Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Роль екатерины 2 в капитанской дочке. Реальность и художественный вымысел в образах Пугачева и Екатерины II в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка. Сочинение про Екатерину II

Садыков Линар

В исследовании проанализирован образ ЕкатериныII, изображённой в романах Валентина Саввича Пикуля «Фаворит», А. С. Пушкина «Капитанская дочка», оде «Фелица» Г. Р. Державина, книге А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и в современном кино.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Алексеевская средняя общеобразовательная школа №3 им. Г. С. Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Образ Екатерины II в

Произведениях её современников, в исторических романах А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и В. С. Пикуля «Фаворит» и в современном кино

Научный руководитель:

Евланова Александра Фёдоровна,

Учитель литературы

К написанию данной исследовательской работы меня подтолкнула поездка в осенние каникулы в Петергоф, прочтение исторического романа В. С. Пикуля «Фаворит» и просмотр сериала «Екатерина Великая», где в роли графа Салтыкова снимался мой двоюрный брат Риналь Мухаметов. Я окунулся в прошлое и начал с интересом изучать историю нашего государства.

Преподавание истории в современных условиях, по-моему, должно быть направлено на то, чтобы показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, строго соблюдая объективность, историческую правду. Только такой подход может исправить пороки прошлого, дать представление о подлинных исторических событиях и явлениях. Поэтому сегодня особенно важно, когда в руки попадают книги настоящих классиков исторического жанра, читая которые узнаёшь о том, как же на самом деле происходило становление и развитие Российского государства.

К таким произведениям, по-моему, относятся исторические романы Валентина Саввича Пикуля. Они всегда пользовались популярностью. Читая его книги, мы погружаемся в историю нашей страны, со всеми её победами и поражениями. Мы заново переживаем дворцовые перевороты, Великую Отечественную войну, нелегкую жизнь на границах Российской империи. Герои романов предстают перед нами со всеми своими положительными и отрицательными сторонами. Особое место, по-моему, среди произведений, вышедших из-под пера В. С. Пикуля, занимает роман «Фаворит», который переносит нас в XVIII век. Это век правления Екатерины II, век Русского Просвещения, век расцвета русской культуры.

Просветительские философия и идеология в России были ориентированы на государственные и общечеловеческие ценности, а усилия русского человека в значительной мере были направлены на следование образцу идеального человека – гражданина. И сейчас, оценивая плоды правления Екатерины II, мы приходим к выводу, что это была эпоха славы и могущества России, закрепившей за собой статус великой державы. Как признавалась сама Екатерина II в своих «Записках», что рано или поздно она «станет самодержицей российской империи». Упорно шла она к этой цели. Такая задача была под силу, пожалуй, только ее характеру, и добивалась она этого своим трудом и терпением.

Явные и скрытые парадоксы просвещенного екатерининского века, его внутренняя раздвоенность всегда интриговали русское общественное сознание. Вспомнить хотя бы А.С.Пушкина: Екатерина для него, с одной стороны - «Тартюф в юбке и короне», с другой – мудрая матушка – государыня в «Капитанской дочке».

В литературе XVIII века мечта об идеальном правителе воплотилась в образе реального монарха, реального человека – императрицы Екатерины II. Чем должен быть великий правитель великой державы? Мудрым и сильным, отважным и гордым? А может быть, человечным, скромным, не чуждым человеческих слабостей? Эти два взгляда на государственного деятеля сосуществовали в то время в творчестве поэтов и художников, в сознании их современников. Эти два взгляда существуют и сегодня.

Цели исследования:

  1. через образ Екатерины II показать, насколько объективно изображение исторической личности в разных видах художественного творчества? Как соотносятся черты исторического образа Екатерины II с образом литературным?
  2. И как воспринимают образ Екатерины II мои современники и кинематографисты?

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с литературой по данной теме.
  2. Проанализировать романы Валентина Саввича Пикуля «Фаворит», А. С. Пушкина «Капитанская дочка», оду «Фелица» Г. Р. Державина, который в 1791-1793 годы работал на посту статс-секретаря при императрице Екатерине II; книгу А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
  3. Просмотреть и проанализировать современный фильм «Екатерина Великая».

С целью поиска ответов на поставленные вопросы обратимся к биографии Екатерины II.

Из истории известно, что она родилась в семье прусского генерала Христиана-Августа и Иоганны-Елизаветы из Гольштейн-Готторпского семейства. При рождении её звали София-Фредерика-Августа (по именам трёх своих тётушек по линии матери) Ангальт-Цербстская. Родные звали её просто Фике. Она получила французское образование.

София приехала в Россию в 1744 году по приглашению Елизаветы Петровны, поскольку дядя Софии сватался к русской императрице, но умер до свадьбы. 28 августа 1744 года 15-летняя София сочеталась браком с 16-ти летним наследником российского престола Петром Фёдоровичем (будущим Петром III), сыном Анны Петровны (дочери Петра I) и Карла Фридриха. Приняв православие, Софья-Фредерика нарекается Екатериной Алексеевной. Брак был неудачен, у мужа появилась любовница Елизавета Воронцова.

5 января 1762 после смерти императрицы Елизаветы Петровны на престол вступил Пётр III. Последний вёл неразумную внешнюю и внутреннею политику, заключив союз с Пруссией, отменив ряд налогов и уравняв в правах православие и протестантизм, что привело к росту недовольства в русском обществе и особенно в гвардии. 9 июля 1762 года в результате государственного переворота, Екатерина была провозглашена императрицей. Коронация состоялась 13 сентября в Москве.

Екатерина Великая вслед за Петром I проводила активную политику, стремясь к укреплению Российской Империи и расширению её границ. Дипломатические усилия привели к разделу Польши между Россией, Австрией и Пруссией (1772, 1793 и 1795). К России отошла Белоруссия и Правобрежная Украина (1793), а также Курляндия и Литва (1795). В результате русско-турецких войн (1768-1774 и 1787-1792) к России были присоединены земли Новороссии (1774) (сейчас южная Украина), Крыма и Кубани. Основаны города Севастополь и Екатеринослав. Суворов уже ждал приказа идти на Стамбул, но Австрия отказалась помогать и поход был отменен. Косвенным итогом ослабления Османской Империи стало присоединение Грузии (1783).

В начале своего правления Екатерина пыталась провести общую политическую реформу, руководствуясь идеями Просвещения. Были проведены реформа Сената, административная реформа; открыт Смольный институт благородных девиц; введено оспопрививание; распространилось масонство; введены в обращение бумажные деньги –ассигнации; проведена секуляризация церковных земель; предпринята попытка созыва законодательной Комиссии; ликвидировано гетманство на Украине в и Запорожской сечи.

Эпоха Екатерины отмечена и восстанием под предводительством Емельяна Пугачёва (1773-1774).

Как изображён Образ Екатерины II в литературе её современников и историков?

Образ Екатерины Второй- «просвещенной монархини»- заключал в себе нечто (ум, энергию, одержимость), что потенциально способствовало возведению ее на уровень мифологического персонажа. Екатерина Вторая свои мысли реализовала через факты и действия, прослыв образцом эпохи. Современники всем сердцем желали наступления «золотого века» при Екатерине. Отличительной чертой царствования Екатерины Второй помимо ее постепенных, не насильственных преобразований было то, как писал историк Н. М. Карамзин, что следствием очищения самодержавия от «примесей тиранства» были спокойствие сердец, успехи приятностей светских, знаний, разума. Таким образом, век Екатерины Второй стал периодом рассвета культуры во всех сферах жизни России.

Памятники архитектуры, скульптуры, живописи, литературы, музыки – живые свидетели времени, донесшие до нас мечту об идеальном мире и идеальном человеке.

В XVIII столетии в русском искусстве – литературе и живописи сложились две вполне определенные традиции изображения Екатерины II. Первая традиция связана с идеализацией и с возвеличиванием императрицы. Художники и поэты создают официальный, «парадный портрет» Екатерины, мудрого монарха, который проводит свои дни в трудах и заботах о благе народа.

В соответствии со второй традицией изображения Екатерины II императрица представала как обыкновенная земная женщина, не чуждая человеческим чувствам и настроениям (камерные, интимные портреты).

Первая традиция нашла отражение в произведениях художников П. А. Антропова и Д. Г. Левицкого, поэтов Г. Р. Державина и А.П.Сумарокова, М.М.Хераскова.

В литературе классицизма с его доминирующими высокими жанрами оды, трагедии и ораторской речи героями были преимущественно цари, политические деятели и полководцы. Поэты-классицисты изображали в своих произведениях парадный портрет Екатерины II, изображая не конкретного человека, а свою мечту об идеальном, просвещенном государе, мудром, справедливом, такой им казалась Екатерина в первые годы после восшествия на престол. Произведениям этих поэтов присущи торжественный, иногда даже вычурный стиль, восторженное, «коленопреклоненное», абстрактное, лишенное конкретного изображения описание императрицы, уподобленной богам. Так, М.М.Херасков в торжественной оде Екатерине II (1763) упоминает «богини лик прекрасный»; «Вознеси богине славу Выше солнца наконец!» - восклицает А.П.Сумароков в своей «Оде государыне императрице Екатерине Второй на день ее тезоименитства 1762 года ноября 24 дня».

В произведениях этих поэтов мы не встречаем описания внешности Екатерины II, ее нравственного облика, характерных качеств; в своих произведениях авторы восхваляют императрицу, откровенно выражают свое восторженное отношение к ней.

Несколько произведений посвятил Екатерине II наш земляк, поэт, государственный деятель Г. Р. Державин, который в 1791-1793 годы работал на посту статс-секретаря при императрице Екатерине II. Ей он посвятил оды: «Видение мурзы», «Фелица» и «Изображение Фелицы».

В связи с этим я посчитал необходимым обратиться к мемуарам самого Г. Р. Державина, которые дошли до нас. Воспоминания и записки выдающихся деятелей культуры прошлого не являются собственно литературно-художественными произведениями, но мемуары литераторов, по-моему, представляют собой явление уникальное, так как в одно и то же время являются и частью литературного процесса, и исследованием этого процесса, его историографией и критикой.

«Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающих в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина (1743–1812)», впервые опубликованные лишь в 1859 году, после смерти поэта, имеют огромное историческое значение, во-первых, как источник сведений об эпохе правления императрицы Екатерины II, во-вторых, как литературное сочинение, и, в-третьих, как книга, рассказывающая об истории написания стихотворений Г. Р. Державина, ставших классикой отечественной поэзии. Как отмечают историки, в записках есть некоторая сбивчивость и неточность изложения: воспоминания писались автором без подготовки, без предварительных пометок. Поэтому академик Я.К. Грот, издавая «Записки» поэта в 1871 году, счёл необходимым «проверить их по современным подлинным свидетельствам», фактам из переписки Державина, а также историческим документам. В то же время филологи замечают, что на «Записки» «нельзя смотреть как на строго отделанное литературное сочинение».

Для историка литературы мемуары Державина представляют особый интерес благодаря своей, по словам Грота, «безрасчётной откровенности», с которой поэт рассказывает о том, как возникали замыслы его произведений, как они облекались в окончательную форму, как становились известными друзьям поэта, а позже публиковались, как навлекали высочайшую милость или императрицыно (или её фаворитов) недовольство и даже гнев.

На первом месте в мемуарах – факты служебной деятельности Державина, этапы его карьеры: учёба в казанской гимназии, солдатская служба в Петербурге, участие в подавлении пугачёвского восстания (1773–1775), губернаторство в Олонецкой губернии, в Тамбове и, наконец, статская служба в Петербурге при дворе.

Ода «Фелица», написанная в 1782году,- первое стихотворение, сделавшее имя Гавриила Романовича Державина знаменитым. Оно стало ярким образцом нового стиля в русской поэзии. В подзаголовке стихотворения уточняется: «Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татарским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка». Свое необычное название это произведение получило от имени героини «Сказки о царевиче Хлоре», автором которой была сама Екатерина II. Этим именем, которое в переводе с латинского значит « счастье», она названа и в оде Державина, прославляющей императрицу и сатирически характеризующей её окружение. Известно, что сначала Державин не хотел печатать это стихотворение и даже скрывал авторство, опасаясь мести влиятельных вельмож, сатирически изображенных в нем. Но в 1783 году оно получило широкое распространение и при содействии княгини Дашковой, приближенной императрицы, было напечатано в журнале «Собеседник любителей русского слова», в котором сотрудничала сама Екатерина II. Впоследствии Державин вспоминал, что это стихотворение так растрогало императрицу, что Дашкова застала ее в слезах. Екатерина II пожелала узнать, кто написал стихотворение, в котором так точно ее изобразил. В благодарность автору она послала ему золотую табакерку с пятьюстами червонцами и выразительной надписью на пакете: «Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину». С того дня к Державину пришла литературная слава, которой до того не знал ни один русский поэт. Державин за свою долгую и добросовестную службу получил много наград, но одна из них – первая от государыни императрицы Екатерины II – сыграла особую роль в его судьбе. Вот как он рассказывает об этом в своих «Записках»: «В один день, когда автор обедал у сего своего начальника, принесён ему почталионом бумажный свиток с надписью: «Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину». Он удивился и, распечатав, нашёл в нём прекрасную золотую, осыпанную бриллиантами, табакерку и в ней 500 червонных. Не мог и не должен он был принять это тайно, не объявив начальнику, чтобы не подать подозрения во взятках, а для того, подошед к нему, показал. Он, взглянув сперва гневно, проворчал: «Что за подарки от Киргизцев?» Потом, усмотрев модную французскую работу, с язвительною усмешкою сказал: «Хорошо, братец, вижу и поздравляю». Но с того времени закралась в его сердце ненависть и злоба, так что равнодушно с новопрославившимся стихотворцем говорить не мог...» Таков был царский подарок за оду «Фелица».

Интересна история этой оды. Как объяснял позже Державин, в ней содержались ироничные и весьма прозрачные намёки на слабости самых влиятельных при дворе вельмож. Так, например, строфы 5, 6, 7, 8-я относятся “к прихотливому нраву князя Потёмкина, который то собирался на войну, то упражнялся в нарядах, пирах и всякого рода роскошах”. Строфа 9-я содержит намёк на графа Н.И. Панина – любителя псовой охоты, следующая строфа – на С.К. Нарышкина и так далее. Стихотворение «Фелица», написанное как шутливая зарисовка из жизни императрицы и ее окружения, вместе с тем поднимает очень важные проблемы. С одной стороны, в оде «Фелица» создается вполне традиционный образ «богоподобной царевны», в котором воплощено представление поэта об идеале просвещенного монарха. Явно идеализируя реальную Екатерину II, Державин в то же время верит в нарисованный им образ.
С другой стороны, в стихах поэта звучит мысль не только о мудрости власти, но и о нерадивости исполнителей, озабоченных своей выгодой. Сама по себе эта мысль не была новой, но за образами вельмож, нарисованных в оде, явно проступали черты реальных людей- фаворитов императрицы: Потемкина, Алексея Орлова, Панина, Нарышкина. Рисуя их ярко сатирические портреты, Державин проявил большую смелость - ведь любой из задетых им вельмож мог разделаться за это с автором. Только благосклонное отношение Екатерины спасло Державина. Ода «Фелица»- поистине прогрессивное произведение для своего времени, ведь литературное направление классицизм, прочно обосновавшийся в то время, запрещал соединять в одном произведении высокую оду и сатиру, относящуюся к низким жанрам, Но Державин даже не просто их сочетает в характеристике разных лиц, выведенных в оде, он делает нечто совсем небывалое для того времени. Нарушая традиции жанра хвалебной оды, Державин широко вводит в нее разговорную лексику и даже просторечия, но самое главное - рисует не парадный портрет императрицы, а изображает ее человеческий облик. Вот почему в оде оказываются бытовые сцены. «Богоподобная» Фелица, как и другие персонажи в его оде, тоже показана обытовленио («Не дорожа свои покоем, Читаешь, пишешь под налоем...»). Вместе с тем такие подробности не снижают ее образ, а делают более реальным, человечным, как будто точно списанным с натуры. Читая стихотворение «Фелица», убеждаешься, что Державину действительно удалось внести в поэзию смело взятые из жизни или созданные воображением индивидуальные характеры реальных людей, показанных на фоне колоритно изображенной бытовой обстановки. Это делает его стихи яркими, запоминающимися и понятными. Таким образом, в «Фелице» Державин выступил как смелый новатор, сочетающий стиль хвалебной оды с индивидуализацией персонажей и сатирой, внося в высокий жанр оды элементы низких стилей. Впоследствии сам поэт определил жанр «Фелицы» как смешанную оду. Державин утверждал, что, в отличие от традиционной для классицизма оды, где восхвалялись государственные лица, военачальники, воспевались торжественные события, в «смешанной оде» «стихотворец может говорить обо всем». Разрушая жанровые каноны классицизма, он открывает этим стихотворением путь для новой поэзии, которая получила блестящее развитие в творчестве Пушкина. Сам Державин впоследствии отмечал, что одна из основных его заслуг в том, что он «дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить». Как справедливо указывает исследователь творчества поэта В.Ф. Ходасевич, Державин гордился «не тем, что открыл добродетели Екатерины, а тем, что первый заговорил «забавным русским слогом». Он понимал, что его ода- первое художественное воплощение русского быта, что она - зародыш нашего романа в стихах, а может быть, и исторического романа. И, быть может, развивает свою мысль Ходасевич, - доживи «старик Державин» хотя бы до первой главы «Онегина», - он услыхал бы в ней отзвуки своей оды».

Приблизительно в то же время, что и ода Г. Р. Державина, в мае 1790 года, на прилавке одного из книжных магазинов столицы появилось произведение Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», над которой писатель работал около десяти лет. Работа печаталась без указания автора, в ней с неслыханной для того времени смелостью и прямотой «безымянный путешественник» наносил сокрушительные удары по всем устоям тогдашней императорской России: крепостному праву, господствующей православной церкви, власти Екатерины II. Перед нами предстаёт реальный образ «просвещённой царицы».

Российская империя во второй половине XVIII века усилилась и окрепла, став одной из самых могучих мировых держав. В это время энергично развиваются просвещение, промышленность, расцветают литература, наука и искусство. Однако на фоне такого благополучия в стране обостряются социальные противоречия, более жестоким становится крепостнический гнет. Крестьянин был в полном распоряжении помещика, который имел право ссылать крепостного на каторгу без всякого суда. Каторгой также карались жалобы крестьян на помещиков. Именно это положение имел в виду Радищев, когда писал в своем произведении, что «крестьянин в законе мертв». Не было законов, определяющих размер крестьянских повинностей. Барщины - бесплатной крестьянской работы на помещика - и оброка - суммы денег, которой крестьянин откупался от такой работы, оставаясь в собственности у помещика. Была широко распространена торговля людьми. Крепостных продавали с землей и без земли, оптом и в розницу, разлучая семьи крестьян. Радищева возмущало такое положение вещей. Он отмечал, что помещики смотрят на крестьян как на своих домашних животных, как на «вола в ярме», как на вещь. Причиной этого безграничного зла Радищев считал всю систему самодержавия и крепостничества. Поэтому он обрушивает свою обличительную критику на устои современной ему России: царскую власть и крепостное право, которая в полной мере отразилась в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву».

В тот период, когда в Радищеве созревал замысел книги, Екатерина II весной 1787 года отправилась в путешествие из Петербурга в Новороссию и Крым вместе со своим фаворитом Григорием Потёмкиным. Путешествие было организовано с необычайной пышностью, что повлекло за собой колоссальные затраты, тяжесть которых легла на крестьянство. Для проезда царицы и ее свиты, крестьяне в самую горячую пору должны были выставить семьдесят шесть тысяч лошадей. По приказу новороссийского генерал-губернатора Потемкина на всем протяжении пути императрицы были сооружены искусственные деревни, впоследствии названные «потемкинскими деревнями». Целью создания таких деревень был показ якобы счастливой и изобильной жизни русского крестьянства. Подкупленные писатели отображали в своих сообщениях то, что народы России процветают под руководством императрицы. В «Путешествии из Петербурга в Москву» «благополучных деревень» не существует. Время от времени на страницах мелькают положительные образы «добрых дворян». Однако их личные качества не способны изменить существующего положения вещей.
Тема восстания народа, порабощенного крестьянства против «алчных зверей, пиявиц ненасытных» и «злодея злодеев всех лютейшего»- царя проходит через все произведение. Радищев оправдывает выступления крепостных против помещиков, более того, он призывает их к решительной борьбе с крепостничеством и самодержавием.

Радищева крайне возмущал подобный обман. В своем «Путешествии из Петербурга в Москву», которое в известной степени совпадает с маршрутом Екатерины II, автор показывает истинную, не приукрашенную картину крепостнической действительности. Цель этой книги - открыть глаза общественности на безграничное бесправие закрепощенного крестьянства, на невыносимую тяжесть самодержавного гнета. Повествование в книги ведется от имени путешественника, устами которого Радищев выражает свои взгляды. Путешествие совершается из Петербурга в Москву на перекладных, по дороге рассказчик останавливается на двадцати четырех почтовых станциях, где меняет лошадей. Путешественник является любознательным, внимательным и душевным человеком, который располагает встречающихся ему людей к доверительному общению. В каждой новой главе «Путешествия из Петербурга в Москву» перед читателем предстают разнообразные, но одинаково типичные картины произвола, обмана и угнетения, безнаказанно совершающиеся в самодержавно-крепостнической стране. О тяжкой крестьянской неволе повествование развертывается уже с третьей главы «Путешествия...» - «Любани», при описании крестьянской пахоты в воскресенье. С чувством негодования и скорби рисует автор картины крепостного угнетения и насилия во всех главах своего произведения. В «Зайцово», где описывается зверское отношение с крестьянами отставного чиновника, который начал свою службу в должности придворного истопника и дослужился до дворянского чина. В главе «Вышний Волочок», где ведется рассказ о помещике, который достиг процветания в своем имении за счет полного разорения крестьян. В главе «Медное» - трагедия продажи крестьян с публичного торга, в «Городне» - жестокость рекрутского набора, в «Пешках» - описание нищего крестьянского быта, убогой избы.

Радищев осознавал, что крепостничество и самодержавие органически связаны друг с другом. По мнению писателя, царь - «преступник изо всех первейший», который является главным виновником совершающегося зла. Не имея возможности прямо выступить против Екатерины II, Радищев в главе «Спасская Полесть» помещает аллегорический сон путешественника - очень смелую сатиру на императрицу и ее ближайшее окружение. В нем Радищев замечает, что царь прослыл в народе «обманщиком, ханжою и пагубным комедиантом», и обращает внимание на несоответствие между словами и делами Екатерины II: показной блеск и великолепие фасада империи скрывает ужасные картины угнетения народа. Центральное место сна занимает встреча царя с «неизвестной странницей» Прямовзорой, истиной, которая снимает царю пелену с глаз. После этого все вещи предстают перед царем в естественном их виде. Прямовзора обращается к царю со словами, полными гнева и презрения: «Ведай, что ты... первейший разбойник,...враг лютейший, устремляющий злость свою на внутренность слабого».

Обличение Радищевым самодержавия и крепостничества отличаются небывалой для того времени резкостью и силой. Для него зло и угнетение не являются исключением в жизни, как для его литературных предшественников, а существуют, как правило, сложившееся в самодержавно-крепостническом строе. Описывая частные примеры проявления насилия, обмана и произвола, Радищев неизменно указывает на их основную причину - самодержавную власть и крепостное право.

Направленная против царизма и помещичье-крепостнического строя, книга эта вызвала гневную реакцию царствующей тогда Екатерины II. Прочитав «Путешествие», императрица пришла в негодование и написала в примечаниях: «Надежды полагает на бунт мужиков... Царям грозится плахою... Он бунтовщик хуже Пугачева». Радищева вскоре после выхода книги арестовали и заключили в Петропавловскую крепость, а потом сослали в Сибирь, в Илимский острог. Такой была цена за правду.
Несмотря на то, что произведение напечатано более двухсот лет назад, многие обвинения Радищева актуальны и в наше время. «И мы страну опустошения назовем блаженною... где сто гордых граждан утопают в роскоши, а тысячи не имеют надежного пропитания, ни собственного от зноя и мраза укрова?» Не про нас ли это?!

Изображение Екатерины II в романе Пушкина «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка» великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина положила начало русскому историческому роману. Определение жанра «Капитанской дочки» должно дать ключ к пониманию романа в целом. В 1830 году сам Пушкин, размышляя о жанре, писал: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». Роман «Капитанская дочка» повествует о драматических событиях 70-х годов XVIII века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Но роман не ограничивается только этой темой, она одна из многих, поставленных в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Форма и язык произведения доведены Пушкиным до совершенства. За кажущейся простотой и легкостью скрываются серьезнейшие вопросы бытия.

В эпизоде, который можно назвать «Встреча Маши Мироновой с Екатериной II», Пушкин лаконично вместе с тем выразительно описывает внешность Екатерины, ее поведение, особенности характера, стиль разговора и манеру общения. Давайте обратимся к содержанию. Пытаясь помочь любимому человеку, дочь капитана Миронова отправляется в Петербург, чтобы вымолить прощения у самой императрицы. «На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую...»

Историки считают, что в романе Пушкина, как и на портрете В. Л. Боровиковского «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», идею портрета подсказал Г. Р. Державин», работавший в то время статс-секретарём императрицы, « перед нами предстает дама средних лет («лет сорока», - пишет автор), в домашнем наряде – «в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке», гуляющая по саду с собачкой. Пушкин вводит в эпизод описание пейзажа, которое близко к тому пейзажному фону, на котором изображена Екатерина II в картине В. Боровиковского: пожелтевшие липы, кустарники, широкое озеро, прекрасный луг, «где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева». У Екатерины «полное и румяное» лицо, «приятное и спокойное», выражающее «нежность и спокойствие», с голубыми глазами и легкой улыбкой. Писатель подчеркивает приятный и ласковый голос императрицы, ее привлекающую симпатии манеру общения и разговора: она первая прервала молчание, разговорилась с Машей; говорила ласково с улыбкой, «подняла и поцеловала», «обласкала бедную сироту», обещала позаботиться о ее будущем. Пушкин раскрывает особенности характера Екатерины, подчеркивает неоднозначность ее образа: она может быть строгой, холодной, когда дело касается ее врагов, вспыльчивой при виде несогласия, противоречия ее словам и мнению (как она «вспыхнула», когда Маша не согласилась с тем, что Гринев «безнравственный и вредный негодяй», примкнувший к Пугачеву!). Вместе с тем в ней доминируют, и это подчеркивает Пушкин, такие черты характера, как отзывчивость, милосердие, умение быть благодарной («…я в долгу перед дочерью капитана Миронова…. Я беру на себя устроить ваше состояние»). Писатель отмечает простоту Екатерины II (императрица вняла сироте, дочери простого коменданта далекой крепости), ее готовность помочь бедной девушке и Гриневу, внимательность (внимательно выслушала Машу, поняла ее, отправила домой не пешком, а в придворной карете). В этом эпизоде повести Пушкин открыто выражает свое отношение к Екатерине: «…голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую», «Все привлекало сердце и внушало доверенность», - пишет он. Самый стиль описания, спокойная манера повествования, лексика, избираемая писателем, подчеркивают его отношение к Екатерине II: не единожды употреблены такие слова, как «улыбка» (трижды), «приятный» (голос, лицо), «ласковый» (голос), «ласково» (обратилась), «обласкав» (бедную сироту).

А.С.Пушкин ценит в историческом деятеле, монархе способность проявлять «человеческую самостоятельность», человеческую простоту.

Эти черты духовного облика Екатерины нашли отражение в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В образе Екатерины II воплотилась мечта гениального русского писателя о подлинно человеческих отношениях. «Императрица не может его (Гринева) простить, - говорит Екатерина II Маше Мироновой. Однако она – не только императрица, но и человек, и это спасает героя».

Представляется важным сделать некоторое отступление, касающееся личных качеств Екатерины II. Как отмечают историки, она была личностью незаурядной: умна, проницательна, достаточно образована. За 17 лет, прошедших с момента ее приезда в Россию до восшествия на престол, она старательно изучала страну, в которой ей было предопределено жить и царствовать, - ее историю, обычаи и традиции, культуру; достаточно вспомнить упорное самообразование Екатерины до прихода к власти – старательное изучение неродного для нее русского языка, усердное чтение книг – первоначально французских романов, а затем трудов философов – просветителей, историков, сочинений известных юристов и экономистов. Завоевывая репутацию будущей русской государыни, Екатерина проявила недюжинный ум, понимание людей, способность нравиться им, умение находить единомышленников и внушать им доверие. Интерес представляют «Автобиографические записки» Екатерины II, которые проливают свет на личность и деятельность императрицы. «Записки» были написаны ею по-французски, изданы в 1859 году в Лондоне А.И.Герценом. И, хотя нельзя не согласится с мнением многих критиков о том, что в этих «Записках» императрица не была вполне искренней (еще в раннем детстве жизнь научила ее хитрить и притворяться), тем не менее они дают представление о Екатерине, привлекающей к себе многих художников и поэтов. В этом плане нам особенно интересен один из фрагментов «Записок» - «Нравственные идеалы Екатерины II», позволяющий, с определенной степенью коррекции, углубить наше представление о неординарной личности Екатерины II:

«Будьте мягки, человеколюбивы, доступны, сострадательны и щедры; ваше величие да не препятствует вам добродушно снисходить к малым людям и ставить себя в их положение, так чтобы эта доброта никогда не умоляла ни вашей власти, ни их почтения. Выслушивайте все, что хоть сколько-нибудь заслуживает внимания... Поступайте так, чтобы люди добрые вас любили, злые боялись и все уважали.

Храните в себе те великие душевные качества, которые составляют отличительную принадлежность человека честного, человека великого и героя…

Молю Провидение, да напечатлеет оно эти немногие слова в моем сердце и в сердцах тех, которые их прочтут после меня».

Образ Екатерины II в романе В. С. Пикуля «Фаворит».

«Фаворит»- исторический роман Валентина Пикуля . В нем излагается хроника времен Екатерины II . Роман состоит из двух томов: первый том- «Его императрица», второй-«Его Таврида». Роман «Фаворит», как и остальные литературные шедевры, Валентин Пикуль создал после кропотливого изучения подлинных исторических архивных материалов. Несмотря на огромное количество действующих лиц, книга читается легко и увлекает буквально с первых страниц. Пикуль мастерски выбрал способ повествования: Россия второй половины XVIII века описана через призму этапов жизни главного героя произведения- князя Григория Потёмкина. В романе отражены важнейшие события отечественной истории второй половины XVIII века . В центре повествования- образ фаворита императрицы Екатерины II Алексеевны, полководца Григория Потемкина . Немало страниц романа посвящено также другим крупным историческим личностям того времени.

Начало работы над первым томом романа относится к августу 1976 года, закончен первый том был в ноябре 1979 года. Второй том написан всего за один месяц- в январе 1982 года.

Роман «Фаворит» - многоплановое произведение, в котором поднят огромный пласт исторической действительности, дано широкое полотно жизни России второй половины XVIII века. Произведение начинается с обращения « От автора», в котором В. П. Пикуль пишет о том, что «Пушкин предрекал: «…имя странного Потемкина будет отмечено рукою истории», а Герцен позже писал, что «историю Екатерины Великой нельзя читать при дамах». Имена этих людей, спаянные единой страстью и ненавистью, общими викториями и поражениями, нерасторжимы в давности русской. Потемкин никогда не стал бы «князем Таврическим», если бы его миновала любовь Екатерины, но и она не рискнула бы титуловаться «Великой», если б ее не окружали русские люди, подобные Потемкину!»


Подписи к слайдам:

«Образ Екатерины II в произведениях её современников, в исторических романах А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и В. С. Пикуля «Фаворит» Работу выполнил: Садыков Линар Рамильевич, ученик 11 класса Алексеевской средней школы № 3 им. Г. С. Боровикова Руководитель: Евланова Александра Фёдоровна

В. С. Пикуль(13 июля 1928 г- 16 июля 1990 г) “ Фаворит ” -исторический роман-хроника времён Екатерины Второй.

Цели исследования: 1)Через образ Екатерины II показать, насколько объективно изображение исторической личности в разных видах художественного творчества? Как соотносятся черты исторического образа Екатерины II с образом литературным? 2)И как воспринимают образ Екатерины II мои современники и кинематографисты?

Задачи исследования: 1) Познакомиться с литературой по данной теме. 2) Проанализировать романы Валентина Саввича Пикуля «Фаворит», А. С. Пушкина «Капитанская дочка», оду «Фелица» Г. Р. Державина, который в 1791-1793 годы работал на посту статс-секретаря при императрице Екатерине II; книгу А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». 3) Просмотреть и проанализировать современный фильм «Екатерина Великая».

Екатерина II Великая И славно быть тому тираном, Кто благостью велик, как Бог? Державин Г.Р.

Как изображён Образ Екатерины II в литературе её современников и историков? Отличительной чертой царствования Екатерины Второй помимо её постепенных, не насильственных преобразований было то, что следствием очищения самодержавия от “ примесей тиранства ” были спокойствие сердец, успехи приятностей светских, знаний, разума. Н. М. Карамзин-первый русский исследователь и историк.

П. А. Антропов Д. Г. Левицкий Отражение образа Екатерины в произведениях художников и поэтов Г.Р. Державин А.П. Сумароков М. М. Херасков Вознеси богине славу выше солнца наконец. А. П. Сумароков

Образ Екатерины в книге Радищева:” Путешествие из Петербурга в Москву ” Образ “ злодея злодеев всех лютейших ” -царя проходит через всё его произведение.

Образ Екатерины II в романе Пушкина ” Капитанская дочка ” “… голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Всё привлекало сердце и внушало доверенность. ” А. С. Пушкин. В.Л.Боровиковский ” Екатерина II на прогулке в Царско-сельском парке ”

«Фаворит»- исторический роман Валентина Пикуля. В нем своеобразно излагается хроника времен Екатерины II. Главный художественный принцип Пикуля-показать эпоху через конкретных исторических лиц.

Образ Екатерины Великой в кино

Список использованной литературы:1) Е. А. Маймин. Пушкин. Жизнь и творчество. Издательство «Наука». -М., 1981. 2)Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Исторические документы. – М.: Мирос, 1994. 3)Век Просвещения: Век XVIII: документы, мемуары, литературные памятники. – М.: Наука, 1986. 4)Державин Г.Р. Оды. – Л.: Лениздат, 1985. 5)Державин Г.Р. Сочинения: Стихотворения; Записки; Письма. – Л.: Художественная литература, 1987. – 504 с. 6)Екатерина II. Сочинения Екатерины II. – М.: Современник, 1990. 7)Пушкин А. С. Капитанская дочка. М., 1975. Русская литература. Учебник для 8 класса средней школы. Н.И. Громов, Н. А. Спицына, В.И. Коровин, Н.К. Семенова. 1988 г. 8)А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Учебник литературы для 9 класса. В. И. Коровин. М., 2010 г. 9)https://ru.wikipedia.org/wiki/Екатерина 10) https://ru.wikipedia.org/wiki/Фаворит (роман) 11) Учебник Истории России XVIII-XIX века для общеобразовательных учреждений, 10 класс. Н. И. Павленко, Л. м. Дяшенко, В. А. Твардовская. Дрофа. М-2001 г. 12) В. С. Пикуль «Фаворит». В 2 книгах. Издатель: АСТ, М., 2007.

мая 19 2010

Тем, что Пушкин воссоздавал в романе черты императрицы, запечатленные Боровиковским, подчеркивалась официальная «версия» портрета. Более того, Пушкин демонстративно отказывался от своего личного восприятия императрицы и давал читателю копию с копии. Боровиковский рисовал с живой натуры. Пушкину было достаточно представить копию с высочайше одобренного портрета. Он изображал не живую модель, но мертвую натуру. Екатерина II в романе - не живого человека, а «цитата», как остроумно заметил Шкловский. От этой вторичности - холод, окружающий Екатерину в пушкинском романе. «Свежее дыхание осени» уже изменило лик природы-листы лип пожелтели, императрица, выйдя на прогулку, надела «душегрейку». «Холодно» лицо ее,-«полное и румяное», оно «выражало важность и спокойствие». С той же холодностью связано и «строгое выражение лица», появившееся во время чтения прошения Маши Мироновой. Это даже подчеркнуто авторской ремаркой: «Вы просите за ? - сказала дама с холодным видом». Холодность и в поступках Екатерины: она затевает «игру» с Машей, выдавая себя за даму, близкую ко двору,- она играет, а не живет.

В таком изображении Екатерины II вскрывается намерение Пушкина противопоставить образу , «мужицкого царя», образ правящей императрицы. Отсюда контрастность этих двух фигур. Милости Пугачева, основанной на справедливости, противопоставлена «милость» Екатерины, выражавшей произвол самодержавной власти.

Эту контрастность, как всегда, остро, художнически осознавала и воспринимала Марина Цветаева: «Контраст между чернотой Пугачева и ее (Екатерины П.- /’. М.) белизной, его живостью и со важностью, его веселой добротой и ее снисходительной, его мужиче-ством и ее дамством не мог не отвратить от нее детского сердца, едипо-любивого и уже приверженного „злодею”».

Цветаева не просто излагает свои впечатления,- она анализирует и тщательно аргументирует свой тезис о контрастности изображения Пугачева и Екатерины II и отношении Пушкина к этим антиподам: «На огневом фоне Пугачева - пожаров, грабежей, метелей, кибиток, пиров - эта в чепце и душегрейке, на скамейке, между всяких мостиков и листиков, представлялась мне огромной белой рыбой, белорыбицей и даже несоленой. (Основная черта Екатерины - удивительная пресность.) ».

И далее: «Сравним Пугачева и Екатерину въяве: «Выходи, красная девица, дарую тебе волю. Я государь. ( , выводящий Марью Ивановну из темницы) ». «Извините меня,- сказала она голосом еще более ласковым,- если я вмешиваюсь, но я бываю при дворе…»

Насколько царственнее в своих жестах мужик, именующий себя государем, чем государыня, выдающая себя за приживалку». Ю. М. Лотман прав, когда возражает против грубо прямолинейного определения взгляда Пушкина на Екатерину II. Конечно, Пушкин не создавал отрицательного Екатерины, не прибегал к сатирическим краскам. Но противостояние Пугачева и Екатерины II нужно Пушкину, такая композиция позволяла ему обнажать важные истины о природе самодержавия. Особенности изображения Пугачева и Екатерины II позволяют понять, на чьей стороне симпатии Пушкина. «Любит ли Пушкин в «Капитанской дочке» Екатерину?» спрашивала . И отвечала: «Не знаю. Он к ней почтителен. Он знал, что все это: белизна, доброта, полнота - вещи почтенные. Вот и почтил» . Окончательный ответ на вопросы, зачем Пушкин ввел в роман образ Екатерины и как изобразил ее, дает последняя сцена - встреча Маши Мироновой с императрицей в Царскосельском саду. Здесь читатель узнает истинные причины, по которым Екатерина признала Гринева невиновным. Но сцена эта важна не только для понимания образа Екатерины: во время свидания окончательно раскрывается характер капитанской дочки и завершается любовная линия романа, поскольку именно Маша отстояла свое .

Для понимания этой принципиально важной сцены нужно помнить, что она написана с расчетом на эффект присутствия читателя: Марья Ивановна, например, не знает, что беседует с императрицей, а читатель уже догадывается; «дама» обвиняет Гринева в измене, но читатель отлично знает, что обвинение это ни на чем не основано. Этот прием Пушкин счел нужным обнаружить: в момент беседы он сообщает: Маша Миронова «с жаром рассказала всё, что уже известно моему читателю».

Итак, Марья Ивановна, отвечая на вопрос «дамы», сообщает ей о причине своего приезда в столицу. При этом благосклонность собеседницы к неизвестной девушке энергично мотивирована: «дама» узнает, что перед ней сирота капитана Миронова, верного императрице офицера. (Дама, казалось, была тронута.) В этом состоянии она и читает прошение Маши.

Пушкин создает еще одну чрезвычайную ситуацию, поручая Гриневу запротоколировать (со слов Маши Мироновой) все происходившее: «Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось,- и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному».

Пушкину очень важно подчеркнуть мысль, что, даже надев маску частного человека, Екатерина не оказывалась способной смирить в себе императрицу. «Вы просите за Гринева? - сказала дама с холодным видом. - Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, во как безнравственный и вредный негодяй».

Свидание Марьи Ивановны с Екатериной II достигает- после этой отповеди «дамы»-кульминации: капитанская дочка из робкой и смиренной просительницы превращается в отважную защитницу справедливости, беседа становится поединком.

  • «- Ах, неправда! - вскрикнула Марья Ивановна.
  • - Как неправда! - возразила дама, вся вспыхнув.
  • - Неправда, неправда! Я вам расскажу».

Что ей оставалось делать? Настаивать на несправедливом своем приговоре? Но в создавшихся условиях это выглядело бы проявлением безрассудного деспотизма. Подобное изображение Екатерины противоречило бы правде истории. И Пушкин не мог пойти на это. Ему же важно было другое: показать сначала несправедливость осуждения Гринева и демагогического по существу помилования его Екатериной II, а потом - вынужденное исправление ею своей ошибки.

Марью Ивановну вызывают во дворец. «Дама», представшая уже в образе императрицы Екатерины II, сказала: «Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха». Заявление это примечательно. Сама Екатерина II признается, что она освобождает Гринева потому, что он невиновен. А его невиновность доказана Машей Мироновой, и эта истина подтверждена читателем. Поэтому исправление ошибки не есть милость. Милость Екатерине II приписали пушкинисты. В действительности честь освобождения невиновного Гринева принадлежит капитанской дочке. Она не согласилась не только с приговором суда, но и с решением Екатерины II, с ее «милостью». Она отважилась поехать в столицу, чтобы опровергнуть аргументы императрицы, осудившей Гринева. Наконец, она смело бросила «даме» дерзкое слово - «Неправда!» вступила в поединок и выиграла его; Приписывая «милость» Екатерине, исследователи обедняют образ капитанской дочки, отнимая у нее главный в ее жизни поступок. Она в романе была «страдательным» лицом, верной дочерью своего отца, усвоившей его мораль покорности и послушания. «Чудные обстоятельства» не только подарили ей счастье соединения с любимым они обновили ее душу, ее жизненные принципы.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Екатерина II и Маша Миронова в повести Пушкина «Капитанская дочка» . Литературные сочинения!

Для того, чтобы описать образ Екатерины II, потребуется обратиться к произведению. Как мы уже знаем, рассказчиком является Гринев, и он говорит нам о встрече Марьи Ивановны с императрицей. Его повествование основано на словах Марьи, а она, конечно же, очень долго вспоминала это событие. Что же она могла сказать о великой императрице?

"По замыслу Пушкина, – написал П.Н.Берков, – вероятно, царица в "Капитанской дочке" и не должны были изображать реально, как истинную правительницу. Автору хотелось показать ее официальной трактовке: ведь даже раннее дезабилье императрицы рассчитывалось на создание легенды о Екатерине, как о простом и самом обычном человеке.

Необходимо подумать, нет ли все же во взаимодействие Маши Мироновой с Екатериной и в описании предшествующих событий авторского к ним отношения. Необходимо вспомнить факты, имеющие место с того времени, как Гринев отвечал в суде. Известно, что он прервал свою речь в суде про настоящее обстоятельство его отъезда из Оренбурга и это помешало благосклонности в суде.. Марье было ясно из-за чего Гринев не желал оправдываться перед судьей, и она осмелилась отправиться к императрице, чтобы все честно поведать ей и спасти любимого. Это у нее получилось.

То, что Гринев совершенно ни в чем не виноват, царица поняла из разговора с Марьей. Она посвятила ее в то, что Гринев сохранил в тайне, и царица вернула честное имя любимому просительницы.

Ей выгодно было, что Грине был невиновен. Каждый дворянин, который перешел на сторону Пугачева, причинял вред дворянскому классу, опоре ее правления. Из-за недовольство правительницы, которое после разговора с Марьей сменилось на милость. Екатерина улыбается, узнает, где остановилась девушка. Вероятно, она принимает хорошее для девушки решение и дает ей надежду.

Автор писал, что дружелюбие императрицы притягивало людей. В короткой встречи Мироновой с Екатериной устами Гринева он и рассказывает об этом качестве царицы, о том, что она способна очаровать любого человека, о ее способности воспользоваться слабостью души человека. Ведь Марья– дочка героя, капитана Миронова, о его заслугах она все прекрасно было известно. Она не жалела ордена для тех, кто отличился в сражении с пугачевцами, оказывала помощь и осиротевшим семьям дворян. Что же поразительного, что она с заботой отнеслась и кМаше, к тому же щедрость к ней она не проявляла.

Императрица ценила отношение к себе дворян и хорошо осознавала, какое впечатление будет произведено ее "величайшим милосердием" Гриневых.

Сочинение про Екатерину II

Один из самых известных романов Александра Сергеевича Пушкина - «Капитанская дочка», является историческим, поэтому многие действия, описанные в нем, происходили на самом деле, конечно же, с внесенными авторскими изменениями и доработками.

На протяжении всего произведения, повествование ведется от лица главного героя – пожилого офицера Петра Гринева. Поэтому немаловажную роль играет образ Екатерины II, Великой, который показывает отношение простого народа к императрице. В общении с Марьей Ивановной, она предстает добродушной, спокойной женщиной, без надменного и высокомерного поведения, проста в общении. Да и то, что она прогуливалась в саду просто в ночной сорочке, без охраны, тоже показывает, что женщина не пытается казаться «выше» других лишь из-за своего социального статуса. Жену Гринева она выслушивает полностью, не торопит и не перебивает.

Конечно, Пушкин описывает не реальную императрицу. По его замыслу, он хотел представить Екатерину Великую не как грозную правительницу, а как простого, обычного человека. Образ благодетельницы является маскировкой реального отношения автора к правительнице. Да и к тому же, рассказчиком этой истории является Гринев, простой военный, который видел императрицу именно такой и испытывал некое обожание по отношению к ней.

Царица обходительна по отношению к Марии, даже самостоятельно помогает встать девушке, упавшей к ее ногам из-за потрясения. Разговаривает она с Марией на равных, с уважением, а не как с подданной. Оказав милость, императрица показала свое неравнодушное отношение к проблеме небогатой семьи военных. Да, пусть она и не обеспечила жену Гринева богатым приданным, но все же постаралась оказать им помощь.

Конечно, Екатерина II не могла поступить иначе, ведь отец девушки пытался противостоять восстанию, героически сражался с войском Пугачева и при этом погиб. Пугачев и его войско являлись врагами самодержавной власти, а, следовательно, и противниками самой Екатерины II.

Истинное отношение Пушкина к Екатерине II выражено лишь в его заметках по русской истории XVIII века. И оно кардинально отличалось от «гриневского» отношения.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Саврасова Зима 3 класс описание

    Картина «Зима» выделяется из всех творческих работ автора. Узенькая тропка разделила полотно на две часть. Слева - нашему вниманию открывается дремучий лес и пара деревьев у обочины. Справа расположились лишь две безжизненные березы.

Образ Екатерины II понадобился автору прежде всего из цензурных соображений: надо было противопоставить привлекательному образу Пугачева образ другого действующего лица, не меньшего масштаба, из правительственного лагеря, при этом дать его в положительном освещении. Появление Екатерины в роли благодетельницы дочери капитана Миронова способствовало в известной мере зашифровке подлинного идейного смысла произведения. Кроме того, сюжет семейной хроники необходимо было привести к традиционной счастливой развязке, и введение в число действующих лиц Екатерины здесь хорошо помогало: именно она могла разрубить так крепко затянувшийся сюжетный узел, вывести двух героев из тупика.

В композиции романа встреча Маши Мироновой с императрицей и приводит к такой счастливой развязке семейную хронику Гриневых. Это обстоятельство не может не наложить свой отпечаток на весь характер эпизода. Прекрасное утро ранней осени, царскосельский парк, липы, освещенные солнцем, озеро и лебеди на нем — таков пейзаж в начале рассказа о первой встрече с Екатериной II. Портрет императрицы, бегло набросанный, дан в таком же светлом, привлекательном тоне.

Далее следует диалог Маши с Екатериной, затем вторая встреча во дворце с величественной анфиладой пустых великолепных покоев, — и милостивая императрица, «обласкав бедную сироту», отпускает ее. Так счастливо завершается семейная хроника. Конечно, Екатерина II не могла иначе поступить с дочерью коменданта Белогорской крепости, самоотверженно погибшего в борьбе с «злодеем» и «самозванцем», врагом помещичье-самодержавной власти. В этом смысле Пушкин нисколько не отступает от жизненной правды.

Но заметим, что рассказ ведется от лица Гринева и по впечатлениям, переданным ему Марьей Ивановной. Пушкин ни в коей мере не стремится углубить, раскрыть образ Екатерины. Он довольствуется сообщением, в сущности, внешних представлений, оставшихся после двух коротких встреч героини романа с императрицей. Эти представления окрашены, естественно, в светлые тона. О существе самодержавной власти первой помещицы дворянского государства кое-что можно было почерпнуть в содержании романа раньше: вспомним разбросанные по различным главам сведения о жестоких расправах с народом (напри-мер, изувеченный башкирец, эпизод встречи с плавучей виселицей в пропущенной главе), вспомним изображение дворянского лагеря (например, осада Оренбурга, военный совет у генерала Р. и т. д.).

Раскрыть образ Екатерины II в эпизоде встречи Маши Мироновой с ней более глубоко и, следовательно, более реально в предназначенном для печати произведении было невозможно. Может быть, поэтому Пушкин прибегает к своеобразной цитации: рисуя Екатерину на фоне царскосельского парка, он довольно точно передает известный портрет Екатерины, написанный Боровиковским. Об этом говорит ряд деталей: Румянцевский обелиск (памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева»), «белая собачка английской породы», «полное и румяное лицо» — все, как на портрете кисти Боровиковского. Описание ‘портрета позволило вызвать у читателя образ Екатерины в подходящем для сюжетной ситуации освещении.

Подлинное отношение Пушкина к Екатерине II не отражено в эпизоде встречи Маши Мироновой с ней в романе. Оно выражено в его заметках по русской истории XVIII века. Пушкин беспощадно осуждал внутреннюю политику Екатерины, отмечал ее «жестокий деспотизм под личиной кротости и терпимости», говорит о беспощадном закрепощении крестьян, о пытках в тайной канцелярии, о краже казны фаворитами императрицы, о лицемерии «Тартюфа в юбке и короне». Обо всем этом мы тоже не должны забывать.

Убежденная в невиновности Гринева, Маша Миронова считает своим нравственным долгом спасти его. Она едет в Петербург, где в Царском Селе происходит ее встреча с императрицей.
Перед читателем Екатерина II предстает доброжелательной, мягкой и простой женщиной. Но мы знаем, что Пушкин резко отрицательно относился к Екатерине II. Чем же можно объяснить ее привлекательный облик в повести?
Посмотрим на прижизненный портрет Екатерины II, написанный художником В.Л.Боровиковским в 1794 году. (В 1827 году появилась гравюра с этого портрета, сделанная выдающимся русским гравером Н.И.Уткиным.) Вот как сравнивает В.Шкловский портреты Екатерины II, сделанные В.Л.Боровиковским и рассказчиком в повести "Капитанская дочка": "На портрете Екатерина изображена в утреннем летнем платье, в ночном чепце; около ног ее собака; за Екатериной деревья и Румянцевский обелиск . Лицо императрицы полно и румяно. Встреча с Марьей Ивановной должна происходить осенью. Пушкин пишет: "Солнце освещало вершины лип, пожелтевших под свежим дыханием осени". Далее Пушкин сообщает: "Она [Екатерина] была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке". Душегрейка позволила не переодевать Екатерину, несмотря на холодную погоду... Собака с картины Боровиковского тоже попала в "Капитанскую дочку", это она первая заметила Марью Ивановну" . Существуют расхождения текста с изображением – императрица моложе лет на 20, одета в белое, а не в голубое. Описан второй вариант портрета – с Румянцевским обелиском, вероятней всего, Пушкин вдохновлялся гравюрой, а не оригиналом, который находился у Румянцева и был труднодоступен для обозрения.
А вот слова из статьи П.А.Вяземского "О письмах Карамзина", которые приводит В.Шкловский: "В Царском Селе нельзя забывать Екатерину... Памятники ее царствования здесь повествуют о ней. Сложив венец с головы и порфиру с плеч своих, здесь жила она домовитою и любезною хозяйкой. Здесь, кажется, встречаешь ее в том виде и наряде, какою она изображена в известной картине Боровиковского, еще более известной по прекрасной и превосходной гравюре Уткина".
Мы видим, что портрет В.Л.Боровиковского, гравюра Н.И.Уткина и слова П.А.Вяземского выражают дворянское, умиленное и восхищенное отношение к "любезной хозяйке" Царского Села.
Теперь обратимся к повести. Как мы знаем, Пушкин пишет от лица рассказчика, а рассказчик – Гринев – повествует о встрече Марьи Ивановны с императрицей со слов Марьи Ивановны, которая, конечно, много раз вспоминала в дальнейшей жизни потрясшую ее встречу. Как же эти преданные престолу люди могли говорить о Екатерине II? Нет сомнения: с наивной простотой и верноподданническим обожанием. "По замыслу Пушкина, – пишет литературовед П.Н.Берков, – очевидно, Екатерина II в "Капитанской дочке" и не должна быть показана реально, как настоящая, историческая Екатерина: целью Пушкина в соответствии с избранной им им формой записок героя, верноподданного дворянина, было изобразить Екатерину именно в официальной трактовке: даже утреннее дезабилье Екатерины было рассчитано на создание легенды об императрице, как простой, обыкновенной женщине" .
Однако посмотрим, нет ли все же в эпизоде встречи Маши Мироновой с Екатериной и в описании предшествующих обстоятельств авторского к ним отношения. Вспомним факты, которые имели место с того момента, как Гринев предстал перед судом. Мы знаем, что он прекратил свои объяснения суду об истинной причине его самовольной отлучки из Оренбурга и этим погасил "благосклонность судей", с которой они начали его выслушивать. Чуткая Марья Ивановна поняла, почему Гринев не хотел оправдываться перед судом, и решилась поехать к самой царице, чтобы все чистосердечно рассказать и спасти жениха. Это ей удалось. Теперь обратимся к эпизоду встречи царицы с Марьей Ивановной.
Невиновность Гринева стала ясна Екатерине из рассказа Марьи Ивановны, из ее прошения так же, как она стала бы ясна и следственной комиссии, если бы Гринев закончил свои показания. Марья Ивановна рассказала то, чего не досказал на суде Гринев, и царица оправдала жениха Маши. Так в чем же ее милость? В чем гуманность?
Императрице более нужна невиновность Гринева, нежели его виновность. Каждый дворянин, перешедший на сторону Пугачева, наносил ущерб дворянскому классу, опоре ее трона. Отсюда гнев Екатерины (лицо переменилось во время чтения письма, стало строгим), который после рассказа Марьи Ивановны "сменяется на милость". Царица улыбается, осведомляется, где остановилась Маша. Она, видимо, выносит благоприятное для просительницы решение и обнадеживает капитанскую дочку.
Пушкин, предоставляя право рассказывать Гриневу, заставляет его вместе с тем сообщать о фактах, которые позволяют нам сделать свои выводы. Екатерина ласково разговаривает с Марьей Ивановной, приветлива с ней. Во дворце она поднимает упавшую к ее ногам, потрясенную ее "милостью" девушку. Она произносит фразу, обращаясь к ней, своей подданной, как к равной себе: "Знаю, что вы не богаты, – сказала она, – но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние." Как же могла воспринять эти слова Марья Ивановна, с детских лет воспитывавшаяся в уважении к престолу и царской власти?


Пушкин писал о Екатерине, что "ее... приветливость привлекала". В маленьком эпизоде встречи Маши Мироновой с императрицей устами Гринева он и говорит об этом качестве Екатерины, о ее способности очаровывать людей, о ее умении "пользоваться слабостию души человеческой". Ведь Марья Ивановна – дочь героя, капитана Миронова, о подвиге которого знала царица. Екатерина раздавала ордена офицерам, отличившимся в войне с пугачевцами, помогала и осиротевшим дворянским семьям. Что же удивительного, что она позаботилась и о Маше. Императрица не была щедра к ней. Капитанская дочка не получила большого приданого от царицы и не увеличила богатства Гринева. Потомки Гринева, как сообщает издатель, т.е. Пушкин, "благоденствовали" в селе, принадлежавшем десятерым помещикам.
Екатерина дорожила отношением к себе дворянства и прекрасно понимала, какое впечатление произведет "высочайшее помилование" на верноподданническую семью Гриневых. Сам Пушкин (а не рассказчик) пишет: "В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке", которое передавалось из поколения в поколение.
Так и "создавалась легенда об императрице как простой, доступной просителям, обыкновенной женщине", – пишет П.Н.Берков в статье "Пушкин и Екатерина".

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса