Презентация по литературе "лагерная тема в литературе. система гулаг". Презентация на тему «Гулаг Презентация на тему архипелаг гулаг
Архипелаг ГУЛАГ Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын
Посвящаю всем, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не всё увидел, не всё вспомнил, не обо всём догадался. А.И. Солженицын
Миллионы советских граждан жили, работали и умирали, по сути, не в той стране, в которых продолжали ждать их родные и близкие, а в другой, «внутренней» стране, которую А.И. Солженицын назвал Архипелаг ГУЛАГ.
« Архипела́г ГУЛА́Г» - художественно-историческое произведение Алескандра Солженицына о репрессиях в СССР в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев со всего СССР, документах и личном опыте автора.
«Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 по 1968 год (закончен 22 февраля 1967 года). 23 августа 1973 года А.И. Солженицын дал большое интервью иностранным корреспондентам. В тот же день КГБ задержал одну из помощниц писателя Елизавету Воронянскую из Ленинграда. В ходе допроса её вынудили выдать местонахождение одного экземпляра рукописи « Архипелаг ГУЛАГ». Вернувшись домой, она повесилась. Рукопись оказалась в руках у органов безопасности. 5 сентября Солженицын узнал о случившемся и распорядился начать печатание своего произведения на Западе. Первый том книги, вызвавшей такой страх у советских властей, был опубликован в Париже в декабре 1973 года. Через этот роман весь мир узнал о колоссальных масштабах советской лагерной системы, перемоловшей десятки миллионов жизней. Этот обвинительный акт против коммунистического режима стал одной из самых знаменитых книг XX века. История написания и публикации
В СССР была развёрнута мощная пропагандистская кампания против диссидентов. 31 августа в газете «Правда» было напечатано открытое письмо группы советских писателей с осуждением Солженицына и А. Д. Сахарова, «клевещущих на государственный и общественный строй СССР». В советских средствах массовой информации началась массированная кампания очернения Солженицына как предателя родины с ярлыком «литературного власовца ». Упор делался не на реальное содержание «Архипелага ГУЛАГа », которое вообще не обсуждалось, а на якобы имевшую место солидаризацию Солженицына с «изменниками родины во время войны, полицаями и власовцами ».
«В этой книге нет ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий. Люди и места названы их собственными именами. Если названы инициалами, то по соображениям личным. Если не названы вовсе, то лишь потому, что память людская не сохранила имён, -- а всё было именно так». А.И. Солженицын Свидетели «Архипелага ГУЛАГ»
«Эту книгу непосильно было бы создать одному человеку. Кроме всего, что я вынес с Архипелага, - шкурой своей, памятью, ухом, глазом, материал для этой книги дали мне в рассказах, воспоминаниях и письмах». А.И. Солженицын Информацию для этого труда Солженицыну предоставили, как указывалось в первых изданиях, 227 человек. В издании 2007 года впервые раскрыт список «свидетелей архипелага, чьи рассказы, письма, мемуары и поправки использованы при создании этой книги», включающий 257 имён. Свидетели «Архипелага ГУЛАГ »
Только через 16 лет после публикации первого тома произведения в 1990 году в СССР «Архипелаг» был полностью опубликован. Словосочетание «Архипелаг ГУЛАГ» стало нарицательным, часто используется в публицистике и художественной литературе, в первую очередь по отношению к пенитенциарной системе СССР 1920-х - 1950-х годов. Отношение к произведению (как и к самому А. И. Солженицыну) и в XXI веке остаётся весьма противоречивым, поскольку отношение к советскому периоду, Октябрьской революции, репрессиям, личностям В. И. Ленина и И. В. Сталина сохраняет политическую остроту.
«Я выполнил свой долг перед погибшими, это дает мне облегчение и спокойствие. Эта правда обречена была изничтожиться, ее забивали, топили, сжигали, растирали в порошок. Но вот она соединилась, жива, напечатана, и этого уже никому никогда не стереть » А.И. Солженицын
Слайд 2
- «Архипелаг ГУЛА́Г» - художественно-историческое исследование Александра Солженицына о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора.
- ГУЛАГ - аббревиатура от Главное Управление ЛАГерей.
- «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 года (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года.
- Информацию для этого труда Солженицыну предоставляли около 300 человек. Некоторые фрагменты текста были написаны знакомыми Солженицына (в частности, В. Ивановым).
Слайд 3
“Архипелаг ГУЛАГ" был написан А. И. Солженицыным между 1958 и 1967 годами и стал составной частью потока документальной литературы в послесталинскую эпоху. В “Послесловии" к этому произведению автор признался:
“Эту книгу писать бы не мне одному, а раздать бы главы знающим людям... Уж я начинал эту книгу, я и бросал её... Но когда вдобавок к уже собранному скрестились на мне еще многие арестантские письма со всей страны - понял я, что раз дано все это мне, значит я и должен".
Слайд 4
Сам автор “Архипелага" определил его жанр и способ изображения в нем истории как “опыт художественного исследования". Солженицын предлагает нам воспринимать эту книгу скорее как “художественный", чем как исторический текст. При этом он рассматривает правду с точки зрения нравственного выбора. Солженицын говорит о главном в своей книге - поиске правды и человеческой душе. Проблема нравственного выбора человека - выбора между добром и злом - для Солженицына важнее любой политической истины.
Слайд 5
"Архипелаг ГУЛАГ" - самая известная книга А.И.Солженицына. Впервые это фундаментальное исследование о репрессиях эпохи Сталина было издано в начале 70-х гг. на Западе, потом в "самиздате" и лишь в годы "перестройки" – в России, но и по сей день тема не потеряла свою актуальность, а авторский текст – непримиримость и страстность. В документально-художественной эпопее "Архипелаг ГУЛАГ" всесторонне рассмотрена введенная в нашей стране при советской власти система наказания, когда каторге были подвергнуты миллионы ни в чем неповинных людей.
Писатель собрал и обобщил огромный исторический материал, развеивающий миф о "гуманности" ленинизма. Эта сокрушительная и глубоко аргументированная критика советской системы произвела во всем мире эффект разорвавшейся бомбы. (В СССР за чтение, хранение, распространение "Архипелага ГУЛАГ" можно было получить до восьми лет лишения свободы.)
Слайд 6
Критика
Критиками указывалось на противоречия между приводимыми Солженицыным многократно завышенными оценками числа репрессированных, с одной стороны, и архивными данными, которые стали доступны в период перестройки, а также расчётами некоторых демографов, - с другой.
Солженицына также неоднократно, особенно часто в 1970-х, после выхода «Архипелага», критиковали за сочувственное отношение к Русской освободительной армии в ходе Великой Отечественной войны и связанные с этим мнения относительно судьбы советских военнопленных.
С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться, были опубликованы многие его произведения. В 1990 году он был восстановлен в советском гражданстве.
За книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в 1990 была присуждена Государственная премия.
Посмотреть все слайды
Cлайд 1
Cлайд 2
«Архипелаг ГУЛА Г» - художественно-историческое исследование Александра Солженицына о советской репрессивной системе в период с 1918 по 1956 годы. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора. ГУЛАГ - аббревиатура от Главное Управление ЛАГерей. «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 года (закончен 22 февраля 1967 года), первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года. Информацию для этого труда Солженицыну предоставляли около 300 человек. Некоторые фрагменты текста были написаны знакомыми Солженицына (в частности, В. Ивановым).Cлайд 3
“Архипелаг ГУЛАГ” был написан А. И. Солженицыным между 1958 и 1967 годами и стал составной частью потока документальной литературы в послесталинскую эпоху. В “Послесловии” к этому произведению автор признался: “Эту книгу писать бы не мне одному, а раздать бы главы знающим людям... Уж я начинал эту книгу, я и бросал её... Но когда вдобавок к уже собранному скрестились на мне еще многие арестантские письма со всей страны - понял я, что раз дано все это мне, значит я и должен”.Cлайд 4
Сам автор “Архипелага” определил его жанр и способ изображения в нем истории как “опыт художественного исследования”. Солженицын предлагает нам воспринимать эту книгу скорее как “художественный”, чем как исторический текст. При этом он рассматривает правду с точки зрения нравственного выбора. Солженицын говорит о главном в своей книге - поиске правды и человеческой душе. Проблема нравственного выбора человека - выбора между добром и злом - для Солженицына важнее любой политической истины.Cлайд 5
"Архипелаг ГУЛАГ" - самая известная книга А.И.Солженицына. Впервые это фундаментальное исследование о репрессиях эпохи Сталина было издано в начале 70-х гг. на Западе, потом в "самиздате" и лишь в годы "перестройки" – в России, но и по сей день тема не потеряла свою актуальность, а авторский текст – непримиримость и страстность. В документально-художественной эпопее "Архипелаг ГУЛАГ" всесторонне рассмотрена введенная в нашей стране при советской власти система наказания, когда каторге были подвергнуты миллионы ни в чем неповинных людей. Писатель собрал и обобщил огромный исторический материал, развеивающий миф о "гуманности" ленинизма. Эта сокрушительная и глубоко аргументированная критика советской системы произвела во всем мире эффект разорвавшейся бомбы. (В СССР за чтение, хранение, распространение "Архипелага ГУЛАГ" можно было получить до восьми лет лишения свободы.)Cлайд 6
Критика Критиками указывалось на противоречия между приводимыми Солженицыным многократно завышенными оценками числа репрессированных, с одной стороны, и архивными данными, которые стали доступны в период перестройки, а также расчётами некоторых демографов, - с другой. Солженицына также неоднократно, особенно часто в 1970-х, после выхода «Архипелага», критиковали за сочувственное отношение к Русской освободительной армии в ходе Великой Отечественной войны и связанные с этим мнения относительно судьбы советских военнопленных. С приходом перестройки официальное отношение в СССР к творчеству и деятельности Солженицына стало меняться, были опубликованы многие его произведения. В 1990 году он был восстановлен в советском гражданстве. За книгу «Архипелаг ГУЛАГ» в 1990 была присуждена Государственная премия.Ширина блока px
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Подписи к слайдам:
Урок по роману
А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»
Учитель: Канаева Б.М.
- углубить общее представление учащихся о репрессиях, рассмотреть, как в творчестве Солженицына раскрывается тема репрессий;
- выяснить особенности повествовательной манеры Солженицына;
- развивать умения строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанному произведению, развивать навыки интерпретации прозаического текста, работы с первоисточником;
- воспитывать в учащихся чувство ответственности перед другими людьми, перед своей страной; способность противостоять силе зла, уважение к людям, ставшим жертвами репрессий, чувства гражданственности и ответственности за судьбу Родины.
Не хочу мести, не хочу суда. Хочу, чтобы люди знали и помнили, как все это было.
Акмал Икрамов Камил, писатель,
расстрелян в 1938 г.
Память – самое дорогое, что есть в сердцах людей. Но в жизни бывают моменты, которые невозможно вспоминать без слез. Трагические события откладывают большой отпечаток на жизни и судьбы людей, нации, поэтому эти страницы истории надо изучать с особым вниманием. Политические репрессии – одна из самых трагических страниц нашей истории. Но это наша история, и изучение ее – знак памяти и дань уважения невинно пострадавшим. Знание всех фактов нашего прошлого, особенно трагических, дает нам полное представление о нас самих, о современности.
Политические репрессии
Что такое репрессии?
Репрессии – карательные меры, наказания, применяемые государственными органами в целях подавления или устрашения своих противников, как реальных, так и мнимых.
Тема репрессии в литературе
За последние десятилетия прошлого века вышло много книг, правдиво рассказывающих о Сталине и сталинских репрессиях. Главная фигура этих произведений – Сталин. Страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Сам он лично знал лишь малую их часть. Годы, когда у власти стоял И.В.Сталин, принесли много черных дней нашей стране. Самое страшное в этом времени – репрессии. Тысячи людей были арестованы и сосланы на поселения, в лагеря. Тысячи незаконно осужденных людей. В Западной литературе события тех лет в нашей стране часто называют «большим террором», иногда «великим безумием», т.е. акцией, не имевшей объяснения. С 1921 по 1954 год по стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено 3.777.380 человек, в том числе приговорено к высшей мере наказания 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2.369.220 человек, отправлено в ссылку 765.880 человек.
Видеофрагмент из КИМ
Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних, поэтому А.И. Солженицын вводит понятие «архипелаг»: «лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это вместе нельзя представить себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой – волей, то есть не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг». – В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына, Ю. Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа. Солженицын и Шаламов стали одними из первых в современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему. Сегодня мы поговорим о том, как воплотилась лагерная тема в творчестве Солженицына.
Судьба Солженицына уникальна, это выражается в тяжести испытаний, выпавших на его долю: война с фашизмом, сталинские лагеря, раковый корпус, внезапная слава, связанная с опубликованием «Одного дня Ивана Денисовича», затем замалчивание, запреты, высылка из страны и вновь обретение российского читателя. Биография Александра Исаевича почти тождественна биографии послереволюционной России.
Год рождения – 1918 . Гражданская война, голод, террор и детство без отца, который умер за несколько месяцев до рождения Саши. Год мужания – 41-й. Выпускник физмата Ростовского университета идет в офицерскую школу, потом на фронт. Солженицын командует артиллерийской батареей. По окончании войны имеет чин капитана, награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды.
В феврале 45-го – излом судьбы : Солженицын арестован за критику Сталина в письме другу детства, которое было просмотрено контрразведкой. 8 лет исправительно-трудовых лагерей «за антисоветскую агитацию и попытку создания антисоветской организации».
1947 – переведен как математик в Марфинскую «шарашку» – НИИ МВД-КГБ, где пробыл до 1950 г. Позднее эта «шарашка» будет описана в романе «В круге первом». С 1950 в экибастузском лагере (опыт общих работ воссоздан в рассказе «Один день Ивана Денисовича»). Здесь он заболевает раком. В лагерях работает чернорабочим, каменщиком, литейщиком. 1953 – Солженицын на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан).
Дважды лечился в Ташкенте от рака; в день выписки из больницы в 1955 задумана повесть о страшном недуге – будущий «Раковый корпус» (1963–1966). В ней отразились впечатления автора от пребывания в Ташкентском онкологическом диспансере и история его исцеления.
История жизни главного героя Олега Костоглотова напоминает судьбу самого Солженицына: отбывший срок в лагерях по надуманному обвинению, ныне он – ссыльный. В год начала оттепели – 56-й – его реабилитируют. Солженицын поселяется в средней полосе России у героини будущего рассказа «Матренин двор» , преподает в сельской школе математику и физику.
1959 – за три недели написан рассказ «Щ-854 (Один день одного зэка)», который в 1961 через товарища по Марфинской шарашке литературоведа Копелева передан в журнал «Новый мир». Непосредственно у Хрущева Твардовский добивается разрешения на публикацию рассказа, получившего название «Один день Ивана Денисовича».
62-й – год прорыва: на фоне краткосрочного расцвета свободы в СССР впервые публикуется рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Журнал «Новый мир» становится первым кругом известности писателя. "Один день Ивана Денисовича" потряс читателей знанием о запретном – лагерной жизни при Сталине. Впервые открылся один из бесчисленных островков архипелага ГУЛАГ. За ним стояло само государство, беспощадная тоталитарная система, подавляющая человека.
Круг замкнулся в 65-м: конец оттепели, КГБ захватывает архив Солженицына. Травля, письма с осуждением, под которыми заставляют подписываться всех подряд, запрет на публикации. «В круге первом» и «Раковый корпус» выходят в свет только за рубежом. 1967/68 – закончен «Архипелаг» , который сам автор определил как «окаменелую нашу слезу».
Архипелаг ГУЛаг (подзаголовок книги – «опыт художественного исследования») – одновременно и историческое исследование с элементами пародийного этнографического очерка, и мемуары автора, повествующие о своем лагерном опыте, и эпопея страданий, и мартиролог – рассказы о мучениках ГУЛАГа. При строгой документальности это вполне художественное произведение.
Архипелаге ГУЛаг
В романе Солженицын выступает в роли не столько автора, сколько собирателя историй, рассказанных множеством узников (227 соавторов, без имен, конечно). Как и в рассказе «Один день Ивана Денисовича» , повествование строится так, чтобы заставить читателя воочию увидеть мучения заключенных и словно испытать их на себе. В романе “Архипелаг ГУЛАГ” А. Солженицын показывает, какие люди попадали в лагерь. Там были смешаны меньшевики и троцкисты, “вредители” и представители религии, уклонисты и беспартийные, много-много всех тех, кому не повезло укрыться от страшной сети НКВД. По-разному ведут себя люди. Одни сломались сразу, другие готовы посадить сотни людей, дать любые показания. Но были такие, которые не ломались. Для некоторых узников, к которым прежде всего относится сам автор, пребывание в аду ГУЛАГа означало взятие духовно-нравственной высоты. Люди внутренне очищались и прозревали, поэтому у Солженицына неоднократно можно встретить непонятные на первый взгляд слова благодарности в адрес тюрьмы .
И солженицынский каторжный лагерь, один из ГУЛАГовского архипелага, – при всей страшной и несомненной реальности его существования в нашей истории, в судьбах миллионов людей – тоже своего рода знак помрачения души и разума, извращение смысла жизни народа и общества. Бездарная, опасная, жестокая машина, перемалывающая всех, кто в нее попадает…
В «Одном дне Ивана Денисовича» и в «Архипелаге ГУЛАГе» приведено немало примеров человеческой низости, подлости, лицемерия. Но тем не менее Солженицын замечает, что нравственному растлению в лагере поддавались в основном те люди, которые уже на воле были к этому подготовлены. Обучиться лести, лжи, «мелким и большим подлостям» можно везде, но человек должен остаться человеком даже в самых трудных и жестоких условиях. Более того, Солженицын показывает, что унижения и испытания пробуждают в личности внутренние резервы и духовно освобождают ее.
Отражение лагерной темы в творчестве Солженицына
Заполните таблицу
Цитаты из романа «Архипелаг ГУЛАГ»- Каждый из нас – центр вселенной.
- Смирная овца – волку по зубам.
- Человек, внутренне не подготовленный к насилию, всегда слабей насильника.
- У каждого всегда дюжина гладеньких причин, почему он прав, что не жертвует собой.
Любовь к своим детям – не доказательство доброты.
Сон - это лучшее средство против голода.
Церковные процессы в провинции, удары по храмам и монастырям.
Цитаты из рассказа «Один день Ивана Денисовича»
- Человек – дороже золота.
- Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов.
- Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь - дай показуху.
- Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал…
- Лёгкие деньги - они не весят ничего, и чутья такого нет, что вот, мол, ты заработал.
- Запасливый лучше богатого.
Солженицын испытал на себе, что значит быть репрессированным. Посвятил этой теме свои произведения, поведал миру и своей родине о бесчеловечной системе насилия и лжи, удерживавшей более семи десятилетий у власти тиранический режим. В его лице русская культура открыла внутри себя источник своего спасения, освобождения, возрождения. Солженицыным на всем пути через адские пропасти Архипелага движет надежда на воскрешение.
В жизни самое страшное – изменить самому себе, жить по формуле «чего изволите?». В жизни самая тяжелая утрата – это утрата собственной свободы. Сегодняшний урок не о прошлом, он – о будущем. Ибо, как сказал Евгений Евтушенко, «мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого – это спасение будущего, его гарант».
Домашнее задание:
Напишите творческую работу
«Душа и колючая проволока».
АЛЕКСААНДР
ИСААЕВИЧ
СОЛЖЕНИА ЦЫН
АРХИПЕЛАГ
ГУЛАГ
«Архипелаг ГУЛААГ» -
художественно-историческое
исследование Александра
Солженицына о советской
репрессивной системе в
период с 1918 по 1956 годы.
Основано на рассказах
очевидцев, документах и
личном опыте автора.
ГУЛАГ - аббревиатура от
Главное Управление ЛАГерей.
«Архипелаг ГУЛАГ» был
написан Солженицыным в
СССР тайно в период с 1958 до
1968 года (закончен 22
февраля 1967 года), первый
том опубликован в Париже в
декабре 1973 года.
Информацию для этого труда Солженицыну
предоставляли около 300 человек. Некоторые
фрагменты текста были написаны знакомыми
Солженицына (в частности, В. Ивановым).
"Архипелаг ГУЛАГ" - самая
известная книга
А.И.Солженицына, и по сей
день тема ее не потеряла
своей актуальности, а
авторский текст –
непримиримости и страстности.
В документально-
художественной эпопее
"Архипелаг ГУЛАГ"
всесторонне рассмотрена
введенная в нашей стране при
советской власти система
наказания, когда каторге были
подвергнуты миллионы ни в
чем неповинных людей.
Писатель собрал и обобщил огромный исторический
материал, развеивающий миф о "гуманности"
ленинизма. Эта сокрушительная и глубоко
аргументированная критика советской системы
произвела во всем мире эффект разорвавшейся бомбы.
(В СССР за чтение, хранение, распространение
"Архипелага ГУЛАГ" можно было получить до восьми
лет лишения свободы.)
АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ
С 1921 ПО 1954 ГОД
ЗА «КОНТРРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ»
БЫЛО ОСУЖДЕНО
3.777.380 ЧЕЛОВЕК
ИЗ НИХ:
-ВЫСШАЯ МЕРА НАКАЗАНИЯ – 642.980
-ЛАГЕРЯ И ТЮРЬМЫ – 2.369.220
ЧЕЛОВЕК
ЧЕЛОВЕК
-ССЫЛКА – 765.880 ЧЕЛОВЕК
53 лагеря
53 лагеря
425 исправительно-трудовых
425 исправительно-трудовых
колоний
колоний
50 колоний для
50 колоний для
несовершеннолетних
несовершеннолетних
СВИДЕТЕЛИ «АРХИПЕЛАГА
ГУЛАГ»
«В этой книге нет ни вымышленных
лиц, ни вымышленных событий.
Люди и места названы их
собственными именами. Если
названы инициалами, то по
соображениям личным. Если не
названы вовсе, то лишь потому, что
память людская не сохранила имён,
-- а всё было именно так».
А.И. Солженицын
СВИДЕТЕЛИ «АРХИПЕЛАГА
ГУЛАГ»
«Эту книгу непосильно было бы создать
одному человеку. Кроме всего, что я вынес с
Архипелага, - шкурой своей, памятью, ухом,
глазом, материал для этой книги дали мне в
рассказах, воспоминаниях и письмах».
А.И.
Солженицын
Информацию для этого труда Солженицыну
предоставили, как указывалось в первых
изданиях, 227 человек. В издании 2007 года
впервые раскрыт список «свидетелей
архипелага, чьи рассказы, письма, мемуары
и поправки использованы при создании этой
книги», включающий 257 имён.
ЖИТЕЛИ АРХИПЕЛАГА ГУЛАГ
Сам автор “Архипелага”
определил его жанр и
способ изображения в нем
истории как “опыт
художественного
исследования”.
Солженицын предлагает
нам воспринимать эту
книгу скорее как
“художественный”, чем
как исторический текст.
При этом он рассматривает
правду с точки зрения
нравственного выбора.
Солженицын говорит о
главном в своей книге -
поиске правды и
человеческой душе.
Проблема нравственного
выбора человека -
выбора между добром и
злом - для Солженицына
важнее любой
политической истины.
ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ –
РЕЖИМ, ОСНОВАННЫЙ НА
ПОЛНОМ ГОСПОДСТВЕ
ГОСУДАРСТВА НАД ВСЕМИ
СТОРОНАМИ ЖИЗНИ
ОБЩЕСТВА, НАСИЛИИ,
УНИЧТОЖЕНИИ
ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СВОБОД И
ПРАВ ЛИЧНОСТИ.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ –
КАРАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ,
НАКАЗАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
МНИМЫХ.
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ОРГАНАМИ В ЦЕЛЯХ
ПОДАВЛЕНИЯ ИЛИ
УСТРАШЕНИЯ
СВОИХ ПРОТИВНИКОВ,
КАК РЕАЛЬНЫХ, ТАК И
СЮЖЕТНЫЕ ЛИНИИ:
1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ПОСТЕПЕННОГО, НО
НЕУКЛОННОГО СПОЛЗАНИЯ СТРАНЫ К
МАССОВОМУ БЕЗЗАКОНИЮ
(ВСЕОХВАТЫВАЮЩИЙ ТЕРРОР).
БОЛЬШОЙ ТЕРРОР…
ВЕЛИКОЕ
БЕЗУМИЕ…
«АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ» – «ОКАМЕНЕЛАЯ
НАША СЛЕЗА» (А.СОЛЖЕНИЦЫН)
Солженицын первым дал систематический обзор
преступлений правящего режима против своего
народа:
История всех волн массовых репрессий, начиная с
1921 года (концлагеря для семей крестьян во время
Тамбовского восстания) и кончая 1948 – высылка
причерноморских греков;
История самых громких политических процессов – с
1918г. до 1938г.;
Обозрение всех разновидностей карательных
учреждений, созданных советской властью
Длиннейший список строек, выполненных рабским
трудом арестантов
Жуткая классификация приемов сламывания воли и
личности арестанта во время следствия
ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ
ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ
«АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»
«АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ»
Каждый из нас – центр вселенной.
Смирная овца – волку по зубам.
Человек, внутренне не подготовленный
к насилию, всегда слабей насильника.
У каждого всегда дюжина гладеньких
причин, почему он прав, что не
жертвует собой.
жертвует собой.
…не результат важен, а ДУХ! Не
что сделано – а как. Не что
достигнуто, а какой ценой.
… именно система ИТЛ с
обязательным непомерным
физическим трудом и обязательным
участием в унизительно-гудящем
многолюдьи была более
действенным способом уничтожения
интеллигенции, чем тюрьма. Именно
интеллигенцию система эта
смарывала быстро и до конца.
… наша страна постепенно вся была отравлена
ядами Архипелага. И избудет ли их когда-
нибудь – Бог весть.
Признаки:
- постоянный страх…приводил к верному
сознанию своего ничтожества и отсутствия
всякого права
- прикрепленность: пропиской все были
привязаны по местам. И еще – жильем, которого
не продашь, не сменишь, не наймешь.
- скрытность, недоверчивость- естественная
защита всякой семьи и каждого человека. Это
всеобщее взаимное недоверие углубляло
братскую яму рабства.
- всеобщее незнание: абсолютная негласность,
абсолютная дезинформация
Стукачество, развитое умонепостижимо.
Кроме цели ослабить связь между людьми,
тут была и другая – поддавшись на вербовку,
стыдясь общественного разоблачения, будут
заинтересованы в незыблемости режима.
- предательство как форма существования.
Самое мягкое, зато и самое распространенное
предательство – это ничего худого не делать,
но: не заметить гибнущего рядом, не помочь
ему, отвернуться, сжаться. Люди жили в поле
предательства – и лучшие доводы шли на
оправдание его.
- растление. В обстановке многолетнего
страха и предательства уцелевшие люди
уцелевают только внешне. Телесно. А что
внутри – то истлевает.