Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сценарии дню славянской письменности для дошкольников. Сценарий развлечения для детей подготовительной группы, посвященный дню славянской письменности. Сценарий праздника ко Дню славянской письменности и культуры в детском саду

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы, посвященное Дню славянской письменности.

« О России петь - что весну встречать»

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в

которой мы живем, уважение к народным традициям.

Звучит праздничный колокольный перезвон.

1- ведущий :

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

2-ведущий : Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и

культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия - создателей

славянской азбуки. Они решили собрать все буквы, расположить

их в определенном порядке и записать в своей книге.

Книгу решили назвать « Азбука» по названию первых двух букв

«Аз» и « Буки». Так родилась азбука. , а порядок расположения

В России праздник был возрожден в1985

присвоен статус государственного. Было время, когда люди не

1-ведущий : Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные

сообщения, когда не было букв? (ребята отвечают)

Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось,

как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень

давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов еще

не было.А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды

люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам

и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки.

Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили

когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно

нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности.

Но дорога оказалась долгой.

2-ведущий: 10 лет назад в Москве в честь создателей Азбуки был открыт

памятник Кириллу и Мефодию, а сами они стали считаться

Звучит веселая музыка. Появляется Буквовешка.

Ведущий: Здравствуйте, вы кто?

Буквовешка: Здравствуйте, я Буквовешка! Я знаю все про буквы и пришел

к вам на праздник Дня славянской письменности, чтобы

поиграть с вами, познакомить вас с буквами.

Ведущий: Спасибо, Буквовешка, мы с удовольствием с тобой поиграем., ну

а буквы наши дети уже знают.

Буквовешка: Интересно! Я хочу проверить!

Проводится игра « Буква и слово»

Буквовешка показывает букву, дети называют ее и придумывают на эту букву слово.

Буквовешка: Надо же. И вправду знают буквы. Но у меня есть задание

потрудней. Угадайте, какую букву я не дописал?

Проводится игра «Недописанная буква»

Буквовешка показывает букву, у которой не хватает одного или несколько

Элементов. Дети называют варианты названия букв. Буквовешка хвалит детей.

Ведущий: Ну теперь ты убедился, что наши дети знают все буквы в

алфавите? И я предлагаю спеть всем вместе песню про

Исполняется песня « Алфавит» муз. Р. Паулса.

Буквовешка показывает буквы по порядку, дети называют, взрослые поют.

Буквовешка: Вы правильно назвали все 33 буквы. Но в древнем алфавите,

его называли кириллицей, буквы имели другие названия.

1-ребенок : Помним мы с детства знакомые звуки,

Вот это вот Аз, а это вот Буки,

Кириллу с Мефодием слава и честь,

За то, что славянская письменность есть.

2-ребенок : И ценит весь мир нашу культуру,

Читает взахлеб нашу литературу,

Пусть годы проходят, проходят века,

Культура славянская будет всегда!

Буквовешка : Правильно, ребята! Мы очень гордимся нашей письменностью.

Каждая буква неповторима и имеет свое имя: веди, люди,

буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать

людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро»,

« живете», « люди», «покой».

Слушайте и запоминайте названия некоторых букв:

А- «аз» , Б - «буки», В - «веди», Г - «глаголь» , Д - «добро». А

теперь повторите.

Проводится игра «Назови буквы кириллицы»

Буквовешка называет букву современного алфавита, дети дают ее старое название.

1- ведущий : Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать

стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных

пещерах можно было увидеть множество изображений птиц,

зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией,

или рисуночным письмом.

2-ведущий: Ребята, а сейчас, в современной жизни, используются где-

либо пиктограммы, то есть рисунок - письмо?

(Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы городов, государств)

(ребята отвечают )

Конкурс « Нарисуй пословицу»

(Ребятам раздаются карточки с пословицами. Нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям отгадать ее)

Аз, буки и веди, страшат, как медведи.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Азбука - к мудрости ступенька.

Буквовешка: Ох и устал я что-то.

1-ведущий: А ты сядь, отдохни. А наши девочки - красавицы тебе

исполнят танец. Да не какой-нибудь, а славянский!

Исполняется хоровод под звуки славянской музыки.

Буквовешка: Да, славно девочки танцуют! Вижу вы не только буквы

Знаете, но еще и танцуете! А в школу вы идете? Тогда

Специально для вас я приготовил школьный кроссворд.

Отгадайте загадки, впишите ответы в горизонтальные клеточки,

И узнаете название самой первой школьной книги.

Вносится мольберт с нарисованной сеткой кроссворда и цветные маркеры.

Буквовешка : Итак, первый вопрос.

Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она,

Сеет, сеет семена.

Не на поле, не на грядке-

На листах твоей тетрадки.

(ручка)

Хоть я и не прачка, друзья,

Стираю старательно я.

(резинка)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква З.

С виду черные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят.

(буквы)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква Б.

Заливается звонок,

Начинается …

(урок)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква У.

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю.

(линейка)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква К.

Стоит дом, кто в него войдет,

Тот ум приобретет!

(школа)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква А.

1-ведущий: Вот спасибо тебе, Буквоведушка! Многому ты научил наших

ребят! Очень интересно с тобой, но наш праздник подходит

2-ведущий: Братья Кирилл и Мефодий –гордость всего славянского

Мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце,

Разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит

Земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед

Господом, и всем нужна грамота. Россия гордилась и будет

Гордится своей письменностью!

1-ребенок: О России петь - что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

2-ребенок: О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать..

3-ребенок : О России петь - что тоску забыть.

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

1-ведущий: На Руси всегда была традиция отмечать праздники

танцами и песнями. Громче музыка играй, громче песню

Исполняется русская народная песня « Земелюшка - чернозем»

2-ведущий: На этом наш праздник, посвященный Дню письменности,

заканчивается. Спасибо за внимание.

Праздник Дня славянской письменности и культуры в старшей группе детского сада

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи:

Познакомить со старославянским алфавитом;

Формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему

Миру;

Звучит праздничный колокольный звон.

Воспитатель:

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности. Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация, народ, государство.

Тома в обложке синей,
Знакомые тома,
В них бьётся пульс России,
В них вечна жизнь сама.
Страница за страницей…
На всё найдёшь ответ.
Нет, им не запылиться
И через много лет.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(Демонстрация наскальных рисунков)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.

(Демонстрация наскальных символов-букв)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

(Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия)

Ввы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. Это Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил). Родом из города Солуни (Салоники), который находится в Греции. Просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники. Они были очень образованными людьми. Происходили из благочестивой славянской семьи, их отец был военачальником. Кирилл начал посещать школу с 8 лет, осваивал греческий, латинский языки. Кирилл и Мефодий участвовали в боевых походах, выполняли дипломатические миссии, переводили книги, были отправлены с просветительской миссией в Моравию. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их языке. Поэтому Кирилл и Мефодий приступили к созданию славянской азбуки. 24 мая 863 года братья огласили изобретение славянского алфавита.

(Изображение:Азбука. Глаголица и Кириллица)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

(Изображение первых книг)

В 988 году в Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». Возник новый центр книжной культуры, школа соединила Киевскую Русь с европейской цивилизацией.

Книги на Руси были очень дорогими. Их делали на пергаменте: кожу овцы вымачивали в извести, высушивали, потом втирали мёд.

(Изображение: Берестяные грамоты)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту. Знаки на бересту наносились костяным стерженьком.

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды.

(Изображение:. АЗБУКА)

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».

В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, послушайте пословицы о пользе учения.

  • Кто хочет много знать, тому мало надо спать.
  • Идти в науку – терпеть муку.
  • Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.
  • Без муки нет и науки.
  • Ничего не мыслить – век киснуть.

Всего 44 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного свитка. Именно они стали основой современной русской азбуки.

(Изображение:Памятники Кириллу и Мефодию)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Этот праздник пришёл к нам из Болгарии, где этой традиции уже более 100 лет. И по сей день в канун праздника болгары возлагают цветы к памятникам Кириллу и Мефодию.

В нашей стране праздник стал отмечаться с 1986 г. В 1992 году скульптор В.Клыков создал памятник славянским просветителям, Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве.

Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он – язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

24 мая весь наш народ отмечает Праздник славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. С тех пор каждый год 24 мая мы чествуем Кирилла и Мефодия.

Очень жаль, что Праздник славянской письменности мы стали отмечать с большим опозданием, потому что в других славянских странах этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично.

(38 слайд. Святые Кирилл и Мефодий)

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб научить нас читать.

Сценарий

«День славянской письменности и культуры»

Каждый народ вправе гордиться своим языком. Русский язык – богатейший, красивейший язык среди существующих на земле и им должны гордиться, защищать его как уникальное культурное и духовное явление.

Поэтому сегодня обращение к истокам духовности, нравственное возрождение общества, внимательное и бережное отношение к русскому языку, сохранение и преумножение его богатейшего наследия, сохранение многовековых традиций, основанных на укреплении патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу страны и малой Родины имеют огромную актуальность и значимость. Забота о возрождении отечественной культуры, основанной на нравственных идеалах и ценностях, развитие многовековых народных традиций – важнейшие задачи общества.

День славянской письменности и культуры даёт возможность обратиться мысленным взором в прошлое, осознать духовную ценность и актуальную культурную значимость подвига солунских просветителей.

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Церковь

отмечает его как День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

1-й ведущий : Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.

Ежегодно, 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий : было такое время, когда славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Каждый предмет у них что-нибудь означал, символизировал.

1-й ведущий : и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия. Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой письменностью, «чертами и резами», а не руническим письмом…

2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у славян своей письменности.

1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит.

2-й ведущий : Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей:

1 чтец

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

2 чтец

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия и Кирилла

В славянстве будут жить века!

Учитель:

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.


Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,

В старину наши далекие предки начинали свой день с обращения к силам природы, к солнцу. Давайте и мы с вами произнесем древнее приветствие:

Из глубокого колодца (руки О)

Солнце медленно встает . (руки поднимаются над головой)

Свет его на нас польется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх)

Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

Новый день оно начнет (руки вниз широко)

И сегодня собрались мы из разных школ, чтоб познакомиться, узнать больше о создателях письменности. В начале давайте познакомимся друг с другом.

(Визитки команд)

Учитель: у вас было домашнее задание: нарисовать букву. Каждая команда представляет свои буквы.(по 5 букв)

Игра «Нарисуй пословицу» : команды иллюстрируют пословицы, а другие отгадывают.

ПОСЛОВИЦЫ:

Аукцион слов: каждой команде дается слово «ПИСЬМЕННОСТЬ». Команды составляют слова.

Викторина

Прежде чем начать викторину, ребята, мы вам подготовили маленькое путешествие по истории.(рассказ по слайдам)

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл? (Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. («Повесть временных лет», «Русская правда» - свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась? (в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)Далее - просмотр док. фильма о слав просветителях

Во время подведения итога, каждая команда показывает свой номер.

Праздник

Славянской письменности и культуры.

Цель: воспитание у детей чувства гражданственности и патриотизма, развитие интереса к родной истории, к родному языку.

Средства: образы святых Кирилла и Мефодия, изображение славянских букв.

Ход праздника.

Ведущая: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием.

Младший брат Кирилл мечтал писать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Он много работал, а помогал ему старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событии произошло в 863 году.

В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

1 Ребенок: По широкой Руси – нашей

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2 Ребенок: Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

3 Ребенок: Русоволосые и сероглазые

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древлян, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все Мы - славяне!

4 Ребенок: Свою статью все пригожие,

Все разные и все похожие.

Зоветесь ныне – россияне,

Издревле, кто вы?

Все: Мы – славяне!

Исполняется песня о России.

Ведущая: Посмотрите на эти буквы. Их придумали Кирилл с Мефодием, а из них составили азбуку. Как называется азбука? (Кириллицей).А почему она так названа (по имени Кирилла, одного из ее создателей.

Посмотрите повнимательней на эти буквы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (ответы детей).

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.

Послушайте, как звучит старинная буква. Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди», «покой».

Смотрите, какая у нас есть буква. Ее зовут «Добро». Буква Д. Какое у нее доброе имя! Доброта - лучшая черта характера человека!

1 Ребенок: Добрым быть совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

2 Ребенок: Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущая: Знакомьтесь, буква «М»- «Мыслите». Предлагаю вам поразмыслить, поотгадывать загадки.

  1. Сидел на заборе, пел да кричал,

А как все собрались, взял да замолчал.

(Петух).

  1. Сто один брат, все в один ряд

Вместе связаны стоят.

(Забор).

  1. Катался колобок, пока носком не стал.

(Клубок)

  1. Три братца пошли купаться,

Двое купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повили.

/Ведра, коромысло/

  1. Четыре брата бегут –друг друга не догонят.

(Колеса).

  1. Была белая, седая, пришла зеленая, молодая.

(Зима, весна).

Ребенок. Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них – буква рычащая.

Ведущая. Буква «Р» -«Рцы». Она начала слово – Русь. Русь святая храни веру свою православную в ней же тебе утверждение.

Русская народная игра «Плетень».

Ребенок. Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата,-

Значит, будет жить она.

Исполняются частушки.

Ведущая. У нас в алфавите есть еще замечательная буква – «Л» - «Люди».

Люди вы в ладу живете, ласку и любовь несете. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.

С праздником всех поздравляем с днем славянской письменности и культуры!


Сценарий Дня славянской письменности и культуры

« Сначала было слово»

Подготовила: Самусевич В.Н..- учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Учитель . Что для каждого из нас значит родной язык, слова, которые мы слышим, которые можем написать и прочитать? Очень многое! Без этого языка, без букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы ни истории, ни одной великой даты, ни одного великого имени. Сегодня мы с вами поговорим об истоках нашего языка, письменности и культуры, о том, как появились первые буквы, без которых у нас не было бы сегодня ни одной книг

1 ведущий: Ребята! Сегодня мы празднуем День славянской письменности и культуры, вспоминаем Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки. В России праздник был возрождён в 1985 году и отмечается ежегодно до 24 мая. В 1991 году празднику был присвоен статус государственного. Сейчас даже странно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно.

2 ведущий: Но вот появилась письменность – великое изобретение человечества. Она позволила людям сохранить знания, которые иначе были бы непременно забыты.

1 ведущий : Ребята, а вы знаете, как люди передавали друг другу различные сообщения, когда не было букв?

(Ребята отвечают.)

Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те времена люди жили в пещерах, так как домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди поняли, что по ровной поверхности можно нацарапать изображение. Так возникла дорога к письменности. Но дорога оказалась долгой. Послушайте отрывок из поэмы американского поэта Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», о легендарном вожде индейцев.

1-й чтец:

Из мешка он вынул краски,

Всех цветов он вынул краски

И на гладкой на берёсте

Много сделал тайных знаков;

Все они изображали

Наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни,

Чёрный круг был знаком смерти;

Неба, звёзд, луны и солнца,

Гор, лесов и горных весей,

И всего, что населяет

Землю вместе с человеком.

Для Земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес – дугу над нею,

Для восхода – точку слева,

Для заката – точку справа,

А для полдня – на вершине.

Всё пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звёзды в центре – время ночи,

А волнистые полоски –

Тучи, дождь и непогоду.

2 ведущий: Ребята, так что же изобрёл Гайавата? (Письмо.)

(Ребята отвечают.)

А как можно назвать такое письмо? (Рисуночное)

(Ребята отвечают.)

Много тысяч лет тому назад наши предки стали украшать стены своих жилищ различными рисунками. Так, на каменных пещерах можно было увидеть множество изображений птиц, зверей, людей, лодок. Такое письмо называлось пиктографией, или рисуночным письмом.

1 ведущий: Ребята, скажите, а сейчас, в современной жизни, используются ли где-либо пиктограммы, то есть рисунок-письмо? (Да, к ним можно отнести знаки уличного движения, вывески, указатели, гербы государств, городов и т.д.)

(Ребята отвечают.)

Конкурс «Нарисуй пословицу»

(Участникам раздаются карточки с пословицами. Участникам нужно проиллюстрировать пословицу, а зрителям отгадать её.)

Карточки

Аз, буки и веди, страшат, что медведи.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

Азбука - к мудрости ступенька.

2 ведущий : Позже на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы, а когда две тысячи лет тому назад финикийцы изобрели буквы-значки только для согласных – клинопись. На основе финикийского письма в Греции появился первый алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.

Известны и другие способы письма. Например, южноамериканские индейцы пользовались узелковым письмом – кипу. К толстому шнуру или палке они крепили шнуры потоньше. О чём идёт речь, узнавали по цвету шнура. Жёлтый цвет означал золото, белый – серебро, красный – воинов. И число узелков на шнуре свидетельствовало о количестве людей или предметов. А в Северной Америке индейцы передавали информацию с помощью вампума. На шнуры нанизывали раковины разной формы, окрашенные в различные цвета. Красный цвет означал войну, чёрный – угрозу, белый – мир, счастье, благополучие.

1 ведущий : В третьем веке до нашей эры на Востоке появились иероглифы. Это знаки, которые обозначали целые слова. В Китае иероглифов приблизительно 50 тысяч, а пишутся и читаются они не слева направо, как у нас, а сверху вниз.

2 ведущий : В русском письме тоже есть элементы иероглифического письма. Например, знаки «+», «-», «=». Знак «+» можно прочитать по-разному: и как плюс, и как прибавить, и как сложить; знак «-» - как минус, отнять, вычесть; знак «=» - как знак равенства, равняется, равно.

1 ведущий : А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Чёрные, кривые, от рождения немые.

Станут вряд – сразу заговорят. (Буквы.)

(Ребята отвечают.)

Буквы составляют алфавит. Славяне ещё не знали букв, а вот финикийцы – народ, который в первом тысячелетии до нашей эры населял восточное побережье Средиземного моря, уже имел свой алфавит, состоящий из 22 букв. Интересно, что на письме отражались только согласные буквы, а гласные додумывались по смыслу.

2 ведущий : Каких только письменностей не существовало на свете! Но несмотря на то, что в разных странах писали по-разному, во все времена и у всех народов почитались и уважались люди, которые создавали письменность. Вот и мы ежегодно чтим память двух просветителей – солунских братьев Кирилла и Мефодия, которые родились в начале девятого века в Греции в городе Солуни. Отсюда их назвали Солунскими братьями. Это были очень образованные и мудрые люди.

1 ведущий : Старший брат Мефодий был назначен правителеи одной из областей на Балканах, позже постригся в монахи и ушёл в монастырь. Кирилл был библиотекатем патриарха, затем преподавал философию в Константинополе, за что и получил прозвище Философ. Его настоящее имя – Константин. А имя Кирилл он взял перед смертью при пострижении в монахи.

2 ведущий: В 863 году оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, современная территория Чехии, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали.Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский.

1 ведущий: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица и состояла из 38 букв. Сколько в этом алфавите было не похожих на другие алфавиты букв!

2 ведущий: Солунские братья часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами. Они переписали для своего народа с помощью нового алфавита несколько библейских книг. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья были причислены к лику святых. Деятельность Константина и Мефодия встретила сопротивление немецкого духовенства, выступавшего против славянского письма.

1 ведущий: Только три языка в мире – еврейский, латынь и греческий – были угодны в те времена. После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже, в Болгарии, ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку. Вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.)

(Ребята отвечают.)

2 ведущий: В кириллице буквы имеют более простую и ясную для нас форму. Именно ‘bf азбука стала основой русской «Азбуки». А почему этот учебник получил такое название? (По названию первых букв – «аз» и «буки».)

(Ребята отвечают.)

2-й чтец:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

1 ведущий : Шли времена. Люди постепенно упрощали кириллицу, исключали из неё некоторые буквы. Так появился современный алфавит. Сколько в нём букв?

(Ребята отвечают.)

2 ведущий : А знаете ли вы, на чём писали иероглифы, рисовали рисунки и выводили первые буквы наши предки?

(Ребята отвечают.)

Писали на стенах пещер, глиняных табличках, папирусе, коже животных, пергаменте, берёсте, пальмовых листьях, тканях, металлах. А во втором веке нашей эры китайцы изобрели то, без чего не было бы книгопечатания, - бумагу. И теперь мы не перестаём любоваться красочно иллюстрированными книгами.

1 ведущий: Посмотрите, как красивы страницы этих книг! Мы удивляемся и восхищаемся творениями человека, но не стоит забывать первоучителей, ибо благодаря трудам этих людей сегодня мы с вами можем прочесть любую книгу, написать любой текст, передать информацию следующим поколениям.

3-й чтец:

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы

На мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас другого достоянья!

Умейте же беречь,

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.

2 ведущий : И.А. Бунин в этом стихотворении завещал своим потомкам беречь нашу русскую речь. И мы также призываем вас, наше молодое поколение, к бережному отношению, уважению и пониманию русской культуры, наших традиций.

4-й чтец:

О России петь – что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь – что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса