Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Рафаэль «Сикстинская мадонна»: История картины. Сикстинская мадонна рафаэля описание картины и творчества великого художник ренессанса Сообщение о картине сикстинская мадонна рафаэля

Не имеющий аналогов творческий взлёт Рафаэля венчает «Сикстинская Мадонна», ознаменовавшая заключительный этап становления его художественного метода. Картина стала синтезом многих находок художника и завершила эволюцию образа Мадонны в его творчестве. О картине Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» читайте в нашей статье.

Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции. Раскрытый занавес символизирует развёрнутые небеса, а его зелёный цвет олицетворяет милосердие Бога Отца, пожертвовавшего сыном ради спасения людей. Рафаэль представил явление Богоматери, как чудо зримое, использовав для этого раздвинутый занавес. В подобных сценах занавес традиционно поддерживают ангелы, а в «Сикстинской Мадонне» занавес как будто раздвинут Святым Духом.

«Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти

Композиция настолько совершенна, настолько точно найден ракурс картины, что создаётся ощущение присутствия при таинстве. И этот «эффект присутствия» - одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Ритмический строй, который достигается благодаря особой композиционной расстановке персонажей, концентрирует внимание на Мадонне с Младенцем в центре картины. Фигура Девы Марии, впервые изображённая художником в полный рост и почти в натуральную величину, выглядит здесь величественнее, чем на других полотнах Рафаэля, посвящённых Матери Иисуса. Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю. Взгляд Мадонн на предшествующих полотнах художника никогда не был обращён на что-либо вне картины. Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний. А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она - провидица - уже знает. Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте. По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св. Сикста напротив деревянного распятия, поэтому лица Марии и Младенца отражают чувства, которые они испытывают при виде мученической смерти Христа.

«Мария и Младенец», фрагмент «Сикстинской Мадонны», Рафаэль Санти

По словам историка искусства Стама: «Лоб его (Младенца Христа) не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьёзны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… его глаза смотрят на открывшийся перед ним мир пристально, напряжённо, с недоумением и страхом».

Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным. По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых. Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо. О том, что Богоматерь - явление неземное свидетельствует лёгкость, с которой Мария шествует по облакам, в то время как папа Сикст и Св. Варвара «утопают» в облаках. Обычно Богоматерь изображали сидящей, а Мария Рафаэля спускается на землю к людям, на них, молящихся в церкви, указывает Св. Сикст. Мария несёт людям самое дорогое, что может быть у матери - своего ребёнка - и, как она знает, на страдания и смерть. В этом одиноком шествии Богоматери выражена вся трагическая жертвенность, на которую она обречена. Так Рафаэль придал евангельской легенде глубокое человеческое содержание -высокую и извечную трагедию материнства. Вот почему так сложно выражении лица Марии. Драматичный и выразительный образ Марии не идеализирован, художник наделил Богоматерь одновременно земными чертами и религиозной идеальностью.

«Папа Сикст II », фрагмент «Сикстинской Мадонны», Рафаэль Санти

В левой части картины коленопреклонённый Св. Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем. Его левая рука в знак преданности Богоматери прижата к груди, он просит её о заступничестве молящихся перед алтарём. В знак почтения перед Марией с головы понтифика снята папская тиара, состоящая из трёх корон, которые символизируют царство Бога Отца, Сына и Святого Духа. Тиара увенчана геральдическим символом рода Ровере - желудем, а на золотой мантии Сикста вышиты дубовые листья. О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы. Во время гонения христиан в Риме при императоре Валериане, папа Сикст II был казнён через отсечение головы. Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II , своего покровителя. По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св. Варварой, которая облегчает муки умирающих.


«Св. Варвара», фрагмент «Сикстинской Мадонны», Рафаэль Санти

Справа Рафаэль написал Св. Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы. Эта святая великомученица III века, отличавшаяся необыкновенной красотой, втайне от отца - язычника обратилась в христианскую веру. По приказу императора за свою приверженность к христианству она была обезглавлена собственным отцом Диоскором. Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся. Потупленный взгляд коленопреклонённой Св. Варвары и её поза выражают покорность и благоговение.

Рафаэль изобразил облака в виде ангелов, поющих славу Господу. А два бесстрастных ангела внизу картины символизируют неизбежность Божественного Промысла: Христос не может изменить свою судьбу и избежать предначертанной мучительной смерти.

«Ангелы», фрагмент «Сикстинской Мадонны», Рафаэль Санти

«Сикстинская Мадонна» стала классикой мирового искусства. «Разные поколения, разные люди усматривали в «Сикстинской Мадонне» своё. Одни видели в ней выражение только религиозной идеи. Другие толковали картину с точки зрения скрытого в ней нравственно-философского содержания. Третьи ценили в ней художественное совершенство. Но, по-видимому, эти три аспекта неотделимы друг от друга». (В.Н. Гращенков, автор книги «Рафаэль»).

Один из наиболее часто обсуждаемых и самых любимых шедевров Возрождения - это картина "Сикстинская Мадонна" Рафаэля. Для многих людей она остается примером высокой западной живописи. Ее популярность практически так же велика, как у "Моны Лизы". Все, кто изучал это полотно, признавали странные и сбивающие с толку выражения лиц Марии и младенца Иисуса, но все попытки расшифровать их значения зачастую были неудачными.

Небольшая история великого шедевра

Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны. Когда он писал свое полотно "Сикстинская Мадонна", то совершил некий прорыв в творчестве и оставил для потомков уникальный шедевр. Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия. Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов. В XVI столетии это уникальное произведение было почти забыто, в XIX стало одним из самых популярных творений мирового искусства, а в середине XX века едва не погибло. Все эти перипетии выпали на долю полотна, которое написал Рафаэль Санти, - "Сикстинская Мадонна".

Шедевр, который не может оставить равнодушным

Великого эпохи Возрождения называли поэтом образа Мадонны. Мотив матери с младенцем оставался неизменным во многих произведениях Рафаэля, но "Сикстинская Мадонна" производит на зрителя наиболее сильное впечатление - глаза Мадонны смотрят доверчиво и в то же время тревожно.

С величием и простотой женщина несет людям самое дорогое - своего сына. Мадонна легко и уверенно ступает по облакам, которые клубятся под ее босыми ногами. Легкий ветерок откидывает край ее простого плаща. Всем своим обликом Мадонна напоминает обыкновенную крестьянку. Она даже своего сына держит так, как обычно держат детей крестьянские женщины. Именно так передал образ Девы Марии автор "Сикстинской Мадонны".

Предположения искусствоведов о шедевре Рафаэля

Эту простую женщину встречают как Царицу небесную. На Мадонну восхищенно смотрит коленопреклоненный старик в парадной папской мантии - это Святой Сикст. Именно ему явилась Богоматерь вместе со своей спутницей которая облегчает муки умирающих.

Искусствоведы уделяют пристальное внимание работе Рафаэля "Сикстинская Мадонна": и ее подробное изучение занимает умы исследователей многие десятилетия, ведь это надгробное полотно, которое художник создал на смерть своего благодетеля Папы Юлия Второго. Вот почему черты лица Юлия запечатлены в образе Святого Сикста, а стоящая на парапете, увенчана желудем, гербовым знаком Юлия Второго.

Заказ на надгробную картину

Покровитель Рафаэля Санти был своенравным стариком. Он мог поколотить художника своим посохом или отдать приказ о разрушении фресок, которые ему не понравились. В то же время Юлий не жалел никаких средств на украшение дворцов и церквей.

По его заказу Рафаэль занимался росписью залов нового папского дворца в Риме и создал величественные фрески "Диспут", "Парнас" и другие. В 1513 году Юлий Второй умер, и Рафаэлю, как одному из его самых любимых художников, было предложено написать картину, которая должна была находиться над гробницей Папы в Римском соборе Сан-Пьетро. Конечно, согласился на выполнение этой работы Рафаэль Санти. "Сикстинская Мадонна" стала надгробной картиной.

Двухсотлетние скитания известного полотна

Предполагается, что художник работал над своим произведением в 1513 году, но родственники Папы передумали и в соборе вместо картины установили статую. Это была скульптура "Моисей" работы Микеланджело, вечного соперника Рафаэля. А отвергнутый шедевр художника был вывезен из Рима. Так начались скитания "Сикстинской Мадонны".

В течение двух столетий картина находилась в провинциальном городке Пьяченце, в монастыре бенедиктинцев.

Это породило легенду о том, что "Сикстинская мадонна" была написана по заказу монахов для церковного алтаря. Прошло более двух веков, и картину в 1754 году приобрел страстный немецкий коллекционер живописи Август Третий. Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму. Произведение было привезено в Саксонию, в Дрезденский дворцовый ансамбль, но видеть ее могли только избранные. Жемчужина галереи, которую написал Рафаэль Санти, "Сикстинская Мадонна", на последующие 100 лет была сокрыта от посторонних взглядов в одном из безлюдных залов дворца.

Исторические события, которые пришлось пережить известному шедевру

А тем временем Европу сотрясали революции. В 1749 году в Германии началось народное восстание. Во время уличных боев в Дрездене загорелся концертный зал Цвингера, но картины, к счастью, не пострадали. Через 6 лет поврежденная часть дворца была восстановлена.

В 1855 году "Сикстинская Мадонна" вместе с другими шедеврами была перевезена в другое крыло здания. Дрезденская галерея стала местом паломничества тысяч людей из многих стран мира. 8 мая 1945 года Дрезден атаковало полторы тысячи американских бомбардировщиков. Исторический центр города, имеющий трехсотлетнюю историю, был разрушен за полтора часа. Архитектурный ансамбль Цвингер был превращен в развалины.

Но через два месяца недалеко от Дрездена советскими воинами была обнаружена заброшенная каменоломня. Там прямо на сырых камнях лежали полотна голландских мастеров, и только одна картина была тщательно упакована в ящик со специальными амортизаторами. Конечно, это был знаменитый шедевр, который создал Рафаэль Санти, - "Сикстинская Мадонна".

Путешествие в Россию

Летом 1945 года эта картина вместе с другими полотнами из немецких музеев была вывезена в Москву. В течение девяти лет лучшие реставраторы возвращали к жизни пострадавшее произведение искусства. А в 1954 году "Сикстинская Мадонна" и другие экспонаты были выставлены на два месяца в Московском после чего были возвращены в ГДР.

За годы своей жизни множество произведений написал Рафаэль Санти. Картины "Сикстинская мадонна", "Три грации", "Обучение Девы Марии", "Триумф Галатеи" и многие другие вызывают чувство восхищения и благоговейного трепета.

Религиозная тематика является достаточно популярной среди современников Рафаэля. Однако основным отличием данной картины от аналогичных является ее наполненность живыми эмоциями в сочетании с довольно простым сюжетом.

Композиция

В центре внимания - женская фигура Мадонны, которая держит на руках своего маленького сына. Лицо девы полно некой печали, словно она заранее знает, что ждет ее сына в будущем, а вот малыш, напротив, проявляет яркие, позитивные эмоции.

Дева с новорожденным Спасителем на руках идет не по полу, а по облакам, что символизирует ее вознесение. Ведь именно она земле грешников принесла Благословение! Лик матери с ребенком на руках светел и продуман до мелочей, а если внимательно всмотреться в лицо малыша, то можно заметить взрослое выражение, несмотря на его очень юный возраст.

Изобразив Божественное дитя и его мать максимально человечными и простыми, но при этом идущими по облакам, автор подчеркнул тот факт, что независимо от того, божественный ли это сын, или человеческий, все мы рождаемся одинаково. Таким образом художник передал мысль, что только с праведными мыслями и целями возможно найти подходящее для себя место на Небесах.

Техника, исполнение, приемы

Шедевр мирового уровня, эта картина содержит в себе совершенно несочетаемые вещи, как людское бренное тело и священность духа. Контраст дополняется яркими цветами и четкими линиями деталей. Отсутствуют лишние элементы, фон бледный и содержит изображения других светлых духов или поющих ангелов за спиной Мадонны.

Рядом с женщиной и младенцем изображены святые, которые преклоняются перед Спасителем и его матерью - первоосвященник и святая Варвара. Но они как бы подчеркивают равенство всех героев картины, несмотря на коленопреклоненную позу.

Внизу располагаются два забавных ангела, которые стали настоящим символом не только этой картины, но и всего творчества автора. Они маленькие, и с задумчивыми лицами с самого низа картины наблюдают за тем, что происходит в жизни Мадонны, ее необыкновенного сына и людей.

Картина до сих пор вызывает множество споров у специалистов. Например, очень интересным считается факт, что нет единого мнения о том, сколько пальцев на руке понтифика. Некоторые видят на картине не пять, а шесть пальцев. Также интересно то, что, по легенде, Мадонну художник рисовал со своей любовницы Маргериты Лути. А вот с кого рисовался малыш, неизвестно, но есть вероятность, что лицо ребенка автор рисовал со взрослого человека.

Искусство Италии 16 века. Высокое Возрождение.
Картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для Рафаэля Санти оно явилось также своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур – все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина «Сикстинская мадонна» обнаруживает важное новое качество – повышенный духовный контакт со Зрителем. В предшествующих его «Мадоннах» образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины; они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя. Лишь в картине Рафаэля «Мадонна в кресле» персонажи смотрят на зрителя, и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Во взгляде же Сикстинской мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах – причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, – есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью.

Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию – в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И, как всегда у Рафаэля, эмоциональное содержание его образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Картина «Сикстинская мадонна» дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной «многозначности» самых простых движений и жестов. Так, сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте; фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем – ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. Высокая образная содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох, считавших себя его последователями, у которых часто за идеальным обликом их персонажей не скрывалось ничего, кроме внешнего эффекта.

Композиция «Сикстинской мадонны» на первый взгляд проста. В действительности же это простота кажущаяся, ибо общее построение картины основано на необычайно тонких и в то же время строго выверенных соотношениях объемных, линейных и пространственных мотивов, сообщающих картине величие и красоту. Ее безупречное равновесие, лишенное искусственности и схематизма, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур. Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом, и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов. Такой на первый взгляд незначительный мотив, как папская тиара, поставленная в углу картины на парапете, имеет большое образное и композиционное значение, внося в картину ту долю ощущения земной тверди, какая требуется, чтобы придать небесному видению необходимую реальность. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля – так называемой «Дамы в покрывале» («La Donna Velata», 1516, галерея Питти). Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

«Одной картины я хотел быть вечный зритель» , – говорил Пушкин о «Сикстинской Мадонне» кисти великого Рафаэля Санти .

Этот шедевр Эпохи Возрождения был впервые написан художником без помощи его учеников и показывал Богоматерь, которая буквально сходит ко зрителю, обращая на него свой мягкий взгляд.

Заказ на создание картины Рафаэль получил в 1512 году и сразу переехал из Рима в глухую провинцию, чтобы скорее приступить к делу. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта. Многие говорили, что картина создавалась в то время, когда Рафаэль переживал личное горе, поэтому он вложил свою печаль в образ прекрасной девы с грустными глазами. Во взгляде матери зритель способен прочитать волнение и смирение – чувства, вызванные предвидением неизбежной трагической судьбы собственного сына. Мадонна трепетно прижимает к себе дитя, словно ощущая минуту, когда ей придется оторвать от сердца нежного младенца и представить человечеству Спасителя.

Изначально «Сикстинская Мадонна» задумывалась как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста. В то время для подобной работы мастера «набивали руку» на деревянной доске, но Рафаэль Санти изобразил Богоматерь на холсте, и вскоре ее фигура величественно возвышалась над полукруглым хором церкви.
Свою Мадонну художник изобразил босой, укрытой в простое покрывало и лишенной ореола святости. К тому же, многие зрители отмечали, что женщина держит ребенка на руках так, как это делали простые крестьянки. Несмотря на то, что Дева лишена видимых атрибутов высокого происхождения, другие герои картины встречают ее как царицу. Юная Варвара взором выражает благоговение перед Мадонной, а Святой Сикст преклоняет перед ней колени и протягивает руку, которая знаменует собой символ явления Богоматери людям. Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». На самом деле, наличие лишнего пальца – всего лишь иллюзия, и зритель видит внутреннюю сторону ладони Сикста.

Разнообразные слухи ходили и вокруг изображенного образа Богоматери. Некоторые исследователи отмечают, что Мадонна представляет собой божество в человеческом обличии, а ее лицо принято считать воплощением идеала античной красоты. Карл Брюллов однажды сказал о ней:

«Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем»

Сегодня нельзя точно установить, была ли Дева действительно такой, как ее изобразил Рафаэль, поэтому вокруг этого вопроса складывают множество легенд. Одна из них гласит, что прототипом легендарной Мадонны стала Форнарина – любимая женщина и натурщица художника. Но в дружеском письме к Бальдассаре Кастильоне мастер говорил, что создавал образ совершенной красоты не с определенной девушки, а синтезировал свои впечатления от многих красавиц, которых суждено было встречать Рафаэлю.

Создавая собирательный образ, великому художнику удалось в «Сикстинской Мадонне» соединить черты высшего религиозного идеала с высшей человечностью, сохранив при этом простоту композиции. Многие отмечали, что , словно зная тайны мироздания, приоткрыл перед человеком занавес в непостижимый мир, о чем говорил Карло Маратти:

«Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы поверил»

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса