Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация теплые и холодные краски. Урок изобразительного искусства "теплые и холодные цвета". Архип Куинджи "Эльбрус вечером"


Жили-были на свете две девочки-подружки – девочка ЗИМА и девочка ЛЕТО. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная и тёплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковёр. Среди множества красок, которыми работают девочки, у каждой из них есть своя самая любимая, самая волшебная.

У ЛЕТА – жёлтая, тёплый солнечный луч, а у зимы – синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в тёплый, согреть.

Девочка ЗИМА опускает в каждый цвет маленькую синюю льдинку, и цвет замораживается, приобретает холодный оттенок. А девочка ЛЕТО согревает краски тёплым жёлтым лучом, превращая их в тёплые. Тёплые цвета всегда сравнивают с солнцем и называют солнечными, а холодные – со льдом и называют холодными.


Ледокол Арктика .






Камерова Валентина Михайловна


Основные цвета

Составные цвета


Цветовой круг

ПОСМОТРИ на цветовой круг, И определи, где тёплые, а где холодные цвета?


Теплые цвета

Холодные цвета


Но существует между подружками спор. Подружки никак не могут решить, как же назвать зелёный цвет – тёплым или холодным.

Как вы думаете, почему?

Как можно получить зелёный цвет?






Рассмотри две фотографии с пейзажами.

Какой из этих пейзажей «тёплый» , а какой «холодный»? Почему?


Художники в своих картинах тоже используют сочетания тёплых и холодных цветов.

Архип Куинджи "Эльбрус вечером".


Ян ван Гойен "Пейзаж с дюнами".


Вспомните сказку «Конёк-горбунок» и представьте перо жар-птицы, которое осталось в руках Ивана, когда она вырвалась

Птица чудная она. Вся из пламени-огня. Крылья плавно поднимает, Хвост как веер распускает, Глазки яхонтом горят – Удивительный наряд. Побеждает темень, мрак. Туче чёрной – первый враг. А перо той дивной птицы Вмиг желание исполнит, Людям счастье принесёт.


Представьте пылающее перо, сияющего оттенками жёлто-оранжевого и красно-оранжевого цветов. Яркость и сочность тёплых цветов волшебного пера усиливается, если расположить его на фоне холодного неба, т.е. в окружении фиолетовых, синих, голубых.

Расположенные рядом тёплые и холодные цвета помогают друг другу звучать ярче, как бы громче.




Практическая работа .

Изображение пера Жар-птицы

Выберите для работы характер мазка.

Например, для фона – мазок «дождик» или «пятнышко».

А для изображения пера жар-птицы – мазок «волну».



ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА

Цели: познакомить учащихся с отдельными произведениями живописи; дать понятие теплого и холодного цвета; учить составлять гармонии теплого и холодного цвета; ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета; развивать навыки работы кистью; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: слайды или репродукции картин К. Ф. Юона «Мартовское солнце», М. А. Врубеля «Демон поверженный», А. П. Рябушкина «Свадебный поезд в Москве», А. Е. Архипова «Девушка с кувшином», Р. Кента «Ноябрь в северной Гренландии», цветовой круг.

Словарь: теплые и холодные цвета.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. П р и в е т с т в и е.

2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я.

Что здесь нарисовано?

П р е д п о л а г а е м ы е о т в е т ы: стаканчик для воды, карандаш, коробка с красками.

4. С м а ч и в а н и е к р а с о к.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Вы уже знаете, что цвет – одно из самых выразительных средств в живописи. Но у цвета много секретов. О том, что цвета могут быть основными и составными, вы узнали на прошлых уроках. А слышали ли вы о том, что цвет может быть теплым и холодным? Нет?

Тогда я сейчас вам открою этот секрет.

III. Сообщение теоретических сведений.

Учитель. Посмотрим на уже знакомый вам цветовой круг. Цветовой круг можно разделить на две части так, чтобы в одну вошли красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый цвета, получившие название «теплых» потому, что ассоциируются с солнцем, огнем, а в другую – голубовато-зеленый, голубой, синий, фиолетовый, называемые «холодными», так как напоминают о льде, воде, воздушной дали.

Понятия «теплые» и «холодные» цвета носят условный характер, так как восприятие цветов одной и той же группы относительно (сине-зеленый цвет, расположенный рядом с желто-зеленым, кажется холодным, а по сравнению с синим – теплым). Следовательно, любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может оказаться холодным и, наоборот, холодный цвет рядом с более холодным может быть теплым.

Зачем нам нужно знать, какие цвета теплые, какие холодные? Оказывается, зная это свойство цвета, можно в рисунке передать ощущение тепла или прохлады. Посмотрите, например, на картину американского художника Р. Кента «Ноябрь в северной Гренландии». Холодные цвета здесь создают ощущение мороза при первом же взгляде на нее.

Цветом мы также можем передать и настроение, потому что теплые цвета выглядят веселее и праздничнее.

Чтобы какой-либо цвет стал более теплым, в него нужно добавить, например, немного желтого. А если нужно сделать более прохладный оттенок, то к этому цвету добавляют голубой или синий.

IV. Беседа по произведениям живописи.

Учитель. В мировой живописи большинство художников писали всей цветовой палитрой, включающей и теплые, и холодные цвета. Однако для творчества некоторых живописцев характерна определенная гамма – теплая или холодная. Так, например, если вспомнить творчество художников Рокуэлла Кента, Василия Ивановича Сурикова, то можно сказать, что они мастера холодного цвета, а вот Сильвестр Щедрин, Рембрандт писали свои произведения теплой цветовой палитрой. Сравним пейзаж Константина Федоровича Юона (1875–1958) «Мартовское солнце» с картиной Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) «Демон поверженный».

И в том и в другом произведении вы видите синие цвета. Но в пейзаже К. Ф. Юона пронзительная, какая-то звенящая синева неба, снег, покрытый коркой наста, как будто потеплел в лучах утреннего солнца. Посмотрите на длинные тени от деревьев, мальчишек на лошадях. Синий цвет и в этом случае теплеет от добавления в него розового, превращая его в сине-сиреневый.

А вот М. А. Врубель, для того чтобы передать трагический образ мятущегося и, в конце концов, поверженного героя – Демона, использует холодные синие цвета. Для живописи этого художника вообще характерна напряженность цвета, не столько передающего реальные свойства предметов, сколько воплощающего чувства самого Врубеля. Поэтому здесь нет звучных сияющих пятен цвета, здесь все построено в темной напряженной красочной гамме только холодных синих и черных тонов, все желтые тона приглушены серым и зеленоватым, а красные даны лишь в самых холодных фиолетовых своих оттенках.

Сравним красные цвета в произведениях Абрама Ефимовича Архипова «Девушка с кувшином» и Андрея Петровича Рябушкина «Свадебный поезд в Москве». Теплые красные тона в портрете А. Е. Архипова рассказывают нам об отношении художника к изображаемой героине. Можете ли вы сказать, как живописец относился к натурщице?

Ученик. Глядя на портрет, мы можем сказать, что автор симпатизировал героине, восхищался ею. Возникает такое ощущение, будто она рядом с нами и мы с нею знакомы.

Учитель. В отличие от этого произведения в картине «Свадебный поезд в Москве» А. П. Рябушкин использует более холодные красные цвета. Как в этом случае вы относитесь к персонажам?

Ученик. Мы смотрим на картину и просто с интересом созерцаем описываемое событие и воспринимаем его как бы со стороны, как зрители.

V. Актуализация знаний учащихся.

1. Р е к о м е н д а ц и и.

Учитель. Сегодня вы будете создавать рисунок на тему «Фантастический лес» ограниченной палитрой, то есть используя различные оттенки только одной краски зеленого цвета.

Выбирая, в какой цветовой гамме вы будете работать – холодной или теплой, помните, что рисунок выполняется только в одной из них. Смешение теплой и холодной гаммы не допускается.

Кроме того, надо помнить, что работать в теплой гамме не значит пользоваться только желтым цветом. В красочном пятне могут быть оттенки коричневых, охристых и других цветов.

А какой у вас будет лес, зависит только от вашей фантазии. Для кого-то фантастический лес будет напоминать непроходимые джунгли, у кого-то в лесу будут расти невиданные деревья с небывалыми плодами, а кто-то, может быть, так нарисует обыкновенное, всем известное растение, что оно будет выглядеть фантастично, сказочно, нереально.

2. Э т а п ы р а б о т ы н а д р и с у н к о м.

Учитель. Но, что бы вы ни рисовали, порядок работы остается прежним. Художник начинает свою работу с того, что мысленно видит будущую картину целиком и с т р о и т к о м п о з и ц и ю на листе бумаги так, чтобы она была выразительной, выделяет главное и второстепенное в рисунке.

Затем выполняется к а р а н д а ш н ы й н а б р о с о к, в котором тонкими линиями прорисовываются детали предметов, соразмеряются их пропорции.

После этого на палитре п о д б и р а ю т с я о т т е н к и ц в е т а для каждой детали рисунка.

И в конце работы кончиком тонкой кисти п р о р и с о в ы в а ю т с я м е л к и е д е т а л и рисунка.

VI. Практическая работа.

З а д а н и е: выполнить рисунок на тему «Фантастический лес» ограниченной палитрой (акварель, гуашь).


▫ И чуточку ещё. Такая тема: Финская война. Прежде о ней вообще старались не говорить. Теперь публикаций много. И большей частью - безрадостно там, в публикациях. Но искажение истории - это разве правду рассказать о потерях, гибельных промахах в снабжении, управлении и командовании, пропаганде и вообще `направленности` всей этой военной кампании? Замалчивание - вот искажение. Хотя... И тут тоже два пути: можно мерзко посмеяться над поражениями, умолчав про героизм. А можно удариться в пафос, уличить в `пораженчестве` тех, кто реально оценивает масштабы и результаты...
▫ Мы с вами об одном и том же гутарим... Просто первый комментарий ваш стал не слишком понятен с ходу, а так, позиция у нас практически одна и та же.
▫ Совершенно верно: видеть адекватно. Например: вот был князь Александр. Наподдал он скандинавам, было дело. Потом `орденоносцам` насовал. А кроме того, ордынцев на Русь водил и в междоусобицах их помощью пользовался. Кстати, много тогда люду на Руси полегло, от этих походов. Уместно и объяснения действий привести: обстановку, проблемы выбора... Другой пример: роль такой-то такой-то организации в Великой Отечественной войне. И вместо `Если б не мы, то и победы бы не было!` - рассказать, как было на самом деле. Что были и те, кто из их рядов, но воевал. Количество можно указать (чтобы не складывалось впечатления, что остальные в сторонке стояли, а те деятели сами всё совершили). Отмечены в героизме. А были и те, кто обнимался-водку пил вместе с военными не в нашем обмундировании. Количество тоже указать - для сравнения масштабов участия на стороне нашей - и на стороне вражеской. Чтобы не складывалось впечатления, что они в сторонке стояли. И вывод сделать: вот так и побеждали. Все вместе. Это наша ОБЩАЯ победа. Не зависящая от креста, полумесяца и прочего; от `Спасибо`, `рахмет`, `баркал` или `дякую`. =================== Глядишь, в следующий раз молодой человек или девушка, увидевшая `сужденьица` о том, как всё было `ой, плохо-плохо-плохо!` - либо о том, как всё было `ой, хорошо-хорошо-хорошо!` - смогли самостоятельно, со ЗНАНИЕМ дела и БАГАЖОМ правдивых, адекватных знаний усмехнуться, простите: `Эт враньё, ребята. Это специально, чтобы страну нашу, Историю нашу, ЦЕННОСТИ наши исказить (опозорить, переврать, перехвалить, натянуть... и т.д.). Разве не адекватно? Думаю, и к стране, и к истории это будет уважительно и принципиально. Ну а одеяло перетягивающие - так, повторюсь, отечественные ещё гаже `мидуэевцев`. Какими бы ни были и к какой социальной или прочей `нише` не принадлежали. Потому что они - рядом. Среди нас. Потому что они знают: от взрослых и принципиальных можно огрести и, так сказать, `за базар ответить` - и лезут к детям. Различными способами. Уверен, что остановить таких - и адекватно, и патриотично. Кем бы они ни были и во что бы ни рядились и не `рядились`.

Тема урока «Теплые и холодные цвета» урока: Цели 1) Обучающие: ­ познакомить с первичными представлениями о выразительных средствах каждого вида искусств; ­ совершенствовать графические навыки при работе с разными материалами; ­ научить использовать холодные и тёплые цвета в работе с акварелью (наложение цвета, цветовые сочетания). 2) Развивающие: ­ развивать у детей восприятие особенностей весеннего пейзажа через живопись, поэзию, музыку; ­ развивать логическое мышление учащихся (умение делать сравнения, обобщения, выводы); ­ развивать творческое воображение учащихся; ­ развитие зрительно – двигательных координаций (психологическое развитие); ­ развивать различные приёмы работы кистью, карандашом, воском. 3) Воспитательные: ­ воспитание чувства прекрасного в природе через живопись, поэзию, музыку; ­ привитие учащимся навыков осторожного обращения с огнём (противопожарная безопасность). Оборудование: белый лист бумаги (для акварели), акварельные краски, сосуд для воды, простой карандаш, свеча для рисования, набор кистей, тряпочка, шаблон для линейного рисунка свечи, свеча в подсвечнике. Ход урока: 1.Организация класса Проверка готовности класса к уроку. ­ Природа является источником творчества человека. Вот что писал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский: «Даже искусство не может дать тех моментов эстетического восторга, которые даёт природа» ­ Сегодня мастер изображения познакомит вас с различными состояниями природы и цветом как средством выражения настроения, чувств, отношения к миру. 2) Загадка ­ Отгадайте загадку и узнайте, о каком времени года мы сегодня поговорим: Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если всё зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце светит ярче, Если птицам не до сна Если стал теплее ветер – Значит, к нам пришла… (весна) ­ Во все времена художники, поэты, писатели, композиторы воспевали в своих произведениях красоту этого времени года. ­ В природе зима борется с весной, не хочет уступать свои права; борьба холода и тепла. Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочной взмахнёт – В лесу подснежник расцветёт. ­ Любите ли вы сказки?

3) Сказка (осмысление эмоциональной выразительности тёплых и холодных цветов) «Живут на свете две подружки – девочка Снегурочка и девочка Весна. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит тёплая весна. Девочки дарят людям на память свои цвета. Но среди всех красок у них есть одна самая любимая, самая волшебная. С помощью этих красок они могут любой цвет превратить либо в холодный, либо в тёплый». ­ Какая волшебная краска у Снегурочки? (синяя) – холодная. У Весны? (жёлтая) – тёплая 3) Работа по таблице цветов ­ Какие цвета мы можем назвать тёплыми? Холодными? ­ Что выражают тёплые цвета? (радость, веселье, счастье). А холодные? (тревогу, загадочность, грусть). ­ Сегодня мы будем рисовать добрый огонь. ­ Отгадайте загадку: Таять может, да не лёд, Не фонарь, а свет даёт (свеча) (Показ рисунка для рисования) ­ Какие цвета использованы на рисунке? Зажигается свеча ­ По какому случаю зажигают свечи? (Новый год, день рождения, гадание, освещение) Последовательность выполнения рисунка Расположение листа – вертикальное Набросок карандашом (приём работы – тонкой линией) – линия горизонтальной и вертикальной поверхности. Рисование свечи в подсвечнике по шаблону. Работа красками от светлых тонов к тёмным. а) свеча (рисование воском, жёлтым цветом) б) пламя (приём наложения цвета: жёлтый, красный; фитиль – чёрный) в) изображения фона: вертикально – синий; горизонтально – фиолетовый. Работа широкой кистью г) изображение света от свечи (круг – наложение цвета) Во время работы звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» ­ Свою музыку композитор посвятил временам года (Весна – зима) У камелька – январь у камина. Масленица – февраль. Песня жаворонка – март. Подснежник – апрель. Белые ночи – май. 4.Итог урока 1) Выставка работ учащихся ­ Кому лучше удалось передать изображение свечи, используя холодные и тёплые цвета? 2) Оценка работ и ответов учащихся 4) Обобщающая беседа ­ Что можно выразить цветом? (чувства, настроение, эмоции, состояние души) ­ Какие бы вы использовали цвета тёплые или холодные для передачи своего настроения на уроке? Почему? ­Пусть свет от вашей свечи дарит тепло, радость, хорошее настроение и согревает, когда на душе грустно и холодно.

Цель урока: научить детей зрительно различать теплые и холодные цвета

Задачи:

1) ознакомить детей с классификацией цвета, с основными цветовыми группами: теплой и холодной;

2) развивать художественно-образное, творческое воображение;

3) формировать умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов: основные и составные цвета, “теплые” и “холодные” цвета;

4) научить получать эти оттенки через смешивание красок и использовать их в живописи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ц в е т к а к с р е д с т в о в ы р а ж е н и я. Теплые и холодные ц в е т а Воспитатель: Наумова К.Р.

Принадлежности:

Жили-были на свете две девочки-подружки – девочка ЗИМА и девочка ЛЕТО. Каждый год они встречаются, когда на смену холодной зиме приходит нежная и тёплая весна. На память людям о своей дружбе девочки составляют разноцветный ковёр. Среди множества красок, которыми работают девочки, у каждой из них есть своя самая любимая, самая волшебная. У ЛЕТА – жёлтая, тёплый солнечный луч, а у зимы – синяя или голубая льдинка. С помощью этих красок они могут каждый цвет превратить либо в холодный, заморозить его, либо в тёплый, согреть. Девочка ЗИМА опускает в каждый цвет маленькую синюю льдинку, и цвет замораживается, приобретает холодный оттенок. А девочка ЛЕТО согревает краски тёплым жёлтым лучом, превращая их в тёплые. Тёплые цвета всегда сравнивают с солнцем и называют солнечными, а холодные – со льдом и называют холодными.

Какие цвета вы уже знаете? Основные? Составные?

Цветовой круг ПОСМОТРИ на цветовой к руг и определи, г де теплые, а где х олодные цвета? Все цвета делятся н а теплые и холодные. При взгляде на теплые т ы почувствует тепло, а на холодные – холод.

Но существует между подружками спор. Подружки никак не могут решить, как же назвать зелёный цвет – тёплым или холодным. Как вы думаете почему? Как можно получить зеленый?

Если в зелёном окажется больше синей льдинки Зимы, он станет холоднее, но если Лето постарается и в синий опустит жёлтый луч – зелёный станет теплее.

Природа богато украшена холодными и теплыми цветами.

Рассмотрите 2 картинки с пейзажами. Какой из этих пейзажей «Теплый», а какой «Холодный»? Почему?

Сочетание теплых и холодных цветов

Задание: Разделить карандашом листок формата А4 пополам и, вспомнив сказку, нарисовать сюжет, где на одной части листка девочка Лето, а на другой девочка Зима. Раскрасить в правильных оттенках каждую часть картины (Теплые и холодные).

С п а с и б о з а у р о к!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Салют Победы. Тёплые и холодные цвета".

Презентация помогает учащимся представить себе картину войны от самого начала и до конца, способствует воспитанию патриотизма, гордости за свою страну, уважения к ветеранам и участникам войны и труда,...

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Тема урока: Теплые и холод­ные цвета. Борьба теплого и холод­ного.Цель урока: создание условий для эмоционального восприятия цвета, как средства образ...

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса