Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ольга княгиня киевская. Княгиня ольга святая

Брак и начало правления

Месть древлянам

Правление Ольги

Историография по Ольге

Память о Святой Ольге

Княгиня Ольга , в крещении Елена († 11 июля 969) — княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси. Первая русская святая.

Поэтому чтение не является линейным. Достигнув центра книги, читатель вынужден оглянуться назад, и, дойдя до конца романа, он должен перечитать его, потому что конец артикулирует представление Истории проблематичной идентичности. Эта работа содержит несколько тем, иерархия которых модифицируется ретроспективно с помощью экспликации. Определение настоящей темы в «Преступлении Ольги Арбелиной» требует кооперативного движения, которое заставляет читателя сделать вывод о том, что преступление Ольги поддерживает аллегорические или метафорические отношения с большевистской революцией.

Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение:

Происхождение

Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». По мнению норманистов, варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga. Присутствие предположительно скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, возможно датируемых 1-й половиной X века. С другой стороны, в летописях имя Ольги часто передано славянской формой «Вольга». Известно и древнечешское имя Olha.

Читатель формулирует двойную гипотезу о том, что текст не пытается сразу устранить двусмысленность: либо сын постепенно отравляет свою мать, либо управляет мощным наркотиком. Как только вторая гипотеза доказана, вопрос о том, почему остается без ответа в течение долгого времени, по крайней мере, без ответа от матери: В повествовательном тексте вводятся текстовые сигналы разных типов, чтобы подчеркнуть, что дизъюнкция, которая будет происходить, важна. Назовем их сигналами приостановки. Они могут, например, состоять в отсрочке ответа на неявный вопрос читателя.

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга». Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги:

Давайте рассмотрим эти сигналы ожидания. Автор пытается указать нам состояние опроса, ожидание характера Ольги, состояние, которое представляет читателя и его находит. При описании ожидания персонажа автор играет с желанием читателя. Ольга, которая заимствовала у ее друга Ли, фотоаппарат, автоматически запускающий смену света, забывает об этом на полке в своей комнате до того дня, когда она вернет ее Ли. Последний понимает, что камера вызвал и отправил ему три выстрела, первые два были неудачными из-за отсутствия достаточного света.

Первый представляет кошку в поисках, пока он обычно спит на кухне. На второй, Ольга вернулась, сидя на краю кровати, вытаскивая ночную рубашку: в сентябрьскую ночь было жарко. Наконец, Ольга обнажает окно. Ольга фотографирует фотографии. Повествование во внутреннем фокусе сигнализирует о невозможности сказать, подчеркивает невысказанное.

Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение Нового Владимирского Летописца («Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу».) и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора Нового Владимирского Летописца перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

Этот запрет немедленно создает желание читателя и стимулирует его либидо-сканенди. Расщепление характера Ольги внутренним голосом, в котором четко сформулированы вопросы, которые поднимает читатель, дает понять, что дискурсивные структуры работают, чтобы подготовить ожидания читателя. Благодаря этому расщеплению персонажа повествование становится диалогическим и вписывает читателя в фабулу, назначая ему роль: подталкивая персонажа к его окопам, чтобы заставить его сказать то, что он хочет услышать.

Ольга не ответила. Что она могла ответить на голос, который преследовал ее от ее упреков? Чтобы ответить, он иногда делал сны, в которых течение болезни ускорялось и заканчивалось за один день. Маленькая сука молчала. Вместо того, чтобы отвечать на вопрос читателя, повествование вводит новые эпизоды. Ольга идет в библиотеку, где она работает, беря с собой фотографии, чтобы снова рассмотреть их.

Брак и начало правления

По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году. Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись и Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского сообщают о 10-летнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (2-я половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тамошних местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгореся желанием» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.

В его желании была часть этого маниакального притяжения, вызванного определенными клише, к которым пристальный взгляд переносится вместе с зависимостью морфиноманиака, как бы для того, чтобы их таинственный шарм не стирался, или, наоборот,, надеясь обнаружить новую деталь, которая преобразит их мгновенный мир.

Но повествование по-прежнему отличается от ответа, потому что его библиотекарь выполняет его. Только позже последний рассматривает их снова. Проходит несколько дней, сначала повествование отступает, а затем доставляет откровение. В ясный и прохладный вечер позднего сезона, в минуты великой безмятежности, она удивила бы своего сына возле этого маленького медного контейнера, в котором ее вливание цветов хмеля декантировалось. Она увидит, как он застыл в этом коротком, напряженном ожидании, которое следует за жестом, который любой желал бы любой ценой.

Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге недатированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах Нестор пытался привести начальную древнерусскую историю в хронологический порядок. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года.

Да, это гипнотическое исправление, которое интеркалируется между этим опасным или криминальным жестом и преувеличенным расслаблением движений и словами, которые приходят после. То, что она подумала бы, казалось бы, было бы настолько невероятным, что она бы инстинктивно отступила на несколько шагов. Как будто она хотела вернуться во времени, уже чувствуя, что возвращение к их прежней жизни станет в этот самый момент невозможным.

Мало того, что ожидаемый ответ на фотографии не сделан, но сейчас возникает гораздо более важный вопрос. Прилагательное «преступник», характеризующее жест сына, действует как предметный маркер, поскольку оно уже присутствует в названии романа в материальной форме. Прагматический эффект силен и оживляет интерпретационное сотрудничество читателя. Действительно, в названии преступлением является преступление Ольги. Глава заканчивается этими сигналами приостановки и делает окончание главы совпадающей с ситуацией дизъюнкции, которую повествование подчеркивает, используя слово «желание» в конечном сравнении.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

Желание героя вернуться в прошлое напоминает читателю о своем желании получить ответ на три фотографии. На вопрос: Почему камера, чувствительная к свету, внезапно начала ночью, а Ольга спала? Почему сын Ольги добавляет порошок к вливанию матери без его ведома? Но повествование задерживает ответ. Криминальный акт сына, по которому закрывается глава, соответствует эффекту объявления: условное подчеркивает пролепическую ценность повествования, а в следующей главе описываются обстоятельства, в которых Ольга увидела, что ее сын действует без сомнений.

Месть древлянам

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

    1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.

    Сады Ольги перед домом, в сумерках, погрузились в ее мысли. Именно в этом блаженном отвлечении она продолжила свою работу. Опираясь на землю, она наконец достигла кухонного окна и выпрямилась. Головокружение оглушило его и вызвало освещенное окно и занавески. Его тело наполнено матовой, парообразной слабостью. Стена, на которой она наклонилась, ласково наклонилась.

    С такой точностью, что движения и объекты за окном наблюдаемой части ночного снаружи, в холодную погоду. Почти галлюцинаторная точность из-за головокружения. Повествование использует фантазию вуайериста, который спит в каждом читателе, а книга - это окно, раскрывающее ему действия и жесты персонажей, иногда их близость, сохраняя читателя в удобном положении вуайериста, который прикрывает его внешность наблюдаемое место. По словам Мишеля Пикарда, читатель не идентифицирует себя с персонажем, но имеет характер в ситуации.

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Правление Ольги

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

Это присвоение имеет либидиновую основу, здесь вуайеризм и приводит к «временной интеграции, чтобы попробовать их, ситуации, у которых герои имеют только функцию рисования контуров». Эта гибкость в идентификации - вопрос игры. Мишель Пикард цитирует Филиппа Гуттона, стр. 112: Игра - это «как будто». Игра предполагает отстранение от ситуации, так что в тот момент, когда она воспроизводится, она в некотором смысле отсутствует. Читатель делится на предмет, который играет, давая себе идентификацию в соответствии с принципом удовольствия и в игре субъекта, который находится в реальном.

В 945 г. Ольга осуществила серьёзные преобразования в управлении княжеством — установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») — «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).

Сцена, ставящая Ольгу в ситуацию видения со стороны того, что делает ее сын внутри дома, ставит в тупик дублирование избирательного образца как внутри, так и снаружи, играет и играет. Повествование, всегда во внутреннем фокусе, затем заставляет читателя проникать в сознание Ольги и через реакции, которые ему доставляются, это его собственный текст, обозначающий. Но мысль, ошеломленная подъемом крови, молчала.

На самом деле отсутствует часть, которую текст с готовностью предоставляет, выставляя правило ссылки, используемое для понимания аксиотических или анафорических выражений. Этот недостающий элемент - тот, который повествование никогда не перестает вызывать, без того, чтобы оно никогда не было темой описания. Его взгляд теперь был привязан к неизвестному молодому человеку, который на просвещенной кухне беззастенчиво обнажил записную книжку на столе.

На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей» (гл. 9), написанном в 949 году, упоминает, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников.

Кроме вечера, когда Ольга удивляла «преступный жест» своего сына, до сих пор у читателя никогда не было прямого доступа к сыновнему персонажу. Только через материнские проблемы, повествование находится во внутреннем фокусе большую часть времени, что он содержит информацию о нем. Поведение Ольги подразумевало, что ее сын был семилетним ребенком: она возобновила свою одежду, когда она делала домашнее задание, она готовила свои вещи, пока он спал на следующее утро. В первый раз, когда текст его обозначает, он под словом «ребенок», и он представлен как спящий в его комнате спокойный и чистый сон.

Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в византийском Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем». Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

Во второй раз косвенно, что это вызвано. Всеведущий рассказчик передает внутреннюю точку зрения. Ольга обнаруживает три клише и думает о своем сыне. С порога ее комнаты она слушает, чтобы узнать, спит ли он. Рассказчик затем дает читателю некоторую информацию о расположении комнат: «детская комната», библиотека, которую ребенок называет «книжным помещением». Затем внутренний фокус позволяет мыслям Ольги о ее сыне, представленном как больной ребенок, обречен и не может получить доступ к верхней полке библиотеки с книгами о его гемофилии.

Между этой презентацией и видением молодого человека четырнадцати, читатель может установить связь только ценой стереоскопической корректировки, которая делает два изображения совпадающими. Ольга не видела, как вырос ее сын: время остановилось для нее, когда началась вторая мировая война. Теперь она поняла, что молодой человек возник в момент головокружения, его лицо и тело созревают от ужаса мозаики, которая показала немыслимое. Да, это очень худой молодой человек, бледный, с прозрачным отражением, почти невидимый в первом усов принадлежал к миру мозаики, которые при контакте с мыслью, превратились в блестящую рептилию, остекленевшие глаза, неразборчивую.

В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии». Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита. С другой стороны, Продолжатель Феофана в рассказе об отвоевании Крита у арабов при императоре Романе II (959—963 гг.) упомянул в составе византийского войска русов.

Мотив рептилии, возникающий из фрагментов головоломки, начинающихся собираться на этот раз, требует другого навыка читателя: его знание интертекстуальных сценариев. С правилом со-ссылки читатель помнит, что Ольга посетила Ли для ее абортов и описала знаки тромпе-лёэля, которые она фотографировала для своих клиентов. Один из них представляет Психею и Амур. Теперь змей вмешивается в этот миф, чтобы назначить Амура, который каждый день присоединяется к Психее, не имея возможности увидеть это. Подсказки, оставленные автором вниманию читателя, должны вызвать его интерпретирующую деятельность, поскольку формулировка желаемого ответа на вопрос, который последний представляет через Ольгу, задерживается пируэтом: Ольга пьёт травяной чай в которую она увидела, как ее сын бросил таинственный порошок, чтобы положить конец мыслям, которые ее мучили.

Точно неизвестно, когда именно Святослав начал самостоятельно править. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964 году.

Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом:

Таким образом, в 959 году Ольга (в крещении Елена) официально рассматривалась как правитель Киевской Руси. Убеждённому язычнику Святославу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона:

Дата начала самостоятельного правления Святослава достаточно условна, русские летописи считают его преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря. Святослав находился всё время в военных походах на соседей Киевской Руси, передоверяя матери внутреннее управление государством. Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из Болгарии Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться надолго в Киеве. Когда он в следующем году собрался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его:

Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти княгини Ольги: 11 июля 969 года.

Крещение Ольги и церковное почитание

Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «Церемонии», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и 946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин) и Роман — багрянородный василевс. Известно, что Роман, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945 году. По версии историка Г. Г. Литаврина визит, описанный Константином, состоялся на самом деле в 946 году, а крещение состоялось во время 2-го визита в Константинополь в 954 или 955 годах. Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.

Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги (как и о целях её визита), и более того, в свите княгини был назван некий священник Григорий, на основании чего некоторые историки предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в Константинополе в 950-х годах:

О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт, возглавивший неудачную миссию в Киев в 961 году и имевший сведения из первых рук.

Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Константина), и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Скорее всего, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Св. Ильи в Киеве в русско-византийском договоре 944 года.

В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году её внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Владимира княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее — до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

Память равноапостольной Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами — 24 июля по григорианскому.

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Историография по Ольге

Основные сведения по жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «О церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968—971 годов. Глеб мог быть сыном Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги.

Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677) рассказал о неком русском князе Олеге, ставшим в 940 году последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949 году. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги.

О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием, упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь. Анепсий означал, чаще всего, племянника, но также и двоюродного брата.

Память о Святой Ольге

  • Житие называет Ольгу основательницей города Пскова. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня.
  • Ордена:
    • Знак отличия Святой равноапостольной княгини Ольги — учреждён императором Николаем II в 1915 году.
    • «Орден княгини Ольги» — государственная награда Украины с 1997 года.
    • «Орден святой равноапостольной великой княгини Ольги» — награда Русской Православной Церкви.
  • В Киеве, Пскове и городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге.

Ее называли "начальницей веры" и "корнем Православия", поскольку именно она стала предтечей христианства на Руси. Ряд исследователей предполагает, что жена князя Игоря княгиня Ольга крестилась 1059 лет назад . Существует и устойчивое мнение, что крестилась равноапостольная княгиня в Киеве в 955 г., (поскольку сюжет этот подробно описан в "Повести временных лет" именно под 955 годом), а путешествие в Византию предприняла в 957 г., будучи христианкой. Документальные исторические источники не дают однозначного ответа на этот вопрос.

Житие так повествует о трудах Ольги: "И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, во всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечений, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения".

Автор "Степенной книги" пишет: "Подвиг ее в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания".

Преподобный Нестор летописец повествует: "Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг - Христа".

Поручив Киев подросшему сыну Святославу, Ольга отправилась с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги "хожением", оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. "Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге", - повествуется в житии святой Ольги.

Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933-956 гг.), а восприемником из купели (крестным отцом) стал император Константин Багрянородный (912-959 гг.), оставивший в своем сочинении "О церемониях византийского двора" подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII в. русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: "Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос".

Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: "Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня". (После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна.) При крещении княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены (древнегреч. "факел". - С. М .), много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь.

В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами, а главное - с твердой решимостью обратить свой народ в христианство. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда - первого киевского князя-христианина. С проповедью веры она отправилась на родной Север, во Псковские земли, откуда была родом. Действительно, это ведь псковская деревенька Выбуты (вверх от Пскова по реке Великой) подарила "дивную в девицах", принявшую христианство за три десятилетия до крещения Руси ее внуком Владимиром. Иоакимовская летопись уточняет, что Ольга (Хельга, Вольга) принадлежала к роду князей Изборских - одной из древнерусских княжеских династий.

Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба "три пресветлых луча". Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: "Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем". На этом месте Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова, именовавшегося с тех пор "Домом Святой Троицы". Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.

Материнские усилия княгини Ольги имели драматический и даже трагический результат: вполне успешный воин, ее сын Святослав оставался язычником, по его распоряжению был убит племянник Ольги Глеб. Ольга горько пеняла сыну "...сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти - вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото ко святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню ".

Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. Накануне смерти блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение, причастилась; все время пребывала в усердной молитве к Богу и Пречистой Богородице; призывала всех святых; с особенным усердием молилась о просвещении по ее смерти земли Русской; предвидя будущее, неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великими святыми ; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга пред своей кончиной.

11 июля 969 г. святая Ольга скончалась, "и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки, и все люди". Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.

Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 г., который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.

Бог прославил "начальницу веры" в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в раку, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел их через оконце, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце не открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.

Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры. Несомненно прав историк Н. М. Карамзин, отнесший княгиню к первым русским паломницам.

Иллюстрации: Княгиня Ольга (художник Бруни); Крещение кн. Ольги (Б. А. Чориков (1807-1840-е гг.), выпускник Академии художеств); Княгиня Ольга (художник Васнецов); памятник кн. Ольге в Киеве (восстановленный в 1996 г. проект 1911 г. скульпторов И. П. Кавалеридзе и Ф. П. Балавенского, фото автора); памятник кн. Ольге во Пскове (скульптор В. Клыков, 2003).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса