Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Неизвестные версии легенды о минотавре. Легенда о кносском дворце и лабиринте минотавра Краткое содержание мифа о тесее и минотавре

Чаще всего от старинных мифов и легенд остаются лишь ветхие воспоминания, считающиеся сказками, что передаются из поколения в поколение. Но иногда тонкая грань между былью и фантазией стирается, являя миру неоспоримые факты. Таким исключением стал Кносский Лабиринт Минотавра на острове Крит, руины которого мы можем созерцать и по сей день.

Согласно одному из древнегреческих мифов на этом острове во время правления царя Миноса был возведён огромный дворец с запутанной системой ходов. Этот лабиринт был построен не просто так. Именно в его стенах царь поселил : чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном, богом морей, быку.

Каждые семь лет порабощённые Миносом Афины присылали на Крит семь красивейших девушек и семь юношей, которые отдавались на растерзание свирепому Минотавру. Шли десятилетия и число жертв неумолимо возрастало, неся боль и страдания жителям Афин…

Когда в очередной раз траурный корабль с чёрными парусами должен был доставить ужасную дань, юный герой Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками, чтобы положить конец этому безумию. Выбор был невелик: сразить Минотавра или сгинуть самому.

Престарелый Эгей не хотел и слышать о дикой задумке своего единственного сына, но отважный Тесей был непоколебим. Он принёс жертву самому Аполлону-Дельфинию, покровителю морских путешествий, и оракул дал наставление, чтобы покровительницей в этом подвиге он избрал себе богиню любви Афродиту. Призвав на помощь Афродиту и принеся ей жертву, юный герой отправился на Крит.

Когда корабль приплыл к злополучному острову, афинских юношей и девушек отвели к Миносу. Царь сразу же обратил внимание на атлетически сложенного и прекрасного юношу, коим являлся Тесей. Заметила его и дочь царя, Ариадна, а покровительница Тесея, Афродита, вызвала в её сердце сильную любовь к юному сыну Эгея.

Ариадна, очарованная Тесеем, решила помочь храброму юноше и, чтобы он не погиб во мрачном лабиринте, тайно передала ему меч и клубок ниток.

Когда Тесея и всех обреченных отвели ко входу в Лабиринт, он незаметно привязал нить к одной из каменных колонн, чтобы в случае победы по ней найти обратный путь. Затем герой ступил в тёмную и запутанную обитель чудовища, где за каждым поворотом его могла ждать смерть.

Тесей пробирался всё дальше и, наконец, пришел в то место, где находился Минотавр. С грозным рёвом, наклонив голову с громадными острыми рогами, Минотавр бросился на храбреца, и начался страшный бой. Полузверь-получеловек, полный ненависти к людям, яростно атаковал Тесея, но он отражал его удары своим мечом. Наконец, сын Эгея схватил чудовище за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Душераздирающий рёв эхом пронёсся по лабиринту и затерялся в его недрах.

Этот подвиг часто изображается на многих аттических предметах быта. К примеру на широкогорлой амфоре, что хранится в Григорианском Этрусском музее Ватикана, расположенном во дворце Иннокентия VIII.

Сразив Минотавра, Тесей по нити вышел из подземелья, ведя за собой всех афинских юношей и девушек. У выхода его встретила Ариадна, радуясь тому, что её возлюбленный остался жив. Ликовали и те, кого он спас - славя героя и его покровительницу Афродиту, они водили весёлый хоровод.

Чтобы избежать гнева царя, Тесей, Ариадна и афиняне прорубили дно у всех вытащенных на берег кораблей критян, снарядили корабль и на всех парусах отправились обратно в Афины.

На обратном пути Тесей вышел на берег Наксоса. Когда герой и его спутники отдыхали от странствий, Тесею во сне явился бог вина Дионис и поведал ему, что он должен покинуть Ариадну на пустынном берегу Наксоса, так как боги назначили её в жены ему, богу Дионису. Тесей проснулся и полный грусти быстро собрался в путь. Он не смел ослушаться воли богов. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Громко приветствовали спутники Диониса Ариадну и славили пением жену великого бога.

Корабль Тесея быстро нёсся на своих чёрных парусах, разрезая морские волны. Вот уже показался вдали берег Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, данное Эгею обещание - заменить чёрные паруса на белые, если он с победой будет возвращаться в Афины.

Эгей часто стоял на высокой скале и смотрел в морскую даль, ища там белую точку - символ возвращения сына домой. Когда вдали показалась чёрная точка, надежды отца стали рушиться, но он до последнего всматривался в приближающийся корабль. Когда сомнений в чёрных парусах не осталось, охваченный отчаяньем Эгей бросился с обрыва в бушующее море. А через какое-то время его безжизненное тело волны вынесли на берег.

Тесей причалил к берегам Аттики и уже приносил богам благодарственные жертвы, как вдруг, к ужасу своему, узнал, что стал невольной причиной смерти отца. С великими почестями похоронил убитый горем Тесей тело отца, а после похорон принял власть над Афинами.

На данный момент известно, в Кносский Лабиринт отводили не только афинян, но и различного рода преступников. По одной из версий убийцам даже выкалывали глаза, чтобы до наступления смерти они ощущали на себе весь ужас зловещей неизвестности, царящей там. Существовал Минотавр или нет, но в тех тёмных коридорах, явно обитало нечто сильное, питающееся человеческой плотью...

Видео - Крит лабиринт минотавра



Хранит множество захватывающих историй, поучительных легенд и трогательных рассказов. В ней нашлось место и ужасным чудовищам, и прекрасным юношам, и загадочным нимфам. Одним из ярких и знаменитых персонажей является Минотавр.

Разумеется, большинство из нас знакомы с этим монстром. Но так ли хорошо Вы знаете историю его появления? А может быть его и не существовало вовсе?

Кто такой Минотавр

Внешний вид Минотавра действительно ужасен: кровожадный монстр с телом человека и головой быка.

Рацион его питания составляли люди, а не зеленая трава, как у обычных парнокопытных.

Местом жительства Минотавра являлся лабиринт, созданный для сокрытия монстра от людских глаз. Но откуда взялось столь страшное создание?

Появление Минотавра

В большинстве случаев, появление необычного существа связано с историей древних Богов. Человек с головой быка не стал исключением.

В то время царем острова Крит был Астерион. Жена его, Европа, имела 3 сыновей от предыдущего союза с Зевсом. Звали их Минос, Сапедон и Радамант.

Спустя некоторое время Астерион отошел в мир иной, но не успел завещать свой трон. Разумеется, началась борьба между братьями. Победивший должен был занять престол.

Минос, имевший преимущество в судьбоносной борьбе, призвал на помощь всех богов, обещая принести им щедрую жертву.

Однажды Посейдон послал Миносу великолепного быка, который вышел из моря. Именно его он должен был принести в жертву, выполняя свое обещания. Сомнений не оставалось: именно Минос победит, заняв трон царя Крита. А потому Сапедон и Радамант были изгнаны с острова.

Но, как оказалось, поспешно. Минос не сдержал свою клятву. Бык Посейдона показался ему слишком красивым, и самоуверенный юноша решился на обман. Он подменил подаренного быка на самого обычного, и принес его в жертву.

Однако всем известно, что богов не обманешь. Посейдон, узнав обо всем, пришел в ярость, и решил наказать обманщика.

Кара Посейдона

Жестокость наказания была в духе древнегреческих богов.

Владыка морей внушил жене Миноса – Пасифае – противоестественную, греховную любовь к быку.

Пасифая и корова, сооруженная Дедалом

Пасифая сходила с ума от непреодолимой страсти, однако способа воссоединения с желанным быком найти не могла. Помощниками ей в этом деле стали Дедал и Икар.

Они соорудили деревянный каркас в форме коровы, обтянув его настоящей шкурой.

Забравшись внутрь, Пасифая соблазнила божественного быка, а спустя положенный срок родила ребенка.

Мальчик, названный Астерием, был абсолютно необычным. С возрастом его голова превратилась в бычью, выросли рога и хвост.

Жуткий монстр, появившийся в результате порочной связи, был кровожадным: обычная еда не доставляла ему удовольствия, он нуждался в человеческой крови и мясе.

Легендарный лабиринт

К всеобщему удивлению, Минос не осудил свою жену, ведь именно он был виноват в случившемся. Но и мириться с чудовищем он не собирался.

Вновь призванные на помощь Дедал и Икар построили сложнейший Кносский лабиринт, куда в последствии был заточен человек-бык, названный Минотавром.

Зная о его кровожадности, Минос отправлял людей в лабиринт для пропитания. Как правило, это были преступники, приговоренные к смертной казни.

Но у царя Крита был и родной сын – Андрогей. Однако долгой и счастливой жизни у юноши не сложилось, он был убит афинянами.

Желая отомстить за смерть наследника, Минос требовал ежегодной платы от афинян: семь девушек и семь юношей, которые отправлялись в лабиринт на съедение Минотавру.

Смельчак по имени Тесей

Несколько раз афинские юноши и девушки бесследно пропадали в лабиринте с ужасным монстром. И только Тесей, прибывший в очередной партии, смог победить Минотавра. Но как ему это удалось?

Ариадна, единоутробная сестра человека-быка, влюбилась в Тесея. Она понимала, что если не предпримет ничего для спасения молодого красавца, он будет обречен на смерть.

Способ спасения все же нашелся. Перед тем, как Тесей отправился в лабиринт, Ариадна подарила ему клубок нитей.

Умный парень догадался привязать один конец около входа. Более того, клубок был волшебным: коснувшись земли, он покатился сам собой, а Тесей следовал за ним, как за опытным проводником.

Клубок привел его в логово Минотавра, где тот мирно спал.

Как именно победил Тесей чудовище, не знает никто. Но существует несколько версий произошедшего.

  • Первый источник утверждает, что Тесей убил Минотавра ударом кулака.
  • Другие уверены, что он воспользовался мечом своего отца, Эгея.
  • А третьи считают, что Минотавр был задушен.

Как бы там ни было, монстр был повержен. А волшебный клубок находчивой Ариадны помог Тесею и оставшимся в живых пленникам выбраться из лабиринта.

К сожалению, мифы с участием богов редко заканчиваются счастливым финалом.

Влюбленный Тесей, осознав, что не сможет жить без Ариадны, похитил ее и отправился к себе на родину.

В пути девушка утонула. Скорее всего, Посейдон поспособствовал этому, в качестве мести за убитого Минотавра.

Опечаленный Тесей впал в траур, забыв обо всем. Именно это послужило причиной других трагических событий.

После победы флаг на корабле необходимо было сменить на белый, чтобы народ Тесея видел приближающегося героя.

Однако гибель Ариадны не позволила ему этого сделать. Заметив черный флаг подплывающего корабля, который был символом плохих вестей, царь Эгей расценил это как весть о гибели сына, Тесея. Не вынеся потери, Эгей бросился в море, которое позднее было названо в его честь.

Рационалистическая версия легенды

Некоторые древние историки, занимавшиеся изучением мифов, описывали одну нестандартную, но очень интересную версию.

В их трудах Минотавр, как чудовище с головой быка, является всего лишь аллегорией. На самом деле, он был человеком по имени Тавр.

Тавр являлся учителем Миноса, когда тот был совсем маленьким.

Легенды гласят, что Тавр был крайне жестоким человеком, а потому Минос решил учредить состязание, в ходе которого его учитель будет сражаться с присланными афинскими юношами.

Афины в то время действительно находились под властью Крита, и были обязаны платить дань людьми. Одолев 9 афинян, Тавр встретился с Тесеем, который смог одержать победу.

Образ Минотавра в культуре

Древнегреческие мифы часто ложатся в основу литературных произведений, а их колоритные персонажи являются источником вдохновения для многих авторов. Минотавр не стал исключением.

Кносский дворец-лабиринт царя Миноса Греция 1700 до н.э.

В литературе образ человека-быка можно найти:

  1. «Божественная комедия», Данте Алигьери
  2. «Дом Астерия», Хорхе Луис Борхес
  3. «Тезей», Мэри Рено
  4. «Лабиринт Минотавра», Роберт Шекли
  5. «Минотавр», Фридрих Дюрренматт
  6. «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре», Виктор Пелевин

Разумеется, подлинность легенды о Минотавре и Тесее не подтверждена.

К ней можно относиться и как к сказке, и как к аллегорическому рассказу, и как к поучительной истории.

Однако дворец Минотавра сохранился, хоть и в полуразрушенном виде, несмотря на почтенный возраст, равный 4 тыс. лет.

Главных героев изображали на полотнах картин, поверхностях ваз, в виде скульптур. Тесей и Ариадна, влюбленные и смелые, навсегда останутся в памяти людей, как спасители человечества от страшного чудовища с головой быка и телом человека.

Большинство современников в той или иной степени ознакомлены с древнегреческими мифами. В одном случае в качестве источников служат учебники по истории средней школы или высшего учебного заведения, в другом - изучение фольклора далекого прошлого является составляющей самообразования. Есть немалая категория людей, которым изучение мифологии доставляет духовное удовлетворение. Многим известен миф о Минотавре, который проживал далеко в океане.

Минотавр на острове Крит

Одним из зрелищных является Минотавр со специфическим строением тела - голова быка, а всё остальное - туловище, руки и ноги - человеческие. Иными словами, это своего рода ужасный гибрид.

Чудовищу острова Крит повезло жить не где-нибудь, а во Дворце, который в целом представлял собой настолько сложный подземный лабиринт, что любой попавший туда человек был обречен заблудиться и исчезнуть там навеки. Большую часть времени Минотавр проводил в центре жуткого помещения. Из уст в уста передавался миф о Минотавре. Кратко люди рассказывали о том, какое это жестокое существо.

Упоминание о Минотавре у большинства афинян вызывало чувство страха. Жители вынуждены были регулярно каждые 9 лет выбирать по 7 представителей обоего пола юного возраста и отправлять во дворец с лабиринтами. Таким способом удавалось задобрить чудовище. Почему именно семь? Данное число испокон веков у многих народов относилось к разряду магических. Видимо, такого же мнения придерживался Минотавр.

Но однажды среди «избранников» оказался Тесей, который приходился сыном царю Эгею, правившему в Афинах. С появлением этого человека миф о Минотавре получил особую концовку.

Кто такой Тесей?

С раннего возраста мальчик был окружен теплом своей матери Эфры, которая в то время была царевной Тезеры. Отец не занимался воспитанием сына по причине того, что находился далеко от семейного очага. Перед тем как расстаться с женой, Эгей спрятал под тяжелым камнем сандалии и меч, которые должен был забрать повзрослевший Тесей. Воля Эгея была исполнена шестнадцатилетним сыном. Желая увидеть отца, Тесей направился в Афины, по дороге совершив немало подвигов.

Еще в школе все изучают известный миф о Минотавре. Краткое содержание вы можете прочитать ниже.

Каким образом Тесей расправился с Минотавром?

Так вот, Тесей, которому предстояло отправиться к Минотавру, был настроен решительно - раз и навсегда покончить с чудовищной традицией жертвоприношения, необходимостью людей жить в постоянном страхе.

Успеху миссии способствовало одно обстоятельство. У критского царя была дочь Ариадна. Между ней и Тесеем завязались очень сильные чувства. Ариадна подарила своему возлюбленному волшебную путеводную нить, чтобы тот смог ориентироваться в лабиринте. За счет такого подарка миф о Минотавре закончился хорошо.

Тесей всё сделал так, как его научила Ариадна: привязал конец волшебной нити к входной двери и опустил на пол клубок. Следуя за ним по запутанному лабиринту, смелый воин нашел Минотавра спящим в логове. Воспользовавшись удобным моментом, задушил монстра голыми руками. Из лабиринта Тесея вывела всё та же нить, которую он всю дорогу наматывал в клубок.

Можно себе только представить радость и облегчение людей, которые узнали о том, что Минотавра уже нет. Победитель, видимо, чувствовал, что не сможет жить без возлюбленной. Поэтому, покидая остров, он похитил Ариадну. Судьба распорядилась по-своему, в пути морская пучина забрала девушку. Вероятно, это произошло не без участия Посейдона. Если бы не происки богов, то положительно для двоих влюбленных закончился бы миф о Минотавре. Краткое содержание позволяет понять, как сложилась судьба героев.

Тесей настолько сильно опечалился, что даже забыл произвести смену флага на корабле - условного знака, извещающего о победе. Чёрный флаг на подплывающем корабле царь Эгей расценил как гибель сына в поединке с критским монстром и бросился в морскую пучину. В память о трагически погибшем в котором утонул царь Афин, назвали Эгейским.

После того как Тесей задушил чудовище с головой быка, никто из смертных не решался войти в лабиринт. Так и завершился знаменитый миф о Минотавре.

Миф, увековеченный в искусстве и памяти народа

Подлинность описанной выше истории можно, конечно, подвергнуть сомнению. Дворец же, в котором обитал Минотавр, хотя и в полуразрушенном виде, но сохранился. И это несмотря на исторический период, равный почти четырем тысячам лет! Количество желающих побывать на Крите и ознакомиться с древними мифическими достопримечательностями не уменьшается.

Изображения главных персонажей мифа о Минотавре присутствуют на полотнах картин, ими расписаны вазы, представлены они в виде скульптур. Внушительная стоимость этих шедевров искусства не препятствует спросу на них. Память о Тесее и Ариадне, благодаря которым человечество избавилось от злого чудовища, будет жить в сердцах людей еще очень долго. Теперь и вы знаете, какие события описываются в мифе о Минотавре.

Миф о минотавре знает почти каждый. Все мы в детстве читали легенды и мифы Древней Греции. В конце 80-х годов прошлого века вышел энциклопедический двухтомник «Мифы народов мира», который сразу стал библиографической редкостью.
Легенда о минотавре начинается с проступка царя острова Крита Миноса. Он вместо того, чтобы принести жертву богу Посейдону (в жертву предназначался бык), оставил быка себе. Разгневанный Посейдон заколдовал жену Миноса, и она совершила ужасное прелюбодеяние с быком. Из этой связи и родился страшный полубык получеловек названный Минотавром.
Как же возник данный миф?


Понятие «миф» древнегреческого происхождения и может быть переведено как «слово», «рассказ». Это и древние сказания до начала времён, и народная мудрость, и энергия космоса, которая вливается в человеческую культуру.
Но «миф» отличается от обычного слова тем, что заключает в себе истину «обладающую силой божественного логоса», но которую трудно уловить (как говорил античный философ Эмпедокл).

Миф – наиболее древняя форма передачи знания. Его нельзя воспринимать буквально, лишь иносказательно – как зашифрованное знание, скрытое в символах.

Мифология составляет фундамент культуры каждого народа. Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании.
Мифы существовали не просто в рассказах, а в песнопениях (гимнах – как древнеиндийские Веды), в реликвиях, в традициях, обрядах. Ритуал – первоначальная форма мифа.

Мифы это самая древняя форма «философского» размышления человека, попытка понять, откуда возник мир, какова роль в нём человека, в чём смысл его жизни. Только миф даёт ответ о смысле жизни человека в аспекте истории и метафизическом плане.

Раньше люди жили как бы в двух мирах: мифическом и реальном, и между ними не было непреодолимого барьера, миры находились рядом и были проницаемы.

Согласно формуле французского учёного Люсьена Леви-Брюля: «древний человек соучаствует в событиях окружающего мира, а не противопоставляет себя ему».

Шведский учёный-мистик Эммануэль Сведенборг считал, что древний мир вселенского первочеловека заключал в себе память о глубочайшей интуиции единения человека и Бога.

В мифах звучит мысль о том, что человек потенциально бессмертен.
Мифотворческая мысль не знает мёртвой материи, она видит весь мир одушевлённым.
В египетских «Текстах пирамид» есть такие строки: « Когда небо ещё не возникло, когда люди ещё не возникли, когда боги ещё не возникли, когда смерть ещё не возникла…»

Известный знаток античной мифологии академик А.Ф. Лосев в своей монографии «Диалектика мифа» признавал, что миф является не выдумкой, а чрезвычайно практичной и насущной необходимой категорией сознания и бытия.

Чего древний человек боялся больше всего? Осквернения себя! Это означало испортить сотворённый богами мир. Поэтому нужно было соблюдать запреты (табу) – выработанные долгим путём проб и ошибок.

Французский исследователь Ролан Барт подчёркивал, что миф это система, которая одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Согласно Барту, «натурализация» концепта является основной функцией мифа.
Миф – это «убеждающее слово»!

Древние люди верили мифам безоговорочно. Мифы указывали, что должно быть.
Доктор исторических наук М.Ф.Альбедиль в книге «В магическом круге мифов» пишет: «К мифам не относились как к вымыслу или фантастической несуразице».
Никто не задавал вопроса об авторстве мифа – кто его сочинил. Считалось, что мифы поведали людям их предки, а тем – боги. А это значит, что в мифах содержатся первородные откровения, и люди должны были только сохранять их в памяти поколений, не пытаясь изменять или придумывать что-то новое.

В мифах накапливались опыт и знания многих поколений. Мифы были чем-то вроде энциклопедии жизни: в них можно было найти ответы на все главные вопросы бытия. Мифы рассказывали о том древнейшем периоде в истории человечества, который существовал до начала всех времён.

Профессор философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета Роман Светлов считает, что «архаический миф – это «теофания истины»! Миф не «конструирует», но раскрывает онтологическую структуру Космоса!
Миф – это образ (слепок) первичного Знания. Мифология есть постижение этого пра-Знания.

Бывают разные мифы: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие.

Космогонические мифы (о сотворении мира) есть почти в каждой культуре. Причём они возникли в не сообщающихся (!) друг с другом культурах. Сходство этих мифов настолько поразило исследователей, что данному мифу было даровано имя «Прекрасного Принца с мириадом различных лиц».

В первобытной культуре мифы представляют собой эквивалент науки, своего рода энциклопедию знаний. Искусство, литература, религия, политическая идеология – все они основаны на мифах, содержат в себе миф, поскольку из мифологии и возникли.

Миф в литературе - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.

Как возник миф о минотавре?
Сбежавший из Греции (из Афин) архитектор Дедал построил знаменитый лабиринт, в котором и поселили Минотавра – человека-быка. Афины, которые провинились перед критским царём, во избежание войны, должны были поставлять каждый год 7 юношей и 7 девушек для питания Минотавра. Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с чёрными парусами.
Однажды греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и, узнав страшную причину чёрных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет – тогда останутся черными.

На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал, когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.

Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов, и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея, чтобы он оставил её. Но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись, боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть о данном отцу обещании, и он забыл заменить чёрные паруса на белые.
Отец, увидев галеру с чёрными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.

Древние мифы дошли до нас в переработанной историками и литераторами форме.
Эсхил создал трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, превратив саму историю в миф.

Одни считают, что мифы, сказки и легенды это одно и то же. Но это не так.
Миф – одна из форм постижения пра-Знания. Литература может стать постижением пра-Знания, если, подобно мифу, приблизиться к Источнику Откровения. Настоящее творчество не сочинение, а изложение!

Но для современных писателей характерно не преклонение перед мифами, а свободное отношение к ним, часто дополняемое собственным фантазированием. Так миф об Одиссее (царе Итаки) превращается в «Уллис» Джойса.

Именно в мифах учёные и художники черпают вдохновение. Зигмунд Фрейд в своём учении о психоанализе использовал миф о царе Эдипе, назвав открытое им явление «эдипов комплекс».
Композитор Рихард Вагнер в цикле опер «Кольцо нибелунга» успешно использовал древнегерманские мифы.

Когда я побывал на Крите, то посетил Кносский дворец. Этот выдающийся памятник критской архитектуры находится в 5 км от Ираклиона (столицы), среди виноградников на холме Кефала. Я был поражён его размерами. Площадь дворца составляет 25 га. Этот известный из мифологии лабиринт имел 1100 комнат.

Кносский дворец представляет сложное нагромождение сотен различных помещений. Он казался грекам-ахейцам зданием, из которого невозможно было найти выход. Слово "лабиринт" с тех пор стало синонимом помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.

Ритуальным оружием, которое украшало Дворец, была двухсторонняя секира. Она использовалась для жертвоприношений и символизировала умирание и возрождение Луны. Эту секиру называли Лабрис (Лабирис), отчего малограмотные материковые греки и образовали название – Лабиринт.

Кносский дворец создавался в течение нескольких столетий во II тыс. до н.э. Он не имел аналогов в Европе в последующие 1500 лет.
Дворец был местопребыванием правителей Кносса и всего Крита. Парадные помещения дворца состояли из большого и малого "тронных" залов и комнат культового назначения. В предполагаемой женской части дворца были приёмная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения.
Во дворце была проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные.

Трудно представить как люди смогли построить такой громадный город-дворец, местами насчитывающий пять этажей. И он был снабжён канализацией, водопроводом, всё освещалось и проветривалось, и было защищено от землетрясений. Во дворце разместили и кладовые, и театр для ритуальных представлений, и храмы, и сторожевые посты, и залы для приёма гостей, и мастерские, и покои самого Миноса.

Архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален, несмотря на то что в нём есть элементы и египетского, древнегреческого зодчества. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались.

При раскопках во дворце было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями. Стены покоев Миноса были покрыты многочисленными красочными изображениями. Изысканность линии профиля молодой женщины на одной из фресок, изящество её причёски, напомнили археологам модных и кокетливых француженок. И потому её назвали "парижанкой", и имя это осталось за ней до сих пор.

Раскопки и частичная реконструкция дворца проводились в начале ХХ в. под руководством английского археолога сэра Артура Эванса. Эванс полагал, что дворец был разрушен в 1700 г до н.э. взрывом вулкана Фера на острове Санторин и последующим землетрясением и наводнением. Но он ошибался. Кипарисовые балки, проложенные между громадными камнями стен Кносского дворца, погасили дрожь землетрясения; дворец выстоял и просуществовал ещё около 70 лет, после чего был разрушен пожаром.

Некоторые критикуют Эванса за то, что он по-своему восстановил детали дворца, дав волю своему воображению. На месте груды камней и нескольких сохранившихся, но засыпанных землей этажей вновь появились дворики и покои, заново покрашенные колонны, восстановленные портики, отреставрированные фрески, – так называемый «новодел».

Современные методы исследований понемногу разрушают красивую сказку Эванса. Г-н Вундерлих, проводящий исследования на стыке геологии и археологии, полагает, что Кносский дворец был не местом проживания Критских царей, а огромным погребальным комплексом наподобие египетских пирамид.

Но откуда взялся минотавр – этот человекобык?
Я уверен, что в основе мифа лежит реальная история. Сейчас достоверно не известно, как на Крите завелись быки. Можно догадываться, что они пришли на Крит вместе с волной переселенцев ближневосточной цивилизации, которые и строили дворцы на Крите.
Но зачем критянам, жившим вовсе не земледелием, а морской торговлей, поклоняться быкам?
Они изобрели себе Бога моря, окрестили его Посейдоном, и облачили его в образ этого самого быка.

Ритуал поклонения Посейдону в образе быка был обставлен с изяществом, свойственном Криту, и напоминал «танцы с быком». Молодых танцоров набирали на материковой Греции. Но вовсе не для того, чтобы убить быка (как это делается на испанской корриде), а для того, чтобы играть с быком. Безоружные, хорошо подготовленные танцоры прыгали через быка, обманывали его.
Этих молодых танцоров набирали для того, чтобы они принесли культуру Крита на материковую часть Греции. Это доказанный исторический факт!
Но материковые греки, платившие дань Криту, таким вот образом оформили в миф о «чудовище» минотавре своё недовольство выплачиваемой данью.

А может, и вправду так расправлялись с врагами в Кносском дворце, оставляя наедине с быком?

Всю жизнь мы в плену мифов. И даже умирая, верим в бессмертия миф!
Мифы, надежды, сказки, мечты... Как вырваться из плена иллюзий?
Правду искажают, даже не желая того.
Что же побуждает творить миф?

Сознание людей мифологично. Они любят сказки и не выносят правды. И потому опасно лишать людей мифов, которыми они живут с давних пор.
Побывав в Израиле в местах, где родился, жил и проповедовал Иисус из Назарета, я убедился, что жизнь его превратили в миф. И кто-то на этом мифе неплохо наживается.

В детстве я был воспитан на мифах о героях гражданской и великой отечественной войн, и, разумеется, верил, что это чистая правда. Но после перестройки истина вышла наружу. Оказалось, что Зоя Космодемьянская была просто поджигательницей крестьянских домов, где ночевали немцы; подвиг Александра Матросова совершил не Александр Матросов; а Павка Корчагин не строил узкоколейку, потому что такой в природе не существовало.
Миф о вооружённом восстании и взятии Зимнего Дворца был создан позднее в фильме «Октябрь». Шедевр Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» тоже миф. Не было никаких червей в мясе, был хорошо подготовленный мятеж. А расстрел на лестнице такая же выдумка гениального Эйзенштейна, как и памятная коляска с ребёнком.

Сегодня главная лаборатория мифотворчества это кино. В недавней передаче «Тем временем» обсуждался вопрос о том, как искусство кино творит мифы. Александр Архангельский считает, что жизнь с мифами не менее значима, чем жизнь с реалиями.
Доктор философских наук Н.А. Булавка полагает, что никакой пропагандистской государственной машиной нельзя создать миф, который будет властвовать над сознанием масс. Мы сейчас живём в условиях постъидеологии. Этот вакуум нужно заполнить. Но чем? Созданием мифов? Люди хотят верить. Но не получается верить. Сегодня господствует частный человек. Никакой миф на частном индивиде жить не будет. Сегодня у человека нет этической и смысловой навигации. Он не знает, зачем живёт. Мы живём в эпоху рыночного тоталитаризма. Когда идея превращается в идеологию, то становится казёнными догматизмами. А силой она становится, когда прорастает в сознании масс.

Режиссёр Карен Шахназаров считает, что смысл кино в том, чтобы создавать мифы. Почему советское кино было способно на это? Потому что в стране была идеология. Идеология это наличие идеи. Кино без идеологии не может дать мифов. Нет идеологии – нет идеи – ничего не создашь. Чтобы уничтожить один миф, нужно создать другой. В Советском союзе была идеология, была идея, было кино. В современной России мы переживаем реставрацию. Реставрация – это попытка вернуть предреволюционное состояние, ту идеологию, которая в сущности уже исчезла. Реставрация всегда заканчивалась. Появятся смелые идеи, которые будут захватывать массы. Потому что человечество каким было, таким и останется. Будут ещё революции, великие потрясения. Они будут, даже если мы не хотим.

Я СОГЛАСЕН с Кареном Шахназаровым – мы прошли по кругу, и вновь вернулись к развилке. Раньше ругали идеологию, теперь тоскуем по ней. Но раньше хоть идея была. А теперь свели всё к пузу. Променяли духовность на доллары. Да, магазины полны – а души пусты! Нет, раньше мы были чище, наивнее, добрее, верили в идеалы, которые кому-то и казались ложные.

После разрушения коммунистической идеологии потребовалась новая идеология реставрируемого капитализма. Возник заказ власти на создание русской национальной идеи. Но ничего не получилось. Потому что идеи не сочиняются, а существуют объективно, как говорил Платон.

Национальная идея России известна давно – СПАСТИСЬ МОЖНО ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
Но она чужда идеологии реставрированного капитализма, где каждый за себя.
Не приживётся та идея, что не имеет корней в реальной действительности и сердцах людей.

Уже никто не может упрекнуть коммунистическую идею в ложности и бесплодности. Успехи коммунистического Китая доказывают, что идея коммунизма не бесплодна, за ней будущее. Коммунизм победил в отдельно взятой стране. К сожалению, не в России, а в Китае. Пора учить китайский язык...

Древние мифы и сегодняшние – не одно и то же. Древний миф – это сакральное наполненное метафизической глубиной послание, в котором зашифровано знание о мире и его законах (по-современному, это метанарратив).
А сегодняшние «мифы» – это «мыльные пузыри», лживые образы (симулякры), имеющие мало общего с действительностью и её законами; их цель – манипулирование общественным сознанием.
Среди современных «мифов» можно назвать «миф о свободе», «миф о демократии», «миф о прогрессе» и другие.

Исторические мифы заказывают политики. Миф о плохой России до Петра идёт от самого Петра, как оправдание проводимых им реформ.

«История - это собрание мифов! Сплошная мистификация! Она напоминает мне испорченный телефон. Мы знаем только то, что переписано неоднократно другими, и чему можно только верить. Но почему я должен верить? А вдруг они ошибаются? Может быть, всё было иначе. Мы ищем смысл в истории, опираясь на известные нам факты, но появление новых фактов заставляет по-новому взглянуть на закономерность исторического процесса. А ложь историков, демагогия, дезинформация?.. А эти бесконечные переписывания истории в угоду правителям?.. Уже трудно понять, где правда, а где ложь…
Но есть что-то вечное в человеке, что позволяет нам сегодняшним представлять жизнь людей далекого прошлого. Если бы всё дело было в культуре, то мы бы не смогли понять древних мудрецов, не зная особенностей их жизни. Но именно благодаря чувственному сопереживанию мы их понимаем. А всё потому, что человек по сути своей неизменен».
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)

Добро пожаловать в новый мир – прекрасный безумный иллюзорный бесконечный двойственный мифический мир виртуальной реальности!

P.S. Читайте мои статьи с видеороликами: «Рай – это Крит», «В гостях у вулкана», «Святая Ирина Санторини», «Спиналонга: ад в раю», «Закат на Санторини», «Город святого Николая», «Гераклион на Крите», «Элитная Элунда», «Туристическая мекка – Тира», «Ойя – ласточкино гнездо», «Кносский дворец минотавра», «Санторини – погибшая Атлантида», и другие.

Древнегреческий миф о Минотавре является одной из наиболее узнаваемых древних сказок благодаря захватывающему сюжету и ярким образам главных героев: Минотавру, Тесею и Ариадне. Но у этого мифа есть не менее примечательная грань — древний религиозный культовый символизм. Ведь за образами героев мифа и героями других родственных мифов (о Зевсе и Европе, о Миносе и Пасифае) скрыты древние «взрослые» религиозные символы дописьменного Средиземноморья (Финикии, Крита и собственно Греции). И эта скрытая грань не менее, а может даже и более захватывающая, чем прямой смысл известного всем с детства мифа-сказки.

Теогония

Чтобы понять, почему эта грань оказалась тщательно скрыта, начать придётся с начала, то есть с Теогонии Гесиода, который описал происхождение богов около 8-го века до нашей эры. Составлял он свои гимны после культурного упадка так называемых Темных веков, которые стали следствием катастрофы бронзового века (бронзового коллапса). Другими словами, мы не можем быть уверены в том, что Гесиод описал богов в их целостном древнем образе, адекватно и без помех, вызванных столетиями Темных веков. Также мы не знаем культурно-религиозный «возраст» богов, которых описал Гесиод. Как глубоко они уходят в неписьменную бездну периода Эгейской цивилизации, а может даже времени Неолитической Греции?

Но, зная общие для Средиземноморья и Месопотамии древние религиозные символы, традиции соседней для Греции Финикии, а также те крупицы собственно критского искусства, которые дошли до нас, мы можем многие разглядеть. Итак, приступим.

Европа и Зевс

Начнём с бабушки Минотавра Европы. По данным гесиодовской «Теогонии», Европа была дочерью Океана, титана и сына Урана и Геи (Неба и Земли). Океан в древнегреческой мифологии является несколько аморфным божеством, как и в египетской мифологии похожий «бог» Нун (вода, водный) или Первозданный океан. Схожесть греческого Океана и египетского Нуна неудивительна. Люди, населявшие Грецию и Египет, всегда общались через общее море. А на пути их общения, кстати, всегда находился Крит.

Так видели мир греки (Геродот, около 450 г. до н.э.)

Итак, Уран и Гея (Небо и Земля) породили Океан, который породил Европу. Другими словами, Европа является стандартным женским божеством, которое происходит от одного из стреотеистических начал — женского начала Великой Матери, Матери-Материи, которую символизировала земля и вода — то есть является собственно материей, из которой духовное начало Отца-Творца (Неба), в данном случае Урана, творит весь мир. Европа, как и другие женские богини, является как бы ипостасью Великой Матери (Матери-Материи).

Океан и Нун поэтому и представляются аморфными божествами. Ведь воды, моря и океаны – это женские области, а не мужские. Поэтому Океан и Нун – это скорее «богословские» категории, нежели конкретные божества.

В гомеровской «Илиаде», которая была составлена около того же исторического времени, что и «Теогония», Европа числится дочерью Феникса (сына Агенора), основателя Финикии.

Таким образом мы получаем чёткую характеристику бабушки Минотавра. Она является олицетворением древнего хтонического женского начала и тесно связана с Финикией. Тогда, возможно, в лице Европы мы имеем дело с финикийской Астартой?

Примечательно, что древнегреческий писатель Лукиан Самосатский так и пишет:

В Финикии есть также и другое великое святилище, которым владеют сидоняне; как говорят местные жители, оно посвящено Астарте. Мне кажется, что Астарта - это та же Селена. Впрочем, один из финикийских жрецов мне рассказывал, что храм этот посвящен Европе, сестре Кадма и дочери царя. После исчезновения Европы финикияне выстроили ей храм; они рассказывают священное предание о том, как красота Европы возбудила в Зевсе любовь и как он, превратившись в быка, похитил ее и прибыл с нею на Крит. То же слышал я и от других финикиян. И на сидонских монетах постоянно встречается изображение Европы, сидящей на быке-Зевсе. Тем не менее сидоняне отрицают, что храм их посвящен Европе.

Здесь, правда, отцом Европы назван Агенор. Но это не меняет дела. Агенор – это царь финикийского Тира и отец Феникса, который по Гомеру является отцом Европы.

Итак, если Европа – это олицетворение Астарты, то где же её Баал (Ваал, финикийский бог, супруг Астарты)? А он у нас перед носом! Это Зевс в образе белого быка с золотыми рогами, который собственно Европу-Астарту и умыкнул с побережья финикийского Ханаана (древнее название Палестины) и отвез на своей спине по морю на Крит.

Дело в том, что Баал изображается именно в виде быка (часто золотого, Золотой Телец – это как раз Баал) или зооморфного существа: человека с головой быка. Даже сами слова Баал, Ваал, вол, bull, бык, судя по всему, являются родственными. С незапамятных времен у людей в древности одним из образов Бога-Творца был именно бык — крупное, сильное животное с большой половой потенцией.

Путешествие Европы из Финикии на Крит на спине быка по морю – излюбленный мотив художников. Но мало кто задумывается над тем, что этот же образ содержится на древней критской фреске «игры с быком».

Известно, что финикийские обряды служения Баалу и Астарте предполагали оргиастические ритуалы самого что ни на есть разнузданного характера. Подобным ритуалом Зевс в обличии быка-Баала и Европа-Астарта и занялись по прибытии на Крит. От этого «обряда» родились дети: Минос, Радамант и Сарпедон.

Зная особенности древних оргиастических ритуалов, можно предположить, что, если у героев этого мифа были реальные исторические прототипы, то в роли Астарты-Европы выступала девушка, реально привезенная из Финикии, а быком Зевсом-Баалом выступал жрец. С помощью ритуалов бог как бы «вселялся» в жреца, который взаимодействовал с партнершей уже в качестве божества.

Дети от такого союза могли приноситься в жертву, оставляться в качестве служителей святилища или «применялись» как-то по-другому. Возможно именно такие дети, вырастая, скитались в поисках приключений (что «нормальным» людям не свойственно) и становились прототипами героев, рожденных от богов (Геракл, Персей, Ахилл и т.д.). Ведь, в соответствии с представлениями греков, они действительно были рождены от богов (жрецов и жриц, в которых временно вселялись боги).

Также дети Европы и Зевса обнаружили свойство нетрадиционной половой ориентации, так как, согласно мифу, передрались из-за любви к Милету, такому же, как они, сыну бога, но уже Апполона. Нетрадиционная ориентация и извращения были характерны для служителей Астарты – мужчины в её святилищах играли роль женщин и занимались ритуальной проституцией. Дочь Милета, кстати, которая звалась Библида (созвучно одному из важнейших финикийских городов Библу), покончила с собой из-за несчастной любви к собственному брату-близнецу. Другими словами, эти «дети богов» были людьми явно ненормальными.

Европа-Астарта осталась жить на Крите и Зевс-Баал «пристроил» её к правителю острова Астерию в качестве жены. Не исключено, что жрецом, в которого вселялся Зевс был именно правитель, так как на Крите Зевса звали не иначе как Астерий (Зевс-Астерий). Согласно мифу, «своих» детей у Астерия не было, поэтому он передал правление островом по наследству сыновьям своей супруги Европы. Так Минос стал правителем Крита.

Пасифая и бык

Жена Миносу досталась тоже непростая – дочь бога Гелиоса (бог Солнца) и нимфы, дочери Океана. Звали жену Пасифая. По своему деду Океану, она была родственницей матери Миноса Европы. Пасифае, по всей видимости, не давали покоя лавры Европы-Астарты, и она решила буквально повторить её «подвиг», соединившись с жертвенным животным – белым быком. Для этого она обратилась к Дедалу (изобретателю крыльев для людей и отцу бедняги Икара), чтобы тот сделал ей деревянную корову, в которую она залезла, чтобы её покрыл белый бык.

То ли это описание реального частного случая или ритуальной практики, то ли эпизод с Пасифаей и быком был сочинён, чтобы обосновать бычью голову Минотавра, сына Пасифаи, так или иначе, согласно мифу, жена Миноса родила существо с головой быка-Баала и телом мальчика.

Подобный зооморфизм как внешняя сторона древних культовых ритуалов не является удивительным явлением. Ещё палеолитические изображения мужчин в пещерах-святилищах отличались явным зооморфизмом. Древние «иконописцы» либо изображали мужчин с головами животных, либо животных с головой и некоторыми другими частями тела людей. Также известны найденные археологами зооморфные палеолитические статуэтки.

По мифу, Минос устыдился такого потомства и спрятал сына своей супруги в некоем сложном архитектурном сооружении, которое заставил сделать того же Дедала. Сооружение назвали Лабиринтом по имени ритуального оружия (обоюдоострого топора), который именовался лабрисом.

Современное фэнтезийное изображение

Гефест рассекает лабрисом голову Зевсу, из которой рождается Афина

Сын Писифаи и быка почему-то питался людьми, хотя ни люди, ни быки не едят человечину. В лабиринт к Минотавру отправляли критских преступников, а также маленьких детей либо юношей и девушек, присылаемых из Афин.

Эта часть мифа может быть интерпретирована следующим образом. На Крите существовало некое культовое сооружение в честь Баала, где жрецами, которые одевали бычью голову или череп как маску, совершались человеческие жертвоприношения с помощью ритуальных лабрисов. Это сооружение называлось Лабиринтом, так как там хранились и использовались лабрисы, которые в военных целях не применялись, так как были крайне неудобны в бою и даже опасны для того, кто попытался бы орудовать этим оружием.

Подобное мифическому критскому лабиринту культовое сооружение-святилище было обнаружено археологами при исследовании руин финикийского Карфагена.

Тесей и Минотавр

Далее, согласно мифам, следует триллер, по ходу которого сын афинского правителя Тесей добровольно отправляется на Крит в числе афинской молодежи для жертвоприношения, убивает Минотавра и бежит с помощью дочери Миноса Ариадны, которая предаёт отца и брата (Минотавра). Тесей предаёт любовь Ариадны, вероломно бросив её на необитаемом острове в море. Ариадна насылает на него гнев богов, которые организуют смерть отца Тесея Эгея.

Этот триллер интерпретировать сложно. Возможно, это отголосок некоего события, которое положило конец традиции отправки афинских детей, юношей и девушек на Крит. Не исключено, что Афины действительно отправили делегацию на Крит во главе с сыном правителя, которого, возможно, и звали Тесеем, для соответствующих переговоров. Либо переговоры увенчались успехом и в знак союза критяне и Тесей вместе принесли в жертву Зевсу-Баалу быка, либо действительно имела место кровавая стычка в святилище, в результате которой были перебиты жрецы, а Тесею удалось успешно сбежать.

Гибель Европы

В любом случае мы ясно видим, что греки в своих мифах о Европе, Миносе, Пасифае и Минотавре сохранили отголоски явной связи своих ритуалов с порочными и кровавыми финикийскими культами Баала и Астарты. Не исключено, что в более поздних греческих мистериях осуществлялись подобные финикийским дикие оргиастические (может быть и кровавые) обряды, которые, возможно, стали одним из факторов нравственной деградации и в итоге гибели древнегреческой цивилизации.

Финикийская цивилизация погибла, греческая цивилизация погибла, но губительные культы и ритуалы остались жить и с одной стороны перекочевали в тайную область оккультизма и сатанизма, просуществовав до наших дней, с другой — через Возрождение и Просвещение проникли в культуру современной Западной цивилизации и раскрылись в том числе в виде феминизма, гендерного равенства, пропаганды извращений и других «прелестей». Возможно, возвращение европейцами (и американцами, бывшими европейцами) культов Баала и Астарты – это признак заката Запада, которому суждено погибнуть как цивилизациям древних финикийцев и древних греков.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса