Школьная энциклопедия. Презентация «Анималистический жанр в изобразительном искусстве Анималистический жанр в современном искусстве
). Однако в рамках этой статьи мы будем рассматривать только предметное искусство.
Исторически сложилось, что все жанры делили на высокие и низкие. К высокому жанру или исторической живописи относили произведения монументального характера, несущие в себе какую-либо мораль, значимую идею, демонстрирующую исторические, военные события, связанные с религией, мифологией или художественным вымыслом.
К низкому жанру относили все, что связано с обыденностью. Это натюрморты, портреты, бытовая живопись, пейзажи, анимализм, изображение обнаженных людей и прочее.
Анимализм (лат. animal - животное)
Анималистический жанр возник еще в древности, когда первые люди рисовали на скалах хищных животных. Постепенно это направление переросло в самостоятельный жанр, подразумевающий выразительное изображение любых животных. Анималисты обычно проявляют большой интерес к животному миру, например, могут быть превосходными наездниками, держать домашних животных или просто длительно изучать их повадки. В результате замысла живописца животные могут представать реалистичными или в виде художественных образов.
Среди русских художников многие отлично разбирались в лошадях, например, и . Так, на известной картине Васнецова «Богатыри» богатырские кони изображены с величайшим мастерством: тщательно продуманы масти, поведение животных, уздечки и их связь с наездниками. Серов недолюбливал людей и считал лошадь во многих смыслах лучше человека, из-за чего часто изображал ее в самых разных сценах. хотя и рисовал животных, анималистом себя не считал, поэтому медведей на его знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» создавал анималист К. Савицкий.
В царское время особо популярными стали портреты с домашними животными, которые были дороги человеку. Например, на картине императрица Екатерина II предстала с любимой собакой. Животные присутствовали также на портретах , и других русских художников.
Примеры картин известных русских художников в бытовом жанре
Историческая живопись
Этот жанр подразумевает монументальные картины, которые призваны передать обществу грандиозный замысел, какую-либо истину, мораль или продемонстрировать значимые события. В него входят работы на историческую, мифологическую, религиозную тематику, фольклор, а также военные сцены.
В древних государствах мифы и легенды долгое время считались событиями прошлого, поэтому их часто изображали на фресках или вазах. Позже художники начали отделять произошедшие события от вымысла, что выразилось в первую очередь в изображении батальных сцен. В Древнем Риме, Египте и Греции на щитах воинов-победителей часто изображали сцены героических сражений с целью демонстрации их торжества над врагом.
В эпоху Средневековья из-за засилья церковных догм преобладала религиозная тематика, в эпоху Возрождения общество обратилось к прошлому в основном с целью прославления своих государств и правителей, а с XVIII века к этому жанру часто обращались с целью воспитания молодежи. В России жанр получил массовое распространение в XIX веке, когда художники нередко пытались проанализировать жизнь русского общества.
В работах русских художников батальная живопись была представлена, например, и . Мифологические и религиозные сюжеты в своих картинах затрагивал , . Историческая живопись преобладала у , фольклор - у .
Примеры картин известных русских художников в жанре исторической живописи
Натюрморт (фр. nature - природа и morte - мертвая)
Этот жанр живописи связан с изображением неодушевленных предметов. Ими могут быть цветы, фрукты, блюда, дичь, кухонные принадлежности и иные предметы, из которых художник часто составляет композицию согласно своему замыслу.
Первые натюрморты появились еще в древних странах. В Древнем Египте было принято изображать подношения богам в виде разных кушаний. При этом на первом месте была узнаваемость предмета, поэтому древние художники особо не заботились о светотени или фактуре предметов натюрморта. В Древней Греции и Риме цветы и фрукты встречались на картинах и в домах для украшения интерьера, так что изображались уже более достоверно и живописно. Становление и расцвет этого жанра приходится на XVI и XVII века, когда натюрморты стали содержать скрытые религиозные и иные смыслы. Тогда же появилось и их множество разновидностей в зависимости от предмета изображения (цветочный, фруктовый, ученый и т.д.).
В России расцвет натюрморта приходится только на XX век, так как до этого его использовали в основном в учебных целях. Зато развитие это было стремительным и захватило , включая абстракционизм со всеми его направлениями. Например, создавал прекрасные композиции цветов в , предпочитала , работал в и нередко «оживлял» свои натюрморты, создавая у зрителя впечатление, что посуда вот-вот упадет со стола или все предметы сейчас начнут вращаться.
На изображаемые художниками объекты, безусловно, влияли и их теоретические воззрения или мировоззрение, душевное состояние. Так, у это были предметы, изображенные согласно открытому им принципу сферической перспективы, а экспрессионистские натюрморты поражали своим драматизмом.
Многие русские художники использовали натюрморт в основном в учебных целях. Так, не только оттачивал художественное мастерство, но и проводил множество экспериментов, по-разному раскладывая предметы, работая со светом и цветом. экспериментировал с формой и цветом линии, то уходя от реализма в чистый примитивизм, то смешивая оба стиля.
Иные художники соединяли в натюрмортах то, что изобразили ранее и свои излюбленные вещи. Например, на картинах можно встретить его любимую вазу, ноты и созданный им до этого портрет его супруги, а изображал любимые с детства цветы.
В этом же жанре работали и многие другие русские художники, например , и прочие.
Примеры картин известных русских художников в жанре натюрморта
Ню (фр. nudite - нагота, сокращенно nu)
Этот жанр призван изображать красоту обнаженного тела и появился еще до нашей эры. В древнем мире большое внимание уделяли физическому развитию, так как от этого зависело выживание всего человеческого рода. Так, в Древней Греции атлеты по традиции состязались обнаженными, чтобы мальчики и юноши лицезрели их отлично развитые тела и стремились к такому же физическому совершенству. Примерно в VII-VI вв. до н. э. появились и обнаженные мужские статуи, олицетворявшие физическую мощь мужчины. Женские же фигуры, напротив, всегда представали перед зрителями в одеяниях, так как обнажать женское тело было не принято.
В последующие эпохи отношение к обнаженным телам менялись. Так, во времена эллинизма (с конца VI века до н.э.) выносливость отошла на второй план, уступив место любованию мужской фигурой. В это же время стали появляться и первые женские обнаженные фигуры. В эпоху барокко идеальными считались женщины с пышными формами, во времена рококо первоочередной стала чувственность, а в XIX-XX веках картины или скульптуры с обнаженными телами (особенно мужскими) часто оказывались под запретом.
Русские художники неоднократно обращались в своих работах к жанру ню. Так, у это танцовщицы с театральными атрибутами, у это позирующие девушки или женщины в центре монументальных сюжетов. У это множество чувственных женщин, в том числе в парах, у это целая серия картин, изображающих обнаженных женщин за разными занятиями, а у - девушки, полные невинности. Некоторые, например, изображали и полностью нагих мужчин, хотя такие картины и не приветствовались обществом своего времени.
Примеры картин известных русских художников в жанре ню
Пейзаж (фр. Paysage, от pays - местность)
В этом жанре приоритетным является изображение естественной или созданной человеком окружающей среды: природных уголков, видов городов, сел, памятников и т.д. В зависимости от выбранного объекта выделяют природный, индустриальный, морской, сельский, лирический и иные пейзажи.
Первые пейзажи древних художников были обнаружены в наскальной живописи эпохи неолита и представляли собой изображения деревьев, рек или озер. Позже природный мотив использовали при украшении домой. В эпоху Средневековья пейзаж практически полностью вытеснила религиозная тематика, а в эпоху Возрождения, напротив, на первый план выступили гармоничные отношения человека и природы.
В России пейзажная живопись развивалась с XVIII века и первоначально ограничивалась (в этом стиле создавали пейзажи, например, и ), однако позднее целая плеяда талантливых русских художников обогатила этот жанр приемами из разных стилей и направлений. создал так называемый неброский пейзаж, то есть вместо погони за эффектными видами он изображал в русской природе самые сокровенные моменты. и пришли к лирическому пейзажу, поражавшего публику тонко передаваемым настроением.
У и это эпический пейзаж, когда зрителю демонстрируется вся грандиозность окружающего мира. бесконечно обращался к старине, Е. Волков умел любой неброский пейзаж превратить в поэтическую картину, поражал зрителя своим дивным светом в пейзажах, а мог бесконечно любоваться лесными уголками, парками, закатами и передавать эту любовь зрителю.
Каждый из пейзажистов концентрировал внимание на таком пейзаже, который увлекал его особенно сильно. Многие художники не могли пройти мимо масштабных строек и рисовали много индустриальных и городских пейзажей. Среди них работы , и других художников. увлекали памятники, а
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Вид занятий: Беседа об искусстве.
Цель: расширение знаний у учащихся о разнообразии видов и жанров изобразительного искусства, а также знакомство с выдающимися произведениями этого искусства и великими мастерами.
Задачи:
- Образовательные
:
- закрепить знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- продолжать работу над развитием умения различать виды и жанры изобразительного искусства;
- познакомить учащихся с отдельными жанрами, особенностями их выражения в произведениях изобразительного искусства (анималистический жанр),выработать у учащихся интерес к работам художников-анималистов;
- знакомить учащихся с техникой изображения животного в движении;
- Коррекционно-развивающие
:
- осуществлять коррекцию недостатков сенсорного развития учащихся;
- формировать умения воспринимать и различать величину, форму, положение геометрических фигур при изображении и передаче движения животного;
- устранять недостатки владения техникой рисования.
- Воспитательные
:
- продолжать воспитывать любовь к изобразительному искусству;
- способствовать повышению эстетической культуры воспитанников;
- прививать любовь к животным.
Форма работы на занятии: совместно-индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование и материалы: мультимедийная аппаратура (слайды репродукций картин, кроссворд), репродукции картин, рисунки и скульптуры В.Ватагина, стихотворения о жанрах изобразительного искусства, музыкальные записи, простой карандаш, альбомный лист, резинка.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1) Приветствие учащихся.
2) Проверка психологической готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы занятия, повторение ранее изученного
Учитель. Ребята, мы сегодня с вами превратимся в юных художников. Оденьте, пожалуйста, эти беретки и шарфы. Будем выглядеть настоящими художниками. Вы готовы к уроку? Садитесь удобно и внимательно слушайте меня.
(Стук в дверь. Заносят посылку с письмом.)
Ой, какая-то посылка и письмо. Давайте-ка прочитаем письмо.
Я приготовила подарки для тех ребят, которые
активно будут работать на уроке, хорошо и
правильно будут отвечать на вопросы учителя.
Удачи вам!
Ну, ребята, давайте постараемся заслужить
подарки Белки. А что там, мы узнаем в конце урока.
Итак, сейчас мы продолжим говорить с вами о
видах и жанрах изобразительного искусства.
С древнейших времен, по мере развития
изобразительного искусства, выделялись его виды
.
Давайте вспомним, что такое вид
? Нам
неоднократно доводилось видеть рисунки,
выполненные карандашом или углем на бумаге;
картины, написанные красками на холсте,
памятники – гранитные или мраморные; здания
храмов и музеев. Как вы знаете, все это –
произведения изобразительного искусства
различных его видов
.
Мы с вами на уроках рассматривали различные
картины, отгадывали кроссворды в ноутбуке, а
сегодня у нас в классе большой экран. И нам всем
будет очень хорошо видны все картины и задания.
Просмотрите, пожалуйста, на экран и
определите, к какому виду мы отнесем
представленное изображение.
(Слайд 1. «Живопись») Ответы детей: Работа
выполненная в цвете, красками, на плоскости.
(Слайд 2. «Графика») Ответы детей: Работа
выполненная линиями, штрихами, на плоскости без
красок.
– А теперь взгляните на изображения различных сооружений, зданий и определите, к какому виду они относятся.
(Слайд 3. «Архитектура») Ответы детей: Искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений.
(Слайд 4. «Скульптура») Ответы детей: Работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки.
– Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили виды
изобразительного
искусства, которые изучали. А сейчас перейдем
к жанрам изобразительного искусства, с которыми
мы знакомы.
Давайте вспомним, что такое жанр
.
Жанр – это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других. И в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить ее жанр. Другим словом, отличаем мы жанры картин по их содержанию.
– Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение и отгадайте, о каком жанре изобразительного искусства идет речь.
(Слайд 7. «Пейзаж»)
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
пейзаж . (Изображение природы)
(Слайд 8. «Натюрморт»)
– Давайте все вместе прочитаем это стихотворение, громко и четко произнося слова.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт . (Изображение предметов: цветов, дичи, утвари)
(Слайд 9. «Портрет»)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется портрет . (Изображение человека)
(Слайд 10. «Батальный»)
Если видишь на картине танки
В бой лавиною пошли
Или быстрые тачанки,
Или в море – корабли
Иль штыков мерцая сталью,
В бой пехота поднята –
Называется … (батальным )
Жанр картин таких всегда. (Изображение военных действий)
(Слайд 11. «Исторический»)
Жанр изобразительного искусства, посвященный знаменательным событиям прошлого и настоящего. (Изображение исторических событий)
(Слайд 12. «Марина»)
Жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа.
(Слайд 13. «Бытовой»)
Если видишь на картине
Повседневный труд людской
За прилавком в магазине
Или в швейной мастерской,
На заводе или в школе,
Это навсегда усвой –
Жанр картины – …(бытовой )
III. Предъявление нового материала
– Сегодня мы на уроке узнаем еще об одном жанре
изобразительного искусства. Называется этот
жанр – анималистический
. (Слайд 14)
Как вы понимаете это слово? Может где-то слышали
вы его (Ответы детей)
. Телевизор любите
смотреть? Есть кабельное телевидение? Канал
«Animal» смотрите? И кого там постоянно показывают? (Ответы
детей)
Да, животных. Поэтому и назвали этот
канал «Animal» т.е. в переводе с английского языка –
животные.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение. (Слайд 15)
Если видишь на картине
Нарисован слон,
Крокодил, жираф, горилла,
Кошка, иль питон,
Или звери Аргентины,
Иль пингвин Арктический,
Значит, жанр такой картины –
Анималистический . (Изображение животных)
Изображения животных встречались еще на стенах
пещер, в рисунках и в скульптуре древнейших
времен. Картины, где изображены животные,
называют анималистическим
, а
художников – анималистами
.
Давайте все вместе прочитаем это слово с доски.
Животных изображали карандашом, красками, углем
и одним из русских художников-анималистов был
Василий Ватагин, который очень любил животных и
всю свою жизнь изучал их повадки и пластику,
восхищаясь их цветовой окраской, гибкими
движениями, выразительностью силуэтов
(Слайд 16. В. Ватагин).
– Вы знаете, что у каждого животного есть свой характер? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.
(Слайды 17, 18, 19 с работами художника В. Ватагина. Рассматривание и обсуждение.)
– Обратите внимание на то, как художник, верно, передает всю пластику и выразительность образа животного с его характером (рассматривание картин). Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера, крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции: большая голова, длинные ноги и короткие лапы, выгнутая спина, большие и маленькие глаза; через выразительные детали: лохматую и гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.
Мир животных величественный и гордый. Ребята,
вы смотрели мультфильм «Маугли»? Вот этот
мультфильм иллюстрировал художник-анималист
В.Ватагин. (Слайд 20)
Рассмотрим следующие работы художника.
В одном рисунке художник В.Ватагин создал
суровый и грозный образ зверя, а в другом –
печальный.
(Слайд 21. В.Ватагин. Пантера. Тушь. Перо.)
На этом рисунке в образе грозной пантеры художнику удалось выразить свое отношение: он любуется ее силой, мощным телом и решительным характером.
(Слайд 21. В.Ватагин. Бегемот. Карандаш)
А на этом рисунке художник изобразил бегемота медлительным и неповоротливым. Ему удалось нарисовать животного грустным и печальным.
– Ребята, мы сегодня с вами узнали еще об одном
жанре изобразительного искусства, где
изображаются животные. Как он называется? (Ответы
детей).
– А как называют художников, которые изображают
животных? (Ответы детей).
Физкультминутка (Слайд 22)
– Сейчас мы с вами отгадаем кроссворд и проверим наши знания о видах и жанрах изобразительного искусства.
(Кроссворд «Жанры изобразительного искусства» на слайдах)
– Молодцы, ребята! Мы еще не раз будем возвращаться к этим терминам и использовать их на занятиях и в жизни.
IV. Актуализация знаний учащихся
– Скажите, пожалуйста, ребята. Вы любите животных? У вас есть домашние животные? Мы с вами уже говорили, что художник В.Ватагин очень любил животных и рисовал только их. Давайте мы с вами тоже попробуем нарисовать своих любимых животных. Мы выполним графическую работу. А какие материалы нам для этого нужны? (Ответы детей) .
Возьмите листочки (1/2 альбомного листа), простой карандаш, резинку и попытайтесь нарисовать свое любимое животное. Приступая к работе, не забывайте о правилах изображения (напоминаются правила: не нажимать на карандаш, не махать карандашом, чтобы не поранить соседа).
Итак, расположите лист вертикально или горизонтально, кому как удобно.
Я люблю кошку. (Слайд 23) Посмотрите, как я буду рисовать ее. Кошка может быть ласковой и доброй. Но если ее котятам грозит опасность, она всем своим видом как бы говорит: «Не подходи, берегись!» (Слайд 24, 25)
Сначала мы рассмотрим ее (Рассматриваем игрушечную кошку). Сравним, на какие геометрические фигуры похожи части ее тела: голова, туловище, уши. Голова в форме круга, туловище в виде овала, уши в виде треугольников.
(Педагогический рисунок на доске. Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах)
Каким образом мы должны превратить эти геометрические фигуры в кошку и передать пластичность кошки? (Ответы детей).
Плавными линиями я соединяю эти геометрические фигуры и дорисовываю необходимые детали животного.
V. Практическая работа детей
Задания: выполнить графический рисунок любимого животного, используя геометрические фигуры (используется простой карандаш).
Целевые обходы педагога:
1) Проверка организации учащимися рабочего
места.
2) Наблюдение за правильностью выполнения
приемов работы.
3) Оказание помощи учащимся, испытывающим
затруднения.
4) Контроль за объемом и качеством выполненной
работы.
– Молодцы, ребята! Вы сегодня все очень хорошо поработали. Наведите порядок на рабочем месте.
VI. Итог занятия
1) Выставка работ учащихся.
2) Самоанализ деятельности учащихся.
3) Беседа по вопросам:
– Что вы нового узнали на уроке?
– Смогли ли вы решить сложную задачу изображения
животного с помощью геометрических фигур?
– Были ли у вас затруднения в работе, как вы их
преодолевали?
– Довольны ли вы своей работой?
– Какой из представленных рисунков вам
понравился более всего и почему?
– Ну, думаю, что пора нам узнать, что за подарки приготовила нам Белка.
«Здравствуйте, юные художники!
Я приготовила подарки для тех ребят, которые
активно будут работать на занятии, хорошо и
правильно будут отвечать на вопросы учителя.
Удачи вам!
С наилучшими пожеланиями Белка»
Основным объектом этого жанра изобразительного искусства являются животные (от лат. animal - животное).
Этот жанр был распространён в глубокой древности: стилизованные изображения животных встречаются в искусстве Древнего Востока, Америки, Африки, Океании и в народном творчестве других стран.
Чаще всего изображения животных мы видим в живописи, скульптуре, графике, в декоративном искусстве, а позже и в фотографии.
Анималистический жанр условно можно разделить на два направления: естественнонаучное и художественное. В первом случае для художника-анималиста важно точное изображение животного с точки зрения его физиологии, а во втором случае – художественная характеристика животного, в том числе и метафоричность (перенесение на животных черт, присущих людям). Это в основном относится к иллюстраторам сказок и басен.
Анималистика в живописи
Франс Снейдерс (1579-1657)
Ван Дейк «Портрет Снейдерса с женой» (фрагмент портрета)
Фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических картин. Первоначально он занимался натюрмортами, но затем увлёкся анималистическими сюжетами и сценами охоты. Его произведения поражают монументальностью и продуманностью композиций, виртуозным изображением физиологии животного, его жизненной силы и внутренней мощи.
Ф. Снайдерс «Охота на кабана» (1625-1630)
Паулюс Поттер (1625-1654)
Бартоломеус ван дер Гельст «Портрет Паулюса Поттера»
Нидерландский художник Поттер умер совсем молодым, в 29 лет, но оставил целую галерею картин с детальным изображением домашних животных на лугах, картин со сценами охоты.
П. Поттер «Молодой бык»
Именно изображения животных обеспечили ему всемирную славу.
Самая известная картина художника – «Молодой бык», она находится в музее Маурицхёйс в Гааге.
П. Поттер «Кони на лугу» (1649)
Лошади – самый популярный персонаж анималистических картин. Но у каждого художника своё отношение к этому сильному и благородному животному.
Джордж Стаббс (1724-1806)
Д. Стаббс «Автопортрет»
Английский художник и учёный биолог, один из ведущих европейских художников-анималистов. Досконально изучил анатомию человека и животных при Йоркском госпитале. Он является автором нескольких научных работ, в том числе труда «Анатомия лошадей» (1766), поэтому безупречно с научной точки зрения мог изображать животных.
Д. Стаббс «Уистлиджейкет» (1762)
Франц Марк (1880-1916)
Немецкий живописец еврейского происхождения, представитель немецкого экспрессионизма . Ушёл добровольцем на фронт Первой мировой войны и был убит осколком снаряда в ходе Верденской операции в возрасте 36 лет, оставив нереализованными свои творческие планы.
Ф. Марк «Синий конь» (1911)
Он часто изображал животных (оленей, лис, лошадей) в естественной обстановке, представляя их как высшие, чистые существа. Таково романтическое полотно «Синий конь». Работы Марка отличаются яркой палитрой в сочетании с кубистическими образами, резкими и жёсткими цветовыми переходами. Наибольшую известность получила его картина «Судьба животных». В настоящее время она демонстрируется в художественном музее Базеля (Швейцария).
Ф. Марк «Судьба животных» (1913)
Животный мир всегда привлекает не только профессиональных художников, но и детей. В детском мире животные занимают место не меньшее, чем человек.
Самира Сагитова (3 года 8 месяцев) «Весёлые цыплята»
Джим Киллен «Весёлые щенята»
Анималистика в скульптуре
Пётр Карлович Клодт (1805-1867)
П.К. Клодт
Семья будущего скульптора происходила из балтийских немецких аристократов Клодт фон Юргенсбург, состояла из потомственных военных. П. К. Клодт родился в 1805 г. в Санкт-Петербурге, но детство и юность его прошли в Омске – его отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Там и проявилась склонность барона к рисованию, резьбе и лепке. Больше всего мальчик любил изображать лошадей, в них он видел особое очарование.
Нарвские триумфальные ворота
Окончив Академию художеств, Клодт совместно с другими опытными скульпторами оформлял Нарвские ворота, дворцовую пристань Адмиралтейской набережной.
Кони Клодта перед берлинским замком
Его работы украшают и главные ворота королевского дворца в Берлине, и королевский дворец в Неаполе. Копии скульптур установлены в садах и дворцовых сооружениях в России: в окрестностях Санкт-Петербурга (у Орловского дворца в Стрельне и Петергофе, а также на территории усадьбы Голицыных в подмосковных Кузьминках, усадьбе Кузьминки-Влахернское).
Усадьба Голицыных в Кузьминка х
Евгений Александрович Лансере (1848-1886)
Русский скульптор-анималист. Так же, как и Клодт, он уже с детства выбрал тему, которой был увлечён всю жизнь, – лошадей.
Е. Лансере «Черкес и женщина на лошади»
Лансере был известным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Являлся мастером сюжетной пластической миниатюры, прославил русскую скульптурную школу за рубежом, принимая участие во всемирных выставках в Лондоне (1872), Париже (1873), Вене (1873), Антверпене (1885) и др. европейских городах. Его произведения отливались на многих ведущих заводах и в бронзолитейных мастерских частных фирм.
Анималистика в графике
Константин Константинович Флёров (1904-1980)
Советский палеонтолог, доктор биологических наук, профессор. Заведующий Палеонтологическим музеем им. Ю. А. Орлова. Художник-реконструктор и анималист, воссоздал облик многих ископаемых животных.
Учился на биологическом отделении Московского университета и одновременно занимался рисунком и живописью. По окончании университета в течение 30 лет работал в Зоологическом институте в Ленинграде. Участвовал во многих поездках и научных экспедициях.
Работая в Дарвиновском музее в Москве, Флёров на базе биологических коллекций исполнил серию живописных и скульптурных работ. Знания профессионала зоолога и профессионала художника позволили ему успешно воссоздавать по скелетам внешний вид животных, создавать их скульптурные изображения и писать живописные полотна на темы древнего мира.
Анималистика в фотографии
С изобретением фотографии возможности анималистов существенно расширились. Мир животных предстаёт в огромном разнообразии красок, сюжетов и видов.
Предлагаем Вашему вниманию две замечательные фотографии фотоанималистов с сайта www.rosphoto.com
А. Гудков «Жираф и птица»
Сколько любви к животным в этой фотографии и чувства юмора! А также умения «поймать момент».
С. Горшков «Лиса»
Сергей Горшков является победителем конкурса «Золотая черепаха» в номинации «Фотограф года» 2007 и 2011 гг. Победитель международного конкурса Shell Wildlife Photographer of the Year 2007 г., был удостоен приза «Фотограф года России».
Его фотография «Лиса» поражает не только техникой исполнения, но и психологической глубиной. Вглядитесь в фотографию: лисий нрав, её осторожность, вкрадчивость и хитрость схвачены блестяще.
«Шмель». Фото В. Акишиной
Татьяна Сафронова
Презентация «Анималистический жанр в изобразительном искусстве»
Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека.
В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства , которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.
В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства . Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса, умение самостоятельно оценивать произведения искусства .
Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство - виды изобразительного искусства , отличающиеся и общими чертами, и специфическими изобразительными средствами .
Живопись означает «писать жизнь» , «писать живо» , то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись - вид изобразительного искусства , произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.
Главная отличительная особенность живописи состоит в том, что изображение формы и пространства, образов и действий строится исключительно с помощью цвета.
Техника живописи на протяжении веков постоянно совершенствовалась. Живописцев привлекали всё более разнообразные сюжеты. Это и привело к появлению жанров : портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр , исторический, батальный, мифологический, бытовой жанр .
Знакомство дошкольников с анималистическим жанром .
Цель : ознакомление детей с анималистическим жанром .
Задачи :
1. Формировать представления детей об анималистическом жанре ;
2. Познакомить с работами художников анималистов ;
3. Расширять кругозор в области изобразительного искусства ;
4. Воспитывать у детей ответственное отношение и любовь к животным.
Анималистический жанр
изображения животных .
Одной из самых любимых тем и для детей и для взрослых в рисовании является тема изображения животных .
Если видим на картине
Тигра и моржа на льдине,
Гусеницу на листике,
Это анималистика !
Анималистический жанр - изображение животных в живописи , скульптуре и графике.
Название происходит от латинского слова «анимал » , что в переводе означает - животное.
Художники, работающие в анималистическом жанре , называются анималистами .
В истории развития изобразительного искусства жанр изображения животных – один из самых древних на Земле.
Первобытные люди рисовали животных и сцены охоты.
Животное-это источник жизни для человека. Он неразрывно связан с животным миром и зависит от него.
В процессе развития, человечество освоило новые формы общения с животным миром : в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.
В древнем мире изображения животных были символичны.
Собаки – служители и охранники. Они символизируют дружбу, безусловную любовь, понимание, выслеживание, товарищество, интуицию и правду.
Лошадь символизирует силу, умение работать, скорость, выносливость, выдержку, верность, дружбу.
Змеи символизируют знание, перемены, мудрость, секреты, тайну.
Пауки - ткачи и обманщики. Они могут служить знаком, предупреждающим об опасности.
Волки символизируют семью, обучение, сотрудничество, тайну, силу, лидерство, свободу, охоту, поиск, самоанализ, слушание, магию, сны.
Целая плеяда художников-анималистов воспевает удивительный мир живой природы.
Животные в произведениях В. А. Ватагина очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие,суровость, значительность, сосредоточенность,тоска и т. д.)
Изобразить животное с натуры очень трудно. Поэтому художник должен часами наблюдать за ними.
Анимализм связан не только с изобразительным искусством , но и с литературой. Очень часто мы видим в образах животных конкретные черты человека, которые либо восхваляются, либо обличаются автором.
Лиса - хитрая, изворотливая, заяц - трусливый, медведь строгий, но справедливый.
В иллюстрациях Е. И. Чарушина, художника-анималиста , мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно.
Е И. Чарушин иллюстрировал произведения В. В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина и др.
Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Евгений Рачев.
Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» .
Проверь себя :
1. Что ты знаешь об анималистическом жанре ?
2. Назови художников-анималистов .
3. Что ты можешь сказать о рисунках животных, выполненных Е. Рачевым, В. Ватагиным?
4. Любишь ли ты рисовать животных? Какое твое любимое животное?
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр Авт.Котина В.В. Учитель ИЗО МОБУ СОШ №54 г.Н-Новгород
История возникновения Первобытные люди рисо- вали животных и сцены охоты Изображая животных, человек передавал то необузданность, то победу над ним человека
Животное-это источник жизни для человека..Он неразрывно связан с животным миром и зависит от него.
В процессе эволюционного развития человечество освоило Новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга. В древнем мире изображения животных были символичны Сфинксы-олицетворение единства животного и человека. В ассирийской культуре образ крылатого быка с головой чело- Века, в греческой-кентавра. Кошка символизировала мудрость и грацию, лев-силу и ярость.
Животное становится не только источником матери- ального существования человека, но и средством его ду- ховного развития, воплощения красоты и совершенства. Образ животного занимает значительное место в изо- бразительном искусстве. Появился отдельный жанр, ко- торый получил название анималистический.
Художники-анималисты Целая плеяда художников-анималистов воспевает удиви- тельный мир живой природы. Рембрант. Лежащий лев Рембрант. Слоны
Животные в произведениях В.А.Ватагина очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие,суро- вость, значительность, сосредоточенность,тоска и т.д.) Леопард. Тушь,перо Пума. Тушь, перо
Изобразить животное с натуры очень трудно. Поэтому художник должен часами наблюдать за ними. Тигр. Карандаш Голова тигра. Карандаш Бегемот. Карандаш
В.Серов. Борзая В.Ватагин Тигр.Акварель А.Иванов. Набросок коня
Образы животных в литературных произведениях Анимализм связан не только с изобразительным искусст- вом, но и с литературой. Очень часто мы видим в образах жи- вотных конкретные черты человека, которые либо восхваля- ются, либо обличаются автором. Лиса-хитрая, изворотливая, заяц-трусливый,медведь строгий,но справедливый. Русские сказки
Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский худож- ник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром,и хит- рая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «проказни- ца-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка».
Проверь себя 1.Что ты знаешь об анималистическом жанре? 2. Назови художников-анималистов. 3.Что ты можешь сказать о рисунках животных, выполненных В.Серовым, В.Ватагиным? 4. Любишь ли ты рисовать животных? Какое твое любимое животное?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА НА УРОКАХ ИЗО
В процессе обучения детей рисованию педагоги используют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года, праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников являет...
Итоговое занятие по теме" Анималистический жанр".Повторение графических приемов рисования разных представителей животного мира,игровые задания для развития творческих способностей,фото и отзывы родите...
Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"
Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...