Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Презентация "Кавказский пленник. Жилин и Костылин - два разных характера". Кавказ в жизни и творчестве Л.Н. Толстого(презентация) Расширить свои знания о

Слайд 1

Лев Николаевич
Толстой
"Кавказский пленник"
1872
Literata.Ru

Слайд 2

«На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху- навалилась Жилину на ногу».

Слайд 3

«Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали. Чёрный понял, засмеялся, кликнул кого-то: «Дина!» Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа…Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса…»

Слайд 4

«Наутро смотрит, на зорьке Дина Вышла за порог с куклой. А куклу уже лоскутами красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает».
« С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок починить принесёт, кто часы».

Слайд 5

«Стал смотреть на русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом… Стал Жилин вглядываться – мая- чит что-то в долине, точно дым из труб. И так думается ему, что это Самое – крепость русская».

Слайд 6

«Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки Выворачивать. А замок крепкий – никак не собьёт, да и неловко. Прибежала Дина, взяла камень и говорит: Дай я. Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики – ничего силы нет».

Слайд 7

Жилин
Костылин
Мать
Дина
Мать
Татары
забота
помощь
уважение
обращается
за помощью
любит
не тревожит
любовь, забота
доброта

Слайд 8

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
добрый (думает о матери);
надеется на себя;
деятельный человек;
сумел прижиться в ауле;
работящий, не может сидеть без дела;
всем помогает, даже своим врагам;
великодушный, простил Костылина.
ЖИЛИН
КОСТЫЛИН
слабый человек, не себя не надеется;
способен на предательство;
раскис, упал духом;
не принимает других людей.
ДИНА
добрая, стремиться помогать людям;
способна на самопожертвование.
ТАТАРЫ
работящие;
способны понять и оценить хорошего человека

Лев Николаевич Толстой 1828-1910

Жилин и Костылин –

два разных характера

Кавказский пленник

Как будем работать на уроке

  • Читать внимательно
  • Писать грамотно
  • Говорить внятно, доступно
  • Слушать внимательно

Приподнятое

Готов к сотворчеству

строки биографии писателя, содержание 1 части рассказа, что такое антитеза

анализировать прочитанное, выражать свои мысли, оценивать поступки героев, работать в группе

Что я вижу, что я слышу, что чувствую, услышав слово Кавказ?

Настраиваемся на работу

Зарядка для мозга Почему рассказ назван «Кавказский пленник»?

Действие рассказа разворачивается в горах Кавказа

Толстой намекает, что взят был в плен Жилин не только физически, но и душевно

Почему на уроке, посвященном рассказу Л.Толстого, присутствуют изображения А.Пушкина, М Лермонтова? Лови ошибку!

В творчестве большое значение имеет тема жестокости и войны

Великий писатель Л.Н.Толстой вырос в Ясной Поляне недалеко от Москвы

Там же в своём доме он организовал школу для крестьянских ребятишек

Рассказ “Кавказский пленник” был написан для взрослых

В своих кавказских рассказах Толстой приукрашивает, изображая горцев

Толстой уважительно относился к горским народам, и их обычаям и образу жизни

Он верил, что вражда между народами будет продолжаться

История рассказа

Лев Толстой

и Садо Месербиев – два кунака

Лексическая работа

взятый в плен, невольник

Антитеза –

Пленник –

Пленять –

это противопоставление

1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить

взятый в плен, невольник

1) то, что было в действительности, происходило на самом деле

2) рассказ о действительном событии, происшествии

Полёт орла Физминутка для глаз

Спасибо зарядке!

Глазки в порядке

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Работа в группах

  • Опишите, как начинается поездка Жилина и Костылина
  • Анализируйте , как внешность, фамилии Жилина и Костылина помогают понять характер героев.
  • Сравните, как ведут себя Жилин и Костылин, когда замечают татар
  • Аргументируйте, хорошо это или плохо, что Жилин и Костылин решают оторваться от обоза

Чем объяснить, что в одинаковых условиях два человека ведут себя по-разному?

Пятистишие или синквейн

Костылин

  • 1 имя существительное
  • 2 прилагательных
  • 3 глагола
  • фраза из 4 слов, выражающая отношение к данной теме
  • 1 слово – синоним к первому слову
Авторский стул

Обсудите в группах работы, выберите одну наиболее интересную

Рефлексия Как мы работали на уроке? Что мне стало понятно из прочитанных глав рассказа? Как я оцениваю поступки героев? Чему мы научились? Интернет ресурсы http://fanread.ru/img/g/?src=11235040&i=260&ext=jpg http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/4194dd05.jpg&percenta=1.00 http://museumpsk.wmsite.ru/_mod_files/ce_images/111/498750_photoshopia.ru_251_zaron_p._a._s._pushkin_na_severnom_kavkaze.jpg https://a.wattpad.com/cover/25475816-368-k327538.jpg https://a.wattpad.com/cover/49226435-368-k629910.jpg http://www.krimoved-library.ru/images/ka2002/1-3.jpg http://rostov-text.ru/wp-content/uploads/2016/04/sado.jpg https://static.life.ru/posts/2016/07/875153/35fc09a2dae9b33985e6472f3a8a2bca__980x.jpg http://s1.iconbird.com/ico/2013/6/355/w128h1281372334739plus.png http://www.iconsearch.ru/uploads/icons/realistik-new/128x128/edit_remove.png http://feb-web.ru/feb/lermenc/pictures/lre166-1.jpg http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/kavkazskii_plennik/53.jpg http://russkay-literatura.ru/images/stories/rus-literatura/lev_tolstoj_kavkazskij_plennik_byl.jpg http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/kavkazskii_plennik/50.jpg

«Толстой «Отрочество»» - Развитие речи. Олицетворение, эпитеты. Соотнесение термина с понятием. Средства художественной выразительности. Дать характеристику любого персонажа. Любочка. Итоговая игра по творчеству Л.Н.Толстого «Отрочество». Продолжи фразу. Перемелется, мука будет. Гроза. Составить кроссворд. Гонка за лидером.

«Детство Толстого» - 1. Сочинение – эссе 2. Выставка рисунков. Результаты представления. Студентка Филологического факультета,342 г. Янкявичюте Диана. Этапы и сроки проведения проекта. Информационные ресурсы. Толстого « Детство». Толстого «Детство». Дидактические цели. Мы будем изучать следующие главы. Что побуждает к жизни?

«Толстой «Лебеди»» - Обобщение. Основная часть. Часть жизни. Л.Н.Толстой «Лебеди». Урок литературного чтения. Открыл школу в Ясной Поляне. Лебедь вздохнул. Концовка. Проверка домашнего задания. Долгая интересная жизнь. Сказки. Примерный план. Деление на части. Что вы знаете о Л.Н.Толстом. Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

«Толстой Два брата» - Беги без оглядки-очень быстро. Л.Н.Толстой создаёт «Азбуку» и «Книги для чтения». Память моя крепка. Я работаю. Каждый сам в жизни выбирает свою дорогу. Я хочу учиться. Л. Н. Толстой участвовал в обороне Севастополя. На разминку. Написано на смех-значит неправда. Я очень хочу учиться. Сказка Л. Н. Толстого.

««Лев и собачка» Толстой» - Преданный. Поджала хвост. В чём выражалась эта дружба. Вопросы. Делай всё по возможности сам. Как лев воспринял смерть собачки. Отгадай загадки. Оторвал кусок мяса. Моделирование обложки. Любите животных. Любовь, думал я, сильнее смерти. Будь внимателен. «Лев и собачка». Не будь назойлив.

«Толстой Акула» - С. Есенин Ф.И Тютчев А.С. Пушкин. Башни въезда в Ясную Поляну. Башни въезда. Все вещи, книги, картины здесь подлинные. А.С. Пушкин. Зима еще хлопочет И на весну ворчит. Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Оба, как ящерицы. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней.

Всего в теме 34 презентации

Кавказ

в жизни

и творчестве

Л.Н. Толстого

Работу выполнила

ученица 10 «А» класса

МКОУ СОШ № 6 пос.Затеречный

Кислякова Елена

Руководитель – Краюшкина И.В.



ГИПОТЕЗА : Кавказ оказал большое влияние на становление личности Л. Н. Толстого, что нашло отражение в его творчестве

ЦЕЛИ :

  • выяснить влияние пребывания на Кавказе на мировоззрение Л.Н.Толстого,
  • определить, как тема Кавказа нашла отражение в его творчестве

МЕТОДЫ : поиск дополнительного материала, анализ, обобщение.


МОЁ ИССЛЕДОВАНИЕ:

  • Пребывание Л.Н.Толстого на Кавказе.
  • Интерес к фольклору и быту кавказцев.
  • Кавказский цикл его творчества.

ВЫВОД:


Я УЗНАЛА :

В сороковые годы 19 века – в период подъема русской демократической мысли - молодым офицером приехал Толстой на Кавказ. Он жил в Чечне с мая 1851 по январь 1854 года - практически постоянно в среде чеченцев и казаков, среди которых завел немало друзей. В дневниках и письмах этого периода – свидетельства глубокого интереса Толстого к жизни чеченцев. Он стремился «понять духовный строй местных народов», их нравы и обычаи, вынести собственные суждения.

Толстой, несомненно, оглядывался назад и воспринимал Пушкина и Лермонтова как своих предшественников. О любви к Кавказу он говорил в 1854 году в выражениях, буквально совпадающих со стихами Лермонтова (из вступления к "Измаил-бею"): "Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью”.

О влиянии Кавказа на его жизнь и творчество, Толстой писал в 1859 году: «... Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, как в это время... И все, что я нашел тогда, навсегда останется моим убеждением».

Я УЗНАЛА :

В 1852 году он записал две чеченские народные песни – со слов своих друзей-чеченцев Садо Мисирбиева и Балты Исаева. Эти и другие записи впоследствии он использовал в своих произведениях.

В декабре 1852 года Толстой отправил с Кавказа в петербургский журнал "Современник", прогрессивный в самый популярный журнал того времени, свой первый военный рассказ - "Набег". До того в сентябрьском номере журнала была напечатана повесть "Детство". Когда в "Современнике" появился следующий кавказский рассказ Толстого "Рубка леса", редактор журнала Н. А. Некрасов писал И. С. Тургеневу; "Знаешь ли, что это такое? Это очерки разнообразных солдатских типов (и отчасти офицерских), т. е. вещь, доныне небывалая в русской литературе. И как хорошо!"


Я ОПРЕДЕЛИЛА:

В годы службы на Кавказе Толстой много внимания уделял сбору и пропаганде северокавказского устного народного творчества, публикации чеченского фольклора.

Любовь к Кавказу, глубокий интерес к особенностям жизни горцев нашли отражение во многих произведениях Толстого.

Размышления Толстого о судьбе горцев легли в основу кавказского цикла его творчества («Набег. Рассказ волонтера», «Рубка леса. Рассказ юнкера», «Из кавказских воспоминаний. Разжалованный», «Записки маркера», «Записки о Кавказе. Поездка в Мамакай-Юрт»).

На Кавказе Толстой своими глазами увидел войну и людей на войне. Здесь же он узнал, как может устроиться крестьянская жизнь без крепостной зависимости от помещика.


Я ОПРЕДЕЛИЛА:

В кавказских рассказах складывался общих взгляд писателя на жизнь, на войну в мир - иными словами, философия бытия, воплощенная в художественных образах. Война и мир резко противопоставлены, и война осуждена, потому что это - разрушение, смерть, разъединение людей, вражда их друг с другом, с красотой всего "божьего мира".

На Кавказе была впервые выработана толстовская философия любви и самоотвержения - а ведь это самые заветные чувства русского человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ОБЩИЙ ВЫВОД -

Кавказ оказал большое влияние на формирование взглядов писателя и нашёл отражение в творчестве.


РЕСУРСЫ:

  • http://elbrusoid.org/content/liter_theatre/p137294.shtml - Песни горцев
  • Независимая газета от 01.06.2001 Оригинал: http://www.ng.ru/style/2001-06-01/16_song.html
  • "Повести и рассказы" Л Н Толстой, Москва, "Художественная литература", 1981г, серия "Классики и современники".
  • «Лев Толстой», очерк жизни и творчества; К.Н.Ломунов, издание 2-е, Москва, изд. «Детская литература», 1984 год
  • К. Кулиев «Поэт всегда с людьми», М., 1986 год

Cлайд 1

Cлайд 2

«На лошадь места не доскакал Жилин, выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь со всего маху- навалилась Жилину на ногу».

Cлайд 3

«Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали. Чёрный понял, засмеялся, кликнул кого-то: «Дина!» Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа…Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса…»

Cлайд 4

«Наутро смотрит, на зорьке Дина Вышла за порог с куклой. А куклу уже лоскутами красными убрала и качает, как ребёнка, сама по-своему прибаюкивает». « С тех пор пошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок починить принесёт, кто часы».

Cлайд 5

«Стал смотреть на русскую сторону: под ногами речка, аул свой, садики кругом… Стал Жилин вглядываться – мая- чит что-то в долине, точно дым из труб. И так думается ему, что это Самое – крепость русская».

Cлайд 6

«Слез под кручь, взял камень вострый, стал замок с колодки Выворачивать. А замок крепкий – никак не собьёт, да и неловко. Прибежала Дина, взяла камень и говорит: Дай я. Села на коленочки, начала выворачивать. Да ручонки тонкие, как прутики – ничего силы нет».

Cлайд 7

Жилин Костылин Мать Дина Мать Татары забота помощь уважение обращается за помощью любит не тревожит любовь, забота доброта

Cлайд 8

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. добрый (думает о матери); надеется на себя; деятельный человек; сумел прижиться в ауле; работящий, не может сидеть без дела; всем помогает, даже своим врагам; великодушный, простил Костылина. ЖИЛИН КОСТЫЛИН слабый человек, не себя не надеется; способен на предательство; раскис, упал духом; не принимает других людей. ДИНА добрая, стремиться помогать людям; способна на самопожертвование. ТАТАРЫ работящие; способны понять и оценить хорошего человека
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса