Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Школьная энциклопедия. Презентация «Анималистический жанр в изобразительном искусстве Анималистический жанр в современном искусстве

). Однако в рамках этой статьи мы будем рассматривать только предметное искусство.

Исторически сложилось, что все жанры делили на высокие и низкие. К высокому жанру или исторической живописи относили произведения монументального характера, несущие в себе какую-либо мораль, значимую идею, демонстрирующую исторические, военные события, связанные с религией, мифологией или художественным вымыслом.

К низкому жанру относили все, что связано с обыденностью. Это натюрморты, портреты, бытовая живопись, пейзажи, анимализм, изображение обнаженных людей и прочее.

Анимализм (лат. animal - животное)

Анималистический жанр возник еще в древности, когда первые люди рисовали на скалах хищных животных. Постепенно это направление переросло в самостоятельный жанр, подразумевающий выразительное изображение любых животных. Анималисты обычно проявляют большой интерес к животному миру, например, могут быть превосходными наездниками, держать домашних животных или просто длительно изучать их повадки. В результате замысла живописца животные могут представать реалистичными или в виде художественных образов.

Среди русских художников многие отлично разбирались в лошадях, например, и . Так, на известной картине Васнецова «Богатыри» богатырские кони изображены с величайшим мастерством: тщательно продуманы масти, поведение животных, уздечки и их связь с наездниками. Серов недолюбливал людей и считал лошадь во многих смыслах лучше человека, из-за чего часто изображал ее в самых разных сценах. хотя и рисовал животных, анималистом себя не считал, поэтому медведей на его знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» создавал анималист К. Савицкий.

В царское время особо популярными стали портреты с домашними животными, которые были дороги человеку. Например, на картине императрица Екатерина II предстала с любимой собакой. Животные присутствовали также на портретах , и других русских художников.

Примеры картин известных русских художников в бытовом жанре




Историческая живопись

Этот жанр подразумевает монументальные картины, которые призваны передать обществу грандиозный замысел, какую-либо истину, мораль или продемонстрировать значимые события. В него входят работы на историческую, мифологическую, религиозную тематику, фольклор, а также военные сцены.

В древних государствах мифы и легенды долгое время считались событиями прошлого, поэтому их часто изображали на фресках или вазах. Позже художники начали отделять произошедшие события от вымысла, что выразилось в первую очередь в изображении батальных сцен. В Древнем Риме, Египте и Греции на щитах воинов-победителей часто изображали сцены героических сражений с целью демонстрации их торжества над врагом.

В эпоху Средневековья из-за засилья церковных догм преобладала религиозная тематика, в эпоху Возрождения общество обратилось к прошлому в основном с целью прославления своих государств и правителей, а с XVIII века к этому жанру часто обращались с целью воспитания молодежи. В России жанр получил массовое распространение в XIX веке, когда художники нередко пытались проанализировать жизнь русского общества.

В работах русских художников батальная живопись была представлена, например, и . Мифологические и религиозные сюжеты в своих картинах затрагивал , . Историческая живопись преобладала у , фольклор - у .

Примеры картин известных русских художников в жанре исторической живописи





Натюрморт (фр. nature - природа и morte - мертвая)

Этот жанр живописи связан с изображением неодушевленных предметов. Ими могут быть цветы, фрукты, блюда, дичь, кухонные принадлежности и иные предметы, из которых художник часто составляет композицию согласно своему замыслу.

Первые натюрморты появились еще в древних странах. В Древнем Египте было принято изображать подношения богам в виде разных кушаний. При этом на первом месте была узнаваемость предмета, поэтому древние художники особо не заботились о светотени или фактуре предметов натюрморта. В Древней Греции и Риме цветы и фрукты встречались на картинах и в домах для украшения интерьера, так что изображались уже более достоверно и живописно. Становление и расцвет этого жанра приходится на XVI и XVII века, когда натюрморты стали содержать скрытые религиозные и иные смыслы. Тогда же появилось и их множество разновидностей в зависимости от предмета изображения (цветочный, фруктовый, ученый и т.д.).

В России расцвет натюрморта приходится только на XX век, так как до этого его использовали в основном в учебных целях. Зато развитие это было стремительным и захватило , включая абстракционизм со всеми его направлениями. Например, создавал прекрасные композиции цветов в , предпочитала , работал в и нередко «оживлял» свои натюрморты, создавая у зрителя впечатление, что посуда вот-вот упадет со стола или все предметы сейчас начнут вращаться.

На изображаемые художниками объекты, безусловно, влияли и их теоретические воззрения или мировоззрение, душевное состояние. Так, у это были предметы, изображенные согласно открытому им принципу сферической перспективы, а экспрессионистские натюрморты поражали своим драматизмом.

Многие русские художники использовали натюрморт в основном в учебных целях. Так, не только оттачивал художественное мастерство, но и проводил множество экспериментов, по-разному раскладывая предметы, работая со светом и цветом. экспериментировал с формой и цветом линии, то уходя от реализма в чистый примитивизм, то смешивая оба стиля.

Иные художники соединяли в натюрмортах то, что изобразили ранее и свои излюбленные вещи. Например, на картинах можно встретить его любимую вазу, ноты и созданный им до этого портрет его супруги, а изображал любимые с детства цветы.

В этом же жанре работали и многие другие русские художники, например , и прочие.

Примеры картин известных русских художников в жанре натюрморта




Ню (фр. nudite - нагота, сокращенно nu)

Этот жанр призван изображать красоту обнаженного тела и появился еще до нашей эры. В древнем мире большое внимание уделяли физическому развитию, так как от этого зависело выживание всего человеческого рода. Так, в Древней Греции атлеты по традиции состязались обнаженными, чтобы мальчики и юноши лицезрели их отлично развитые тела и стремились к такому же физическому совершенству. Примерно в VII-VI вв. до н. э. появились и обнаженные мужские статуи, олицетворявшие физическую мощь мужчины. Женские же фигуры, напротив, всегда представали перед зрителями в одеяниях, так как обнажать женское тело было не принято.

В последующие эпохи отношение к обнаженным телам менялись. Так, во времена эллинизма (с конца VI века до н.э.) выносливость отошла на второй план, уступив место любованию мужской фигурой. В это же время стали появляться и первые женские обнаженные фигуры. В эпоху барокко идеальными считались женщины с пышными формами, во времена рококо первоочередной стала чувственность, а в XIX-XX веках картины или скульптуры с обнаженными телами (особенно мужскими) часто оказывались под запретом.

Русские художники неоднократно обращались в своих работах к жанру ню. Так, у это танцовщицы с театральными атрибутами, у это позирующие девушки или женщины в центре монументальных сюжетов. У это множество чувственных женщин, в том числе в парах, у это целая серия картин, изображающих обнаженных женщин за разными занятиями, а у - девушки, полные невинности. Некоторые, например, изображали и полностью нагих мужчин, хотя такие картины и не приветствовались обществом своего времени.

Примеры картин известных русских художников в жанре ню





Пейзаж (фр. Paysage, от pays - местность)

В этом жанре приоритетным является изображение естественной или созданной человеком окружающей среды: природных уголков, видов городов, сел, памятников и т.д. В зависимости от выбранного объекта выделяют природный, индустриальный, морской, сельский, лирический и иные пейзажи.

Первые пейзажи древних художников были обнаружены в наскальной живописи эпохи неолита и представляли собой изображения деревьев, рек или озер. Позже природный мотив использовали при украшении домой. В эпоху Средневековья пейзаж практически полностью вытеснила религиозная тематика, а в эпоху Возрождения, напротив, на первый план выступили гармоничные отношения человека и природы.

В России пейзажная живопись развивалась с XVIII века и первоначально ограничивалась (в этом стиле создавали пейзажи, например, и ), однако позднее целая плеяда талантливых русских художников обогатила этот жанр приемами из разных стилей и направлений. создал так называемый неброский пейзаж, то есть вместо погони за эффектными видами он изображал в русской природе самые сокровенные моменты. и пришли к лирическому пейзажу, поражавшего публику тонко передаваемым настроением.

У и это эпический пейзаж, когда зрителю демонстрируется вся грандиозность окружающего мира. бесконечно обращался к старине, Е. Волков умел любой неброский пейзаж превратить в поэтическую картину, поражал зрителя своим дивным светом в пейзажах, а мог бесконечно любоваться лесными уголками, парками, закатами и передавать эту любовь зрителю.

Каждый из пейзажистов концентрировал внимание на таком пейзаже, который увлекал его особенно сильно. Многие художники не могли пройти мимо масштабных строек и рисовали много индустриальных и городских пейзажей. Среди них работы , и других художников. увлекали памятники, а



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Вид занятий: Беседа об искусстве.

Цель: расширение знаний у учащихся о разнообразии видов и жанров изобразительного искусства, а также знакомство с выдающимися произведениями этого искусства и великими мастерами.

Задачи:

  • Образовательные :
    • закрепить знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
    • продолжать работу над развитием умения различать виды и жанры изобразительного искусства;
    • познакомить учащихся с отдельными жанрами, особенностями их выражения в произведениях изобразительного искусства (анималистический жанр),выработать у учащихся интерес к работам художников-анималистов;
    • знакомить учащихся с техникой изображения животного в движении;
  • Коррекционно-развивающие :
    • осуществлять коррекцию недостатков сенсорного развития учащихся;
    • формировать умения воспринимать и различать величину, форму, положение геометрических фигур при изображении и передаче движения животного;
    • устранять недостатки владения техникой рисования.
  • Воспитательные :
    • продолжать воспитывать любовь к изобразительному искусству;
    • способствовать повышению эстетической культуры воспитанников;
    • прививать любовь к животным.

Форма работы на занятии: совместно-индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование и материалы: мультимедийная аппаратура (слайды репродукций картин, кроссворд), репродукции картин, рисунки и скульптуры В.Ватагина, стихотворения о жанрах изобразительного искусства, музыкальные записи, простой карандаш, альбомный лист, резинка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся.

2) Проверка психологической готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы занятия, повторение ранее изученного

Учитель. Ребята, мы сегодня с вами превратимся в юных художников. Оденьте, пожалуйста, эти беретки и шарфы. Будем выглядеть настоящими художниками. Вы готовы к уроку? Садитесь удобно и внимательно слушайте меня.

(Стук в дверь. Заносят посылку с письмом.)

Ой, какая-то посылка и письмо. Давайте-ка прочитаем письмо.


Я приготовила подарки для тех ребят, которые активно будут работать на уроке, хорошо и правильно будут отвечать на вопросы учителя. Удачи вам!

Ну, ребята, давайте постараемся заслужить подарки Белки. А что там, мы узнаем в конце урока.
Итак, сейчас мы продолжим говорить с вами о видах и жанрах изобразительного искусства.
С древнейших времен, по мере развития изобразительного искусства, выделялись его виды . Давайте вспомним, что такое вид ? Нам неоднократно доводилось видеть рисунки, выполненные карандашом или углем на бумаге; картины, написанные красками на холсте, памятники – гранитные или мраморные; здания храмов и музеев. Как вы знаете, все это – произведения изобразительного искусства различных его видов .
Мы с вами на уроках рассматривали различные картины, отгадывали кроссворды в ноутбуке, а сегодня у нас в классе большой экран. И нам всем будет очень хорошо видны все картины и задания.
Просмотрите, пожалуйста, на экран и определите, к какому виду мы отнесем представленное изображение.

(Слайд 1. «Живопись») Ответы детей: Работа выполненная в цвете, красками, на плоскости.
(Слайд 2. «Графика») Ответы детей: Работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок.

– А теперь взгляните на изображения различных сооружений, зданий и определите, к какому виду они относятся.

(Слайд 3. «Архитектура») Ответы детей: Искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений.

(Слайд 4. «Скульптура») Ответы детей: Работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки.

– Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили виды изобразительного искусства, которые изучали. А сейчас перейдем к жанрам изобразительного искусства, с которыми мы знакомы.
Давайте вспомним, что такое жанр .

Жанр – это несколько особенных признаков, присущих произведениям искусства, по которым мы отличаем одни из них от других. И в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить ее жанр. Другим словом, отличаем мы жанры картин по их содержанию.

– Ребята, прослушайте, пожалуйста, стихотворение и отгадайте, о каком жанре изобразительного искусства идет речь.

(Слайд 7. «Пейзаж»)

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
пейзаж . (Изображение природы)

(Слайд 8. «Натюрморт»)

– Давайте все вместе прочитаем это стихотворение, громко и четко произнося слова.

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт . (Изображение предметов: цветов, дичи, утвари)

(Слайд 9. «Портрет»)

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется портрет . (Изображение человека)

(Слайд 10. «Батальный»)

Если видишь на картине танки
В бой лавиною пошли
Или быстрые тачанки,
Или в море – корабли
Иль штыков мерцая сталью,
В бой пехота поднята –
Называется … (батальным )
Жанр картин таких всегда. (Изображение военных действий)

(Слайд 11. «Исторический»)

Жанр изобразительного искусства, посвященный знаменательным событиям прошлого и настоящего. (Изображение исторических событий)

(Слайд 12. «Марина»)

Жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа.

(Слайд 13. «Бытовой»)
Если видишь на картине
Повседневный труд людской
За прилавком в магазине
Или в швейной мастерской,
На заводе или в школе,
Это навсегда усвой –
Жанр картины – …(бытовой )

III. Предъявление нового материала

– Сегодня мы на уроке узнаем еще об одном жанре изобразительного искусства. Называется этот жанр – анималистический . (Слайд 14)
Как вы понимаете это слово? Может где-то слышали вы его (Ответы детей) . Телевизор любите смотреть? Есть кабельное телевидение? Канал «Animal» смотрите? И кого там постоянно показывают? (Ответы детей) Да, животных. Поэтому и назвали этот канал «Animal» т.е. в переводе с английского языка – животные.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение. (Слайд 15)

Если видишь на картине
Нарисован слон,
Крокодил, жираф, горилла,
Кошка, иль питон,
Или звери Аргентины,
Иль пингвин Арктический,
Значит, жанр такой картины –
Анималистический . (Изображение животных)

Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и в скульптуре древнейших времен. Картины, где изображены животные, называют анималистическим , а художников – анималистами .
Давайте все вместе прочитаем это слово с доски.
Животных изображали карандашом, красками, углем и одним из русских художников-анималистов был Василий Ватагин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов

(Слайд 16. В. Ватагин).

– Вы знаете, что у каждого животного есть свой характер? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые.

(Слайды 17, 18, 19 с работами художника В. Ватагина. Рассматривание и обсуждение.)

– Обратите внимание на то, как художник, верно, передает всю пластику и выразительность образа животного с его характером (рассматривание картин). Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера, крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции: большая голова, длинные ноги и короткие лапы, выгнутая спина, большие и маленькие глаза; через выразительные детали: лохматую и гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.

Мир животных величественный и гордый. Ребята, вы смотрели мультфильм «Маугли»? Вот этот мультфильм иллюстрировал художник-анималист В.Ватагин. (Слайд 20)
Рассмотрим следующие работы художника.
В одном рисунке художник В.Ватагин создал суровый и грозный образ зверя, а в другом – печальный.

(Слайд 21. В.Ватагин. Пантера. Тушь. Перо.)

На этом рисунке в образе грозной пантеры художнику удалось выразить свое отношение: он любуется ее силой, мощным телом и решительным характером.

(Слайд 21. В.Ватагин. Бегемот. Карандаш)

А на этом рисунке художник изобразил бегемота медлительным и неповоротливым. Ему удалось нарисовать животного грустным и печальным.

– Ребята, мы сегодня с вами узнали еще об одном жанре изобразительного искусства, где изображаются животные. Как он называется? (Ответы детей).
– А как называют художников, которые изображают животных? (Ответы детей).

Физкультминутка (Слайд 22)

– Сейчас мы с вами отгадаем кроссворд и проверим наши знания о видах и жанрах изобразительного искусства.

(Кроссворд «Жанры изобразительного искусства» на слайдах)

– Молодцы, ребята! Мы еще не раз будем возвращаться к этим терминам и использовать их на занятиях и в жизни.

IV. Актуализация знаний учащихся

– Скажите, пожалуйста, ребята. Вы любите животных? У вас есть домашние животные? Мы с вами уже говорили, что художник В.Ватагин очень любил животных и рисовал только их. Давайте мы с вами тоже попробуем нарисовать своих любимых животных. Мы выполним графическую работу. А какие материалы нам для этого нужны? (Ответы детей) .

Возьмите листочки (1/2 альбомного листа), простой карандаш, резинку и попытайтесь нарисовать свое любимое животное. Приступая к работе, не забывайте о правилах изображения (напоминаются правила: не нажимать на карандаш, не махать карандашом, чтобы не поранить соседа).

Итак, расположите лист вертикально или горизонтально, кому как удобно.

Я люблю кошку. (Слайд 23) Посмотрите, как я буду рисовать ее. Кошка может быть ласковой и доброй. Но если ее котятам грозит опасность, она всем своим видом как бы говорит: «Не подходи, берегись!» (Слайд 24, 25)

Сначала мы рассмотрим ее (Рассматриваем игрушечную кошку). Сравним, на какие геометрические фигуры похожи части ее тела: голова, туловище, уши. Голова в форме круга, туловище в виде овала, уши в виде треугольников.

(Педагогический рисунок на доске. Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает на образцах)

Каким образом мы должны превратить эти геометрические фигуры в кошку и передать пластичность кошки? (Ответы детей).

Плавными линиями я соединяю эти геометрические фигуры и дорисовываю необходимые детали животного.

V. Практическая работа детей

Задания: выполнить графический рисунок любимого животного, используя геометрические фигуры (используется простой карандаш).

Целевые обходы педагога:

1) Проверка организации учащимися рабочего места.
2) Наблюдение за правильностью выполнения приемов работы.
3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4) Контроль за объемом и качеством выполненной работы.

– Молодцы, ребята! Вы сегодня все очень хорошо поработали. Наведите порядок на рабочем месте.

VI. Итог занятия

1) Выставка работ учащихся.

2) Самоанализ деятельности учащихся.

3) Беседа по вопросам:

– Что вы нового узнали на уроке?
– Смогли ли вы решить сложную задачу изображения животного с помощью геометрических фигур?
– Были ли у вас затруднения в работе, как вы их преодолевали?
– Довольны ли вы своей работой?
– Какой из представленных рисунков вам понравился более всего и почему?

– Ну, думаю, что пора нам узнать, что за подарки приготовила нам Белка.

«Здравствуйте, юные художники!
Я приготовила подарки для тех ребят, которые активно будут работать на занятии, хорошо и правильно будут отвечать на вопросы учителя. Удачи вам!
С наилучшими пожеланиями Белка»

Основным объектом этого жанра изобразительного искусства являются животные (от лат. animal - животное).

Этот жанр был распространён в глубокой древности: стилизованные изображения животных встречаются в искусстве Древнего Востока, Америки, Африки, Океании и в народном творчестве других стран.
Чаще всего изображения животных мы видим в живописи, скульптуре, графике, в декоративном искусстве, а позже и в фотографии.
Анималистический жанр условно можно разделить на два направления: естественнонаучное и художественное. В первом случае для художника-анималиста важно точное изображение животного с точки зрения его физиологии, а во втором случае – художественная характеристика животного, в том числе и метафоричность (перенесение на животных черт, присущих людям). Это в основном относится к иллюстраторам сказок и басен.

Анималистика в живописи

Франс Снейдерс (1579-1657)

Ван Дейк «Портрет Снейдерса с женой» (фрагмент портрета)
Фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических картин. Первоначально он занимался натюрмортами, но затем увлёкся анималистическими сюжетами и сценами охоты. Его произведения поражают монументальностью и продуманностью композиций, виртуозным изображением физиологии животного, его жизненной силы и внутренней мощи.

Ф. Снайдерс «Охота на кабана» (1625-1630)

Паулюс Поттер (1625-1654)

Бартоломеус ван дер Гельст «Портрет Паулюса Поттера»
Нидерландский художник Поттер умер совсем молодым, в 29 лет, но оставил целую галерею картин с детальным изображением домашних животных на лугах, картин со сценами охоты.

П. Поттер «Молодой бык»

Именно изображения животных обеспечили ему всемирную славу.
Самая известная картина художника – «Молодой бык», она находится в музее Маурицхёйс в Гааге.

П. Поттер «Кони на лугу» (1649)
Лошади – самый популярный персонаж анималистических картин. Но у каждого художника своё отношение к этому сильному и благородному животному.

Джордж Стаббс (1724-1806)

Д. Стаббс «Автопортрет»

Английский художник и учёный биолог, один из ведущих европейских художников-анималистов. Досконально изучил анатомию человека и животных при Йоркском госпитале. Он является автором нескольких научных работ, в том числе труда «Анатомия лошадей» (1766), поэтому безупречно с научной точки зрения мог изображать животных.

Д. Стаббс «Уистлиджейкет» (1762)

Франц Марк (1880-1916)

Немецкий живописец еврейского происхождения, представитель немецкого экспрессионизма . Ушёл добровольцем на фронт Первой мировой войны и был убит осколком снаряда в ходе Верденской операции в возрасте 36 лет, оставив нереализованными свои творческие планы.

Ф. Марк «Синий конь» (1911)
Он часто изображал животных (оленей, лис, лошадей) в естественной обстановке, представляя их как высшие, чистые существа. Таково романтическое полотно «Синий конь». Работы Марка отличаются яркой палитрой в сочетании с кубистическими образами, резкими и жёсткими цветовыми переходами. Наибольшую известность получила его картина «Судьба животных». В настоящее время она демонстрируется в художественном музее Базеля (Швейцария).

Ф. Марк «Судьба животных» (1913)
Животный мир всегда привлекает не только профессиональных художников, но и детей. В детском мире животные занимают место не меньшее, чем человек.

Самира Сагитова (3 года 8 месяцев) «Весёлые цыплята»

Джим Киллен «Весёлые щенята»

Анималистика в скульптуре

Пётр Карлович Клодт (1805-1867)

П.К. Клодт
Семья будущего скульптора происходила из балтийских немецких аристократов Клодт фон Юргенсбург, состояла из потомственных военных. П. К. Клодт родился в 1805 г. в Санкт-Петербурге, но детство и юность его прошли в Омске – его отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса. Там и проявилась склонность барона к рисованию, резьбе и лепке. Больше всего мальчик любил изображать лошадей, в них он видел особое очарование.

Нарвские триумфальные ворота
Окончив Академию художеств, Клодт совместно с другими опытными скульпторами оформлял Нарвские ворота, дворцовую пристань Адмиралтейской набережной.

Кони Клодта перед берлинским замком
Его работы украшают и главные ворота королевского дворца в Берлине, и королевский дворец в Неаполе. Копии скульптур установлены в садах и дворцовых сооружениях в России: в окрестностях Санкт-Петербурга (у Орловского дворца в Стрельне и Петергофе, а также на территории усадьбы Голицыных в подмосковных Кузьминках, усадьбе Кузьминки-Влахернское).

Усадьба Голицыных в Кузьминка х

Евгений Александрович Лансере (1848-1886)

Русский скульптор-анималист. Так же, как и Клодт, он уже с детства выбрал тему, которой был увлечён всю жизнь, – лошадей.

Е. Лансере «Черкес и женщина на лошади»
Лансере был известным анималистом, прекрасно изображал лошадей, в том числе и в исторических сюжетах. Являлся мастером сюжетной пластической миниатюры, прославил русскую скульптурную школу за рубежом, принимая участие во всемирных выставках в Лондоне (1872), Париже (1873), Вене (1873), Антверпене (1885) и др. европейских городах. Его произведения отливались на многих ведущих заводах и в бронзолитейных мастерских частных фирм.

Анималистика в графике

Константин Константинович Флёров (1904-1980)

Советский палеонтолог, доктор биологических наук, профессор. Заведующий Палеонтологическим музеем им. Ю. А. Орлова. Художник-реконструктор и анималист, воссоздал облик многих ископаемых животных.

Учился на биологическом отделении Московского университета и одновременно занимался рисунком и живописью. По окончании университета в течение 30 лет работал в Зоологическом институте в Ленинграде. Участвовал во многих поездках и научных экспедициях.
Работая в Дарвиновском музее в Москве, Флёров на базе биологических коллекций исполнил серию живописных и скульптурных работ. Знания профессионала зоолога и профессионала художника позволили ему успешно воссоздавать по скелетам внешний вид животных, создавать их скульптурные изображения и писать живописные полотна на темы древнего мира.

Анималистика в фотографии

С изобретением фотографии возможности анималистов существенно расширились. Мир животных предстаёт в огромном разнообразии красок, сюжетов и видов.
Предлагаем Вашему вниманию две замечательные фотографии фотоанималистов с сайта www.rosphoto.com

А. Гудков «Жираф и птица»
Сколько любви к животным в этой фотографии и чувства юмора! А также умения «поймать момент».

С. Горшков «Лиса»
Сергей Горшков является победителем конкурса «Золотая черепаха» в номинации «Фотограф года» 2007 и 2011 гг. Победитель международного конкурса Shell Wildlife Photographer of the Year 2007 г., был удостоен приза «Фотограф года России».
Его фотография «Лиса» поражает не только техникой исполнения, но и психологической глубиной. Вглядитесь в фотографию: лисий нрав, её осторожность, вкрадчивость и хитрость схвачены блестяще.

«Шмель». Фото В. Акишиной

Татьяна Сафронова
Презентация «Анималистический жанр в изобразительном искусстве»

Изобразительное искусство занимает важное место в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, жизни и деятельности человека.

В дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромную возможность искусства , которое воздействует на психику, интеллект, разум человека, расширяет его эмоциональный опыт, учит осознавать его роль в жизни человека.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства . Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса, умение самостоятельно оценивать произведения искусства .

Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство - виды изобразительного искусства , отличающиеся и общими чертами, и специфическими изобразительными средствами .

Живопись означает «писать жизнь» , «писать живо» , то есть полно и убедительно передавать действительность. Живопись - вид изобразительного искусства , произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей.

Главная отличительная особенность живописи состоит в том, что изображение формы и пространства, образов и действий строится исключительно с помощью цвета.

Техника живописи на протяжении веков постоянно совершенствовалась. Живописцев привлекали всё более разнообразные сюжеты. Это и привело к появлению жанров : портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр , исторический, батальный, мифологический, бытовой жанр .

Знакомство дошкольников с анималистическим жанром .

Цель : ознакомление детей с анималистическим жанром .

Задачи :

1. Формировать представления детей об анималистическом жанре ;

2. Познакомить с работами художников анималистов ;

3. Расширять кругозор в области изобразительного искусства ;

4. Воспитывать у детей ответственное отношение и любовь к животным.

Анималистический жанр

изображения животных .

Одной из самых любимых тем и для детей и для взрослых в рисовании является тема изображения животных .

Если видим на картине

Тигра и моржа на льдине,

Гусеницу на листике,

Это анималистика !

Анималистический жанр - изображение животных в живописи , скульптуре и графике.

Название происходит от латинского слова «анимал » , что в переводе означает - животное.

Художники, работающие в анималистическом жанре , называются анималистами .

В истории развития изобразительного искусства жанр изображения животных – один из самых древних на Земле.

Первобытные люди рисовали животных и сцены охоты.

Животное-это источник жизни для человека. Он неразрывно связан с животным миром и зависит от него.

В процессе развития, человечество освоило новые формы общения с животным миром : в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

В древнем мире изображения животных были символичны.

Собаки – служители и охранники. Они символизируют дружбу, безусловную любовь, понимание, выслеживание, товарищество, интуицию и правду.

Лошадь символизирует силу, умение работать, скорость, выносливость, выдержку, верность, дружбу.

Змеи символизируют знание, перемены, мудрость, секреты, тайну.

Пауки - ткачи и обманщики. Они могут служить знаком, предупреждающим об опасности.

Волки символизируют семью, обучение, сотрудничество, тайну, силу, лидерство, свободу, охоту, поиск, самоанализ, слушание, магию, сны.

Целая плеяда художников-анималистов воспевает удивительный мир живой природы.

Животные в произведениях В. А. Ватагина очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие,суровость, значительность, сосредоточенность,тоска и т. д.)

Изобразить животное с натуры очень трудно. Поэтому художник должен часами наблюдать за ними.

Анимализм связан не только с изобразительным искусством , но и с литературой. Очень часто мы видим в образах животных конкретные черты человека, которые либо восхваляются, либо обличаются автором.

Лиса - хитрая, изворотливая, заяц - трусливый, медведь строгий, но справедливый.

В иллюстрациях Е. И. Чарушина, художника-анималиста , мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно.

Е И. Чарушин иллюстрировал произведения В. В. Бианки, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, М. М. Пришвина и др.

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Евгений Рачев.

Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» .

Проверь себя :

1. Что ты знаешь об анималистическом жанре ?

2. Назови художников-анималистов .

3. Что ты можешь сказать о рисунках животных, выполненных Е. Рачевым, В. Ватагиным?

4. Любишь ли ты рисовать животных? Какое твое любимое животное?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр Авт.Котина В.В. Учитель ИЗО МОБУ СОШ №54 г.Н-Новгород

История возникновения Первобытные люди рисо- вали животных и сцены охоты Изображая животных, человек передавал то необузданность, то победу над ним человека

Животное-это источник жизни для человека..Он неразрывно связан с животным миром и зависит от него.

В процессе эволюционного развития человечество освоило Новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга. В древнем мире изображения животных были символичны Сфинксы-олицетворение единства животного и человека. В ассирийской культуре образ крылатого быка с головой чело- Века, в греческой-кентавра. Кошка символизировала мудрость и грацию, лев-силу и ярость.

Животное становится не только источником матери- ального существования человека, но и средством его ду- ховного развития, воплощения красоты и совершенства. Образ животного занимает значительное место в изо- бразительном искусстве. Появился отдельный жанр, ко- торый получил название анималистический.

Художники-анималисты Целая плеяда художников-анималистов воспевает удиви- тельный мир живой природы. Рембрант. Лежащий лев Рембрант. Слоны

Животные в произведениях В.А.Ватагина очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие,суро- вость, значительность, сосредоточенность,тоска и т.д.) Леопард. Тушь,перо Пума. Тушь, перо

Изобразить животное с натуры очень трудно. Поэтому художник должен часами наблюдать за ними. Тигр. Карандаш Голова тигра. Карандаш Бегемот. Карандаш

В.Серов. Борзая В.Ватагин Тигр.Акварель А.Иванов. Набросок коня

Образы животных в литературных произведениях Анимализм связан не только с изобразительным искусст- вом, но и с литературой. Очень часто мы видим в образах жи- вотных конкретные черты человека, которые либо восхваля- ются, либо обличаются автором. Лиса-хитрая, изворотливая, заяц-трусливый,медведь строгий,но справедливый. Русские сказки

Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский худож- ник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром,и хит- рая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «проказни- ца-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка».

Проверь себя 1.Что ты знаешь об анималистическом жанре? 2. Назови художников-анималистов. 3.Что ты можешь сказать о рисунках животных, выполненных В.Серовым, В.Ватагиным? 4. Любишь ли ты рисовать животных? Какое твое любимое животное?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА НА УРОКАХ ИЗО

В процессе обучения детей рисованию педагоги используют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года, праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников являет...

Итоговое занятие по теме" Анималистический жанр".Повторение графических приемов рисования разных представителей животного мира,игровые задания для развития творческих способностей,фото и отзывы родите...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса