Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Русское декоративно прикладное искусство 18 века. Прикладное искусство. Памятники русской культуры

Уже в искусстве XVII в., особенно второй его половины, наблюдаются такие тенденции, которые подготовили почву для быстрого развития светского реалистического искусства XVIII в. Иконописная условность уступает место жизненному воспроизведению людей, пейзажей и исторических событий. Традиционный растительный орнамент, трактовавшийся довольно условно, сменяется воспроизведением реалистически переданных цветов, плодов, листьев, гирлянд и раковин. На произведениях прикладного искусства роспись на религиозные сюжеты принимает почти светский характер, иногда подчеркнуто декоративный и театрализованный. Формы предметов становятся пышными, торжественными, с большим разнообразием украшений. Исчезают многие древние виды бытовых предметов, такие, как чарки с плоскими полочками-ручками, серебряные братины. Традиционные древние ковши превращаются в чисто декоративные наградные предметы, потерявшие свой практический смысл. Появляются новые типы утвари: стаканчики, украшенные барочным орнаментом, бытовыми сценами и надписями светского содержания, кубки в виде орла, кубки из рога на стоянах и многие другие. Церковная утварь и бытовые предметы духовенства по стилю теперь ничем не отличались от чисто светских вещей, а порой и превосходили их большей пышностью и материальной ценностью.

После секуляризации земель в 1764 г. Троице-Сергиева лавра теряет свои владения, но ее богатства к этому времени были столь велики, что эта реформа не сказалась ни на размахе строительных работ в монастыре, ни на богатом оформлении церковных интерьеров, личных покоев наместника и митрополита, живших в лавре, а также и на богатстве ее ризницы и казны. В монастырь продолжали поступать вклады от императриц и высших сановников двора, московского митрополита и других духовных лиц. Как правило, это были произведения, сделанные лучшими мастерами Москвы, Петербурга, Великого Устюга, Ростова-Ярославского и других центров прикладного искусства. Поэтому лаврская коллекция прикладного искусства XVIII в. представляет самые разнообразные виды техники ювелирного дела этого времени.

Своеобразный вид, особенно с середины XVIII в., приобретает искусство чеканки по серебру. Это преимущественно виртуозно исполненные довольно высоким рельефом крупные барочные завитки в сочетании с изображением плодов, корзин с цветами, амуров, гирлянд из цветов и листьев. Чеканка часто делалась ажурной и в таком случае имела дополнительный фон, дававший подсветку узору.

Классическим образцом подобной чеканки является массивный оклад Евангелия московской работы 1754 г. вклада императрицы Елизаветы1. В высокие чеканные дробницы и наугольники вкомпонованы серебряные пластины с исполненными расписной эмалью изображениями Троицы, евангелистов, сцен из жизни Христа. Они отличаются светским характером.

Московский мастер П. Воробей сделал в 1768 г.2 серебряную миску (использовавшуюся в монастыре как водосвятная чаша). Ее украшает превосходный чеканный орнамент из своеобразных завитых картушей и широких листьев на золоченом фоне. Ножками миски служат львиные лапы, держащие в когтях гладкие шары. Московского же мастера солонка 1787 г., украшенная чеканкой и чернью,- подарок Екатерины II митрополиту Платону3.

Новый центр ювелирного дела - Петербург - представлен в собрании музея серебряным чеканным рукомоем с носиком в виде головы орла, исполненным в 1768 г. мастером Кла-асом Иоганном Элерсом4. Этот же мастер сделал чеканное серебряное блюдо с барочным орнаментом по полю и изображением библейской сцены: кит выбрасывает на берег Иону5. При этом мастер изобразил здесь берег именно Петербурга с Петропавловской крепостью и шпилем собора. Рукомой и блюдо - вклад митрополита Платона.

Вещи ритуального назначения также приобрели светский декоративный характер, а торжественность их подчеркивалась небывало большими размерами. Типичен для XVIII в. набор литургических сосудов (потир, дискос, звездица и две тарели) вклада 1789 г. А. В. Шереметьева6. Высокая чаша для причастия здесь имеет большой чеканный колоколовидный поддон, ажурный серебряный кожух на тулове чаши и дробницы с расписной финифтью. Большого диаметра дискос и тарели, специально изготовленные для этого потира, украшены гравировкой, передающей традиционные иконографические сюжеты.

Совершенно иной характер приобретает искусство скани. Вместо плоского завитка с отростками, вьющегося на ровной глади металла на древних произведениях, рисунок скани XVIII в. усложняется дополнительно наложенными поверху украшениями иногда в сочетании с эмалью и драгоценными камнями. В некоторых случаях скань делается ажурной и накладывается на дополнительный фон. Иногда же вещь делалась из сканных нитей.

Выдающимся произведением сканного дела является дарохранительница 1789 г. вклада митрополита Платона7. Здесь и ажурная скань, и скань в сочетании с эмалью, и скань, наложенная на гладком фоне серебра. Дарохранительница имеет вид светской шкатулки, о чем говорят ее совершенно нецерковная форма, нарядная отделка и посаженные по углам цветы из тонких металлических деталей с эмалью.

Образцом искусной рельефной скани может служить оклад книги „Чиновник архиерейской службы", также вклад митрополита Платона 1789 г.8.

Большое развитие получают в XVIII в. сольвычегодские и великоустюжские эмали с их одноцветным (синим или белым) фоном, на который наложены в виде отдельных металлических пластинок человеческие фигуры, цветы и другие изображения, иногда дополнительно расцвеченные эмалями. Музей обладает большой коллекцией бытовых вещей сольвычегод-ской и устюжской работы.

В XVIII в. для интерьера храмов лавры были сделаны и монументальные сооружения из серебра по рисункам известных художников Москвы и Петербурга. Для алтаря Троицкого собора по заказу митрополита Платона был изготовлен большой серебряный семи-свечник в виде лаврового дерева9, им же были украшены серебром тябла иконостаса Троицкого собора. Московским мастером Давидом Прифом была сделана по рисунку Каравакка серебряная сень над ракой Сергия Радонежского (заказ имп. Анны Ивановны10). Таким образом, и прикладное искусство XVIII в. представлено в собрании музея наиболее характерными произведениями.

Произведения художественного ремесла в собрании музея дают возможность проследить его развитие от ранних памятников великокняжеской Москвы до конца XVIII в. На протяжении этого длительного периода менялось и совершенствовалось техническое мастерство, исчезали старые и появлялись новые формы предметов, изменялся характер украшения, всегда зависевший от эстетических взглядов, определяемых социально-экономическими и политическими условиями своего времени, развитием внутреннего и внешнего рынка, масштабами и способом производства.

На произведениях XIV-XV вв. раскрывается картина постепенного возрождения художественных ремесел после татаро-монгольского разорения русской земли в XIII в. Мастера Москвы и других художественных центров Древней Руси осваивают различные художественные приемы и совершенствуют технику мастерства.

В XVI в. Москва окончательно завоевывает ведущее место в культурной жизни страны. Прикладное искусство этого периода отличается разнообразием форм и художественных украшений, а также большим техническим мастерством. Совершенствуется сложное искусство эмали, принявшей в основном орнаментальный характер, большего мастерства достигает искусство черни по золоту, чеканки и гравировки.

Произведения из серебра бытового и церковного назначения следуют традициям народного искусства и связаны с условиями жизни народа, его обрядами и бытом.

Красочность и декоративность изделий XVII в., усложнение орнамента, появление расписных эмалей, применение в большом количестве драгоценных камней, жемчуга и цветных стекол придают более светский характер прикладному искусству.

В XVIII в. приняты новые формы предметов, реалистический характер орнамента и росписи на эмали, В собрании Загорского музея этот период представлен лучшими мастерскими Москвы и Петербурга. Их произведения позволяют судить о новых изменениях, происходящих в прикладном искусстве.

Высокое художественное мастерство произведений прикладного искусства, представленных более чем за пять столетий, ставит собрание Загорского музея на видное место в истории русской художественной культуры

Во второй половине XVIII века русское прикладное искусство достигло значительного подъема. Этому способствовало развитие экономики, торговли, науки и техники и в немалой степени тесные связи с архитектурой и изобразительным искусством. Росло количество крупных и мелких фабрик, заводов, мастерских, выпускающих ткани, стекло, фарфор, мебель. Помещики в своих усадьбах устраивали различные мастерские, основанные на крепостном труде.

Гуманистические идеи просветительства своеобразно отражались в прикладном искусстве конца XVIII века. Мастеров этого времени отличали внимание к личным вкусам и потребностям человека, поиски удобства в окружающей среде.

Новый стиль - русский классицизм - на рубеже 1770-1780-х годов утверждался во всех видах прикладного искусства. Зодчие М. Ф. Казаков, И. Е. Старов, Д. Кваренги, Ч. Камерон, А. Н. Воронихин создавали интерьеры в духе благородной простоты и сдержанности с четким членением частей, с конструктивно оправданным расположением как пластического, так и живописного архитектурного декора.

В этих же принципах проектировались для дворцовых помещений мебель, канделябры, люстры. В орнаментике мебели, посуды, тканей, построенной в четком ритме, появились античные мотивы - акант, меандр, ионики, живо трактованные цветы, гирлянды, изображения амуров, сфинксов. Позолота, цветовая гамма становились мягче и сдержаннее, чем в середине XVIII века.

В конце XVIII века увлечение античностью заставило отказаться даже от сложного и пышного костюма. Вошли в моду легкие свободные платья со струящимися складками, с высоким поясом на античный манер (В. Л. Боровиковский. "Портрет М. И. Лопухиной". 1797).

Синтез искусств в русском классицизме строится по принципу гармоничного сочетания всех видов искусств.

Мебель. В период классицизма ее формы просты, уравновешены, четко построены, ритмы спокойны. Очертания еще сохраняли некоторую мягкость, округлость, но уже выделялись вертикальные и горизонтальные линии. Украшения (невысокая резьба, росписи, бронзовые и латунные накладки) подчеркивали выразительность конструкций. Больше проявлялось заботы об удобстве. Для парадных комнат разного назначения проектировались комплекты-гарнитуры: гостиной, кабинета, парадной спальни, зала. Возникли новые мебельные формы: столы для карточной игры, рукоделия, легкие переносные столики-бобики (с крышкой в виде боба), различного вида комоды. Большое распространение получили диваны, а в кабинетной мебели бюро-секретеры, бюро с цилиндрической закатывающейся крышкой.

Как и в предыдущие периоды, русская мебель по сравнению с западной массивнее, обобщеннее, проще в деталях. Материалом для нее служили местные породы дерева - липа, береза (с позолотой и окрашиванием в светлые тона), орех, дуб, тополь, ясень, груша, мореный дуб. В конце XVIII века стали использовать карельскую березу и привозную цветную древесину красного дерева, амаранта, палисандра и других пород. Мастера умели показать их красоту, строение, цвет, блеск, искусно подчеркнутые полировкой.

Больших достижений русские мастера добились в технике набора (маркетри). Суть ее - в составлении из кусочков цветной древесины орнаментов и целых Картин (обычно по гравюрам) на поверхности деревянных предметов. Подобного рода работы известны не только у столичных придворных мебельщиков, но и у бывших крепостных, работавших в Москве и Подмосковье: Никифора Васильева (ил. 78), Матвея Веретенникова и безымянных мастеров Твери, Архангельска, вводивших в набор моржовую кость. Образцы высокого искусства резьбы мебели Останкинского дворца принадлежат крепостным Ивану Мочалину, Гавриле Немкову и другим. В Петербурге славились мебельные и резные работы мастеров из Охты, переведенных в столицу из разных мест еще при Петре I. Художественный облик мебели завершала обивка узорными шелками, бархатом, набивными ситцами, льняными тканями, гармонировавшая с убранством стен.

Ткани. Из всех отраслей промышленности во второй половине XVIII века наиболее успешно развивалась текстильная (Москва, Иваново, Ярославль, Владимирская губерния). Ее подъем определяли не только крупные мануфактуры, но и небольшие крестьянские предприятия. Особого совершенства достигли мастера в новых узорных льняных тканях со сложными переплетениями, с игрой естественных серебристо-белых оттенков льна. Здесь сказались традиции крестьянского ткачества, глубокое понимание материала. Вырабатывались и массовая дешевая пестрядь и крашенина. Значительно улучшились декоративные качества цветного сукна и шерстяных тканей.

Бурно развивалось производство шелковых тканей для платьев и декоративных тканей, платков, лент (ил. 80). К концу XVIII века они не уступали по качеству французским - лучшим в Европе. Русские ткачи научились применять разнообразные нити, сложнейшие ткацкие переплетения, напоминающие вышивку. Композиционными приемами, богатством палитры в декоративных тканях достигались передача пространства, тонкость переходов тонов, точность рисунка цветов, птиц, пейзажей. Такие ткани использовали в отделке дворцов, посылали в качестве подарков за границу.


В тканях для платьев, особенно в сарафанных тканях, вплоть до 1780-х - 1790-х годов применялись узоры из сложных, волнообразных цветочных гирлянд, лент, бус. Но постепенно гирлянды заменялись полосами, узоры становились проще, их ритмы более плавными, цветовая гамма светлее, мягче.

В 1750-1760-х годах в Петербурге и позже в Москве, в с. Иваново (ныне г. Иваново) развивалось производство ситцев (хлопчатобумажная ткань с набивным узором заварными, нелиняющими красками и последующим лощением). В узорах ситцев мастера, особенно ивановские, своеобразно перерабатывали мотивы шелковых тканей. На основе народной набойки они сочетали сочное живописное пятно и графическую разделку (контуры рисунка, решетки, точки фона). Сначала ситцы были очень дороги. К концу XVIII века стали вырабатывать их дешевые сорта.

Фарфор. К концу XVIII века русский фарфор становится одним из лучших в Европе. Успешно работал Казенный фарфоровый завод в Петербурге. Его изделия отличались белизной чуть теплой тональности, блестящей глазурью, высоким техническим качеством. Формы посуды, ваз, их роспись не уступали западным.

Создается наиболее значительный из сервизов - Арабесковый для придворных приемов (1784, ил. 77). Настольное украшение этого сервиза из девяти аллегорических скульптур прославляет присоединение Грузии и Крыма, "добродетели" Екатерины II (скульптор Ж. Д. Рашет). В нем господствуют характерные для классицизма конца XVIII века спокойные позы, легкая позолота, строгие по пропорциям формы сервизной посуды с росписью в виде арабесок, по мотивам античных орнаментов.




В 1780-х годах создается серия скульптур "Народы России" (творческая переработка гравюр) - ярко декоративная, с характерными образами - представителями отдельных народностей (якут, самоед, татарин). Выпускались скульптурные фигурки уличных продавцов, ремесленников, изображенных в движении, в работе. Фарфоровая скульптура на многие десятилетия становится любимым украшением дворянских интерьеров.

Из частных фарфоровых заводов завод Франца Гарднера (1765) (с. Вербилки под Москвой) оказывается наиболее жизнеспособным. Уже в конце XVIII века он выполняет сервизы для царского дома с оригинальным использованием в росписях мотивов русских орденов. Довольно дешевая гарднеровская фарфоровая посуда, отличающаяся простотой форм, сочной цветочной росписью, близкой к народным традициям, имела успех и в столице и в провинции (ил. 79).

Стекло. Подлинную славу русскому стеклу последней трети XVIII века приносит цветное стекло. М. В. Ломоносов работами по теории цвета и технологии цветных стекол открыл новые пути русскому стеклоделию, обогатил палитру стекла, возродил русскую мозаику. Он организовал в деревне Усть-Рудица Петербургской губернии фабрику для производства смальт, бисера и стекла. Мастера Казенного завода в Петербурге Дружинин и Кириллов прошли обучение варки цветного стекла у Ломоносова. Завод осваивает выработку стекла глубоких и чистых тонов - синего, фиолетового, розово-красного, изумрудно-зеленого. Теперь в его производстве господствует уже не гравированный хрусталь, а тонкое цветное и бесцветное стекло. Рюмки, бокалы, графины получают гладкие формы, в которых тулово плавно переходит в ножку, создавая мягкие, изящные контуры. Росписи золотом и серебром гирлянд, бантов, звезд, вензелей спокойны по ритму, подчеркивают пластические объемы сосудов.

Вырабатывается и так называемое молочно-белое стекло (кружки, графины, церковные предметы), напоминающие внешним видом и характером росписей более дорогой фарфор.

К концу XVIII века развиваются и достигают больших успехов частные стекольные заводы Бахметьева в Пензенской губернии, Мальцевых во Владимирской и Орловской губерниях и многие другие. Их бесцветное и цветное стекло, хрусталь широко распространяются по всей России.

Художественная обработка металла. Расцвет ювелирного искусства в России наступает к середине XVIII века и продолжается на протяжении всего столетия. Оно располагает художественными материалами необыкновенной красоты: это бриллианты, изумруды, сапфиры и другие драгоценные и полудрагоценные камни, живописные эмали, цветные металлы (золото, серебро, платина, сплавы). Искусство огранки камней достигает высокой степени совершенства. Чтобы усилить игру камня, ювелиры находят разнообразные художественно-технические приемы монтировки, подвижного закрепления деталей. Художники-ювелиры создают прихотливые по формам, многокрасочные украшения: серьги, кольца, табакерки, пряжки для башмаков, пуговицы для роскошных костюмов как мужских, так и женских.

В последней трети XVIII века формы ювелирных украшений приобретают уравновешенность, цветовая гамма драгоценных камней становится строже.

В этот период больших успехов достигают мастера серебряного дела. В соответствии с новыми вкусами формы серебряных сервизов просты и четки. Их украшают каннелюры, античные орнаменты. На серебряных стаканах, табакерках мастера Великого Устюга воспроизводят с гравюр изображения античных сцен, побед русских войск.

Выдающееся явление в прикладном искусстве XVIII века - стальные художественные изделия тульских мастеров: мебель, шкатулки, подсвечники, пуговицы, пряжки, табакерки. Декоративный эффект своих произведений они строят на противопоставлении гладкой светлой стали и украшений в виде граненых кусочков, сверкающих как алмазы. Мастера применяют воронение (термическая обработка в горне при разных температурах) металла, дающее различные оттенки - зеленые, синие, лиловые, от густых до высветленных. Традиции народного искусства сказываются в любви к яркому цвету, в глубоком понимании материала.

Цветной камень. Во второй половине XVIII века открываются месторождения мраморов, вишнево-розового орлеца на Урале, многоцветных яшм, пестрых брекчий, порфиров Алтая, синих байкальских лазуритов. Кроме Петергофской (1722-1723) и Екатеринбургской (начало 1730-х гг.), в самом сердце Алтая начинает работать в 1787 году Локтевская фабрика (с 1802 г. ее заменяет Колыванская). Появляются широкие возможности применения цветного камня в отделке и украшении монументально-декоративных произведений дворцовых интерьеров.

Умение выявить эстетические качества материала всегда отличало русских мастеров, но особенно ярко оно выразилось в камнерезном искусстве. Работая по проектам архитекторов, камнерезы артистично раскрывают сказочную красоту камня, его природный рисунок, необыкновенные оттенки цвета, блеск, усиливая их прекрасной полировкой. Золоченая бронза в виде ручек, наверший лишь дополняет, подчеркивает форму. Проекты для камнерезных изделий, обелисков, ваз, в основе которых лежали античные формы, создавали Кваренги, Воронихин.

Расцвет русского прикладного искусства XVIII века был связан с творчеством архитекторов Казакова, Старова, Кваренги, Камерона, Воронихина и целого ряда обученных народных художников. Но его подлинную славу создали в большинстве своем оставшиеся безвестными крепостные мастера - мебельщики, резчики, ткачи, камнерезы, ювелиры, стеклоделы, керамисты.

В рамках празднования 35-летия во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается обновленная постоянная экспозиция «Декоративно-прикладное искусство России XVIII – первой трети XIX века».

«Петр Великий бросил вызов России, а она ответила ему Пушкиным», - крылатая фраза А. Н. Герцена точнее всего определяет смысл и границы эпохи, которой посвящена экспозиция этих залов. Представленные здесь предметы – живые вехи, обозначившие становление и расцвет отечественной культуры в лоне европейской культурной традиции Нового времени. В них запечатлены перемены жизненного уклада и художественных ориентиров, трансформация старых и появление новых предметных форм, техник и даже видов декоративно-прикладного искусства.

В основу дизайна новой экспозиции заложен принцип демонстрации экспонатов как уникальных художественных объектов, которые объединены в тематические, стилистические и типологические блоки. Такое решение позволяет оценить значение каждого предмета с точки зрения времени, стиля, развития отдельного вида декоративно-прикладного искусства, и акцентирует внимание на его художественной самоценности.

Сценарий осмотра строится исходя из пространственного решения экспозиции, не только содержательно (по типологии, тематике, стилистике и хронологии), но и визуально – от Петровского времени до бидермайера.

Террина (супница) с крышкой 1795 г.

Центральные темы новой экспозиции: «Эпоха перемен: рубеж XVII –XVIII веков», к которой примыкают так называемые «примитивы XVIII века», перелагавшие реалии нового времени в формах традиционного искусства; «Классика русского XVIII века», представляющая эпоху от Петра до Павла в высоких образцах придворного искусства, а также «Русский ампир» и «В комнатах», демонстрирующие две грани русской культуры первой трети XIX века – блестящий имперский стиль и становление культуры частной жизни, соотносимой с феноменом немецкого бидермайера. В тоже время экспозиция позволяет рассмотреть произведения и в привычном ряду – по видам искусства, выделяя мебель, художественный металл, стекло, фарфор, керамику, камнерезное искусство, кость и бисер.

Особого внимания заслуживают такие уникальные церковные предметы, как Крест-мощевик и Панагия, которые датируются XVII веком. Они выполнены в дорогостоящей на тот момент технике – эмаль по скани. В числе наиболее ранних экспонатов – сундуки с металлической оковкой и декоративной отделкой, чернильницы, уральская латунная посуда XVII – начала XVIII века. Ярким образцом парадной представительской металлической посуды для сервировки стола являются латунные кружки завода Демидовых на Урале.

Предметы сервировки стола и подносные вещи выполнялись тогда в разных техниках. Например, два стеклянных, темно-синих кубка с вензелями «EML» и «WGS», производства Императорского стеклянного завода, являются редким примером расписных изделий конца XVIII – начала XIX века. Латинские вензели на кубках принадлежат шведскому посланнику в России в 1793 году Вернеру Готтлобу фон Швениру – «WGS» - и его матери Эббе Марии Лагербринг – «EML». Кубки хранились два с лишним столетия в замке Скархульт, Сконе (Швеция), являясь фамильным достоянием.

В экспозиции можно будет ознакомиться с уникальными образцами русской дворцовой мебели XVIII-XIX веков, среди которых особый интерес представляют шахматный и ломберный столики в технике маркетри. Среди экспонатов мебели, характерной для первой половины XIX века, обращают внимание две редких по качеству горки в стиле «жакоб». Тому же времени принадлежат и два кресла, выполненные по проекту Осипа Ивановича Бове. Интерес представляют и каминные часы «Минин и Пожарский» изготовленные парижским бронзовщиком Пьером-Филиппом Томиром и, воспроизводящие в интерьерном формате, знаменитый памятник Ивана Мартоса, стоящий на Красной площади.


Бове И.О. Кресло Первая четверть XIX в

Особое место в экспозиции занимает шпалера «Спасение рыбаков», которая выполнена во Фландрии в неизвестной мастерской во второй половине XVII – начала XVIII веков. Она поступила в ВМДПНИ в 1999 году с коллекцией Музея народного искусства им. С. Т. Морозова. Сюжет шпалеры заимствован из библии: в центре композиции изображается одно из чудес – «Хождение по водам». Шпалера отреставрирована в несколько этапов – она была частично восстановлена специалистами Музея народного искусства им. С. Т. Морозова, и, уже в 2014 полную реставрацию завершили специалисты-реставраторы Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Таким образом, шпалера обрела новую жизнь и впервые будет представлена на экспозиции.

В соответствующих тематических разделах представлены осветительные приборы из стекла и хрусталя, интерьерные изделия из фарфора и бронзы конца XVIII-XIX веков. Каждый экспонат является эталонным образцом того или иного стиля, запечатлевает дух своего времени и представляет возможности художественного и технического мастерства.

Подобное пространственное решение экспозиции позволит музею наиболее эффективно и интересно организовать экскурсии и специальные программы. К наиболее интересным и значимым экспонатам будут представлены расширенные аннотации, а также сопровождение QR-кодами, благодаря которым, посетители смогут получить более подробную информацию. Экспозиция оснащается современной системой светового оборудования. Благодаря высокой интерактивности, новая экспозиция обещает быть более живой и интересной, а так же способствовать творческому диалогу с посетителями, особенно с детской и юношеской аудиторией.

Свадебный сундук. Италия. XVII век

Скульптурная группа "Зима". Из серии "Четыре времени года". Германия. Мейсен

Предметы сервиза. Франция. Севр. 1780-1784. Мягкий фарфор, роспись. Мороженица

Зал искусства Франции XVIII-XIX веков

Кабинет. Аугсбург. XVII век. Дерево, резьба, белый металл, позолота, 196x135x61

Бюро-цилиндр. Россия. Конец XVIII века.

Ваза. Россия. Первая четверть XIX века. Стекло, роспись золотом. Высота 35,5

Мороженица. Россия. Императорский фарфоровый завод. Первая четверть XIX века. Фарфор, роспись. Высота 40

Коллекции декоративно-прикладного искусства тоже связаны с именем А. П. Боголюбова, подарившего при открытии музея 40 предметов старого фарфора, в основном саксонского. Различная утварь и мебель насчитывали тогда 92 наименования. В 1897 году, после смерти Боголюбова, по его завещанию поступила еще группа вещей, в том числе мебель, стекло, бронза, изделия из серебра.

Боголюбовские коллекции, в частности фарфор, значительно пополнились в первые послереволюционные годы из Государственного музейного фонда, куда стекались все национализированные произведения искусства. В 1970 году в музей поступили образцы русского и западноевропейского фарфора (более 300 предметов), завещанные О. А.Гордеевой, известным саратовским врачом-окулистом.

История этого тонкого и изысканного искусства уходит в глубь веков. Фарфор возник на рубеже VII-VIII веков в Китае. В Европе о нем узнали в XIII веке. Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло вывез с Востока несколько фарфоровых сосудов. Европу охватила "фарфоровая лихорадка", все хотели иметь изделия из этого белого блестящего материала, расписанные яркими, немеркнущими красками. Сохранились сведения о том, что когда вещи из фарфора разбивались, то их все равно продолжали хранить, часто черепки оправляли в драгоценные металлы и носили как ювелирные украшения. В фарфоре ценили не только красоту, но и невиданные до той поры свойства. Глазурованная поверхность фарфора не подвергалась химическим воздействиям, была непроницаема. О фарфоре складывались легенды. Секрет его производства не могли разгадать вплоть до начала XVIII века. Зато попутно было открыто много новых материалов, по внешнему виду похожих на изделия китайских мастеров. Так появилось молочное стекло в Венеции, испано-мавританская керамика, фаянсы в Англии и Голландии.

Первым в Европе получил фарфор И. Ф. Бетгер, нашедший залежи белой глины (каолина) недалеко от Мейсена в Саксонии. Секрет производства фарфора, над которым бились в Европе веками, был открыт. Скоро фарфор Мейсенской мануфактуры стал известен всей Европе. И сейчас продукция этого завода популярна у любителей искусства.

В собрании нашего музея мейсенский фарфор представлен очень хорошо и полно. Сюда входят предметы, завещанные Боголюбовым, и фарфоровые изделия из коллекции О. А. Гордеевой, а также другие экспонаты.

Наибольший интерес представляет мейсенский фарфор XVIII века. Эта эпоха считается классическим периодом в развитии европейского фарфора. В это время мастер стремится подчеркнуть белизну и тонкость фарфора, подает материал с учетом его природных свойств.

Особую славу Мейсена - первого европейского фарфорового производства - составляет мелкая пластика. В изображениях дам, кавалеров, аллегорических композициях и пасторалях с особой силой проявилось одно из качеств стиля рококо - иллюзия непрерывного плавного течения линии. Со становлением мейсенской пластики связаны имена Иоганна Иоахима Кендлера и Петера Рейнике. В их произведениях соединились элементы скульптуры и собственно декоративно-прикладного искусства. Прихотливость контуров и красота цвета - вот что характеризует скульптуры, сделанные по их моделям.

Две аллегорические фигуры из серии "Четыре времени года" - "Зима" и "Весна", выполненные по моделям Иоганна Иоахима Кендлера, выявляют характерные черты стиля рококо в фарфоре. Времена года представлены в образах античных богов, восседающих на облаках. Зиму олицетворяют Сатурн и Геба, весну - Марс и Флора. Скульптурные группы украшены тонкой работы лепными, расписанными яркими красками цветами, которыми в XVIII веке славился мейсенский завод.

Высокие художественные качества отличают небольшую коллекцию изделий Берлинского завода. В основном это предметы сервировки стола и убранства интерьеров. Нежнейшим пурпуром, составлявшим славу этого производства, расписана по мотивам А.Ватто "каретная чашка". Излюбленными в XVIII веке пасторалями, цветочным орнаментом украшены туловы чайников, кофейников, декоративных ваз.

Группа предметов Венского завода представлена XVIII - началом XIX века, когда в европейском фарфоре складывались черты нового стиля - ампира. Заботясь о повышенной декоративности, венские мастера дали свой вариант росписи. В зеркале тарелок в богатом золотом обрамлении орнамента чаще всего помещались копии с картин мастеров эпохи Возрождения.

Каждая страна своим путем шла к фарфору, вырабатывая и особую технологию и особенный характер орнаментики, порою внутри одного и того же стиля. На всю Европу славилась французская посуда с цветными фонами: бирюзовыми, розовыми, голубыми, с росписью в медальонах, обрамленных золоченым орнаментом. Такой фарфор делали на Севрской мануфактуре - главном фарфоровом производстве Франции.

Именно так расписаны голубые мороженица, лоток и прибор для пряностей, входившие в сервиз, принадлежавший князю Юсупову. Этот сервиз изготовлялся не один год и украшался крупнейшими живописцами по фарфору. Мороженицу расписал Венсан-младший, автор росписи на знаменитом сервизе с камеями, заказанном Севру Екатериной II и ныне хранящемся в Эрмитаже. Юсуповский сервиз был выполнен из "мягкого фарфора". И специфические свойства этого материала как нельзя более соответствовали стилю рококо с обычными для него мягкими контурами и волнистыми линиями. Особенности севрской массы определили и характер росписи: таких звонких глубоких тонов с множеством оттенков не дает ни один керамический материал.

В России фарфор был впервые получен в середине XVIII века Д. И. Виноградовым на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) в Петербурге. В музейном собрании русский фарфор представляют изделия многочисленных частных предприятий. Музей может гордиться великолепными образцами ИФЗ, заводов Гарднера, Попова, Корнилова, Гулина, Сафронова, имеющими свое неповторимое обаяние.

Общеизвестны достижения русских мастеров в стиле классицизма начала XIX века, или ампира. Русский фарфор в рамках этого стиля, так же как и другие отрасли прикладного искусства, дает прекрасные образцы.

Ампир вдохновлялся античностью. В мотивах декора преобладают лавровые венки, львы, грифоны, военные атрибуты и т.п. В формах выявлена монолитность масс, их статический характер. По законам этого стиля выполнена мастерами ИФЗ ваза настольного украшения в виде двух классических фигур, поддерживающих овальной формы чашу. Белому цвету фигур, изготовленных из бисквита (неглазурованного фарфора), противопоставлен синий тон и позолота основания. Сказывается любовь ампира к яркости и контрасту цвета. Другая ваза представляет собой тоже скульптурную группу: Венера надевает колчан со стрелами на Амура. Такие вазы делались для больших парадных или юбилейных сервизов и устанавливались в центре торжественного стола.

Черты этого же стиля отчетливы в мороженице на трех львиных лапах темного цвета, под старую бронзу. Ее цвет красиво сочетался с блеском позолоты.

Продукция частных заводов отличается большей самобытностью. Можно говорить о фарфоре поповском, гарднеровском или сафроновском. Эти заводы представлены предметами не уникальными, в отличие от ИФЗ, а так называемой ординарной посудой, связанной с бытом того или иного сословия. Легко угадывается социальная принадлежность так называемых "трактирных" ярких нарядных чайников, украшенных незатейливой цветочной росписью, создаваемых на заводе Попова в 1830-1850-е годы.

Источник, из которого мастера черпали формы посуды и мотивы росписи, - традиционное русское народное искусство. Этот путь будет самым плодотворным в пору надвигающегося межстилья, он во многом убережет русские частные заводы в это сложное время от потери,керамичности", неизбежной в эпоху эклектики. В кофейнике завода Корнилова, расписанном по белому фону мелкими золотыми листьями и розами, в ярко-зеленых чашках, выполненных мастерами поповского завода, не утратилось главное: равновесие формы и функционального назначения предмета.

Коллекция советского фарфора сравнительно невелика. Она представлена агитационным фарфором, который в 20-е годы был одним из средств революционной пропаганды.

Блюдо и чашки, расписанные по рисункам С.Чехонина и Н.Альтмана, скульптуры Н.Данько, тарелки А. Щекатихиной-Потоцкой с революционными лозунгами и эмблематикой молодого советского государства - этот первый фарфор Страны Советов заговорил языком своего времени. Его выставляли в специальных витринах в Москве на Кузнецком мосту и в Петрограде на Невском. "Этот фарфор был вестью из прекрасного будущего, за которое билась Советская страна в страшных боях с голодом, разрухой, с интервенцией", - писала в своих воспоминаниях Е.Я.Данько, художник и историограф завода имени Ломоносова (бывший Императорский фарфоровый завод).

Изделия из стекла, хранящиеся в музее имени А. Н. Радищева, пришли тем же путем, что и фарфор: в 1897 году по завещанию А.П.Боголюбова, через Государственный музейный фонд, из частных коллекций.

Небольшая, но интересная коллекция русского стекла конца XVIII - начала XIX веков в 1973 году была завещана музею Е.П.Разумовой.

Русские стекольные заводы, государственные и частные, возникают в начале XVIII века в Москве и Петербурге, под Смоленском и Калугой. Спрос на предметы из стекла растет. Растет и количество заводов. Появляется на реке Гусь под Владимиром знаменитый завод Мальцева, под Пензой в селе Никольском завод Бахметьевых.

Самыми ранними произведениями стекольной промышленности XVIII века в нашей коллекции являются изделия частных заводов. Это прежде всего штоф зеленого стекла с незатейливым растительным орнаментом и надписью: "Зделань сей сосудь в гавриловой фабрики 726 году. . ." Это ранний образец русской ординарной посуды, которую делали в больших количествах, ее не жалели и не берегли. Вместо утраченной и разбитой покупали новую. Поэтому такой посуды сохранилось мало. Штоф интересен еще и тем, что он подписной. На нем указана дата и место изготовления. Известно, что в 1724 году основан завод Гаврилова и Логинова в Московском уезде. Больше об этом производстве нет никаких сведений. Наш штоф дает представление о характере продукции мало кому известного предприятия.

Стекло в России практически не маркировалось. Только начиная с 20-х годов XIX века (с эпохи Николая I) Императорский стекольный завод стал ставить марки на своих изделиях. Наличие марки, конечно, не единственный путь для определения места и времени изготовления того или иного предмета. Замечательными памятниками стекольного дела являются кубки XVIII века, высокие, конической формы, часто с крышками, орнаментированные резными гербами царствующих особ или вензелями. Бензели обрамлялись растительными побегами и завитками, которые назывались "рокайль". По верху кубков у края встречается узор из гравированных и полированных "ямок" с дужками. Стойки ножек делались в виде балясины с "яблоками", которые нанизывались на стойку иногда до пяти штук. Гравировка в этих изделиях была неглубока и размашиста. Эти качества отличают русские кубки от кубков Богемии и Германии, хранящихся в музее.

Очевидно, на частных заводах изготовлены многочисленные цветные стаканы, графины, флаконы. Цветное стекло очень любили в России. В отличие от Западной Европы, здесь делали из сплошного цветного стекла посуду, которая в большом количестве появилась в середине XVIII века. Это связано с успешными опытами М.Ломоносова.

В конце XVIII - начале XIX веков появляются высокие граненые графины с пробками разной формы, рюмки, поднятые на тонких ножках, изящные бокалы, сверкающие гранями, -нарядная посуда, которой украшались праздничные столы и поставцы. Граненую посуду делают из бесцветного стекла с добавлением свинца, придающего особый блеск. Ее называют хрустальной и гранят так называемой "алмазной гранью". Этот прием до сих пор применяется в стеклоделии.

Вторая половина XIX века была временем обостренного интереса к декоративно-прикладному искусству, особенно к его истории. Широкое распространение получает коллекционирование предметов старины. Не случайно тогда же определился и повышенный интерес к старинной мебели. Коллекционеры собирают резную золоченую мебель XVIII века, комоды наборной работы, кабинеты, итальянские и немецкие свадебные сундуки, дубовые и ореховые массивные шкафы Германии XVII века. Подобные предметы были и в собрании Боголюбова.

Увлечение старинной мебелью порождает подделки, наводнившие антикварные магазины. Одна за другой в Париже, Венеции, Петербурге создаются мастерские, изготовляющие мебель под старинную, порой неотличимую от подлинной - так гладко отполировано дерево, так верно соблюдены пропорции ее конструктивных частей.

Самая ранняя мебель музейного собрания датируется XVI-XVII веками. Это мебель Германии, Франции, Италии, Голландии, собранная А. П. Боголюбовым. Конечно, наша коллекция мебели той поры не дает основания говорить о сложившемся интерьере, но позволяет представить национальные особенности произведений мебельного искусства разных стран в достаточно широких хронологических рамках.

Мебель недолговечна, материалом для ее изготовления служит древесина, которая легко подвергается самым разным воздействиям. Ее очень много погибло как от стихийных бедствий или в результате войн, так и по причинам, связанным с влиянием моды. Мебель относится к предметам потребления. Это значит, что с течением времени она изнашивается и ее приходится заменять новой. Мало сохранилось мебели из жилищ простого люда. Тем не менее основные этапы истории мебельного искусства некоторых европейских стран могут быть прослежены и на предметах нашего собрания.

В Италии XVI века сделан стул из цельного дерева с резной спинкой, свадебный ларь, поставец венецианской работы, алтарь. Для изготовления этой мебели применялся орех коричневого тона, характерный для Италии материал, позволяющий мастеру достичь большого художественного эффекта. Мотивы резьбы были почерпнуты из наследия античного искусства. В свадебном ларе, очевидно, флорентийской работы удивляет редкое единство формы и орнамента, которое отличало мастеров-мебельщиков Италии XVI - начала XVII веков.

Мебель этой эпохи в своей конструктивной логике подобна архитектурным сооружениям. Алтарь решен в виде портала с колоннами, перевитыми виноградной лозой, с подиумом в нише для фигуры Богоматери - эти элементы архитектуры чрезвычайно характерны для мебели XVI-XVII веков. Особенно это ощущается в корпусной мебели, сделанной на юге Германии. Шкаф превращается в подобие двухэтажного здания, каждый этаж-ярус которого разделяется карнизом. Ярусы оформляются колоннами или пилястрами. Створки шкафов напоминают порталы или окна, увенчанные наличниками или фронтонами. Все эти архитектурные детали укрепляются при помощи клея и являются еще, по сути, декорацией, скрывающей конструкцию шкафа, составленного из двух сундуков. Это впечатление усиливают и откидные сундучные ручки на его боковых фасадах. Именно так сконструирован шкаф, украшенный капом (нарост на дереве, дефект древесины, дающий богатую красивую фактуру). Шкафы обязательно снабжались полками, и одежда в них хранилась в сложенном виде. Они могли служить также для хранения различной утвари.

Традиционной для Германии XVI-XVII веков можно считать и форму складного, так называемого курульного кресла. У древних оно было символом власти. Только сидя на таком кресле, можно было вершить суд и расправу. Такое кресло обычно носили за консулами, высшими военачальниками, диктаторами. Плавно изогнутые ножки-стойки, выполненные из нескольких узких планок, скрещиваются и для прочности соединяются перекладинами, а вставленная в верхней части кресла в качестве распорки съемная доска составляет спинку.

С XVI века в Германии появилась своеобразная форма стула, которая получила распространение в мебельном искусстве этой страны в XVII веке - так называемый крестьянский стул. Целую серию подобных изделий с различными вариантами одного и того же орнамента имеет и наш музей. Прообразом такого стула был сначала просто обрубок дерева, очищенный от ветвей и укрепленный для устойчивости на трех ножках. А для благоустроенных городских жилищ делались стулья на четырех ножках - образцы высокого мастерства. Орнаментируется у них только доска, служащая спинкой. Она может быть не только из ореха, но из дуба и сосны. Это зависит от места изготовления предмета. В резьбе, как правило, используются мотивы гротескного орнамента, который фантазией мастера зачастую превращается в сказочный узор.

XVII век вносит много нового в мебельное искусство. Связано это прежде всего с социальными преобразованиями в Европе, приведшими к изменению положения третьего сословия. Придя к власти, оно культивирует скромность, простоту, святость семейного очага. Голландская мебель пользуется большим спросом, экспортируется во все страны. На другом полюсе - Франция, в искусстве которой торжествует пышный, торжественный стиль.

В нашей коллекции мебели есть только один предмет, характерный для дворцовой парадной обстановки XVII века. Это так называемый кабинет - шкаф со множеством ящиков, отделений, с выдвижной доской. Он сделан мастерами города Аугсбурга, украшен по фасаду металлическими накладками с изображением животных, витыми золочеными столбиками. Доска сделана из ценных пород дерева.

Такие кабинеты появились еще в XVI веке. Родиной их является Испания. Первые кабинеты представляли собой ларцы на подстолье. В XVII столетии - это уже большие шкафы, которые стали частью убранства комнаты, получившей название кабинета. В шкафах-кабинетах хранили медали, письма, драгоценности.

Большая часть коллекции русской мебели, которая включает произведения XVIII-XIX веков, выполнена либо в небольших частных мастерских, либо мебельщиками дворянских усадеб. Мастера вносили в свои произведения разнообразные художественные вкусы, все накопленные ими знания и навыки, приемы обработки древесины, отделки и декора. Они отразились прежде всего на формах бытовой мебели того времени, которые испытали огромное влияние народного искусства. Это проявилось не только в формах и декоре, но в выборе и обработке дерева. Излюбленным материалом уже в конце XVIII века становятся карельская береза и тополь. Они применяются только в России.

Каждая страна в искусстве мебели была либо родоначальником какого-то стиля, как, например, Италия в эпоху Возрождения, либо родиной прославленного мастера-мебельщика, такого, как Т. Чиппендейл в Англии или Ж.Жакоб во Франции.

Русская мебель представлена в основном предметами убранства дворянского интерьера первой трети XIX столетия. Это была одна из самых блестящих эпох в истории декоративно-прикладного искусства России, и мебельного в частности. В искусстве первых десятилетий XIX века главенствует стиль ампир, зародившийся во Франции и ставший достоянием всей Европы. Свой особый, самобытный вариант этого стиля дает Россия, в которой он стал выразителем высоких и прогрессивных идей. Характерные для ампира декоративность, стремление к монументальности и обобщенности форм определили в мебели и сам выбор материала и характер его взаимодействия с формой и декором. Основным материалом русских мастеров-мебельщиков станут красное дерево и карельская береза, полюбившиеся им за красивую фактуру древесины.

Мебель, хранящаяся в нашем музее, в основном изготовлена руками крепостных мастеров и представляет собой тот вариант ампира, который широко входил в быт русского дворянства. Она более проста, чем дворцовая мебель. Эта мебель поступила в музей после Великой Октябрьской социалистической революции из окрестных усадеб, городских домов и имеет не только художественную, но и историческую ценность.

Особенно разнообразна мебель для сидения. Два парных кресла с ажурными резными спинками, украшенными золоченными лирами, - пример русской бытовой мебели первой четверти XIX века. Встречаются формы, почти лишенные украшений, фанерованные карельской березой золотистого цвета с черными глазками.

В это время в интерьере дворянской усадьбы появляется еще одна комната, так называемая диванная, и непременная ее принадлежность - диван. Обычно это диваны мягкие, прямоугольной формы, навершия спинок и локотники фанерованы карельской березой или красным деревом, получившим в те годы широкое распространение. В интерьере диван сочетался с креслами и преддиванным столиком. Такие вариации встречаются и в нашей экспозиции и свидетельствуют уже о сложившемся интерьере в эпоху ампира. Эта мебель отличается от парадной: здесь меньше позолоты, вместо бронзы применяется дерево, золоченное по левкасу, сохраняется один из традиционных приемов обработки древесины, так любимый русскими мастерами, - резьба.

Продолжается собирательская деятельность музея. В последние годы коллекции декоративно-прикладного искусства пополнились интересными экспонатами, лучшие из которых нашли свое место в экспозиции.

Важное место в культуре XVIII в. занимало декоративно-прикладное искусство. Оформление интерьеров в стиле рококо делало пространство легким, стены казались тонкими, скрывались декоративными панно и зеркалами, отражающимися друг в друге, важную роль играли ширмы. Мебель становится изящной, кажется хрупкой, приобретает причудливые очертания. В цветовой гамме обоев и мебели преобладают пастель­ные тона.

Помещение должно было производить впечатление будуара, (комнаты, предназначенной для общения только с близкими людь­ми).

Интерьеры рококо часто дополнялись либо подлинными китай­скими изделиями: ширмами, фарфором, лаковой живописью, либо декоративными композициями, стилизованными под китайскую живопись.

С середины XVIII в. с развитием неоклассицизма оформление интерьеров стало простым и достаточно строгим. Если образцом рококо были французские интерьеры, то образцом неоклассициз­ма - английские. Особенно прославились интерьеры английского архитектора Роберта Адама (1728-1792). Создавая усадебные дома, художник украшал их колоннами, пилястрами, скульптурами. Этот стиль получил название «стиля Адама». Он отличается изяществом, декоративностью, органично включающей в себя порою подлинные предметы античности.

В одежде и прическах XVIII в. также обнаруживается смена стилей. В эпоху Людовика XV произведением искусства стала внешность человека: туалеты знати были вычурными и изысканны­ми, прически фантастическими (в моду вошли парики), черные мушки на напудренном лице становились особым языком в любовном диалоге. «Женщина, наряженная и причесанная, как игрушка, и обутая в узенькие башмачки на каблуках, должна была ступать очень осторожно, чтобы сохранить равновесие и не рассыпаться,- это вырабатывало привычку к плывущей походке и плавным дви­жениям менуэта. Драгоценной куклой, райской птицей, изыскан­ным цветком хотели видеть женщину. Таким существам подобало фантастическое и капризно-воздушное окружение рокайльных ин­терьеров» (2, 45).

Костюм, особенно женский, становится произведением искус­ства. Такой костюм был неудобным и непрактичным, но необык­новенно привлекательным.

Мужской костюм был так же наряден, как и женский, причем выбирались нежные оттенки пастельных тонов.

Любовь ко всему изящному способствовала расцвету ювелирно­го искусства и фарфора.

Расцвет европейского фарфорового искусства также приходится на середину XVIII в. и связан со стилем рококо. Наиболее известным становится французский фарфор из города Севра и немецкий фарфор из Мейсена (Саксония). В своих композициях мейсенские мастера изображали «галантные празднества» - утонченные развле­чения аристократов.

Рококо не было стилем подобно готике и барокко, оно не стало большим и целостным художественным направлением. Распростра­нение вкусов эпохи Регентов было подготовлено самой судьбой французского дворянства, преуспевавшего в XVIII в. лишь в одном - в устройстве обеспеченной и счастливой жизни. Это была праздная жизнь, окруженная изящной роскошью. Искусство было украше­нием праздной жизни французской знати.

Особую роль играют декоративные искусства (в степень искус­ства возводится даже гастрономия).

Главная задача искусства - нравиться, само искусство отожде­ствляется с роскошью, игривостью и насмешливостью.

Зеркала становятся любимым украшением стен, они ставятся друг против друга, давая бесконечное количество отражений.

Потребность в предметах роскоши создала во Франции целые отрасли художественного производства благодаря труду мебельщи­ков, ткачей, лепщиков, ювелиров и вышивальщиц.

Излюбленные декоративные мотивы рококо - раковина, стебли и цветы.

В области декора неоклассицизм обратился к интерьеру залов, обставлявшихся на античный манер. Подвиги наполеоновской ар­мии принесли новые декоративные мотивы: шпаги, знамена. В наполеоновскую эпоху изменения происходят в одеждах и приче­сках. Распространяется мода на все античное: от силуэта и кроя платьев, напоминающих хитоны и туники, до свободно спадающих распущенных локонов. Исчезли не только кринолины и фижмы, но и бриллианты, в моду вошли резные камни, вделанные в оправу (геммы).

В отличие от других видов искусств в музыке XVIII в. барокко как стилевое направление все еще было широко представ­лено. Величайшими мастерами эпохи барокко в музыке стали Бах и Гендель.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) был величайшим музыкан­том XVIII в., а сила воздействия его музыки все возрастает. Его композиторское творчество было удивительно разносторонним при внешне скоромной жизни (он был кантором - руководителем и дирижером церковного хора). С детства Бах был глубоко религиозен, причем придерживался протестантского вероисповедания. Именно Реформация в Германии выдвинула жар протестантского хорала (хорового песнопения). Сделав церковный обряд более простым и строгим, протестантизм повысил значение в нем музыки. Церковь стала центром музыкального искусства, а церковный органист его представителем. Органное искусство было чрезвычайно распрост­ранено в Германии и потому неудивительно, что орган сопутствовал всей жизни Баха. Его органное наследие включает несколько жан­ров, среди которых выделяются хоральные прелюдии и двухчастные полифонические циклы л фугой. В музыке Баха выражены и религиозное смирение, и пафас, и лирика, и порыв. Его сочинениям присущи наряду с естественностью и простотой возвышенность и значительность. Среди музыкальных творений Баха огромное число истинных шедевров, получивших мировое признание.

Рядом с Бахом возвышается еще одна крупнейшая фигура музыкального барокко - Георг Фридрих Гендель (1685-1759). Его жизнь протекала в больших европейских городах, он получил отличное музыкальное образование. Первая же поставленная в Лондоне опера «Ринальдо» принесла Генделю известность. Гендель писал музыку во множестве жанров, но вершину в его наследии образуют оратории (большие вокально-симфонические произведе­ния с развитым сюжетом). Литературным источником самых из­вестных ораторий композитора была первая часть Библии - Ветхий завет. Жил Гендель в Англии и события ее политической истории, как и эпический размах библейских сюжетов, не могли не вызвать его интереса.

Для композитора была характерна в первую очередь гражданская тематика. Избирая библейские сюжеты, Гендель восхищается мо­гуществом человеческих страстей. Именно страстность, динамич­ность, изображение противоборства были характерны для барокко.

Если первая половина XVIII в. в музыке определялась барокко как музыкальным стилем, то вторая его половина стала временем расцвета творчества композиторов венской классической школы:

Глюка, Гайдна, Моцарта и Бетховена. Высшие достижения класси­цизма были связаны с Веной, столицей огромной Австрийской империи, городом насквозь пропитанным музыкой.

Венская классическая школа отвечала настроениям и идеям эпохи Просвещения. Музыкальное искусство отразило духовные искания и противоречивые художественные процессы своего вре­мени. Например, Лессинг оказал влияние на творчество Моцарта.

Принципы классицизма нашли свое претворение в музыке эпохи Просвещения.

Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787) вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, положивший начало новому оперному стилю. Оперы, которые писал Глюк, были необычны и по содержанию, и по манере выражения чувств героев. Деятельность Глюка протекала в Вене и Париже и также была связана с полемикой в философии и эстетике, в которую были вовлечены просветители. Они подвергали критике придворную оперу и считали, что антич­ный театр идеально сочетает музыку, пластику и декламацию.

Глюк попытался драматизировать оперу, придавать ей правди­вость и естественность. Все лучшие оперы Глюка, начиная с «Ор­фея», написаны именно на античные сюжеты, в них композитор нашел могучие характеры и сильные страсти. При жизни Глюка его оперы вызывали яростные споры, но время показало жизнеспособ­ность принципов, не случайно их реализовали и другие выдающиеся композиторы.

Йозеф Гайдн (1732-1809) почти три десятка лет оставался капельмейстером (руководителем хоровой и оркестровой капеллы), а сочинению музыки отдавал лишь свободное время. Если Глюк реформировал оперу, то Гайдн создал совершенные симфонии. Его творческий путь пролегал через разные художественные эпохи, но творчество композитора было связано именно с веком Просвеще­ния. Просветители верили в прогресс общества и человека, и музыка Гайдна выражает оптимизм и стремление к счастью. Творения Гайдна достаточно рационалистичны: им свойственна продуман­ность и стройность, что также созвучно с рационалистическими принципами просветителей.

В своих ораториях Гайдн обращается к теме природы, культ которой был свойствен такому просветителю как Руссо. Именно Гайдн стал ярчайшим композитором эпохи Просвещения.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) начал сочинять еще в раннем детстве, он много путешествовал, рано приобрел извест­ность. Подобно Глюку Моцарт стал великим реформатором оперы, не только симфонизируя, но и актуализируя ее. Выбрав такую пьесу как «Безумный день или Женитьба Фигаро», Моцарт показал свою приверженность к просветительским идеям. В «Волшебной флейте» композитор представляет своеобразную утопию, близкую вере про­светителей в моральный прогресс человечества. Музыка Моцарта удивительным образом сочетает естественность и гармоничность, искренность и совершенство, безупречную ясность и трепетное волнение. Высшим достижением музыки Моцарта стал знаменитый «Реквием» - последнее его сочинение.

Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен (1770-1827) провел большую часть жизни в Вене. Его сочинения также несут на себе отпечаток эпохи Просвещения. Композитор проявил себя именно в жанрах сонаты и симфонии, окончательно сложившихся именно в эту эпоху. Его произведения обнаруживают продуманность всего замысла и отдельных деталей, ясность форм.

В самых известных его творениях получает воплощение герои­ческая тема, тема борьбы, что связано как с личностью самого композитора, так и с особенностями его биографии: события Ве­ликой французской революции он пережил девятнадцатилетним юношей. Хотя идеи эпохи Просвещения были свойственны музыке Бетховена, он представляет уже новую эпоху, предвосхищая роман­тизм. Музыкальный стиль композитора отличается от искусства других венских классиков размахом, драматизмом, эмоциональной силой. Таковы «Патетическая соната», Третья симфония («Герои­ческая»), Пятая и Девятая симфонии, в особенности же «Ода к радости», завершающая последнюю. Все наследие в целом Бетховена оказало колоссальное воздействие на развитие музыки, особенно на формирование романтизма.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса