Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация на тему фольклор. Мужик тянет в одну сторону, баба в другую

Cлайд 1

Русский фольклор Презентация проекта по краеведению в 5 классе. Учитель Носова Т.В.

Cлайд 2

Цели: Знакомство с жанрами русского фольклора; Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае; Формирование навыков самостоятельной работы с литературой. Формирование навыков работы в команде. Развитие навыков оформления полученных результатов

Cлайд 3

Cлайд 4

Фольклор НАР ОДНОЕ ТВ ОРЧЕСТВО (народное искусство, фольклор), художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Cлайд 5

Русские народные сказки Сказка - повествовательное народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

Cлайд 6

Русские загадки Загадка - жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Платье потерялось – Пуговки остались. (рябина)

Cлайд 7

Пословицы и поговорки ПОСЛ ОВИЦА, жанр фольклора, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом. ПОГОВ ОРКА, образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни.

Cлайд 8

Малые жанры фольклора К малым жанрам фольклора относятся: - Скороговорки; - Небылицы; - Потешки, прибаутки; - Заклички; - Считалки; - Дразнилки И др.

Cлайд 9

Скороговорки Скороговорка – весёлая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Перепелка перепелят прятала от ребят. Саша шапкой шишку сшиб.

Cлайд 10

Небылицы Основаны на принципе перевертыша: чепуха, которой в жизни не бывает. Способствуют развитию чувства юмора, это своего рода проверка усвоенных о мире знаний. Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Выскочила палка с бабкою в руке И давай дубасить коня на мужике. Крыши испугались, сели на ворон, Лошадь погоняет мужика кнутом.

Cлайд 11

Потешки, прибаутки Небольшое стихотворение из двух - четырех, редко восьми строчек. Эти красочные яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка, всё то, что окружает его в доме, на улице, во дворе.

Cлайд 12

Заклички Заклички - разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл Сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны. Дождик, лей, лей, лей! Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На зелененьком лужочке!

Cлайд 13

Считалки Это весёлые стихи с четким ритмом. Они предназначены для расчета играющих, чтобы определить, кто водит при игре. Баба сеяла горох, Уродился он неплох, Уродился он густой, Мы помчимся, ты постой!

Cлайд 14

Дразнилки Дразнилки отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Они бывают одновременно и смешными, и обидными. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни. Они высмеивают лень, жадность. Трусость, хвастовство и другие плохие привычки.

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Частушки Частушка, короткая (обычно 4-строчная), исполняющаяся в быстром темпе, рифмованная припевка популярный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Подарю вам три цветочка: Белый, синий, аленький. Я парнишка удалой, Хоть и ростом маленький!

Cлайд 18

Колыбельные Колыбельная песня - песня, исполняемая при убаюкивании ребенка. Один из древнейших жанров фольклора всех народов. Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок

Cлайд 19

Обрядовый фольклор - Колядки - Веснянки - Масленичные песни -Летние песни - Осенние песни

Cлайд 20

Колядки Колядки - (от лат. Calendae - первый день каждого месяца), обрядовые песни с пожеланиями богатства, здоровья и пр. Исполнялись на Рождество. Воробушек летит, Хвостиком вертит, А вы, люди, знайте, Столы застилайте, Гостей принимайте, Рождество встречайте! Воробушек летит,

Cлайд 21

Веснянки Веснянки (укр., белорус. - веснавые, рус. - заклички), обрядовые календарные песни призыва весны, приуроченные к равноденствию. Прежде веснянкам приписывали магическое значение. Весна, весна красная, Приди, весна, с радостью, С великой милостью, Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебами обильными

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Фольклор Былины Сказки Малые жанры Песни Частушки Поговорки Пословицы Скороговорки Загадки.

Что такое фольклор? Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах. Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками. Вот почему во многих литературах мира встречаются похожие сюжеты, персонажи и произведения. При этом фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей. Тем не менее, именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других

Былина Былины -сказание. Жанр литературного творчевства, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси 9-13 веков; вид устного народного творчества. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - « стáрина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Сказка Сказка – жанр литературного творчества. Короткие историифантастического характера. П розаический рассказ о вымышленных событиях и героев в фольклоре разных народов. Р итмизованные прозаические фразы: « Жили-были …», «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало », «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается »,

Песни Песня - самая простая, наиболее распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. М узыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение . Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям, то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической.

Поговорки и пословицы Поговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер. Пословица - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Скороговорка и Загадка Скороговорка - короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию звуки (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения. Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое - нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет.


Конспект по литературе 5 класс, с применением ИКТ.

Урок №2

Тема урока . Русский фольклор. Колыбельные песни, пестушки, потешки.

Цели урока :

    Обучающие:

- познакомить учащихся с понятием «фольклор», его жанрам;.

- дать образное представление об истоках колыбельной песни;

- формирование знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора – колыбельных песнях, пестушках, потешках; обогащение словарного запаса учащихся.

    Развивающие:

- прививать навык чтения своеобразных жанров фольклора; учить воспринимать их душой;

- воспитывать чувство ритмики народных песен, потешек;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

- развитие у школьников исследовательской и коммуникативной культуры.

    Воспитательные:

- приобщать к традициям народной культуры;

- учить видеть красоту и многообразие слов;

- воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Тип урока : урок формирования (усвоения) и усовершенствования навыков и умений.

Форма урока : мультимедийный урок с элементами исследования.

Методы и приемы:

1. Методы : словесный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

2. Приемы : беседа по вопросам, рассказ учителя, словарная работа, творческая самостоятельная работа,

выразительное чтение статьи учебника, оценка чтения по выданной таблице, аналитическая работа с текстом статьи учебниками, составление таблицы.

Оборудование и ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, медиапрезентация к уроку (среда POWER POINT ), учебник

карточки, выставка читательских дневников, звукозапись колыбельных песен, фрагмент из м/ф «Умка ищет друга».

Теория литературы : фольклор, народная песня.

Эпиграф к уроку . « Подлинную историю … народа нельзя знать не зная устного народного творчества » М. Горький

Этапы урока

Ход урока

Примечание

1. Организационный

II . Опрос по домашнему заданию

2.Беседа по прочитанной за лето литературе, знакомство с читательскими дневниками.

Слайд №2

III . Актуализация опорных знаний и их корректирование

(вводные задания)

Игра «Угадайка» (на доске прикреплены карточки) .

Угадайте, к какому жанру произведений относятся следующие тексты:

1. На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?(Учитель открывает на доске карточку: считалки)

2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда (Учитель открывает на доске карточку: пословицы).

3. Заря заряница по миру ходила, слезу уронила; месяц видел, солнце скрало (Роса). (Учитель открывает на доске карточку: загадки).

4. Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). (Учитель открывает на доске карточку: сказки).

5. От топота копыт пыль по полю летит. (Учитель открывает на доске карточку: скороговорки).

Беседа.

Слово учителя. Виды произведений вы сумели определить верно. Но почему-то нигде не назван автор, хотя мы с вами всегда с уважением относимся к авторам. Почему же автора не назвали? Забыли?

Конечно же, все эти произведения имеют автора, но имени его мы не знаем. Их сочинил народ.

Значит, все эти произведения называются произведениями устного народного творчества. Перед нами народное искусство. Искусство русского народа. Сочинил когда-то один, передал другому, другой третьему, а автора никто уже не помнит.

Так почему же оно называется устным? Я ведь вам читала написанное.

Действительно, это теперь можно записать. А раньше, когда не было письменности, неграмотные крестьяне на Руси передавали их из уст в уста. Каждый еще, рассказывая другому, кое-что забывал и вставлял свои слова. Это творчество русского народа. Хотя у других народов тоже есть свое творчество.

Может, вы вспомните, как по-другому называется устное народное творчество?

Да, верно. Фольклор-от английских слов “народ” и “учение”, т. е. народная мудрость.

Запись в «Словарь...» значения терминафольклор.

О чем говорит толкование этого термина?


Слайд №3


Слайд № 5


Слайд №6

IV . Постановка целей и задач урока

Работа над эпиграфом к уроку.


Слайд №7

V . Работа по теме урока

V .1.Мотивация учебной деятельности

V .2. Пробные задания

(использование изученного в стандартных условиях)

V .3.Творческие задания

(использование изученного в нестандартных условиях)

1. Слово учителя

- Русское устное народное творчество отличается необычайным богатством и своеобразием жанров, тем, героев. Корнями оно уходит в древнеславянскую художественную культуру. Фольклор прошел огромный путь развития и отра­зил труд и быт, идеалы русского народа. Фольклор выразил горячую и задушев­ную любовь русского народа к своей Родине, о которой в пословице говорится: «Велика святорусская земля, а везде солнышко!»

2. Составление сравнительной таблицы «Фольклор и литература»

(Таблицу учитель и учащиеся составляют по вопросам беседы.)

Чем отличается фольклор от литературных произведений?

Как создаются фольклорные и литературные произведения?

Видели ли вы на обложках книг «Русские сказки», «Пословицы и поговор­ки» имя их автора? Почему?

Бывает ли, что вы рассказываете сказку другу, а он вас исправляет, говоря: «А я читал, там было немного по-другому». Почему это происходит?

Какие жанры (виды) фольклора вы знаете? (Сказки, сказы, былины, песни, пословицы, поговорки)

Запись в тетради.

Жанры детского фольклора : колыбельные песни, пестушки, потешки, ско­роговорки, заклички, игры, дразнилки, загадки, страшилки, нелепицы-не-складухи, школьные стишки, анекдоты, озорные песенки.

Проведение физкультминутки

Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки

По ровненькой дорожке. (Пляшут).

Устали наши ножки – 2 раза.

Вот наш дом, где мы живем.

Ножки накрест – опускайся

И команды дожидайся.

А когда скажу: “Вставай!”

Им рукой не помогай. Вставай!

Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось.

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

Ну-ка быстро по домам!

4. Продолжение слова учителя (беседа)

Познание мира каждым из нас начинается с фольклора. Мама убаюкивала нас песней, бабушка рассказывала сказку. Растем мы- и познаем новые жанры устного народного творчества: загадки учат думать, считалки используем, когда играем с друзьями. Мудрость народа рождала краткие выражения: пословицы и поговорки, которые передают основные правила жизни. Основным источником была русская жизнь, многовековой трудовой опыт, быт, начиная с колыбели до последних дней жизни.

Как думаете, все ли жанры устного народного творчества мы перечислили? Ведь карточка одна у нас еще не раскрыта.

Хотите узнать, что там написано?

Ой, люли, люли, ли

Спи, дитяточка, усни.

Уж ты котик-коток,

Приди, котик, ночевать,

Мою детку качать.

Баю-баю-бай … (Колыбельная песня).

5. История колыбельной песни.

Как вы думаете, сколько колыбельных песен на свете?

А как они дошли до наших дней?

Значит, о каких песнях мы будем сегодня говорить?

Благодаря чему они дошли до нас?

Колыбельных песен не так уж и много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. И колыбельная песня рождается как бы заново. Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы.

Давайте послушаем колыбельную песню.

А почему песню назвали колыбельной?

На слайде №12: КОЛЫБЕЛЬ (ЛЮЛЬКА, КАЧАЛКА, ЗЫБКА).

Подбери синонимы к этому слову.

Как вас убаюкивали в детстве?

Каким тоном пела вам мама песню?

Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.

А что он чувствует, как вы думаете? (ласку, любовь, нежность матери)

Колыбельную песню поют, чтобы ребенок рос чистым в душе, нежным и добрым.

В песнях исполнители обращаются часто к животным, призывая их защитить и уберечь ребенка от невзгод.

6.Творческая работа в группах

А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую. У вас две карточки. Прочитайте задание на этих карточках и выберите только одну с тем заданием, которое вам понравилось больше. Работаем.

РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ.

Прилетели журавли

Ой, люли – люли – люли!

А ворота скрип – скрип

Они сели на ворота

У нас Ваня спи – спит.

Не будите у нас Ваню

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

В небе звездочки горят

Малым детям спать велит.

РАССТАВЬ СТРОЧКИ ПО ПОРЯДКУ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Не ложися на краю

И утащит во лесок

Баю – баюшки-баю

Придет серенький волчок

Под ракитовый кусток


7.Продолжение работы над темой

А сколько лет существует колыбельная песня?

А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представьте простую крестьянскую избу. Посередине избы на березовом шесте, который называли ОЧЕП, висит люлька. И вам надо спеть младенцу песню.

(Дети исполняют колыбельные, которые они приготовили.)

У нас есть ребята, которые тоже дома поработали и приготовили для вас колыбельные песни.

Какое настроение слышится в этих песнях?

О чем мечтают мамы, когда поют своим детям колыбельные песни?

Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом»Заглянем в толковый словарь. Прочитаем.

РЕЧИТАТИВ – напевная речь в вокально-музыкальном произведении.

    Значит, как исполняли колыбельные песни?

    Какой темп выберете для этой песни?

    Какую громкость? Какой тон?

    Какие чувства хотели бы передать при чтении этой песни?

8. Анализ текстов колыбельных песен.

Попробуем все это выполнить при чтении песни. А вы должны выбрать, кому это удалось лучше. (работа с текстами учебника).

9.Работа над материалом урока.

Слово учителя . Вслушайтесь в тексты и подумайте, для кого сочиняли эти строчки:

Идет коза рогатая за малыми ребятами,

Кто соску сосет, молочко кто не пьет,

Того бу, забоду, на рога посажу!

Ладушки, ладушки, где были? У бабушки.

Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.

Сорока-белобока, кашку варила. Деток кормила.

Этому дала, этому дала…А этому не дала.

Ты воды не носил, дров не рубил, каши не варил.

Тебе нет ничего.

Для кого сочиняли тексты? С какой целью? Может быть, чтобы ребенок уснул? А, может, утешить, поиграть? Как бы вы назвали такие стишки? Объясните ответ.

Такие стишки называют потешками . Почему, как думаете?

Они сопровождают игры ребенка с пальчиками (“Сорока-белобока”), ручками (“Ладушки”), ножками.

Потешки – жанр устного народного творчества.

Для каких детей сочиняли эти песенки? Ведь вы тоже дети! Может, для вас?

Объясните свой ответ.

Дети учатся разным вещам: умываться, хлопать в ладоши, самые маленькие – выполнять движения ручками и ножками.

2.Словарная работа

Значения каких слов вы не поняли? Давайте все вместе попробуем выяснить смысл слов, записанных на доске, которые вы встретили в текстах потешек:

лишеньки (устар.) – лихо беда горе зло

пуще – сильнее

припарь – пригрей

плетень – забор

3. Творческая работа с заучиванием наизусть или воспроизведением в памяти учащихся

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Городской центр развития и дополнительного образования детей и творчества» Игровой фольклор как часть детского фольклора Гончарова Наталья Александровна педагог дополнительного образования

2 слайд

Описание слайда:

Цель занятия: популяризация детского игрового фольклора, воспитание у обучающихся чувства уважения к культурно-историческому наследию наших предков Задачи: ознакомление с особенностями семейно-бытовых игровых песен; развитие у обучающихся вокальных способностей на основе детского фольклора; умение двигаться свободно и непринужденно в народных костюмах.

3 слайд

Описание слайда:

Игра занимает исключительное место в жизни ребенка. Она начинается в ранний колыбельный период и со временем становится работой, с помощью которой ребенок развивается физически, приобретает знания и опыт, необходимые для его будущей деятельности. Игра является подготовительным упражнением к настоящей жизни.

4 слайд

Описание слайда:

Карой Грос: «Пока в детскую жизнь не врывается воспитание с присущей ему принудительностью, дети заняты главным образом игрой. Если откинуть еду, питье и сон, то у нормального ребенка не окажется почти ничего, кроме игры». Так было и в каменном веке, так есть и сейчас.

5 слайд

Описание слайда:

Большинство народных игр унаследовано детьми от взрослых. Так, в нач. XIX в. «Жмурки» является любимой игрой девушек-невест, «Селезень и утка» и «Заинька» - любимое развлечение взрослых девиц и парней. А через 100 лет, в нач. ХХ в., эти игры уже стали популярны исключительно у детей.

6 слайд

Описание слайда:

Старинные детские игры можно разделить на производственные и бытовые. В первую группу включают игры охотничьи и рыболовные, скотоводческие, птицеводческие, земледельческие. Во вторую – общественные и семейные. Семейные игры, в свою очередь, делятся на девичьи, любовные, в женитьбу, в семью, домашнее хозяйство. Для игр испокон веков существовали специальные песни. Они, как и сами игры, попали в детский фольклор из взрослого.

7 слайд

Описание слайда:

Игры и песни, связанные с семейно-бытовыми обрядами имеют очень древнюю историю, и появляются, чуть ли не в каменном веке. Давайте обратимся к некоторым из них и разберем с вами значение некоторых слов.

8 слайд

Описание слайда:

– Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. – Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. – Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. – Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит. Первая команда завершает: – Эх, бояре, не валяйте дурака, Отдавайте нам невесту навсегда! Игра «Бояре» – Бояре, а мы к вам пришли! – Дорогие, а мы к вам пришли! – Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли? – Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. – Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? – Бояре, нам вот эта мила. Дорогие, нам вот эта мила. – Бояре, она глупая у нас. Дорогие, она глупая у нас. – Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. – Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

9 слайд

Описание слайда:

Удивительная игра «Бояре» дошла до нас из глубины веков. Местами она с поразительной точностью воспроизводит элементы древнего свадебного обряда. Во-первых, ритуальное осмеивание невесты («она глупая у нас», «она доктора укусит»). Это делалось, чтобы уберечь ее «от сглаза». Во-вторых, упоминание плетки. В старину жениху вручали плетку, как символ власти над будущей женой. В-третьих, торжественное величание участников игры старинным титулом «бояре». В древности, так порой называли участников свадебного обряда из-за их очень важной роли.

10 слайд

Описание слайда:

Игра «Горелки» «Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле – Гляди в поле Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо – Звезды горят, Журавли кричат – Гу, гу,гу, убегу. Раз, два, не воронь, Беги как огонь!






















1 из 21

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Фольклор – устное народное творчество. Художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Жанры Календарный цикл. Закон жизни человека (годового земледельческого круга)Семейно-бытовые песни (колыбельные, плач, пени детского календаря, песни позднего времени)Трудовые песни Народная свадьба (плачи, величание жениха, невесты)Танцевальные песни (хороводные плясовые)Эпические произведения (былины, рассказы)Городская народная песня (городской романс) Песни демократических движенийЧастушкиВоинские (военно-бытовые)Инструментальная музыка

№ слайда 5

Описание слайда:

Народное творчество Трудовые припевки и песниВ устном песенном творчестве русского народа до наших дней сохранились песенные жанры, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, с ритмом трудовых процессов. Это трудовые припевки и возгласы – сигналы, сопровождающие некоторые виды наиболее тяжёлых артельных работ. Традиционные возгласы – сигналы: «Взяли, двинули, ух».

№ слайда 6

Описание слайда:

Календарные земледельческие песни В календарный земледельческий цикл входили разнообразные жанры песен: трудовые, величальные, обрядовые, заклички стихийных сил и явлений природы, хороводные, лирические. Среди древнейших земледельческих праздников важное место занимает праздник «Зимнего солнцеворота». Большая часть зимних календарных песен исполнялись на протяжении зимних святок (праздничное время в старину с 25 декабря по 6 января). Почти повсеместно святочными вечерами устраивались общественные сборища, сопровождаемые пением лирических, шуточных, а также игровых песен.

№ слайда 7

Описание слайда:

Исторические песниТермин «исторической песни» был введён в фольклористику исследователями для обозначения народных песен и сказов о судьбах Русской земли, об исторических событиях и героях. Большинство песен 16-17 веков складывались свидетелями исторических событий. Лирические песниСодержание протяжных лирических песен составляет в первую очередь область духовного мира, выражения разнообразных душевных переживаний, чувств и настроений простых русских людей. Лирические песни разнообразны, в них поётся о любви к родному городу – краю, родне, семье, о горькой тяжёлой доле.

№ слайда 8

Описание слайда:

Городская народная песняНовые городские народные песни складывались и исполнялись городскими ремеслиниками, рабочими, солдатами и матросами. Одним из ведущих жанров городского фольклора следует считать солдатскую строевую песню. ЧастушкиЛирические, шуточные, сатирические песни. В них более ярко отражены различные стороны народного быта, многообразные переживания и чувства. Название «частушки» не единственное, наряду с ним в народе встречаются и другие обозначения: «припевки», «коротушки», «прибаски», «прибаутки», «частоговорки», «стишки», «скоморошные». Любовно-лирические частушки более развитого мелодического склада почти повсеместно известны как «страдания».

№ слайда 9

Описание слайда:

Русские народные музыкальные инструменты Инструменты: духовые, струнные (щипковые и смычковые). В числе них различные дудки, жалейки, волынки, постушечьи трубы, рожки, гусли, балалайки, скрипки, гудки, лиры, бубны, барабаны, трещотки. В 19 веке появляются семиструнная гитара, гармоника, баяны. К числу инструментов древнейшего происхождения относятся кугиклы. Этот инструмент имеется в наши дни в Курской, Брянской и Калужской областях. Из языковых инструментов наибольшим распространением пользуется жалейка. Гудок – струнный инструмент овальной формы. Имеет 3 струны, смычок лукообразной формы.

№ слайда 10

Описание слайда:

Рожок – пастушечий инструмент наибольшие распространение имеет в северных областях.Барабан был употребляем у скоморохов и поводырей медведей.Лира – струнный инструмент с деревянным корпусом, напоминающий гитару. При вращении рукоятки выступающее наружу колесо соприкасается со струнами и заставляет их звучать.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Праздники на Руси Зимние праздники. Зимние святки – с 25 декабря по 6 января(все даты даны по старому стилю). Рождество – 25 декабря. Святые вечера – с 25 декабря по 1 января. Васильев день – 1 января. Страшные вечера – с 1 января по 6 января. Крещение – 6 января. Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.

№ слайда 13

Описание слайда:

Весенне-летние праздники. Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия. Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния(между22 марта и 25 апреля. Егорьев день – 23 апреля. Летние святки – русальская или семицкая неделя, седьмая неделя после Пасхи. Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи. Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи. Аграфена Купальница – 23 июня. Иван Купала – 24 июня. Петров день – 29 июня.

№ слайда 14

Описание слайда:

Цикл календарных песен Календарные песни жанрово многообразны, но существуют они в неразрывном единстве представляющем собой своеобразный цикл. Он представляет собой соотношение языческого календаря с церковно-христианским. Путём наложения праздников образовалось двоеверие – слияние язычества и христианства. Обряды и соответствующие им песни призваны были обеспечить хороший урожай, приплод скота, рождение детей, благополучие. Для более яркого претворения обрядовых действий человек пользовался магией пения.В календаре 4 цикла: - летнего солнцеворота (24 июня)- зимнего солнцеворота - весеннего (21 марта)- осеннего (конец жатвы)

№ слайда 15

Описание слайда:

Песни зимнего календаряколядыподблюдныеМасленичныеКоляды – магические песни. Славяне называли их «колядка», «таусень», «саусень», «щедровки», «виноградье». Изображают светлую желанную сторону жизни. Исполняются коляды ансамблями или детей, или молодёжи, или пожилых людей. Пели очень громко, считалось, что это воздействует на силы природы. Надевали маски и танцевали. Подблюдные песниПодблюдные песни (гадальные). Название происходит от формы исполнения. Девушки наливали блюдо с водой, бросали туда предметы и гадали. Исполнялось на святки с 7 по 19 января. Святки – «светлые вечера». Масленичные песниМасленица- праздник проводов зимы. В древности этот праздник был самым великим по масштабам. Смысл праздника – заклинание солнца, которому следовало помочь совершить круг, чтобы приблизить весну. Блины – символ солнца. Кульминация праздника – «похороны» чучела, которое сжигали под смех и песни в последний день масленичной недели.

№ слайда 16

Описание слайда:

Песни весеннего календаря- закликание- вербные- волочебныеВьюнишные Весну встречали в разных местах в разное время. Крестьяне считали, что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия. Выпекали из теста фигурки птиц (обычно жаворонков). Девушки и дети взбирались на крыши домов, сараев, поленницы, на деревья и с высоты закликали весну. В веснянках-закличках просили весенних птиц принести из-за синего моря ключи с замками, «закрыть зиму холодную» и открыть «отпереть лето теплое». После исполнения веснянок головки «жаворонков» натыкали на солому, покрывавшую крышу, а остальное печенье съедали.

№ слайда 17

Описание слайда:

В Егорьев день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища, подхлестывая животных ветками вербы. Этот праздник был преимущественно мужским. Мужчины обходили поля, закликая Егория уберечь скот от падежа, болезней, от зверей и сглаза. Подростки ходили от двора ко двору и пели перед каждым домом песни-пожелания. В этом весеннем празднике особенная роль отводилась пастуху. Он должен был ритуальной игрой на пастушеском рожке и специальными заговорами сохранить скот целым и невредимым на все время, пока скот пасется в поле.

№ слайда 18

Описание слайда:

Конец весны – начало лета (май – июнь) – время новых праздников.Самый многообрядовый среди них – летние святки или русальская неделя.Главные действующие лица во время летних святок – девушки; главный герой исполнявшихся песен – березка, воплощавшая для крестьян животворную и растительную силу.

№ слайда 19

Описание слайда:

В Семик, празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завивать березу: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки с травой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. Березу завивали на несколько дней – до Троицына дня, когда шли смотреть, завял венок или нет, и в зависимости от этого предугадывали, счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится судьба гадающей девушки. Как и все календарные ритуалы, троицко-семицкие обряды связаны с будущим плодородием: урожаем и браком. После завивания березы ходили смотреть поля. Гадая о судьбе девушки, плели венки и, пуская их по воде, ждали, прибьется ли венок к берегу, поплывет ли по течению, что означало скорое или нескорое замужество; утонувший венок сулил смерть…

№ слайда 20

Описание слайда:

Иван Купала Времени летнего солнцестояния (22-24 июня), когда солнечное тепло и свет достигали наибольшей силы, соответствовал праздник «Иван Купала», связанный с древним культом солнца и огня. Крестьяне считали, что в купальскую ночь оживает вся нечистая сила, и нужно стеречь домашний скот и хлеб от нее. На Ивана Купалу собирали целебные травы (особой популярностью пользовалась иван-да-марья). Волшебно-всесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в году именно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны были открыться места кладов.

№ слайда 21

Описание слайда:

После ритуалов в ночь на Ивана Купалу и встречи солнца в Петров день- вплоть до жатвы не было никаких праздничных обрядов.Жнивные же ритуалы не были жестко связаны с календарем, ибо зависели от срока поспевания зерна. Так как жатва, в отличие от пахоты и сева, была женским делом, то жнивные обряды и связанные с ними песни – прежде всего женские. Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен:-зажиночные – в начале уборки урожая; -жнивные – во время полевых работ (в этих песнях говорится в основном о самом труде крестьянок в поле); -дожиночные (обжиночные) – поются после окончания жатвы. В конце уборки хлеба в поле оставляли немного колосьев и завивали несжатый пучок или, пригнув его к земле, закапывали вместе с хлебом и солью. Последний сноп украшали и несли в дом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса