Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сочинение по повести Короленко «В дурном обществе». План и характеры главных героев. Повесть В.Г. Короленко "В дурном обществе" В дурном обществе анализ по главам

«В дурном обществе» - рассказ русско-украинского писателя Владимира Галактионовича Короленко.

Тема рассказа

Главные герои произведения:

  • мальчик Вася – он же рассказчик;
  • отец Васи – богатый судья;
  • пан Тыбурций Драб – бедняк из «дурного общества»;
  • мальчик Валек и девочка Маруся – дети пана.

В городе Княж-городок в старом разваленном замке живут нищие и бедняки. Однажды среди этих людей происходит раскол. Слуга местного графа позволяет оставаться в замке католикам, бывшим слугам или потомкам бывших слуг графа, назвав их «порядочным обществом», а всех остальных нищих изгоняет. Они составляют «дурное общество»; этим людям приходится поселиться в подземелье местной часовни.

Вася – мальчик из богатой семьи, обделенный вниманием отца. Из любопытства он попадает в подземелье и там знакомится с Валеком и Марусей, а также их отцом-паном.

Между детьми зарождается дружба, Вася очень жалеет бедных людей. Вскоре Маруся начинает болеть из-за постоянного нахождения в подземелье, а также из-за постоянного голода. Вася дарит ей куклу своей сестры. Отец, узнав о дружбе сына с «дурным обществом», запрещает мальчику общаться с ними и запирает его дома.

Вскоре к ним приходит сам пан Драб и сообщает, что Маруся умерла. Отец Васи проявляет сострадание и позволяет сыну попрощаться с девочкой. После ее смерти пан и Валек исчезают из города.

Повзрослев, Вася и его сестра Соня по-прежнему навещают могилу Маруси; иногда с ними ее навещает и их отец.

Главные мысли рассказа «В дурном обществе»

Основная мысль рассказа заключается в том, что ставить ярлыки на людях – это неправильно. Пан Тыбурций, его дети и окружение названы «дурным обществом» только из-за их бедности, хотя на самом деле эти люди ничего плохого не сделали. Они честны, добры, ответственны и заботливы по отношению к родным и близким.

Также этот рассказ о добре. Всегда нужно быть добрым, и неважно, кто перед тобой – богач или бедняк. Так в рассказе поступил Вася. Он, как мог, поддерживал детей пана, и взамен получил незабываемые уроки жизни: он научился сострадать, помогать ближнему; он узнал, что такое настоящая дружба и что бедность – это вовсе не зло и не порок.

Роль «дурного общества» в жизни Васи - героя повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Вася - главный герой повести Владимира Галак­тионовича Короленко «Дети подземелья». Мы видим происходящие в произведении события глазами это­го мальчика. Он говорит о своей жизни: «Я же рос, как дикое деревце в поле, - никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы». Уже из этих строк видно, что герой был одинок. Мать Васи умерла, и у него остались отец и младшая сестра. С сестрой у мальчика были нежные, тёплые отношения, но между ним и отцом была «не­одолимая стена». С особым трагизмом Короленко опи­сывает, как Вася страдает от этого. Чтобы избежать «ужаса одиночества», герой почти не бывает дома, и надеется найти «что-то», что изменит его жизнь.

После смерти матери Вася хотел найти ту любовь, которую она не успела ему дать, в сердце отца. Одна­ко отец казался ему «угрюмым человеком», который не любит своего сына и считает его «испорченным мальчишкой». Но в своей повести Короленко показы­вает нам, как Вася учится понимать других людей, как он узнаёт горькую правду жизни и как, наконец, рушится эта «неодолимая стена» между ним и отцом.

Короленко построил повесть на контрастах. Вася был «сыном почтенных родителей», но его друзьями стали дети из «дурного общества» - Валек и Маруся. Это знакомство изменило и героя, и его жизнь. Вася узнал, что есть дети, у которых нет дома и которым приходится воровать, чтобы не умереть от голода. Описывая внутренние переживания героя, автор по­казывает, как сначала Вася удивлялся тому, что ви­дел в «дурном обществе», а затем мучился от жало­сти и сострадания к нищим: «Я не знал ещё, что та­кое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди…».

Вася очень привязался к Валеку и Марусе. Они ещё совсем дети, и им очень хотелось от души веселиться и играть. Сравнивая Марусю со своей сестрой Соней, Вася с грустью отмечал, что Соня «…так резво бега­ла… так звонко смеялась», а Маруся «…почти никогда не бегала и смеялась очень редко…».

Знакомство с Валеком, Марусей и их отцом Ты­бурцием помогло Васе посмотреть на жизнь с другой стороны. Он узнал, что есть люди, которым нечего есть и негде спать, и особенно его поразил серый камень, который забирает силы у маленькой девочки.

Отец Васи - судья, и мы видим, что и сам маль­чик в своих мыслях пытается судить поступки людей из «дурного общества». Но это «презрение» заглуша­ли сострадание и жалость, желание помочь. Об этом говорит глава «Кукла», которую можно назвать куль­минационной.

Люди из «дурного общества» помогли Васе узнать и понять своего отца, найти в нём «что-то родное». Читая повесть, мы видим, что Вася и отец всегда любили друг друга, но Тыбурций и его дети помогли им выразить эту любовь. У героя появились такие ка­чества, как сострадание, стремление помочь людям, доброта, смелость, честность. Но «дурное общество» помогло не только Васе, но и его отцу: он тоже взгля­нул на своего сына по-новому.

В конце повести Короленко описывает, как на мо­гилке Маруси Вася и Соня вместе с отцом произно­сили обеты. Я думаю, что главный из них - это обет помогать людям и прощать их. Я переживала вместе с ребятами все события, о которых рассказывается в повести. Мне очень понравилась эта книга.

Здесь искали:

  • сочинение в дурном обществе
  • что мы узнаем о Васи в начале повести?вася и его друзья их роль в жизни Васи?какие поступки совершает вася
  • сочинение короленко в дурном обществе

Анализ главы «Кукла». Урок добра и милосердия

Цель:

  • создать условия для восприятия главы повести «Кукла» В. Г. Короленко “В дурном обществе”, понимания тех изменений, которые происходят в сознании главного героя под влиянием жизненных обстоятельств;
  • способствовать осмыслению понятия “гуманизм”, «милосердие»
  1. обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;

  2. развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;


3.воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Оборудование:

  • учебник под ред. В.Я. Коровиной;
  • раздаточный материал (кроссворды),карточки
  • проектор

Урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Проблемный анализ текста.

Организационный этап

2 мин

Логические УУД:

самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера, актуализация знаний

Регулятивные УУД: целеполагание,контроль

Познавательные УУД: поиск информации

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

универсальные УУД

подведение под понятие, выведение следствий

10 мин

Личностные УУД : нравственно-этическая ориентация

Познавательные УУД

(Логические универсальные действия):

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

выбор оснований и критериев для сравнения

Логические УУД: анализ, синтез выстраивание причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе

7 мин

Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация, оценивание

усваиваемого содержания, (исходя из социальных и

личностных ценностей), обеспечивающее личностный

моральный выбор.

10 мин

Регулятивные УУД: целеполагание

Логические универсальные действия:

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, структурирование знаний, смысловое чтение

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли, слушать собеседника, работать в коллективе

Коммуникативные УУД:

высказывание мысли

Л ичностные УУД: нравственно-этическая ориентация

5 мин

Регулятивные УУД

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и

что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Познавательные УУД

Действие постановки и решения проблем

Анализ главы «Кукла». Урок добра и милосердия.

…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня.

В.Короленко

1.Слово учителя

Косвенное побуждение («Посмотрите на свою парту – всё ли готово к уроку?»).

Просьба улыбнуться друг другу.

2.Проверка домашнего задания.

Разгадайте кроссворд по содержанию повести в парах. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, являющееся темой урока и которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

Учащиеся читают ключевое слово гуманизм.

Так отгадали кроссворд?

Ребят, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о гуманизме в повести)

Давайте найдем определение слова «гуманизм» в словаре.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие, уважение человеческого достоинства.

Постановка цели.

- Что значит любить человека?

А ответить на вопрос должны на основании чего?

Подберите синонимы к этому слову (слайд)

Сочувствие.

Сострадание.

Доброта.

От каких слов первоначально произошли данные слова?

(найдите словообразовательную пару слов:

чувствовать- сочувствовать,

страдать- сострадать)

Как вы понимаете значение слова

« страдать»? (испытывать боль)

Кто из героев в повести Короленко страдает?

(Маруся, Влек, Тыбурций)

Запишите ответ в тетрадь полным предложением.

В чем отличие слов в словообразовательной цепочке? Что означает приставка со-?

(вместе)

А кто из героев повести сострадает и кому? (Вася)

Почему вы так решили? Из каких эпизодов это видно?

Запишите в тетрадь.

Еще один синоним доброта

Слайд

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Доброе слово доходит до сердца.

Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями.

Всякий хлопочет - себе добра хочет

Выберите пословицу о добре, которая подходит к теме нашей повести и запишите ее в тетрадь (самостоятельно)

Проверка с объяснением

Ребята, есть еще один синоним: милосердие

Прочтите определение, которое дал этому слову Толстой? Согласны ли вы с ним?

Милое сердце

Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.

Л.Н.Толстой

Что общего между понятиями? (их объединяет то, что это чувства человека, основанные на любви к человеку)

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это «РАЗ».

Повернулась голова – это «ДВА».

Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ».

Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ».

Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ».

Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».

3.Актуализация знаний.(работа в парах)

Сравнительная характеристика героинь.

Давайте вспомним наших двух героинь: Марусю и Соню.

Маруся

Соня

Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова.

Для того, чтобы лучше понять наших героинь, обратимся к следующей главе.

4. Анализ главы «Кукла»

Я принесла любимую игрушку моей дочери. Почему?

А символом чего является кукла? (сообщение Сафроновой Ксении)

Что нового узнаем о девочках из главы «Кукла»?

(Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения, с целью занять ее, она смотрела равнодушно своими большими потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время.)

Прочитайте отрывок.

Чем отличалось положение Сони от положения Маруси?

Какие игрушки могли окружать Соню?

У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.

Почему у Маруси не было игрушек?

Выделите в описании куклы ключевые слова- эпитеты.

Какое впечатление произвела кукла на Марусю? Как она играла с куклой?

Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своею новою знакомой... Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собою свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, попрежнему шлепая по полу слабыми ногами.

Чем Вася расплачивался за свой поступок?

Почему, несмотря на неприятности, которые Вася все же предчувствовал, он принес куклу Маруси? Есть сходство с Соней?

(он сострадал Маруси, жалел ее)

Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: “…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня”. (В. Г. Короленко.)

5. Составление таблицы.

На прошлом уроке мы заполняли таблицу о «сером камне». Что противостоит серому камню? Какие понятия ассоциируются с понятием «человеческое сердце». Заполните вторую колонку таблицы. Слайд

Вывод . Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы “серых камней”, “высасывающих жизнь” из людей, обитающих в трущобах.

6.Рефлексия.

Так что же значит любить человека? (жертвовать чем-то для него, сострадать, сочувствовать) (жалеть человека, помогать ему в сложных обстоятельствах, поддерживать, сочувствовать)

Ребята, я просила принести вас ваши любимые игрушки. Покажите мне их.

Посмотрите: у Сони нашей много игрушек, а у Маруси их нет. Кто сможет отдать Марусе свою любимую игрушку?

7.Оценка

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

9.Домашнее задание.

1 вар.-пересказать главу «Кукла» от лица любого героя: Маруси, Сони,Васи

2 вар. – сочинение-миниатюра «Кому из героев я сострадаю »

3 вар.-нарисовать иллюстрацию

Записывают тему и эпиграф в тетрадь.

Работа в парах

Работа со словарем

Записывают в тетрадь ключевое слово и синонимы к нему.

Записывают ответ на вопрос

Записывают ответ на вопрос

Выбирают пословицу

Ключевые слова в описании внешности двух девочек записываются в тетрадь

проанализировать фрагмент текста и записать эпитеты в тетрадь

Отвечают на вопросы, рабо-тают с текстом

Заполняют таблицу

Из славянской мифологии

Так у славян была кукла «Благодать»

Куклу славяне делали и дарили со словами: "Не грусти, не унывай, рук не опускай". Кукла от хандры; пожелание достатка, благополучия, сытости и здоровых детей -. Эту куклу делают на благополучие и просят у неё благ столько, сколько нужно. "Благо дающая" никогда не опускает рук на творение добрых дел, она помогает понять, что для нас благо и увидеть его для себя в меняющемся мире.

В Японии празднуют День девочек, или праздник кукол (Hinamatsuri - Хина мацури). В домах, где есть девочки, устраиваются выставки богато одетых кукол, их украшают цветками персика.

Предполагают, что праздник кукол возник из древнего обычая, когда в этот день люди вырезали из бумаги фигурки, писали на них свой возраст и топили в реке или ручье. Считалось, что таким образом человек может освободиться от всего дурного, что накопилось в нем за год. В древности шаман совершал обряд перенесения зла и несчастья с ребенка на куклу, которую бросали потом в ближайшую реку, при этом молились, чтобы куклы приняли себя все беды, которые могут выпасть на судьбу девочек. Теперь этот обычай остался в далеком прошлом, а праздник кукол стал одним из самых красивых праздников в году.

1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)

2.Должность отца Васи. (Судья.)

3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)

4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. (Одиночество.)

7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)

1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)

2.Должность отца Васи. (Судья.)

3.Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)

4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. (Одиночество.)

7.Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

8.Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

1.Доволен ли ты тем, как прошел урок?

2.Ты был активен на уроке?

3.Что нового узнал на уроке?

4.С какими трудностями столкнулся?

Задания на «3»:
1. Назови героев повести «Дети подземелья».
2. Что думают о Васе окружающие, и каков он на самом деле?
3. Как произошло знакомство Васи с будущими друзьями?
4. Почему Валек и Маруся радовались каждому приходу Васи?
Почему дружба детей росла и становилась крепче?
5. Кто такой Тыбурций Драб? Какое впечатление сложилось у тебя о нем?
Задания на «4»:
1. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю?
2. Выделите в 4-5 главах описание внешности Маруси. Какие эпитеты, оценочные слова, сравнения использует в них автор?
3. Что переживает Вася, узнав, что его новые друзья нищие и воры?
4. Как характеризует Васю история с куклой?
5..Почему Валека и Марусю нельзя назвать «дурным обществом» для Васи?
6. Какие изменения произошли в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями?
Задания на «5»:
1. Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?
2. Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?
3. Почему Вася не понял смысл загадочныъх слов Валека: « Серый камень высосал из нее жизнь?»
Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси? Запишите слова, которые вы связываете с этим понятием?
4. Какие нравственные уроки получает Вася? Запишите слова, которые вы связываете с понятием «человеческое сердце». Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа.
5. Как вы понимаете слова пана Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? Докажите текстом, что жизнь Васи изменилась.

Маруся

Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам.

Соня

…моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.

Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова.

В чем различия в характеристике двух девочек?

Выделите ключевой эпитет в образе Маруси?

Почему Маруся была грустная?

Кому еще было грустно? Как вы думаете, почему?

Маруся

Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно, и улыбка так напоминала мне мою мать в последние дни, когда она, бывало, сидела против открытого окна и ветер шевелил ее белокурые волосы, что мне становилось самому грустно, и слезы подступали к глазам.

Соня

…моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту.

Как выглядит Маруся? А Соня? Выделите ключевые слова.

В чем различия в характеристике двух девочек?

Выделите ключевой эпитет в образе Маруси?

Почему Маруся была грустная?

Кому еще было грустно? Как вы думаете, почему?

Соня

Сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» приходится писать школьникам уже в пятом классе. В этом произведении раскрывается затрагиваются темы дружбы, взаимоуважения, предательства. Оно заставляет задуматься о многих важных ценностях в нашей жизни.

«Дурное общество» Короленко Виктора Галактионовича - очень глубокая по своему содержанию повесть. Главный герой - мальчик по имени Вася. Он рано остался без матери. Их с младшей сестрой воспитывает отец. Но ребятам приходится нелегко - папа до сих пор тяжело переживает смерть матери. Внимание достается лишь младшей Соне, она очень похожа на мать, поэтому отец сажал ее на колени и подолгу обнимал. Вася же был обделен папиной лаской, а потому часто был предоставлен сам себе.

Однажды во время прогулок мальчик с друзьями набрел на заброшенный склеп у старой часовни. Из любопытства они решили посмотреть, кто там живет. Сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» должно включить анализ этого эпизода.

В этом подземелье обитали нищие люди. Вася увидел мальчишку, с которым чуть было не вступил в драку. Друзья его давно бросили, сбежав от страха. Но ребята смогли все-таки найти общий язык и подружились.

Оказалось, что нового товарища зовут Валек. И у него, как и у Васи, есть младшая сестренка. Но она сильно болеет, а условия нищенской жизни не позволяют ей поправиться. Их отец - Тыбурций Драб, предводитель «дурного» общества. Никто не знает о его прошлом, но можно предположить, что раньше он был довольно успешным человеком, так как очень образован.

Тыбурция все боятся, даже называют колдуном. Он запрещает детям общаться, но все же они не прекращают дружить.

Маленькая Маруся заболевает еще сильнее. Вася приносит ей Сонину куклу. Девочка умирает, но перед смертью радуется, что у нее такая красивая игрушка.

Тыбурций идет к отцу Васи и благодарит за сына. После этого Вася и папа обретают хорошие отношения. В сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» необходимо включить цитаты, чтобы полнее передать смысл произведения.

Главный герой

Каким мы увидели Васю? Очень смелым, добрым, отзывчивым мальчиком. Он не испугался бедности своих новых друзей и продолжил с ними общаться. В силу своего возраста он даже не задумался над социальным статусом Валька. Он очень сильно удивился, когда услышал из уст своего нового товарища о том, что они нищие.

Ведь отец Васи - уважаемый человек, судья. Мальчик не знал, что такое искать себе пропитание. За ним заботливо ухаживала няня, а на столе всегда был готов обед. Но это обстоятельство не остановило главного героя: он стал носить Вальку и Марусе яблоки. Он не берется судить нового друга за воровство, ведь тот идет на преступление ради сестренки, добывая ей еду.

Эпизод с куклой, подаренной Марусе, - один из самых сильных в повести, написанной В. Г. Короленко. «Дурное» общество не пугает ребенка, он дружит искренне, по-настоящему, невзирая на бедность новых друзей.

Валек и Маруся

Этим ребятам можно посочувствовать: они жили в склепе, добывая еду воровством. Маминой ласки они не видели, а отец с ними строг. Но при этом дети говорят Васе, что он хороший и очень их любит.

Вальку девять лет, он настолько худой, что похож на тростинку. Но при этом ребенок ведет себя как взрослый, поскольку трудная жизнь научила его самостоятельности. К тому же на его детские плечи легла ответственность за маленькую сестренку Марусю.

Чем больна эта девочка, автор не указывает. Он говорит лишь, что все силы из нее вытягивает камень. Марусе всего четыре года, но она не имеет шансов на выздоровление, поскольку у ее отца нет денег, лекарств и других возможностей для излечения ребенка. В сочинение по повести Короленко «В дурном обществе» непременно нужно включить описание жилища этих ребят. Это поможет глубже раскрыть характеры героев.

Девочка, так мало увидевшая в своей крошечной жизни, умирает. Но перед смертью ее ждал подарок: Вася, увидев, как сильно мучается Маруся, взял красивую куклу у своей сестры и подарил девочке. Она никогда не видела таких интересных игрушек, а потому очень обрадовалась подарку. Но тем не менее болезнь взяла верх, и Маруся умирает.

Ключевые моменты произведения

В пятом классе дети прочитают повесть «В дурном обществе» Короленко. План произведения поможет школьнику написать достойное сочинение.

  1. Интерес к развалинам.
  2. Вася и его взаимоотношение с папой.
  3. Случайное знакомство с мальчиком.
  4. Завязалась дружба.
  5. Серый камень.
  6. Появление Васи в подземелье.
  7. Знакомство Тыбурция с Васей.
  8. Неожиданный подарок.
  9. Смерть Маруси.
  10. Разговор Тыбурция с судьей.
  11. Примирение Васи с отцом.

Это основные моменты произведения «В дурном обществе» Короленко. План может содержать и большее количество пунктов.

Заключение

Повесть затронет души не только учащихся пятых классов, но и тех взрослых, которые ее прочтут. Настоящая дружба ребят из разных слоев общества никого не оставит равнодушным. Благодаря своим новым друзьям, Вася изменил свое отношение к собственному отцу, а также открыл в себе самые положительные черты характера. Например, отзывчивость и доброту.

Повесть учит пониманию, любви, доброте. Очень хорошо раскрывается в ней тема одиночества. Каждый ребенок осознает, как важно иметь дом, любящих родителей и верных друзей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса