Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сочинение на тему «Береги честь смолоду. Сочинение на тему «береги честь смолоду Эссе береги честь

(по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Повесть «Капитанская дочка» - одно из исторических произведений А. С. Пушкина. Писатель воссоздал историю Пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии Петра Гринева. Исторические события влияют на судьбу всех героев повести и определяют ее. Важной проблемой повести является проблема чести и долга. Не случайно эпиграфом к произведению служит народная пословица: «Береги платье снову, а честь - смолоду». Она же является основным принципом жизни Гринева-старшего.

Для Андрея Петровича Гринева, который является представителем старого служивого дворянства, понятие чести - это прежде всего честь офицера и дворянина. «Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников…», - так наставляет отец сына. Под стать Гриневу-отцу и комендант Белогорской крепости Миронов, который отказывается присягнуть Пугачеву: «Ты мне не государь. Ты вор и самозванец». Он понимает, что его повесят, но даже под страхом смерти не нарушает присягу. Иван Кузьмич выполнил свой долг, обороняя до последней минуты крепость и не боясь смерти: «Умирать так умирать: дело служивое». Для Гринева-отца смерть тоже не страшна, а страшна потеря чести: «Не казнь страшна… Но дворянину изменить своей присяге…». Долг офицера он видит в служении Отечеству, а не в дуэлях и прожигании денег в столице, поэтому и отправляет сына Петра служить в Белогорскую крепость.

Петр Гринев - представитель уже другого поколения, поэтому и понятие о чести у него несколько другое. Он расширяет это понятие до общечеловеческого и гражданского значения. Петр вступает в бой за честь Маши Мироновой; дерется на дуэли, зная, что они запрещены. Он ставит человеческую честь выше офицерской. Гринев признает героические качества вождя восстания, но это не значит, что он может нарушить присягу: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Он пойдет против Пугачева: долг офицера повелевает сражаться против самозванца, вора и убийцы. Чувство долга стоит выше личных интересов, выше его чувств: «…долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы».

Совсем другой человек Швабрин. Алексей Иванович Швабрин - бывший гвардейский офицер, переведенный служить в Белогорскую крепость за дуэль. Он изменяет присяге и переходит на службу к Пугачеву, хотя глубоко презирает и народ, и самого вождя. Для него не существует понятий «честь», «долг», «присяга»; ему важно спасти жизнь любым способом. Швабрин изменяет долгу офицера. Да и за Машей Мироновой он скорее всего ухаживал из-за скуки гарнизонной жизни. Отвергнутый, он полон жажды мести и всеми способами старается очернить Машу.

Гринев, общаясь с Пугачевым, понимает, что перед ним не просто бунтовщик, а человек со своими принципами, с чувством долга и чести. «Долг платежом красен», - говорит Пугачев. Оценив доброту и смелость Гринева, самозванец не может повесить его. «Казнить так казнить, жаловать так жаловать». Он не видит в Гриневе врага. Впоследствии Пугачев поможет Петру и накажет Швабрина.

Для нас, как и для А. С. Пушкина, восстание под предводительством Пугачева - история. Но извечным остается выбор: честь или бесчестие, долг или безответственность.

Остались позади волнительные переживания по поводу собственных курсов, обучения, собственных учебных презентационных работ…

Пора было приступать к делу, ради которого собственно все и затевалось!

С одной стороны, хотелось скорее попробовать, как все получится в реалиях школьного учебного процесса.

С другой – появлялись опасения (а вдруг!..): смогут ли мои восьмиклассники – сложно! Достаточно ли глубоким окажется изучение одного из любимых школьниками произведений?

Так приближался конец первой четверти, сомнения мои не убывали. Вот уже завтра последний урок первой четверти. Откладывать уже некуда!

Решено! Объявляю на уроке о том, как мы будем изучать повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Попутно уточняю количество ребят, у которых дома имеются компьютеры (14 компьютеров на 26 человек). Для изучения произведения по программе отводится 8 часов.

Предупреждаю об обязательном полном прочтении произведения.

На первом уроке после каникул – беседа по повести: выясняю, насколько полно прочитана, как осмыслена, что вызвало затруднения, понятна ли авторская идея.

Вместе формулируем основные проблемы произведения, записываем, предлагаю еще раз обдумать вопросы дома и определиться, над какой проблемой хотелось бы работать и попробовать найти себе единомышленников в классе.

Пока все хорошо. Повесть прочитана. Радуюсь, что договоренность выполнена. Можно приступать.

Следующий урок – «мозговой штурм», работа в группах.

Три группы определились без моей помощи.

Еще трем группам помогаю организоваться, с темой они уже справляются сами.

Знакомлю ребят с особенностями проекта: проблемный вопрос, основополагающий, гипотеза… Идут за мной смело. (Мне, кажется, было труднее!)

Активно принимаются за работу – составление сценария презентации. Звонок сегодня явно не к месту!

Следующий этап уже сложнее. Идем в кабинет информатики. В распоряжении каждой группы два компьютера. Только шесть девочек знают, как работать в Power Point.

Короткая консультация. В глазах ожидание: на какую кнопочку нажать! И вот уже жаркие споры о фоне, шрифте – дизайне слайдов.

Опять удивляюсь, как быстро ребята входят в курс дела. Шумновато, правда! Вот и девчата мои уже при деле, помогают.

Много вопросов по программе. «Ага, понятно!» - самая «произносимая» сегодня фраза. И много-много экспериментов!

На мониторах - разнообразие цвета. Буквы и слова падают, сыплются горохом, выползают, мечутся по экранам!

Две группы, не поддавшись соблазну экспериментов, довольно уверенно набирают тексты по слайдам. Кто-то набирает пока только заголовки к слайдам.

Темп работы неодинаков. Видно, кто набирает текст с хорошей скоростью, а кто по одной букве.

На следующих двух уроках работаем также в кабинете информатики. Но работа пошла более продуктивно.

В группах распределены обязанности. Кто диктует, кто печатает. Оказывается, можно добавить иллюстрации. Кто-то уже сканирует с помощью лаборанта, кто-то еще совещается с группой, подойдут ли именно такие, которые они выбрали.

Первая и пятая группы исследуют проблему, легко ли жить по законам чести. Вдруг внутри первой группы возникает дискуссия.

Оказывается, сформулированную группой гипотезу о том, что по законам чести жить легко, весьма проблематично доказывать.

Приходят к мнению, что все-таки очень трудно во всех ситуациях оставаться честным. Для души, оговаривают, легко!

Счастье Петра Гринева следует из его поступков. Наказание Швабрина тоже.

Третья группа не может однозначно ответить на вопрос, кто такой Емельян Пугачев.

Злодей, разбойник? Или спаситель, народный заступник? Или в нем и то и другое вместе? Как быть?

Так ребята учатся выслушивать друг друга, защищать свою точку зрения, принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и работать в команде.

Вторая группа ищет доказательства о том, что Петр Гринев и Швабрин никогда бы не смогли стать друзьями.

Я не мешаю спорить, стараюсь не вмешиваться – идет творческий процесс! Помогаю, когда помощи просят. Ох, что же они «натворят»!

Четвертая и шестая группы (здесь только девочки) заняты исследованием, является ли любовь Маши Мироновой и Петра Гринева настоящим чувством.

Одна группа ищет доказательства, приводя цитаты из текста, другая пытается объяснить свою точку зрения, приводя собственные выводы с опорой на текст, формулируя и обсуждая каждое предложение.

Обе группы согласны в одном: любовь героев, безусловно, настоящая, так как и Маша, и Петр выдержали достойно все выпавшие на их долю испытания и доказали силу своих чувств.

Двое, Сережа и Алеша, работают над созданием буклета «Историческая основа повести» в программе Publisher.

У них на столе вижу учебник истории, книгу В.И. Буганова «Емельян Пугачев».

Вижу, как достаточно уверенно ребята ориентируются в программе Power Point. Некоторые работают с анимациями. (Думала, что до этого и не дойдем в первый раз!)

Возникла необходимость и в домашней доработке презентаций. Объемы разные. У некоторых все уместилось на дискетах, у других только на дисках.

Любопытно взглянуть, что получается у соседей! И снова за дело, в полной уверенности в том, что «наше» лучше!

Договариваемся о защите созданных презентаций.

Дело коллективное, одни представляют, другие члены группы помогают отвечать на, возможно, возникнувшие вопросы ребят из других групп.

Прошу всех быть внимательными и доброжелательными друг к другу.

Последний этап – защита презентаций.

Немного волнуюсь сама. Вижу, что ребята тоже переживают. Одно дело - работать, ощущая плечо товарища по группе, совсем другое – выступать перед всей публикой.

Еще и гости! (Мои самые близкие коллеги-единомышленники). Защита прошла активно.

Выступающие отвечали на вопросы, им помогали члены их групп. Второй группе (рук. Алеша Хлыбов) даже аплодировали.

На протяжении всей работы ребята размышляли над важными нравственными понятиями: долг, честь, совесть, милосердие, великодушие, любовь. Как живут по ним герои повести? А мы сами?

Закончен проект. Что он дал моим ученикам? Я думаю, много.

Во-первых, это новые возможности учителя для развития компетентностей учащихся: учебных, исследовательских, социально-личностных, коммуникативных; безусловно, умений сотрудничать и работать в команде, организаторских, личностно-адаптивных.

Во-вторых, ребята увидели возможности использования компьютера как помощника в их исследовательской работе, т.е. в учебных целях.

В-третьих, ученики познакомились с двумя новыми для них программами: Power Point, Publisher, закрепили навыки работы с текстовым редактором Microsoft Word.

Я уже не говорю о живой атмосфере творчества, интереса, увлеченности, духа соперничества, здорового азарта, включенности каждого в коллективное дело!

Ведь иногда взгляд сверстника на проблему кажется понятнее и ближе.

А самый главный итог – это вопросы ребят: «А когда еще?..»

Одна из основных тем в повести Пушкина «Капитанская дочка» — тема чести и долга. Тема эта задается уже эпиграфом к произведению — русской пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на военную службу.

И уже сам поступок Андрея Петровича Гринева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторону глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гриневы — старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Характерно, что понятие «чести и долга» в повести многозначно. В истории знакомства Петруши Гринева с Зуриным, когда молодой человек проиграл своему новому знакомому сто рублей, речь идет о дворянской чести. Деньги Петруши хранились у Савельича, и молодому человеку пришлось поссориться со своим дядькой для того, чтобы получить нужную сумму. Изумленный величиной этой суммы, Савельич пытается отговорить Гринева от уплаты долга. «Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится», — уговаривает он своего воспитанника. Однако Гринев не может не заплатить бильярдный долг — для него это вопрос дворянской чести.

Тема чести реализуется и в истории взаимоотношений Гринева с Машей Мироновой. Защищая честь любимой девушки, герой вызывает на дуэль своего соперника, Швабрина. Однако вмешательство коменданта помешало дуэли, и лишь потом она возобновилась. Здесь речь идет о чести дамы, о долге перед ней.

Полюбив дочь капитана Миронова, Гринев чувствует свою ответственность за ее судьбу. Свой долг он видит в том, чтобы защищать и оберегать любимую девушку. Когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы ее освободить. Не найдя поддержки у официальной власти, он обращается за помощью к Пугачеву. И Пугачев помогает молодым людям несмотря на то, что Маша — дочь коменданта Белогорской крепости, дочь офицера войск противника. Здесь, наряду с темой рыцарской чести, возникает мотив мужской чести. Спасая Машу, свою невесту, из плена Швабрина, Гринев одновременно защищает и свою мужскую честь.

После ареста над Гриневым состоялся суд. Однако, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей, так как боялся впутать в эту историю Машу Миронову. «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Гринев предпочитает понести незаслуженное наказание, нежели оскорбить доброе имя Марьи Ивановны. Таким образом, по отношению к Маше герой ведет себя как истинный рыцарь, защищающий свою даму.

Другое значение понятия «чести и долга» в повести — воинская честь, верность присяге, верность долгу перед Отчизной. Тема эта воплощена также в истории взаимоотношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. „Целуй руку, целуй руку!" — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», — вспоминает Гринев. Однако на этот раз все обошлось: Пугачев лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости», и отпустил его.

Однако далее драматизм и напряжение в повести возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему. Положение молодого человека Очень неоднозначно: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, он не хочет подвергать себя бесполезному риску. Гринев колеблется, но вот чувство долга торжествует «над слабостию человеческою». Он преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву, что не может считать его государем. Не может молодой офицер и служить самозванцу: Гринев — природный дворянин, присягавший императрице.

Далее ситуация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против мятежников. Но и этого не может обещать ему герой: он обязан подчиняться требованиям воинского долга, повиноваться приказу. Однако и на этот раз душа Пугачева смягчилась — он отпустил молодого человека.

Тема чести и долга воплощается и в других эпизодах повести. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, нежели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.

Таким образом, тема чести и долга получает самое разнообразное воплощение в пушкинской повести. Это и дворянская честь, рыцарская честь и честь дамы, мужская честь, воинская честь, человеческий долг. Все эти мотивы, сливаясь воедино, образуют в сюжете повести смысловую полифонию.

В юном возрасте мало кого называют человеком чести, хотя этим моральным качеством человек наделяется с рождения. До нужного момента честь ребенка оберегают родители. Позже ребенок сам понимает, что он уже самостоятельно сможет себя уберечь и защитить. Личную ценность для социума каждый человек показывает своими поступками.

Честь напрямую связана с чувством достоинства, поэтому людям, у которых эти два качества объединены, легче заработать авторитет и прекрасную репутацию. Очень важно честь беречь смолоду, когда неопытному человеку свойственно ошибаться и учиться, а чувство достоинства как предохранитель - не позволит переступить через себя.

Честь включает в себя такие качества как справедливость, преданность, правдивость, порядочность и благородство. Если у человека хоть одно из этих качеств присутствует, то можно уверенно сказать, что и остальные тоже. Если человеку характерна преданность к своей Родине, то он и уважительно относится к правам своих земляков. Наличие чести – гарантия целостности и высокой нравственности. Человек будет уважать честь других людей, если он наделен этим моральным качеством.

В литературе часто встречаются ситуации, когда герои произведений проходят тернистый путь со сложными и неприятными моментами. Таким образом читатели ждут результата – выйдет ли персонаж из них, не запятнав честь и достоинство. Одним из ярких примеров является герой Петр Гринев из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь», который отстоял свою честь и достоинство в самых сложных ситуациях, остался верным себе, своим принципам и настановлениям отца.

На сегодняшний день значение чести немного другое. Много кто считает, что быть человеком чести это нерентабельно. Чаще всего за честь выдается поддельное благородство, а отсутствие морали скрывается под внешними атрибутами.

Если с раннего детства заручится авторитетом у сверстников и старших людей, то по мере взросления круг окружающих людей будет только увеличиваться. Все будут прислушиваться к советам такого человека. Очень важно не забывать, что честь очень тяжело заслужить и очень легко потерять, стоит только один раз оступится. Ведь не зря говорят «семь раз отмерь, один раз отрежь». Если с раннего возраста не иметь чести, то и к преклонному возрасту добиться ее будет очень сложно, именно поэтому честь нужно беречь смолоду.

Сочинение 2

И так, смысл данной пословицы очень значительный для таких людей как мы. Так как эта пословица содержит огромный жизненный смысл, который возможно пригодиться кому-то в жизни, да и в общем он пригодиться всем. Эту пословицу должен знать каждый человек. Но самое главное не только знать её, но и её стоить понимать. Данная пословица является пословицей поколений человечества. Ведь она передавалась из поколения в поколение. Именно эту пословицу очень часто использовали в качестве донесения и рассуждения во многих произведениях. Данная пословица являлась поводом для размышления русских поэтов. Стоить помнить, что “честь” – это некий повод для таково физического и умственного составляющего как гордость. Это эмоция, которая отражает самооценку, точнее самоуважение человека. Но стоит помнить ещё и о “гордыни”. Гордыня отличается от гордости тем, что когда гордыня взяла на тобой вверх, ты становишься эгоистичным человеком, тем самым ты становишься не приятной личность для окружающих тебя людей.

Я могу привести качественный пример из произведения Пушкина под названием “капитанская дочь”. В произведении был такой герой, которого звали Пётр Гринев. Он был слегка азартным человеком, так как играл в карты и у него были вредные привычки. Например, он часто выпивал. Из-за этого может сложиться такое мнение, что Пётр не порядочный человек. Но это был человек чести. Так как он один раз выиграл в карты, и он не потратил эти большие деньги на себя, свои увлечения. Он их отдал своему товарищу, который нуждался в них. Он защищал честь девушки на таком страшном мероприятий как дуэль. Он остался жив, он истребил своего ненавистника в честном бою. А это как раз ещё одно качество, которое говорит о преданности в любви к человеку, к своей девушке мечты.

Гринев человек слова. Именно этот человек является примером гордости и даже возможно некого подражания, конечно же, в хорошем смысле. Он прошёл через все свои трудные испытания и все жизненные трудности, он преодолел все это. Он очень честный человек. Так же он является человеком чести. Он ни разу, не когда в своей жизни не пошёл против своей воли. Всегда как он хотел, так и было. Он всегда добивался всего сам, и помогал тем, кто нуждался в помощи.

Честью является некая культура человека. Это те принципы человека, которым он придерживается. Ведь именно честь ведёт человека к формированию личности, тем более в юные годы. Честь – это не плохое качество, не стоит его путать с эгоизмом и другими принципами.

Творческая работа

Сочинение на тему: «Береги честь смолоду»

Выполнила ученица 11 класса

МКОУ «Утамышская СОШ»

Вагабова Мадина

Из педагогического опыта.

Уроки жизни по повести А.С.Пушкина,Капитанская дочка."

Закончив изучение повести А.С.Пушкина,Капитанская дочка», подвожу детей к финальному этапу уроков -ученикам предстоит написать классное сочинение.

Сочинение - это искорки творчества учащихся. Все дети по-своему талантливы.

Учить их мыслить, давать собственную оценку поставленной проблеме, выражать личное мнение -задача учителя литературы.

Классом выбрана тема сочинения,Береги честь смолоду».

Читаю толкование слова "честь " со Словаря русского языка С.И.Ожегова: «Честь-это достойные уважения и гордости моральные качества личности.»

В ходе беседы учащиеся высказывают свои личные суждения по этой проблеме. Пётр Гринёв выдержал испытание на честь в отличие от Алексея Швабрина, он оказался человеком без чести и совести.

Я думаю,что А.С.Пушкин наделил этого негодяя говорящей фамилией Швабрин - от слова,швабра", это что-то грязное, нечистоплотное..."

В наше время тоже очень важно,беречь честь смолоду».

Ученики отвечают на вопросы: Почему повесть получила такое название?

Кто ведёт повествование в повести? Как показывает автор человеческое достоинство в поведении и поступках героев? Как проявляются черты характера П. Гринёва в тяжёлых для него жизненных ситуациях? Понравилась вам повесть?

Сочинение.

Береги честь смолоду.

(по повести А.С.Пушкина,Капитанская дочка")

Людей во все времена волновали вечные проблемы жизни и смерти, любви и ненависти, выбора честия и бесчестия...Всё меняется в этом мире, неизменными остаются общечеловеческие нравственные понятия.

Когда говорят о чести, благородстве и верной любви, передо мной возникают образы Петра Гринёва и Маши Мироновой из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Это произведение, несмотря на небольшой объём, полно глубокого смысла. Действие повести происходит во время восстания Е. Пугачёва 1772-1776 годов.

Молодой офицер Пётр Гринёв был направлен в Белогорскую крепость.

По пути он совершает необдуманные поступки, проигрывает в трактире 100 рублей. Приехав в крепость, Гринёв познакомился с дочерью коменданта Миронова Машей. Маша понравилась молодому человеку.

Из-за девушки он поссорился с офицером Швабриным, который сватался к ней, но получил отказ. Гринёв не позволил порочить доброе имя Маши.

Он вызывает обидчика на дуэль. Гринёв поступил как настоящий мужчина. Последующее поведение Гринёва выстраивается по наказу отца: ,Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся...,помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Наказ отца служить, кому присягнул, становится кодексом чести для Гринёва.

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: ,С честью пойдёшь по жизни -умрёшь. Против чести пойдёшь -жив будешь". Именно перед таким камнем преткновения стояли офицеры Белогорской крепости: Гринёв и Швабрин.

Даже под страхом смертной казни Гринёв откажется целовать руку Пугачёву. Тот совал ему в лицо ему жилистую руку и говорил властным голосом:

Целуй руку!" Одни подходили и целовали, другие выбирали смерть. Поцеловать руку - значить предать честь. Не поцеловать-пойти на смерть. Гринёв выбирает смерть. На предложение Пугачёва,послужить" ему,Гринёв скажет:,Я присягнул императрице, тебе служить не могу».

Гринёву свойственны такие качества, как доблесть, достоинство, верность. В его семье были высокие представления о чести, долге. Для Гринёва честь и долг превыше всего.

Швабрин противостоит Гринёву. Если Гринёв - герой, то Швабрин злодей. Швабрин, поняв, что крепость скоро захватят бунтовщики, перебегает на сторону врага. Он во всём подражает Пугачёву: в одежде, в поведении, старается во всём ему угождать. Швабрин не понимает, что такое честь, для него главное - выжить.

Рассуждая о чести, как не рассказать о супругах Мироновых, для которых честь и долг -смысл жизни. Они чистые, высокие люди, которые достойно смотрят смерти в лицо.

Можно смело утверждать, что все произведения Пушкина затрагивают проблему нравственности и безнравственности.

Герои повести,Капитанская дочка" находятся в исключительных обстоятельствах, где проявляются все стороны их характеров.

Эта повесть потрясла меня. Я снова и снова размышляю о поступках героев этого великолепного произведения. Мне глубоко симпатичны образы Маши Мироновой и Петра Гринёва. Человек жив, пока он остаётся Человеком.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса