Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Разъяснение сути конфликта в пьесе «Вишневый сад. Основной конфликт в пьесе «Вишневый сад Конфликт со временем в пьесе вишневый сад. Что же составляет конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”? Что является… Своеобразие конфликта в пьесе вишневый сад

А. П. Чехова в первую очередь интересовал внутренний мир его героев. Стандартная композиция с бурными событиями его не устраивала. «Пусть на сцене все будет так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни, - говорил Чехов, - люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». Все основные события происходят за сценой, а на сцене все внимание сосредоточено на чувствах и мыслях персонажей.

Особое место среди «пьес жизни» Чехова занимал «Вишневый сад». Перед нами предстает владелица имения за обычной трапезой (чаепитием), не ведающая, что вишневый сад уже продан. Это основное событие произошло как бы помимо воли главных героев. Даже Лопахин покупает имение неожиданно для себя. Нет конфликта между Лопахиным и Раневской по вопросу выкупа имения. Он всей душой пытается сохранить это имение для его хозяйки. Более того, он с детства питает к Раневской неожиданно трогательные для дельца чувства. С нетерпением ждет ее возвращения из Парижа, предвкушая эту столь важную для него встречу. Нет социального конфликта в чеховских пьесах, как у Островского. Отец и дед Ермолая Лопахина были «рабами в этом имении», но между ним и Любовью Андреевной тянется едва заметная ниточка симпатии. Он духовно ближе с ней, чем с Варей, душа которой не взлетает над крышей старого дома. Лопахин воспринимает мир тоньше. Он восторгается картиной посаженного им мака. Он произносит прекрасные слова о России, которая должна бы быть страной «великанов», и мечтает о ее будущем. Он с нежностью говорит об имении, «прекраснее которого ничего нет на свете». Видимо, поэтому он скорее близок Пете Трофимову. На протяжении всей пьесы они перебрасываются колкими словами, но в сцене прощания Петя признается в симпатии к Лопахину: «Как-никак, все-таки Я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа». Лопахин, как никто другой, пытается соединить всех. Он протягивает руку помощи Пете. Но тот с гордостью отвергает ее: «Я свободный человек. И все, что так высоко и дорого цените вы все, богатые и нищие, не имеет надо мной ни малейшей власти… Я могу обходиться без всех, я могу проходить мимо вас, я силен и горд». Ощущая себя нравственно выше других, он тем самым уходит от людей, а значит, и от верного пути. Он ближе всех к истине, он понимает, что смерть - только первый этап, что, вероятно, человеку известно лишь 5 из 100 видов чувств. Следовательно, меняется и смысл жизни. Но ему неведомо чувство любви. «Мы выше любви», - говорит он о себе и Ане. Не понимает он любви Раневской к «парижанину», предавшему ее. Петя не умеет ни любить, ни прощать.

Каждый осознал только часть правды. Внутреннее неприятие чужой правды мешает им приблизиться к истине. Казалось бы, Аня должна иметь больше шансов найти правильный путь, унаследовав тонкую любящую душу Любови Андреевны и философию Пети. Но какой-то неприятный осадок в конце пьесы остается. Ане было поручено позаботиться о Фирсе, она перепоручила это Яше и успокоилась. Фирс остается один в заколоченном старом доме.

Чехов пытался показать, что между героями гораздо больше общего, чем различий. Но каждый занят только собой. С первой сцены они как бы говорят каждый о своем, не слушая другого. Противопоставление внутренних позиций мешает им не только понять друг друга, но и совершенствовать свое мировоззрение. Все внешние события являются лишь следствиями той внутренней работы, которая идет или нет в душе каждого. Вишневый сад, как символ России, утерян для них. Лопахин, единственный, кто пытался объединить усилия, сохранить имение, потерпел крах. Может быть, в отчаянии он приобретает имение, не видит иного пути. Внутренняя отчужденность ведет к краху, какие бы идеалы за этим ни стояли.

Антон Павлович Чехов

Классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900-1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира.

За 25 лет творчества Чехов создал более 300 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы.


Вишнёвый сад

Лирическая пьеса в четырёх действиях Антона Павловича Чехова, жанр которой сам автор определил как комедия. Пьеса написана в 1903 году, впервые поставлена 17 января 1904 года в Московском художественном театре. Одно из самых известных произведений Чехова и одна из самых известных русских пьес, написанных в то время.


Пьесу «Вишневый сад» Антона Павловича Чехова критики назвали драмой, а сам писатель считал, что ничего драматического в ней нет, и это, прежде всего, – комедия.

История создания

«Вишнёвый сад» - последняя пьеса Чехова, завершённая на пороге первой русской революции, за год до его ранней смерти. Замысел пьесы возник у Чехова в начале 1901 года. Пьеса была закончена 26 сентября 1903 года



Константин Сергеевич Станиславский

в своих воспоминаниях об Антоне Павловиче Чехове

«Послушайте, я же нашел чудесное название для пьесы. Чудесное!» - объявил он, смотря на меня в упор. «Какое?» - заволновался я. «Ви́шневый сад», - и он закатился радостным смехом. Я не понял причины его радости и не нашёл ничего особенного в названии. Однако, чтоб не огорчить Антона Павловича, пришлось сделать вид, что его открытие произвело на меня впечатление… Вместо объяснения Антон Павлович начал повторять на разные лады, со всевозможными интонациями и звуковой окраской: «Ви́шневый сад. Послушайте, это чудесное название! Ви́шневый сад. Ви́шневый!»… После этого свидания прошло несколько дней или неделя… Как-то во время спектакля он зашёл ко мне в уборную и с торжественной улыбкой присел к моему столу. Чехов любил смотреть, как мы готовимся к спектаклю. Он так внимательно следил за нашим гримом, что по его лицу можно было угадывать, удачно или неудачно кладёшь на лицо краску. «Послушайте, не Ви́шневый, а Вишнёвый сад», - объявил он и закатился смехом. В первую минуту я даже не понял, о чём идет речь, но Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук ё в слове «Вишнёвый», точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: «Ви́шневый сад» - это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но «Вишнёвый сад» дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого.



Любовь Андреевна Раневская - помещица

Аня - её дочь, 17 лет

Варя - её приёмная дочь, 24 года

Леонид Андреевич Гаев - брат Раневской

Ермолай Алексеевич Лопахин - купец

Пётр Сергеевич Трофимов - студент

Борис Борисович Симеонов-Пищик - помещик

Шарлотта Ивановна - гувернантка

Семён Пантелеевич Епиходов - конторщик

Дуняша - горничная

Фирс - лакей, старик 87 лет

Яша - молодой лакей

пьяный прохожий

начальник станции

почтовый чиновник

гости

прислуга



Действие начинается весной в имении Любови Андреевны Раневской, которая после нескольких лет проживания во Франции возвращается со своей семнадцатилетней дочерью Аней в Россию. На станции их уже ждут Гаев, брат Раневской, и Варя, её приемная дочь.

Денег у Раневской практически не осталось, а имение с его прекрасным вишнёвым садом в скором времени может быть продано за долги. Знакомый купец Лопахин рассказывает помещице свой вариант решения проблемы: он предлагает разбить землю на участки и отдавать их в аренду дачникам. Любовь Андреевна сильно удивлена таким предложением: она не может представить, как можно вырубить вишнёвый сад и отдать своё имение, где она выросла, где прошла её молодая жизнь и где погиб её сын Гриша, в аренду дачникам. Гаев и Варя также пытаются отыскать какие-либо выходы из сложившейся ситуации: Гаев обнадеживает всех и клянётся, что имение не будет продано: в его планах занять немного денег у богатой ярославской тётушки, которая, впрочем, Раневскую недолюбливает.



В третьем действии Гаев и Лопахин уезжают в город, где должны состояться торги, а тем временем в имении устраиваются танцы. Гувернантка Шарлотта Ивановна развлекает гостей своими фокусами с чревовещанием. Каждый из героев занят своими проблемами. Любовь Андреевна переживает, почему же её брат так долго не возвращается. Когда же Гаев всё-таки появляется, он сообщает полной безосновательных надежд сестре, что имение продано, а его покупателем стал Лопахин. Лопахин счастлив, он чувствует свою победу и просит музыкантов сыграть что-нибудь весёлое, ему нет никакого дела до грусти и отчаяния Раневских и Гаева.

Финальное действие посвящено отъезду Раневской, её брата, дочерей и прислуги из имения. Они расстаются с местом, которое так много для них значило, и начинают новую жизнь. План Лопахина осуществился: теперь он, как и хотел, вырубит сад и отдаст землю в аренду дачникам. Все уезжают, и только старый лакей Фирс, брошенный всеми, произносит финальный монолог, после чего слышится звук стука топора по дереву.




Пьеса начинается как комедия, но в конце можно увидеть характерное для автора сочетание комического и трагического.

Необычно в пьесе строятся диалоги: чаще всего реплики не являются последовательным ответом на заданный до этого вопрос, а воспроизводят беспорядочный разговор. Это связано не только со стремлением Чехова приблизить разговор в пьесе к разговорам, которые бывают в реальной жизни, но и показатель того, что герои не слышат и не слушают друг друга.

Главной отличительной чертой произведения является особый чеховский символизм. «Главным, центральным героем» произведения является не персонаж, а образ вишнёвого сада - символ дворянской России. В пьесе вырубается сад, а в жизни распадаются дворянские гнёзда, изживает себя старая Россия, Россия Раневских и Гаевых. В этом есть и момент предвиденья Чеховым последующих событий, которые ему увидеть уже не удалось. Символика в пьесе использует самые различные художественные средства: смысловые (главная тема разговоров) и внешние (стиль одежды), лейтомотивы, манеру поведения, поступки.



  • Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 г.,

стала для Чехова:

  • Его дебютным произведением
  • Последней в творчестве, итогом размышлений о судьбах России
  • Средством оплатить карточные долги, сделанные писателем
  • Возможностью вывести на сцену свою жену,

для которой и писалась пьеса

2. Среди героев пьесы «Вишневый сад» НЕТ:

  • Любовь Андреевны и Ермолая Алексеевича
  • Вари и Гаева
  • Пети и Ани
  • Дяди Вани и Ионыча

3. Зачем и почему Лопахин покупает вишнёвый сад?

Лопахин покупает вишнёвый сад (в составе имения Раневской), потому что участок находится в прекрасном месте. Имение с вишневым садом может приносить хороший доход. Также Лопахину приятно стать хозяином имения, в котором его отец и дед были крепостными.

4. Отец Лопахина был:

  • Помещиком, другом отца Раневской.
  • Простым мужиком.
  • Он происходил из враждебного Лопахиным дворянского рода.
  • Французским послом.

5. Что именно угрожает вишневому саду Раневской?

  • Вырубка браконьерами.
  • Вспыхнувший из-за засухи пожар.
  • Петя, который хочет жениться на Ане и завладеть всем имуществом Раневской.
  • Продажа с торгов за долги.

6. Какое именно решение проблемы с вишневым садом предлагает Лопахин Раневской?

  • Сдать территорию сада под дачи и получать с этого прибыль.
  • Выйти за него, Лопахина, замуж и воспользоваться его деньгами для покрытия долга.
  • Убежать в Париж в надежде на то, что кредиторы не смогут там разыскать Раневскую и забудут о долге.
  • Поскорее и поудачнее выдать дочерей замуж за богатых женихов.

7. Чем занята хозяйка поместья Раневская во время торгов?

  • Собирает вещи, готовясь к отъезду в Париж
  • Участвует в торгах вместе с Лопахиным
  • Устраивает в имении бал
  • Ездит по знакомым, пытаясь занять денег на выплату процентов
  • драма
  • трагедия
  • комедия

10. Назовите девичью фамилию Раневской.

  • Гаева
  • Трофимова
  • Лопахина
  • Епиходова

Интересные факты:

Именно в честь Любови Раневской из «Вишнёвого сада» взяла себе псевдоним Фаина Фельдман.

Фаина - советская актриса белорусско-еврейского происхождения. Раневская памятна и своими изречениями, многие из которых стали крылатыми.

Своеобразие конфликта
В пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Антон Павлович Чехов написал пьесу «Вишневый сад » в 1903 году. Она до сих пор вызывает споры. Сам автор отмечал, что в театре ее играют как драму, а он назвал ее комедией. В своей драматургии Чехов продолжил традиции русской реалистической комедии, заложенные еще в творчестве Гоголя, Грибоедова, Островского.

В пьесе «Вишневый сад» отсутствует деление персонажей на положительные и отрицательные, а для классических комедий такое деление героев обязательно. В каждом персонаже чеховских пьес сочетаются как положительные, так и отрицательные качества. Например, в Раневской мы видим и эгоизм, и лень, и безволие, и барство, но в то же время Раневская искренна, добра, в какой-то степени умна.
Все персонажи пьесы смешны, комичны (за исключением Ани), конечно, по-своему. Гаев - бильярдными терминами и своей бестолковой привычкой на любой вопрос отвечать: «Кого?». Раневская - своей рассеянностью и манерой выражаться, Петя Трофимов - своим «недотепством», Варя чрезмерной хозяйственностью и слезливостью.

Пьесу «Вишневый сад » можно справедливо назвать «комедией характеров». Но вместе с комичностью поведения мы видим и драматический характер переживаний героев. Раневская, жалуясь на свою жизнь, вспоминая о прошлом, вызывает у нас чувство жалости к ней, сочувствие.

Своеобразие конфликта в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» воплотилось и в системе образов и персонажей. Безусловно, центральным образом пьесы является вишневый сад. Все проблемы, переживания строятся вокруг него. Все мысли, воспоминания героев связаны с ним. Обличительной особенностью сюжета является отсутствие ярко выраженного конфликта, действие не сквозное, а внутреннее. Все события происходят в одном имении с постоянными персонажами. Внешний конфликт в пьесе заменен на драматизм переживаний героев. Отсутствие внешнего возбудителя в пьесе наводит на мысль, что Чехов хочет показать нам неизбежность и естественность смены времен и поколений. Старый мир крепостной России олицетворяют образы Гаева, Раневской, Вари, Фирса. Мир сегодняшний, мир деловой буржуазии олицетворяет Лопахин, мир неопределившихся тенденций будущего - Аня и Петя Трофимов. Противостояние между прошлым и настоящим, между Раневской и Лопахиным, в общем-то, отсутствует. Лопахин хочет помочь Раневской, дает советы по спасению имения, он даже предлагает взять на себя хлопоты по устройству дел, но Раневская отказывается.

Усиление психологизма пьесы достигается Чеховым за счет «подводного течения» (термин Станиславского). Суть этого приема состоит в том, что Чехов выносит за пределы сцены главное событие - продажу имения на аукционе. О том, что имение продано, что покупатель - Лопахин, мы узнаем лишь по отдельным репликам персонажей. Основное Чехов показывает через призму частностей, мелочей, через «ерунду». Так, о психологическом состоянии героев мы можем судить по их эмоционально окрашенной речи. В начале пьесы настроение у всех приподнятое, радостное, затем постепенно нарастает тревога за имение, обстановка «накаляется», а после продажи имения у всех чувство тревоги исчезает и появляется чувство ожидания нового, светлое чувство.

Важную роль в пьесе играет художественная деталь. При помощи символической детали Чехов передает эмоциональное состояние, показывает авторскую позицию. Примеры символической детали - звук лопнувшей струны, город, который виден только в ясную погоду, случайный прохожий. При помощи такой детали, как стук топора, вырубка вишневого сада, Чехов показывает смену эпох: вырубается сад, прошлое освобождает место для будущего.

Сочетание комического и лирического в поведении героев, внутренний драматизм переживаний и чувств создают тот неповторимый жанр комедии, который создал Чехов-драматург,- жанр лирической комедии. Умелое использование «подводного течения» и художественной детали подняли «низкий» жанр комедии на недосягаемую высоту. И в этом великая заслуга Чехова.

Конфликт в драматическом произведении

Одной из особенностей драматургии Чехова было отсутствие открытых конфликтов, что весьма неожиданно для драматургических произведений, ведь именно конфликт является движущей силой всей пьесы, а ведь Антону Павловичу было важно показать жизнь людей через описание повседневности, тем самым приблизив сценические персонажи к зрителю. Как правило, конфликт находит выражение в сюжете произведения, организуя его, внутренняя неудовлетворенность, желание что-то заполучить, или не потерять подталкивает героев к свершению каких- либо поступков. Конфликты могут быть внешними и внутренними, а их проявление бывает явным или скрытым, так конфликт в пьесе «Вишневый сад» Чехов успешно спрятал за бытовые трудности действующих лиц, присутствующий как неотъемлемая часть той современности.

Истоки конфликта в пьесе «Вишневый сад» и его своеобразие

Что бы понять основной конфликт в пьесе «Вишневый сад» необходимо учитывать время написания этого произведения и обстоятельства его создания. Чехов писал «Вишневый сад» в начале ХХ века, когда Россия находилась на стыке эпох, когда неотвратимо приближалась революция, и многие чувствовали надвигающиеся громадные перемены всего привычного и устоявшегося образа жизни русского общества. Осмыслить и понять происходящие в стране изменения пытались многие писатели того времени и Антон Павлович не стал исключением. Пьеса «Вишневый сад» была представлена публике в 1904 году, став финальной в творчестве и жизни великого писателя, и в ней Чехов отразил свои раздумья о судьбе своей страны.

Упадок дворянства, вызванный изменениями в социальном укладе и не умение приспособиться к новым условиям; отрыв от своих корней не только землевладельцев, но и крестьян, начавших перебираться в город; зарождение нового класса буржуазии, пришедшего на место купечества; появления интеллигентов, вышедших из простого народа – и все это на фоне зарождающегося всеобщего недовольства жизни – вот, пожалуй, главный исток конфликта комедии «Вишневый сад». Разрушение главенствующих представлений и духовной чистоты влияло на общество, и драматург уловил это на подсознательном уровне.

Ощущая грядущие перемены, Чехов попытался передать свои чувства зрителю через своеобразие конфликта в пьесе «Вишневый сад», ставший новым типом, характерный для всей его драматургии. Этот конфликт зарождается не между людьми или социальными силами, он проявляется в несовпадении и отталкивании реальной жизни, её отрицании и замещении. И это нельзя было сыграть, этот конфликт можно было только прочувствовать. К началу ХХ века общество еще не было способно это принять, и требовалось перестраивать не только театр, но и зрителя, а для театра, знавшего и умеющего раскрывать открытые противостояния передать особенности конфликта в пьесе «Вишневый сад» было практически не возможно. Поэтому- то Чехов и был разочарован премьерным показом. Ведь по привычке конфликтом было обозначено столкновение прошлого в лице обедневших помещиков и будущего. Однако, будущее тесно связанное с Петей Трофимовым и Аней не укладывается в логику Чехова. Навряд ли Антон Павлович связывал будущее с «облезлым барином» и «вечным студентом» Петей, не способного проследить даже за сохранностью своих старых галош, или Аней, при пояснении роли которой, Чехов делал главный упор на ее молодость, и это было главным требованием к исполнительнице.

Лопахин – центральный персонаж в раскрытии главного конфликта пьесы

Почему Чехов делал основной упор на роли Лопахина, говоря, что если его образ не удастся, то и всю пьесу ждет провал? На первый взгляд именно противостояние Лопахина легкомысленным и пассивным владельцам сада является конфликтом в его классической интерпретации, а торжество Лопахина после покупки его разрешением. Однако именно такого истолкования и опасался автор. Драматург много раз говорил, опасаясь огрубления роли, что Лопахин это купец, но не в традиционном его понимании, что он человек мягкий, и доверять его изображение «крикуну» ни в коем случае нельзя. Ведь именно через правильное раскрытие образа Лопахина становиться возможным понимание всего конфликта пьесы.

Так в чем же заключен основной конфликт пьесы? Лопахин пытается подсказать хозяевам имения как можно спасти свою собственность, предлагая единственный реальный вариант, но они не внемлют его советам. Чтоб показать искренность его желания помочь, Чехов дает понять о нежных чувствах Лопахина к Любови Андреевне. Но несмотря на все попытки образумить и повлиять на хозяев, Ермолай Алексеевич, «мужик мужиком» становиться новым владельцем прекрасного вишневого сада. И он рад, однако это веселье сквозь слезы. Да он купил. Он знает, что делать со своим приобретением, чтоб получать прибыль. Но почему Лопахин восклицает: «Скорее бы это все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь!» И именно эти слова служат указателем на конфликт пьесы, оказывающимся в большей степени философским – несоответствие потребностей душевной гармонии с миром и действительностью в переходной эпохе и как следствие не совпадение человека с самим собой и с историческим временем. Во многом именно поэтому этапы развития основного конфликта пьесы «Вишневый сад» выделить практически не возможно. Ведь он зародился еще до начала действий, описываемых Чеховым, и своего разрешения так и не нашел.

За бытовыми эпизодами и деталями ощущается движение «подводного течения» пьесы, ее второй план. Чеховский театр строится на полутонах, на недоговоренности, «параллельности» вопросов и ответов без подлинного общения. Замечено, что главное в драмах Чехова скрыто за словами, сконцентрировано в знаменитых паузах: в «Чайке», например, 32 паузы, в «Дяде Ване» — 43, в «Трех сестрах» — 60, в «Вишневом саде» — 32. Такой «молчаливой» драматургии до Чехова не было. Паузы в значительной степени формируют подтекст пьесы, ее настроение, создают ощущение напряженного ожидания, прислушивания к подземному гулу грядущих потрясений.

Мотив одиночества, непонимания, растерянности — ведущий мотив пьесы. Он определяет настроение, мироощущение всех персонажей, например, Шарлотты Ивановны, спрашивающей самое себя прежде всего: «Кто я, зачем я, неизвестно». Не может найти «верного направления» Епиходов («двадцать два несчастья»): «...никак не могу понять направления, чего мне собственно хочется, жить мне или застрелиться». Фирсу прежний порядок был понятен, «а теперь все вразброд, не поймешь ничего». И даже прагматичному Лопахину лишь иногда «кажется», что он понимает, зачем он живет на свете.

Хрестоматийным стал часто цитируемый фрагмент второго действия пьесы, в котором непонимание, сосредоточенность каждого персонажа пьесы исключительно на собственных переживаниях предстают с особой наглядностью:

«Любовь Андреевна. Кто это здесь курит отвратительные сигары...

Гаев. Вот железную дорогу построили, и стало удобно. Съездили в город и позавтракали... желтого в середину! Мне бы сначала пойти в дом, сыграть одну партию...

Лопахин. Только одно слово! (Умоляюще.) Дайте же мне ответ!

Гаев (зевая). Кого?

Любовь Андреевна (глядит в свое портмоне). Вчера было много денег, а сегодня совсем мало...»

Диалога нет, реплики случайны, настоящее кажется зыбким, а будущее — неясным, тревожным. А. П. Скафтымов комментирует: «Таких “случайных” реплик у Чехова множество, они всюду, и диалог непрерывно рвется, ломается и путается в каких-то, видимо, совсем посторонних и ненужных мелочах. В них важен не предметный смысл, а жизненное самочувствие». Каждый говорит (или молчит, и молчание становится красноречивее слов) о своем, и это свое оказывается недоступным для других.

Для Раневской и Гаева предложение Лопахина отдать имение под дачи, вырубив старый вишневый сад, представляется низменно «материальным», пошлым: «Дачи и дачники — это так пошло, простите», — отвечает Любовь Андреевна Раневская. Те 25 тысяч годового дохода, которые обещает им Лопахин, не могут компенсировать владельцам очень важного — памяти о дорогом прошлом, красоты сада. Для них снести дом и вырубить сад — это и означает потерять имение. По словам А. П. Скафтымова, «у всех лиц пьесы имеется внутри что-то эмоционально дорогое, и у всех оно показано Чеховым одинаково недоступным для всех окружающих».

Есть у каждого персонажа что-то, что заглушает боль расставания с вишневым садом (или радость приобретения). Ведь могли же Раневская и Гаев легко избежать разорения, для этого стоило всего лишь отдать в аренду вишневый сад. Но отказываются. С другой стороны, и Лопахин после приобретения вишневого сада не избежит уныния и грусти. Он обращается неожиданно со словами упрека к Раневской: «Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь». И в тон со всем ходом пьесы, настроениями всех персонажей Лопахин произносит свою знаменитую фразу: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь». Жизнь всех героев нелепая и нескладная.

Суть конфликта пьесы заключается не в утрате вишневого сада, не в разорении владельцев дворянской усадьбы (иначе, наверное, пьеса имела бы другое название, например, «Продажа имения»). Причина разлада, источник конфликта — не в борьбе за вишневый сад, а во всеобщем недовольстве жизнью, по справедливому утверждению А. П. Скафтымова: «Жизнь идет и напрасно сорится у всех давно, изо дня в день. Горечь жизни этих людей, их драматизм, следовательно, состоит не в особом печальном событии, а именно в этом длительном, обычном, сером, одноцветном, ежедневно будничном состоянии».

Но, в отличие от классической драмы XIX века, виновник страданий и неудач в пьесе не персонифицирован, не назван, им не является кто-либо из действующих лиц. И читатель обращает свой вопросительный взор за пределы сцены — в само устройство, «сложение» жизни, перед лицом которого оказываются бессильными все персонажи. Главный конфликт чеховских пьес — «горькая неудовлетворенность самим сложением жизни» — остается неразрешенным.

Чехов в своих пьесах, и с наибольшей силой в «Вишневом саде», выразил настроения рубежа эпох, когда явственно ощущался гул надвигающихся исторических катаклизмов. Симптоматично, что в том же 1904 году, когда был поставлен "Вишневый сад", было написано близкое по эмоциональному ощущению действительности стихотворение поэта-символиста З. Гиппиус, в котором чрезвычайно экспрессивно было выражено недовольство современностью и знание о предстоящих переменах.

В пьесе все живут ожиданием неотвратимо надвигающейся катастрофы: расставания не с вишневым садом, а с целой тысячелетней эпохой — тысячелетним укладом русской жизни. И никто еще не знает, но уже предчувствует, что под топором Лопахина погибнет не только сад, но и многое из того, что дорого и Раневской, и Лопахину, и тем, кто верил, что «все будет иначе», — Ане и Пете Трофимову. Перед таким будущим оказывается призрачным сюжетный конфликт «Вишневого сада».

Чеховское творчество справедливо называют энциклопедией духовных исканий своего времени, в котором отсутствовала общая идея. В одном из писем Чехов о своей эпохе безвременья писал: «У нас нет ни ближайших, ни отдаленных целей, и в нашей душе хоть шаром покати. Политики у нас нет, в революцию мы не верим, бога нет, привидений не боимся, а я лично даже смерти и слепоты не боюсь... Не я виноват в своей болезни, и не мне лечить себя, ибо болезнь сия, надо полагать, имеет свои скрытые от нас хорошие цели и послана недаром...»

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса