Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сочинение на тему: Чацкий и Фамусовское общество Грибоедов, Горе от ума. «Горе от ума»: какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом? Кто победил чацкий или фамусовское общество

Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» – столкновение «века нынешнего» в лице Александра Андреевича Чацкого с «веком минувшим», представленным в комедии фамусовским обществом. Но разве «век минувший» – это век, ушедший навсегда, освободивший при этом место новому времени с совершенно иными жизненными ценностями? На мой взгляд, Чацкий необъективен в своем суждении о «наступившем» и «прошедшем» временах, считая, что «нынче свет уж не таков», как прежде. Эта необъективность в убеждениях героя обусловлена его молодостью и некоторой наивностью. Чацкому, который только что вернулся из долгого путешествия, трудно понять атмосферу в доме Фамусова и правильно оценить нравы «прошедшего житья». Герою кажется, что мир изменился, но на самом деле все осталось по-прежнему. Слова «век минувший» обозначают в комедии определенный жизненный уклад, мировоззрение, в рамках которого главными ценностями являются чины и богатство.
Уже с первых страниц пьесы для нас становится очевиден тот факт, что в доме Фамусова все лгут друг другу. И лишь ложь Лизы и Софьи носит благородный характер. Лиза лжет барину, помогая тем самым Софье и Молчалину. Софья обманывает отца для того, чтобы тот не узнал о любви дочери к секретарю, ведь Фамусов не сможет принять в семью бедного человека («Кто беден – тот тебе не пара!»). Ложь Софьи можно оправдать, она вызвана глубоким чувством к возлюбленному, а вот ложь Молчалина – это предательство. Он обманывает и своего благодетеля, и «возлюбленную» исключительно ради собственной выгоды.
Забыв о том, что он только что заигрывал с Лизой, Фамусов с важностью говорит о себе: «Монашеским известен поведеньем!» Грибоедов намеренно столь подробно показывает читателю обстановку в доме Фамусова: она отражает нравственную атмосферу целого общества.
Фамусова, в доме которого происходит действие пьесы, можно назвать самым серьезным оппонентом Чацкого. Конфликт между этими героями носит социально-политический характер. В параллели Чацкий – Фамусов практически невозможно найти точек соприкосновения. Фамусов – типичный московский барин, лишенный нравственных целей. Чины и богатство – главная жизненная цель его, оправдывающая любые средства: «Желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Идеалы Фамусова – Кузьма Петрович, приверженец семейственности, человек «с ключом» (золотой ключ был показателем статуса камергера), который «и сыну ключ умел доставить», и Максим Петрович, дядя Фамусова, известный своим угодничеством и низкопоклонством. Фамусов живет по составленному на неделю распорядку, который носит бытовой, житейский характер: крестины, «форели», погребенье…Отношение к делам у этого барина поверхностное, он не вникает в суть службы: «Подписано, так с плеч долой». А в книгах Павел Афанасьевич не видит пользы: «И в чтеньи прок-от не велик…» – что характеризует его как невежу, непросвещенного человека. И такое отношение к книгам присуще всему московскому дворянскому обществу с консервативными взглядами на мир.
Чацкий же – пылкий молодой человек декабристского мироощущения – не приемлет такого образа жизни, таких идеалов: «И точно, начал свет глупеть…» Фамусовское общество чуждо ему, поэтому Чацкий обличает его «подлейшие черты».
Итак, кто же в комедии представляет общество? Это московский «туз» – полковник Скалозуб, самодовольный карьерист, «известный человек, солидный». Его мечта – «только бы досталось в генералы». Скалозуб продвигается по службе за счет уволенных и умерших товарищей: «То старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты». В разговоре со Скалозубом Фамусов заискивает перед ним, ведь именно такой зять для Фамусова приемлем, так как Скалозуб «и золотой мешок, и метит в генералы».
Следующий персонаж, жизненное кредо которого – «и награжденья брать, и весело пожить», а средство для достижения этого – «угождать всем людям без изъятья», – Молчалин, мелкий дворянин, являющийся секретарем в доме Фамусова. У Молчалина хорошая репутация в обществе, он умеет казаться тем, кого в нем хотят видеть. Зависеть от других – основной принцип Молчалина. Этот персонаж пользуется возможностями, связями «сильных мира сего», их положением в обществе. Своей угодливостью Молчалин располагает к себе. Его идеалы – Татьяна Юрьевна и Фома Фомич, которых он считает цельными личностями и ставит в пример Чацкому. Чацкий же так высказывается о Фоме Фомиче: «пустейший человек, из самых бестолковых!»
Софья любит Молчалина за то, что для спокойного семейного счастья тот подходит гораздо больше, чем заносчивый, смелый в своих суждениях Чацкий. А Чацкий не может понять чувства к тому, «кто на всех глупцов похож!». Молчалин же считает Чацкого глупеньким, нелепым мальчишкой, жалеет его.
Думается, что главный критерий оценки Чацким окружающих людей – ум. Это определяет как положительные, так и отрицательные стороны героя. А. С. Пушкин отказывал Чацкому в уме, имея в виду ум житейский, светский. Чацкий предстает в комедии как носитель подлинного, высокого ума.
Огромное значение в комедии имеет сцена бала: именно в ней перед читателем возникает целая галерея разнообразных «портретов», именно на балу конфликт между обществом и Чацким оказывается доведен до предельной остроты. Первыми в доме Фамусова появляются Горичи. Платон Михайлович – яркий образ мужа-мальчика, мужа-слуги, семейная жизнь которого однообразна и скучна.
Следующие гости – князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми. Главная забота родителей – выдать замуж дочерей. Для княгини не важны душевные качества возможного зятя, важен его имущественный статус. Узнав о том, что Чацкий небогат, княгиня, пославшая Тугоуховского знакомиться с Чацким, кричит мужу что есть мочи: «Князь, князь, назад!» – совершенно не стесняясь при этом присутствия Чацкого.
Графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины проявляют сословную спесь по отношению к другим людям, присутствующим на балу («Мы первые!»), в то же время радуясь встрече с Загорецким, «отъявленным мошенником», полезным каждому.
Важную роль в пьесе играет Репетилов – своеобразный «двойник» Чацкого, искаженная его тень. Читателю кажется странным то, что Репетилов одинаково любезен и с Чацким, и со Скалозубом. Репетилов так же много говорит, как и Чацкий, но у них разные на то мотивы. Репетилов в некотором роде пародирует Чацкого. Этот герой комедии – неудавшийся карьерист, прожигатель жизни, член «тайного общества». Монолог Репетилова содержит характеристику якобы прогрессивной части московского дворянства, но этот «сок умной молодежи» не что иное, как дань моде на людей с передовыми взглядами.
Именно на балу распускают слух о сумасшествии Чацкого. Чацкий – трагический герой, попавший в комедийную ситуацию. Он может казаться смешным фамусовской Москве, но не читателю. Неудачи Чацкого – признак его неотступного стремления сохранить верность своим идеалам. Герой нетерпим к глупости, пошлости и угодничеству, распространенным в обществе, с которым его сталкивает судьба. Но Чацкий не одинок в своих стремлениях к переменам. «Союзники», единомышленники главного героя в комедии – двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу и «в деревне книги стал читать», профессора Педагогического института, а также племянник княгини Тугоуховской Федор – химик и ботаник, не желающий «знать чинов». Передовые люди того времени видели, что общество нуждается в переменах, у них появились новые жизненные ценности – образование, которого так боялись представители консервативного фамусовского общества, и свобода личности.
Оскорбленный клеветой, Чацкий покидает Москву, на которую он возлагал большие надежды. Герою хотелось обновления русской жизни. Но этого не произошло. В городе – и во всей стране – сохранилась верность идеалам «века минувшего». Благородному Чацкому не место в фамусовском обществе, но он не остается побежденным в комедии, так же как и не является в ней победителем. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы новой», – писал И. А. Гончаров через несколько десятилетий в статье «Мильон терзаний», посвященной пьесе «Горе от ума».
В противопоставлении Чацкого фамусовскому обществу выразилась глубокая уверенность Грибоедова в том, что «век нынешний» одержит в России победу над «веком минувшим». Трагичность судьбы Чацкого указывает на то, что противостояние двух мировоззрений будет долгим и болезненным.

Янв 28 2011

Комедия «Горе от ума» была закончена Грибоедовым в тысяча восемьсот
двадцать четвертом году. Сразу же запрещенная цензурой, она при жизни
автора ни разу не появилась ни в печати, ни на сцене. Но рукопись комедии
переписывалась от руки, и списки распространялись по России. К моменту
первых театральных постановок «Горе от ума» зрители знали текст комедии
наизусть. «Горе от ума», как политическая , сразу же была воспринята
правильно и получила высокую оценку декабристов. Прочитаны первые страницы …Стало ясно: все в доме Фамусова ждут человека, так заинтересовавшего меня. Кто он? Почему только о нем и говорят в этом доме? Почему Лиза, горничная, вспоминает о нем как о человеке веселом, остроумном, а Софья, дочь Фамусова, и слышать не хочет о Чацком?А в последствии я убеждаюсь в том, что и Фамусов раздражен и встревожен. Почему? Все эти вопросы мне необходимо разрешить. Комедия с
первых же страниц заинтересовала меня.

Итак, выясняется, что Чацкий, рано оставшийся сиротой, жил в доме
своего опекуна Фамусова,друга отца, и воспитывался вместе с его дочерью,
получив прекрасное домашнее образование у иностранных гувернеров. «Привычка
вместе быть день каждый неразлучно» связало их детской дружбой. Но вскоре
юноше Чацкому стало уже «скучно» в доме Фамусова, где отсутствовали
серьезные умственные интересы, и он «съехал», то есть стал жить отдельно,
самостоятельно, приобрел хороших друзей, серьезно занялся науками. В эти
годы его дружеское расположение к Софье становится серьезным чувством. Но и
любовь к девушке не отвлекала его от стремления к знаниям, к изучению
жизни. Он отправляется «странствовать». Прошло три года …И вот наш герой
снова в Москве, в доме Фамусова. Он спешит увидеть Софью, которую страстно
любит. И такая искренность, такая любовь и радость от встречи с любимой
девушкой слышны в его голосе! Он оживлен, весел, остроумен, красив! Чацкий
весь переполнен радостью жизни и не знает, что его ожидает беда: ведь
Софья-то любит не его, а секретаря своего отца, хитрого лжеца Молчалина.

Чацкий и не подозревает, как изменилась Софья за время его
отсутствия, он доверяется ей, как в дни ранней юности. А Софья не только не
любит его, но даже готова возненавидеть за колкие слова в адрес Молчалина.
Она способна на лож, притворство, сплетни, лишь бы сделать больно,
отомстить Чацкому. В шутливых, язвительных репликах Чацкого она не может
почувствовать боль человека, истинно любящего свою Родину. Чацкий и Фамусов
встречаются как близкие люди. Но в скоре мы убеждаемся в том, что между
ними постоянно происходят столкновения.

В доме Фамусова Чацкий знакомится со Скалозубом, возможным
претендентом на руку Софьи. Именно здесь между Фамусовым, защитником
самодержавно-крепостнических порядков, и Чацким, патриотом, защитником
«свободной жизни», выразителем идей декабристов, новых представлений о
человеке и его месте в обществе, возникает и разгорается напряженная
идейная борьба. Спор между ними идет о достоинстве человека, его ценности,
о чести и честности, об отношении к службе, о месте человека в обществе.
Чацкий язвительно критикует крепостнический произвол, цинизм и
бездушие «отцов отечества», их жалкое преклонение перед всем иностранным,
их карьеризм, яростное сопротивление движению вперед, к лучшей жизни.
Фамусов боится таких людей, как Чацкий, так как они посягают на тот
строй жизни, который является основой благополучия для Фамусовых.
Самодовольный крепостник поучает «нынешних гордецов», как надо жить, ставит
в пример подхалимов и карьеристов типа Максима Петровича.

Могли бы в подобном случае промолчать, скажем, Белинский, Рылеев,
Грибоедов? Вряд ли! Вот почему мы так естественно воспринимаем
обличительные монологи и реплики Чацкого. Герой негодует, презирает,
издевается, обвиняет, при этом мыслит вслух, не обращая внимания на то, как
к его размышлениям отнесутся окружающие.
Чацким владеет кипучая страсть борца за справедливое общество. Он
хочет довести врагов до «белого каления» и высказать свою правду.
Гнев и обиды гражданина придают ему энергию.

Читая комедию, я все больше и больше восхищаюсь тем, как
выразительно Грибоедов сопоставил Чацкого и его соперников. Чацкий вызывает
у меня сочувствие и уважение, признание его благородных поступков. Мне
близки и дороги его высказывания в адрес мира крепостников.

Светская толпа, умело изображенная пером Грибоедова, -
олицетворение, подлости, невежества, косности. К этой толпе можно отнести,
на мой взгляд, и Софью, которую так любит наш герой. Ведь это она наносит
ему предательский удар: сочиняя сплетню о сумасшествии Чацкого. Я понимаю,
что ей хотелось отомстить за его насмешки по отношению к Молчалину. Но
нельзя же быть такой жестокой и бесчеловечной! Ведь она представительница
прекрасного пола и вдруг…. такая подлость! Выдумка о сумасшествии
Чацкого распространяется с молниеносной быстротой. Никто не верит, но все
повторяют. Наконец эта сплетня доходит до Фамусова. Когда гости начинают
перечислять причину сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой
фразы: по их мнениям сумасшедший - значит «вольнодумец». Все пытаются
установить причину сумасшествия. Хлестова говорит: «Чай, пил не по
летам»,но Фамусов твердо уверен:

Ученье - вот чума,
Ученость – вот

причина….
Затем предлагаются различные меры борьбы с «безумием». Полковник
Скалозуб, самовлюбленный, тупой полковник палочной муштры, враг свободы и
просвещения, мечтающий о чине генерала, говорит:

Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект на счет лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;
А школы сохранят так: для больших оказий.

А Фамусов, как бы обобщая высказанные суждения о просвещении, говорит
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.

Таким образом, Чацкий признан сумасшедшим за свое свободомыслие. Он
ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой
свободолюбивый . И общество принимает меры, чтобы обезвредить его, -
возводит на него гнусною клевету. Вскоре Чацкий услышал сплетню о своем
сумасшествии. Ему больно, горько, но это не так глубоко его волнует, как
то, кого же любит Софья, почему она так холодна к нему.

И вдруг происходит неожиданное разрешение этих вопросов. Чацкий
оказался свидетелем случайно подслушанного разговора между Молчалиным и
горничной Лизой. Молчалин признается девушке в любви, но смело горничная
намекает ему на свадьбу с барышней, Софьей, стыдит Молчалина. И тут
Молчалин «снимает маску»: он признается Лизе, что «в Софье Павловне нет
ничего завидного», что влюблен он в неё « по должности», « который кормит и
поит, а иногда и чином подарит». Гнев и стыд терзают Чацкого: «Вот я
пожертвован кому!». Как он обманулся в Софье! Его счастливый соперник -
Молчалин, низкий лицемер и обманщик, «глупец», «услужник знаменитый»,
убежденный в том, что «в его лета», в его чине «не должно сметь своё
суждение иметь », но должно, «угождая всем, и награждения брать и весело
пожить».

И Софья направлявшаяся на свидание к Молчалину, услышала
случайно его откровенное признание Лизе. Она удивлена, оскорблена,
унижена! Ведь она его так любила, идеализировала этого ничтожного человека! Какую жалкую роль сыграла Софья в его жизни! Но девушка находит в себе
силы, чтобы навсегда отказаться от заблуждений, оттолкнуть ползающего у её
ног Молчалина, но защитить и оправдать себя перед Чацким она не может.
Чацкому нанесена еще одна рана: он узнает, что нелепая сплетня о его
безумии принадлежит Софье. Нет, он это не сможет никогда простить ей, так
как считает и её представительницей Фамусовского общества, враждебного ему.
Чацкий решил навсегда уехать из Москвы. Почему? Покидая «мучителей толпы, в
любви предателей, в вражде неутомимых», он намеревается «искать по свету,
где оскорбленному есть чувству уголок ».

А Софья? Ведь так возможно было примирение с ней! Но Чацкий,
причислив её к миру своих врагов, убежден, что «другой найдется
благонравный низкопоклонник и делец». Может быть, прав наш герой. Ведь
Софья, воспитанная в духе ненависти ко всему прогрессивному, новому, не
принесла бы человеку, имеющему определенное мнение о крепостном
праве, просвещении, службе. Недаром декабристы видели в Чацком своего
единомышленника.

Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не
безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая
характерна для фамусовского общества, погубившего её.
Комедия «Горе от ума» вошла в сокровищницу нашей национальной
культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной
силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое
отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так
часто встречаются и в нашей жизни.

Главный герой комедии учит нас быть непримиримыми ко всему низкому и
пошлому, учит быть честными, добрыми и принципиальными.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » О конфликте Чацкого с фамусовским обществом. . Литературные сочинения!

В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова описывается дворянское общество 10-20 годов XIX века. Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий - молодой, благородный, честный и свободомыслящий человек. В комедии он противопоставлен не только отдельным персонажам, но и всему фамусовскому обществу, которое жило по традициям "века минувшего".

Фамусов , в доме которого развивались события, типичный московский барин, чиновник - бюрократ, крепостник, лишённый нравственности. Он не любил службу, служил только ради денег, чинов и наград. Даже не знал суть своей работы: "Подписано, так с плеч долой", а что подписывает его не интересовало. Чацкий же наоборот: служил Родине, хотел приносить пользу народу, боролся за отмену крепостного права и свободу личности. Он был очень умным и образованным.

В доме Фамусова жил и работал Алексей Степанович Молчалин . Он ухаживал за Софьей , но не любил её, а просто надеялся с её помощью лучше устроиться в жизни, сделать карьеру. Для этого он ни перед чем не останавливался: обманывал Фамусова и перед всеми заискивал. Вся его любезность наигранна, просто он хотел казаться тем, кем его хотели видеть окружающие.­ Его девиз: угождать всем от кого он зависит. В обществе Молчалина принимали, хотя он всего лишь мелкий дворянин. Чацкий колко о нём отзывался, считал его глупым и нелепым. Он с презрительной усмешкой говорил о Молчалине: "Он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных".

Ещё одним представителем фамусовского общества был Сергей Сергеевич Скалозуб . Полковник, всю жизнь провёл в казармах, самодовольный карьерист. Он продвигался по службе за счёт умерших или уволенных сослуживцев. Скалозуб тоже рассматривал службу, как источник личных выгод. Его мечта - дослужиться до генеральского звания, при этом не затратить никаких сил. Фамусов мечтал о таком зяте, ведь их мировоззрения одинаковы. Чацкий не понимал, как можно жить рядом с такими мелкими людьми, которых ничего не интересовало кроме денег и власти, которые так пренебрежительно относились ко всему народному и ценили человека только по происхождению и количеству крепостных.

В фамусовское общество ещё входили: князь и княгиня Тугоуховские, супруги Горичи, Загорецкий , властная барыня Хлестова . Всех их объединяли одинаковые взгляды на жизнь. Все они поддерживали чинопочитание, невежество, крепостное право и безделье. Их основные занятия сводились к развлечениям и распространением сплетен. Чацкий критиковал это общество, он не мог найти в нём единомышленников. Он не понимал, почему они не хотят менять свою жизнь к лучшему, и даже не прислушиваются к его суждениям. У Чацкого совершенно другие взгляды на образование и воспитание, на службу, гражданский долг, общественные порядки, отношение к людям. Он не вписывался в фамусовское общество, и поэтому уехал из Москвы. Ему стало ясно, что у них ещё крепко удерживается верность идеалам "века минувшего".

“Горе от ума” - реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному, воспитании, службе, невежестве общества.

Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. Остроумный, красноречивый, он зло высмеивает пороки общества, которое окружает его. Он резко отличается от окружающих своим умом, способностями, независимостью суждений. Образ Чацкого - это что-то новое, несущее перемены. Этот герой является выразителем передовых идей своего времени. Фамусовское общество традиционно. Его жизненные позиции таковы, что “учиться надо, на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью тому, кто на ступеньку выше, обязательно быть богатым. Единственная страсть Фамусова - это страсть к чинам и деньгам.

Убеждения Чацкого и фамусовского общества различны. Чацкий осуждает крепостное рабство, подражание заграничному, отсутствие у людей стремления к образованию и собственному мнению. Диалоги Чацкого и Фамусова - это борьба. В начале комедии она проявляется не так остро. Фамусов даже готов уступить руку Софии, но ставит при этом условия:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

На что Чацкий отвечает:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Но постепенно борьба превращается в битву. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа и пути жизни. Но главный герой одинок в борьбе со взглядами московского общества, в котором ему нет места.

Молчалин и Скалозуб - не последние представители фамусовского общества. Они соперники и противники Чацкого. Молчалин услужлив, молчалив. Он хочет угодить своей покорностью, аккуратностью, лестью. Скалозуб показывает себя кем-то очень важным, деловым, значительным. Но под мундиром он прячет “слабодушие, рассудка нищету”. Мысли его связаны только с получением чина повыше, деньгами, властью:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Чацкий не терпит лжи и фальши. Язык этого человека остер, как нож. Каждая его характеристика метка и язвительна:

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Уж разве поумнел?.. А тот -

Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие маневров и мазурки!

Монолог Чацкого “А судьи кто?..” беспощадно осуждает фамусовское общество. Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сюжета, становится на сторону Фамусова. Сплетни растут, как “снежный ком”. И Чацкий не выдерживает. Он не может больше оставаться в обществе низких, подлых, зазнающихся и глупых людей. Они осудили его за ум, за свободу слова и мысли, за честность.

Перед тем, как уйти, Чацкий бросает всему фамусовскому обществу:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Чацкий выше их, в нем проявляются лучшие и редкие качества. Те, кто не может увидеть и оценить этого, самое малое, просто глупцы. Чацкий бессмертен, и сейчас этот герой актуален.

Комедия “Горе от ума” внесла огромный вклад в развитие русской литературы. Пьеса Грибоедова была, есть и будет современным произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут чинопочитание, жажда наживы, сплетни.

Пьеса "Горе от ума" - известное произведение А. С. Грибоедова. В процессе его создания автор отошел от классических канонов написания "высокой" комедии. Герои в "Горе от ума" - неоднозначные и многоплановые образы, а не карикатурные персонажи, наделенные одной характерной чертой. Этот прием позволил Александру Сергеевичу достигнуть потрясающего правдоподобия в изображении "картины нравов" московской аристократии. Характеристике представителей такого общества в комедии "Горе от ума" будет посвящена эта статья.

Проблематика пьесы

В "Горе от ума" присутствуют два сюжетообразующих конфликта. Один из них касается личных отношений героев. В нем участвуют Чацкий, Молчалин и София. Другой представляет собой общественно-идеологическое противостояние между главным героем комедии и всеми остальными персонажами пьесы. Обе сюжетные линии усиливают и дополняют друг друга. Без учета любовной линии невозможно понять характеры, мировоззрение, психологию и взаимоотношения героев произведения. Однако основным, конечно, является Чацкий и фамусовское общество противостоят друг другу на протяжении всей пьесы.

"Портретность" героев комедии

Появление комедии "Горе от ума" вызвало живой отклик в литературных кругах первой половины 19 века. Причем далеко не всегда они были хвалебными. Например, давний друг Александра Сергеевича - П. А. Катенин - упрекал автора в том, что характеры в пьесе чересчур "портретны", то есть сложны и многоплановы. Однако Грибоедов, напротив, считал реалистичность своих персонажей главным достоинством произведения. В ответ на критические замечания он отвечал, что "...карикатуры, искажающие реальные пропорции в облике людей, недопустимы..." и утверждал, что в его комедии нет ни одной такой. Сумев сделать своих героев живыми и правдоподобными, Грибоедов добился потрясающего сатирического эффекта. Многие невольно узнавали в персонажах комедии самих себя.

Представители фамусовского общества

В ответ на замечания о несовершенстве "плана" своего заявлял, что в его пьесе "25 глупцов на одного здравомыслящего человека". Таким образом он достаточно резко высказался в адрес столичной элиты. Для всех было очевидным, кого изобразил автор под личиной комедийных персонажей. Александр Сергеевич не скрывал свое отрицательное отношение к фамусовскому обществу и противопоставил ему единственного умного человека - Чацкого. Остальные действующие лица комедии представляли собой типичные для того времени образы: всем известный и влиятельный московский "туз" (Фамусов); громогласный и тупой карьерист-солдафон (Скалозуб); тихий и бессловесный подлец (Молчалин); властная, полубезумная и очень богатая старуха (Хлестова); красноречивый болтун (Репетилов) и многие другие. Фамусовское общество в комедии пестро, разнообразно и абсолютно единодушно в своем сопротивлении голосу разума. Рассмотрим характер самых ярких его представителей подробнее.

Фамусов: убежденный консерватор

Этот герой является одной из самых влиятельных персон в московском обществе. Он яростный противник всего нового и полагает, что жить надобно так, как завещали отцы и деды. Высказывания Чацкого для него - верх вольнодумия и разврата. А в обычных человеческих пороках (пьянстве, лжи, угодничестве, лицемерии) он не видит ничего предосудительного. Например, он заявляет о себе, что "монашеским известен поведеньем", однако перед этим заигрывает с Лизой. Для Фамусова синонимом слова "порок" является "ученость". Осуждение чиновничьего низкопоклонства для него - и вовсе признак сумасшествия.

Вопрос о службе - главный в системе Фамусова. По его мнению, любой человек должен стремиться сделать карьеру и тем самым обеспечить себе высокое положение в обществе. Чацкий для него - человек пропащий, так как игнорирует общепринятые нормы. А вот Молчалин и Скалозуб - деловые, разумные люди. Фамусовское общество - это среда, в которой Петр Афанасьевич чувствует себя состоявшимся. Он - воплощение того, что осуждает в людях Чацкий.

Молчалин: бессловесный карьерист

Если Фамусов в пьесе - представитель "века минувшего", то Алексей Степанович принадлежит к молодому поколению. Однако его представления о жизни полностью совпадают с воззрениями Петра Афанасьевича. Молчалин пробивается "в люди" с завидным упорством, в соответствии с законами, которые диктует фамусовское общество. Он не принадлежит к дворянскому сословию. Его козыри - "умеренность" и "аккуратность", а также лакейская услужливость и безграничное лицемерие. Алексей Степанович очень зависит от общественного мнения. Знаменитое замечание о злых языках, которые "страшнее пистолета" принадлежит именно ему. Его ничтожность и беспринципность очевидны, но это не мешает ему делать карьеру. Кроме того, благодаря своему безграничному притворству, Алексей Степанович становится счастливым соперником главного героя в любви. "Молчалины господствуют на свете!" - с горечью замечает Чацкий. Против фамусовского общества он может выставить только собственное остроумие.

Хлестова: самодурство и невежество

Нравственная глухота фамусовского общества блестяще продемонстрирована в пьесе "Горе от ума". Грибоедов Александр Сергеевич вошел в историю русской литературы как автор одного из самых злободневных и реалистичных произведении своего времени. Многие афоризмы из этой комедии весьма актуальны и в наши дни.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса