Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Статья тромбон. Тромбон, музыкальный инструмент: фото, описание. История и происхождение тромбона

(ит.— trombone , фр.— trombone , нем.— Posaune , англ.— trombone )

Далекой предшественницей тромбона считают большую изогнутую трубу древних римлян — букцину (buccina), которая использовалась в военном быту. Непосредственными его предшественницами явились европейские низкие (басовые) трубы.

В результате усовершенствования они постепенно приняли изогнутую форму, а в XV в. на их основе была изобретена кулисная труба (zugtrompete). Кулисой для этого инструмента служила удлиненная до 25 см мундштучная гильза, по которой передвигался весь инструмент. Передвижение инструмента по кулисе создавало для исполнителя непреодолимые трудности — нарушалась работа губного аппарата. Поэтому вскоре мастера создали вместо одинарной двойную кулису, по которой стало передвигаться нижнее колено инструмента вдоль его ствола.

Таким образом, в начале XVI в. возник первый хроматический медный духовой инструмент — тромбон. М. Преториус в «Своде музыкальной науки» («Syntagma musicum», ч. II, 1618) указывает четыре разновидности тромбона: альтовый или дискантовый — для верхнего регистра с объемом от си большой до ре (ми) второй октавы, простой или прямой с объемом от ми (ре, до) большой до ля (си) первой, квартовый с объемом от соль контроктавы до до (ре—соль) первой, октавный с объе-мом от ми (до — ре) контроктавы до ля малой (см малой — до первой).

В начале XVIII в. тромбоны использовались в церковной или башенной музыке и в редких случаях в оркестре. В то время существовали также четыре разновидности тромбона: малый альтовый или сопрановый в строе си-бемоль, большой альтовый в строе ми-бемоль и фа, теноровый в строе си-бемоль, басовый в строе фа и ми-бемоль. В начале XIX в. в Германии был сконструирован контрабасовый тромбон, настроенный октавой ниже тенорового. Р. Вагнер использовал этот инструмент в тетралогии «Кольцо нибелунга», но в дальнейшем контрабасовый тромбон применения не получил. С изоберетением вентильного механизма появились вентильные тромбоны. Их стали часто использовать в военных оркестрах. В настоящее время вентильные тромбоны встречаются очень редко.

К середине XIX в. из всех разновидностей инструмента остались лишь теноровый и тенор-бас-тромбон. Правда, некоторые композиторы в партитурах своих произведений продолжали писать партии альтовых и басовых тромбонов, но в оркестре партии альтового тромбона исполнялись на теноровом, а партии басового тромбона — на тенор-бас-тромбоне.

Теноровый тромбон . Его конструкция до настоящего времени осталась почти без изменений, расширился лишь раструб. Современный тромбон представляет собой инструмент, трубка которого вдвое длиннее, чем у трубы. Состоит он из трех частей: двух параллельных трубок, которые называют штангами, подвижной трубки — кулисы, которая вставляется в штанги, и раструба. Тромбон — инструмент нетранспонирующий, партии его записываются в басовом и теноровом ключах. Как правило, в басовом ключе записываются партии третьего тромбона (бас- тромбона).

Хроматический звукоряд воспроизводится посредством последовательного выдвигания кулисы. Положение, когда кулиса плотно прилегает к мундштучной части инструмента, называется I позицией. В этом положении возможно извлечение звуков натурального звукоряда со второго по десятый (от си-бемоль большой до ре второй октавы). II, III, IV, V, VI и VII позиции последовательно понижают натуральный звукоряд хроматически на три тона. Кулиса приводится в движение правой рукой, левая поддерживает инструмент. Таким образом, принцип понижения натурального звукоряда посредством кулисы сходен с принципом его понижения с помощью вентильного механизма. Полный хроматический звукоряд тромбона (см. пример 93). На I, II, III и IV позициях можно получить основные тона 17 (см. пример 94). Эти звуки называются педальными. Извлекаются они в нюансах р и рр и используются в качестве выдержанных. Звуки от ми-бемоль большой до си контроктавы на теноровом тромбоне исполнить невозможно, этот отрезок звукоряда принято называть «мертвой зоной». Характеристика регистров тромбона (см. пример 95). По тембру тромбон резко отличается от остальных медных духовых инструментов. Этому способствует его трубка, не имеющая кронов и завитков, которые неизбежны при вентильном механизме. Техника игры на тромбоне обусловлена кулисным механизмом. Сравнительно с вентильными инструментами быстрая и четкая смена звуков на тромбоне затруднительна. Однако с помощью кулисного механизма достигается точное интонирование, что выгодно отличает тромбон от других инструментов. Отсутствие на тромбоне беглой пальцевой техники возмещается возможностью применения глиссандо, которое может быть исполнено в любом темпе и с любым нюансом. Различные пассажи, построенные на натуральных звуках, легко исполнимы даже в подвижном темпе. Легато на тромбоне получается лучше всего на звуках одной или соседних позиций. Возможна одинарная и двойная атака. На восьмом и девятом обертонах каждой позиции возможны губные трели. Нередко при игре на тромбоне используется сурдина; иногда с целью ослабления звука. В нюансе ff она придает звучанию инструмента характерный треск.

Разновидности тромбона.

Тенор-бас-тромбон отличается от тенорового наличием добавочного крона с квартвентилем, который понижает весь звукоряд тромбона на чистую кварту.

В результате включения добавочного крона тромбон значительно увеличивается в длину, за счет этого вместо семи позиций тенорового тромбона при включении квартвентиля можно получить лишь шесть. С помощью этих шести позиций может воспроизводиться следующий звукоряд (см. пример 96). Но в основном квартвен- тиль применяется для извлечения самых низких звуков второго обертона: ми-бемоль, ре, ре-бемоль и до большой октавы. Таким образом заполняется «мертвая зона», кроме звука си контроктавы, который на тромбоне вообще не извлекается. Кварт - вентиль используется также при глиссандо. Кроме того, его часто применяют в технически сложных построениях, когда звуки извлекаются с помощью отдаленных друг от друга позиций.

Тромбон (итал. trombone, букв. «большая труба», англ. и фр. trombone, нем. Posaune) — медный духовой музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Основная отличительная черта тромбона - его подвижное колено, кулиса. Кулиса предназначена для изменения высоты звучания инструмента. Когда она выдвигается - звук, по мере удлинения воздушного столба, становится ниже.
Трубка инструмента в основном цилиндрическая, но ближе к раструбу энергично выходит на конус. Мундштук представляет собой неглубокую шарообразную чашку, похожую на мундштук большой трубы, и отличается от мундштуков других медных инструментов.

Звучание

Диапазон тромбона — от G1 (соль контроктавы) до f2 (фа второй октавы) с пропуском звуков между B1 и E (си-бемоль контроктавы — ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H1, то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля.
Тромбон — разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент, обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным — в нижнем. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект — глиссандо — достигается скольжением кулисы. В симфоническом оркестре обычно используются три тромбона (два теноровых и один басовый).

Основная сфера применения тромбона — симфонический оркестр, но он также используется в качестве солирующего инструмента, а также в духовом оркестре, джазе и других музыкальных жанрах, в частности, в Ска-панке, где занимает ведущее положение среди духовых.

Звучание тромбона мощное, отчетливое; вместе с тем на тромбоне возможны любые градации тихого звука. Инструмент проникновенно звучит в духовной музыке, но часто ассоциируется со сферой сверхъестественного (как, например, в Реквиеме Моцарта и его опере «Дон Жуан»). Если необходимо выразить в партитуре музыкального произведения ощущения тревоги, опасности, обречённости, то композитор, скорее всего, обратится к звучанию тромбона. В джазовой музыке тромбон, напротив, часто звучит довольно беззаботно. Вокальная имитация звучания тромбона, его выразительного глиссандо и блюзовых нот - это чуть ли не квинтэссенция неповторимой исполнительской манеры легендарного джазового музыканта (певца, трубача, тромбониста) Луиса Армстронга (1901-1971).

История

Появление тромбона относится к XV веку. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд.
За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции.
Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer — тянуть к себе, bouter — толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам: сопрано, альт, тенор и бас. Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров. Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.
В XIX веке предпринимались попытки приспособить к тромбону систему вентилей наподобие механизма трубы и валторны , однако это нововведение не получило распространения из-за того, что такие инструменты, хотя и выигрывали в технической подвижности, значительно теряли в звучании. В 1839 году лейпцигский музыкальный мастер Кристан Затлер изобрёл квартвентиль, позволивший понижать звуки тромбона на кварту, что позволило извлекать звуки из так называемой «мёртвой зоны» (отрезок звукоряда, недоступный из-за конструктивных особенностей тромбона).
Происходит развитие и укрепление позиций инструмента в оркестре, сольном и ансамблевом музицировании, появляются виртуозные сольные исполнители высокого класса. Композиторы создают для тромбона ряд сочинений, которые впоследствии становятся классикой репертуара — Романс Вебера, обнаруженный спустя много лет после смерти композитора, Концерт для тромбона с духовым оркестром Римского-Корсакова, Концертино Давида и другие. Во второй половине столетия формируются мощные, по сравнению с прошлым, мануфактуры по производству инструментов — Holton, Conn, King — в США, Heckel, Zimmerman, Besson, Courtois — в Европе. Выходят из практики некоторые разновидности тромбона, например, альтовый и контрабасовый.
В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон занимает в джазе, а также ска, фанке и других жанрах. С конца 1980-х годов происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и вышедшим из употребления разновидностям тромбона.

Типы

Сегодня существует несколько видов тромбонов:
Теноровый, Сопрановый, Контрабасовый, Басовый и Альтовый. Наиболее распространённым является теноровый тромбон, в то время как сопрановый и контрабасовый практически нигде не используются. Наиболее часто тромбон входит в состав симфонического или духового оркестра. В первом случае используются сразу три тромбона, два из которых теноровые, а один басовый. Также активно используют в своих композициях данный музыкальный инструмент джаз-банды или исполнители Ска-панка. Довольно широкое распространение тромбон получил в 19-м веке, причём не только как часть оркестра, но и как отдельный инструмент, для которого создавались сольные партии. Многие из подобных произведений стали настоящей классикой музыки.


Значительную роль в работе оркестра играет тромбон - музыкальный инструмент, принадлежащий к типу медных духовых, имеющий басово-теноровый регистр. Отличительной особенностью тромбона можно назвать кулису – специальную деталь в форме буквы "U", которая позволяет корректировать воздухопоток внутри музыкального устройства.

При этом возникают особые хроматические звуки. Существуют и другие схожие инструменты, имеющие специальные вентили. Популярностью пользуются и такие модели тромбона, у которых на квартвентиле зафиксирована деталь крона, при помощи которой, тон издаваемого звука понижается на кварту.

История появления в музыке тромбона

Специалисты в области музыкальной истории уверяют, что первый тромбон был придуман еще в 15 - м веке и внешне был схож на кулисные трубы, передвигая которые музыкант способен был воспроизводить определенный хроматический звукоряд.

Изначально данный инструмент получил интересное название "сакбут", по размеру куда более меньше нынешнего тромбона и распределялся зависимо от звукового регистра начиная сопрано и альтом, заканчивая тенором и басом. Именно из-за широкого звукоряда музыкальный инструмент в ближайшее время занял достойное и почетное место в оркестре.

В начале 17 - го века данная модель была преображена в лучшую сторону музыкальными мастерами и получила свое нынешнее название тромбон.

Через два века была предпринята попытка добавить к инструменту вентиль, такая деталь имелась у инструментов валторн и труба, но она в скором времени потерпела фиаско. Невзирая на то, что по техническим параметрам тромбон был достаточно удобен в использовании, звучание претерпело изменения и повернулось в худшую сторону.

В 1839 году, благодаря музыкальному мастеру Кристану Зальтеру, появилось новое изобретение – квартвентиль. С помощью этой детали музыканты получили отличную возможность извлекать звуки из недоступного ранее отрезка звукоряда тромбона.

Начиная с 20 - го века, тромбон музыкальный инструмент получил новый виток в развитии не только как оркестровый, но и как сольный инструмент. Это случилось во многом благодаря тому, что широкое распространение получили школы игры на данном инструменте, а также усовершенствовался процесс его изготовления. Композиторами всего мира создаются учебно-методические пособия и непревзойденная концертная литература, а многие музыкальные жанры, например, фанк или джаз немыслимы без участия тромбона. Помимо всего прочего, с конца 1980-х годов увеличился спрос на тромбоны образца прошлых столетий, которые уже давно не используются музыкантами.

Принцип работы тромбона

Многие духовые инструменты, а тромбон не является исключением, воспроизводят звуки с помощью кулисы, позволяющей регулировать воздушные потоки, выходящие из тромбона. Во время игры правая рука музыканта направляет кулису, в то время как левая держит инструмент. Каждая из семи позиций способствует понижению звука на пол тона. Первые три – четыре позиции соответствуют основному "педальному" тону и издают достаточно тихие звуки.

Выше уже упоминалось о том, что существуют модели тромбона с дополнительной кроной, которая приводится в работу с помощью квартвентиля. В свою очередь он приводится в движение натягиванием цепочки, которая зафиксирована на большом пальце музыканта. Следует помнить также о том, что тромбон совмещает в себе тенорный и басовый вид инструмента под названием тенор-бас-тромбон.

Достаточно распространен такой термин, как "глиссандо". Под ним подразумевают игровой прием, во время которого кулиса плавно перемещается между позициями, а звук при этом получается непрерывным. Обычно он используется для придания игре особого звукового эффекта.

Используя квартвентиль, по причине несовершенной конструкции тромбона, музыкант способен изменять звук от "соль" контроктавы до "фа" второй октавы, с пропуском звуков между "си-моль" контроктавы и "ми" большой октавы.

Исполняя музыкальные композиции на тромбоне, можно получить разнообразный диапазон звуков, таких как:

  • изумительных и волшебных в среднем, а также верхнем регистрах;
  • таинственных, невероятных, чуть завораживающих и сумрачных в нижнем регистре.

На сегодняшний день в оркестрах используются как правило два теноровых тромбона и один с низким басовым звуком. Без сомнения, этот музыкальный инструмент популярен и в исполнении оркестра, и в сольном выступлении, во многом благодаря школам игры на тромбоне и других музыкальных инструментах.

За пятисотлетнюю историю существования данного музыкального инструмента он приобрел действительно новое широкое звучание, а также способствовал изобретению смежных инструментов, которые широко применяются в современных оркестрах. Тромбон не является конкурентом по отношению к другим инструментам в оркестре, он гармонично играет среди них, создавая восхитительную и непревзойденную музыкальную мелодию.

Видео: Особенности тромбона

trombone (итал., франц, англ.), Posaune (нем.)

От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы — особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и тубе этой цели служат вентили). Как и на других медных духовых инструментах, основным принципом игры на тромбоне являются получение гармонических созвуков путём смены положения губ и изменения длины столба воздуха в инструменте, достигаемое с помощью кулисы. При игре кулиса выдвигается правой рукой, левая поддерживает инструмент. На тромбоне существуют семь позиций (положений кулисы), каждая из которых понижает строй инструмента на полтона.


Диапазон тромбона — от G 1 до с пропуском звуков между B 1 и E (си-бемоль контроктавы — ми большой октавы). Этот промежуток (кроме ноты H 1 , то есть си контроктавы) заполняется при наличии квартвентиля. Тромбон — нетранспонирующий инструмент, поэтому его партия всегда записываются в соответствии с действительным звучанием.

Тромбон обладает ярким, блестящим тембром в среднем и верхнем регистрах, сумрачным — в нижнем.

Тромбон — разнообразный по штрихам и технически подвижный инструмент. На тромбоне возможно использование сурдины, особый эффект —глиссандо — достигается скольжением кулисы.

Один из лучших тромбонистов нашего времени Кристиан Линдберг исполняет две пьесы из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева: "Танец рыцарей" и "Джульетта - девочка"


Появление тромбона относится к XV веку. За время своего существования тромбон практически не претерпел радикальных изменений в своей конструкции. Принято считать, что непосредственными предшественниками этого инструмента были кулисные трубы, при игре на которых у музыканта была возможность передвигать трубку инструмента, таким образом получая хроматический звукоряд. Такие трубы делались для удвоения голосов церковного хора, учитывая сходство тембра трубы с человеческим голосом. Нужно только было сделать сходство интонации, для чего и сделали кулису, дающую хроматизм и вибрато.

Первые инструменты, по сути представлявшие собой тромбоны, назывались сакбутами (от фр. saquer — тянуть к себе, bouter — толкать от себя). Они были меньше современных инструментов по размеру и имели несколько разновидностей по регистрам певческих голосов, которые удваивали и тембру которых подражали: сопрано, альт, тенор и бас.


Сакбуты благодаря хроматическому звукоряду сразу стали постоянными членами оркестров.

Небольшие усовершенствования сакбутов привели к появлению в XVII веке практически современных инструментов, к которым в это время уже стало применяться итальянское слово trombone.

К середине XVIII века основной сферой использования тромбонов была церковная музыка: чаще всего этим инструментам поручалось дублирование певческих голосов. Постоянным членом оркестра тромбон становится только на рубеже XVIII―XIX веков. Как правило, в состав оркестра входили три тромбона: альтовый, теноровый и басовый (так как на сопрановом тромбоне с его маленькой кулисой трудно было играть чисто). Тогда же тромбон резко сменил амплуа. Из игры в высоких регистрах, где его торжественный тембр сливался с блестящим тембром церковных певцов он перешёл в мрачный низкий регистр, оставив верхнюю тесситуру трубам и валторнам. В эпоху романтизма композиторы обратили внимание на выразительные возможности тромбона. Берлиоз писал, что этот инструмент обладает благородным и величественным звучанием, и поручил ему большое соло во второй части Траурно-триумфальной симфонии.

В XX веке, благодаря развитию исполнительской школы и совершенствованию технологий производства инструментов, тромбон стал весьма популярным инструментом. Композиторы создают для него многочисленную концертную литературу, значительное место тромбон занимает в джазе и родственных ему жанрах. С конца 1980-х годов происходит возрождение интереса к старинным тромбонам (сакбутам) и вышедшим из употребления разновидностям тромбона.

Инструмент существует в нескольких разновидностях, образующих семейство. В наше время в основном используется основной представитель семейства — теноровый тромбон. Как правило, под словом «тромбон» подразумевается именно эта разновидность, поэтому часто слово «теноровый» опускают. Альтовый и басовый тромбоны применяются реже, сопрановый и контрабасовый — почти не используются. Типично для оркестра трио тромбонов с тубой (2 тенора + 1 тенорбас) и квартет тромбонов с контрабас тромбоном (туба высвобождается для игры басом для валторн и вагнеровских туб).

Музыкальный инструмент: Тромбон

Вы когда-нибудь слышали, как играет группа тромбонов? Демонстрируя свою мощь, эти инструменты производят огромное впечатление. Какой бы оркестр не играл: симфонический, эстрадный, духовой, биг-бэнд – блестящий и торжественный звук тромбона прослушивается всегда.

Название тромбон пришло к нам из Италии, там слово «trombone» означает «большая труба». Инструмент действительно схож с трубой , но в отличие от неё имеет выдвижное колено - кулису.

Не подлежит сомнению наличие данного инструмента в музыкальных произведениях драматического характера. Гектор Берлиоз во второй части своей «Траурно-триумфальной» симфонии скорбную поминальную речь доверил именно тромбону. Сегодня в симфоническом оркестре используется три тромбона: 1 басовый и 2 обычных, теноровых.

Историю и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Величайший композитор Л.В. Бетховен говорил, что голос тромбона – это голос Бога.

Звуковой колорит тромбона очень богат, он может быть мужественным, ярким и грозным, но может быть спокойным и лиричным, так, первоначально инструмент использовался в церковных произведениях.


Диапазон тромбона от соль контроктавы, до фа второй октавы. Тембр – яркий и светлый в верхнем регистре; благородный и твердый - в среднем; таинственный, мрачный и даже зловещий - в нижнем. Звук тромбона очень разноликий, он может создавать праздничный и драматический эффект.

Тромбон имеет одно преимущество перед остальными инструментами группы медных духовых, он единственный может скользить из одного звука в другой, все это становится возможным из-за движения кулисы. Знаменитое красивое тромбоновое глиссандо исполнятся по такому принципу и является природным штрихом для кулисного инструмента. Ранее в классической музыке использование глиссандо не дозволялось и считалось знаком плохого вкуса. Первые композиторы, которые побороли это утверждение, были А. Глазунов и А. Шенберг, независимо и примерно в одно и то же время.

Для расширения выразительных средств тромбонисты нередко применяют сурдину, грушевидную насадку, назначение которой – изменение силы звука и достижение некоторых звуковых эффектов.

Фото :





Интересные факты

  • На раскопках Помпеи, на которых присутствовал король Англии, были найдены древние тромбоны. Неаполитанский король преподнес их в подарок английскому монарху, так как эта находка очень заинтересовала английского короля.
  • Одним из первых ансамблей с участием тромбона был судебный ансамбль города Неаполя, которому также разрешалось играть на свадьбах, в церкви и на полях сражений.
  • Знаменитыми мастерами XV-XVI веков по изготовлению тромбонов была династия Нойшель. Им заказывали тромбоны королевские фамилии со всей Европы. Зачинателем родового бизнеса стал Ганс Нойшель, который сам отлично играл на этом инструменте.
  • Сопрановый тромбон последний раз использовался в XVIII веке в мессе C-dur В.А. Моцарта .


  • «Для частого использования тромбон слишком священный» - эта цитата принадлежит великому композитору Ф. Мендельсону .
  • Первое концертное выступление тромбона, как солирующего инструмента, состоялось в 1468 году на свадьбе герцога Бургундского.
  • Почти во всех операх Вагнера в кульминационных моментах можно услышать группу тромбонов.
  • Партию первого тромбона в знаменитой опере Глинки «Жизнь за царя » единодушно признают самой сложной для исполнения оркестровой партией на этом инструменте.
  • Проверкой профессионализма для любого тромбониста считается исполнение соло на тромбоне в «Болеро » М. Равеля. Сложность задачи заключается в том, что до этой партии инструмент не играет, то есть остаётся «холодным», а исполнять соло приходится в высоком регистре.
  • В начале XX века тромбон стали широко применять в джазовых композициях.
  • В настоящее время во Франции будущие композиторы, выпускники консерватории, обязаны на экзамене представить некоторое количество сочинений, при этом одно из них обязательно должно быть для духового инструмента, в том числе тромбона.
  • Французские и немецкие школы тромбона больше всех в Европе вырастили талантливых тромбонистов.
  • Один из старейших тромбонов, сохранившихся до наших дней, был сделан в 1551 году в Нюрнберге, мастером Э. Шнитцером.

  • До начала применения инструмента в джазе, лучшими считались тромбонисты из Германии и Франции, но затем лидирующие позиции заняли музыканты из США.
  • Двести лет назад на тромбон пытались приспособить вентильную систему, такую как у валторны или трубы. В техническом плане такие инструменты стали значительно подвижней, но их звучание серьёзно проигрывало, поэтому от этой идеи пришлось отказаться.
  • Крупнейший ансамбль, состоящий только из тромбонов, включал в себя 360 исполнителей, которые выступили в 2012 году в Вашингтоне на национальном бейсбольном поле.

Произведения для тромбона

Н.А. Римский-Корсаков - Концерт для тромбона и духового оркестра (слушать)

Анри Томази - Концерт для тромбона с оркестром (слушать)


Конструкция тромбона

Тромбон представляет собой изогнутую два раза цилиндрическую трубку, которая в середине раздвигается кулисой, а в конце резко превращается в конус. Длина трубки составляет 3 метра, диаметр - 1,5 см. Мундштук у тромбона большой, в форме закругленной чашечки.

Средний вес тромбона - 2 кг, с футляром - 4 кг.


Отличие инструмента от остальных членов медно – духовой группы – это наличие особой детали, выдвижной кулисы. Благодаря её перемещению можно воспроизводить звуки хроматического звукоряда. Эту функцию на трубах, тубах, валторнах выполняют вентили.

Иногда на тромбоны устанавливают квинтвентель или квартвентель, чтобы понизить звуки в пределах квинты или кварты. Среди всех инструментов группы «медные духовые» тромбон может претендовать на звание «самого постоянного», поскольку за свою многовековую историю этот инструмент мало в чём менялся. Различают следующие его части:

  1. Крону общего строя.
  2. Раструб.
  3. Кулису.
  4. Мундштук.
  5. Клапан для жидкостного слива.
  6. Первую и вторую стойки.
  7. Уплотнительное кольцо.

На инструменте имеется 7 позиций с разницей от предыдущей в полтона. Позиционирование соотносятся с положением кулисы. Если на 1-ой позиции она совсем не выдвинута, то на последней 7-ой её выдвижение максимально.

Разновидности тромбона

Тромбон относится к группе аэрофонов (духовых инструментов), для которых характерно содержание воздуха внутри, а звуки образуются в результате его колебаний.

Сегодня тромбоны выпускают разных размеров и регистров, классификация тромбонов выглядит так:


  1. Обычный тромбон (теноровый).
  2. Альтовый.
  3. Басовый.
  4. Сопрановый.
  5. Контрабасовый (разница с теноровым одна октава).

Два последних вида сегодня почти не применяются на практике. Самым популярным из них является теноровый, его называют в обиходе просто словом «тромбон».

Применение и репертуар

Развитие исполнительской школы послужило большой популяризации тромбона. Сфера применения его очень обширна: симфонический, эстрадный, духовой, биг-бенд оркестры, джаз, фанк, ска-панк, свинг, сальса, меринге и другие музыкальные жанры. По звучанию, в симфоническом оркестре тромбон играет значимую, а иногда и первостепенную роль. Ему хорошо удается передать героический или трагический характер, инструмент может звучать как оратор с речью, наполненной воодушевлением. Композиторы поначалу использовали его мрачные тембральные краски, например, В. А. Моцарт в опере «Дон Жуан» и «Реквиеме» поручил инструменту изображать глубины ада. Пример известного использования тромбона в симфонической музыке мы находим у Л.В. Бетховена, в 4-ой заключительной части симфонии № 5 .


Стоит заметить, что способность тромбона точно передавать душевное настроение композиторы поняли и начали использовать только в эпоху романтизма. Г.Берлиоз, Г. Малер, Р. Вагнер, И. Брамс, восхищаясь благородным и величественным звучанием, доверяли тромбонам в своих симфониях не только патетические, но и выразительные лирические моменты.

Занимая важное место в оркестровой и ансамблевой практике, тромбон с большим успехом выступает как солирующий концертный инструмент. Композиторы: И.С. Бах , Г. Персел, Л.В. Бетховен, В.А. Моцарт, Р. Глиэр , А. Вивальди, К.М. Вебер, И. Гайдн, Э. Григ , Ф. Шуберт, Д. Дварионис, Ф. Куперен, Ж. Б. Люлли, Б.Марчелло, М. Глинка, П.И. Чайковский , С.Рахманинов, Н.А. Римский – Корсаков , Д. Кабалевский, В. Блажевич, Н. Рота и многие другие создали для него шедевры классического концертного репертуара.

Выдающиеся тромбонисты

Заняв прочное место, как активно выступающий оркестровый и ансамблевый музыкальный инструмент, тромбон энергично выходит на концертную сцену как солирующий инструмент.

Среди выдающихся тромбонистов-виртуозов следует несомненно отметить Ф. Бельке, В. Блажевича, К. Мейера, К. Квейссера, А.Г. Дьеппо, Дж.Стампа, А. Фолкнера, З. Пулеца, К. Бакарджиева, К. Линдберга, А. Скобелева, В. Назарова, В. Сумеркина, А. Лихоносова, А. Шипилова.

Знаменитые джазовые тромбонисты: Дж. Джонсон, Т. Дорси, Б. Брукмейер, Ф. Лэйси, К. Ори, Глен Миллер (создатель знаменитого джазового оркестра), Д. Морсалис, К. Хервиг, С. Туре, Т. Дорси, Л. Армстронг, К. Уиндинг, Б. Харри, В. Баташев, А. Козлов, Н.С. Коршунов, Е.А. Рейхе, В.А. Щербинин.

История


Сегодня уже нельзя назвать точную дату появления на свет первого тромбона. Историки нашли самое раннее упоминание о нём в произведениях римских писателей Вергилия и Исидора (первые года новой эры или по римскому календарю 570-730 года). При извержении Везувия в 79 г. н.э. в списках реестров присутствовал этот инструмент.

На раскопках Помпеи археологи обнаружили два отлично сохранившихся инструмента, мало чем отличающихся от современных тромбонов. Они были сделаны из меди и украшены золотыми мундштуками. Некоторые исследователи, например, Г. Риман, полагают, что этот инструмент существовал ещё в IV веке до нашей эры.

Основной же версией, по мнению большинства учёных, является утверждение, что дата появления тромбона в том виде, в каком мы его знаем XV век н.э. Именно с этого времени принято вести отсчёт истории тромбона, поскольку он начал широко использоваться в Европе, для него стали сочинять отдельные произведения и сольные партии.

Считается, что предшественницей тромбона была кулисная труба, имеющая выдвижную трубку, при помощи которой музыкант мог не только исполнять хроматический звукоряд, но и создавать вибрирующий звук. Это увеличивало сходство с человеческим голосом, так как такие трубы использовались для усиления звучания церковного хора.

Первейшие тромбоны, по сравнению с современными инструментами, отличались меньшими размерами и назывались сакбутами. Они имели несколько видов: сопрано, альт, тенор и бас в соответствии с высотой певческого голоса, который усиливали. В 17-м веке сакбуты претерпели некоторые конструктивные изменения, в результате которых получили вид современных инструментов. Название тоже изменилось, сакбуты стали называться тромбонами.

В 19-м веке музыкальный мастер из Германии К. Затлер изобрел квартвентиль, при помощи которого стало возможным понижение звуков тромбона на кварту, и тем самым озвучивание «мертвой зоны», так как из-за специфической конструкции на инструменте невозможно было извлекать некоторые звуки. Примерно в это же время тромбон вошел в составы симфонических и духовых оркестров.

С начала 20-го века тромбон начал динамично развиваться не только как оркестровый, но и как солирующий инструмент. Модернизировался процесс его изготовления, появились крупные фабрики по производству тромбонов: в США - Conn, Holton, King; в Европе – Zimmerman, Heckel, Courtois, Besson. Большую распространенность обрели школы игры, значительно пополнилась концертная литература. Тромбон стал неотъемлемой частью разных музыкальных жанров, например джаза, а в 80-х годах прошлого столетия возрос интерес к сакбутам - тромбонам первого поколения, которые издавна не использовались музыкантами.

За 500 лет существования обрел огромную популярность и сыскал широкое применение. Этот чудесный инструмент, обладающий богатым тембром и особой виртуозностью, может мгновенно привлечь внимание слушателей и поднять им настроение. Он прекрасно сочетается с другими музыкальными инструментами и гармонично дополняет их, порождая изумительную по красоте музыкальную палитру.

Видео: слушать тромбон

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса