Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Рисуем декаданс. Персональная фотосессия Наташи-Бамбуля: декаданс – упадок как искусство. Вечно живой упаднический стиль

(от франц. decadence или от лат. decadentia – упадок) – направление в литературе и искусстве конца XIX – начала XX вв., отличающееся сопротивлением общественной «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, которая часто идёт наряду с эстетизацией греха и порока, двойственными переживаниями отвращения к жизни и искусного наслаждения ею. Декаданс – одно из центральных понятий в критике культуры Ф. Ницше, который связывал декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти». Период декаданса пропитан безнадёжностью, разочарованием, упадком жизненных сил и эстетизмом.

Традиционное искусствознание рассматривает декадентство как обобщающее определение кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX - начала XX веков, отмеченных настроениями уныния, пессимизма, болезненности, безнадёжности, неприятия жизни, крайнего субъективизма (при сходственных, близких к тенденциозным, эпатирующих формулах и штампах - стилистических приёмах, пластике, композиционных построениях, акцентуациях и т. д.). Это сложное и противоречивое явление в творчестве вообще, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными контрастами, - одиночество, бездушие и антагонизмы действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, отрицание исторически сложившихся духовных идеалов и ценностей.

Декаданс в живописи – явление само по себе довольно противоречивое, оно так и не сумело оформиться в какое-то конкретное направление. Искусство декаданса не имело ничего общего с искусством энергии и юности. Тем не менее, упадок, аморализм, эстетизм, а также тоска по былым временам способствовали созданию выдающихся произведений. Именно недовольство «банальным прогрессом», культом наживы дикого капитализма и привели к открытию новых горизонтов в творчестве. Здесь можно отметить индивидуализм художника Обри Бердслея, его способность к виртуозным стилизациям, которые сделали его графические произведения шедеврами, а их искусственный характер лишь подчёркивает оторванность сюжетов от натуры. Представителями декаданса были такие живописцы: Арнольд Беклин, Макс Клингер, частично Михаил Врубель и Борисов-Мусатов, а также Обри Бердслей, Густав Моро, Франц фон Штук, Эдвард Мунк, Н. К. Калмаков. Критика в отношении полотен декадентов неоднозначна. При посещении галереи создаётся впечатление, что оказываешься в сумасшедшем доме, поскольку их искусство было отражением того непонимания общественности, которое в результате оказало влияние на их психическое состояние.

Художники-декаденты не боялись экспериментировать с рассудком, и часто они балансировали на грани. Они шокировали публику новизной и своими представлениями о мире, которые были чужды большинству населения. Эпоха декаданса ознаменовалась такими работами: «Саломея» Обри Бердслея, «Демон сидящий» Врубеля, «Христос в Олимпии», «Приговор Париса» Макса Клингера, «Терновый венок», «Кот в сапогах» Калмакова и другими.

«Книга в живописи» - Там, где жгут книги, там и людей побросают в огонь». Натюрморт со свечей и книгами. 2002. Джузеппе Арчимбольдо (1527/30 - 11 июля 1593). Факт сам по себе интересный. Андрияка С.Н.(род.1.07.1958). Прошло совсем немного времени, и в печах концлагерей оказались люди. Жан-Батист Симеон Шарден. Костры из книг запылали по всей Германии.

«Значение цветов» - Горло и щитовидная железа. «Радуга жизни» 12 цветов хроматического круга. Грипп и клаустрофобия. Отчаяние. Психология и цвет: г. Балаково 2010. Julia Tishinskaja. Истощение нервной системы. Воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров. Бессоннице. Как голубой цвет - обладает антисептическими свойствами, как зеленый гармонизирует.

«Композиция» - В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками. Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Текст и изображение как элементы композиции 8.Многообразие форм графического дизайна. О. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта. Цвет. Засечками называют дополнительные элементы.

«Рисование слона» - Как нарисовать слона? Этап 4: И в самую последнюю очередь – глаза, клыки и хвостик нашего слоника. Поэтапное рисование. Этап 2: Далее мы рисуем хобот и ноги слона. Возьмите в руки карандаш. Этап 5: Стираем все вспомогательные и уже не нужные нам линии. Вы не знаете, как нарисовать слона? Теперь можно обвести слона поярче и даже красиво разукрасить.

«Направления в живописи» - Вы помните ли то, что видели мы летом? Представители. Преобладают мотивы отчаяния, неверия в человеческие силы. «Долой логичность и ясность! Т. Паунд, Ф. Кайзер, И. Толлер, М.Пруст. Критический реализм. Писатель – беспристрастный исследователь. И в небо щерились уже куски скелета, Большим подобные цветам.

«Живопись 20 века» - П. П. Кончаловский. Розы, 1955 г. Новаторство во всех областях искусства – таков главный лозунг авангарда. Автопортрет,1912 г. Футуризм. Предмет: МХК. Фовизм. Аристарх Васильевич Лентулов. Пьер Булез. Кубизм. Пикассо. В 1910 году стал одним из организаторов художественного объединения «Бубновый валет».

Всего в теме 14 презентаций

Намедни в венской галерее Бельведер открылась большая выставка под названием «Декаданс». Выставка посвящена искусству австрийского символизма. Точнее говоря, пытается заново посмотреть на место австрийского символизма в европейском искусстве начала XX века. Надеюсь, получилось интересно. По крайней мере, название интригует...

Адольф Хиреми-Хиршль «Души на берегу Ахерона». 1889 год. Собрание галереи Бельведер, Вена.

К сожалению, галерея очень запутано составила каталог, поэтому мне так и не удалось разобраться какие именно картины привезли на выставку из других музеев, а какие просто напечатали в каталоге. Очевидно только, что сам Бельведер основательно выпотрошил свои собственные запасники. Например, впервые за последние годы выставлено гигантское полотно Макса Клингера «Суд Париса» — одно из ключевых произведений немецкого символизма. Кроме того, наверняка известно, что из Цюриха привезли одну из версий «Греха» Франца фон Штука, а из частного музея в баварском Швайнфурте — его же «Афину Палладу». Они висят рядом со знаменитой «Юдифью» Густава Климта. Чешский символизм представлен ранней картиной Франтишека Купки «Дорога тишины» из пражского частного собрания и литографией Альфонса Мухи.

Еще хотелось бы отметить двух не очень известных художников Эдуарда Файта и Везцеля Габлика, работы которых довольно обильно представлены на выставке. Оба родились на территории Чехии. Уроженец Нового Йичина Эдуард Файт больше специализировался на росписях театров. Например, он расписал Пражскую оперу и театры в Остраве и Усти-над-Лабем. Как оказалось, живописцем он тоже был неплохим. Уроженец города Мост Венцель Габлик вообще стоит немного особняком в европейском искусстве начала XX века — где-то на стыке символизма, экспрессионизма и сюрреализма. Кто был в отделении пражской Национальной галереи в Ярмарочном дворце, наверняка вспомнит его шикарную картину «Хрустальный замок посреди моря». На выставке в Вене можно увидеть весьма галлюциногенное полотно «Звездное небо» кисти Венцеля Габлика, привезенное из музея его имени в немецком Итцехо.

Карл Медиц «Красный ангел». 1908 года. Частное собрание, Вена.

Макс Клингер «Суд Париса». 1885-87 годы. Собрание галереи Бельведер, Вена.

Джованни Сегантини «Злые матери». 1894 год. Собрание галереи Бельведер, Вена.

Нужно добавить, что символический «Декаданс», судя по всему, исполнит роль главного выставочного проекта наступившего лета в австрийской столице. Если не считать выставку фотографий , больше ничего особо интересного в ближайшие месяцы в Вене не предвидится. Тактически правильно либо ехать смотреть «Декаданс» в ближайшие дни, пока еще не закрылась в Альбертине, либо наоборот отложить визит в Вену на самый конец сентября, когда в той же Альбертине откроется большая выставка Анри Матисса сотоварищи.

Есть слова, значение которых знают многие. Но если попросить объяснить их, можно услышать абсолютно разные определения.

Таков и пришедший из французского языка термин «декаданс». Что это красивое слово означает упадок и разложение, помнят многие, а дальше среди толкователей начинаются разночтения…

Сначала - литературоведческий термин

В конце потрясающего девятнадцатого века человечество стало терять привычные нравственные и культурные опоры. Неоклассицизм и романтизм утратили актуальность в гонке с техническим прогрессом и экономическими реформами, наступление нового столетия у одних рождало новые надежды, в других вселяло страх и разочарование.

Мрачность и пессимизм для многих авторов казались закономерным итогом исторического развития. В поиске образов нового века они опирались на эстетику готического романа, искали вдохновение в завораживающем мире поэзии и прозы Эдгара Алана По. Декаданс - это порождение неистовых романтиков прошлого, в частности, творчества Виктора Гюго, его поисков идеальной красоты и чистого искусства в уходе от реальности.

Для тех, кто в своих стихах, прозе, в живописи и музыке находил методы, не похожие на привычно классические, агрессивная критика и придумала клеймо - декаданс. Что это слово утратит негативный контекст и будет подхвачено самими декадентами для обозначения борьбы с унылым мещанством и банальным прогрессом, не ждал никто.

Философские основы

К появлению новых форм искусства на заре века причастно рождение новой философии. Яркие идеи Ф. Ницше и А. Шопенгауэра были подхвачены идеологами декаданса. Как они могли пройти мимо отрицания церковной и мещанской морали? В мире, где боги умерли, всё дозволено. Рациональное мироустройство, основанное на классической философии, рухнуло, осталась единственная ценность - мир человеческой индивидуальности.

Отъединиться от банальности общечеловеческих проблем - такую главную задачу имел декаданс. Что это значило в творчестве поэтов и художников? Прежде всего, превышение формы над содержанием. Смысл терялся в вычурности, мистике, неопределенности. Внешний эффект и туманные символы, обладающие апокалиптическими, трагическими аллюзиями, быстро стали главным признаком публичных выступлений апологетов декаданса.

Певцы упадничества

Они потрясали основы морали, презирали банальности в творчестве и в повседневной жизни. Оскар Уайльд и Морис Метерлинк, Шарль Бодлер и Поль Верлен, Леопольд фон Захер-Мазох и Габриэль Д`Аннуцио - в их произведениях зарождалось то отношение к жизни, которое потом назвали "декаданс". Это их творческие поиски и эпатажные поступки вызывали бурный восторг у молодежи и жуткое негодование у консервативной части Европы.

Визуальный образ декаданса - это вычурный и сложный узор арт-нуво, он неотделим от виртуозной графики Обри Бёрдслея. Прерафаэлиты - Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле, Артур Хьюз - считаются вдохновителями декаданса в живописи, хоть и не всегда оправданно. Картина Арнольда Бёклина "Остров мертвых" выражает суть подобного отношения к миру. Что такое декаданс в музыке, можно было понять, посмотрев оперу Рихарда Штрауса "Саломея" по драме Оскара Уайльда. Она полна образами и звуками "эпохи упадка".

Российский облик декаданса

Вычурная и мрачная эстетика гибели старых ценностей, рожденная в Европе, оказалась актуальной для российского общества в период кризиса начала ХХ-го века. Русский декаданс - что это, как не порождение мрачных настроений в обществе после русско-японской войны и революции 1905 года? Творческая молодежь заслонялась от реальности масками Пьеро и Коломбины, говорила стихами, полными абстрактными и туманными символами.

Поэзия русского декаданса сияет немыслимыми вершинами. В разной степени к ней относятся Валерий Брюсов и Константин Бальмонт, Федор Сологуб и Зинаида Гиппиус, Иннокентий Анненский и Игорь Северянин. У них было множество подражателей в творчестве, в одежде и образе жизни - слишком ярким и выразительным явлением в жизни русского общества они были.

Проза Дмитрия Мережковского и Леонида Андреева, живопись и графика Константина Сомова, Михаила Врубеля и Мстислава Добужинского, музыкальные эксперименты Александра Скрябина принадлежат той эпохе как временем создания, так и чувствами, вызываемыми у читателей, зрителей и слушателей.

Главной особенностью русского декаданса было присущее ему мистическое предчувствие глобальных потрясений. Оно распознается взглядом из нашего будущего и по-настоящему впечатляет.

Вечно живой упаднический стиль

Сам ход истории подразумевает наступление периодов, когда идеи кризиса и распада становятся доминирующими. Творческая свобода художников-новаторов, работающих в такие исторические периоды, пусть даже использованная для создания мрачных и антигуманных образов, - культурное явление большого значения.

Рожденные на грани добра и зла художественные образы особенно выразительны, эстетика разрушения и даже смерти вдруг становится привлекательной для чувствительных натур.

Значение слова "декаданс" существенно различалось в разное время и в разных культурах. Для одних оно имело смысл стилистического признака, для других стало глобальной характеристикой состояния всего общества. Все эти определения актуальны для прошлого, настоящего и будущего.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса