Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сборник идеальных эссе по обществознанию. Он хотел доказать Газовому Баллону, что он не трус Душевные муки героини

Автором романа «Анна Каренина» является народный просветитель, психолог, классик романистики, философ и русский писатель Л. Н. Толстой. Начало его литературной деятельности приходится на 1852 г. Именно тогда была опубликована его автобиографическая повесть «Детство». Это была первая часть трилогии. Несколько позже появились произведения «Отрочество» и «Юность».

Еще одним из самых известных трудов Л. Н. Толстого является роман-эпопея «Война и мир». Поводом для написания произведения явились севастопольские и кавказские события. Роман описывает военную кампанию и разворачиваемые на ее фоне семейные хроники. Это произведение, главным героем которого автор считает народ, доносит до читателя «народную мысль».

Проблемы супружеской жизни Л. Н. Толстой отразил в своем следующем сочинении - романе «Анна Каренина».

Значение творчества Толстого

Произведения выдающегося русского писателя в значительной мере повлияли на мировую литературу. Авторитет Толстого при его жизни был поистине неопровержимым. После смерти классика его популярность выросла еще больше. Вряд ли найдется человек, который останется равнодушным, если ему в руки попадется «Анна Каренина» - роман, который рассказывает не только о судьбе женщины. Произведение ярко описывает историю страны. В нем отражена и та мораль, которой придерживается и жизнь самых низов. Читателю демонстрируется блеск салонов и нищета села. На фоне этой неоднозначной русской жизни описывается неординарная и яркая личность, стремящаяся к счастью.

Образ женщины в литературных произведениях

Героями сочинений классиков прошлого часто становились представительницы прекрасной половины человечества. Примеров тому можно привести множество. Это Екатерина из «Грозы» и Лариса из «Бесприданницы» писателя Островского. Ярок образ Нины из «Чайки» Чехова. Все эти женщины в борьбе за свое счастье противостоят общественному мнению.

Эту же тему затронул в своем гениальном произведении и Л.Н. Толстой. Анна Каренина - образ особой женщины. Отличительной чертой героини является ее принадлежность к высшей ступени общества. Кажется, все у нее есть. Анна красива, богата и образованна. Ею восторгаются, ее советы принимают во внимание. Однако она обделена счастьем в супружеской жизни и испытывает одиночество в своей семье. Вероятно, судьба этой женщины сложилась бы иначе, если бы в ее доме царила любовь.

Главная героиня романа

Для того чтобы понять, почему Анна Каренина бросается под поезд в конце произведения, необходимо внимательно прочесть сочинение великого писателя. Только понимание образа этой героини позволит сделать определенные выводы.
В начале повествования Анна Каренина предстает перед читателем привлекательной молодой женщиной, принадлежащей к высшему обществу. Доброжелательной, веселой и приятной в общении описывает свою героиню Л. Н. Толстой. Анна Каренина - примерная жена и мать. Больше всего она любит своего маленького сына. Что касается мужа, то внешне их отношения просто образцовые. Однако при ближайшем рассмотрении в них заметна искусственность и фальшь. С мужем женщину связывают не любовные чувства, а уважение.

Встреча с Вронским

С нелюбимым мужем Анна жила в роскоши и достатке. У них рос сын Сереженька. Вроде бы жизнь удалась. Однако все кардинально меняет встреча с Вронским. Образ Анны Карениной с этого момента претерпевает коренные изменения. В героине просыпается жажда любви и жизни.

Зарождающееся новое чувство неумолимо тянет ее к Вронскому. Сила его такова, что сопротивляться Анна просто не в состоянии. Честной, искренней и открытой представляется читателю Анна Каренина. дает понимание того, что в фальшивых и сложных отношениях с мужем она жить просто не в состоянии. В результате Анна уступает возникшему страстному чувству.

Расставание

Образ Анны Карениной противоречив. Подтверждение этому заключено в ее жизни вне брака. По понятиям героини, счастье может быть возможным только тогда, когда строго исполняются законы. Она попыталась начать новую жизнь. При этом основой послужило несчастье людей, близких для нее. Анна чувствует себя преступницей. В то же время от Каренина исходит великодушие. Он готов все простить жене и сохранить брак. Однако эта высокая нравственность мужа вызывает у Анны только ненависть.

Устами жены автор сравнивает Каренина со злой и бездушной машиной. Все свои чувства сверяет с нормами закона, который установлен церковью и государством. Несомненно, он страдает от того, что ему изменила жена. Однако делает это своеобразно. Ему хочется просто стряхнуть с себя «грязь», которой его «забрызгала» Анна, и спокойно продолжать свой В основе его чувств лежат не сердечные переживания, а холодный ум. Рациональность Каренина позволяет ему найти путь жестокого наказания для Анны. Он разлучает ее с сыном. Героиня оказывается перед выбором. И она уходит к Вронскому. Однако этот путь оказался для нее гибельным. Он привел ее к пропасти, и этим можно объяснить тот факт, что Анна Каренина бросилась под поезд.

Второй главный герой произведения «Анна Каренина»

Алексей Вронский является блестящим представителем высших кругов России описанного в романе периода. Он красив, богат и обладает большими связями. Флигель-адъютант Вронский добр и мил по натуре. Он умен и образован. Образ жизни главного героя романа характерен для молодого аристократа того времени. Он служит в гвардейском полку. Его траты в год составляют 45000 рублей.

Вронского, разделяющего привычки и взгляды аристократической среды, любят товарищи. После встречи с Анной молодой человек заново пересматривает свою жизнь. Он понимает, что обязан изменить ее обычный уклад. Вронский жертвует свободой и честолюбием. Он подает в отставку и, расставшись с привычной для него светской средой, ищет новые жизненные пути. Перестройка мировоззрения не позволила ему получить удовлетворение и спокойствие.

Жизнь с Вронским

Почему Анна Каренина бросается под поезд в конце романа, ведь судьба связала ее с прекрасным молодым человеком, подарив искреннее и глубокое чувство? Несмотря на то, что к главной героине пришла любовь, после ухода от мужа женщина не может найти покоя.

Ни глубокое чувство к ней Вронского, ни родившаяся маленькая дочь, ни развлечения и поездки успокоения ей не приносят. Душевный разлад Анны еще более усугубляется в связи с разлукой с сыном. Общество ее не понимает. Друзья от нее отворачиваются. С течением времени к Анне все чаще приходит осознание всей глубины своего несчастья. Характер героини меняется. Она становится подозрительной и раздражительной. В качестве успокоительно Анна начинает принимать морфий, который еще больше усиливает возникшие чувства. Женщина начинает без всяких оснований ревновать Вронского. Она ощущает зависимость от его желаний и любви. Однако Анна прекрасно понимает, что Вронский из-за нее отказался от многого важного в жизни. Именно поэтому она стремится весь его мир заменить собой. Постепенно распутать клубок становится все труднее, и к героине начинают приходить мысли о смерти. И это для того, чтобы перестать быть виноватой, переложив возникшее чувство на Вронского, одновременно освободив себя. Все это и послужит ответом на вопрос: «Почему Анна Каренина бросается под поезд?»

Трагедия

В образе главной героини своего романа Толстой показал непосредственную и цельную женщину, которая живет чувством. Однако весь трагизм судьбы и положения было бы неверно объяснить только лишь ее натурой. Он находится гораздо глубже, ведь именно социальная среда стала причиной того, что почувствовала отчуждение общества Анна Каренина.

Характеристика образа главной героини свидетельствует о том, что ее заботят только личные проблемы - брак, любовь и семья. Ситуация, которая сложилась в ее жизни после ухода от мужа, не подсказала достойного выхода из создавшегося положения. Почему Анна Каренина бросается под поезд? Ее отчаянный шаг можно объяснить невыносимой жизнью, которая наступила в связи с неприятием ее поступка обществом.

Истоки трагедии

Нелегкая судьба женщин описывается во многих литературных произведениях. Она не миновала пушкинскую Татьяну и тургеневскую Елену, некрасовских декабристок и героинь Островского. Общим с Анной Карениной у них является естественность и искренность поступков и чувств, чистота мыслей, а также глубокая трагичность судьбы. Переживания своей героини Толстой показал читателям наиболее глубоко, полно и психологически тонко.

Началась трагедия Анны даже не тогда, когда ею, замужней женщиной, был брошен настоящий вызов обществу. Неудовлетворенность своей судьбой возникла еще в тот период, когда ее, еще совсем юную девушку, выдали замуж за царского чиновника. Анна искренне пыталась создать счастливую семью. Однако это ей не удалось. Тогда свою жизнь с нелюбимым мужем она начала оправдывать любовью к сыну. И это уже трагедия. Будучи живым и светлым человеком, Анна впервые осознала, что такое настоящая любовь. И не удивительно, что из опостылевшего ей мира женщина попыталась вырваться на свободу. Однако при этом она лишилась своего сына.

Душевные муки героини

Свою новую жизнь Анна скрывать от окружающих не хотела. Общество это попросту шокировало. Вокруг Карениной выросла настоящая стена отчуждения. Ее начали осуждать даже те, кто поступал в своей жизни намного хуже. И вот с этим отторжением смириться Анна не могла.

Да, высший свет показал свое лицемерие. Однако женщина должна была осознавать, что находится не в вакууме. Живя в обществе, приходится считаться с его законами и порядками.

Толстой - мудрый психолог. Душевные муки героини своего романа он описывает просто потрясающе. Осуждает ли автор эту женщину? Нет. Он страдает и любит вместе с ней.

Сочинение

Повесть И. А. Тургенева «Ася» — одно из лучших произведений русской литературы, посвященных любви. Вообще любовь, в большей или меньшей степени, присутствует во всех произведениях Тургенева. По мнению писателя, это основополагающее чувство в жизни человека. Все герои писателя проходят испытание любовью. Именно это испытание оказывается самым главным и самым сложным. Но именно оно определяет нравственную основу, сущность человека.

Так, в повести «Ася» зарождается любовь между главным героем, господином Н. Н. и девушкой Асей. Встретившись в захолустном городке Германии и начав дружески общаться, эти герои понимают, что полюбили друг друга. Эмоциональная и смелая в своих чувствах Ася не видит преград для своего счастья с господином Н. Н. Герой же становится жертвой собственного слабоволия, страха, предрассудков.

Во время описываемых событий двадцатипятилетний герой путешествует по Европе, изучает жизнь людей, наслаждается своей молодостью, свободой, богатством. Почти в каждом городке у него есть дама сердца, однако он сам прекрасно понимает, что все эти увлечения несерьезны.

Но неожиданно в одном германском городишке господин Н. встречает свою любовь. Ею оказывается странная девушка Ася. Рожденная от отца-дворянина и матери-служанки, она выделялась среди своего окружения диким, самобытным нравом, умом, эмоциональностью, порывистостью: «Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой…».

Автор подчеркивает неординарность девушки. И действительно, господин Н.Н. сразу заметил это: ее артистизм, пластичность, порывистость, огромную эмоциональность, желание прожить яркую и запоминающуюся жизнь. Такая героиня не могла не привлечь внимания героя.

Встретившись с Асей, он чувствует в своем сердце любовь к одной красивой вдове, которая отвергла его. Но мы понимаем, что эти чувства во многом наиграны. Да и сам герой признается в этом. Искреннее чувство сумела вызвать у него лишь Ася. Тургенев рисует нам зарождение любви, ее становление и разлуку героев.

Разлука, на мой взгляд, произошла по вине господина Н. Хотя он и очень любил Асю, но испугался ответственности. Мы помним, что Гагин пришел к господину Н. с рассказом о любви своей сестры. Он поставил герою ультиматум: или он женится на Асе, или они уезжают. Чуть позже герой встречается с самой Асей. Она признается господину Н. в своем чувстве, но герой предает и девушку, и свою любовь. Предрассудки и боязнь мнения общества и мнения Гагина заставляют его оттолкнуть Асю, которая готова была пойти за господином Н. на край света. Позже герой жалеет о своем предательстве и желает все исправить, но свой шанс он упустил. Об этом ему скажет Ася в прощальной записке.

Достаточно хорошо узнав господина Н., Гагин и его сестра решили уехать, не дождавшись ответа. Они понимали, что господин Н. еще не созрел для такого важного решения и по прошествии времени он будет жалеть о нем. Так и получилось. В порыве чувства герой бросился догонять Асю, но судьба распорядилась так, чтобы он их не застал. Как в последствии признавался сам господин Н., это была самая лучшая развязка для него: «Впрочем, я должен сознаться, что я не слишком долго грустил по ней; я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой».

Из последней главы повести мы узнаем, что герой так и не встретил свою любовь, он живет одиноким бобылем и до сих пор хранит память об Асе. Среди многочисленной череды женщин, которые у него были, лишь эта девушка оставила глубокий след в душе. Может быть, это была его единственная любовь, и, упустив ее по своей вине, он до конца жизни остался одиноким и несчастным. Или, может быть, у героя были еще шансы полюбить, стать счастливым, но он прошел мимо. Потому что по своей натуре господин Н. не дорос до любви, боится сильных эмоций и кардинальных изменений в жизни.

Таким образом, на мой взгляд, господин Н. не выдержал испытания любовью. Он потерял любовь Аси только по своей вине. Это мы понимаем, читая сцену ИХ свидания.

Здесь герой предстает перед нами еще не доросшим до глубокой и серьезной Любви. В отличие от Аси, господин Н. боится трудностей, поэтому идет по самому легкому пути, который, однако, не приносит ему счастья.

Герой отказывается от новых сильных, высоких чувств, от напряженных духовных переживаний. Образ жизни светского бездельника приучил господина Н. к мимолетным увлечениям, к поверхностным переживаниям, к легкомысленному отношению к жизни и чувствам. Поэтому, при первом серьезном испытании, когда от героя потребовался выбор, он отступает.

Господин Н. предстает перед нами неспособным к самостоятельным решениям и жизненным переменам. Особенно ярко эта нерешительность и слабость видна на фоне Аси, одной из идеальных «тургеневских девушек». Она готова к самому высшему проявлению любви — самопожертвованию.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ 16 главы повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ XVI главы повести И. С. Тургенева «Ася» Ася как пример тургеневской девушки (по одноимённой повести И.С. Тургенева). Идея долга в повести И.С.Тургенева «Ася» Как мы понимаем фразу «У счастья нет завтрашнего дня»? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Место образа Аси в галерее «тургеневских девушек» (по одноименной повести И.С. Тургенева) Мое восприятие повести И. С. Тургенева «Ася» Мое любимое произведение (сочинение - миниатюра) Моё прочтение повести "Ася" Мои размышления о повести "Ася" Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века (по повести И. Тургенева «Ася») О повести И.С.Тургенева "Ася" Образ тургеневской девушки в повести "Ася" Образ Аси (по повести И. С. Тургенева «Ася») Образ Аси в одноименной повести И. С. Тургенева Образ тургеневской девушки Образ тургеневской девушки (по повести "Ася") Почему главный герой обречён на одиночество? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Почему не сложились отношения между Асей и господином N? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева «Ася» Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева "Ася" Тема тайного психологизма в повести И. С. Тургенева «Ася» Характеристика Аси по одноименной повести И. С. Тургенева Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ повести И. С. Тургенева «Ася» Смысл названия Название повести «Ася» «У счастья нет завтрашнего дня...» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (3) Романтические идеалы Тургенева и их выражение в повести «Ася» Герой Тургенева повести «Ася» Мое восприятие повести И. С. Тургенева "Ася" Тема любви в повести И.С.Тургенева Ася А счастье могло быть так возможно... (по повести И.С.Тургенева "Ася") Отдел образования Несвижского райисполкома

Учреждение образования

«Несвижская государственная белорусская гимназия»

Русская литература, 6 класс

Макарова Татьяна Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Несвиж, 2008

Тема урока: Нравственная стойкость героя рассказа (по рассказу В.Распутина «Уроки французского»)

Цель урока: попытаться раскрыть понятие « нравственная стойкость»;

показать проблему добра и зла в человеческих поступках;

развивать навыки анализа художественного произведения;

учить высказывать собственное мнение о нравственных

позициях литературных героев;

развивать творческое воображение и способности учащихся. Методы: аналитическое чтение, выразительное чтение, подробный и выборочный пересказ, слово учителя.

Технология: развитие навыков критического мышления через чтение и письмо.
Ход урока

1. Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы начали знакомство с добрым, умным и мудрым писателем - В.Распутиным и его героем из рассказа «Уроки французского».

Давайте ещё раз перечитаем слова, записанные на прошлом уроке, которые характеризуют творчество писателя в целом, определяют основные мотивы его творчества.

Вызов. Слово учителя

У вас сложилось уже первое собственное представление о герое. Мы отметили с вами, что герой и рассказчик - одно лицо. Какой он, этот герой, по вашему мнению? Хотелось бы вам подружиться с ним, если бы вы оказались в одном классе? Почему?

Высказывания учеников (Характеристики, данные учащимися, записываются на доске)

Я уважаю ваше мнение, и сегодня мне хотелось бы вместе с вами разобраться в некоторых поступках героя и вместе с вами определить основные черты характера главного героя, которые делают его столь привлекательным.

Мы будем вместе с вами ещё раз внимательно читать текст, постараемся его анализировать, пересказывать близко к тексту от имени главного героя и главное - думать: учиться анализировать, сопоставлять, делать выводы. Часть урока мы посвятим проверке домашнего задания, которое вы выполняли в группах.

Свои наблюдения, черты характера героя мы будем записывать на доске и тетради.

Что говорит о себе, о своей семье, о жизни деревни сам герой. Как он относится к ученью и как это его характеризует?

Словарная работа. Облигации - это ценные бумаги, которые выдавались людям в годы войны и после неё в счёт заработной платы. «Живые» деньги шли на дело обороны, для фронта.

В семье не было денег. «Откуда им взяться?»- говорит автор. Колхозникам не платили денег; за отработанные смены (« трудодни») им ставили «палочки» в учётные книги, а затем по этим «палочкам» выдавали муку, картошку и т.д.

Почему так рано,- в одиннадцать лет, началась самостоятельная жизнь писателя? (В первые послевоенные неустроенные голодные годы людям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности.В деревне, где жила семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр.

2. Смысловая стадия

Работа в группах по заранее подготовленным заданиям

Ученики из каждой группы выходят к доске и записывают основные черты характера главного героя.

Учитель. Итак, герой оказался в совершенно новой обстановке. Как же он чувствовал себя в городе? (См. карточку 1-й группы)

Что говорит об этом сам герой? (Пересказ со слов «Учился я и тут хорошо...»

Но это было в школе, что же происходило, когда он оставался один? (Выразительное чтение отрывка со слов «Но едва я оставался один...») Какой стилистический приём использует автор для передачи внутреннего состояния героя? (Повторы, синонимы, восходящую градацию).

Очень скоро возникло новое, очень серьёзное испытание. Мальчик обнаружил, что еда, которую ему присылает мать, куда-то исчезает. Давайте найдём в тексте описание этого момента, прочитаем его и выскажем своё мнение по поводу происходящего.

(Первая группа делает свой вывод.)

Непривычными оказались трудности с французским языком. Тяжело было переносить голод. Ещё тяжелее было осознавать, что кто-то ворует еду, которую посылает мать.Но самым страшным оказалась тоска по дому. Герою надо было быть мужественным, настойчивым, терпеливым, чтобы переносить все эти испытания. Мальчик предельно честен, сама мысль выслеживать, выяснять, подозревать вызывает у него неприятие. Испытания развили в мальчике чувство ответственности и бережное

отношение к матери.


1-я группа

1. С какими трудностями пришлось самостоятельной жизни в городе? (

столкнуться герою на первых порах с. 68-70) Как это его характеризует?

(Какие черты характера проявились сформулировать и записать).

в борьбе

с этими трудностями,

-(Подготовить подробный пересказ со слов «Учился я и тут хорошо. Что

мне оставалось? - с.68;

-(С. 69 - со слов «Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска... до

слов «Я опомнился и убежал» ~ подготовить выразительное чтение отрывка.

Какой стилистический приём использует автор для иллюстрации

внутреннего состояния героя?) (Повторы используются как средство

выразительности для усиления впечатления)

- Воровство. Отношение героя к происходящему. Как это его характеризует?

Учитель Голод... Голод и одиночество,которое ещё больше усиливало чувство голода. Сравните: голод в деревне и голод в городе. Где он ощущался в большей степени и почему?

Первая игра на деньги. Почему мальчик стал играть? (Мальчик стал играть в «чику», потому что появилась реальная возможность выиграть столь необходимые ему деньги на кружку молока. Кроме всего, он сначала не понял нечестный характер игры, было стремление проявить ловкость)

Почему мальчик-рассказчик так быстро разобрался в тонкостях игры и стал выигрывать? (У героя была уже некоторая практика игры, он был ловок и настойчив. )

Ловкость, настойчивость -записать на доске.

Словарная работа: Азарт -сильное возбуждение, задор, увлечение (Работать с азартом)

Азартные игры -игры, в которых выигрыш зависит от случая.) (Героя нельзя считать азартным человеком, т.к. он полагается на собственное мастерство, а не на случай и всегда выигрывает ровно столько, чтобы хватило на кружку молока.)

Найдите эпизод в тексте, который начинается словами «Однажды ещё в сентябре...» (с. 71), описание полянки, где играли в « чику» и описание той же полянки на с. 77. Определите её смысловую нагрузку. (В первом отрывке - «Федька повёл меня за огороды...» полянка представляется «чистой и ровной», путь к ней зарос « крапивой, уже чёрной, с отвисшими ядовитыми гроздями семян». Это тревожное предсказание неприятностей, которое скоро последует. Во втором отрывке - «За мной кинулся было Птаха...» герой смотрит на полянку, с которой его изгнали, обманув и избив, уже другими глазами. Предсказания сбылись: «чёрная крапива», «жёсткая сухая трава» - и горькая обида: «Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня»

2-я группа


1.Сравните: голод в деревне и в городе. Почему голод в городе ощущался сильнее?(С. 70)

2. Первая игра на деньги. Почему мальчик стал играть?(с.71-77).

Вопрос учителя: Какое качество мы можем добавить к характеристике героя? (Стойкость, умение правильно оценивать ситуацию, не поддаваться общему азарту).

3.Найдите в эпизоде, который начинается словами «Однажды ещё в сентябре...» (с.71), описание полянки, где играли в «чику» (с.77), определите её смысловую нагрузку

4. Почему мальчик-рассказчик так быстро разобрался в тонкостях игры и стал выигрывать? (стр.71- со слов «Разобраться в игре ничего не стоило...»

до слов « Так что кой-какая сноровка у меня была.»-- с. 72, с.73 со слов « По вечерам, когда все расходились, я снова возвращался сюда.» до конца абзаца.

Учитель « Не было в тот день и не могло быть во всём белом свете человека несчастнее меня». Так чувствует себя герой после того, как его избили Владик и Птаха. Почему же они это сделали? В ответе на вопрос используйте выборочный пересказ текста со слов» теперь у меня появились деньги...» до слов «... шайба, как намагниченная, летела на деньги...»

- Выразительно прочитаете текст со слов «Откуда мне было знать...» до слов «... пришлось постигнуть на собственной шкуре». Как вы понимаете высказанную автором мысль?

Кто начал драку? Выскажите своё отношение к ней. Какими в этой расправе выглядят Вадик и Птаха? На чём держатся их отношения? Выразительное чтение текста со слов «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха...» до слов «

Горько, навзрыд заплакал». (Мальчика сначала подло ударили сзади, потом ударил Птаха, опять сзади. Мальчишки, которые избивали героя, были старше и сильнее. Особенно отвратителен третий, который изображён как зверёныш). Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит в отчаянии: «Перевернул!», отстаивая справедливость. « Всё у меня как-то затвердело и сомкнулось в обиде», - пишет рассказчик.

Стойкость - запись на доске.

3-я группа


- Почему Владик и Птаха избили героя? Кто начал драку? Выскажите своё

отношение к ней. Какими в этой расправе выглядят Вадик и Птаха? На чём

держатся их отношения? Как ведёт себя герой в драке и после неё?

(Подготовить выборочный пересказ текста со слов «Теперь у меня

появились деньги...»,с. 74 , до слов «... шайба, как намагниченная, летела

точно на деньги...», с. 75.

- Подготовить выразительное чтение текста со слов «Откуда мне было

знать...» до слов «... пришлось постигнуть на собственной шкуре. »,

С.75. Со слов « Первым, опять сзади, меня ударил Птаха.», с.76 до слов

«...горько, навзрыд заплакал.», с. 77

Физкультминутка

Учитель Утром героя ждало новое испытание. Какое? Какие черты характера проявились в нём?

Самолюбие, гордость, страх не оправдать надежды матери и односельчан.

4-я группа

Подготовить выборочный пересказ текста со слов « Утром я со страхом смотрел на себя в зеркало...» до слов «... но так домой ехать нельзя», С.78- 80. Какие черты характера главного героя проявляются в этом эпизоде?

Учитель Сейчас давайте прочитаем те качества, которые мы с вами определили как главные в характере героя .(Ребята читают сделанные надписи).

Все перечисленные нами качества и называются нравственной стойкостью. Словарная работа

Нравственность -Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

Стойкий - прочный, неослабевающий.

3. Рефлексия

Обозначьте для себя те качества, которые бы вам хотелось в себе воспитать или, может быть, они у вас уже есть. (Ребята выполняют задание и по желанию зачитывают его)

4. Д/з Общее задание: стр. 96 - 97 вопросы 4, 6-8.

По выбору: нарисовать иллюстрации к рассказу или написать мини-сочинение « Каким должен быть настоящий учитель»

Вариант 3

1. Основная мысль художественного произведения это: а) тема; б) идея; в) проблема.

2 . Укажите, какое из литературных направлений ставит перед художником задачу:

а) изобразить жизнь страстей в душе героя, его неудовлетворённость окружающим миром, стремление к идеалу;

б) изобразить героя, для которого превыше всего защита высоких моральных принципов, служение отечеству;

в) изобразить жизнь частного человека со всем многообразием его душевной жизни, его возвышенные чувства и переживания.

3. В русле какого направления написано произведение «Мцыри»? а) романтизм;

б) классицизм; в) сентиментализм.

4. Мцыри в переводе с грузинского означает: а) мальчик;б) странник; в) послушник.

5. Калмыцкую сказку об орле герою поведал: а) отец Маши Мироновой; б) Пугачев; в) Швабрин.

Цели:

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Развитие образного и аналитического мышления, читательской культуры и понимания авторской позиции;

Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений.

Задачи:

Развить у школьников устойчивый интерес к чтению и любовь к литературе;

Формирование первоначальных умений и навыков углубленного восприятия изучения произведений.

Данные тесты способствуют тому, чтобы проверить, как усвоен материал учебника по основным темам.

Тест состоит из 20 вопросов.

За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.

Шкала пересчёта суммарного балла

за выполнение экзаменационной работы в целом

в отметку

Вариант 1

1. Искусство по своей природе:

а) рациональнно; б) эмоционально; в) сочетает в себе и рациональное и эмоциональное начала.

2 .Действующее лицо художественного произведения называют:

а) образом; б) персонажем; в) типом.

3. Тема произведения – это:

а) главная идея; б) объект отражения; в) конкретная описанная ситуация.

4. К жанру устного народного творчества не относится:

а) рассказ; б) частушка; в) предание; г) сказка.

5 .В каких произведениях упоминается историческая личность Е. Пугачев?

а) «Капитанская дочка» ; б) «Анна Снегина » С. Есенина; в) «Мцыри»

; г) «Смерть Ермака» К. Рылеева.

6. Кто из поэтов погибает на Черной речке?

а) ; б); в)К. Рылеев; г) С. Есенин.

7 . в «Капитанской дочке» писал:

а) о восстании С. Разина; б) о Гражданской войне; в) о восстании Пугачева.

8. Кому из героев «Капитанской дочки» принадлежат слова:

«Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай»?

а) Пугачев; б) Гринев-отец; в) капитан Миронов; г) Швабрин.

9. В каком образе приснился Гриневу Пугачев на постоялом дворе?

а) Царя; б) висельника; в) посаженного отца.

10. « Он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его». Кто он:

а) Петр Гринев; б) Швабрин; в)Савельич.

11. Поэма «Мцыри» относится к направлению:

а) классицизм; б) романтизм; в) реализм.

12. Каков эпиграф в поэме «Мцыри»?

а) «стрелялись мы…» б) «береги честь смолоду» в) «вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

13. Идею «Ревизора» Гоголь взял:а) у Пушкина; б)у Лермонтова; в) эта история случилась с ним.

14. Кто из перечисленных геров не является действующим лицом комедии Гоголя «Ревизор»?

а) Ляпкин-Тяпкин; б) Шпейкин; в) Кутейкин; г)Земляника.

15. Фамилия городничего из комедии «Ревизор».

А) Шпекин; б)Ляпкин – Тяпкин; в)Сквозник-Дмухановский.

16. Знакомство с каким писателем хвастался Хлестаков? А) с Гоголем; б) Пушкиным; в)Лермонтовым.

17. Кто из героев комедии Гоголя «Ревизор» говорил о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная».

а) Бобчинский; б) Хлестаков в) городничий.

18. Почему герой рассказа «После бала» оставил службу?

А) по религиозным убеждениям; б) его потряс случай с избиваемым солдатом; в) их развел случай.

19. Кто сказал в комедии «Ревизор»: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? А) Городничий; б) Хлестаков; в) Земляника.

20. Какое произведение написал Горький? А) «Телеграмма»; б) «Песня о Соколе»; в) «Ася».

Вариант 2

1. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?

а) да, существенная; б)нет; в) в зависимости от жанра.

2. Идея произведения – это: а) то, что хотел сказать автор; б) нравственный урок; в)главная обобщающая мысль произведения.

3. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы? а) да; б) нет; в) однозначного ответа нет.

4. В каком жанре древнерусской литературы описывается жизнь и деяния людей, причисленных к лику святых: а) повесть; б) сказание; в)житие; г) летопись.

5. События «Капитанской дочки» происходят: а) в Белогорской крепости;

б) Оренбургской крепости; в) Белогорской крепости.

6 .Основная проблема «Капитанской дочки»: а) проблема любви; б) проблема чести, долга, милосердия, в) проблема роли народа в развитии общества.

7. Годы жизни: а)1798-1837; б)1801-1838; в)1799-1837; г)1799-1835.

8. Кто были герои калмыцкой сказки-аллегории, которую рассказал Пугачев Гриневу по дороге в крепость: а)Уж и Сокол; б)Орел и Ворон; в) Аист и Заяц.

9. От имени кого ведется повествование в повести «Капитанская дочка»:

10. Кто является «антигероем» Гринева? А)Швабрин; Б)Зурин; В)Иван Игнатьич;

11. Жанр произведения Лермонтова «Мцыри». а) повесть; б) стихотворение; в) поэма.

12. Какой эпиграф взял Гоголь в комедии «Ревизор»? а) «Береги честь смолоду»; б) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива»; в) «Стрелялись мы…»

13 .Знакомством с каким писателем хвастался Хлестаков? а)С Гоголем; б) С Пушкиным;

в)С Лермонтовым.

14. Кто из героев комедии «Ревизор» сказал эти слова «Я, признаюся, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся».

а) Хлестаков, б) Земляника, в) Судья.

15. Каков основной композиционный прием в рассказе «После бала»?

а)контраст; б)преувеличение; в)сопоставление.

16. В каком городе Василию Теркину поставлен памятник? а)Ленинград; б)Смоленск;в)Киев

18. Из какого произведения эти слова: « Человек создан для счастья…»

а) «Ася»; б) «Песня о Соколе» в) «Парадокс».

19. Какое произведение написал? а) «Слепой музыкант»; б) «Телеграмма»;

в) «Алые паруса».

20. Из какого произведения эти строчки: «Кому память, кому слава, кому темная вода…»

а) «Телеграмма»; б) «Ася»; в) «Василий Теркин».

Ключи.

1 вариант.

1в, 2б, 3б, 4а, 5а, 6а, 7в, 8а, 9в, 10а,11б, 12в, 13а, 14б, 15в, 16б, 17б, 18б, 19а,20б.

2 вариант.

1а, 2в,3а, 4в, 5в, 6б, 7в, 8б, 9а, 10а, 11а, 12б, 13б, 14а, 15а, 16б, 17в, 18в, 19а, 20в.

Поэма Мцыри написана Лермонтовым со слов молодого монаха. Путешествуя по Кавказу, он слышит рассказ, заинтересовавший его с первых минут. Это романтическая история о юном горце, воспитанном в монастыре. Смыслом его жизни стало желание вернуться домой, но совершить побег из стен ненавистного монастыря было непросто. Лишь огромное желание обрести свободу помогло ему осуществить задуманное, но за это пришлось заплатить слишком дорогую цену, свою жизнь. Анализ боя Мцыри с барсом раскрывает характер главного героя с другой стороны. Вместо хилого, беспомощного юноши перед нами встает настоящий герой, способный защитить себя в минуту смертельной опасности.

Бой Мцыри с барсом (отрывок из текста)

Какой-то зверь одним прыжком

Из чащи выскочил и лег,

Играя навзничь на песок.

То был пустыни вечный гость – Могучий барс.

Сырую кость

Он грыз и весело визжал;

То взор кровавый устремлял,

Мотая ласково хвостом,

На полный месяц, - и на нем

Шерсть отливалась серебром.

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы

И крови…да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный, как стон

Раздался вдруг…и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертью грозил…

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек…

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!



Ко мне он кинулся на грудь:

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое ружье…Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я – и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык…

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленней дышать,

Сдавил меня в последний раз…

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно – и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

Анализ боя

В данном отрывке очень четко передана динамичность боя Мцыри с барсом. Указанный отрывок имеет огромное значение для максимального раскрытия характера главного героя. При первой встрече с хищником Мцыри не испугался, как на его месте сделал бы другой человек. Он словно завороженный смотрел на дикого зверя, любуясь и восхищаясь его красотой. У него не было страха перед ним. Юноша видел в нем достойного соперника. Воина, такого же, как он сам.

Барс совсем молодой. Его поведение сродни ребенку. Он играет с костью, визжит от радости, в полной мере наслаждаясь процессом. Учуяв человека, добродушный зверь преобразился на глазах. Кость его больше не интересовала. Барс готов к нападению и цель у него одна победить.

Они бились за жизнь с полной самоотдачей, до последней капли крови. Мцыри сам от себя не ожидал, что ему удастся одержать верх над барсом, выйдя из смертельной схватки победителем. Он привык, что его все считают слабым, способным лишь молиться да поститься. Это было настоящее испытание для него, проверка сил, открытие новых возможностей. В момент победы произошло полное перерождение главного героя. Он был уже не беспомощный юноша, которого все оберегали. Он стал настоящим мужчиной, способным на поступки.

Мцыри наконец-то понял, что такое настоящая жизнь, наполненная эмоциями, чувствами, ранее ему незнакомыми. Монастырь не мог ему подарить подобных ощущений. Свобода далась ему дорогой ценой. Но эти дни, проведенные на воле, стали самыми счастливыми в его жизни, несмотря на трагичный финал. Пройдя через все трудности, достойно преодолев их, Мцыри наконец-то обрел свободу в душе и гармонию в сердце.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса