Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Преступление и наказание антиподы раскольникова. Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание. Общие черты сказок

Очень многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж - носитель этой идеи. Так, в центре романа «Преступление и наказание» - Раскольников и его «наполеоновская» теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Расколышковым - именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле - создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории - показать как читателю, так и самому герою.

Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. Роль первого - интеллектуальное снижение идеи Раскольникова, такое снижение, которое окажется морально невыносимым для героя. Роль второго - убедить читателя в том, что идея Раскольникова ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности.

Лужин - предприниматель средней руки, это разбогатевший «маленький человек», которому очень хочется стать человеком «большим», превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его «наполеонизма», но как они похожи на социальные корни рас-кольниковской идеи, ее пафос социального протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников - нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом, Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и. тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин - погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в Частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию «разумного эгоизма». По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим, надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же - тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И получается, что Дунечке Лужин «помогает» из лучших побуждений, считая свое поведение безукоризненным. Но поведение Лужина, да и вся его фигура, столь пошлы, что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.

Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его сестра. Она не считает себя существом более высокого ранга, чем брат, а Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми, ради кого он жертвует собой. Дунечка же, напротив, не только не считает себя выше своего брата - признает его существом более высокого рода. Раскольников хорошо это понимает, потому-то так решительно и отвергает он жертву сестры. В своем отношении к людям Дуня и ее брат - антиподы. Даже Свидригайлова Дуня не считает ниже себя; она преодолевает это искушение, будучи не в силах стрелять в человека, ибо в Свидригайлове она видит личность. Раскольников же готов видеть человека только в себе.

Отношение к другим людям и к себе - вот та спираль, по которой Достоевский разворачивает действие своего романа. Раскольников способен не видеть человека в своем ближнем, Свидригайлов не способен видеть человека ни в ком. Так идея Раскольникова доводится до предела, до абсурда. Раскольников хочет ощутить себя человеком, для которого на свете вообще не существует морали. Он убежден, что ни в прелюбодеянии, ни в развращении малолетней девочки, ни в подслушивании чужих разговоров с целью использовать их в своих интересах, шантажируя жертвы, нет ничего дурного. В ответ на возмущение Раскольникова по поводу подслушанной исповеди Свидригайлов резонно замечает, что если можно «старушек чем попало по голове лущить», то отчего же нельзя подслушивать? Возразить на это Раскольникову нечего. И Свидригайлов становится для Раскольникова каким-то воплощением темных начал мира, в котором нет моральных запретов. Но его почему-то влечет к этому темному началу. Достоевский говорит, что Свидригайлов чем-то притягивал Раскольникова. И Раскольников идет к нему, даже не отдавая себе отчета зачем. Но слова Свидригайлова о том, что вся-то вечность - это какая-нибудь пыльная банька с пауками, потрясли героя, так как он очень наглядно смог представить себе столь выразительно охарактеризованный Свидригайловым логический конец пути, по которому он пошел, убив старуху. После такого нравственного распада души невозможно никакое возрождение человека. После этого возможно только самоубийство. Дуня, отбросив пистолет, признала в Свидригайлове человека - он сам в себе человека не видит.

В ужасе уходит Раскольников от Свидригайлова. Он, ступив на путь зла, не в состоянии идти по этому пути до конца. После последнего разговора со Свидригайловым Раскольников вновь пойдет к Сонечке. Ее в глазах Раскольникова сближает с ним то, что она «тоже преступила черту», и он пока не понимает, как различно то, через что каждый из них смог переступить, вернее, для чего каждый из них это сделал. воплощает в романе светлое начало. Она чувствует себя виновной и сознает собственную греховность, но она согрешила ради спасения жизни маленьких братьев и сестер. «Сонечка, вечная Сонечка Мармеладова!» - воскликнул Раскольников, узнав о предполагаемой свадьбе его сестры и Лужина. Он прекрасно чувствует и понимает сходство мотивов, которые руководят поступками этих женщин. Соня с самого начала олицетворяет в романе жертву, поэтому ей-то и рассказывает Раскольников о своем преступлении. И она, которая оправдывала и жалела Катерину Ивановну, своего пьяницу-отца, готова простить и понять Раскольникова - она увидела в убийце человека. «Что же это вы с собой-то сделали!» - говорит она в ответ на его признание. Для Сони Раскольников, покушавшись на жизнь другого человека, поднял руку и на человека в себе, на человека вообще.

В романе Достоевского все тесно связано, сплетено друг с другом. В момент гибели от топора на слабоумной Лизавете был Сонечкин крест. Раскольников хотел убить только одну ростовщицу, потому что считал ее жизнь вредной для окружающих, но вынужден убить и ее сестру, а подняв руку на Лизавету, он тем самым поднимает ее и на Сонечку и в конечном счете на себя самого. «Я не старушонку убил, я себя убил!» - восклицает Раскольников в тоске. И Соня, прощающая Раскольникова-человека, не прощает его губительную идею. Только в отказе от «этой проклятой мечты» видит она возможность воскрешения души Раскольникова. Соня зовет его к покаянию, она читает ему знаменитый евангельский эпизод о воскресении Лазаря, ожидая душевного отклика. Но душа Раскольникова к этому еще не готова, он еще не изжил в себе свою идею. Далеко не сразу Раскольников понял, что Соня права, лишь на каторге к нему пришло это осознание, лишь тогда он смог по-настоящему покаяться, и его покаяние становится последним утверждением Сониной правоты, идея же Раскольникова оказывается окончательно разрушенной.

Так, приводя всех персонажей романа в соотношение с главным героем, Достоевский достигает главной своей цели - дискредитации человеконенавистнической теории, рожденной самим несправедливым миром.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » ДВОЙНИКИ И АНТИПОДЫ РАСКОЛЬНИКОВА . И в закладках появилось готовое сочинение.

Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» — это «психологический отчет об одном преступлении», совершенным Родионом Раскольниковым. И хотя главным героем является Раскольников, в романе создана целая система образов его двойников и антиподов. Все они — люди сложные и противоречивые. Идеи и принципы каждого из них тайно или явно находят отражение в мыслях и делах самого героя.

Раскольников — автор теории «крови по совести», согласно которой ради счастья одних людей можно уничтожить других. Достоевский развивает эту теорию дальше, и тогда на страницах романа появляются «двойники» Раскольникова. «Мы одного поля ягоды», — говорит Родиону Свидригайлов, подчеркивая их сходство.

Что же объединяет Раскольникова с «великими мира сего» Петром Лужиным и Аркадием Свидригайловым? Петр Петрович Лужин был до болезненности тщеславен и самовлюблен, главный принцип его жизни состоял в том, чтобы «возлюбить самого себя, что на свете все на личном интересе основано». Экономическая теория Лужина — логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря тот говорит Лужину: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».

Аркадий Свидригайлов — натура более сложная. С одной стороны, он преступник, на совести которого несколько смертей, с другой — он помогает похоронить Мармеладова и устраивает судьбу сирот. Но что роднит его с Раскольниковым? Роднит то, что он также считает себя незаурядным человеком и также «преступает». Он никого не убивает топором, но по его вине умирает его жена Марфа Петровна. Свидригайлов не просто эгоист, как Лужин, не просто злодей. Он еще циник, отвергающий все нравственные законы общества. Свидригайлов уже по ту сторону добра и зла. Все его поступки и образ жизни ведут к оправданию идеи Раскольникова. Вот почему они «одного поля ягоды». Получается, что Раскольников хочет защищать обездоленных от лужиных и свидригайловых, а его ложная теория сближает его с этими людьми.

Раскольников не погибает, как Свидригайлов, а через страдание и раскаяние пытается вернуться к людям. Помогают ему в этом Порфирий Петрович и «вечная Сонечка». Они и являются в романе антиподами героя.

Соня Мармеладова, как и Раскольников, преступила закон — стала проституткой, убила свою душу. Но она пошла на это ради своих близких и совершила преступление против себя и своей совести. Раскольников решил, что ему «все дозволено» и совершил преступление против старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Раскольников испытывает муки совести не потому, что убил безвинных, а оттого, что оказался слабым, «вошью», «тварью дрожащей». Материал с сайта

Порфирий Петрович, следователь, умный и тонкий психолог, опровергает теорию Раскольникова о сильных личностях. И если «вечная Соня» привела героя к «явке с повинной», то Порфирий Петрович убедил Родиона в том, что «можно убежать от закона, но от себя убежать нельзя», что нравственные муки сильнее физических. И если человек совершил преступление, он должен пройти через эти муки. Муки Совести.

«Двойники» и антиподы Раскольникова подчеркивают сложность и противоречивость его натуры. Его душа расколота. В ней идет беспрестанная борьба темного и светлого, доброго и злого. Достоевский убедительно показал нам, что даже самым грешным, падшим можно обрести свое место в жизни. Великий гуманист показывает в романе путь к спасению заблудшей душе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему двойники и антиподы раскольникова
  • двойники и антиподы раскольникова таблица
  • двойник родиона по преступлениям
  • антипод порфирия петровича
  • двойники и антиподы р.раскольникова

Достоевский в романе «Преступление и наказание» задумывается над вечными вопросами: «В чем смысл жизни? Какова сущность добра и истины? Где грань между добром и злом?» Ответы на эти вопросы и ищут герои романа. Достоевский считает, что «человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием... Есть такая вечная радость, за которую можно заплатить страданием». Зло в произведении Достоевского - это то искушение, которое не обходит ни одного из его героев, но одни находят в себе силы устоять перед ним, а вторые не могут понять, что за его внешней привлекательностью кроется ложь.
Раскольников живет в мире, где полно униженных и оскорбленных, в мире, из которого нет выхода. Даже комнатенка его под самой кровлей пятиэтажного дома, которую он снимает у квартирной хозяйки, скорее похожа на гроб, чем на человеческое жилье. Живя в этой тесной каморке, видя вокруг чудовищную несправедливость, Раскольников создает теорию, которая страшна и нелепа в своей сущности. Он делит людей на два разряда: обыкновенных, которые сплошь ничтожества и «твари дрожащие», и высших, «властелинов судеб», которые приравниваются к Наполеонам. К таким «сверхчеловекам» он относит и себя, тем самым оправдывая свое преступление. Но теория Раскольникова терпит крах, потому что, хотя он и «преступил черту», и вроде бы доказал, что он Наполеон, на самом деле уподобился той же «твари дрожащей». Раскольников мало чем отличается от Лужина, лживого и лицемерного. Он в душе и сам понимает, что тот его двойник, но не хочет и не может в этом признаться.
Лужин - самый ненавистный Достоевскому персонаж в романе. Именно такие, как Лужин, и делают этот мир жестоким и несправедливым. Лужин вышел из провинции, там накопил свои первые деньги. Он полуобразован, даже не совсем грамотен, но умеет приспособиться. Он переехал в Петербург, чтобы заняться адвокатурой, так как эта профессия обещает хорошие барыши и почетное положение в обществе. Лужин человек деловой, обеспеченный, способен содержать семью, поэтому он решает жениться. Дуню он выбрал не потому, что любит, а из той же выгоды для себя. Он понимает, что красивая, образованная, умеющая себя держать жена, может помочь в карьере. И еще: «он положил взять девушку честную, но без преданного и непременно такую, которая испытала страдания, потому что муж ничем не должен быть обязан своей жене, лучше если жена считает мужа за своего благодетеля».
Словом, у Лужина тоже есть теория, которой он оправдывает свои самые что ни на есть корыстные мотивы женитьбы на
Дуне. Вот как о нем рассуждает Раскольников: «Свою собственную казуистику выдумаем, у езуитов научимся и на время, пожалуй, и себя самих успокоим, убедим себя, что так и надо, действительно надо для доброй цели». Но в этом с ним схож и сам Раскольников. Ведь он тоже свою «казуистику» выдумал и поверил в спасительность своей теории. Идее Раскольникова во многом созвучна и лужинская «теория разумного эгоизма». «Пойдешь за несколькими зайцами разом, и не одного не достигнешь», - проповедует Лужин. «Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел», - вот, согласно Лужину, правильная линия поведения. Раскольников продолжает эту мысль: «А доведете до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...» Но ведь сам Раскольников тоже создал теорию, где оправдывает убийство.
Много общего у Раскольникова и со Свидригайловым. Свид- ригайлов пришел к Раскольникову, предполагая встретить в нем врага. Раскольников дважды угрожает убить Свидригай- лова, а между тем, скрепя сердце, признает, что они одного поля ягоды. Свидригайлов говорит: «Мне все кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее». Да и Раскольников чувствует, что в Свидригайлов имеет какую-то власть над ним. Свидригайлов циничен, никому, ничему и ни во что не верит, ненавидит весь мир, но осознает свое бессилие перед ним. Поэтому его трагическая гибель закономерна.
Противостоит Раскольникову его друг Разумихин. Это широкой души человек. Он мог удариться в разрушительный запой, мог превратиться и в своеобразного Обломова. Он суетится, пьет, заводит дружбу с полицейскими чиновниками, устраивает студенческие вечеринки, спорит до хрипоты. Он может найти общий язык и с кухаркой, и с Порфирием, и с Лужиным. Разумихин наивен, но в то же время умен. Он не поверил в виновность Миколки, объяснил загадку оброненных сережек, он ухватил главное в теории Раскольникова. Разумихин - добрый человек. Он умело ухаживает за больным Раскольнико- вым: приводит к нему доктора, покупает ему приличную одежду, заботится о его матери и сестре. Разумихин верный друг. Он сам говорит: «кликни меня, и я приду». Ведь Разумихин заботится о Раскольникове даже тогда, когда знает, что он убийца. Он смотрит в душу человека и видит ее сущность. Лужин, по его мнению, уже безнадежный человек, но убийцу Раскольникова можно спасти. В Разумихине легко уживается самоотверженность во имя спасения близкого человека со стремлением к личному счастью. Но Разумихин знает свою цель и твердо к ней идет Он прекрасно понимает, что для того, чтобы нормально жить самому и помогать другим, нужны средства. Однако он не идет на преступление, чтобы добыть эти средства, но ищет, как ныне принято говорить, легальный источник дохода. И находит. Зарабатывая на жизнь грошовыми переводами, он пригляделся к издательскому делу и решил, что сможет стать издателем - честным, культурным и полезным. Разумихин намерен в течение трех-четырех лет положить «начало будущего состояния» и переехать затем в Сибирь, где «почва богата во всех отношениях, а работников, людей и капиталов мало». В этом новом Разумихине угадывается «железная воля».
Идейным антиподом Раскольникова является Порфирий Петрович. Пристав следственных дел, человек умный, осторожный, смелый, он хорошо знает следственную практику, не держится рутины. После убийства Алены Ивановны он старается уличить Раскольникова в преступлении. Но улик у него нет, и единственным его орудием становится психология. Он заставляет Раскольникова каждую минуту думать о том, что ему, следователю, известна вся его подноготная. Он даже не подвергает Раскольникова предварительному заключению, потому что знает, что тот «психологически не убежит». «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!..» Порфирий советует Раскольникову пострадать. Но страдание каждый из них понимает по-своему. Для Порфирия Петровича - это каторга, которая должна привести к покорности. Но для Раскольникова каторга - это очищение. Ведь на каторге Раскольников жалеет не столько о пролитой им крови, сколько о том, что сломался под взятым на себя грузом.
О Соне Мармеладовой Раскольников впервые услыхал от ее отца. Он видит в ней близкого человека, потому что она тоже, по его мнению, совершила преступление. Более страшное преступление, потому что убивает себя. Но Соня жертвует собой во имя других. Потом будет жертвовать и во имя его, приняв тем самым на себя его страдания. Соня старается развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова. Выход для Сони кроется в принятии основных христианских норм. Для Сони религия не условность, а то, что помогает выжить в этом мире. Ее христианская идея в итоге побеждает теорию
Раскольникова. С этого начинается нравственное возрождение главного героя.
И Раскольников, и Лужин, и Свидригайлов - эгоисты. Все они живут для себя. Но Раскольников не одинок, рядом с ним Разумихин, Соня. Они-то и помогут ему возродиться.

Эта презентация используется на уроке литературы в 10 классе при изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Двойники и антиподы Раскольникова ….«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы...» Д. С. Мережковский

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Федор Михайлович Достоевский Роман «Преступление и наказание»

Двойники Раскольникова «Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы...» Д. С. Мережковский

Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.  Лев Толстой

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим. Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам, взглядам. - Кто, по вашему мнению, относится к двойникам, а кто к антиподам Раскольникова?

Старуха-процентщица Алена Ивановна Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Какое чувство она вызывает? Какой видит ее Раскольников? Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете? Можем ли мы назвать ее «двойником» Раскольникова?

В связи с чем появляется в романе Лужин? Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? Почему появление Лужина в романе затянуто? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? Раскольников и Лужин

Лужин Петр Петрович Почему Лужин боится полиции? Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» - связана с теорией Раскольникова?

Раскольников и Свидригайлов - В чем сложность и противоречивость этого образа? - Почему появление Свидригайлова связано с Лужиным? - Что мы узнаем о его прошлом? - Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? - Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова? - Как объяснить его отношение к Дуне и детям Мармеладова? - Почему он кончает жизнь самоубийством? Аркадий Иванович Свидригайлов

Кто такой Лебезятников? Когда и при каких обстоятельствах познакомился с Лужиным? Почему Лужин решает в Петербурге остановиться у Лебезятникова? Как Лебезятников «развивал» Соню и почему это прекратилось? Какие «новейшие направления наши» представляет Лебезятников? Какие идеи социалистов звучат карикатурой в устах Лебезятникова? В чем состоит пошлость Лебезятникова? Когда проявляются лучшие качества Лебезятникова? Как он спасает Соню? Лебезятников

Разумихин Каковы отношения Раскольникова и Разумихина? Почему Раскольников, задумав преступление, решает после того пойти к Разумихину? Почему при одинаковом материальном положении Разумихину не приходят в голову идеи, подобные мыслям Раскольникова? Антиподы

Как реагирует Разумихин на статью Раскольникова? Почему он говорит, что его теория хуже, чем разрешение крови по закону? Чем и как помог Разумихин Раскольникову? Как в романе обыгрывается его фамилия?

Раскольников и Порфирий Петрович

«Три встречи Порфирия с Раскольниковым - подлинные и замечательные полифонические диалоги». М..М.Бахтин Полифонизм – гармоничное многоголосие Порфирий Петрович

Зачем Раскольников идет к Порфирию Петровичу в первый раз? После каких событий он решился на диалог со следователем? Перечитайте диалог героев: «- Так вы все-таки верите в Новый Иерусалим? - Верую, - твердо отвечал Раскольников... - И-и-и в Бога веруете?... И-и в воскресение Лазаря веруете? - Ве-верую... - Буквально веруете? - Буквально». Почему запнулся Раскольников, отвечая на один из вопросов следователя. Когда еще на страницах романа прозвучит имя Лазаря?

Можно ли считать вторую встречу со следователем кульминационной? Как начинает «звучать» в этой встрече тема страдания, возникшая в первом разговоре? Почему последняя встреча состоялась по инициативе следователя? Почему он сам пришел в каморку главного героя? Что нового мы узнаем об отношении Порфирия Петровича к идее Раскольникова и к самому герою?? Какой путь выхода из тупика предлагает Порфирий? Следует ли его совету главный герой?

Спасибо за внимание!


Достоевский – создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония – многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку друг с другом. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими те или иные мысли главного героя. При этом отрицательные элементы его теории отражают “двойники”, а положительные – “антиподы”. Фамилия Раскольникова для Достоевского символична, она говорит о расколе в душе героя. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом

Отрицательные элементы его теории отражают так называемые “двойники” (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) они расположены в левой части слайда, а положительные – антиподы (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня).

Лужин воспитывает в себе теорию “разумного эгоизма”, которая лежит в основе “арифметических построений” Раскольникова. Будучи приверженцем “экономической правды”, этот делец весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает беспомощность “единичных щедрот” и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о “всеобщем преуспеянии”.

В расчетах Лужина вполне уловимы интонации голоса Раскольникова, который, как и его двойник, не удовлетворяется “единичной” и ничего не решающей в целом помощью. Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха, как полагает Раскольников. все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно – рано или поздно – украдет. Правда идея Лужина не приводит его к топору, Раскольников же легко достраивает концепцию своего двойника: “А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”. Лужин очищает “арифметику” Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической направленности.

Антипод Раскольникова в отношении людей – альтруист Разумихин. Надо оговориться: он скорее антипод не Раскольникова, а Лужина, стоит на противоположном полюсе. Следующий “двойник” – прогрессист Лебезятников. Он варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. С энтузиазмом выступая против таких “предрассудков”, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников дискредитирует идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!”

Порфирий Петрович выступает против бунта. Восстающая против несправедливого устройства мира бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Лебезятников – это карикатура на главного героя. Культ протеста принимает у Лебезятникова форму воинствующей глупости и компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский дух. С Порфирием Петровичем Раскольникова роднит то, что главный герой отказывает “наполеонам” в праве роптать против существующего мироустройства, против бунта выступает и Порфирий Петрович.

Свидригайлов идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильной личности. Но Свидригайлов терпит крушение. “Арифметика” опровергается “опытами” Свидригайлова: на его счету добрых дел больше, чем у других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, не может оправдать преступления минувшего, а во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и порождает удушливые кошмары. Свидригайлов – это тот избранный, который “переступил” и без нравственных мучений, но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман героя. Соня Мармеладова предлагает герою путь покаяния, возвращение к родной земле, которую он осквернил. Она протягивает ему кипарисовый крестик – символ возвращения к вере. Вычленяя компоненты идеи Раскольникова, отраженные в сознании двойников и их “перевертышей”, можно представить систему образов героев в виде трех пар. Причем в каждой паре центральное место будет занимать та часть идеи Раскольникова, которая сочетает в себе определенные противоположные начала.

Первая “тройка” – Лужин, Раскольников, Разумихин. Они решают вопросы, связанные с деятельностью человека. Здесь полюса – эгоизм – альтруизм. Рациональный эгоизм Лужина перерождается в сознании Раскольникова в разумный, а альтруизм Разумихина становится единичным.

Вторая “тройка” – Лебезятников, Раскольников, Порфирий. Они рассматривают социальные проблемы. Если Лебезятников отрицает нравственные и государственные нормы, то Порфирий утверждает защиту государства и морали. А Раскольников, как всегда, “раскалывается”: он утверждает право на протест человека необыкновенного и повиновение “твари дрожащей”

Свидригайлов – Раскольников – Соня рассматривают общечеловеческие проблемы. Если Свидригайлов исповедует бездеятельность, индивидуализм, культ сильной личности, то Соня – глубокую веру, христианское смирение, человеколюбие. Раскольников, как всегда, находится где-то посередине: с одной стороны он проповедует индивидуализм и бунт, а с другой, – ищет веры, не зря просит прочесть Соню строки из Евангелия.

Герои-антагонисты вступают в диалог посредством сознания Раскольникова. Через сознание главного героя герои могут смотреть друг в друга: Соня и Свидригайлов, каждый отдельно, излагает свою точку зрения Раскольникову, благодаря чему читатель видит их полярность. Сознание центрального героя становится своего рода проводником мыслей от одного нравственного полюса к другому. Каждой паре двойников и антиподов в романе соответствует круг проблем. Например, в ряду Лужин-Размуихин ставятся вопросы, связанные с деятельностью человека для человека. “Я для себя” – утверждает Лужин. “Я для других” – убеждает Разумихин. Этот спор является отражением раскола главного героя на личностном уровне – между эгоизмом и альтруизмом. Следующий ряд Лебезятников-Порфирий Петрович. Здесь писатель пристально рассматривает социальные проблемы: отрицанию определенных социальных и нравственных устоев противопоставляется их защита. В мире Раскольникова это противостояние проявляется в метаниях героя между бунтом против существующего порядка и смирением перед ним.

Проблему третьего ряда Свидригайлов – Соня – философские, общечеловеческие. “Необыкновенные” люди не являются достоянием определенной эпохи, они рождаются на протяжении всего развития человечества. Кодекс вседозволенности актуален во все века. Спор веры и безверия, начатый с незапамятных времен, продолжается и поныне. Такое вертикальное построение делает неизмеримой линию духовного раскола главного героя: Раскольников вступает в спор с самим собой, государством и человечеством – вот откуда мощный размах его конфликта с миром.

В мире Раскольникова все доводится до крайнего своего выражения: безобидный протест Лебезятникова перерождается в страшный анархический бунт, единичное добро Разумихина достигает всечеловеческих масштабов, мелкая “арифметика” Лужина вырастает в теорию, толкающую к топору. В Раскольникове всего “слишком”: от последней степени нищеты до чудовищной силы самодовлеющей идеи.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса