Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Людмила петрушевская биография личная жизнь. Петрушевская людмила стефановна. Занималась в оперной студии

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем, ее произведения затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах. Это человек с удивительной судьбой, всю жизнь живший вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередным поворотом судьбы. Долгое время произведения Людмила Стефановна писала в стол, поскольку они не проходили советскую цензуру. А на пике карьеры женщина открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Детство и юность

Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году под зодиакальным знаком Близнеца в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его жена работала редактором. Во время войны Людмила попала в детский дом в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

View this post on Instagram

Писательница Людмила Петрушевская

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, участник борьбы с неграмотностью, настаивал на том, чтоб маленькую внучку не учили читать. Ярый сторонник марризма тяжело переживал разгром этой теории Иосифом Сталиным и, по неофициальным сведениям, на нервной почве заработал психическую болезнь.

Еще в начале ХХ столетия в семье Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детстве и не мечтала о карьере литератора, а грезила о сцене и хотела выступать в опере. Писательница занималась в вокальной студии, но стать оперной дивой было не суждено.

View this post on Instagram

Людмила Петрушевская в детстве

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из Москвы в Куйбышев, с собой семья прихватила только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

Девочка с любопытством разглядывала газеты, по которым и выучила буквы. Потом уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она выбрала лингвиста Яковлева.

View this post on Instagram

Людмила Петрушевская

Когда закончилась война, Людмила вернулась в Москву и поступила в Московский государственный университет имени Ломоносова изучать журналистику. По окончании вуза устроилась корреспондентом в издательство, а затем перешла на Всесоюзное радио, где вела передачу «Последние известия».

В 34 года Петрушевская заняла должность редактора на Центральном телевидении, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах вроде «Шаги пятилетки». Но вскоре на Людмилу стали писать жалобы, через год она уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Литература

Еще на журфаке МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, но о карьере литератора не думала и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» впервые опубликовали коротенький лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Людмилы датируется только второй половиной 1980-х годов.

View this post on Instagram

Книга Людмилы Петрушевской «Странствия по поводу смерти»

Зато творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Виктюк на сцене Дома культуры «Москворечье» поставил пьесу «Уроки музыки», написанную еще в 1973-м. После премьеры режиссер Анатолий Эфрос похвалил работу, но отметил, что эта пьеса никогда не пройдет советскую цензуру, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные автором. И Эфрос оказался прав: «Уроки» запретили и даже разогнали театральную труппу.

Позднее во Львове театр, созданный студентами местного политеха, поставил «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Людмилы Стефановны появились только в 1980-х годах: сначала московский драматический театр «Таганка» поставил спектакль «Любовь», затем в «Современнике» сыграли «Квартиру Коломбины».

View this post on Instagram

Книга Людмилы Петрушевской «Подарок принцессе. Рождественские истории»

Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, но они все еще не публиковались, поскольку отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа Советского Союза.

Нельзя сказать, что она придерживается одного-единственного жанра. Например, «Пуськи бятые» - это подражание неразборчивому детскому лепету, «Истории из моей собственной жизни» - автобиографический роман.

View this post on Instagram

Книга Людмилы Петрушевской «Нас украли»

«Время ночь» - жесткий и неприглядный реализм, «Нас украли» - отнюдь не детектив о подмене детей, как кажется на первый взгляд, а своеобразное наблюдение за тем, как кто-то «наверху» придумывает нелепые правила, по которым вынуждены жить «низы». Книга в 2018 году вошла в шорт-лист литературной премии «НОС». «Богиня парка» и вовсе сборник новелл о любви, смешных и мистических рассказов и даже триллеров.

В 1990-е в библиографии Людмилы появились сказки для разных возрастных групп. «Сказка о часах», «Волшебные очки», «Матушка-капуста», «Анна и Мария» - это смесь легенды, анекдота, отсылок к произведениям других авторов, фольклора и пародии. Но что бы она ни писала, источником вдохновения, как сказала Петрушевская в интервью Владимиру Познеру , всегда выступала реальная жизнь.

«Познер» - Гость Людмила Петрушевская

В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Московский хор», включивший в себя такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Год спустя состоялась премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

Интeресным фактом в биографии Петрушевской стал спор о том, не ее ли профиль использован в изображении знаменитого ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И действительно, если внимательно посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн озвучивал другую версию создания героя.

Петрушевская Людмила Стефановна - прозаик, драматург, поэт, сценарист, автор акварелей и монотипий, художница и режиссер восьми собственных анимационных фильмов («Студия ручного труда»), композитор и певица, создатель бродячего театра «Кабаре Людмилы Петрушевской».
Родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье студентов ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории). Внучка лингвиста, профессора-востоковеда Н. Ф. Яковлева. Мама, Валентина Николаевна Яковлева, впоследствии работала редактором, отец, Стефан Антонович Петрушевский, которого Л.С. почти не знала, стал доктором философии.
Л.С., чья семья подверглась репрессиям (трое расстрелянных), пережила тяжелейший голод во время войны, жила у родственников, которым не давали работы (как членам семьи врагов народа), а также –после войны- в детдоме для детей-инвалидов и туберкулезников, переживших голод, под Уфой. Кончила школу в Москве с серебряной медалью, получила диплом на факультете журналистики МГУ.

Писать начала рано, публиковала заметки в газетах («Московский комсомолец», 1957 г., «Моск. правда», 1958 г., журнал «Крокодил» 60-й г., газета «Неделя», 1961 г.), работала корреспондентом Всесоюзного радио и журнала «Кругозор». Первый рассказ написала в 1968 г. («Такая девочка», опубликованный спустя 20 лет в журнале «Огонек»), и с этого момента писала уже в основном прозу. Рассылала рассказы в разные журналы, их возвращали, откликнулась только ленинградская «Аврора». Первыми опубликованными произведениями там были рассказы «История Клариссы» и «Рассказчица», появившиеся в 1972 году в журнале «Аврора» и вызвавшие резкую критику в «Литературной газете». В 1974 году там же был напечатан рассказ «Сети и ловушки», затем «Черезх поля». Всего к 1988 году было опубликовано только семь рассказов, одна детская пьеса («Два окошка») и несколько сказок. Вступив в Союза писателей в 1977 году, Л.П зарабатывала переводами с польского, статьями в журналах. В 1988 году обратилась с письмом к Горбачеву, письмо послали для ответа в Союз писателей. И секретарь Союза писателей Ильин помог с публикацией первой книги («Бессмертная любовь», 1988 год, издательство «Московский рабочий», тираж тридцать тысяч).
Пьеса «Уроки музыки» была поставлена Романом Виктюком в 1979 году в Студенческом театре МГУ, после 6 спектаклей ее запретили, затем театр перешел в ДК «Москворечье», и «Уроки» снова запретили весной 1980 г (пьеса была напечатана в 1983 году в периодическом издании, в брошюре «В помощь художественной самодеятельности», тиражом в 60 тыс экземпляров).
Людмила Петрушевская - автор множества прозаических произведений и пьес, книг для детей. Ею также написаны сценарии для анимационных фильмов «Лямзи-Тыри-Бонди, злой волшебник» (1976), «Все непонятливые» (1976), «Краденое солнце» (1978), «Сказка сказок» (1979, совм. с Ю. Норштейном), «Кот, который умел петь» (1988),»Заячий хвостик», «От тебя одни слезы», «Поросенок Петр» и первая часть фильма «Шинель» (в соавторстве с Ю.Норштейном).
Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, её драматургические произведения ставятся в России и за рубежом.
Лауреат Международной премии «Alexandr Puschkin» (1991, Гамбург), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2002), Независимой премии «Триумф» (2002), Бунинской премии, Театральной премии имени Станиславского, Всемирной премии фэнтези (World Fantasy Award) за сборник «Жила-была женщина, которая пыталась убить ребёнка своей соседки», юмористической премии «Малый Золотой Остап» за сборник «Дикие животные сказки» и др.
Академик Баварской академии искусств.

В 1991 году с февраля по август была под следствием по факту оскорбления президента М. С. Горбачева. Поводом послужило письмо в Литву после ввода в Вильнюс советских танков, перепечатанное в Вильнюсе и переведенное в ярославской газете «Северная пчела». Дело было закрыто в связи с отставкой президента.
В последние годы выходят ее книги – проза, поэзия, драматургия, сказки, публицистика, напечатано больше 10 детских книжек, ставятся спектакли – «Он в Аргентине» в МХТ им. Чехова, пьесы «Любовь», «Чинзано» и «День рождения Смирновой» в Москве и в разных городах России, проходят выставки графики (в ГМИИ им. Пушкина, в Литературном музее, в музее Ахматовой в Петербурге, в частных галереях Москвы и Екатеринбурга). Л.Петрушевская выступает с концертными программами под названием «Кабаре Людмилы Петрушевской» в Москве, по России, за рубежом – в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште, в Пуле, Рио-де-Жанейро, где исполняет шлягеры ХХ века в своем переводе, а также песни собственного сочинения.
Начала продажу своих акварелей и монотипий – через Интернет - в пользу детского дома для подростков-инвалидов в Порхове под Псковом. Там живут больные ребята, которых Благотворительное общество «ПРОБО Росток» спасло от пребывания в старческом доме инвалидов-психохроников, куда их отправляют в 15 лет после детских домов – на всю жизнь. Ребят обучают педагоги, они привыкают к самостоятельности, выращивают овощи, занимаются рукоделием, домашним хозяйством и т.д. Сейчас тяжелое время, им надо помочь.

    - (р. 1938) русская писательница. В пьесах (Любовь, постановка 1975; Чинзано, День рождения Смирновой, обе постановки 1977; Уроки музыки, постановка 1979), повестях и рассказах (Свой круг, 1988; Песни восточных славян, 1990; Время ночь,… … Большой Энциклопедический словарь

    Петрушевская, Людмила Стефановна - ПЕТРУШЕВСКАЯ Людмила Стефановна (родилась в 1938), русская писательница. В пьесах (“Любовь”, постановка 1975; “Чинзано”, “День рождения Смирновой”, обе постановки 1977; “Уроки музыки”, постановка 1979), повестях и рассказах (“Свой круг”, 1988;… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1938), русская писательница. В пьесах («Любовь», постановка 1975; «Чинзано», «День рождения Смирновой», обе постановки 1977; «Уроки музыки», постановка 1979), повестях и рассказах («Свой круг», 1988; «Песни восточных славян», 1990; «Время… … Энциклопедический словарь

    ПЕТРУШЕВСКАЯ Людмила Стефановна - (р. 1938), русская советская писательница. Пьесы «Любовь» (пост. 1975), «Чинзано», «День рождения Смирновой» (обе — пост. 1977), «Чемодан чепухи» (1978), «Уроки музыки» (пост. 1979). Рассказы. Киносценарии. Переводы.■ Пьесы, М., 1983 (в… … Литературный энциклопедический словарь

    Прозаик, драматург; родилась в 1938 г.; окончила факультет журналистики МГУ; автор пьес "Любовь", "Чинзано", "День рождения Смирновой", "Уроки музыки", "Стакан воды", "Три девушки в… … Большая биографическая энциклопедия

    Людмила Петрушевская 1 февраля 2009 г. на 25 летии рок группы «Звуки Му» Имя при рождении: Людмила Стефановна Петрушевская Дата рождения: 26 мая 1938 Место рождения: Москва, СССР Гражданство: Росси … Википедия

    Людмила Стефановна Петрушевская - Юбилей Людмилы Петрушевской, которой в понедельник исполняется 70 лет, будет отмечен специальным "Петрушевским фестивалем", который растянется почти на месяц и представит писательницу в необычном для нее амплуа. Прозаик, драматург… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Одноклассники

Имя : Людмила Петрушевская (Lyudmila Petrushevskaya)

Знак зодиака : Близнецы

Возраст : 80 лет

Место рождения : Москва, Россия

Деятельность : писатель, драматург, сценарист, певица

Семейное положение: вдова

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать обычным писателем, ее произведения проникают глубоко в детские и взрослые души… Это человек с необычной судьбой, всю жизнь она жила вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед еще одним поворотом судьбы.

Продолжительное время свои произведения Людмила Стефановна писала «в стол», так как они не проходили советской цензуры, а на пике карьеры, когда ее пьесы уже ставились в знамениты театрах на всем постсоветском пространстве, она открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Людмила Стефановна Петрушевская появилась на свет 26 мая 1938 года в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его супруга являлась редактором. Во время войны Людмила какое-то время была в детском доме в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, активный участник борьбы с неграмотностью, длительное время придерживался такого мнения, чтоб маленькую внучку Людмилу не учили читать. Ярый сторонник марризма сильно переживал разгром этой теории Иосифом Виссарионовичем Сталиным, и, согласно неофициальным данным, в связи с этим у ученого начало развиваться психическое заболевание.

Людмила Стефановна отлично знает историю своего рода. Писательница рассказывает, что Яковлев происходил из семьи Андреевичей-Андреевских, а предки его являлись декабристами, один из которых умер в ссылке в психиатрической лечебнице.

Еще в начале двадцатого века в семье Петрушевских появилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детские годы никогда не думала о карьере литератора, девочка грезила о сцене и хотела выступать в опере. В детстве Петрушевская на самом деле занималась в оперной студии, однако стать оперной дивой ей было не суждено.

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из российской столицы в Куйбышев, с собой семья смогла взять только 4 книги, среди которых были стихотворения Маяковского и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).

Девочка, еще не умея читать под строгим запретом своего деда, с любопытством рассматривала газеты, с помощью которых и выучила буквы, а впоследствии уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Людмилы Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она предпочла остановить свой выбор на лингвисте Яковлеве.

Когда завершилась война, Людмила приехала в Москву и поступила в Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова изучать журналистику. По окончании она устроилась корреспондентом в одно из издательств Москвы, а потом устроилась на Всесоюзное радио, где вела программу «Последние известия».

В возрасте 34 лет Петрушевская стала редактором на Центральном телевидении Гостелерадио СССР, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах типа «Шаги пятилетки». Но вскоре на Петрушевскую начали писать жалобы, спустя год она уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Еще будучи студенткой журфака МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, однако о карьере литератора не задумывалась и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» первый раз был опубликован небольшой лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Людмилы Петрушевской датируется только второй половиной восьмидесятых годов.

Несмотря на это творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году Роман Григорьевич Виктюк на сцене дома культуры «Москворечье» представил пьесу «Уроки музыки», которая была написана еще в 1973-м. После премьеры режиссер Анатолий Васильевич Эфрос похвалил работу, однако сказал, что эта пьеса никогда не пройдет советской цензуры, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные Петрушевской, где она предвидела агонию Советского Союза. И Эфрос был, как обычно, прав. Пьесу запретили и даже разогнали театральную труппу.

Позднее во Львове театром, основанным студентами Львовского политеха, была поставлена пьеса «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Петрушевской появились только в восьмидесятых годах: сначала столичный драматический театр Юрия Любимова «Таганка» поставил пьесу «Любовь», немного позже в «Современнике» показали «Квартиру Коломбины».

Сама Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, однако они по-прежнему не публиковались, так как отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа СССР.

Прозаические произведения Людмилы Стефановна оказались логическим продолжением драматургии. Все творчество Петрушевской складывается в единое жизнеописание жизни с точки зрения женщины. На страницах можно проследить, как юная девушка становится зрелой женщиной, а позднее превращается в умудренную даму.

В 1987 году вышел сборник Людмилы Петрушевской «Бессмертная любовь», за который через 4 года писательница получила премию имени Пушкина в Германии.

В девяностые годы писательница стала писать сказки для различных возрастных групп. По мотивам многих из них впоследствии были сняты мультфильмы. Продолжала писать Людмила Петрушевская также и в 2000-х годах. Теперь ее произведения нормально проходили публикацию, а почитатели наслаждались творчеством любимой писательницы.

В 2007 году в Санкт-Петербурге появился сборник «Московский хор», в который вошли такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Через год прошла премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.

Интересным фактом в биографии Людмилы Петрушевской был спор о том, не ее ли профиль стал прототипом известного ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И на самом деле, если внимательно приглядеться на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна говорила об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн называет другую версию создания своего героя.

Утонченная, постоянно занятая искусством Людмила связала свою жизнь с Борисом Павловым, который руководил Галереей на Солянке.

В 2009 году у писательницы умер муж, однако у нее осталось 3-е детей: Кирилл, Федор и Наталья. Сыновья писательницы стали журналистами, а дочь остановила свой выбор на музыке.

Параллельно с литературной работой Людмила Стефановна основала «Студию ручного труда», где сама же работает мультипликатором. Из-под «пера» писательницы вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали-приехали» и остальные произведения.

Помимо этого, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги отправляет детским домам. Выставка-аукцион графических работ писательницы состоялась в мае прошлого года. Наиболее щедрым покупателям достались работы Петрушевской с автографом.

Библиография

1989 – «Три девушки в голубом»
1995 – «Тайна дома»
2001 – « Время Ночь Мост Ватерлоо»
2001 – «Чемодан чепухи»
2002 – «…Как цветок на заре»
2002 – «Где я была»
2002 – «Случай в Сокольниках»
2002 – «Приключения поросёнка Петра Черное пальто»
2003 – «Невинные глаза»
2003 – «Незрелые ягоды крыжовника»
2005 – «Город Света: волшебные истории»
2006 – «Маленькая девочка из “Метрополя”»
2006 – «Пуськи бятые»
2006 – «Квартира Коломбины»
2008 – «Черная бабочка»
2012 – «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем»

26 мая писатель, драматург, художник, музыкант, артистка и просто один из самых ярких и талантливых людей современности отмечает 80-летие. К ее юбилею в здании ММОМА на Гоголевском бульваре куратор и художник сделали выставку «Петрушествие». О деде-лингвисте, письмах Лигачеву и Горбачеву и персональном аде Людмилы Петрушевской куратор экспозиции Анна Наринская рассказала обозревателю Наталье Кочетковой.

: Ситуация с этой выставкой выглядит примерно так. Есть писатель, которому исполняется 80 лет, который всю жизнь пишет истории. И тут к нему приходят люди и говорят: «Знаете, у нас есть свой взгляд на вас. Мы тут вас сейчас будем немного препарировать. Возможно, вы сами про себя не знаете, про что вы. А мы знаем и сейчас объясним это публике». С нашей стороны это была страшная наглость, поэтому мы были готовы к тому, что Людмила Стефановна скажет: «Простите, но я этого всего не хочу».

И то, что она так не сказала, говорит о ее невероятной широте.

Сначала я хотела назвать выставку «Петрушевскость», потому что она в первую и основную очередь про атмосферу ее текстов. И на этой выставке посетителю должно быть тревожно, странно, потому что в текстах Петрушевской конца 1970-х - начала 1980-х, таких как «Три девушки в голубом» или «Чинзано», людям тревожно, неудобно, плохо.

Эта выставка во многом посвящена тому абсурду, который царит в ее произведениях. И как здорово написала Лена Рыбакова, автор настенных текстов выставки, которые получились прямо полноценными литературоведческими исследованиями, герои Петрушевской, их квартиры и коммунальные кухни стоят ровно на том перекрестке, где сидят те парни, что ждут Годо. И мы хотели, чтобы выставка это отражала.

Людмила Стефановна сама много раз говорила, что она - писатель города: ее интересуют переживания городских людей, она видит в горожанах отдельную касту. Когда ее не печатали, а Твардовский выкинул ее тексты из «Нового мира», она говорила ему: «Вы же печатаете деревенщиков, главный плюс которых в том, что они дали голос жителям деревни. А жителям города голоса никто не дал. Они немы. И все их страдания, их разговоры уходят в небытие». Это была ее осознанная позиция.

Поэтому все пространство выставки - это большая квартира-трансформер. Каждая ее комната может быть чем-то другим, но все вместе они все равно составляют квартиру.

Эта комната - краеведческий музей. Надо сказать, что если бы мы решили сделать о Людмиле Стефановне полноценную архивную выставку, у нас бы ничего не получилось. Она - настоящий интеллигент-семидесятник: дико много переезжала, жила в маленькой квартире с тремя детьми, крохотный архив, все куда-то запихано, заброшено. Она без пиетета относилась к своим бумажкам.

И эта комната - краеведческий музей имени «широко жил партизан Боснюк». Здесь, как в провинциальном краеведческом музее, фоточки, подписи. Вот, например, это - ее дед, великий лингвист Яковлев, тот самый, который дал письменность союзным республикам, у которых ее не было.

Для меня главная здесь - эта витрина, посвященная 1991 году, когда она написала письмо Горбачеву. Она не смогла вынести ввода танков в Литву. Это ее дневник, открытый на этом месте.

Мне кажется, трудно представить слова, более адекватные сегодняшнему дню: «Можно ли думать, что сапожник борется за счастье человечества, тачая хорошие сапоги? Не бросает тачать сапоги, не идет на площадь с лозунгами, а сидит и шьет?» Она в 1991 году это пишет, и этот вопрос продолжает быть актуальным.

Это комната, которую мы называем «Уголок драматурга». Это все вещи Людмилы Стефановны, из ее квартиры. Пианино, стол, стул, полка, кресло - и так далее. Когда она жила в дикой бедности, то на уголке этого пианино она писала свои произведения. Поэтому это пианино и этот стул ее дети называли «Уголок драматурга».

Все картины, которые здесь есть, - это картины из ее коллекции. Ей их дарили художники. В частности вот Рогинский.

Это Затуловская. Это портрет Норштейна, а это, собственно, Петрушевская и есть. Прекрасный совершенно Пивоваров. Это , жена Норштейна.

А вся эта стена - ее собственные рисунки, здесь она рисует свою семью и оформляет в прекрасные рамы, большинство из которых она, по ее собственным словам, нашла на помойке.

Этот автопортрет имеет такую историю. Когда МХАТ должен был ехать с пьесой Петрушевской на гастроли во Францию, то театр уехал, а ее с собой не взяли. И она нарисовала себя в таком вот обиженном виде.

Эта комната - цитата из ее жизни. Скажем, вот это блюдо с штучками у нее так и стоит на столе.

Это работа . Она не была сделана специально для нас, но мы сочли ее подходящей.

Эта комната называется «Собрание сочинений». Как Бродский говорил, величие замысла все извиняет. И здесь как раз о величии замысла. Людмила Стефановна всю жизнь составляет свое собрание сочинений, потому что полноценного все еще не вышло. И она составляет списки рассказов, меняет их местами. Это писатель, который знает себе цену и видит свое творчество in total.

А вот на этих ленточках поместился полноценный рассказ.

Это первый драфт «Московского хора», который тогда еще назывался «Седьмой вальс». Датируется концом 1970-х. Писала она его семь лет. Это много говорит о том, как вообще она пишет. При довольно большой плодовитости она очень к себе строга.

В этой комнате идет худсовет. Комната называется «Квартира Коломбины», а это - реально взятая из дебрей архивов стенограмма худсовета, который заседал по поводу спектакля «Квартира Коломбины» и вообще спектаклей Петрушевской. Их не ставили. Единственный спектакль, который шел три дня, был «Три девушки в голубом» в Ленкоме. Были такие аншлаги, что им заинтересовался Лигачев: лично пошел посмотреть, что это. После его визита спектакль сразу сняли.

Людмила Стефановна пишет письма правительству и в этом смысле наследует Булгакову, Солженицыну. Это письмо Лигачеву. Отчаяннейшее письмо, в котором она говорит, что она мать троих детей, рассказывает, как ей трудно живется и просит вернуть спектакль.

Брусникин сделал для нас целый аудиоспектакль - он читает здесь эту стенограмму. Это очень интересное чтение. Скажем, Шатров говорит, что Петрушевская «занижает моральный облик советского человека».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса