Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Несколько слов о коте баюне. Забытая нечисть: кот-баюн Огромный кот людоед обладающий волшебным голосом

Кот Баюн

Изображение

Этимология

Что означает название существа?

Кот Баюн - Слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять - «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»

Внешний вид

Кот Баюн - Персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты сказочного чудовища и птицы, обладающей волшебным голосом. Выглядит, это странное животное как кот, туловище которого сложено гармошкой. При ходьбе он сначала идет вперед передними лапами, при этом меха растягиваются и задние лапы остаются на месте. А потом, убедившись, что то место, куда он пришел, безопасно для него и его семейства он начинает медленно подтягивать задние лапы и хвост, при этом издавая звуки гармошки (баяна). У разных котов при этом раздаются разные мелодии. В основном, русские-народные. Но ходили слухи о коте, при ходьбе которого раздавались звуки тувинского горлового пения. Но тот, кто распускал подобные слухи уже пойман и наказан.

Происхождение

Кот-Баюн, вопреки распространенному ошибочному мнению, на самом деле, является Котом-Баяном и представляет из себя продукт случайной мутации или направленных генетических экспериментов (это достоверно пока не выяснено). Он произошел путем скрещивания баяна с котом обыкновенным полосатым.

Место обитания

В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Родственники

Кот Ученый (А.С.Пушкин "Руслан и Людмила")

Подобно фантастической птице Сирин, кот Баюн обладает поистине волшебным голосом.

Близким родственником Баюна является и зловещий кот Матвей, образ которого с большой долей иронии был создан Михаилом Боярским в музыкальной сказке «Новогодние приключения Маши и Вити».

Особенности характера и привычки

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным зачаровывающим голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны.

Интересы

Тому, кто всё же сможет поймать волшебное животное, кот будет служить верой и правдой и рассказывать сказки, исцеляя от разных недугов

Друзья

Кот-людоед

Баба Яга , в одной из сказок о Василисе Прекрасной кот проживал у неё

Враги

Иван-царевич и все путники, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним

Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу.

Характерные фразы, цитаты

… Пришёл Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит - идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба. Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову - один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным - и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнётся, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: - Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю. - А пойдёшь со мной? - Куда хочешь пойду. Андрей пошёл в обратный путь и кота за собой повёл.

Образ в искусстве

Анатолий Константинович Лядов встретил кота Баюна в диковинном месте: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн – говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке» и записал свои впечатления в симфонической поэме «Кикимора». Здесь кот Баюн - добрейшее существо, заботливая нянька. Оберегает Баюн кикимору от всех невзгод («Сказания Русского народа» в пересказе академика И.П.Сахарова), качает ее колыбельку «баю-бай, баю-бай». Последний раз ученого кота видели в НИИЧАВО. В музее института, ИЗНАКУРНОЖ, что на улице Лукоморье. Проживает под именем Василий (вновь след Велеса?), о чем и свидетельствуют братья Стругацкие.

Ныне «кот учёный» и кот Баюн - очень популярные персонажи. В пространстве интернета «поселилось» множество таких «котов»: от литературных псевдонимов и наименования веб-журнала, до названия лекарственного препарата для кошек «Кот Баюн» и подписей к фотоснимкам.

Произведения, в которых встречается существо

«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»

"Матюша Пепельной",

"Перышко Финиста Ясна сокола"

«Баба Яга и кот Баюн»

«Иван дурак и Баба Яга»

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Сказки / Пересказ А. И. Любарской; Рис. Б. Власова и Т. Шишмарёвой; Оформл. Л. Яценко.-2-у изд. - Л.: Дет., лит., 1991-336 с. ил.

«Василиса прекрасная», «Семена добра: Русские народные сказки и пословицы»/ Сост., автор предисл. и примеч. Л. П. Шувалова; Худ. А. Сорокин. - М.: Дет. лит., 1988. - 175 с.: ил.

«Василиса прекрасная», «Русские детские сказки, собранные А. Н. Афанасьевым», М., Детгиз, 1961 (АФ. Д.)

Фильмография

"Ивашка из дворца пионеров" м/ф

Сказочное образование. Кот Баюн и Иван Царевич

Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях

Кот Баюн не просто персонаж русских народных сказок, он кот самого бога Велеса, покровителя скотоводства, земледелия, богатства, которому верно служит. А может, это сам Велес, оборачивающийся котом, когда приходится ему прятаться от грозного Перуна? Сидит кот Баюн на высоком железном столбе, за семь верст видит, за семь верст его голос волшебный слышен. Напускает мурлыканьем своим кот Баюн сон, от смерти неотличимый. Вот что поздние сказки говорят: «... ступай в тридевятое царство за Котом-Баюном. Трёх вёрст не дойдёшь, как станет тебя сильный сон одолевать – Кот-Баюн напустит. Ты смотри – не спи, руку за руку закидывай, ногу за ногой волочи, а где и катком катись; а если уснёшь, Кот-Баюн убьёт тебя!» Бог Велес не только бог скота, но и бог подземного царства (царства смерти), и бог покровитель певцов и поэтов. Недаром про кота Баюна говорили: «Мертвецкий сон одолевает всякого, кто его услышит». Не от Золотого ли, Серебряного и Медного царства Велеса указание в сказках дается, как кота Баюна одолеть? Пение кота Баюна смертельно опасно, а сказки его целебны, но добыть кота сложно. И дается в сказках указание герою идти за котом с тремя колпаками железными, держать наготове железные клещи и три прута: один железный, другой медный, третий оловянный. Разобьет кот два колпака, а третий не одолеет, хватай его клещами да прутами охаживай. Два прута сломаешь, пока одолеешь Баюна. Будет кот в это время сказки рассказывать - не слушай, а на третьем пруте оловянном взмолится кот и будет служить тебе верно.

Русский фольклор неизмеримо богат песнями, преданиями, танцами, сказками. Последние представляют собой бесценный пласт народной мудрости. Её носителями выступают самые разные сказочные персонажи. Довольно колоритным среди них является кот Баюн. Он присутствует в большом количестве русских народных сказок. Рассказчики всегда изображали его в виде кота-людоеда, имевшего огромные размеры.

Этот жестокий страшный кот любил сидеть на столбе, чаще всего железном. Греясь на солнышке, он терпеливо поджидал путников. Завидев пилигрима, начинал довольно мурлыкать, предвкушая удовольствие. Ничего не подозревающий путешественник приближался к коту, а тот, распушив хвост, начинал тихим красивым голосом рассказывать сказки и предания.

Голос его обладал волшебной силой. Он убаюкивал человека, погружал в дрёму, делал податливым и беззащитным. В конце концов, путник крепко засыпал, а страшный кот спрыгивал со своего столба, выпускал огромные крепкие когти, разрывал ими несчастного на части и поедал тёплую плоть, плотоядно урча. Вот такие ужасы он вытворял, и не было на него управы.

Само слово «баюн» всегда ассоциировалось с говоруном и краснобаем. Произошло оно от русского глагола «баять» – баюкать, усыплять. Поэтому страшному коту и дали такую кличку. Ведь Баюн как раз и занимался тем, что баюкал, усыплял человека, а затем совершал над ним насильственные действия и лишал жизни.

Обитал кот-людоед за тридевять земель в тридесятом царстве. Вокруг простирался глухой лес, где не было ни зверей, ни птиц. Лесную чащу прорезала узкая дорога, ведущая к столбу, с сидящим на нём чудищем. Считалось, что если кто-то победит кота, то получит спасение от всех болезней. Поэтому многие добрые молодцы отправлялись в далёкие земли, мечтая одержать победу над чудовищем, но погибали, одурманенные волшебным голосом Баюна.

Однако у всех русских народных сказок был счастливый конец. А раз так, то всегда находился молодец, который не поддавался чарам жуткого людоеда. Одним из таких героев являлся Иван-царевич. Он отправился в далёкие земли, чтобы сразиться с чудищем. Увидев его, кот Баюн начал рассказывать сказки своим волшебным голосом. Но царевич надел на голову железный колпак, натянул на руки железные рукавицы и бесстрашно бросился на людоеда.

В этой схватке добрый молодец победил. Измотал он кота, лишил сил, и тот жалобно запросил пощады. Пообещал, что выполнит любое желание Ивана-царевича. Тот забрал кота с собой, привёл к отцу во дворец, и когда-то грозное чудище стало безропотно и покорно служить царю. Сказки ему рассказывало, от разных болезней исцеляло.

Вот такой он был – этот сказочный персонаж кот Баюн. Жуткий, страшный, жестокий по отношению к слабым и беззащитным. Но, как говорится, молодец среди овец, а против молодца и сам овца. Тот, кто побеждал кота-людоеда, становился его полновластным хозяином и господином. Превращалось чудище в послушное и услужливое животное, тратящее свой целебный дар на благие цели.

Станислав Кузьмин

Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает.

Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны.

Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять - «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»). В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Из всех персонажей русских народных сказок и народного же фольклёра Кот-Баюн реже всех поминается в сказках. Почему? Давайте разберемся.


Главный источник современных славянских нечистиков - это по-прежнему русские народные сказки в оформлении Афанасьева, Толстого и т.д. В них и оформился образ Кота-Баюна, и на что же он похож?

Кот Баюн.
Иллюстрация К.Кузнецова к сказке "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что"

... пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных , руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит -- идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову -- один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным -- и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
-- Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.
-- А пойдёшь со мной?
-- Куда хочешь пойду.
Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.
("Пойди туда, не знаю куда", русская народная сказка)


Новокрещенных О. И. «Кот Баюн»

В сказке вроде бы описаны все основные детали этого персонажа: сидит на столбе, способен разбить железный колпак, иначе как клещами (тоже железными) его не возьмёшь, и, что самое главное, он разумен , хотя бы на уровне рOботов Азимова, иначе бы с ним нельзя было проводить конструктивный диалог.


Тихонов Игорь Всеволодович «Кот-Баюн»

Стоп. Мы же забыли ещё кое-что - размеры Кота. С какого-то момента принято считать, что Кот-Баюн не только людоед, но и огромадных размеров, с лошадь, наверное.

Гм. Кот... Людоед... Огромного размера... Что же это за животное получается?!
Да известно какое: тигр, лев, другие крупные кошачьи хищники. Все кошачьи, от мала до велика, и домашние, и дикие, похожи: все они хищники, нападающие на свою добычу из засады, добывающие её не только зубами, но и когтями...


Кот Баюн похож на Джека Николсона

Вернёмся к размерам. Огромен ли Кот-Баюн? Более старые рисунки - К. Кузнецова - например - не дают нам возможности судить об этом, но более новые рисунки - О.И. Новокрешённых или И.В. Тихонова - считают, что да, огромен.


Чижиков, который иллюстрировал повесть-сказку Успенского "Вниз по волшебной реке" просто изобразил Баюна огромным чёрным котом (и впрямь, ведь не белым персом и не черно-белым сиамом его ведь изображать?), больше не только лошади, но и лошади со всадником.

Виктор Чижиков. Иллюстрация к книге Э. Успенского "Вниз по волшебной реке."

Одним словом, Кот-Баюн не то "просто" домашний кот "размером со слона", не то просто сверх-большая и волшебная чёрная пантера или тигр-меланист. Но всё не так просто.

В выше приведённой сказке, например, о размерах Баюна не говорится, но то, что он вскочил главному герою на голову, всё-таки указывает, что он меньше тигра, и даже леопарда, пумы и рыси.


Виктор Чижиков. Иллюстрация к книге Э. Успенского "Вниз по волшебной реке."

Крупный родич домашней кошки, напав на свою жертву со спины (рысь на зайца, тигр на оленя, лев на зебру), валит её на землю без особых проблем. То, что Кот-Баюн в битве со своим супостатом (Андреем, Федотом, Иваном) этого не сделал, говорит о том, что он всё-таки небольшого размера, скажем - не больше домашней кошки, раз главный герой (скажем, Андрей-стрелок) смог принести его на родину в клетке. (Правильно, ведь кошка на поводке - это нонсенс и смертельная обида животному к тому же.)

При этом, однако, он обладает достаточной силой, чтобы разбить два железных колпака, а также стальными-железными когтями, которыми он хотел распотрошить царя, когда они были друг другу представлены.
Да, но при всём этом он ещё и обладал не только разумом и речью, но и рассудком, порядочностью, что ли: приказал ему Андрей-стрелок успокоиться и царя не трогать, Кот царя и не тронул.
Кот-Баюн - это кот в квадрате, и победа Андрея над ним - это мечты людей об окончательной победе над кошками - кот, который сохраняет свои урождённые кошачьи качества и слушает человека как собака. (Не дождётесь!)

Кот-Баюн, как не крути, как не верти, он - людоед. (Как и любой другой крупный дикий кот, не важно, сказочный или реальный.)
И вот мы вернулись к изначальному вопросу? Почему Кот-Баюн так не популярен? Е. Прокофьева, которая написала некий справочник о нечистой силе, смогла упомянуть его в только двух инстанциях: в "Руслане и Людмиле" Пушкина и "Вниз по волшебной реке" Успенского.

Что до "Кота учёного" Пушкина, то он не очень похож на Баюна: людей не губит, сон не насылает, хотя подобно Баюну он рассказывает сказки, а также поёт песни-песенки. Вот только в отличие от Баюна - "Под ним сидел, и кот учёный свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту, поведаю теперь я свету..." Т.е. данный кот не только Пушкина не тронул, но и рассказывал ему свои сказки без таких аргументов, как те прутья, которыми Баюна охаживал Андрей.

Кот Баюн в славянской мифологии является котом-проводником..По преданию, кот Баюн сидит на железном столбе возле золотой мельницы за тридевять земель. Этот столб (у Пушкина это вековой могучий дуб) является пограничной осью между миром живых и миром мертвых .
Спускаясь, кот поет, поднимаясь - рассказывает сказки. У баюна настолько сильный и громкий голос, что слышно его очень далеко.

А сейчас рассмотрим чудо-кота с современной точки зрения. Точнее, его голос .

Голос по сути это звук . Звук, как и цвет, имеет спектр различных частот. А мы слышим только малую их часть. Существуют такие понятия как ультразвук и инфразвук. Они находятся за пределами восприятия человеческого уха, но его слышат некоторые животные. Здесь-то мы и будем копать…

Может, некоторым известно такое понятие, как «голос моря». Именно этим феноменом объясняют внезапное исчезновение или смерть экипажей кораблей. Голос моря губителен для человека, как и песни Баюна. Тем же самым объясняют и гибель животных в аномальных зонах, называемых «чертовыми полянами».

Дело в том, что некоторые частоты могут оказывать вредное воздействие и не на органы слуха, а на весь организм в целом. Самое страшное то, что человек не слышит эти частоты и не может вовремя удалиться от источника на безопасное расстояние. Сначала болит голова, потом самочувствие ухудшается, человек теряет сознание… и за тем наступает смерть... Но животные могут слышать на этих частотах, и исчезают из опасного места. Все сходится!

А с фантастической точки зрения образ Кота – Баюна, можно даже рассматривать, как древнее - оружие массового поражения с использованием звуковых волн!

И всё-таки Баюна позабыли. Почему? Слишком зыбкий образ он оставил в сказках; у Пушкина он только в прологе, а Успенский сейчас тоже подзабыт, и "помочь" Баюну не может.
А жаль!
В книгах жанра славянского фэнтэзи он бы занял не последнее место, не хуже, чем какого-нибудь Змея Горыныча... Но видно - не судьба.

Но вот домашние кошки процветают и поныне, и быть поласковей с ними не мешает - а вдруг они свою обиду раскажут такому вот Баюну? Худо тогда будет! Т.ч. обращайтесь с ними по-человечески - и вам воздастся сторицей.
Конец

Кошка Неджем, жившая в эпоху царствования египетского фараона Тутмоса III, занесена в книгу рекордов Гиннеса, как первая кошка, имеющая имя. Превращение в кошку, что умеет делать, например, профессор Макгонагл из «Гарри Поттера», называется элюрантропией. Кот Баюн в русских сказках - это огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней, поскольку сказки Баюна целебны. Во времена Ричарда III в графстве Чешир жил лесничий Кэтерлинг, который свирепо ухмылялся, когда ему удавалось поймать браконьера. Говорят, он и стал прототипом Чеширского кота. Памятник коту Бегимоту в Киеве Цвет кошки в сказках может быть любым, но если кошка черная, то она обладает мистическими свойствами. Неудивительно, что черным был кот Бегемот Булгакова. Кот в сапогах Шарля Перро был неизвестной масти, однако, обычно его изображают рыжим. Рыжим является и Кот в Сапогах из «Шрека».
Кот из «Бременских музыкантов» братьев Гримм был престарелым животным, которого собственная хозяйка, видя его непригодность, задумала утопить в речке. Собственно, поэтому кот и убежал из дома и оказался на дороге в славный город Бремен, где его и нашли не менее дряхлые осел и собака. Единственный из животных, кто был молодым – это петух. Он сбежал из дома потому, что его собирались зарезать по случаю приезда гостей. Ролан Быков в роли Кота Базилио ("Приключения Буратино") Кот Базилио и лиса Алиса получили свои имена только в сказке о Буратино. В сказке о Пиноккио они безымянные. Гоффман написал роман от имени кота "Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах".. О Мурре Гофман отызвался как о своем "воспитаннике высокообразованном, наделенном необыкновенным умом и красотой". Советская мультипликация одарила нас котом Леопольдом и котом Матроскиным. Студия «Ханна Барбара» прославила на весь мир мышонка Джерри и кота Тома. Полное имя Тома – Tomcat. Это производное от названия вообще всех мужских особей семейства кошачьих. Кстати, в первой серии «Тома и Джерри», которая вышла в 1940 году, Тома звали Джаспером. В голливудском фильме о коте Гарфилде, большом оригинале и гурмане, роль хозяина Гарфилда сыграл актер Брекин Майер. При этом, чтобы получить эту роль, он скрыл один свой недостаток – аллергию на кошачью шерсть.

Русский фольклор полон описаний фантастических существ, прообразами которых служат привычные животные. Славянская мифология дала авторам былин и сказок материал для произведений, и любопытные повествования привлекают интерес современных детей, несмотря на давность сочинений. Кот Баюн – малоизвестный персонаж, так как редко встречается в литературе. Этот образ ранее появлялся во многих сказках, но сегодня оказался несправедливо забыт. Тем не менее, характеристика этого героя русских повествований крайне необычна.

История создания

Кот Баюн – сказочный персонаж, кот-людоед, чьи размеры сложно вообразить. Он обладает магическим голосом, которым усыпляет встречающихся ему путешественников. Кот убивает соперников и не гнушается легкими жертвами, которые не в силах бороться с его чарами. При этом герой, в чьих силах окажется победить кота, может получить спасение от любых недугов, потому что сказки четвероногого – целебны.

Баюн – означает «рассказчик, говорун». Глагол «баять» истолковывается как «говорить» или «убаюкивать». Животное сидит на высоченном железном столбе посреди мертвого леса, что раскинулся за тридевять земель, в тридесятом царстве. В округе нет живых существ.


Описание этого сказочного героя редко встречается в былинах и фольклоре. Современные источники архаичных сказаний и былин – сборники народных сказок, составленные , и сочинения . Писатели, не преуменьшая значение персонажа, рассказывали о нем на страницах произведений, доказывая, что в образе героя заключена мудрость веков.

Образ и характер

Сказки дают точную характеристику фантастического животного. Кот, сидящий на столбе, располагает недюжинной силой. Например, легко ломает металлический колпак. А в руки взять его можно, используя стальные клещи. Зверь обладает высоким интеллектом и способен выстраивать длинные диалоги. При этом его размеры описываются специфичным образом. Порода животного остается неизвестной, но авторы отмечают, что кот огромен, сравнивая его с лошадью. Кроме того, животное – людоед.


Легко предположить, что сказатели сравнивали кота Баюна с тигром или львом. Хищники крупны в размерах и запросто расправляются с человеком, нападают из укрытия, вцепляясь в тело жертвы когтями и зубами. Оппонентами Баюна в сказках выступают или Андрей-стрелок. В легендах об этих мужчинах упоминается, что они переносили животное в клетке, а значит, его габариты серьезно преувеличивались.

Несмотря на описываемую кровожадность зверя, он мудр, порядочен и рассудителен. Образ кота, часто используемый в фольклоре разных стран, символичен. Это животное никогда не подчинялось человеку. Храбрые воины, способные усмирить таинственное существо, – это аллюзия на желание людей приручить независимого зверя и заставить выполнять чужую волю.

В славянской мифологии

Легенды русского фольклора глубоки и многогранны. Исходя из их толкования, кот Баюн является своеобразным проводником между миром живых и миром мертвых.


Столб, на котором сидит животное, в сказке заменен дубом, обвязанным золотой цепью. Кот ходит по цепи и рассказывает сказки. Дерево, которое он избрал, ассоциируется с Мировым Древом, растущим на Северном полюсе, в Гиперборее. Голос Баюна громок и мелодичен, поэтому усыпляющие рассказы слышно отчетливо и на далеком расстоянии.

Логично было бы предположить, что герой – лесной житель. Тогда он – предок известных хищников: рыси или сибирского дикого кота. Зоологические источники подтверждают, что подобные животные не были редкостью на Урале или в Сибири во времена, когда эти земли населяли наши предки, арии. Речь идет о времени за 5-7 тысяч лет до появления русичей. История мифического персонажа удивительно длинна, не хуже популярных легенд египетской мифологии.


Кот способен на мирное взаимодействие с людьми, потому что в некоторых сказках его приглашают убаюкивать маленьких детей. Житель потустороннего мира откликается на призыв, заговаривая и усыпляя. Если сказитель видит в собеседнике жертву, то очаровывает ее голосом и съедает. Колдун-людоед способен магическим образом исцелять оппонента, если тот противостоит заговорам. В некоторых сказках описывается, что кот Баюн, покоренный храбрыми воинами, остается на службе царя.

Слово «баюн», помимо прямой расшифровки, расценивается как упоминание Баяна, русского сказителя, чья слава сравнима со славой великого писателя . Сказитель повествовал о легендах прошлого, которые были малоизвестны миру. Упоминание об этом человеке связывает современную цивилизацию и исчезнувшую цивилизацию Гипербореи.


В финале этого периода кот Баюн переселился в мертвый лес и расположился на границе двух миров: загробного и реального, воссев на железном столбе. Любопытно в этом случае упоминание о металле, из которого сделаны защитные колпаки воина и когти животного. Ведь предания относятся ко времени, когда подобный материал не был известен миру.

Имя Баюн созвучно и с названием Гамаюн. – это имя вещей птицы, знающей о прошлом.


Исконно русский образ кота лелеялся историей на протяжении 17 тысячелетий. Привычный образ животного, играющего роль домашнего оберега в повседневности и теплого друга, скрашивающего одиночество, – древнее, чем мифологические персонажи Древнего Египта и Греции. Некоторые родители и сегодня поют колыбельную о коте, которого приглашают в дом за пирог или кринку молока, чтобы тот убаюкал малыша, не желающего спать.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса