Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Образ плюшкина по плану из мертвых душ. Образ Плюшкина в поэме “Мертвые души”: описание внешности и характера в цитатах. Цитатная характеристика Плюшкина

Меню статьи:

«Мертвые души» предстали в литературе как пример рукописей, которые горят. Как известно, Гоголь – автор произведения – сжег вторую часть «Мертвых душ». Несмотря на это, текст прочно прижился на страницах школьных программ по литературе. Гоголь вывел в произведении множество персонажей: имена некоторых из них стали нарицательными. Например, имя Плюшкина, о котором мы и поговорим ниже.

Символичность фамилии

Гоголь не пренебрегал в своих произведениях символичностью. Очень часто имена и фамилии героев его произведений носят символичный характер. Они с помощью противопоставления характеристикам героя или синонимичности способствуют раскрытию определенных характеристик персонажа.

В основном раскрытие символичности не требует определенных знаний – ответ всегда лежит на поверхности. Такая же тенденция наблюдается в случае с Плюшкиным.

Слово «плюшкин» обозначает человека, отличающегося необыкновенной скупостью и жадностью. Целью его жизни становится накопление определенного состояния (как в виде финансов, так и в виде продуктов или сырья) без определенной цели.

Другими словами, он копит для того, чтобы копить. Накопленное добро, как правило, никуда не сбывается и используется с минимальным расходом.

Такое обозначение полностью соответствует описанию Плюшкина.

Внешность и состояние костюма

Плюшкин наделен в поэме женообразными чертами. У него продолговатое и излишне худое лицо. Плюшкин не обладал отличительными чертами лица. Николай Васильевич утверждает, что его лицо мало чем отличалось от лица других стариков с исхудалыми лицами.

Отличительной чертой внешности Плюшкина был непомерно длинный подбородок. Помещику приходилось прикрывать его платком, чтобы не оплевать. Образ дополняли маленькие глаза. Они еще не лишились своей живости и были похожи на маленьких зверьков. Плюшкин никогда не брился, отросшая его борода выглядела не самым привлекательным образом и напоминала скребницу для лошадей.

Зубов у Плюшкина не было ни одного.

Костюм Плюшкина желает выглядеть лучше. Честно сказать, назвать его одежду костюмом невозможно – у нее настолько заношенный и странный вид, что напоминает лохмотья бродяги. Обычно Плюшкин одет в непонятной формы платья, похожее на женский капот. Шапка его также была позаимствована из женского гардероба – это был классический колпак дворовых баб.

Состояние костюма было просто ужасным. Когда Чичиков увидел Плюшкина впервые, то долго не мог определить его пол – Плюшкин по своему поведению и внешнему виду очень напоминал ключницу. После того, как личность странной ключницы была установлена, Чичиков пришел к итогу, что Плюшкин совсем не похож на помещика – если бы он находился возле церкви, то его можно было бы легко принять за нищего.

Семья Плюшкина и его прошлое

Плюшкин был не всегда таким человеком, когда он был молод, его внешность и характер были абсолютно не похожи на нынешние.

Несколько лет тому назад Плюшкин не был одинок. Он был человеком, вполне счастливо живущим в браке. Жена его определенно положительно влияла на помещика. После рождения детей жизнь Плюшкина также приятно преобразилась, но это не длилось долго – вскоре жена умерла, оставив Плюшкину трое детей – двух девочек и мальчика.


Плюшкин с трудом переживал потерю жены, ему сложно было справиться с хандрой, поэтому он все больше и больше отдалялся от своего привычного ритма жизни.

Предлагаем ознакомиться с в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”.

Придирчивый и склочный характер способствовали окончательному разладу – старшая дочка и сын без благословления отца покинули отцовский дом. Младшая дочь спустя некоторое время умерла. Старшая дочь, несмотря на сложный характер отца, пытается поддерживать с ним отношения и даже привозит ему погостить детей. С сыном связь была давно утрачена. Как сложилась его судьба и жив ли он – старик не знает.

Характеристика личности

Плюшкин – человек непростого характера. Вполне вероятно, что определенные задатки развития некоторых качеств у него были заложены и раньше, но под влиянием семейной жизни и личного благополучия они не приобретали такое характерное обличие.

Плюшкиным овладело беспокойство – его забота и беспокойство уже давно перешли допустимую меру и стали некоторой навязчивой мыслью. После смерти жены и дочери он окончательно зачерствел душой – ему чужды понятия симпатии и любви к ближним.

Такая тенденция наблюдается не только по отношению к чужим в родственном плане людей, но и к ближайшим родственникам.

Помещик ведет уединенный образ жизни, он почти не общается со своими соседями, у него нет друзей. Плюшкин любит проводить время в одиночестве, его прельщает аскетический способ жизни, приезд гостей для него ассоциируется с чем-то неприятным. Он не понимает, зачем люди ездят друг к другу и считает это пустой тратой времени – за этот временной промежуток можно сделать много полезных вещей.

Желающих подружиться с Плюшкиным найти невозможно – все сторонятся чудаковатого старика.

Плюшкин живет без определенной цели в жизни. Из-за своей скупости и мелочности он смог накопить значительный капитал, но не планирует как-то использовать накопленные деньги и сырье – Плюшкину нравится сам процесс накопления.

Несмотря на значительные финансовые запасы, Плюшкин живет очень бедно – ему жаль потратить деньги не только своих родных и близких, но и на самого себя – его одежда ужа давно превратилась в лохмотья, дом прохудился, но улучшать что-то Плюшкин не видит смысла – его и так все устраивает.

Плюшкин любит жаловаться и прибедняться. Ему кажется, что у него всего мало – и еды у него вдоволь нет, и земли слишком мало и даже лишнего клока сена в хозяйстве не сыскать. На самом же деле все обстоит иначе – запасы продовольствия его настолько велики, что они приходят в негодность прямо в хранилищах.

Второй вещью в жизни, которая приносит удовольствие в жизни Плюшкина, стали ссоры и скандалы – он всегда чем-то недоволен и любит высказать свое недовольство в самой неприглядной форме. Плюшкин слишком придирчивый человек, ему угодить невозможно.

Сам Плюшкин не замечает своих недостатков, он считает, что на самом деле все относятся к нему с предвзятостью и не могут оценить его доброту и заботу.

Поместье Плюшкина

Как бы Плюшкин ни сетовал по поводу его занятости поместьем, стоит признать, что в качестве помещика Плюшкин был не самым лучшим и талантливым.

Его большое поместье мало чем отличается от заброшенного места. Ворота, изгородь вдоль огорода прохудились до невозможности – в некоторых местах изгородь завалилась, образовавшиеся дыры никто не спешил заделывать.

На территории его селения раньше были две церквушки, но сейчас они находятся в запустении.

Дом Плюшкина находится в ужасном состоянии – вероятно, его не ремонтировали уже много лет. С улицы дом похож на нежилой – окна в усадьбе были заколочены, открывалось всего несколько. В некоторых местах появилась плесень, дерево обросло мхом.

Внутри дом выглядит не лучше – в доме всегда темно и холодно. Единственная комната, в которую проникает естественный свет – комната Плюшкина.

Весь дом похож на свалку мусора – Плюшкин никогда ничего не выбрасывает. Он думает, что эти вещи ему могут еще пригодиться.

В кабинете Плюшкина тоже царит хаос и беспорядок. Здесь стоит сломанный стул, который уже невозможно починить, часы, которые не идут. В углу комнаты находится свалка – что лежит в куче сложно разобрать. Из общей кучи выделяется подошва от старой обуви и сломанный черенок лопаты.

Кажется, что в комнатах никогда не убиралось – повсюду была паутина и пыль. На письменном столе Плюшкина также не было порядка – бумаги там лежали вперемешку с мусором.

Отношение к крепостным

Во владении Плюшкина находится большое число крепостных – около 1000 человек. Конечно, забота и корректировка работ такого количества людей требуют определенных сил и умений. Однако говорить о положительных достижениях деятельности Плюшкина не приходится.


Со своими крестьянами Плюшкин обходится необходительно и жестоко. Они мало чем внешне отличаются от своего хозяина – одежды их порваны, дома обветшали, а сами люди безмерно тощие и голодные. Время от времени кто-то из крепостных Плюшкина решается на побег, ибо жизнь беглеца становится более привлекательной, чем крепостного Плюшкина. Чичикову Плюшкин продает около 200 «мертвых душ» – это количество людей умерших и сбежавших от него крепостных за несколько лет. По сравнению с «мертвыми душами» остальных помещиков, число проданных Чичикову крестьян выглядит ужасающе.

Предлагаем ознакомиться с в повести Николая Васильевича Гоголя “Шинель”.

Крестьянские дома выглядят еще хуже усадьбы помещика. В деревне невозможно найти ни одного дома с целой крышей – дождь и снег свободно проникают в жилище. Окон в домах тоже нет – дыры в окнах заделаны тряпками или старой одеждой.

Плюшкин крайне неодобрительно отзывается о своих крепостных – в его глазах они лентяи и бездельники, но на самом деле это клевета – крепостные Плюшкина усердно и честно работают. Они сеют зерно, молят муку, сушат рыбу, изготавливают ткани, делают из дерева различные предметы обихода, в частности посуду.

По мнению Плюшкина, его крепостные самые вороватые и неумелые – они все делают как-нибудь, без усердия, к тому же, постоянно обворовывают своего хозяина. На самом деле все не так: Плюшкин настолько запугал своих крестьян, что они готовы умирать от холода и голода, но не возьмут ничего из складских помещений своего помещика.

Таким образом, в образе Плюшкина воплотились качества жадного и скупого человека. Плюшкин не способен испытывать привязанность к людям или хотя бы симпатию – он враждебно настроен ко всем абсолютно. Сам себя он считает хорошим хозяином, но на самом деле это самообман. Плюшкин не заботится о своих крепостных, он морит их голодом, незаслуженно обвиняет их в воровстве и лени.

Плюшкин и портрет героя «Мертвых душ»

Степана Плюшкина, персонажа вымышленного мира Николая Гоголя, автор описывает донельзя красноречиво. Пожалуй, образ Плюшкина удался Гоголю настолько хорошо, что имя героя стало использоваться вне литературы для того, чтобы указать на болезненную скупость и жадность. По тексту «Мертвых душ» становится известно, что у Плюшкина когда-то была семья: жена, две дочки и сын. Однако теперь старик остался один, а дом пришел в запустение. Плюшкин – это образ патологического накопительства, черты характера, описание которой заняло почетное место на страницах психоаналитической литературы.

Семья Плюшкина

Итак, в молодые годы помещик женился, у Плюшкина родились дети. В этот период имение героя процветало, а сам хозяин слыл бережливым и богатым хозяином. Видимо, со временем некогда положительные черты Плюшкина гиперболизировались до неузнаваемости, превратившись скорее в негативные характеристики. Гоголь отводит значительное место описанию постепенной деградации старика. Были времена, когда соседи Плюшкина захаживали к помещику, чтобы поучиться мастерству ведения хозяйства и мудрости беречь деньги. Плюшкин носил, может быть, не новую одежду, но слегка поношенную, однако аккуратную. Поношенность в данном случае свидетельствовала о бережливости, а не о скупости.

Кроме того, Плюшкин, как это ни странно, отличался приятными внешними чертами и голосом. Хозяйка – супруга помещика – казалась женщиной гостеприимной, что называется – хлебосольной. Дочери со светлыми кудрями походили на розы. Сын создавал впечатление активного, живого, разбитного мальчика. Гостей встречали хорошо, дети радовались видеть в доме новые лица. Гоголь упоминает, что особенно приветливым оказывался сын Плюшкина: ребенок любил целовать всякого, кто переступал порог поместья. Плюшкин любил семью, заботился о детях и жене. Для дочерей помещик нанял компаньонку, которая проживала на антресолях в доме.

Смерть жены и судьба старшей дочери Плюшкина

Размеренная жизнь помещика заканчивается, когда умирает хозяйка дома. Большая часть забот ложится на вдовца, Степана. Старшая дочь, Александра, не внушала Плюшкину доверия. И это было неслучайно: спустя некоторое (довольно недолгое) время, девушка убежала из отчего дома с ротмистром, с которым вскоре обвенчалась. Плюшкин же военных не любил и не жаловал, потому что был убежден: офицеры увлекаются картами, азартными играми и мошенничают. С уходом старшей дочери дом приобрел характерную пустоту. Бережливость Плюшкина перерастала в скупость.

По тексту, читатель узнает, что Александра родила сына и даже несколько раз наведывалась к отцу с маленьким ребенком. Намерения девушки представлялись сугубо корыстными: Александра надеялась, что отец даст что-то дочери, но надежды эти, как правило, оказывались тщетными. Со временем девушка осознала, что романтические мечты юности о жизни с офицером в реальности предстали в менее привлекательном свете, чем были в грезах. Плюшкин, как ни странно, простил дочь. Денег, между тем, Александра Степановна так и не выручила, однако отец позволил внуку поиграть с пуговицей – большая щедрость для Плюшкина.

Спустя время старшая дочь снова навестила отца – уже с двумя детьми. Александра на этот раз приехала с подарками: девушка привезла отцу халат, потому что одежда Плюшкина стала похожей на лохмотья, а также угощения к чаю. Плюшкин хорошо относился к внукам – с теплом: помещик качал детей на коленях, играл с ребятишками. Подарки Степан принял, однако взамен дочери ничего не предложил. Александра снова уехала с пустыми руками.

Нерадивый наследник хозяйства

Волосы Плюшкина седели. Сын подрастал. И вот: наследнику поместья пришло время служить, поэтому Плюшкин отпустил учителя-француза, которого ранее нанимал для сына. Компаньонку Александры и младшей дочери Плюшкина помещик прогнал, потому что женщина, как оказалось, помогала девушке в побеге с ротмистром. Сын, между тем, не поехал в центральный город губернии, а отправился в полк. Позже юноша написал отцу письмо с просьбой о деньгах, чтобы купить обмундирование для службы в полку, однако Плюшкин денег сыну не дал.

Однажды Плюшкин получает от сына новость: юноша крупно проигрался в азартные игры. Это разозлило отца и вынудило послать сыну не денег, а искренних отцовских проклятий. После этого случая Плюшкин судьбой сына не интересовался.

Жизнь Плюшкина после смерти младшей дочери

Младшая дочь Плюшкина, к сожалению, последовала за матерью и вскоре скончалась. Плюшкин очутился наедине с собой. Вокруг – богатства, достаток, имущество, которое удалось нажить за все это время. Но этот материальный аспект жизни вдруг оказался непригодным и пустым, потому что, кроме старого хозяина, в имении никого не осталось. Гоголь так пишет о Плюшкине в этот период жизни героя:

Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нем [то есть в Плюшкине] глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине…

Привычки героя «Мертвых душ»

Гоголь не оставляет читателя и без описания привычек и внешности Плюшкина. Прежде всего, писатель останавливается на жадности персонажа, которая доходила до маниакальных пределов:

…он ходил еще каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, – все тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты… после него незачем было мести улицу…

Собственно, такое вот своеобразное собирательство и коллекционирование представлялось основным занятием Плюшкина. Однако на этой черте героя мы еще остановимся ниже. Что касается внешности Плюшкина, но лицо Степана не привлекало никакими особенными характеристиками. Плюшкин выглядел худощавым стариком с сильно и далеко выступающим костлявым подбородком. Внимание, пожалуй, привлекали миниатюрные глаза помещика, бегающие туда-сюда. Брови у Плюшкина поднимались довольно высокого над этими маленькими глазами, поэтому казалось, что герой всегда удивлен чем-то.

Больше внимания Гоголь уделил описанию одежды героя. Наряд Плюшкина, видимо, был настолько стар, что оказывалось невозможным понять, из какой материи эти одежды сшиты. Засаленные полы, поношенный халат, четыре части полы вместо двух – так описывает писатель одежду Плюшкина. На шее у старика «красовалось» нечто, похожее на повязку или старый рваный чулок.

Описание личности Плюшкина

Гоголь делает акцент на неряшливости, хозяйственной нерадивости и неимоверной скупости Плюшкина. Когда-то эта скупость была бережливостью, но сейчас эта черта разрослась настолько в своей патологической форме, что стала напоминать жестокость. Амбары помещика ломятся от продуктов, однако крестьяне деревни Плюшкина при этом голодают.

Деревня Плюшкина насчитывает около тысячи душ (хотя Собакевич назвал другую цифру – 800 человек), которые и тянут хозяйство скупца. Несмотря на состоятельность и богатство, Плюшкин выглядел, как нищий. Когда Чичиков впервые увидел помещика, то подумал, что если бы старик встретился ему около церкви, то Чичиков спутал бы Плюшкина с бедняком. Старику уже перевалило за шестьдесят. Первое впечатление Чичикова о помещике – спутанное: возраст и скупость изменили героя до неузнаваемости. Настолько, что Плюшкин стал походить скорее на женщину, чем на мужчину. При ближайшем рассмотрении лицо помещика неряшливо и небрито, глаза – маленькие и тусклые, а кожа напоминает наждачную бумагу. Зубы у Плюшкина давно повыпадали.

Личность Плюшкина ярко характеризует сосед-помещик по фамилии Собакевич:

…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха…

Также Собакевич называет Плюшкина мошенником, по которому плачет тюрьма, скрягой, который заставляет крестьян голодать. Чичиков же считал, что Плюшкин заменил добродетели понятием экономии и порядка.

Описание дома Плюшкина

Когда Чичиков впервые приезжает в поместье Плюшкина, то глаза главного героя «Мертвых душ» наталкиваются на гнетущую картину разоренной деревни. Усадьба Плюшкина, некогда, по всей видимости, процветающая, теперь стала похожей на ветхую избу, к тому же полуразрушенную:

…какую-то особую ветхость заметил он (Чичиков) на всех деревянных строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето: на иных оставался только конек вверху да жерди по сторонам в виде ребер… Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном <…> Частями стал выказываться господский дом… Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно…

Штукатурка на стенах дома посыпалась, а сами стены несли признаки частых дождей и непогоды. Большинство зданий уже покрыла вечная спутница ветхости – плесень, зелень которой сливалась с кустами и запущенной растительностью старого сада, который постепенно сливался с полем – таким же заглохшим и заброшенным.

Интерьер поместья гоголевского героя

Выше вы могли познакомиться с экстерьером дома Плюшкина. Что же касается внутреннего убранства поместья, то здесь дела обстояли не менее печально. Кухня выглядела скверно, а труба для топки и печь пришли в негодность. В комнате Плюшкина правил бал беспорядок. Чичикову оказалось, что внутри дома давно не делали уборку, а тем более не мыли полы. Посреди комнаты Плюшкин свалил на кучу разные вещи, предметы, которые подбирал в ходе своих ежедневных обходов улиц деревни:

Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе…

Колпак, как и халат, превратился в обязательный атрибут Плюшкина, без которого не обходилась, пожалуй, ни одна иллюстрация к «Мертвым душам». То, что Плюшкин постоянно ходил в одной, причем домашней, одежде, намекало на некую болезненность натуры героя.

Усадьба и хозяйство Плюшкина

Гоголь описывает Плюшкина человеком, у которого в молодые годы все дела были схвачены. Живость и размеренность – отличительные черты хозяйства помещика – того, которое некогда наблюдали соседи героя. Автор упоминает об обширности домовладения помещика: здесь и мельница, и валяльня, суконное производство и прядильня. За всем, что числилось в хозяйстве, Плюшкин следил тщательно и неустанно. Гоголь называет героя трудолюбивым пауком, которого отличала легкая суетность, но при этом – расторопность, деловая хватка, опыт, мудрость и ум.

Хозяйство Плюшкина в период после кончины супруги и ухода детей
Когда жена гоголевского героя умерла, все бремя ведения хозяйства легло на плечи Плюшкина. Вдовство сделано хозяина более скупым и подозрительным, что, однако, следуя логике Гоголя, характеризовало всех вдовцов. Ключи и мелкие хозяйственные дела, которые перешли к Плюшкину после кончины жены, привели к тому, что герой стал суетнее и беспокойнее. Гоголь описывает изменения, происходившие в укладе жизни Плюшкина:

С каждым годом притворялись окна в его доме, наконец, остались только два <…> с каждым годом уходили из вида более и более главные части хозяйства, и мелкий взгляд его обращался к бумажкам и перышкам, которые он собирал в своей комнате; неуступчив становился он к покупщикам, которые приезжали забирать у него хозяйственные произведения…

Плюшкин совершенно никак не сбывал продукцию, производившуюся в поместье. Предметы накапливались и пропадали, постепенно приходя в негодность. При этом хозяин не менял привычного уклада жизни деревни, которой владел. Например, крестьяне облагались такими ж податями и оброками, ткачи ткали такое же количество тканей, как и при жизни хозяйки. Но производимые вещи складывались на кучу и не продавались. Поместье приходило в негодность – не от неумелого ведения дел, а от неиспользования вещей:

…все становилось гниль и прореха, и сам он (Плюшкин) обратился наконец в какую-то прореху на человечестве…

Занятия Плюшкина с точки зрения психоанализа?

В предыдущей цитате Гоголь раскрыл (хоть и частично) занятия главного героя. После того, как Плюшкин остался один, помещик, вероятно, стал заполнять дыру, возникшую в душе, вещами. В действительности, для Степана не имело значения, что именно это за вещи. Основная идея – в накоплении вещей. Помнится, Эрих Фромм в любопытном психоаналитическом анализе раскрыл сущность накопления предметов и коллекционирования. Приведем размышления исследования. По мнению Фромма, собирательство предметов – это разновидность «некрофилии», то есть любви или страсти к неодушевленному предмету. Однако точке зрения Фромма нашлась и противоположность: собирательство вещами и обмен предметами, скорее, намекает на жизнь, ведь обмен веществ в организме, накопление и оборот энергии – это основные признаки живого существа. Коллекционеры, собирателя обращают внимание на «ненужные» вещи: так же и Гоголь описывает, что Плюшкин собирал, накапливал, на первый взгляд, странные, нефункциональные вещи:

…это бес, а не человек; сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, хоть разводи на них капусту, мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам, домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. Он уже позабывал сам, сколько у него было чего, и помнил только, в каком месте стоял у него в шкафу графинчик с остатком какой-нибудь настойки, на котором он сам сделал наметку, чтобы никто воровским образом ее не выпил, да где лежало перышко или сургучик…

Главное занятие Плюшкина – собирательство. В рамках психоанализа это увлечение или практика получили особое значение. Некоторые психоаналитики, вроде Карла Абрахама, сводили страсть к накоплению или собирательству предметов к нереализованному сексуальному влечению. Таким образом, желание собирать вещи представлялось символическим суррогатом физиологической страсти.

Однако, в случае Плюшкина, как нам кажется, более адекватной является гипотеза Мартина Бубера. Мыслитель считал, что человек порой относится к неодушевленным предметам так же, как и к людям, наделенным душой. Это конструирование отношений, которые Бубер называет «Я – Ты». Плюшкин ощущал острое одиночество и потерянность после смерти супруги и младшей девочки, ухода старшей дочери, своеобразного предательства сына (видимо, именно так герой «Мертвых душ» расценивал поступок юноши). Таким образом, с помощью накопления вещей Плюшкин пытался компенсировать потери, которые пережил.

Конечно, гоголевского персонажа нельзя назвать коллекционером в полноценном смысле этого слова. Собиратель устанавливает с вещами особые, почти родственные, интимные связи. Близкие люди замещаются вещами. А вот те, кто пренебрежительно относится к коллекции собирателя, порой воспринимаются в качестве предметов, а не живых, одушевленных существ. Происходит своеобразная путаница. Второе последствие такого рода отношений – развитие у коллекционера черты скупости, что и произошло с Плюшкиным.

В мировой литературе часто можно встретить образ скупца. Многие авторы обращались к этой теме: Шекспир, Бальзак, Пушкин. Среди этих образов немалую роль играет и гоголевский Плюшкин.

Плюшкин - один из уездных помещиков в поэме "Мертвые души". Он - последний, с кем знакомит нас Гоголь. И это не случайно: Плюшкин является живым воплощением такого порока, как скупость. Он - последний штрих, которого не хватает для целостности картины русской действительности, задуманной Гоголем.

Плюшкин имеет одно заметное отличие от всех остальных помещиков-героев поэмы - у него есть прошлое. Помещики показаны Гоголем "статично", их характеры - такие, какие есть, ни больше ни меньше. У этих героев не предполагается по сюжету ни прошлого, ни будущего. Прошлое Плюшкина мы узнаем, так же, как и прошлое Чичикова. Но это не значит, что автор таким образом "наградил" своих героев. Он преследовал совсем иную цель: показать, как человек Превращается в столь отвратительное и грязное создание, каким стал Плюшкин.

Мы узнаем, что у Плюшкина когда-то была семья, хозяйство. Он крепко стоял на ногах. Словом, был обычнейшим человеком. Казалось бы, на то, во что превратился Плюшкин, повлияли внешние обстоятельства. Умерла жена, убежала дочь, сын пошел по иной стезе, чем мечталось отцу, наконец, умерла последняя дочь. Скупость, вернее даже сказать - скаредность, всегда жила в Плюшкине в зародыше. Обстоятельства помогли этим росткам взойти. Так, в развитии, показан характер помещика, потому он и гораздо сложнее характеров остальных персонажей, включая Чичикова.

В Плюшкине маниакальная скупость сочетается с подозрительностью и недоверием к людям. Его жадность поистине не имеет границ: он тащит в дом старую подошву, тряпку, осколок, складывая все это в кучу, к которой никто никогда не притронется, разве что за тем, чтобы вымести. Весь дом его - скопище ненужного хлама. В то же время он обращает в пыль все свое неисчислимое богатство: гниет хлеб, пропадают холсты, дерево, посуда. Однако крестьяне каждый год облагаются одним и тем же оброком: хлеба нужно собрать не меньше и холстов наткать столько же, сколько в прошлом году. Дотошный В- мелочах, скаредный до полного отупения (гостю предлагает черствый прошлогодний кулич), он пускает по ветру свое огромное состояние. В этом противоречие, но, как ни странно, и целостность образа Плюшкина.

Портрет Плюшкина полностью соответствует картине его имения: тот же распад и опустошение, как в его душе (если можно говорить о душе в этом случае). В своей усадьбе Плюшкин напоминает паука. Это сходство постоянно подчеркивается автором. Паутина - не только по углам его дома, ею опутано все имение. Запутавшись в собственной паутине, Плюшкин забывает о существовании души, он духовно опустошается. У него уже и чувств никаких нет, лишь иногда тень чего-то, похожего на чувство, мелькнет на его лице, но она быстро исчезает. Он давно уже забыл и что такое радость, и что такое горе.

Плюшкин представляет собой последнюю возможную ступень нравственного падения человека. Он, с одной стороны, личность уникальная среди героев поэмы, поскольку, как замечает Гоголь, русской душе более» свойственно развернуться, чем съежиться. С другой же стороны, Плюшкин соединил в себе черты Собакевича, Манилова, Коробочки. Он так же бездуховен, мелочен и глуп. Он - последнее звено в цепочке, логическое завершение образа русского помещика. Только до такой степени морального падения может дойти человек, ниже уже просто некуда.

Как известно, Гоголь лелеял мечту о воскрешении людей, подобных Плюшкину, силой нравственной проповеди. Но упасть всегда легче, чем подняться, тем более когда подниматься не хочешь и не видишь в этом смысла. Так что Плюшкин уже вряд ли сумеет выбраться из той трясины, куда сам себя затащил. В чем же сила образа Плюшкина? Да в том, что это такое наглядное сборище пороков, такой очевидный образец морального падения, что человек, прочитавший книгу, всячески будет стараться изжить в себе Плюшкина. Ведь этот герой в той или иной мере присутствует в каждом из нас.

Плюшкин Степан - пятый, и последний, из «череды» помещиков, к которым Чичиков обращается с предложением продать ему мертвые души. В своеобразной отрицательной иерархии помещичьих типов, выведенных в поэме, этот скупой старик (ему седьмой десяток) занимает одновременно и самую нижнюю, и самую верхнюю ступень. Его образ олицетворяет полное омертвение человеческой души, почти полную погибель сильной и яркой личности, без остатка поглощенной страстью скупости, - но именно поэтому способной воскреснуть и преобразиться. (Ниже П. из персонажей поэмы «пал» только сам Чичиков, но для него авторским замыслом сохранена возможность еще более грандиозного «исправления».)

На эту двойственную, «отрицательно-положительную» природу образа П. заранее указывает финал 5-й главы; узнав от Со-бакевича, что по соседству живет скаредный помещик, у которого крестьяне «мрут, как мухи», Чичиков пытается выведать к нему дорогу у прохожего крестьянина; тот не знает никакого П., но догадывается, о ком идет речь: «А, заплатанный!» Кличка эта унизительна, - но автор (в соответствии со сквозным приемом «Мертвых душ») от сатиры мгновенно переходит к лирическому пафосу; восхитившись меткостью народного слова, воздает хвалу русскому уму и как бы перемещается из пространства нравоописательного романа в пространство эпической поэмы «наподобие «Илиады».

Но чем ближе Чичиков к дому П., тем тревожнее авторская интонация; вдруг - и будто бы ни с того ни с сего - автор сравнивает себя-ребенка с собою нынешним, свою тогдашнюю восторженность - с нынешней «охладелостью» взора. «О моя юность! о моя свежесть!» Ясно, что этот пассаж в равной мере относится к автору - и к «помертвелому» герою, встреча с которым предстоит читателю. И это невольное сближение «неприятного» персонажа с автором заранее выводит образ П. из того ряда «литературно-театральных» скупцов, с оглядкой на которых он написан, отличает и от скаредных персонажей плутовских романов, и от жадных помещиков нравоописательного эпоса, и от Гарпагона из мольеровской комедии «Скупой» (у Гарпагона такая же, как у П., прореха пониже спины), сближая, напротив, с Бароном из «Скупого рыцаря» Пушкина и бальзаковским Гобсеком.

Описание плюшкинского имения аллегорически изображает запустение - и одновременно «захламление» его души, которая «не в Бога богатеет». Въезд полуразрушен - бревна вдавливаются, как фортепьянные клавиши; всюду особенная ветхость, крыши как решето; окна заткнуты тряпьем. У Собакевича они были заколочены хотя бы в целях экономии, а здесь - исключительно по причине «разрухи». Из-за изб видны огромные клади лежалого хлеба, похожего цветом на выжженный кирпич. Как в темном, «зазеркальном» мире, здесь все безжизненно - даже две церкви, которые должны образовывать смысловой центр пейзажа. Одна из них, деревянная, опустела; другая, каменная, вся потрескалась. Чуть позже образ опустевшего храма метафорически отзовется в словах П., сожалеющего, что священник не скажет «слова» против всеобщего сребролюбия: «Против слова-то Божия не устоишь!» (Традиционный для Гоголя мотив «мертвого» отношения к Слову Жизни.) Господский дом, «сей странный замок», расположен посреди капустного огорода. «Плюшкинское» пространство невозможно охватить единым взором, оно словно распадается на детали и фрагменты - то одна часть откроется взгляду Чичикова, то другая; даже дом - местами в один этаж, местами в два. Симметрия, цельность, равновесие начали исчезать уже в описании имения Собакевича; здесь этот «процесс» идет вширь и вглубь. Во всем этом отражается «сегментарность» сознания хозяина, который позабыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Он давно уже не знает, сколько, где и чего производится в его обширном и загубленном хозяйстве, - но зато следит за уровнем старой наливки в графинчике: не выпил ли кто-нибудь.
Запустение «пошло на пользу» одному лишь плюшкинскому саду, который, начинаясь близ господского дома, пропадает в поле. Все остальное погибло, омертвело, как в готическом романе, о котором напоминает сравнение плюшкинского дома с замком. Это как бы Ноев ковчег, внутри которого произошел потоп (не случайно практически все детали описания, как в ковчеге, имеют свою «пару» - тут две церкви, два бельведера, два окна, одно из которых, впрочем, заклеено треугольником из синей сахарной бумаги; у П. было две белокурые дочки и т. д.). Ветхость его мира сродни ветхости «допотопного» мира, погибшего от страстей. А сам П. - это несостоявшийся «праотец» Ной, из рачительного хозяина выродившийся в скопидома и утративший какую бы то ни было определенность облика и положения.

Встретив П. по дороге к дому, Чичиков не может понять, кто перед ним - баба или мужик, ключник или ключница, «редко бреющая бороду»? Узнав, что эта «ключница» и есть богатый помещик, владелец 1000 душ («Эхва! А вить хозяин-то я!»), Чичиков двадцать минут не может выйти из оцепенения. Портрет П. (длинный подбородок, который приходится закрывать платком, чтобы не заплевать; маленькие, еще не потухшие глазки бегают из-под высоких бровей, как мыши; засаленный халат превратился в юфть; тряпка на шее вместо платка) тоже указывает на полное «выпадение» героя из образа богатого помещика. Но все это не ради «разоблачения», а лишь ради того, чтобы напомнить о норме «мудрой скупости», с которой П. трагически разлучился и к которой все еще может вернуться.

Прежде, до «падения», взгляд П., как трудолюбивый паук, «бегал хлопотливо, но расторопно, по всем концам своей хозяйственной паутины»; теперь паук оплетает маятник остановившихся часов. Даже серебряные карманные часы, которые П. собирается подарить - да так и не дарит - Чичикову в благодарность за «избавление» от мертвых душ, и те «поиспорчены». Об ушедшем времени (а не только о скаредности) напоминает и зубочистка, которою хозяин, быть может, ковырял в зубах еще до нашествия французов.

Кажется, что, описав круг, повествование вернулось в точку, из которой началось, - первый из «чичиковских» помещиков, Манилов, точно так же живет вне времени, как и последний из них, П. Но времени в мире Манилова нет и никогда не было; он ничего не утратил - ему нечего и возвращать. П. обладал всем. Это единственный, кроме самого Чичикова, герой поэмы, у которого есть биография, есть прошлое; без прошлого может обойтись настоящее, но без прошлого нет пути в будущее. До смерти жены П. был рачительным, опытным помещиком; у дочек и сына были учитель-француз и мадам; однако после этого у П. развился «комплекс» вдовца, он стал подозрительнее и скупее. Следующий шаг в сторону от определенной ему Богом жизненной дороги он сделал после тайного бегства старшей дочери, Александры Степановны, со штабс-ротмистром и самовольного определения сына в военную службу. (Он и до «бегства» считал военных картежниками и расточителями, теперь же и вовсе враждебно настроен к военной службе.) Младшая дочь умерла; сын проигрался в карты; душа П. ожесточилась окончательно; «волчий голод скупости» овладел им. Даже покупщики отказались иметь с ним дело - ибо это «бес», а не человек.

Возвращение «блудной дочери», чья жизнь со штабс-ротмистром оказалась не особенно сытной (явная сюжетная пародия на финал пушкинского «Станционного смотрителя»), примиряет П. с нею, но не избавляет от погибельной жадности. Поиграв с внуком, П. ничего Александре Степановне не дал, а подаренный ею во второй приезд кулич он засушил и теперь пытается угостить этим сухариком Чичикова. (Деталь также неслучайная; кулич - пасхальная «трапеза»; Пасха есть торжество Воскресения; засушив кулич, П. как бы символически подтвердил, что его душа омертвела; но само по себе то, что кусочек кулича, пусть и заплесневелый, всегда хранится у него, ассоциативно связано с темой возможного «пасхального» возрождения его души.)

Умный Чичиков, угадав подмену, произошедшую в П., соответственным образом «переоснащает» свою обычную вступительную речь; как в П. «добродетель» потеснена «экономией», а «редкие свойства души» - «порядком», так подменены они и в чичиковском «приступе» к теме мертвых душ. Но в том и дело, что жадность не до последнего предела смогла овладеть сердцем П. Совершив купчую (Чичиков убеждает хозяина, что готов взять на себя податные издержки на мертвых «для удовольствия вашего»; список мертвецов у хозяйственного П. уже готов, неизвестно для какой нужды), П. размышляет, кто бы мог от его имени заверить ее в городе, и вспоминает, что Председатель был его школьным товарищем. И это воспоминание (тут полностью повторяется ход авторских размышлений в начале главы) внезапно оживляет героя: «...на этом деревянном лице <...> выразилось <...> бледное отражение чувства». Естественно, это случайный и мгновенный проблеск жизни.

Поэтому, когда Чичиков, не только приобретя 120 мертвых душ, но и купив беглых по 27 коп. за душу, выезжает от П., автор описывает сумеречный пейзаж, в котором тень со светом «перемешалась совершенно» - как в несчастной душе П.

Галерея «мертвых душ» заканчивается в поэме Плюшкиным. Истоки данного образа находим в комедиях Плавта, Мольера, в прозе Бальзака. Однако, вместе с тем, гоголевский герой — порождение русской жизни. «В среде всеобщего мотовства и разорения... в обществе Петуховых, Хлобуевых, Чичиковых и Маниловых... человека мнительного и неглупого... невольно должен был охватить страх за свое благополучие. И вот скупость естественно становится той манией, в которую развивается его напуганная мнительность... Плюшкин — русский скупец, скупец от боязни за будущее, в устройстве которого русский человек так беспомощен», — замечает дореволюционный критик.

Основные черты Плюшкина — скупость, жадность, жажда накопительства и обогащения, настороженность и подозрительность. Черты эти мастерски переданы в портрете героя, в пейзаже, в описании обстановки и диалогах.

Очень выразительна внешность Плюшкина. «Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, настороже уши и моргая носом, они высматривают, не затаился ли где кот...» Примечателен наряд Плюшкина — засаленный и рваный халат, наверченное на шее тряпье... Портретом этим восхищался С. Шевырев. «Плюшкин так живо видится нам, как будто мы его припоминаем на картине Альберта Дюрера в галерее Дориа...», — писал критик.

Маленькие бегающие глазки, похожие на мышей, свидетельствуют о настороженности и подозрительности Плюшкина, порожденной страхом за свое имущество. Лохмотья его напоминают одежду нищего, но никак не помещика, имеющего тысячу с лишним душ.

Мотив нищеты продолжает развиваться в описании деревни помещика. Во всех деревенских строениях заметна «какая-то особенная ветхость», избы сделаны из старых и темных бревен, крыши похожи на решето, в окнах нет стекол. Дом самого Плюшкина смотрится «каким-то дряхлым инвалидом». Местами он в один этаж, местами в два, на ограде и воротах — зеленая плесень, сквозь дряхлые стены виднеется «нагая штукатурная решетка», из окон открыты только два, остальные — заставлены или забиты. «Нищенский вид» здесь метафорически передает духовную нищету героя, жесткую ограниченность его мировосприятия патологической страстью к накопительству.

Позади дома тянется сад, такой же заросший и заглохший, который, однако, «вполне живописен в своем картинном запустении». «Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы... подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как...мраморная сверкающая колонна... Местами расходились зеленые чащи, озаренные солнцем...» Ослепительно белый, мраморный ствол березы, зеленые чащи, яркое, сверкающее солнце — по яркости своих красок и наличию световых эффектов пейзаж этот контрастен описанию внутреннего убранства помещичьего дома, воссоздающему атмосферу безжизненности, смерти, могилы.

Войдя в дом Плюшкина, Чичиков сразу же попадает в темноту. «Он ступил в темные, широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери». Далее Гоголь развивает намеченный здесь мотив смерти, безжизненности. В другой комнате помещика (куда попадает Чичиков) — сломанный стул, «часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил свою паутину»; люстра в холстинном мешке, благодаря слою пыли похожая «на шелковый кокон, в котором сидит червяк». На стенах Павел Иванович замечает несколько картин, но сюжеты их вполне определенны — сражение с кричащими солдатами и тонущими конями, натюрморт с «висевшею головою вниз уткой».

В углу комнаты на полу навалена огромная куча старого хлама, сквозь огромный слой пыли Чичиков замечает там кусок деревянной лопаты и старую подошву сапога. Картина эта символична. По мнению И. П. Золотусского, куча Плюшкина — это «надгробный холм над идеалом материалиста». Исследователь отмечает, что всякий раз, когда Чичиков встречается с кем-либо из помещиков, он совершает «осмотр своих идеалов». Плюшкин в данном случае «представляет собой» состояние, богатство. Фактически это самое главное, к чему стремится Чичиков. Именно денежная независимость открывает для него дорогу к комфорту, счастью, благополучию и т.д. Все это неразрывно слито в сознании Павла Ивановича с домом, семьей, родственными связями, «наследниками», уважением в обществе.

Плюшкин же проделывает в поэме обратный путь. Герой как будто открывает нам оборотную сторону чичиковского идеала — мы видим, что дом помещика полностью запущен, семьи у него нет, все дружеские и родственные связи он разорвал, в отзывах о нем других помещиков нет и намека на уважение.

А ведь был когда-то Плюшкин бережливым хозяином, был женат, и «сосед заезжал к нему пообедать» и поучиться у него хозяйству. И все было у него не хуже, чем у других: «приветливая и говорливая хозяйка», славившаяся хлебосольством, две миловидные дочки, «белокурые и свежие, как розы», сын, «разбитной мальчишка», и даже учитель-француз. Но «добрая хозяйка» его и младшая дочь умерли, старшая сбежала со штаб-ротмистром, «сыну пришла пора на службу», и Плюшкин остался в одиночестве. Гоголь внимательно прослеживает этот процесс распада человеческой личности, развитие в герое его патологической страсти.

Одинокая жизнь помещика, вдовство, «седина в жестких волосах», сухость и рационализм характера («человеческие чувства...не были в нем глубоки») — все это дало «сытую пищу скупости». Потакая своему пороку, Плюшкин постепенно разорял все свое хозяйство. Так, сено и хлеб у него гнили, мука в подвалах превращалась в камень, холсты и материи «обращались в пыль».

Страсть Плюшкина к накопительству стала поистине патологической: каждый день он ходил по улицам своей деревни и собирал все, что подвернется под руку: старую подошву, бабью тряпку, железный гвоздь, глиняный черепок. Чего только не было на дворе помещика: «бочки, пересеки, ушаты, лагуны, жбаны с рыльцами и без рылец, побратимы, лукошки...». «Заглянул бы кто-нибудь к нему на рабочий двор, где наготовлено было на запас всякого дерева и посуды, никогда не употреблявшейся, — ему бы показалось, уж не попал ли он в Москву на щепной двор, куда ежедневно отправляются расторопные тещи и свекрухи...делать свои хозяйственные запасы...», — пишет Гоголь.

Подчиняясь жажде наживы и обогащения, герой постепенно утратил все человеческие чувства: он перестал интересоваться жизнью своих детей и внуков, рассорился с соседями, отвадил всех гостей.

Характеру героя в поэме целиком соответствует и его речь. Как отмечает В. В. Литвинов, речь Плюшкина представляет собой «одно непрерывное брюзжание»: жалобы на окружающих — на родственников, крестьян и брань со своими дворовыми.

В сцене купли-продажи мертвых душ Плюшкин, как и Собакевич, начинает торговаться с Чичиковым. Однако, если Собакевич, не заботясь о моральной стороне вопроса, вероятно, догадывается о сути аферы Чичикова, то Плюшкин даже не задумывается об этом. Услышав о том, что можно получить «прибыль», помещик как будто забывает обо всем: он «ожидовел», «руки его задрожали», деньги от Чичикова он «принял в обе руки и понес их к бюро с такою же осторожностью, как будто бы нес какую-нибудь жидкость, ежеминутно боясь расхлестать ее». Таким образом, моральная сторона вопроса уходит от него сама собой — она просто меркнет под напором «нахлынувших чувств» героя.

Именно эти «чувства» выводят помещика из разряда «равнодушных». Белинский считал Плюшкина «лицом комическим», гадким и отвратительным, отказывая ему в значительности чувств. Однако в контексте творческого замысла автора, представленной в поэме жизненной истории героя данный характер представляется самым сложным среди гоголевских помещиков. Именно Плюшкин (вместе с Чичиковым), по замыслу Гоголя должен был появиться нравственно возрожденным в третьем томе поэмы.

Фамилия героя стала нарицательной на века. Даже не читавший поэмы представляет скупого человека.

Образ и характеристика Плюшкина в поэме «Мертвые души» - это персонаж, обделенный человеческими чертами, потерявший смысл появления его свет.

Внешность персонажа

Помещику больше 60 лет. Он стар, но его нельзя назвать немощным и больным. Как описывает автор Плюшкина? Скупо, как и он сам:

  • Непонятный пол, спрятанный под странным тряпьем. Чичиков долго разбирается, кто пред ним: мужчина или женщина.
  • Жесткие седые волосы, торчащие как щетка.
  • Бесчувственное и пошлое лицо.
  • Одежда героя вызывает брезгливость, на нее совестно смотреть, стыдно за человека, одетого в подобие халата.

Отношения с людьми

Степан Плюшкин упрекает своих крестьян в воровстве. Причин для этого нет. Они знают своего хозяина и понимают, что в поместье уже нечего брать. Все прибрано у Плюшкина, гниет и портиться. Запасы копятся, но использовать их никто не собирается. Много всего: дерева, посуды, тряпок. Постепенно запасы превращаются в груду грязи, лома. Кучу можно сравнить с помойкой, собираемой хозяином господского дома. Правды в словах помещика нет. Народ не успевает украсть, стать мошенником. Из-за невыносимых условий жизни, скупости и голода мужики убегают или умирают.

В отношениях с людьми Плюшкин зол и брюзглив:

Любит поругаться. Вздорит с мужиками, спорит, никогда сразу не воспринимает высказанные ему слова. Он бранится долго, говорит о вздорном поведении собеседника, хоты тот молчит в ответ.

Плюшкин верит в Бога. Он благословляет в путь уезжающих от него, боится Божьего суда.

Лицемерен. Плюшкин пытается изобразить заботу. На самом деле все заканчивается лицемерными действиями. Господин входит в кухню, он хочет проверить едят ли его придворные, но вместо этого съедает большую часть приготовленного. Хватит ли людям щей с кашей, его мало интересует, главное, что он сыт.

Плюшкин не любит общения. Он сторониться гостей. Просчитав, сколько теряет при приеме его хозяйство, он начинает сторониться, отказывается от обычая ездить по гостям и принимать у себя. Сам объясняет, что его знакомые раззнакомились или перемерли, но вернее всего, что к такому жадному человеку просто никто не захотел заезжать.

Характер героя

Плюшкин – персонаж, у которого сложно найти положительные черты. Он весь пронизан ложью, скупостью и неряшливостью.

Какие черты можно выделить в характере персонажа:

Неправильная самооценка. За внешним добродушием скрывается алчность и постоянное стремление наживы.

Желание скрыть от других свое состояние. Плюшкин прибедняется. Он говорит, что у него нет еды, когда полные амбара зерна гниют годами. Жалуется гостю, что у него мало земли и нет клочка сена для лошадей, но это все ложь.

Жестокость и равнодушие. Ничто не меняет настроения скупого помещика. Он не испытывает радости, отчаяния. Только жестокость и пустой черствый взгляд – все, на что способен персонаж.

Подозрительность и беспокойство. Эти чувства развиваются в нем с бешеной скоростью. Он начинает всех подозревать в воровстве, теряет чувство самообладания. Скупость занимает всю его сущность.

Основная отличительная черта – это скупость. Скряга Степан Плюшкин такой, что сложно представить, если не встретить наяву. Скупость проявляется во всем: одежде, еде, чувствах, эмоциях. Ничего в Плюшкине не проявляется полностью. Все скрыто и спрятано. Помещик копит деньги, но для чего? Просто для их сбора. Он не тратит ни для себя, ни для родных, ни на хозяйство. Автор говорит, что деньги оказались погребенными в ящиках. Такое отношение к средству обогащения поражает. Жить впроголодь на мешках с зерном, имея тысячи крепостных душ, огромные площади земель, может только скряга из поэмы. Страшно то что, в России таких Плюшкиных множество.

Отношение к родным

Помещик не меняется по отношению к родным. У него сын и дочь. Автор говорит, что в будущем его с радостью предадут земле зять и дочь. Равнодушие героя пугает. Сын просит отца дать ему денег на покупку обмундирования, но, как говорит автор, тот дает ему «шиш». Даже самые бедные родители не бросают своих детей.

Сын, проигрался в карты и снова обратился к нему за помощью. Вместо этого он получил проклятие. Отец никогда, даже мысленно, не вспомнил о сыне. Он не интересуется о его жизни, судьбе. Плюшкин не думает, живо ли его потомство.

Богатый помещик живет как нищий. Дочь, приехавшая к отцу за помощью, жалеет его и дарит новый халат. 800 душ поместья удивляют автора. Существование сравнимо с жизнью нищего пастуха.

У Степана отсутствуют глубокие человеческие чувства. Как говорит автор, чувства, даже если они имели у него зачатки, «мелели ежеминутно».

Помещик, живущий среди мусора, хлама, не становится исключением, выдуманным персонажем. Он отражает реальность российской действительности. Жадные скряги морили своих крестьян, превращались в полу животных, теряли человеческие черты, вызывали жалость и страх за будущее.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса