Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Василиск история. Кто такой василиск? В славянской мифологии

Которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое. Василиск - рождается из яйца, снесенного семигодовалым черным петухом (в некоторых источниках из яйца высиженного жабой) в теплую навозную кучу. По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком "чистые" животные.
"Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово черный с шипастым хвостом. Треугольная голова с черно-розовой пастью широко распахнулась...
Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю то тут же пойдет замена углерода на кремний. Проще говоря все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры что от взгляда Василиска тоже идет окаменение, но те кто хотел проверить это обратно не вернулись..".("С.Другаль "Василиск") .

Успехи естествознания изгнали из нашего сознания монстра, мало похожего на существо, рожденное человеческим воображением две тысячи лет назад. «Сегодняшний» зверь, который уходит из нашей памяти на двух лапах, вполз в предание на брюхе: в античном мире василиск был всего лишь самой зловредной змейкой ливийской пустыни.
Картинно появлялся василиск у Плиния Старшего. По его рассказу, воин, имевший глупость пронзить смертоносную тварь длинным копьем, пал с коня мертвым - Яд вошел в его тело через древко копья! Более сметливый ратник, описанный Луканом, в похожей ситуации спас себе жизнь страшным способом: разрубив мечом василиска, он немедленно отсек себе руку, державшую меч. Но смертоносный гад пустыни был известен и раньше. За два века до Плиния и Лукана его упоминал Элий Стилон - как всем хорошо известное существо: «Случается в Африке, что змеи собираются на пир возле издохшего мула. Вдруг они слышат жуткий вой василиска и поспешно уползают прочь, оставляя ему падаль. Василиск же, насытившись, снова издает страшный вой и уползает восвояси».
В отличие от, например, оборотня и дракона, которых человеческое воображение рождало неизменно на всех континентах, причем независимо друг от друга, василиск - фантазия «локальная», творение умов европейцев и бытовавшая исключительно в Европе. В этом исчадии ливийской пустыни овеществился вполне конкретный страх древних римлян и греков перед непредсказуемыми опасностями песчаных просторов. Все страхи воинов и путников соединились в одну общую боязнь встречи с неким загадочным владыкой пустыни - «басилискосом», то есть «царьком» (по-гречески). И хотя грозный гад не удостоился уважительного «басилевс» - «царь», ужас перед ним был неподдельным. Что касается римлян, то они изредка пользовались словом «регулюс» - калькой с греческого, сдабривая страх уловимой для римского уха насмешкой; империя, подмявшая под себя столько царств, многих грозных владык привычно звала царьками.
Ну, а все-таки - кто же прототип? Исходным материалом фантазии ученые называют то египетскую кобру, то рогатую гадюку, то шлемоносного хамелеона. К тому есть основания: кобра этого вида движется полувыпрямившись - с поднятой над землей головой и передней частью тела, а у рогатой гадюки и хамелеона наросты на голове похожи на корону. В таком случае на лбу изваянных или нарисованных египетских фараонов и богов мы видим, возможно, не просто змейку с приподнятой головой - символ вечной жизни и могущества, а именно василиска.
Пустыня убивала человека многими способами. Неудивительно, что василиск возник как скопление смертоносных качеств: смертелен его взгляд (он истребляет все живое, выжигает травы, а камни обращает в пыль), его прикосновение, его дыхание, его вонь. Разумеется, жить такому чудищу на роду написано лишь в пустыне. Пустыня возникает вокруг него.
Обезопасить себя путешественник мог только двумя способами: иметь при себе ласку - единственное животное, которое не боится василиска и бесстрашно вступает с ним в бой или петуха, ибо, по необъяснимой причине, пустынный царек не переносит петушиного крика.
Василиска-змею поминал Аристотель, ливийского гада живописал Гелиодор, а Клавдий Элиан (римский софист, писавший по гречески) человека, который опасен даже на расстоянии, неизменно сравнивал с василиском. И все же ни один античный автор не воспламенился образом василиска и не удостоил его истинно подробного художественного описания. Зато в народных поверьях у василиска было свое прочное место: в древнеримских храмах кожа «царька» висела для отпугивания змеи и скорпионов, и никто не сомневался, что достаточно протереть серебро пеплом правильно сожженного василиска, чтобы оно превратилось в золото (в будущем это отзовется опытами средневековых алхимиков, их пиететом к василиску и активным использованием его в алхимической эмблематике).
Трудно сказать, как бы сложилась судьба василиска в христианскую эпоху, если бы не «везение»: совершенно случайно он попал в Священное писание. С легкой руки Иеронима Блаженного, автора Вульгаты - латинского перевода Библии, василиск был упомянут дважды в книге Исаии. Иероним одно из древнееврейских названий змеи произвольно перевел как «василиск». В современных переводах недоразумение устранено, однако в средние века оспаривать существование василиска было богохульством.
Правда, на заре средневековья произошло и другое приметное для василиска событие - его временно... «потеряли»!
Ливийский монстр не попал в «Физиолог» - энциклопедию живых существ, из которой черпали информацию все позднейшие средневековые бестиарии. Забвение, однако, не стало роковым - оставаясь временно в тени, василиск сумел перестроиться и явиться в новом, более отвечающем потребе дня облике.
Для успешной акклиматизации на европейской земле воображение скрестило его с петухом. В этом есть железная логика непоследовательности: извечные враги так тесно сплелись в схватке, что, наконец, срослись телами. Почему петух и василиск считались исконными врагами? Возможно, то была случайная прихоть фантазии. Но, во-первых, змею и птицу в одно тело воображение сращивало не раз. Во-вторых, еще в эллинистическом Египте верили, что ибисы питаются исключительно змеями и потому изредка из их яиц рождаются змееныши. Этим же птицам приписывали и некоторые физиологические странности: яйца-де они кладут из клюва. Такие рассказы - благодатная почва для последующей обработки. То, что мог далекий ибис, способен был совершить и соседский петух.
Достаточно частый и вполне объясненный современной биологией феномен перерождения петуха в курицу дал пищу для мрачной фантазии о василиске как «петушином отродье». Уже в эпоху Возрождения несколько петухов в разных европейских странах были подвергнуты пристрастному суду и, несмотря на все словесные ухищрения защитников, приговорены к котлу за злостное производство на свет василисков.
Начиная с XII века василиск стал расселяться по городам и весям Европы. И, как ни странно, оставаясь все тем же смертоносным, жутким чудовищем, зверь пугал все меньше и меньше: даже к самому отвратительному соседу со временем привыкают... Насчет «зверя» (а не «гада») - это не оговорка. Теперь василиск предстает в образе крылатого змея с головой петуха. Появляется он из яйца, снесенного петухом (об этом подробно рассказывает Пьер из Бовэ). У средневекового василиска хвост змеиный (реже драконий), крылья петушиные (реже лебединые); остальное, как правило, тоже от петуха: голова, гребень две лапы со шпорами. По принципу экономии фантазии у василиска осталась лишь одна смертоносная способность - его убивающий взгляд и дыхание.
Преображение василиска в петуха вызвало и филологическое смятение: монстра стали все чаще называть кокатрис». Слово это стало общим для всех романских языков. И хотя английское ухо явственно слышит в нем слово «кок» - петух, на самом деле «кокатрис» - результат фонетических приключений латинского слова «коркодилус», обозначавшего в средние века не только (не столько) крокодила, как вообще любго чудища. Чосер в своих описаниях василиска пробовал применить гибрид-словечкачко «васили-кок», чтобы точнее определить природу чудища и отмежевано " с" разговорного значения слова «кокатрис» которое к тому времени приобрело иное значение. Это был специфический «термин». клеймящий гулящих женщин (ибо взгляды их убийственны для добродетели мужчин!).
Средневековые бестиарии рассказывали, что первый остроумный способ погубить василиска придумал Александр Македонский. Монстр убил взглядом немало его воинов, и тогда царь поднес к его морде зеркало - и тот погиб от собственного взгляда. Зеркало стало главным оружием в борьбе с василисками, которые в средние века бесчинствовали вокруг жилищ, отравляли своим присутствием колодцы и шахты. Ласки по-прежнему считались природными врагами василисков, по одолеть монстра, они могли только пожевав листьев руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,- вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.
Еще одной практической рекомендацией было глядеть на монстра из-под
стеклянного прозрачного сосуда. Эти объяснения были на руку тем, кто в конце средневековья приспособился изготовлять чучела василисков - чаще всего их делали на основе морских скатов, и они были ходким товаром (последние экземпляры были проданы в США в тридцатые годы нашего века; поддельные чучела до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции), Менее легковерные ученые и писатели удивлялись: если взгляд василиска летален - откуда столько свидетельств? Или свидетели видели другого зверя, или они попросту лгут!
Что известно о василиске сверх его внешнего вида? Лишь одно: смертельность. «Царек» змеиного мира по-настоящему царил лишь в геральдике - как символ грозного могущества, царственности, свирепости (и занятий алхимией). Там, где нужен был лишь внешний вид монстра, где форма преобладала над содержанием- там василиск был ко двору. автоавтор электронной энциклопеди Александрова Анастасия myfhology.narod.ru

Больше 2 000 лет назад существо называемое василиск представлялось в античном мире всего лишь в виде зловредной змейки Ливийской пустыни. В вовсе в ином образе - как жуткий монстр с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона, одаренного сверхъестественной силой, - василиск в первый раз появился у Плиния Старшего (I столетие). Согласно его рассказу, воин, имевший неосторожность пронзить смертоносную тварь длинным копьем, пал с коня мертвым: яд вошел в его тело через древко копья!

Более решительный и сообразительный воин, описанный древнеримским поэтом Марком Луканом, в подобного рода ситуации спас себе жизнь страшным способом: разрубив василиска, он немедля отсек себе руку, которая держала меч.

Следует отметить, что смертоносный гад пустыни был известен и раньше. За два столетия до Плиния и Лукана его упоминает Элий Стилон, причем как хорошо известное существо: «Случается в Африке, что змеи собираются на пир возле издохшего мула. Вдруг они слышат жуткий вой василиска и поспешно уползают прочь, оставляя ему падаль. Василиск же, насытившись, вновь издает страшный вой и уползает восвояси».

Африка тут упоминается не случайно. В действительности, в античные времена в Ливийской пустыне жила маленькая ядовитая змейка с белой меткой на голове. Местное население и путешественники очень боялись повстречать ее на своем пути. Пугал древних не только ее смертельный укус, но и удивительная способность передвигаться с поднятой головой, опираясь на хвост. Местное название рептилии осталось неизвестным, но греки без колебаний окрестили ее василиском, что означает «царь».

Разумеется, это не совсем тот змей, о котором упоминает Плиний Старший. Вот что сообщил римский писатель об этом чуде пустыни: «Василиск обладает удивительной способностью: кто видит его - сразу умирает. На его голове - белое пятно, напоминающее диадему. Его длина - не более 30 см. Он обращает других змей в бегство своим шипением и передвигается, не изгибаясь всем телом, а приподнимая свою среднюю часть. Не только от прикосновения, но и от дыхания василиска кусты и трава засыхают, а камни воспламеняются…»

Вероятно, смертоносный василиск приобрел известность в основном в Европе, хотя имеются некоторые упоминания о нем и на Востоке. Некогда существовало подобное создание, жившее в Исландии и известное как скоффин. Его внешность и поведение были сходны с видом и повадками василиска. Единственное, что могло убить скоффина, - это взгляд его сородича.

Само рождение этого чудища, как считали греки и римляне, происходило неестественным путем: петух откладывал яйца, а змеи и жабы их высиживали, в результате появлялся на свет василиск - крылатое безобразное чудовище с четырьмя петушиными ногами, змеиным хвостом и сверкающими глазами, взгляд которых смертельно опасен для людей.

Преображение василиска в петуха вызвало некоторое смятение: монстра начали все чаще называть кокатрисом. Слово это стало общим для всех романских языков. И хотя английское ухо явственно слышит в нем слово «кок» - петух, в действительности «кокатрис» - результат фонетических приключений латинского слова «коркодилус», обозначавшего в Средние века не только и (не столько) крокодила, сколько вообще любое чудовище.

Джефри Чосер в своих описаниях василиска попробовал применить гибрид - словечко «васили-кок», чтобы точней определить природу отравителя. Кстати, и слово «кокатрис» к тому времени приобрело другое значение. Это был специфический термин, клеймящий гулящих женщин (потому как взгляд их убийственен для добродетели мужчин!).

Похоже, кокатриса больше принимали западные христиане, чем язычники. Все записи о его появлении были сделаны христианами, как, к примеру, предание о кокатрисе, предположительно появившемся в Риме во времена Папы Льва X. Необычное существо объявили причиной чумы, свирепствовавшей в те времена. Утверждали также, что его вытащили из колодца в Вене в 1202 году. 1598 год — в Варшаве в подвале заброшенного дома обнаружили еще одного кокатриса - и свалили на него вину за смерть двух маленьких девочек.

Исходивший от этого монстра яд заражал воздух убивая все живое. Погибали растения, плоды опадали с деревьев и сгнивали, трава засыхала, птицы падали замертво, и даже всадник, если приближался к зараженному месту, моментально умирал вместе со своей лошадью.

Как считали древние, эти сведения раскрывают и саму историю возникновения знойной пустыни: получается, что именно василиск виновен в гибели всего живого вокруг и появлении песков. Так обыкновенная рептилия со временем превратилась в грозного монстра благодаря буйному воображению и человеческим страхам. Греки, назвав змею царем, приписали ей роль властелина над пресмыкающимися: змеями, ящерицами, крокодилами. Римляне же перевели название василиска на латинский язык, и он стал регулом, что также означает «царь».

Одна из любопытнейших особенностей василиска - способность убивать все живое не только дыханием, но и взглядом, подобно Медузе Горгоне. Василиску также нельзя смотреть в глаза, иначе окаменеешь, а спастись от него возможно лишь при помощи зеркала - в этом случае ядовитый взгляд обращался против самого существа. Кстати, римский автор Марк Анней Лукан считал, что василиск появился из крови убитой Медузы, что вполне логично, ведь на ее голове вместо волос шевелился клубок змей.

Основная черта, закрепленная греками в имени василиска, - царственность. Может быть, она связана с особой отметиной на голове существа или с его способностью передвигаться не опуская головы. Не случайно слово «василиск» можно в определенном контексте перевести и как «маленький тиран».

Потому как переписчиками бестиариев были, обычно, люди из церковной среды, то относительно присутствовавшего в этих текстах василиска возникал естественный вопрос: каков он в глазах Господа, угоден ли он ему и с чем его отождествлять? Ответ нашли непосредственно в Ветхом Завете, где василиск выступает в качестве орудия Божественного мщения.

В книге Иеремии (8, 17) говорится: «Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь». О враждебном демоническом страже пустыни упоминается и во Второзаконии (8, 15): «Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие».

В результате василиск в демонологии стал символом открытого мщения, тирании и насилия дьявола. Как писали комментаторы, «василиск означает дьявола, который ядом своих гнусностей открыто убивает беспечных и неосмотрительных». Включая василиска в перечень имен дьявола, толкователи объясняли, что «дьявол, подобно аспиду и василиску, способен одерживать победу при первой же встрече, и если аспид сразу убивает укусом, то василиск - взглядом». В результате - характерное для Средних веков изображение василиска, где его попирает Христос.

Начиная с XII столетия василиск начал стремительно «расселяться» по городам и весям Европы. Но, как ни странно, оставаясь все тем же смертоносным, жутким монстром, зверь пугал все меньше и меньше - наверно, даже к самому отвратительному соседу постепенно привыкают.

Определение «зверь» (а не «гад») - это не оговорка. Теперь чудище предстает в первоначальном образе крылатого змея с головой петуха. У средневекового василиска хвост змеиный (реже драконий), крылья петушиные (реже лебединые); остальное, обычно, также от петуха: голова, гребень две лапы со шпорами. По принципу экономии у него осталась лишь две смертоносные способности - убивающий взгляд и ядовитое дыхание.

Рассказывают, что Англия некогда буквально кишела василисками, от которых не было спасения, пока один отважный рыцарь не обвешался с головы до ног зеркалами и не отправился в поход на монстров. Чудовища, пытавшиеся на него напасть, валились замертво, увидав в зеркалах собственное отражение. Так английская земля была очищена от них. Кстати, столь действенный способ борьбы - изобретение Александра Македонского . После того как монстр погубил немало его воинов, легендарный полководец, чтобы избавиться от него, поднес к его морде зеркало, и он погиб.

Кроме этого, считалось, что действенной защитой от василиска служит клетка с петухом, крика которого он боится. Полагались и на ласку - единственное животное, которое бесстрашно бросалось на монстра и побеждало его. Правда, одолеть чудовище она могла, только пожевав листья руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, предметы интерьера и даже церковные скамьи.

В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки, - вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола. А во Франции для невесты изготавливали защитное кольцо с вправленным в него правым глазом ласки. Еще одной практической рекомендацией было смотреть на чудовище из-за стеклянного прозрачного сосуда.

Но интерес к таинственному неискореним: последние экземпляры «чучел василиска» были проданы в Америке в 30-е годы XX столетия. Такие поделки по сей день хранятся в музеях Вероны и Венеции.

С появлением естественных наук упоминания о василиске встречаются, конечно, все реже. Говорят, что последний раз его «видели» в Варшаве в 1587 г. Эдвард Топселл в книге «История змей» рассказывает о том, что петух со змеиным хвостом, может быть, существует, но он не имеет ничего общего с василиском. К. Браун в 1646 г. пошел еще дальше: «Это существо - не только не василиск, он вообще не существует в природе».

Само по себе противостояние василиска и петуха весьма интересно, потому как именно с петухом связана легенда рождения василиска. В бестиарии Пьера де Бове 1218 г., по сути, повторяется античная версия о том, что яйцо василиска начинает формироваться в теле старого петуха. Петух откладывает его в укромном месте на кучу навоза, где его высиживает жаба. Из яйца вылупляется существо с головой петуха, туловищем жабы и длинным змеиным хвостом. По другим сведениям, на свет из яйца появляется не василиск, а куролиск или кокатрис, его родственник. Однако куролиск менее могущественный, чем василиск, ему не подчиняются змеи и другие пресмыкающиеся.

Водилось и на Руси такое существо, иногда называемое дворовиком. Дворовой, или дворовик, - близкий родственник домового, жил во дворе дома. Днем он выглядел как змея с петушиной головой и с гребнем, а по ночам приобретал облик, похожий на хозяина дома. Дворовик являлся духом дома и двора. А вот водил он дружбу со змеями или нет, об этом в легендах не говорится.

Имеется множество изображений василиска на церковных барельефах, медальонах и гербах. В средневековых геральдических книгах он имеет голову и лапы петуха, птичье тело и змеиный хвост; трудно определить, чем покрыты его крылья - перьями или чешуей. Интересно, что изображения этого мифического существа встречается и сейчас. К примеру, в городе Базеле (Швейцария) стоит памятник василиску, и жители города считают его своим покровителем.

Чрезвычайным разнообразием и живописностью отличаются изображения василиска эпохи Возрождения. Нечто похожее изображено на фресках Джотто в часовне Скровенджи в Падуе. Интерес вызывает и полотно Карпаччо «Святой Трифоний, повергающий василиска». Согласно легенде, святой изгнал дьявола, потому на картине василиск изображен таким, каким, по мнению живописца, должен быть дьявол: у него четыре лапы, тело льва и голова мула. Любопытно, что, хотя для Карпаччо василиск не мифологическое существо, а именно дьявол, название сыграло свою роль, и картина повлияла на дальнейшее представление о василиске.

Змеепетуха нередко упоминают в литературе, хотя он никогда не бывает главным героем. Кроме многочисленных комментариев к Библии и бестиариев, однозначно именующих его воплощением дьявола и порока, его образ нередко можно встретить в английских и французских романах.

Во времена Шекспира василисками называли проституток, но английский драматург использовал это слово не только в современном ему значении, но и обращаясь к образу ядовитого существа. В трагедии «Ричард III» невеста Ричарда леди Энн желает стать василиском, существом ядовитым, но в то же время царственным, как и положено будущей королеве. В поэзии XIX столетия христианский образ василиска-дьявола начинает тускнеть. У Китса, Колриджа и Шелли это скорей благородный египетский символ, чем средневековое чудовище. В «Оде к Неаполю» Шелли призывает город: «Будь, как имперский василиск, сражай врагов невидимым оружьем».

Не обошла чудовище и современная литература. У Джоан Роулинг в книге «Гарри Поттер и тайная комната» василиск предстает классическим змеиным царем, но огромным - почти 20 м, чем и отличается от древнего прообраза, но в остальном обладает всеми качествами, о которых было написано выше.

А вот как описывает змеиного царя в повести «Василиск» российский писатель-фантаст Сергей Другаль: «Рожками шевелит, глаза такие зеленые с фиолетовым отливом, капюшончик бородавчатый раздувается. А сам он был фиолетово-черный с шипастым хвостом. Треугольная голова с черно-розовой пастью широко распахнулась… Слюна его крайне ядовита и если попадет на живую материю, то тут же пойдет замена углерода на кремний. Говоря по другому, все живое превращается в камень и дохнет, хотя ходят споры, что от взгляда Василиска также идет окаменение, но те, кто хотел проверить это, обратно не вернулись»…

Интересно, что современные исследователи животного мира неоднократно описывали в своих работах таинственное существо татцельвурм - некую разновидность дракона. Оно попало в многочисленные каталоги и атласы и удивительно напоминает того самого древнего василиска. И хотя родиной татцельвурма называют Центральную Европу, ни один экземпляр этого странного то ли червя, то ли ящерицы так до сих пор и не попал в руки ученых. Причина этого в том, что охотники за татцельвурмом-василиском никогда не возвращались назад. И это уже не мифология и художественная литература, а самая настоящая реальность.

Василиск (от др.-греч. βᾰσῐλίσκος – царёк; также лат. basiliscus, regulus, англ. basilisk, cockatrice) – существо, упоминаемое в различных источниках.

В Библии, по мнению ряда комментаторов, – одно из названий опасной ядовитой змеи. Хотя точное отождествление затруднено, в тех или иных местах может обозначать кобру или гадюку. В «Естественной истории» Плиния Старшего василиск – змея, наделённая мифическими чертами. В иных источниках – мифический чудовищный змей. В частности, лужичане считали, что василиск – петух с крыльями дракона и хвостом ящерицы.

Василиск в Библии

Василиск в Библии упомянут в Псалме 90: «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс 90:13). Аспид и василиск – виды ядовитых змей, и василиск – очковая змея. Традиционно змеям в Библии уподобляются враги.

Пророк Иеремия сравнивает с василисками халдеев, которые были посланы Богом, чтобы наказать иудеев за их нечестие: «Ибо вот, Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь» (Иер.8:17). Василиск также упомянут во Второзаконии, когда перечисляются опасности и беды, от которых избавил Господь: «… смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя [источник] воды из скалы гранитной» (Втор 8:14-15).

Толкование в библеистике

В Библии слово «василиск», и его синоним «ехидна», обозначало любых ядовитых змей. Хотя точное отождествление затруднено, предполагаются змеи семейства аспидов, включая кобр, и семейства гадюк. При этом два стиха Библии (Пс. 90:13, Ис. 59:5) разделяют аспидов и василисков. Аммиана Марцеллина, живший в IV веке, тоже разделял аспидов, ехидн, василисков, и других змей.

В «Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона» указаны некоторые варианты отождествления василиска с теми или иными видами змей, но точное решение вопроса признано затруднительным. Библеист А. П. Лопухин считал библейского василиска индийской очковой змеёй. В толковании раннехристианского святого и богослова Иоанна Кассиана василиск служит образом бесов и дьявола, а яд василиска – образом зависти.

Античные представления

Предположительно, миф пошёл с описания маленькой ядовитой змейки, считаемой в Египте священной, от шипения которой разбегаются все животные и змеи, которую упоминали Аристотель в IV веке до н. э. и Псевдо-Аристотель .

Описание василиска как мифического существа присутствует в «Естественной истории» Плиния Старшего (I век н. э.), написанной, в том числе, на основе трудов греческих историков и хронистов. Согласно ему, василиск обитает в окрестностях Киренаика, его длина до 30 см, с белым пятном на голове, напоминающим диадему. Некоторые энциклопедии конца XIX века приписывали Плинию отсутствующие у него слова, что змей жёлтого цвета и имеет наросты на голове. От шипения василиска убегают все змеи. Передвигается извиваясь не как другие змей, а поднимая кверху свою среднюю часть. Обладает способностью убивать не только ядом, но и взглядом, запахом, сжигает траву и ломает камни.

Лукан писавший в те же годы, что и Плиний, считал, что василиск появился из крови убитой Горгоны Медузы, тоже обладающей окаменяющим взглядом. Плинию вторит Гай Юлий Солин в III веке, однако с небольшими отличиями: длина змеи около 15 см, пятно в виде белой повязки, не упоминает смертельный взгляд, а только крайнюю ядовитость яда и запаха. Его современник Гелиодор писал о василиске, который одним своим дыханием и взглядом сушит и губит все, что ему попадается.

Плиний писал о предании, что однажды всадник ударил василиска копьём, но яд потёк по древку и убил всадника и даже коня. Схожий сюжет встречается в поэме Лукана, писавшего в те же годы, о том, как василиск убивает отряд воинов, но один из воинов спасается, отсекая себе руку заражённую ядом василиска, потекшим по копью. Плиний писал, что ласки могут убить василиска своим запахом, залезая в его нору, но при этом умирают сами. О вражде василисков и ласк упоминалось и в труде приписываемом Демокриту, жившему в III веке до н. э. Начиная со II века н. э. пошло поверье, что василиск погибает от крика петуха, и поэтому советовалось носить этих животных в клетке. Из глаз и крови василисков якобы можно было изготавливать различные амулеты и снадобья.

«Иероглифика» IV века н. э. повествует, что египтяне имели иероглиф со змеёй, которую называли «уреем», что по-гречески значило «василиск», и он обозначал «вечность». Египтяне верили, что только эта змея бессмертна, дыханием она способна убить любое другое существо, и её изображали над головами богов. Этот иероглиф изображал Солнце и богиню-кобру Уаджит – покровительницу Нижнего Египта. Золотая фигурка урея крепилась на лбу фараонов как часть царского головного убора.

Биолог И. И. Акимушкин и другие авторы предполагали, что василиск – это рогатая гадюка. Её изображение с рожками было египетским иероглифом, обозначавшим звук «ф», и могло быть принято Плинием Старшим за змею с короной, что и породило греческое название змеи «василиск» – «царь».

Средневековье

Средневековые бестиарии рассказывали, что первый остроумный способ погубить василиска придумал Александр Македонский. Монстр убил взглядом немало его воинов, и тогда царь поднес к его морде зеркало – и тот погиб от собственного взгляда. Зеркало стало главным оружием в борьбе с василисками, которые в средние века бесчинствовали вокруг жилищ, отравляли своим присутствием колодцы и шахты. Ласки по-прежнему считались природными врагами василисков, по одолеть монстра, они могли только пожевав листьев руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,– вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.

Еще одной практической рекомендацией было глядеть на монстра из-под
стеклянного прозрачного сосуда. Эти объяснения были на руку тем, кто в конце средневековья приспособился изготовлять чучела василисков – чаще всего их делали на основе морских скатов, и они были ходким товаром (последние экземпляры были проданы в США в тридцатые годы нашего века; поддельные чучела до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции), Менее легковерные ученые и писатели удивлялись: если взгляд василиска летален – откуда столько свидетельств? Или свидетели видели другого зверя, или они попросту лгут!

В Средние века образ василиска был дополнен новыми деталями, согласно которым он вылупляется из яйца, снесённого старым петухом, положенного в навоз и высиженного жабой. Изменились и представления о внешнем виде: василиска стали изображать в виде петуха со змеиным хвостом, иногда с туловищем жабы, хотя имелись и другие варианты. Первое подобное упоминание встречается у Пьера де Бове (фр.) русск. в начале XIII века. Он повторяет описание Плиния, описывая василиска как хохлатого змея, но также упоминает, что иногда его изображают как петуха со змеиным хвостом, приводя подобное изображение, и что иногда он рождается от петуха. Несмотря на то, что вера в василиска была сродни церковным догматам, которые отрицать было нельзя, Альберт Великий в XIII веке считал выдумками истории о крылатом василиске, рожденном из петушиного яйца.

В эпоху Нового времени

С начала XVII в. несколько меняется облик и легенда о нем. В хрониках сообщалось, что рождается василиск из навоза, либо из куриного яйца, «насиженного» ужом. Внешне выглядит петухом, или индюком с головой и хвостом змеи. Убить его можно запахом и видом ласки, петушиным пением.

Одна из гравюр «Естественной истории змей и драконов» Альдрованди, рисует василиска существом с чешуей вместо перьев и четырьмя парами ног (Согласно Младшей Эдде, у Одинова коня Слейпнира также было восемь ног).

Представлялся иногда львом с гребнем о трех шипах. В соответствии с фольклорными представлениями, василиск появлялся из снесенного старым петухом в навозной куче змеиного яйца без желтка, которое высиживала «ядовитая» жаба или змея. Кокатрис – почти полностью идентичен Василиску: обстоятельства их появления идентичны. Но если птенец наследует в большей степени признаки змеи, то получается ящероподобный Василиск, а в более редких случаях, когда признаков петуха больше – Кокатрис. Он похож на петуха с хвостом змеи и не имеет разрушительной мощи Василиска, но если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то также превратится в камень.

В славянской мифологии

Василиск – зооморфное существо, убивающее взглядом или дыханием. Представления о Василиске, восходящие к античным источникам, включались в средневековые бестиарии (сборники описаний различных животных), проникали в фольклорные легенды. Западные славяне считали, что Василиск сотворен дьяволом; выглядит как петух, но имеет голову индюка, глаза жабы, крылья летучей мыши, хвост змеи. Иногда он имел облик петуха с крыльями дракона, хвостом ящерицы, клювом орла. В древнерусских словарях-азбуковниках василиск описывается как змей, одновременно имеющий сходство с петухом. Василиск рождается из петушиного яйца, высиженного жабой, или из яйца, снесенного и высиженного петухом в алтаре (ср. других мифологических персонажей, появляющихся из петушиного яйца, – черта, летающих змеев, домовых духов, приносящих богатство хозяину). Взглядом Василиск проникает сквозь стены и обращает все живое в камень, Василиск и сам умирает, увидев в зеркале свое отражение. Ядовитым дыханием он отравляет окрестный воздух, убивает птиц. Василиск обитает в расщелинах скал, пещерах, подземельях, где охраняет клады. Он не нуждается в пище: ему достаточно полизать камень, чтобы утолить голод. Губителен для него вид или крик петуха. Среди персонажей славянской народной демонологии внешнее сходство с Василиском имеют сербский «петух-змей» и русский дворовой (в виде змеи с петушиной головой).

Образ василиска в культуре

Василиск (наряду с аспидом, львом и драконом – на основании 90-го псалма) входит в число зооморфных изображений бесов или дьявола, принятых в христианском искусстве.

На стадии становления христианской иконографии периода IV – начала IX веков византийские мастера прибегали к условному языку символов. Христос над аспидом и василиском изображался на щитках византийских лампад. «Христос-победитель, попирающий аспида и василиска» – один из редких вариантов иконографии Иисуса Христа. Среди известных образцов можно назвать рельеф IX века на слоновой кости из Оксфордской библиотеки. Аналогичная композиция изображёна в конхе южной апсиды собора Сан Джусто в Триесте. В левой руке Христос держит раскрытую книгу, а правой благословляет. Местные святые Иуст и Сервул располагаются по сторонам от него.

«Образ Христа, попирающего аспида и василиска, в южной апсиде, очевидно, восходит к мозаике Архиепископской капеллы в Равенне. Он встречается также на одной из стуковых панелей в Баптистерии православных в Равенне и был представлен в мозаике не сохранившейся базилики Санта Кроче (1-я половина V века), известной по описанию хрониста Андреа Аньелло».

Одна из икон Божией Матери, относящаяся к XVIII веку, носит название «На аспида и василиска наступиши». Она изображает Божию Матерь, попирающую силы зла.

В эпоху Возрождения василиск довольно часто упоминался в многочисленных богословских текстах и бестиариях как образ порока. Во времена Шекспира им называли проституток, хотя сам английский драматург упоминал его только как классического змея со смертоносным взглядом. В поэзии XIX века христианский образ василиска-дьявола начинает тускнеть. У поэтов- романтиков Китса, Кольриджа и Шелли василиск более подобен благородному египетскому символу, чем чудовищу. В «Оде к Неаполю» Шелли призывает город: «Будь, как имперский василиск, сражай врагов невидимым оружьем».

В геральдике василиск – символ могущества, свирепости и царственности.

Образ василиска в мире Гарри Поттера

Василиск (от греч. βασιλίσκος, «базилискос» – царёк) (англ. Basilisk) – огромный змей, известный также как «король змей», живущий не одну сотню лет. Очень сильное магическое животное. Впервые был создан приверженцем чёрной магии Герпием Злостным, заставившим жабу высидеть куриное яйцо. Осознав, какое страшное чудовище появилось на свет, маги запретили выведение василисков ещё в средние века.

Несмотря на то, что василиска Министерство магии относит к категории ХХХХХ – «Смертельные для волшебников / не поддаётся приручению», всё-таки василиск – это змея, хоть и громадная, поэтому волшебник-змееуст, владеющий змеиным языком, может разговаривать с ним и, при достаточной магической силе, вполне контролировать его. Том Реддл, он же лорд Волан-де-Морт, ещё в юношеские годы мог командовать этим чудовищем, в то время как Гарри Поттер, владея Змеиным языком, не имел над василиском никакой власти.

Вес взрослого василиска может составляет две и более тонны, а его длина, по информации Ньюта Саламандера, достигает 50 футов (чуть больше 15 метров), при этом всё тело покрыто чешуйчатой бронированной кожей, схожей по прочности с шкурой дракона и устойчивой к заклинаниям. Кожу василиск, как и любая другая змея, время от времени сбрасывает.

Сходство василиска со змеёй усиливается наличием четырёх ядовитых клыков, которые по длине превосходят остальные зубы в пасти. Обычная продолжительность жизни василиска – около 900 лет, некоторые экземпляры живут и дольше. Питаются василиски позвоночными тварями, обычно – мелкими грызунами.

Яд

Яд василиска – удивительно сильная магическая субстанция, единственным известным противоядием являются слёзы феникса, которые, в свою очередь, добыть крайне сложно. Яд настолько силен, что убивает человека в течение нескольких минут, вызывая перед смертью сонливость и замутнённый размытый взгляд.

Яд василиска сохраняет свои свойства даже спустя несколько лет после смерти животного. Он может также повредить неодушевлённые предметы настолько основательно, что их невозможно восстановить, и, таким образом, он является одним из немногих веществ, способных уничтожать крестражи. Ядовитым клыком василиска были уничтожены два вместилища души Волан-де-Морта – Дневник Тома Реддла (1993) и Чаша Пенелопы Пуффендуй (1998).

Меч Годрика Гриффиндора, впитавший в себя яд василиска, также стал действенным оружием для уничтожения крестражей. Им были уничтожены ещё три крестража – медальон Слизерина (1998), кольцо Марволо Мракса (1996) и змея Нагайна (1998).

Смертоносный взгляд

Самым страшным оружием василиска считается его смертоносный взгляд. Два огромных жёлтых глаза – обычно последнее, что успевают увидеть его жертвы в этой жизни. Даже «непрямой» взгляд василиска, отражённый в зеркале, крайне опасен – поймавшие такой взгляд каменеют, и лишь настойка из корней мандрагоры может вернуть им первоначальный облик.

Взгляд василиска – настолько сильное оружие, что поражает даже привидения. Правда, умереть во второй раз они уже не могут, но зато вполне своеобразно «окаменевают», превратившись из жемчужно-белых в угольно-чёрных и утратив всякую способность самостоятельно двигаться. Из всех живых существ только фениксы имеют иммунитет к взгляду чудовища.

Василиска очень боятся все без исключения виды пауков и стараются как можно скорее покинуть район его активной жизнедеятельности, причём это не зависит от их размеров.

Арагог, огромный паук-акромантул, которого Министерство магии, как и василиска, отнесло к категории XXXXX, настолько его боялся, что даже не произносил его имя, так же, как волшебники не называли имя Тёмного лорда.

Одной из возможных причин такого ужаса может являться то, что пауки чрезвычайно уязвимы к взгляду василиска, так как обладают широким углом зрения, практически круговым, и не имеют поэтому никакой возможности ни закрыть глаза, ни спрятать свой взгляд, как это делал Гарри Поттер в Тайной комнате, ориентируясь на отбрасываемую громадным змеем тень.

Яйцо василиска

Неизвестно, почему существуют мужские и женские особи василисков, так как они рождаются из куриного яйца, высиженного жабой. Но вполне возможно, что, в отличие от реального мира, в котором гибриды во многих случаях к размножению не способны, василиски могут спариваться. И именно поэтому Аластор посчитал, что эти чудовища могут откладывать яйца, а преподнесённый ему подарок – это «хитроумно замаскированное яйцо василиска».

Это мифическое существо, что в переводе с греческого означает «царёк», а с латыни переводится как «малый король».

Упоминания о василиске в разных источниках

Упоминания василиске встречаются в сказаниях разных народов. Так, в древнеримских сказаниях он считался одним из опаснейших существ, наделенным невероятными способностями. В мифологии древних римлян это создание было наделено настолько ужасающим внешним видом, что считалось возможным одолеть его, только показав существу свое собственное отражение. Крик самого простого петуха также считался действенным способом побороть василиска.

Античные гравюры открывают взору изображение этого мифического существа в виде небольшой желтой змеи, имеющей рожки на голове.

В Средневековье василиска стали представлять несколько иначе. Считалось, что это создание реальное, сотворенное Дьяволом, имело крылья, как у дракона, когти, как у тигра, хвост, как у ящерицы и орлиный клюв. Согласно другим источникам, это создание было с телом жабы, змеиным хвостом и петушиной головой. Причем гребень на голове больше походил по форме на диадему, за что василиска часто называли змеиным царем. Оружием этого существа служили его ужасающий взгляд, огненное дыхание и яд, которые буквально сжигали деревья и накаляли горы. Полагалось, что данное создание появлялось на свет раз в сто лет из яйца, снесенного черным петухом, имеющим возраст семи лет, а также яйцо должна была высиживать жаба.

Помимо упоминаний в римской и славянской мифологии, василиск также встречается на страницах Библии. В латинском переводе издания Иероним Блаженный в Вульгате дважды упоминает это создание. Автор древнееврейское слово «змий» перевел как «василиск». В остальных переведенных изданиях не встречается упоминание о данном существе. Это создание есть на страницах писания Иеремии. Пророк с этими существами сопоставляет Халдеев, посланных Богом в качестве наказания для всех нераскаявшихся. В книге Псалмы тоже имеется упоминание о василиске.

Среда обитания василисков

Люди верили, что эти мифические создания водятся в теплых, предпочтительно пустынных местах. Эти существа, согласно мифологическому сознанию, способствовали образованию пустынь. В месте поселения василиска вымирало все живое: и растительность, и живые существа, воды становились гнилыми, с помощью которых существо утоляло свою жажду.

В Библии указано, что эти создания встречались на территории пустынных просторов в Палестине и Верхнем Египте.

Василиски, согласно мифологии, жили в пещерах, снабжающих их пищей, ведь питались существа исключительно каменными породами. Активную деятельность это создание вело в ночное время, когда невозможно услышать петушиных криков. Также василиски опасались единорогов, считая их очень «чистыми» представителями животного мира.

Оружие против василисков

По поверьям римлян и славян, справиться с чудовищем можно было с помощью петушиного крика и горностаев. Горностаи, прожевав листву руты, не побоятся существа и смогут его одолеть, напав спереди. Люди, отправляясь в путешествие, зачастую брали с собой в клетке петуха, дабы быть защищенным при нежеланной встрече с василиском. Еще одним действенным способом борьбы с созданием являлась зеркальная поверхность. Показав василиску его отражение, его можно было убить.

Яд василиска

Согласно мифологии, яд этого существа был очень сильным. Так, Плиний Старший упоминает о том, что один боец, пронзивший василиска с помощью копья, упал замертво со своего коня. Яд проник в тело воина через ручку оружия! Лукан же описывает ситуацию, де более опытный храбрец после сражения чудовища мечом, отсек свою руку, которая держала оружие.

Считалось, что яйца этого мифического существа также наделены ядом, и съевшему их, грозит смерть.

Василиск всегда убивает первым. Если же человек первым увидит это чудовище, то существо ждет смерть. Это объясняется тем, что с помощью взгляда василиска вырабатывается яд, который передается по воздуху в дыхательные пути человека, тем самым отравляя его. Но в случае, когда кто-либо первым увидит это создание, то для его поражения необходимо иметь зеркало. Василиск, увидев свое отражение, сразу же умирает.

«- …А скажи, которого из них можно прикончить с помощью зеркала?

Любого. Если садануть прямо по башке.»

А.Сапковский «Ведьмак»

I. Василиск в Античном мире

Испускaющий свист

и всех устрaшaющий гaдов,

кто до укусa убьет, -

их всех себе подчиняет,

цaрь безгрaничных пустынь,

губящий всех без ядa…

Девятaя книгa «Фaрсaлий»

«В античные времена василиском называли маленькую змею с белой меткой на голове, живущую в Ливийской пустыне и известную своим смертоносным ядом и способностью передвигаться с поднятой головой. Изображения василиска украшали головные уборы египетских фараонов и изваяний богов. В «Иероглифике» Гораполло мы находим любопытный отрывок, касающийся отношения древних египтян к этому удивительному существу:

«Когда они хотят изобразить слово «вечность», они рисуют змею, хвост которой спрятан за ее телом. У египтян эта змея зовется Урайон, а у греков - Василиск… Если она дохнёт на любое другое животное, даже не кусая его, жертва умирает. Поскольку эта змея обладает властью над жизнью и смертью, они помещают ее на головы своих богов».

В греческом языке «василиск» означает «маленький царь». Как и его имя, наше представление о василиске пришло из Греции. Для греков василиск был одним из чудес «заморской пустыни», однако до нашего времени греческие литературные источники о василиске не дошли. Статья о василиске содержится в «Естественной истории» римского писателя Плиния Старшего (I век н.э.), в том числе написанной и на основе трудов греческих историков и хронистов» .

«У гесперийских эфиопов бьет источник Нигер, который, как многие полагают, является истоком Нила <..> Поблизости от него обитает зверь катоблепас, у которого все члены тела небольшие, однако голова огромная и тяжелая, а поэтому всегда склоненная к земле, иначе роду человеческому грозило бы уничтожение, ибо все, на кого он посмотрит» тут же погибают. Подобной же силой обладает и змейвасилиск. Его родина - это провинция Киренаика, в длину он не более двенадцати дюймов*, на голове у него белая маковка наподобие диадемы. Свистом он обращает в бегство всех змей. Он передвигается, не извивая многократно свое тело, как остальные, но шествует поднимая кверху среднюю часть. Одним своим запахом он истребляет кустарники, выжигает травы, уничтожает камни, вот какова его зловредная сила. Говорят, что однажды его удалось проткнуть копьем с лошади, но прошедшая через это копье смертоносная сила уничтожила не только всадника, но и саму лошадь. Для подобного чудовища, которое цари страстно желали увидеть дохлым, смертельно семя ласки. В природе всему находится пара».

Плиний Старший. Естественная история. VIII, 77-79.

Далее Плиний пишет, что «если бросить василиска в нору ласки, ласка убьет его своим зловонием - но и сама погибнет». Как можно бросить куда-нибудь существо, к которому нельзя прикоснуться, Плиний не объясняет.

Таков «настоящий» василиск. Главная его черта, закрепленная в имени, - царственность. Возможно, она связана с особой отметиной на голове василиска или с его способностью передвигаться не опуская головы (этот аспект, видимо, был очень значим для древних египтян). Заслуживает внимания и тот факт, что невероятная губительная сила заключена в таком небольшом существе. Слово «василиск» можно в определенном контексте перевести и как «маленький тиран». Неудивительно, что василиск несет в себе в основном негативные качества «царственного существа».

Василиск практически не упоминается в литературе древности. Исключение составляют только пара отрывков из Ветхого завета и поэма грека Полиодора «Эфиопика», в которой существование «злого глаза» подтверждается тем, что «василиск одним лишь взглядом и дыханием убивает все, что попадается ему на пути». В «Деяниях» Аммиана Марцеллина (IV век н.э.) один из персонажей сравнивается с василиском, «который опасен даже на расстоянии». В «Фарсалии» Лукана описывается битва армии Катона со змеями. Василиск обращает змей в бегство и в одиночку противостоит армии. Солдат поражает василиска и избегает участи всадника, описанного Плинием, только благодаря тому, что отрубает себе руку, державшую копье.

В каждом из этих отрывков василиск заслужил упоминание не своей «короной» или поднятой головой, а своим ядом. Также и сам Плиний не ограничился исследованием загадочных свойств самого животного, но и отметил, что его кровь имеет особое значение для тех, кто занимается черной магией:

«Крови василиска, от коего и змеи бегут, ибо некоторых из них он убивает своим запахом, и чей взгляд, как говорят, смертелен для человека, волхвы приписывают удивительные свойства: сжиженная, она напоминает цветом и консистенцией слизь, очищенная становится прозрачнее драконовой крови. Говорят, что она может исполнять просьбы, обращенные к правителям, и мольбы к богам, избавляет от недугов, наделяет амулеты магической и вредоносной силой. Ее называют еще кровью Сатурна».

Плиний Старший. Естественная история. XXIX, 66.

Эпитоматор «Естественной истории» и составитель книги «О вещах достопримечательных» Солин (III в.) добавил к рассказу Плиния следующие сведения:

«Пергамцы для того приобрели останки василиска за большие деньга, чтобы в храме, расписанном Апеллесом, пауки не ткали свои сети и не залетали птицы».

Солин. «О вещах достопримечательных», 27.50

В «Физиологе», написанном в Александрии между II и IV веками, василиск - уже не маленькая змейка, как у Плиния, а чудище с туловищем жабы, хвостом змеи и головой петуха. Убить его можно, направив зеркалом солнечные лучи ему в глаза; в других вариантах он окаменевает, увидев своё отражение в зеркале.

II. Василиск в христианском мире

Средние века

Типичное средневековое описание василиска находим у Рабана Мавра:

«Василиском он именуется по-гречески, по-латыпи - regulus, царь змей, которые, видя его, уползают, ибо запахом своим (olfactu suo) он убивает их. И человека убивает, когда глядит на него. Ни одна летящая птица не минует невредимой его взгляда, - и на расстоянии он пожрет ее огнем своей пасти. Его, однако, побеждает ласка, и люди пускают ее в пещеры, где он прячется; при ее виде он бежит; она же его преследует и убивает… Длину же имеет в половину римского фута*, разрисован белыми пятнами.Василиски, как и скорпионы, любят безводные местности, а когда приходят к водам, то распространяют там водобоязнь и безумие. Сибилус («Шипящий») -то же, что и василиск; он убивает своим шипением еще до того, как кусает или сжигает огнем»

Храбан Мавр. Об универсуме. Гл. 3: О змеях. Col. 231

И поскольку сведения о василиске оказались доступны средневековым читателям, то вставал естественный вопрос о том, откуда же взялось столь редкое животное. Английский ученый Александр Некам (XII в.) в своем сочинении случайно обмолвился:

«Всякий раз, как старый петух откладывает яйцо, которое вынашивает жаба, на свет появляется василиск»

Александр Некам. О природе вещей. I, 75

Причем именно престарелый петух, а не курица. Этих скупых сведений было достаточно для алхимиков, которые на протяжении долгого времени разрабатывали способы, как вырастить василиска из петуха-гермафродита. Можно только догадываться о запахах, стоявших в лабораториях после безуспешного высиживания куриных яиц болотными жабами. Томас из Кантимпрэ в «Книге о природе вещей» рассказывает о василиске, объединяя сведения из разных источников:

«Василиск, как пишет Яков [де Витри], - это змей, который, говорят, является змеиным царем, поэтому он и зовется по-гречески василиском, что на латыни означает «царевич». Василиск - беспримерное зло на этой земле, семи футов в длину, отмеченный на голове белыми пятнами, расположенными наподобие диадемы. Своим дыханием он сокрушает камни. Этого змея все другие змеи боятся и избегают, ибо погибают от одного его запаха. Людей же он убивает взглядом. Так, если он первым увидит человека, тот сразу же умирает, если же, как утверждает Яков, [архиепископ] Акки, человек первым, то погибает змей. Плиний, рассказывая о звере катоблепасе, отмечает, что оный взглядом убивает людей, и добавляет: «Подобным же свойством обладает и змей василиск». О том, отчего это случается, сообщает в своей книге Экспериментатор. Так вот, он пишет, что лучи, исходящие из очейвасилиска, наводят порчу на зрение человека, когда поражено зрение, гибнут и другие ощущения, например связанные с мозгом и сердцем, вот поэтому человек и умирает.Василиски, как и скорпионы, преследуют мучимых жаждой, и когда приходят к водам, то заражают их водянкой и одержимостью. Василиск уничтожает не только людей и прочих живых тварей, но даже землю делает смертоносной и оскверняет повсюду, где только находит себе пристанище. Кроме того, он губит травы и деревья своим дыханием, уничтожает плоды, крушит камни, заражает воздух, так что ни одна птица не может там пролететь. Когда передвигается, то изгибает среднюю часть тела. Его свиста страшатся все змеи и, как заслышат, тут же устремляются в бегство. Укушенную им жертву не доедают звери, к ней не притрагиваются птицы. Только ласки могут одержать над ним верх, и люди бросают их в пещеры, в которых притаилсявасилиск. Как пишет Плиний, убив его, ласки погибают сами, и так приходит конец природной вражде. Ибо на свете нет ничего, что не могло бы быть уничтожено естественным противником. Но даже мертвый василиск не теряет своей силы. Везде, где только будет развеян его прах, пауки не могут сплести свою паутину, а смертоносные твари жалить. А также это происходит в тех местах, где есть храмы, в которых хранятся части его тела. Говорят, что в Греции есть храм, посыпанный этим пеплом. Утверждают, что серебро, посыпанное пеплом василиска, приобретает цвет золота. Есть одна разновидность василисков, которые могут летать, однако не покидают пределов своего царства, ибо так установила Божественная Воля, чтобы они не обратились к опустошению мира. Есть и иной вид василиска, но о нем смотри в книге о пернатых, в главе о петухе: «Петух, одряхлевший к старости сносит яйцо, из которого вылупляется василиск. Однако для этого необходимо совпадение многих вещей. В обильный и горячий навоз он помещает яйцо, и там оно согревается, словно родителями. Спустя много времени появляется птенец и взрастает сам по себе, подобно утенку. У этого животного хвост змеи, а тело петуха. Те, кто утверждает, что видел появление подобного существа на свет, рассказывают, будто у этого яйца вовсе не скорлупа, а шкура крепкая и настолько прочная, что ее невозможно проколоть. Бытует такое мнение, что яйцо, которое сносит петух, вынашивает змея или жаба. Но мы полагаем, что это сомнительно и весьма неопределенно, ведь в писаниях древних говорится только о том, что некий вид василиска вылупляется из яйца, которое сносит одряхлевший петух»».

Томас из Кантимпрэ. «Книга о природе вещей»

Василиск и Александр Великий

Правил Александр, завоевавший власть над всем миром, как-то раз собрал большое войска и окружил некий город, и в этом месте он потерял множество воинов, на которых не было ни единой раны. Весьма удивившись этому, он созвал философов и спросил их: «О наставники, как же может случиться так» что без единой раны воины мои умирают на месте?» Они сказали: «Это неудивительно, на стене города сидитвасилиск, чей взгляд поражает воинов и убивает». И сказал Александр: «А какое есть средство против василиска?» Они ответили: «Пусть между войском и стеной, на которой сидит василиск, поставят повыше зеркало, и когда он в зеркало посмотрится и отражение его взгляда вернется к нему, то он погибнет». Так оно и случилось.

Римские деяния. Гл.139

История о том, как Александру удалось победить василиска, известна благодаря «Римским деяниям» и появившейся в XIII веке новой, дополненной редакции «Истории сражений Александра Великого». Скорее всего, популярность сборника новелл определила необходимость включения сюжета и в сам роман. А хитрость, с помощью которой удалось победитьвасилиска, была позаимствована из рассказа о посещении Александром Македонским долины, где змеи стерегут алмазы.

«Оттуда они направились к некой горе, которая была такой высоты, что они достигли ее вершины только через восемь дней. Наверху набросилось на них огромное множество драконов, змей и львов, так что они подверглись великим опасностям. Однако они избавились от этих напастей и, спустившись с горы, оказались на равнине столь темной, что один с трудом мог разглядеть другого. Облака там проплывали так низко, что до них можно было дотронуться руками. На этой равнине росли неисчислимые деревья, листва и плоды которых были очень вкусны, и струились наипрозрачнейшие ручьи. На протяжении восьми дней они не видели солнца и на исходе восьмого дня добрались до подножия некой горы, где воины начали задыхаться в густом воздухе. Наверху воздух был менее плотным, и выглянуло солнце, так что стало светлее. Через одиннадцать дней они дошли до вершины, и увидели на другой стороне сияние чистого дня, и, спустившись с горы, оказались на огромной равнине, земля которой была необычайно красная. На этой равнине росли бесчисленные деревья, высотой не более локтя, плоды и листья их были сладкими, словно фиги. И еще они увидели там множество ручьев, чьи воды были подобны молоку, так что людям никакой иной пищи не требовалось. Блуждая по этой равнине в течение ста семидесяти дней, они подступили к высоким горам, вершины которых, казалось, достигают неба. Эти горы были обтесаны, словно стены, так что никто не мог на них подняться. Однако воины Александра обнаружили два прохода, рассекающие горы посередине. Один путь вел на север, другой в сторону восточного солнцестояния. Александр задумался, как эти горы были рассечены, и решил, что не руками человеческими, а волнами потопа. И тогда он выбрал путь на восток и в течение восьми дней шел по этому узкому проходу. На восьмой день они повстречали ужасного василиска, птенца древних богов, который был столь ядовитым, что не только зловонием, но даже взглядом, насколько можно рассмотреть, заражал воздух. Одним взглядом он пронзал персов и македонцев так, что они падали замертво. Воины, узнав о подобной опасности, не решались идти дальше, говоря: «Сами боги преградили нам путь, и указывают, что дальше идти не следует». Тогда Александр в одиночку стал взбираться на гору, чтобы издалека рассмотреть причину подобной напасти. Когда он оказался наверху, то увидел спящего посреди тропы василиска. Как учует он, что человек или какое животное к нему приближаются, открывает глаза, и на кого упадет его взгляд, тот погибает. Увидев это, Александр тут же спустился с горы и очертил границы, за пределы которых никому нельзя было выходить. А еще он приказал изготовить щит шести локтей в длину и четырех в ширину, а на поверхности щита приказал поместить большое зеркало и сделал себе деревянные ходули высотой в один локоть. Надев щит на руку и встав на ходули, он двинулся на василиска, выставив щит, да так, чтобы ни голова, ни бока, ни ноги из-за щита не были видны. А еще повелел воинам своим, чтобы никто установленные рубежи пересекать не смел. Когда он приблизился к василиску, тот открыл глаза и в гневе стал рассматривать зеркало, в котором узрел самого себя и потому погиб. Александр понял, что он мертв, подошел к нему и, позвав воинов своих, сказал: «Идите и посмотрите на вашего губителя». Поспешив к нему, они увидели мертвого василиска, которого тут же по повелению Александра македонцы сожгли, восхваляя мудрость Александра. Оттуда вместе с войском он достиг пределов этого пути, ибо перед ним встали горы и скалы, вздымавшиеся подобно стенам. По тропе они возвратились назад на вышеупомянутую равнину, и он решил повернуть на север».

История сражений Александра Великого. XIII в.

Возможно, изложенная в «Истории сражений Александра Великого» версия победы над василиском испытала на себе влияние еще одной новеллы из «Римских деяний» (собственно говоря, поднявшись на башню и сгибая тонкий лист железа, Сократ пользуется параболическим зеркалом для того, чтобы увидеть в нем отражение драконов):

«В царствование Филиппа между двумя горами Армении проходила одна дорога, и долгое время люди пользовались ею часто, а затем случилось так, что из-за отравленного воздуха никто не мог отправиться этим путем, избежав гибели. Царь спросил мудрецов о причине подобной напасти, но никто из них не знал истинной причины этого. И тогда призванный Сократ сказал царю, чтобы возвели постройку такой же высоты, что и горы. А когда это было сделано, Сократ велел сделать зеркало из плоского булата, сверху отполированного и тонкого, чтобы в этом зеркале можно было увидеть отражение любого места в горах. Сделав это, Сократ поднялся наверх постройки и увидел двух драконов, одного со стороны гор, другого со стороны долины, которые разевали друг на друга пасти и испепеляли воздух. И пока он смотрел на это, некий юноша верхом на коне, не ведавший об опасности, отправился той дорогой, но тут же упал с коня и испустил дух. Сократ поспешил к царю и рассказал ему обо всем, что увидел. Позднее драконы были с помощью хитрости схвачены и умерщвлены, и так дорога снова стала безопасной для всех проезжающих».

Римские деяния. Гл.145

Христианство

Так как переписчиками бестиариев были, как правило, люди из лона церкви, то и относительно присутствовавшего в этих текстах василиска своевременно встал разумный вопрос - каков он василиск в глазах Господа нашего, угоден ли он последнему, и с чем его едят отождествлять? Ответ, конечно же, был найден непосредственно в Ветхом Завете, «где этот зверь выступает в типичных для дьявола (в его средневековом понимании) ролях: в качестве орудия Божественного мщения («Я пошлю на вас змеев, василисков, против которых нет заговариванья, и они будут уязвлять вас, говорит Господь» - Иер. 8:17); враждебного демонического стража пустыни («Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие» - Втор. 8:15); врага, которого ждет уничтожение («на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и » - 11 с. 90:13). В итоге в демонологии василиск стал символом открытой тирании и насилия дьявола. «Василиск означает дьявола, который ядом своих гнусностей открыто убивает беспечных и неосмотрительных», - писал Храбан Мавр (Об универсуме. Col. 231).

Вейер, включая василиска в номенклатуру имен дьявола, объясняет смысл этого имени в том же духе: дьявол, подобно аспиду и василиску, способен «одерживать победу при первой же встрече», и если аспид сразу убивает укусом, то василиск - взглядом (Об обманах, гл.21, §24)»

Как следствие и характерное для средневековья изображение василиска, коего попирает Христос.

Эпоха Возрождения

Эдвард Топселл в «Истории змей» говорит о том, что петух со змеиным хвостом, возможно, существует (отрицать этот факт означало идти против церковных догм), но, во всяком случае, он не имеет ничего общего с василиском. Браун в 1646 году идет еще дальше: «Это существо - ни только не василиск, но и вообще не существует в природе».

Удивительно то, что, как только миф о василиске-петухе был отвергнут, африканский василиск тоже был забыт. В эпоху Возрождения было создано немало «чучел» василиска, составленных из частей морских скатов и других рыб, часто с раскрашенными глазами. Такие чучела можно и сегодня увидеть в музеях Венеции и Вероны. Большинство изображений василиска, относящихся к XVI–XVII векам, основаны именно на таких муляжах.

Литература и изобразительное искусство (от средних веков до XIX столетия)

Существуют многочисленные изображения василиска на церковных барельефах, медальонах и гербах. В средневековых геральдических книгах василиск имеет голову и лапы петуха, птичье тело, покрытое чешуей, и змеиный хвост; трудно определить, чем покрыты его крылья - перьями или чешуей. Изображения василиска эпохи Возрождения отличаются чрезвычайным разнообразием. Нечто напоминающее василиска изображено на фресках Джотто в часовне Скровенджи в Падуе.

Интерес вызывает и полотно Карпаччо «Святой Трифоний, повергающий василиска». По легенде, святой изгнал дьявола, поэтому на картине василиск изображен таким, каким, по мнению живописца, должен быть дьявол: у него четыре лапы, тело льва и голова мула. Забавно, что, хотя для Карпаччо василиск - не мифологическое существо, а именно дьявол, название сыграло свою роль и картина повлияла на дальнейшее представление о василиске.

Василиск довольно часто упоминается в литературе, хотя никогда не бывает главным героем. Помимо многочисленных комментариев к Библии и бестиариев, однозначно именующих василиска воплощением дьявола и порока, его образ нередко встречается в английских и французских романах. Во времена Шекспира василисками называли проституток, однако английский драматург использовал это слово не только в современном ему значении, но и обращаясь к образу ядовитого существа. В трагедии «Ричард III» невеста Ричарда леди Энн желает стать василиском, существом ядовитым, но в то же время царственным, как и полагается будущей королеве.

В поэзии XIX века христианский образ василиска-дьявола начинает тускнеть. У Китса, Колриджа и Шелли василиск - скорее благородный египетский символ, чем средневековое чудовище. В «Оде к Неаполю» Шелли призывает город: «Будь, как имперский василиск, сражай врагов невидимым оружьем»

«Славянский бестиарий»

Одно из упоминаний василиска в русских источниках, явно пришло к нам через польские переписи бестиариев (здесь он - Базилишек, от польского Bazyliszek), ссылающихся на Плиния:

Базилише к кото́рой жил на пустоша́хъ во aѳpїкі́и <…> на главѣ и́мать коро́ну цвѣ́тну. глава́ у негѡ остра. ро́гъ у негѡ красный ка к огнь. о́чи черны. какъ и з ро́та до́хнетъ, такъ болша́гѡ зміа съѣ́стъ. а кто до него дре́во м до т кнется то т и у́мре т. Плиніу ш зове́тъ егѡкоро́лико м, и как πи́скне т и от него вси ѕміи бѣгаютъ.

ХКЛ. Увар. 5: 289-290
(указанный источник сведений о василиске -
«Естественная история Плиния, VIII.21.33; ΧΧΙΧ.19. См. СВБ: 192).

III. Василиск в фэнтези

В цирке-шапито колдун «едва не заснул под взглядом василиска-бельмача. Замученная рептилия пялилась на публику, рождая взрывы ужаса, «подсадке» в проходе сделалось дурно, шуты-буффоны каменели и лопались мыльными пузырями, - а колдун искренне сочувствовал твари, чей взор давно угас от стычки с себе подобным.»

Г.Л.Олди «Шмагия»

«Плоский мир» Т.Пратчетта

Василиск плоского мира - «редкое животное, обитающее в пустынях Клатча. Он похож на змею двадцати футов длиной с едкой слюной. Ходят слухи, что его взгляд способен обратить живое существо в камень, но это не соответствует действительности. На самом деле его взгляд просто измельчает рассудок в фарш, как ножи мясорубки».

Василиск в книгах Джоан Роулинг

В мире о Гарри Поттере, василиск появляется как страж тайной комнаты в виде гигантской змеи. Также запись о нем присутствует в отдельно изданном бестирии Роулинг, где василиск по шкале опасности удостоен самой высокой отметки - XXXXX (известный убийца волшебников, не поддаётся дрессировке или приручению):

«Первый известный Василиск был выведен Глупым Херпо, греческим Тёмным магом, обладающим даром Заклинателя. После долгих экспериментов Херпо выяснил, что если куриное яйцо будет высиживать жаба, то из него вылупится гигантская змея, обладающая сверхъестественными и очень опасными способностями.

Василиск - сверкающий зелёный змей, длина которого может достигать 50 футов. У самца Василиска на голове есть багровый хохолок. Его клыки источают смертельный яд, но самое страшное оружие Василиска - взгляд огромных жёлтых глаз. Любой, кто посмотрит в них - мгновенно умрёт.

Если предоставить Василиску достаточно еды (а питается он любыми млекопитающими, птицами и большинством рептилий), то он может прожить очень и очень долго. Говорят, что Василиск Глупого Херпо дожил до 900 лет.

Создание Василиска было объявлено незаконным ещё в средние века, хотя факт создания легко скрыть - просто убрать яйцо из-под жабы, если Отдел по контролю волшебных придёт с проверкой. Однако так как Василиском может управлять только Заклинатель, они опасны для Тёмных магов не меньше, чем для кого-либо ещё. За последние 400 лет в Британии не было зарегистрировано ни одного факта появления Василиска.»

Джоан Роулинг «Волшебные твари и где их искать»

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса