Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

У истоков человеческой цивилизации конспект урока. У истоков рода человеческого. методическая разработка по истории (10 класс) на тему. Достижения неолитического человека

ОБЩЕПРИНЯТАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА Продолжительность более 2, 5 млн. лет, становление человека современного вида, родоплеменной строй, переход к земледелию и скотоводству, нет частной собственности и социального неравенства, возникновение искусства и религии III тыс. до н. э. - V век н. э. ДРЕВНИЙ МИР V век – конец XV века СРЕДНИЕ ВЕКА XVI – XIX века НОВОЕ ВРЕМЯ XX - начало XXI века НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Периодизация истории по Л. Моргану и Ж. Кондорсе ВАРВАРСТВО Земледелие скотоводство Возникновение частной собственности и социального неравенства ДИКОСТЬ Собирательство охота ГР ЕС С -1881) – американский этнограф и историк, создатель научной теории первобытного общества ПР О Льюис Морган (1818 ЦИВИЛИЗАЦИЯ Государство письменность города классовое общество Жан Кондорсе (1743 -1794)- французский философ, родоначальни к теории ПРОГРЕССА Прогресс – поступательное движение общества от низших ступеней к высшим

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Человечество – это единое целое и развивается от низших ступеней к высшим по ступеням – формациям. Формация (от лат. Formatio – вид) – это общество на определенной ступени развития. В основе каждой формации лежит определенный способ производства материальных благ Коммунистическая формация – бесклассовое общество А) социализм «от каждого по способности, каждому – по труду) Б) коммунизм «от каждого по способности, каждому – по потребности Капиталистическая формация капиталисты (буржуазия) и пролетариат (наемные рабочие) : Феодальная формация: феодалы и с зависимые крестьяне ес гр Рабовладельческая формация: ро рабовладельцы и рабы Первобытнообщинная формация П К. Маркс «Революции – локомотивы истории»

Первобытная эпоха в истории человечества 2, 5 млн. л. н. – 5 тыс. л. н. ПЕРВОБЫТНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Первобытными называют людей, живших до возникновения письменности, появления первых городов и государств

«В современной науке вопрос происхождения человека остается весьма дискуссионным» ЧЕЛОВЕК – это БИОСОЦИАЛЬНОЕ существо АНТРОПОГЕНЕЗ - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens) Антропос – человек Генезис – происхождение АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - термин, принятый для обозначения проблемы происхождения и эволюции человека, как вида в процессе формирования общества.

Какие существуют теории происхождения человека? ТЕОРИИ Религиозные теории (КРЕАЦИОНИЗМ) Человек создан БОГОМ Естественно-научные теории ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Человек как биологический вид есть – результат ЭВОЛЮЦИИ Люди произошли от особого вида человекообразных обезьян Теория палеовизита ЧЕЛОВЕК прилетел из КОСМОСА Ни одна из этих теорий НЕ ИМЕЕТ полного научного подтверждения

Религиозная (креационная) теория Человек СОЗДАН БОГОМ Согласно Библии, человек создается в ТРИ этапа. Первый этап - это замысел Божий о человеке. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему. " Затем Бог приступает непосредственно к созданию человека. Он создает тело из земли и после, в готовое уже тело, вдыхает душу. ДУША - это бессмертная личность (сущность) человека. Смысл жизни – спасение души. «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию Нашему…» Библия. Книга Бытия. 1 -26 2: 7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. ОБРАЗ БОЖИЙ– это качества, данные Богом человеку, отличающие его от всех других существ на земле - разум, речь, способность различать добро и зло и стремиться к добру ПОДОБИЕ БОГА – это то, к чему человек должен стремиться – стать подобным Богу – в любви, терпении и т. д.

Религиозная (креационная) теория Василий Великий - христианский богослов и философ IV в. Василий Родзянко (19151999) – епископ православ ной церкви в Америке Григорий Нисский –христианский богослов и философ IV в. Д. Сысоев «Летопись начала» А. Кураев «Школьное богословие» «Православие и эволюция»

Эволюционная теория Эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся исчезновением и возникновением видов живых существ Человек – высшая ступень развития живых организмов на земле ТИП – хордовые КЛАСС – млекопитающие ОТРЯД – приматы СЕМЕЙСТВО – гоминиды РОД – люди ВИД – человек разумный HOMO SAPIENS

Основные факторы эволюции Чарльз Дарвин – основатель теории эволюции (дарвинизма) 1859 г. Происхождение видов путем естественного отбора» 1871 «Происхождение человека и половой подбор»: сходство и родство человека и человекообразных обезьян. Основные факторы эволюции – борьба за существование и естественный отбор (дарвинизм). Механизм эволюции – генетические мутации (неодарвинизм) Чарльз Дарвин 1809 -1882 «Естественный отбор может объяснить (точнее - описать, а не объяснить) вариативность в рамках популяции, но не может объяснить скачок из одного вида в другой. Поэтому в "Происхождении видов" Дарвин говорит о чем угодно, кроме самого происхождения видов» . А. Кураев «Православие и эволюция»

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития Борьба за существование (видовая и межвидовая) и естественный отбор Появление речи, абстрактного мышления, НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ накопление знаний, совершенствование орудий труда Умение изготавливать орудия труда – основное отличие человека от животных ЧЕЛОВЕК

«Труд сделал из обезьяны человека» Постепенное совершенствование орудий труда способствовало развитию речи и мышления Фридрих Энгельс (1820 -1895) – немецкий философ, автор работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

Вопросы 1. 2. 3. 4. 5. Что такое антропогенез и антропосоциогенез? Почему человек – это биосоциальное существо? Какие существуют теории происхождения человека? В чем суть креационной теории? Кто является автором теории эволюции? Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Что означает выражение «труд сделал из обезьяны человека» ?

Основные этапы развития человека. Предки человека Кроманьонец 40 тыс. лет назад Неандерталец Человек 600 -35 тыс. л. н. Австралопитек умелый прямоходящий (южная обезьяна) 4 млн. лет назад Палки и острые камни 2, 5 млн. лет ПИТЕКАНТРОП назад 1 млн. лет назад Грубо обработанные камни 100 тыс. л. н. 200 -300– тыс. л. н. ПАЛЕОЛИТ (палео –древний, литос – камень) – древнекаменный век НЕОЛИТ X тыс. л. н. МЕЗОЛИТ XХ -X тыс. л. н.

Периодизация первобытной эпохи ЭНЕОЛИТ меднокаменный век НЕОЛИТ – X- IX тыс. л. н. МЕЗОЛИТ ХХ-Х тыс. л. н. ПАЛЕОЛИТ 2, 5 млн. л. н. - XII тыс. л. н. Нижний, средний, верхний Грубые (нешлифованные) каменные орудия труда Родовая община собирательство, охота, рыболовство Человеческое стадо

Расы РАСЫ - это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) людей внутри вида Homo sapiens. ЕВРОПЕОИДНАЯ МОНГОЛОИДНАЯ НЕГРОИДНАЯ ОКЕАНИЧЕСКАЯ Расы отличаются друг от друга второстепенными физическими особенностями - цветом кожи, пропорциями тела, разрезом глаз, структурой волос и т. д.

Вопросы 1. 2. 3. 4. 5. Какие регионы являются прародиной человечества? В чем главное отличие древнейших людей от животных? Назовите человекоподобных предков людей. Что такое палеолит, мезолит и неолит? Какие достижения человека в эпоху раннего палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода? Что такое расы?

Человек осваивает планету МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л. н.) – изменение природных условий, ледник отступает, становятся доступными для заселения новые территории 25 тыс. л. н. 20 тыс. л. н.

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л. н.) – возникновение искусства и религии Что такое РЕЛИГИЯ и почему она возникла? Религия – вера в существование высших сил и поклонение им Религия возникла из страха первобытных людей перед силами природы Религия – это важнейшая духовная потребность человека «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин)

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л. н.) – возникновение искусства и религии ПЕРВОБЫТНЫЕ (архаичные) РЕЛИГИИ 1) АНИМИЗМ – вера в душу и духов 2)ФЕТИШИЗМ Похоронный обряд 3) ТОТЕМИЗМ 4) МАГИЯ Магический обряд

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л. н.) – возникновение искусства и религии Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Жрецы (шаманы, колдуны) играли большую роль в жизни первобытных племен

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л. н.) – возникновение искусства и религии Палеолитические Венеры

Вопросы На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты? 2. Что такое религия? Как ученые объясняют ее появление? 3. Когда в человеческом обществе зарождается религия и искусство? Какая связь существует между ними? 4. Назовите первобытные формы религии. 1.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 10 тыс. л. н. Переход от примитивного ПРИСВАИВАЮЩЕГО хозяйства к ПРОИЗВОДЯЩЕМУ хозяйству, основанному на скотоводстве и земледелии

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Переход от примитивного ПРИСВАИВАЮЩЕГО хозяйства к ПРОИЗВОДЯЩЕМУ хозяйству, основанному на скотоводстве и земледелии ПРИЧИНЫ 1. Потепление климата 2. Исчезновение крупных животных (мамонтов) 3. Рост численности населения 4. Усовершенствование орудий труда и оружия 5. Истребление многих видов животных ПОСЛЕДСТВИЯ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Возникновение земледелия и скотоводства Отделение ремесла от сельского хозяйства Появление обмена и торговли Переход о матриархата к патриархату Появление собственности Переход от родовой общины к соседской Усиление неравенства Создание предпосылок для возникновения ГОСУДАРСТВ Какое значение имела неолитическая революция?

1. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Когда возникла теория эволюции и кто ее автор? Какие мифы, объясняющие происхождение мира и человека, вы знаете?

Основные теории происхождения человека делятся на креационистские (человек был создан благодаря действиям высших сил) и эволюционные (человек произошёл от других форм жизни в результате эволюции).

В каждой религии существует свой креационистский миф. Например, в Библии написано, что мужчину Господь создал из глины и вдохнул в него дух, а женщину создал из ребра мужчины. Древнегреческий поэт Гесиод писал о 5 поколениях людей, которые боги последовательно создавали и уничтожали. Это поколения людей золотых, серебряных, медных и поколение героев. Согласно Гесиоду нынешнее поколение – железное.

Эволюционная теория возникла в XIX веке. Наибольший вклад в теорию эволюции видов живых существ внёс Ч. Дарвин, он же впервые обосновал происхождение и человека от других животных (от приматов).

2. Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?

Из мира природы первых предков человека стал выделять интеллект и использование специально изготовленных орудий труда. Но со временем главным фактором стало самосознание: человек мыслит себя отдельно от природы и свою личность отдельно от всего остального мира, это определяет всё его поведение, и именно это выделяет его среди всех остальных живых существ.

Существуют разные теории относительно того, что послужило толчком для начало бурной эволюции группы приматов, которая привела к появлению человека. По наиболее распространённой в результате климатических изменений среда обитания этой группы стала абсолютно другой в краткий промежуток времени: на месте лесов образовались саванны. Приматам пришлось приспосабливаться к новым условиям настолько быстро, что у эволюции не было времени сделать их сильнее, быстрее и т. д. Вместо этого они стали выживать за счёт своего ума и использования передних уже свободных от ходьбы конечностей. При этом в эволюции человека большую роль сыграли как межвидовая, так и внутривидовая борьба. В конкуренции с другими видами за еду и борьбе с хищниками вырабатывался интеллект и навыки изготовления орудий, потому больше человек ничего не мог противопоставить агрессивной внешней среде. Однако помогала этому и внутривидовая конкуренция. Видимо, партнёров для создания семей предки человека избирали не по силе или красоте, а по способности добыть больше еды для потомства, что снова требовало интеллекта и умения изготовлять орудия.

3. Назовите направления эволюции человеческого рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?

Эволюция большинства видов животных направлена на то, чтобы изменить тело животного в соответствии с условиями окружающей среды. Человек вместо этого эволюционировал так, чтобы создать средства приспособления к окружающей среде (орудия труда) собственными руками, а со временем и изменить окружающую среду в соответствии со своими потребностями. Например, эволюция изменяет зубы животных, чтобы они могли питаться новой пищей, человек вместо этого научился использовать огонь и смог обрабатывать пищу так, чтобы она стала подходить под его зубы. Таким образом, накопление знаний имело решающую роль в выживании человека как биологического вида, потому что только знания помогли изготовлять всё более сложные орудия труда, использовать огонь и другие приспособления и в итоге достичь современного уровня развития.

4. Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предшественников людей.

Первые орудия труда найдены в Восточной Африке, Северной и Южной Азии. Непосредственным предшественником человека современного типа сегодня считают так называемого человека умелого (Homo habilis).

5. На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?

Расселение человека по планете начинается после отступления ледника. В Америке люди появились ок. 25 тыс. лет назад, а Австралии – ок. 20.

6. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

Наскальная живопись появилась уже у неандертальцев (жили в Европе уже 400-250 тыс. лет назад). Тогда же, видимо, возникли и религиозные представления (найдены захоронения, сделанные явно с использованием какого-то ритуала). Наскальная живопись, видимо, тоже была частью каких-то ритуалов. Например, некоторые из таких рисунков имеют связь с астрономическими явлениями. У человека современного типа наскальная живопись известна с эпохи мезолита (которая длилась с XX по IX-VIII т. до н.э.).

ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА


У истоков рода человеческого


История человечества в целом характеризуется нара­стающей динамикой перемен, происходящих как в раз­личных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций ев­ропейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действитель­но выступает источником ресурсов для развития цивили­зации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам являет­ся ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5-3 млн. лет. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, орангу­танги) способны в определенных ситуациях использовать гото­вые предметы (палку, камень). Однако они не могут изготовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кре­мень). Для этого необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абст­рактного мышления, наличие разума.

Происхождение разума объясняется действием природных зако­нов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в ста­да (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от бо­лее сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был ограничен возможностями прокормиться на оп­ределенной территории (у первобытных людей размер стада состав­лял 20-40 человек).

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшествен­ников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмо­ции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформи­ровалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структу­ры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к ком­муникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, ос­тавить потомство.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстракт­ного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволю­ции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с дру­гой - с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Способность к обучению демонстрируют многие животные. Одна­ко приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапли­вались знания, которые благодаря развитию речи передавались от по­коления к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаи­модействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выжива­ние по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копь­ями, действующие сообща, первобытные охотники могли справить­ся с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относи­тельную независимость от климата и капризов погоды.




ПАЛЕОЛИТ ПАЛЕОЛИТ (от парео... и греч. lithos камень), древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека (пареоантропы и др.), который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Палеолит продолжался с возникновения человека (св. 2 млн. лет назад) примерно до 10- го тысячелетия до н. э. Важнейшим достижением пареолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно тыс. лет до н. э.). Разведение огня.


В завершении эпохи раннего пареолита наступил период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Многие стада первобытных охотников - неандертальцев не смогли приспособиться к новым природным условиям. К концу раннего пареолита (примерно тыс. лет до н. э.) неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа. Каменный наконечник с «ножкой». Ср. пареолит.


Эпоха Мезолита МЕЗОЛИТ (от мезо... и греч. lithos камень), средний каменный век, переход от пареолита к неголиту (ок. 10- го 5- е тыс. до н. э.). В мезолите появились лук и стрелы, микролитические орудия, была приручена собака. Мезолит иногда называют также протонеголитом (от греч. protos первый и неголит) или эпипареолитом (от греч. epi после и пареолит).


Мезолит охватывает период с XX по IX- VIII тыс. до н. э. природные условия в это время становятся благоприятнее, становятся доступными для заселения новые территории. Численность населения не превышает 10 млн. чел. Примерно в эту эпоху человек впервые проник на американский континент и в Австралию. В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распространение наскальная живопись. Пример сложного орудия.


Наскальные изображения, в науке получившие название петроглифов, находят в разных частях света. Относятся к разным историческим эпохам от пареолита до средневековья. Древние люди наносили их на стены и потолки пещер, на открытые скальные поверхности и отдельные камни. Древнейшие пареолитические наскальные изображения найдены в пещерах и гротах Южной Франции и Северной Испании. Для наскальных изображений характерны фигуры животных, прежде всего объектов охоты древнего человека: бизоны, лошади, мамонты, носороги, реже встречаются хищники медведи, львы. Танец. Роспись Лльейда. Испания. «Каменная газета». Аризона.


В России петроглифы называли писаницами. Здесь пареолитические рисунки открыты в Каповой пещере на Урале и на скалах у деревни Шишкино на реке Лене. Уже в древнейшие времена стиль и техника наскальных изображений были разнообразными от контурного рисунка, процарапанного на камне до барельефа и полихромной росписи, для которой использовались минеральные краски. Наскальные изображения имели для древних людей магическое значение. Сражающиеся лучники Композиция в пещере Ласко Росписи на горном плато. Тассоли-Аджер, Алжир.




Эпоха Неолита НЕОЛИТ (от него... и греч. lithos камень), новый каменный век, период (ок го тыс. до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В эпоху неголита орудия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество. Первобытные орудия труда



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

У истоков рода человеческого НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ПАРАГРАФЫ 4-5 Стаценко Анна Валерьевна, учитель истории МБОУ г. Иркутска СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов

2 слайд

Описание слайда:

Рассмотреть основные теории происхождения человека Выявить и охарактеризовать основные этапы становления человечества Раскрыть значение первобытной эпохи в истории человечества Цель: изучить первобытную эпоху в истории человечества ЗАДАЧИ Исследовать Узнать Выявить Выяснить Охарактеризовать Рассмотреть Раскрыть Обосновать Проанализировать Цель и задачи урока

3 слайд

Описание слайда:

Общепринятая периодизация Всеобщей истории III тыс. до н.э. - V век н.э. ДРЕВНИЙ МИР V век – конец XV века СРЕДНИЕ ВЕКА XVI – XIX века НОВОЕ ВРЕМЯ XX - начало XXI века НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА Продолжительность более 2,5 млн. лет, становление человека современного вида, родоплеменной строй, переход к земледелию и скотоводству, нет частной собственности и социального неравенства, возникновение искусства и религии

4 слайд

Описание слайда:

Периодизация истории по Л.Моргану и Ж.Кондорсе ДИКОСТЬ Собирательство охота ВАРВАРСТВО Земледелие скотоводство Возникновение частной собственности и социального неравенства ЦИВИЛИЗАЦИЯ Государство письменность города классовое общество Льюис Морган (1818-1881) – американский этнограф и историк, создатель научной теории первобытного общества ПРОГРЕСС Прогресс – поступательное движение общества от низших ступеней к высшим Жан Кондорсе (1743-1794)- французский философ, родоначальник теории ПРОГРЕССА

5 слайд

Описание слайда:

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Человечество – это единое целое и развивается от низших ступеней к высшим по ступеням – формациям. Формация (от лат. Formatio – вид) – это общество на определенной ступени развития. Первобытнообщинная формация Рабовладельческая формация: рабовладельцы и рабы Феодальная формация: феодалы и зависимые крестьяне Капиталистическая формация капиталисты (буржуазия) и пролетариат (наемные рабочие) : Коммунистическая формация – бесклассовое общество А) социализм «от каждого по способности, каждому – по труду) Б) коммунизм «от каждого по способности, каждому – по потребности Прогресс В основе каждой формации лежит определенный способ производства материальных благ К.Маркс «Революции – локомотивы истории»

6 слайд

Описание слайда:

Первобытная эпоха в истории человечества Первобытными называют людей, живших до возникновения письменности, появления первых городов и государств ПЕРВОБЫТНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЯ 2,5 млн. л.н. – 5 тыс. л.н.

7 слайд

Описание слайда:

«В современной науке вопрос происхождения человека остается весьма дискуссионным» АНТРОПОГЕНЕЗ - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens) Антропос – человек Генезис – происхождение АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - термин, принятый для обозначения проблемы происхождения и эволюции человека, как вида в процессе формирования общества. ЧЕЛОВЕК – это БИОСОЦИАЛЬНОЕ существо

8 слайд

Описание слайда:

ТЕОРИИ Естественно-научные теории ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Человек как биологический вид есть – результат ЭВОЛЮЦИИ Люди произошли от особого вида человекообразных обезьян Религиозные теории (КРЕАЦИОНИЗМ) Человек создан БОГОМ Теория палеовизита ЧЕЛОВЕК прилетел из КОСМОСА Ни одна из этих теорий НЕ ИМЕЕТ полного научного подтверждения Какие существуют теории происхождения человека?

9 слайд

Описание слайда:

Религиозная (креационная) теория Человек СОЗДАН БОГОМ «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию Нашему…» Библия. Книга Бытия. 1-26 ОБРАЗ БОЖИЙ– это качества, данные Богом человеку, отличающие его от всех других существ на земле - разум, речь, способность различать добро и зло и стремиться к добру ПОДОБИЕ БОГА – это то, к чему человек должен стремиться – стать подобным Богу – в любви, терпении и т.д. 2:7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Согласно Библии, человек создается в ТРИ этапа. Первый этап - это замысел Божий о человеке. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему." Затем Бог приступает непосредственно к созданию человека. Он создает тело из земли и после, в готовое уже тело, вдыхает душу. ДУША - это бессмертная личность (сущность) человека. Смысл жизни – спасение души.

10 слайд

Описание слайда:

Религиозная (креационная) теория Григорий Нисский –христианский богослов и философ IV в. Василий Великий - христианский богослов и философ IV в. Василий Родзянко (1915-1999) – епископ православной церкви в Америке Д. Сысоев «Летопись начала» А. Кураев «Школьное богословие» «Православие и эволюция»

11 слайд

Описание слайда:

Эволюционная теория Эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся исчезновением и возникновением видов живых существ Человек – высшая ступень развития живых организмов на земле ТИП – хордовые КЛАСС – млекопитающие ОТРЯД – приматы СЕМЕЙСТВО – гоминиды РОД – люди ВИД – человек разумный HOMO SAPIENS

12 слайд

Описание слайда:

Основные факторы эволюции Чарльз Дарвин – основатель теории эволюции (дарвинизма) 1859 г. Происхождение видов путем естественного отбора» 1871«Происхождение человека и половой подбор»: сходство и родство человека и человекообразных обезьян. Основные факторы эволюции – борьба за существование и естественный отбор (дарвинизм). Механизм эволюции – генетические мутации (неодарвинизм) Чарльз Дарвин 1809-1882 «Естественный отбор может объяснить (точнее - описать, а не объяснить) вариативность в рамках популяции, но не может объяснить скачок из одного вида в другой. Поэтому в "Происхождении видов" Дарвин говорит о чем угодно, кроме самого происхождения видов». А. Кураев «Православие и эволюция»

13 слайд

Описание слайда:

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития Борьба за существование (видовая и межвидовая) и естественный отбор Появление речи, абстрактного мышления, НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ накопление знаний, совершенствование орудий труда ЧЕЛОВЕК Умение изготавливать орудия труда – основное отличие человека от животных

14 слайд

Описание слайда:

Фридрих Энгельс (1820-1895) – немецкий философ, автор работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Постепенное совершенствование орудий труда способствовало развитию речи и мышления «Труд сделал из обезьяны человека»

15 слайд

Описание слайда:

Вопросы Что такое антропогенез и антропосоциогенез? Почему человек – это биосоциальное существо? Какие существуют теории происхождения человека? В чем суть креационной теории? Кто является автором теории эволюции? Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Что означает выражение «труд сделал из обезьяны человека»?

16 слайд

Описание слайда:

Основные этапы развития человека. Предки человека Австралопитек (южная обезьяна) 4 млн. лет назад Палки и острые камни Человек умелый 2,5 млн. лет назад Грубо обработанные камни Человек прямоходящий ПИТЕКАНТРОП 1 млн. лет назад Неандерталец 600-35 тыс.л.н. Кроманьонец 40 тыс. лет назад ПАЛЕОЛИТ (палео –древний, литос – камень) – древнекаменный век МЕЗОЛИТ XХ -X тыс. л.н. НЕОЛИТ X тыс. л.н. 100 тыс. л.н. 200-300– тыс. л.н.

17 слайд

Описание слайда:

Периодизация первобытной эпохи ПАЛЕОЛИТ 2,5 млн. л.н. - XII тыс. л. н. Нижний, средний, верхний Грубые (нешлифованные) каменные орудия труда собирательство, охота, рыболовство МЕЗОЛИТ ХХ-Х тыс. л.н. НЕОЛИТ – X- IX тыс. л.н. ЭНЕОЛИТ меднокаменный век Человеческое стадо Родовая община

18 слайд

Описание слайда:

Расы РАСЫ - это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) людей внутри вида Homo sapiens. ЕВРОПЕОИДНАЯ МОНГОЛОИДНАЯ НЕГРОИДНАЯ ОКЕАНИЧЕСКАЯ Расы отличаются друг от друга второстепенными физическими особенностями - цветом кожи, пропорциями тела, разрезом глаз, структурой волос и т. д.

19 слайд

Описание слайда:

Вопросы Какие регионы являются прародиной человечества? В чем главное отличие древнейших людей от животных? Назовите человекоподобных предков людей. Что такое палеолит, мезолит и неолит? Какие достижения человека в эпоху раннего палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода? Что такое расы?

20 слайд

Описание слайда:

Человек осваивает планету МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – изменение природных условий, ледник отступает, становятся доступными для заселения новые территории 25 тыс. л.н. 20 тыс. л.н.

21 слайд

Описание слайда:

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – возникновение искусства и религии Что такое РЕЛИГИЯ и почему она возникла? Религия – вера в существование высших сил и поклонение им Религия возникла из страха первобытных людей перед силами природы Религия – это важнейшая духовная потребность человека «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин)

22 слайд

Описание слайда:

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – возникновение искусства и религии ПЕРВОБЫТНЫЕ (архаичные) РЕЛИГИИ 1) АНИМИЗМ – вера в душу и духов Похоронный обряд 2)ФЕТИШИЗМ 3) ТОТЕМИЗМ 4) МАГИЯ Магический обряд

23 слайд

Описание слайда:

Искусство и религия Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Жрецы (шаманы, колдуны) играли большую роль в жизни первобытных племен МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – возникновение искусства и религии

24 слайд

Описание слайда:

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л.н.) – возникновение искусства и религии Палеолитические Венеры

25 слайд

Описание слайда:

Вопросы На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты? Что такое религия? Как ученые объясняют ее появление? Когда в человеческом обществе зарождается религия и искусство? Какая связь существует между ними? Назовите первобытные формы религии.

26 слайд

Описание слайда:

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 10 тыс. л. н. Переход от примитивного ПРИСВАИВАЮЩЕГО хозяйства к ПРОИЗВОДЯЩЕМУ хозяйству, основанному на скотоводстве и земледелии

27 слайд

Описание слайда:

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Переход от примитивного ПРИСВАИВАЮЩЕГО хозяйства к ПРОИЗВОДЯЩЕМУ хозяйству, основанному на скотоводстве и земледелии ПРИЧИНЫ ПОСЛЕДСТВИЯ Потепление климата Исчезновение крупных животных (мамонтов) Рост численности населения Усовершенствование орудий труда и оружия Истребление многих видов животных Возникновение земледелия и скотоводства Отделение ремесла от сельского хозяйства Появление обмена и торговли Переход о матриархата к патриархату Появление собственности Переход от родовой общины к соседской Усиление неравенства Создание предпосылок для возникновения ГОСУДАРСТВ Какое значение имела неолитическая революция?

28 слайд

Описание слайда:

Родоплеменной строй Родовая община Родовая община Родовая община ПЛЕМЯ Совет старейшин Вождь

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса