Григория и по чувству долга, поскольку они венчались в церкви, и по велению сердца. Несмотря на унижение и позор, которые приносит неудавшееся замужество, Наталья беззаветно предана мужу, детям, семье. Она не ищет, как другие, утешения на стороне. До последней минуты она надеется на возвращение бросившего ее мужа и, умирая, прощает его.

Неисчерпаемый запас сил таится в душе Ильиничны. Нравственная стойкость помогает ей преодолеть выпавшие на ее долю неисчислимые горькие беды и тяжелые утраты. Нелегкими были первые годы замужества Василисы Ильиничны, ее жизнь с крутым, своенравным Пантелеем Прокофьевичем. Хотя он часто бывал неправ и даже неоправданно жесток в отношении жены, но «право» всегда было на его стороне. В условиях старого кондового быта жена должна была все сносить молча, рассчитывать было не на кого. Однако нравственная сила Ильиничны была столь сильна, что со временем она сумела обуздать непомерно вспыльчивого мужа, под ее влиянием он изменился к лучшему.

За короткое время Ильинична лишается мужа, старшего сына, любимой снохи Натальи, переживает гибель Дарьи. С молчаливым страданием переносит она все это и живет только «младшеньким» — Григорием. Только любовь к сыну согревает ее сердце, держит ее на ногах. Да, по сути говоря, вся многочисленная семья Мелеховых держится на ней, она — нравственный стержень семьи.

Дарья Мелехова воспринимается как разбитная, беспутная бабенка, готовая «крутить любовь» с первым встречным. Но вот приходит решающий час — и за ее циничной, потребительской моралью, за развязностью открывается нечто иное, доселе скрытое. Дарья твердо решила умереть, чтобы не жить обезображенной «дурной болезнью», — в этом есть и гордый вызов, и человеческая сила. Только теперь окружающий мир открывается ей с неузнанной прежде стороны: «Я вон какую жизню прожила и была вроде слепой... Повернусь кругом, гляну — Господи, красота-то какая!! А я ее и не примечала». Теперь она не подсмеивается, как прежде, над Натальиной верностью, строгостью, чистотой, а, напротив, завидует такой любви: «Мне бы теперь сызнова жизню начать — может, и я бы другой стала?» Материал с сайта

На примере образа Дуняши Мелеховой автор «Тихого Дона» показывает, как формируется сильный женский характер. На первых страницах романа Дуняша предстает угловатым, нескладным подростком, непосредственной и смешливой девчонкой. Старшие пока оберегают ее от непосильных физических нагрузок, от столкновений с суровой правдой жизни. Но чем больше потерь несет семья, тем больше забот и обязанностей ложится на плечи девушки. Решение о замужестве она принимает самостоятельно, вопреки категорическому нежеланию матери. После того, как Ильинична заболела, Дуняша фактически становится главой некогда большой семьи Мелеховых.

Галерея созданных Шолоховым на страницах «Тихого Дона» женских образов относится к числу наиболее запоминающихся женских характеров не только в русской, но и в мировой литературе. Их внешняя и внутренняя красота, стойкость, преданность любимому человеку, чувство долга, умение противостоять невзгодам дают читателю нравственный пример жизненной силы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • образ дуняши в романе тихий дон шолохова
  • образ женщины казачек в романе тихий дон
  • василиса ильиночна из романа тихий дон
  • образ дарьи в романе тихий дон позиция автора
  • Образ Дуняши в тихом Доне

Образы женщин-казачек в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Роман М. Шолохова «Тихий Дон» повествует о сложнейшем времени в жизни России, принесшем огромные социальные и моральные потрясения. Рушились привычные уклады жизни, коверка­лись и ломались судьбы, обесценивалась челове­ческая жизнь. Сам Шолохов характеризовал свое произведение как «роман-эпопея о всенародной трагедии». Нет ни одного действующего лица в ро­мане, которого бы не задели горе и ужасы войны. Особая тяжесть этого времени легла на плечи жен­щин-казачек.

Монументальна фигура матери-казачки Ильи­ничны, простой пожилой женщины. В молодости она была красивой и статной, но раньше времени состарилась от тяжелой работы и из-за крутого нрава своего мужа, Пантелея Прокофьевича, «в гневе доходившего до беспамятства». Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнует­ся и заботится обо всех домочадцах, пытается вся­чески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встает между неудер­жимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпера­ментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который, чувствуя преимущество жены во всем, таким образом утверждается.

Ильинична любит и умеет красиво одеться, в отличие от своего мужа; она содержит дом в стро­гом порядке, экономна, расчетлива. Она не одобряет связи Григория с Аксиньей: «До каких пор мне такую страму на старости лет принимать?» Она холодно относится к Аксинье, но во время войны переживания за любимого человека и ожи­дание известий от него сблизили их.

Младшую сноху, Наталью, Ильинична прини­мает словно родную дочь, жалеет ее, пытаясь часть забот взять на себя или переложить на лени­вую Дарью, так как помнит «свою горбатую в ра­боте жизнь». Ей больно, что Григорий изменяет жене и доводит Наталью до попытки самоубийст­ва; Ильинична чувствует свою вину и ответствен­ность за это. Смерть горячо любимой, родной «Натальюшки» потрясла старую женщину.

Внуков Ильинична любит всем своим большим и добрым сердцем, видя в них своих кровинок. Всю жизнь она, не щадя своего здоровья, работа­ла, наживая по крупицам добро. И когда ситуация заставляет ее все бросить и оставить хутор, она заявляет: «Нехай лучше у порога убьют, - все легче, чем под чужим плетнем сдыхать!» Это не жадность, а страх потерять свое гнездо, корни, без которых человек теряет смысл бытия. Это она по­нимает женским, материнским чутьем, и переубе­дить ее невозможно.

Красных она не приняла, называла их анти­христами и чувствовала, что они несут разруше­ние, угрозу устоявшемуся быту, конец размерен­ной казачьей жизни. Однако она критически относится и к казакам, замечая перегибы с обеих сторон.

Ильинична ценит в людях честность, порядоч­ность, чистоту; боится, что окружающая их жес­токость отразится на душе и сознании внука Ми-шатки. Она смирилась с мыслью, что убийца ее сына Петра стал членом их семьи, женившись на Дуняшке; старая мать не хочет идти против чувств дочери, да и мужская сила нужна в хозяй­стве.

Похоронив в течение года старшего сына, мужа, снох, Ильинична больше всего боялась ги­бели Григория. Он был последней нитью, держав­шей ее на этом свете; она даже к внукам стала холодна. Заболев, она слегла и больше не встава­ла; вспоминая прожитые годы, Ильинична удив­лялась, «как коротка и бедна оказалась эта жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, о чем не хотелось вспоминать».

Трагична жизнь Ильиничны, потому что нет ничего больнее горя матери, теряющей своих детей, и нет ничего сильнее ее надежды, нет му­жества большего, чем мужество матери.

Через весь роман проходит образ Аксиньи - гордой донской казачки, много претерпевшей на своем нелегком жизненном пути. Красивая, стат­ная, воспринимающая жизнь очень эмоционально и импульсивно, она, как любая женщина, хотела счастья, но беды рано посыпались на ее голову: в шестнадцатилетнем возрасте ее изнасиловал отец, через год Аксинью выдали замуж за нелюбимого Степана Астахова, бившего ее смертным боем; ранняя смерть ребенка, изнурительная работа по хозяйству в одиночку, так как муж был ленив, любил погулять: «начесав чуб», по ночам исчезал из дома. Ее сердце хотело любви, душа рвалась на волю, поэтому Аксинья откликнулась на ухажи­вания Григория Мелехова. Вспыхнула огромная, всепоглощающая любовь, сжигающая в своем ко­стре страх перед мужем и его побоями, стыд перед односельчанами. Женитьба Григория на Наталье заставляет страдать Аксинью; после долгой разлу­ки, увидев его около реки, она почувствовала, «как похолодело под руками коромысло и жаром осыпала кровь виски», слезы застили глаза. Акси­нья поняла, что невозможно и бесполезно бороть­ся с этим чувством. Узнав, что они опять украдкой встречаются, отец выгоняет Григория из дома. Аксинья, не задумываясь, идет вслед за люби­мым.

Их жизнь в работниках у помещика Листницкого была сложной и драматичной: рождение ре­бенка, подозрения Григория, его уход на службу, смерть дочери, отчаяние, одиночество и горе Ак­синьи, в недобрый час подвернувшийся хозяйский сынок-«утешитель». Вернувшись со службы, Гри­горий узнает об измене Аксиньи и, оскорбленный, возвращается к жене. Аксинья остается одна, но ненадолго, потому что «не лазоревым алым цве­том - дурнопьяным придорожным цветет позд­няя бабья любовь». Жизнь многократно разлучает их и опять бросает друг другу в объятья.

Несмотря на войны, революции, на все униже­ния, на двусмысленность своего положения, Ак­синья каждый раз отчаянно стремится за Григо­рием, куда бы он ни позвал. Однажды это чуть не стоило ей жизни, но тяжелая, изнурительная бо­лезнь отступила. Возвращение к жизни было так радостно, что все окружающее вызывало беспри­чинное чувство счастья, наполненности и едине­ния с весной и природой: «Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, при­жаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом... и пойти туда. где... ска­зочно зеленело, сливаясь с туманной далью, ози­мое поле...» Аксинья органично вписывается в природу; что бы она ни делала, она совершает это естественно, гармонично: готовит ли обед для Гри­гория, несет ли воду, работает ли в поле. Она всег­да терпеливо ждет Григория, любит, жалеет его детей, оставшихся без матери, заботится о них. Однако метания Григория между разными поли­тическими лагерями не приносят никому счастья и покоя, а приводят к бессмысленной гибели Ак­синьи.

Трагична судьба другой женщины-казачки, Натальи, жены Григория. Красивая, всю жизнь безответно любящая своего непутевого мужа, она ни разу (даже в мыслях) не изменила ему. Натура максималистски прямая, она совершает попытку самоубийства. Оставшись калекой, Наталья по-прежнему любит своего мужа и надеется на его возвращение в семью. До полной самоотдачи, за­бывая себя, любит она детей, в каждой их черточ­ке подмечая сходство с любимым мужем. Ее любят все Мелеховы; даже суровый Пантелей Прокофьевич, не дающий никому спуску, жалеет и заступается за нее, как за родную дочь. Наталья трудолюбива, отзывчива, доброжелательна, терпе­лива; она многократно прощает измены Григория, но наконец не выдерживает и решает уйти от него. Все заканчивается трагически: в расцвете лет На­талья умирает от большой потери крови, оставив сиротами детей, но до последнего вздоха она дума­ет и говорит о муже, прощает ему все дурные слова и поступки.

Смерть Натальи заставила Григория по-друго­му взглянуть на нее: «...память настойчиво вос­крешала... незначительные эпизоды совместной жизни, разговоры... перед глазами его вставала живая, улыбающаяся Наталья. Он вспоминал ее фигуру, походку, манеру поправлять волосы, ее улыбку, интонации голоса...» Погубив Наталью, Григорий обрек себя на вечные муки совести.

Совсем иным по своим моральным качествам предстает перед нами образ Дарьи, жены Петра Мелехова. Она тоже красива, но какой-то пороч­ной, змеиной красотой, стройна, гибка, с вихляю­щей походкой, ленива к работе, но большая люби­тельница посиделок и застолий. Долго страдать и переживать она не умеет; после убийства мужа она очень скоро оправилась, «первое время тоско­вала, желтела от горя и даже будто состарилась. Но как только дунул вешний ветерок, пригрело солнце, - и тоска Дарьина ушла вместе со стаяв­шим снегом». И пустилась Дарья во все тяжкие, не обременяя себя рамками приличий, вступая в случайные связи с мужчинами. Дарья заболевает. Зная, что ее ждет, она решила под видом покая­ния признаться Наталье, что способствовала тай­ной встрече Григория с Аксиньей. Однако прони­цательная Наталья понимает: «...не из жалости ты призналась, как сводничала, а чтобы мне тя-желыпе было...» На это Дарья отвечает: «Верно!.. Рассуди сама, не мне же одной страдать?» Нет в ней жалости и сострадания ни к кому, не любила она никого по-настоящему: «А мне вот ни одного дюже не доводилось любить. Любила по-собачье­му, кое-как, как приходилось... Мне бы теперь сызнова жизню начать, - может, и я бы другой стала?» Но жизнь прожита, и Дарья, не дожида­ясь ее позорного конца, топится.

С младшей из Мелеховых - Дуняшей - мы знакомимся, когда она была еще длинноруким, большеглазым подростком с тонкими косичками. Подрастая, Дуняша превращается в чернобровую, стройную и гордую казачку со строптивым и на­стойчивым мелеховским характером. Полюбив Мишку Кошевого, она не желает думать ни о ком больше, несмотря на угрозы отца, матери, брата. Все трагедии с домочадцами разыгрываются у нее на глазах. Смерть брата, Дарьи, Натальи, отца, матери, племянницы очень близко принимает Ду­няша к сердцу. Но, несмотря на все потери, нужно жить дальше.

Образы простых женщин-казачек в романе «Тихий Дон» нарисованы М. Шолоховым с потря­сающим мастерством. Их судьба не может не вол­новать читателя: заражаешься их юмором, сме­ешься над их колоритными шутками, радуешься их счастью, грустишь вместе с ними, плачешь, когда так нелепо и бессмысленно обрывается их жизнь, в которой, к сожалению, было больше трудностей, горестей, потерь, чем радости и счас­тья.

Дуняша – самая младшая из Мелеховых, сестра Григория , одна из героинь романа «Тихий Дон». В начале произведения она предстает перед читателем большеглазым, угловатым подростком с тонкими косичками. Со временем она превращается в стройную, чернобровую казачку с гордым нравом и строптивым характером. Эта трудолюбивая девочка-подросток представляет новое поколение женщин-казачек. У нее будет иная жизнь, не такая как у Ильиничны , Натальи или Дарьи . Образ Дуняши пронизан лиризмом и динамичностью молодости. Она ассоциируется у автора с зорькой – восходящей надеждой. Пройдя трудный путь от девочки-подростка до красавицы-казачки, она сумела не запятнать ни в чем своего достоинства.

Ей присуща особая настойчивость. Полюбив Мишку Кошевого , она больше никогда ни о ком и не думала. Несмотря на все его кровавые преступления, она все-таки вышла за него замуж, и теперь ей предстояло примирить в одном доме оппонентов: брата и мужа. В конце романа именно звонкоголосая Дуняша остается за хозяйку в разоренном доме Мелеховых. Смерть всех родных, включая брата, отца , мать, невестку, племянницу, она близко принимает к сердцу. Но, несмотря на это, надо продолжать жить дальше.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса