Самое первое аниме. Появление аниме
С тех пор год за годом появлялись всё новые и новые произведения, возникали новые жанры и новые разновидности фансервиса. И в результате, спустя 108 лет, мы получили то, что имеем.
Но какие же аниме прошлого века можно по праву считать самыми влиятельными? Какие произведения стали основателями жанров, законодателями моды, первооткрывателями штампов и пионерами клише? Какие анимационные фильмы и сериалы оказали наибольшее воздействие на авторов и зрителей в ходе развития японского киноискусства? Ответы на эти вопросы вы узнаете в нашем сегодняшнем топе. Но, прежде, чем начать, давайте, как всегда поговорим о формальностях.
Первое : определить, какое именно аниме в большей степени, чем другие здесь представленные, является самым значимым, невозможно. Поэтому позиции топа распределены не по рейтингу, а по годам выхода произведений .
Второе : так как этот топ носит название «12 важнейших аниме в истории », то и представлены здесь творения, достаточно древние, вышедшие в промежуток с 1907 по 1999 года.
Вот теперь мы готовы начать наш топ-12 исторических аниме .
Китаяма Сэйтаро - один из создателей первой профессиональной японской анимации
Эта короткометражка, продолжительностью всего в 5 минут, считается самой первой профессиональной японской анимацией. Её создатели, пионеры японского киноискусства - художник Китаяма Сэйтаро и мангака Отэн Симокава . На сегодняшний день лента утеряна, так что никто не может утверждать точно, о чём было первое на свете профессиональное аниме.
Какой вклад в развитие японской анимации внесла эта короткометражка? Ну, после неё многие начинающие авторы поверили в себя и захотели «сделать что-нибудь в этом духе». Так что, можно сказать, это произведение – отправная точка развития аниме.
У этого аниме много заслуг. Это первый цветной анимационный фильм в Японии. Это первый японский анимационный фильм, показанный в США. Это первое аниме, получившее иностранные награды на Венецианском детском кинофестивале в Италии в 1959 году. Но главное даже не это. Самая большая заслуга фильма в том, что он оказал огромное влияние на заканчивавшего школу Хаяо Миядзаки . Да-да, на того самого именитого японского режиссёра, чьи произведения примиряют фанатов японской анимации с её хейтерами. Не выйди в своё время Легенда о Белой Змее в прокат – и не видать нам с вами сегодня ни «Унесённых призраками », ни «Тоторо », ни «Ходячего Замка », ни других творений студии Гибли .
Заслугу этого произведения перед другими аниме переоценить невозможно. По сути, именно после Астробоя в моду вошли ТВ-сериалы .
Хотя Астробой и не был первым аниме-сериалом в истории (этой чести удостоился "Календарь в картинках студии Отоги" ), он стал первым коммерчески успешным произведением японских творцов. Это аниме попало в список ста лучших анимационных сериалов IGN как первый популярный телевизионный аниме-сериал. Глядя на его успех, прочие аниматоры решили, что создание сериалов – дело куда более благодарное, чем полнометражных фильмов. И не ошиблись.
Важность этого аниме по достоинству оценят те, кто смотрел в детстве Сейлор Мун и получал от сериала удовольствие.
Дело в том, что Ведьма Салли – первое в истории аниме жанра махо-сёдзё . Именно оно вместе с более поздним сериалом «Секрет Акко-тян » («Химицу но Акко-тян», 1969-1970) заложило основу характерных черт жанра:
- Героиня должна хранить свои способности к магии в секрете. Если она откроет секрет, то будет наказана.
- Когда героиня использует магию, ей нужна её магическая фраза и зачарованный предмет, например, жезл. (Магическая фраза Салли: «Махарику Махарита Янпараян » ни раз была использована позднее во множестве пародийных и комедийных аниме).
- Магический слуга сопровождает героиню в обычном мире. Довольно часто это обычное животное (например, кошка).
- Два персонажа - одна женственная, а другая похожая на парня девочки - выступают как близкие подруги главной героини.
Это аниме значимо не столько для японской истории анимации (хотя это первая серьёзная работа, в создании которой принимал участие Хаяо Миядзаки ), сколько для российских (вернее, советских) анимешников, ибо это первое аниме, показанное в СССР . Сразу после выхода Корабля-призрака в Советском Союзе стали появляться первые поклонники японской анимации.
Если слово «хентай » - не пустой для вас звук, то вы способны оценить вклад этого аниме в развитие японской анимации. Дело в том, что Сказки 1001 ночи – первое в истории эротическое аниме. Конечно, до этого произведения были и другие попытки изобразить половой акт в виде анимации. Первым хентаем должно было стать творение Хакусана Кимуры «Освежающий корабль », снимавшееся ещё в 1932 году. Однако в то время японское правительство (да и большинство зрителей тоже) было ещё не готово к появлению эротических мультфильмов. А потому Освежающий корабль так и не был закончен, из-за того, что к его создателям нагрянула полиция и хентай изъяла.
И вот, 37
лет спустя, первая анимационная эротика была представлена публике, а публика её благодарно приняла. Зрителей не смутили ни аморальность, ни откровенность первого хентая, хотя он изображал не просто половой акт между мужчиной и женщиной, но и между женщиной и женщиной, и человеком и крокодилом.
Мы не могли не упомянуть это аниме, не только потому, что это самый продолжительный анимационный сериал в мире (он насчитывает на сегодняшний день чуть меньше 7-ми тысяч серий ), который до сих пор находится в онгоинге, но и потому, что это первое произведение, созданное женщиной . Автор манги-оригинала, Матико Хасэгава , доказала всем, что аниме и манга – занятие не только для мужчин.
Если вы знаете, что такое «Трансформеры »… хотя, о чём это я… вы знаете, что такое «Трансформеры». Но знаете ли вы историю создания этой нашумевшей франшизы? Трансформеры обязаны своим появлением жанру меха , который в свою очередь обязан своей популярностью аниме-сериалу Мазингер Зет , вышедшему в 1972 году.
Опять же таки, это было не первое произведение в своём роде, однако именно оно привлекло внимание фанатов и заложило основы жанра. Сейчас Мазингер Зет считается золотой классикой аниме о гигантских человекоподобных роботах и многие олдскульные фанаты ностальгируют о нём и по сей день.
Думаю, здесь говорить много не надо. Если вы уже не первый год смотрите аниме, то об этом сериале знаете и вклад его в историю оцениваете вполне реалистично.
Манга Акиры Ториямы и аниме, снятое по ней, сделали действительно много для развития японской анимации и комиксов. В частности, они существенно повлияли на жанр «сёнен ».
В 80-90-х годах прошлого века аниме стало достаточно распространено за пределами Японии. Однако западная аудитория всё ещё настороженно относилась к продукции Страны Восходящего Солнца. Но всё изменилось с выходом в 1988 -ом году полнометражного аниме «Акира ». Это творение малоизвестного на тот момент режиссёра Отомо Кацухимо , произвело настоящий фурор среди западных зрителей. Фанаты оценили сложный и увлекательный сюжет, а также продвинутую рисовку и компьютерные спецэффекты. Так, Акира стало первым аниме популярным на Западе больше, чем в Японии.
Возможно, названия некоторых произведений из нашего сегодняшнего топа вы встретили впервые, однако о Красавице-войне Сейлор Мун вы наверняка наслышаны. Этот популярнейший и по сей день сериал сыграл важную роль не только в развитии аниме, но и анимации вообще.
Это его ошеломляющему триумфу обязаны своим появлением такие знаменитые не японские франшизы как Чародейки и Винкс . Ведь именно это аниме открыло универсальную формулу успеха у подростков. Достаточно лишь взять небольшую группу школьниц, наделить их какой-нибудь космической суперсилой, дать главной героине парня-красавца и вуаля – девичья аудитория ваша. Прибавьте к этому слегка сексуальную сцену их перевоплощения, откровенные наряды и действительно неплохие сцены сражений – и вы обратите на произведение внимание парней.
Данная формула популярна и по сей день, как и аниме, открывшее её.
Говоря о заслугах этого аниме перед анимацией, зачастую не знаешь, с чего начать. Это первый сериал, в котором японцы глубоко затронули религиозные темы других стран. Это первый сериал, который разорвал в клочья все шаблоны жанра и создал новые. Это первый сериал, к просмотру которого людям советуют готовиться морально и собираться с духом (читать библию, например). Это первый сериал, концовку которого не понял никто (не исключено, что и сам автор тоже).
Всё это и многое другое сводит заслуги аниме к тому, что после него началась мода на зарывание возможного смысла произведения поглубже. Авторы поняли, что кое-где можно пожертвовать логикой и адекватностью происходящего, главное не забыть о символизме. Таким образом можно создать успешное и прибыльное аниме, которое получит статус «спорное» и будет обсуждаться фанатами ещё многие десятилетия спустя. А будет ли смысл у такого аниме действительно существовать – вопрос уже философский.
Ну, вот и подошёл к концу наш Топ-12 важнейших аниме в истории. Возможно, он изначально был слегка несправедлив, ведь любое творение (не важно, было оно успешным или провальным), так или иначе оказало влияние на развитие японской анимации и сделало аниме таким, каким мы его наблюдаем сейчас. Однако, определённо, эти 12 произведений стали переломными моментами в истории аниме.
Первые полнометражные фильмы студии «Тоэй Дога» технически очень напоминали полнометражные фильмы студии Уолта Диснея – производство каждого занимало около года, это были масштабные экранизации народных (только японских и китайских, а не европейских) сказок с большим количеством персонажей-животных. Некоторые из них даже попали в американский прокат, но там провалились, и на два десятилетия практически исчезла с экранов США.
Тем не менее, с самого начала было ясно, что движется японская анимация по иному пути. Сказывались совершенно иные культурные традиции и графики, и сюжета. В отличие от американской анимации, в аниме не чувствовалась традиция мюзикла, фильмы были существенно серьезнее, а сюжеты – драматичнее.
Расцвет манги
В отличие от аниме , которое до середины 1950-х находилось в некотором «загоне», в эти годы развивалась достаточно бурно. Она не требовала значительных капиталовложений, а уже сложившиеся читательские традиции позволяли манге не заботиться о конкуренции с иностранной продукцией. Цензура была ослаблена, начали выходить новые журналы, активно печатавшие мангу.
Среди мангак, получивших известность в этот период, особенно стоит отметить двух ныне покойных авторов. Во-первых, это Матико Хасэгава , начавшая в 1947 году печатать в газете «Асахи» один из самых популярных комиксов в истории Японии – «Госпожа Садзаэ» («Садзаэ-сан», 1947-1974). Он рассказывал историю простой японской девушки Садзаэ и ее семьи, с юмором пытающихся сначала пережить тяжелые времена оккупации, а затем найти свое место в жизни в период подъема экономики страны. Оптимизм этого произведения пришелся по сердцу японцам, и до сих пор эта манга входит в число наиболее издаваемых в Японии книг.
Второй, более известный и значительный автор – это уже упоминавшийся Сигэру Тэдзука , взявший еще в детстве псевдоним «Осаму». Окончив школу, юный Тэдзука, уже тогда неплохой художник, мечтал стать аниматором. Но в его родной Осаке такой возможности не было, и он решил пойти более простым путем – стать мангакой.
Осака переживала в тот момент бум дешевых черно-белых комиксов. Они издавались на грубой бумаге низкого качества, стоили невероятно дешево, издатели практически ничего не платили художникам, но зато позволяли им любые эксперименты.
Не упустив своего шанса, двадцатилетний Тэдзука, в те времена – студент медицинского факультета (который он, кстати говоря, впоследствии успешно закончил), выпускает в 1947 году мангу «Новый Остров Сокровищ» («Син Такарадзима»).
Во многом это была революция в мире японских комиксов. Создавая его, Тэдзука активно применял доселе не использовавшиеся в манге «кинотехнологии» – показ действия с разных точек зрения, крупные планы, «растягивание» одной сцены на несколько рисунков, активное использование звуковых эффектов и подчеркнутое изображение фаз движения. Фактически, манга Тэдзуки была макетом анимационного фильма , являясь при этом совершенно цельным и интересным произведением.
Успех превзошел все ожидания. Было продано несколько сотен тысяч копий. Тэдзуке немедленно предложили работу несколько известных токийских детских журналов. В журнале «Манга Сёнэн» он начал публиковать мангу «Император Джунглей» («Джангл Тайтэй», 1950-1954) , а в журнале «Сёнэн» – мангу «Посол Атом» («Атом Тайси») , вскоре переименованную в «Могучий Атом» («Тецуван Атом», 1952-1968) . Подробнее о них мы расскажем ниже, когда будем говорить об их экранизации.
Явление Тэдзуки в мир манги произвело революцию. Новый стиль – сочетание сложного, серьезного сюжета, графики в анимационном стиле и отсутствие необходимости следовать сложившимся штампам привлекло множество молодых талантливых авторов, бросившихся разрабатывать открывшуюся им ниву.
Окончательно оформилась как совершенно самостоятельный вид литературы, разделилась на множество жанров и поджанров. Основной раздел, как уже упоминалось, проходил по линии «манга для парней»/«манга для девочек» (сёнэн-манга/сёдзё-манга).
Родоначальником сёдзё-манги также стал Тэдзука, опубликовав в девичьем журнале «Сёдзё Клаб» мангу «Рыцарь с ленточкой» («Риббон но Киси», 1953-1956, 1958, 1963-1966) о приключениях девушки, переодевающейся рыцарем, чтобы совершать разнообразные подвиги. Как и все произведения Тэдзуки этого периода, она произвела фурор, на сей раз – среди женской аудитории, и вскоре множество художниц начали создавать «особую» мангу для девушек.
Отметим, что «половое» разделение манги всегда подчеркивалось и половой принадлежностью творцов. Случаи, когда автор создает мангу «чужого» пола (самый известный пример – Румико Такахаси , пишущая сёнэн-мангу), не столько опровергает, сколько подтверждает правило, поскольку и в такой манге проявляются особенности гендерного («полового») менталитета автора.
Заключение
Мы подошли к волнующему моменту – возникновению мира современной японской анимации. Отсюда рассказ о манге будет исключительно отраженным, а наше основное внимание будет направлено на историю аниме.
Связано это с тем, что самый объем материала – манга , изданная с начала 1960-х до наших дней, требует для одного лишь освоения и осмысления многих лет упорного труда. С другой стороны, абсолютное большинство этой манги представляет для неяпонских читателей лишь теоретический интерес, поскольку она недоступна и никогда в обозримое время не будет доступна в переводах. Насколько нам известно, такая работа (полное изложение истории современной манги) до сих пор не была создана ни в Японии, ни в других странах.
Аниме, пожалуй, является наиболее популярным видом анимации в мире. Количество ежегодно выпускаемых мультфильмов, которые можно отнести к аниме, сравнимо с общим количеством фильмов, выходящих в прокат по всему миру. Этот успех неслучаен – в отличие от большей части мультипликационной продукции, аниме рассчитано не столько на детскую аудиторию, сколько на подростковую и взрослую.
История аниме берет начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе. Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука, часто называемый «богом аниме и манги» - он заложил основы того, что позднее эволюционировало в современные Аниме-сериалы. Например, Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций; именно под его руководством возникали первые произведения, которые можно отнести к ранним аниме.
За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней. В итоге 1990-е и 2000-е годы стали временем широкого признания аниме за пределами Японии. «Акира» и вышедший в 1995 году «Призрак в доспехах 1», впервые объединивший традиционную анимацию и компьютерную графику, получили известность по всему миру. В 1997 году полнометражный аниме-фильм «Принцесса Мононоке» собрал 160 миллионов американских долларов в Японии.
Многократно возросло число как поклонников аниме, так и зрителей, смотрящих его от случая к случаю. В то же время в Японии продолжали совершенствоваться технологии создания и отрисовки аниме: студии переходили на компьютерную графику, активно применяя трёхмерную анимацию. Из детских мультипликационных фильмов начала XX-го века японская анимация превратилась в культуру, творящую разнообразные, серьёзные и забавные, эмоциональные и наивные, предназначенные для подростков, детей и взрослых произведения.
Факты аниме:
- В Японии не было социалистической революции. Вместо нее в 1917 году они начали создавать мультипликационные фильмы.
- Слово «манга» придумал знаменитый художник Кацусика Хокусай в 1814 году для серии своих гравюр. Означает оно «гротески», «странные (или весёлые) картинки», поэтому термин «манга» относится исключительно к японским комиксам.
- «Аниме» - японская анимация. Само слово «аниме» есть не что иное, как японизированное сокращение от английского animation, причем сам термин появился сравнительно недавно. До этого использовалось выражение «манга-эйга» («кино-комикс») которое до сих пор используют любители аниме старшего поколения.
- Как известно, в Японии читают справа налево. Мангу справа налево читают во всем мире.
- Использовать большие глаза персонажей для передачи эмоций придумали вовсе не в Японии. Осаму Тэдзука, человек считающийся основателем традиций аниме, не отрицал тот факт, что заимствовал этот прием у Уолта Диснея.
- Самый длинный аниме-сериал "Садзаэ-сан" начать выходить в 1969 году по мотивам манги Матико Хасэгавы и его показ не закончен до сих пор. уже несколько поколений японцев выросли, наблюдая за приключениями Садзаэ и ее семьи.
- Считается, что первым аниме, которое увидели зрители СССР были «Летучий корабль призрак» и «Кот в сапогах».
- Самый знаменитый и титулованный в мире режиссер аниме - Хаяо Миядзаки. Он также единственный режиссер аниме, который удостоился премии Оскар. На 62 фестивале в Венеции он получил «Золотого льва» за вклад в мировое киноискусство.
- Режиссер получивший Оскар за лучший короткометражный анимационный фильм в этом году родом из Японии. Его зовут Кунио Като. Он снял отличный мультфильм, однако это не аниме.
- Международные ценители аниме уважают российское телевидение за то, что сериал «Сейлор Мун» демонстрировался с единственной цензурной правкой: в момент гомосексуального признания в любви к фразе «я люблю вас» переводчик добавил целомудренное «.. .как отца». Однако скорее всего показ японской (без цензуры) версии, а не американской (с цензурой) был все же обусловлен особенностями проката, а никак не обостренным чувством эстетической справедливости телевизионных функционеров.
Первое аниме
Официально принято считать, что самый первый аниме в мире датируется 1917 годом. Режиссером этой анимации был Симокава Дэкотэн, а лента носила название Suketchi no nyūarubamu («Новый альбом набросков»). Спустя год, в 1918-м, выходит его анимация «Момотаро». Несколько позже появляется анимационный фильм «Сражения обезьяны и краба» (Sarutokani notatakai) Китаямы Сэйтаро. Этих двух режиссеров принято считать родоначальниками жанра японской анимации. Первые анимационные мультипликации длились не более 5-6 минут. В них показывали простые сцены из японского быта, сказок или мифологии. Ленты создавались одиночками-мультипликаторами, которые работали в своих домах. Художники брали во внимание опыт мультипликаторов из Европы и Штатов и со временем получили тот жанр, который можно увидеть сегодня. К настоящему времени самое первое аниме начала ХХ века было безвозвратно утеряно. Остались лишь некоторые сведения, что эти произведения демонстрировали на публике и в кинотеатрах, собирая при этом деньги. Самые первые аниматоры работали в домашних условиях, их работы были простыми и понятными. Возможно, именно поэтому они быстро завоевали расположение публики.
Становление жанра
В 1958 году анимационные киноленты были самостоятельным направлением японской мультипликации. А в конце ХХ века их официально признали как вид искусства. В это время широкой аудитории были показаны такие ленты, как: «Легенда о белой зиме», автором которой стал Тайдзи Ябусита. Фильм был выпущен в 1958 году при поддержке анимационной студии «Тоэи», общая длительность ленты составила 1 час 19 минут. «Календарь студии Отоги» был признан первым документальным аниме-сериалом. Его выпуск продолжался с 1961 по 1962 год. Режиссер ленты – основатель студии «Отоги», Рюити Ёкояма.
Самая первая любовь
Аниме в 70-х годах прошлого века начало развиваться с небывалой скоростью. Менялось все – от рисовки до жанра. В особенностях изображений больше внимания стали уделять глазам персонажей – их делали все более выразительными. Если в 60-х годах изображения пытались делать естественными, схожими с живым человеком, то спустя десятилетие мультипликаторы усовершенствовали рисовку глаз. Это позволило более доступно раскрывать амплитуду чувств и переживаний главных героев. Не осталась без внимания и жанровая растасовка. Работы были предназначены не только для детей, но и для взрослых. В первом аниме-сериале затрагивались темы повседневной жизни работников студий. Для детей мультипликация была не особо интересной, однако среди подростков и части взрослого населения она нашла своих почитателей. Даже среди пожилых людей аниме стало второй первой любовью. Со временем в некоторых студиях начали образовываться группы авторов, которые работали в определенном жанре. К примеру, после выпуска «Чистой романтики» студией «Дин-студио» большинство ее создателей были замечены в разработке аниме «Самая лучшая в мире первая любовь». После выхода двух сезонов этого сериала, полнометражного фильма и овашки, некоторые создатели начали работать только с проектами жанра «сёнэн-ай». Объясняется это длительной работой над аниме «Самая лучшая первая любовь» или личными предпочтениями – неизвестно.
Когда было создано самое первое аниме в истории, остается загадкой. Кто-то считает, что это был 1907 год, кто-то уверен, что это случилось в 1917-м. Но никто не исключает, что самое первое аниме в мире могло возникнуть на несколько лет или десятилетий раньше. На сегодняшний день аниме уверенно распространяется по миру. Можно отыскать киноленты любого жанра, метража и возрастного ограничения. За более чем 100-летнее существование аниме заметно изменилась рисовка, но в целом оно осталось таким, как и прежде, – простым и понятным каждому.
В нашей стране аниме - это предпосылка для возникновения субкультуры, в Японии - особый сегмент экономики, который приносит хороший доход в государственную казну. Споры о том, когда возникло самое первое аниме, не прекращаются и сегодня. Раньше не было студий по созданию кинолент, а все выполняли любители, поэтому много информации было утеряно.
100-летие аниме
По неофициальным данным в 2007 году исполнилось ровно 100 лет со дня, когда было создано самое первое аниме. Несколькими годами ранее, а именно в 2005 году, была найдена лента целлулоида, на которой были нарисованы кадры. Ее принято считать старейшим анимационным произведением, создание которого датируется 1907 годом.
Лента состояла из 50-ти кадров. На них был изображен ОЯШ (обычный японский школьник), который писал на доске кандзи: 活動写真 (кацудо сасин), что в переводе означает «активные фотографии». После он оборачивается к зрителю и кланяется, сняв шляпу, которая была частью тогдашней школьной формы. Кто был автором этой анимации, неизвестно, как и то, было продолжение этой истории или нет.
Первое аниме
Официально принято считать, что самый первый аниме в мире датируется 1917 годом. Режиссером этой анимации был Симокава Дэкотэн, а лента носила название Suketchi no nyūarubamu («Новый альбом набросков»). Спустя год, в 1918-м, выходит его анимация «Момотаро». Несколько позже появляется анимационный фильм «Сражения обезьяны и краба» (Sarutokani notatakai) Китаямы Сэйтаро. Этих двух режиссеров принято считать родоначальниками жанра японской анимации.
Первые длились не более 5-6 минут. В них показывали простые сцены из японского быта, сказок или мифологии. Ленты создавались одиночками-мультипликаторами, которые работали в своих домах. Художники брали во внимание опыт мультипликаторов из Европы и Штатов и со временем получили тот жанр, который можно увидеть сегодня.
К настоящему времени самое первое аниме начала ХХ века было безвозвратно утеряно. Остались лишь некоторые сведения, что эти произведения демонстрировали на публике и в кинотеатрах, собирая при этом деньги. Самые первые аниматоры работали в домашних условиях, их работы были простыми и понятными. Возможно, именно поэтому они быстро завоевали расположение публики.
Первые студии
Самое первое аниме создавалось одиночками-энтузиастами, и мультипликаторы покрывали свои расходы тем, что продавали права на показ в кинотеатрах. Когда об аниме стали говорить как о самостоятельном жанре, к его становлению подключились компании «Такамаса Эига» и «Асаги Кинема», начав активно заниматься развитием этой индустрии. Первые студии, работа которых основывалась на создании и выпуске анимационных лент, появились в 1932 году по инициативе Масаоки Кэндзо. Первая студия была названа в честь своего создателя - «Масаока Фильм Продакшн». В 1933 году эта студия выпускает свою первую работу под названием «Сила и женщины мира».
Становление жанра
В 1958 году анимационные киноленты были самостоятельным направлением японской мультипликации. А в конце ХХ века их официально признали как вид искусства. В это время широкой аудитории были показаны такие ленты, как:
- «Легенда о белой зиме», автором которой стал Тайдзи Ябусита. Фильм был выпущен в 1958 году при поддержке анимационной студии «Тоэи», общая длительность ленты составила 1 час 19 минут.
- «Календарь студии Отоги» был признан первым документальным аниме-сериалом. Его выпуск продолжался с 1961 по 1962 год. Режиссер ленты - основатель студии «Отоги», Рюити Ёкояма.
Начало аниме-бума в Японии датируется 1963 годом, когда Оаму Тэдзуки, известный как «гений манги», основал собственную студию «Муши Продакшн» и презентовал первый сериал под названием «Могучий атом», или «Астро бой».
Самая первая любовь
Аниме в 70-х годах прошлого века начало развиваться с небывалой скоростью. Менялось все - от рисовки до жанра. В особенностях изображений больше внимания стали уделять глазам персонажей - их делали все более выразительными. Если в 60-х годах изображения пытались делать естественными, схожими с живым человеком, то спустя десятилетие мультипликаторы усовершенствовали рисовку глаз. Это позволило более доступно раскрывать амплитуду чувств и переживаний главных героев.
Не осталась без внимания и жанровая растасовка. Работы были предназначены не только для детей, но и для взрослых. В первом аниме-сериале затрагивались темы повседневной жизни работников студий. Для детей мультипликация была не особо интересной, однако среди подростков и части взрослого населения она нашла своих почитателей. Даже среди пожилых людей аниме стало второй первой любовью.
Со временем в некоторых студиях начали образовываться группы авторов, которые работали в определенном жанре. К примеру, после выпуска «Чистой романтики» студией «Дин-студио» большинство ее создателей были замечены в разработке аниме «Самая лучшая в мире первая любовь». После выхода двух сезонов этого сериала, полнометражного фильма и овашки, некоторые создатели начали работать только с проектами жанра «сёнэн-ай». Объясняется это длительной работой над аниме «Самая лучшая первая любовь» или личными предпочтениями - неизвестно.
Итог
Когда было создано самое первое аниме в истории, остается загадкой. Кто-то считает, что это был 1907 год, кто-то уверен, что это случилось в 1917-м. Но никто не исключает, что самое первое аниме в мире могло возникнуть на несколько лет или десятилетий раньше. На сегодняшний день аниме уверенно распространяется по миру. Можно отыскать киноленты любого жанра, метража и возрастного ограничения. За более чем 100-летнее существование аниме заметно изменилась рисовка, но в целом оно осталось таким, как и прежде, - простым и понятным каждому.