Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проблема благотворного влияния. Тема "Природа и человек": аргументы. Проблема отношения к природе. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Трудно оценить значение природы в жизни человека. Она щедро дарит людям свои богатства, удивляет гордым величием и неповторимой красотой, вдохновляет. Природа учит нас быть человечными, гуманно относиться ко всему живому, противостоять любому проявлению зла и жестокости.

В тексте Г.Троепольского затрагивается проблема благотворного влияния природы на человека. Желтый лес, в котором «все горело и светило вместе с солнцем», где «было… легко… и весело», помог главному герою - охотнику по-настоящему испытать чувство боли «за всех убивающих бесполезно».

Наслаждаясь тишиной, любуясь красотой осеннего леса и работой верного четвероногого друга, Иван Иваныч чувствует себя счастливым, улыбается. И вдруг выстрел… Страшным и нелепым кажется он в лесу, где царствуют тишина и гармония. Обиженным эхом отозвался лес, он словно недоумевает: «испугались, вздрогнули» березы, «дубы охнули».

«Для тебя только, Бим», — старается найти оправдание своему поступку охотник, держа на ладони мертвого вальдшнепа. Но воспоминания о прошлом, об убитой вчера птице не дают успокоиться совести. С этого дня чувство жалости к животным и птицам с каждым днем укреплялось в душе Ивана Иваныча.

Человек очень виноват перед «братьями нашими меньшими». И вина эта лежит не только на браконьерах, равнодушно убивающих зверей ради собственной выгоды. Бесчеловечно поступают люди, выбрасывающие животных на улицу, оставляя их на произвол судьбы. К сожалению, подобное явление не является редкостью.

Невозможно представить природу без животных и птиц. Они не только приносят пользу, но и украшают нашу планету. Многим людям не мешает поучиться у них любви, верности и взаимопониманию.

С раннего детства нам известны произведения, рассказывающие о «человеческих» качествах «братьев наших меньших». До слез трогательным казался когда-то коротенький рассказ Л.Н. Толстого о дружбе льва и маленькой собачки. Удивлял героизм серого воробья, самоотверженно заслонявшего крохотным тельцем свое детище. Сам И.С. Тургенев, автор стихотворения в прозе «Воробей», признается, что «благоговел перед той маленькой… птицей, перед любовным ее порывом». Мы радовались за Митрашу, героя сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца», к которому пришла на помощь Травка, чуткая к добру собака мудрого лесника Антипыча.

Очень хочется, чтобы каждый человек научился ценить и чувствовать сердцем красоту и неповторимость окружающего нас мира природы, научился быть человечным. Может, для этого нужно чаще отправляться в желтый осенний лес, в котором, по мнению писателя Г. Троепольского, человек становится чище?

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Какое воздействие оказывает природа на человека? Как смена окружения может изменить взгляды и вкусы личности? Проблему благотворного влияния природы на человека поднимает Б. П. Екимов.

Размышляя на эту тему, автор приводит в пример эпизод из своей жизни. Он вместе со своим внуком, выросшим в окружении города, решает устроить "невеликий праздник", отправляясь в поселок Пятиморск. Вдали от городской суеты и грохота ребенку, ровно как и пожилому человеку, автору, на лоне природы открывается новый мир, не испорченный выхлопными газами вездесущих автомобилей и ржавым железом гаражей.

Позиция автора не выражена в одном предложении, однако не представляет труда сформулировать ее: взаимодействие человека с природой постепенно учит его находить прекрасное в мелочах, расширяет кругозор и морально, нравственно обогащает внутренний мир человека.

Я полностью согласен с точкой зрения автора. Людям, живущим исключительно в городах, необходимо уделять больше времени, ведь ничто, кроме как девственная, нетронутая рукой цивилизации природа, не воспитывает в человеке хорошие качества и добрые намерения.

Катерина Петровна Кабанова, героиня пьесы Александра Николаевича Островского "Гроза", являет собой яркий пример личности, воспитанной в окружении любви и свободы. Детство этой искренней, открытой женщины прошло в тесном контакте с природой, что в итоге и воспитало в ней столь добрую, чувственную, ранимую натуру. Молодая, свободолюбивая и мечтательная Катерина чахнет под гнетом представителей "темного царства", единственным спасением представляя только любовь к Борису… Но и это увлечение вскоре рушится: героиня понимает, что эта любовь была страшным грехом. Не чувствуя поддержки, не находя выхода из своего положения, Катерина погибает.

Толстой Лев Николаевич в романе-эпопее "Война и мир" также изобразил силу природы, возможность изменять человека, вдохновлять его. Старый, сухой дуб, который видит в первый раз князь Андрей Болконский, не дарит ему никаких впечатлений, однако, возвратившись к этому могучему дереву во второй раз, герой вдруг осознает, что именно нужно ценить в этой жизни, находит в себе силы избавить свою жизнь от той сухости, угрюмости: князь Болконский застает дуб полным жизненных сил, что и обновляет его взгляды на мир.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что взаимодействие человека с природой действительно позволяет тому найти вдохновение, силы жить дальше, воспитать в себе важные нравственные качества.

Как природа может воздействовать на самочувствие человека? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Андрей Платонов.

Рассуждая над данной проблемой, автор повествует об Юшке, добром и удивительном труженике. Когда он был рядом с природой, автор отмечает, что «больная грудь Юшки отдыхала». Писатель обращает наше внимание, что Юшка наслаждался каждым чудом природы, и «поэтому на душе у Юшки было легко».
Андрей Платонов убежден, что находясь на природе, человек начинает чувствовать себя намного лучше, его болезни будто на время оставляют его.

С мнением автора трудно не согласиться, я полностью разделяю его точку зрения. Природа обладает великой силой успокоения, воздействия, умиротворения и благотворного влияния. Она может заглушить внутренние тревоги, беспокойства, внушить человеку надежду. Природа всегда служила источником красоты, гармонии и спокойствия.

Данная проблема нашла свое отражение и в художественной литературе. Мцыри, герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, выросший в тесных монастырских стенах, давно задумал «взглянуть, прекрасная ли земля». Вырвавшись на свободу, юноша впервые почувствовал себя счастливым. Пышная природа успокоила его, помогла Мцыри ощутить себя таким же свободным, как она сама.

Вспомним также Игнатьича Утробина – героя рассказа «Царь-рыба» В.П. Астафьева. Встреча Игнатьича с царь-рыбой заставила его переосмыслить свою жизнь. Главный герой попросил прощения у природы за его дурные поступки: браконьерство и жестокость к людям. После Игнатьич почувствовал себя свободнее в моральном отношении.

Таким образом, можно сделать вывод, что велико влияние природы на внутреннее состояние человека. Одна из чудесных сил, которая может успокаивает наши тревожные души.

Показать текст целиком

(1)Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. (2)Он работал в кузнице при большой московской дороге. (З)Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. (4)Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

(5)Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожжённых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

(6)Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. (7)А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон и Юшка уж спать пошел.

(8)А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

(9)- Вон Юшка идет! (10)Вон Юшка!

(11)Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

(12)- Юшка! - кричали дети. (13)- Ты правда Юшка?

(14)Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шёл тихо и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

(15)По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. (16)Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. (17)Никто не знал, кем они ему приходились. (18)В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. (19)Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. (20)Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. (21)Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

(22)По дороге Юшка отдыхал: он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. (23)Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. (24)Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

(25)И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно.

(26)Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. (27)Он снова начинал жить по-прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его.

(28)Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому.

(29)Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни и грудная болезнь мучила его тела и истощала его, из-за неё он и умер.

(30)Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. (31)В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

(32)- Какого Ефима Дмитриевича? - удивился кузнец. (ЗЗ) - У нас такого сроду тут и не было.

(34)Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. (35)Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. (36)Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо её было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг дога

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2

Сдача Единого государственного экзамена - это всего лишь маленькое испытание, через которое придется пройти каждому школьнику на пути во взрослую жизнь. Уже сегодня многие выпускники знакомы со сдачей сочинений в декабре, потом и со сдачей Единого государственного экзамена по русскому языку. Темы, которые могут попасться для написания сочинения, абсолютно разные. А мы сегодня приведем несколько примеров того, какие произведения можно взять в качестве аргумента «Природа и человек».

О самой теме

О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.

Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем - ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.

Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

Проблема первая

Аргументы ("Проблема человека и природы") могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы - все это можно собрать в одно целое, если задуматься.

Аргументы

Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.

Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.

В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров - человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова - это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.

Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.

Вторая проблема

Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.

Аргументы

Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!

Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.

Третья проблема

Аргументы («Роль природы в жизни человека» - тема) тоже достаточно просто найти в литературе. Достаточно вспомнить лишь несколько произведений, которые рассказывают нам о том, какое влияние на нас оказывает природа.

Аргументы

Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.

В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.

Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.

Четвертая проблема

Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.

Аргументы

Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.

Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.

Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета. Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой. Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений. Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор - о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.

Пятая проблема

Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.

Аргументы

В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой - доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.

Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.

  1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Человек иногда, не замечая своего счастья, проходит мимо. Когда чувство любви возникает у него, становится поздно. Так случилось с Евгением Онегиным. Сначала он отверг любовь деревенской девушки. Встретившись с ней через несколько лет, он понял, что влюблён. К сожалению, их счастье невозможно.
  2. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени». Истинная любовь Печорина к Вере. Его легкомысленное отношение к Мэри и Бэле.
  3. И С. Тургенев. «Отцы и дети». Евгений Базаров отрицал всё, в том числе и любовь. Но жизнь заставила его испытать его это истинное чувство к Анне Одинцовой. Суровый нигилист не смог противостоять уму и обаянию этой женщины.
  4. И А. Гончаров. «Обломов». Любовь Обломова Ольги Ильинской. Желание Ольги вырвать Илью из состояния равнодушия и лени. Обломов пытался найти цель жизни в любви. Однако усилия влюблённых были тщетны.
  5. А. Н. Островский. Невозможно жить без любви. Доказательством тому является, например, глубокая драма, которую пережила Катерина, главная героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза».
  6. И.А. Гончаров. «Обломов». Великая сила любви - тема многих писателей. Часто человек способен ради любимого изменить даже свою жизнь. Однако не всегда это удаётся. Например, Илья Ильич, герой романа И.А. Гончарова «Обломов», ради любви отказался от многих своих привычек. Ольга же, испытав разочарование, бросает Обломова. Взаимообогащающего развития их отношений не получилось, потому что желание прозябать «переползая из одного дня в другой», для Ильи оказалось сильнее.
  7. Л.Н. Толстой. Любовь - великое чувство. Оно способно изменить жизнь человека. Но может принести много надежд и разочарований. Однако это состояние может и преобразить человека. Такие жизненные ситуации были описаны великим русским писателем Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Например, князь Болконский после жизненных невзгод был убеждён, что больше никогда не испытает счастья, радости. Однако встреча с Наташей Ростовой изменила его взгляд на мир. Любовь - великая сила.
  8. А. Куприн. Порой кажется, что из нашей жизни исчезает поэзия, волшебная красота любви, что мельчают чувства людей. Верой в любовь до сих пор поражает читателей рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет». Его можно назвать волнующим гимном любви. Такие рассказы помогают сохранить веру в то, что мир прекрасен, а людям иногда доступно недоступное.
  9. И.А. Гончаров «Обломов». Влияние дружбы на формирование личности - серьёзная тема, волновавшая И. А. Гончарова. Герои его романа, ровесники и друзья, И. И. Обломов и А. И. Штольц, показаны почти по одной схеме: детство, окружение, образование. Но Штольц пытался изменить сонную жизнь друга. Его попытки не увенчались успехом. После кончины Обломова Андрей взял в свою семью сына Ильи. Так поступают настоящие друзья.
  10. И.А. Гончаров «Обломов». В дружбе осуществляется взаимовлияние. Отношения бывают непрочными, если люди не желают помогать друг другу. Это показано в романе И.А. Гончарова «Обломов». Апатичная, трудная на подъём, натура Ильи Ильича и молодая энергия Андрея Штольца - всё это говорило о невозможности дружбы между этими людьми. Однако Андрей прилагал все усилия подвигнуть Обломова на какую-нибудь деятельность. Правда, Илья Ильич не смог достойно ответить на заботу друга. Но желания и попытки Штольца заслуживают уважения.
  11. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Дружба не всегда бывает прочной, особенно если она держится на подчинении одного человека другому. Подобную ситуацию описал Тургенев в романе «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов сначала был яростным приверженцем нигилистических взглядов Базарова и считал себя его другом. Однако он быстро растерял убеждение и перешёл на сторону старшего поколения. Базаров, по словам Аркадия, остался в одиночестве. Это произошло оттого, что дружба не была равноправной.
  12. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (о дружбе, товариществе). О том, что «нет святее уз товарищества», говорится в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса