Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто написал балет руслан и людмила. Балет «Руслан и Людмила» (рецензия Е. Киселёва). Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

План работы:

Введение




Заключение
Библиографический список

Введение

Любое успешное литературное произведение рано или поздно экранизируют, а то и не раз. Мне всегда было любопытно сравнивать то, как разные люди воспринимают одно и то же произведение, как разные режиссёры могут воплотить в своей работе одну и ту же историю. Именно в этом лично для меня заключается актуальность выбранной темы для курсовой работы.
В рамках курсовой работы я задалась целью выяснить, в какой именно форме - балета или оперы удалось лучшим образом отразить суть известной поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила».

1. «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина: история создания и краткое содержание
Прежде, чем начать непосредственно сравнение, я посчитала необходимым немного рассказать о некоторых теоретических аспектах моего исследования, и начать, я думаю, необходимо с характеристики первоисточника «Руслана и Людмилы», а именно с поэмы.
«Руслан и Людмила» была написана А.С. Пушкиным в 1818-1820 годах, хотя идея её создания возникла у поэта во время его учёбы в Лицее. Печаталось данное произведение в Петербургском журнале «Сын отечества».
В «Руслане и Людмиле», как и во многих других произведениях Пушкина «сказочного» типа видна связь с Русским фольклором, а именно с былинами о русских богатырях. Также в этой поэме присутствует связь с историческими событиями: действия явно происходит во времена Древней Руси, а замуж Людмилу выдаёт, вероятно, князь Владимир Ясное Солнышко:

С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана

Возможно, нет нужды рассказывать о сюжете поэмы, так как все знают её с детства, но я всё же совсем кратко его перескажу.
После пира в честь свадьбы дочери Владимира Людмилы и Руслана, Людмилу под покровом ночи похищает колдун Черномор и увозит в свой замок с целью соблазнения, но все его попытки, конечно, терпят неудачи, ведь Людмила любит Руслана и только его.
Опечаленный Владимир созывает бравых витязей, в числе которых, конечно же, был Руслан, и посылает их со спасительной миссией, пообещав в награду Людмилу и полцарства в подарок (о том, почему уже замужнюю женщину должны отдать её спасителю я, пожалуй, умолчу). Прибыв к распутью, четыре витязя - Ратмир, Фарлаф, Рогдай и Руслан решают пойти каждый своей дорогой.
Руслан на своём пути встречает старого мага, который рассказал ему о своей несчастной любви к колдунье Наине.
В это время Рогдай решил убить Руслана и заполучить себе красавицу-Людмилу, после чего отправился на поиски нашего героя. Однажды Рогдай встречает колдунью Наину, которая указывает Рогдаю, куда отправился Руслан, а Фарлафа отправляет домой, пообещав, что Людмила станет его женой.
Так или иначе, Рогдай настигает Руслана, между ними завязывается схватка, из которой Руслан выходит победителем, а Рогдай погибает. Далее Руслан натыкается на поле боя и находит там отрубленную голову брата Черномора, которая рассказывает, что злого колдуна можно победить специальным мечом, который голова вынуждена охранять, отрубив его бороду (ведь именно там заключена сила Черномора).
Заполучив меч, Руслан отправляется дальше на поиски Черномора. Когда Руслан находит Черномора, колдун посылает Людмилу в глубокий сон. Между Русланом и Черномором завязывается бой, в ходе которого Руслан отрубает Черномору бороду и берёт в плен.
Казалось бы, вот уже и хеппи-энд? А вот и нет. Выученный Наиной Фарлаф находит и убивает спящего Руслана, похищая Людмилу. Но на помощь герою приходит уже знакомый маг-старик, который оживляет Руслана с помощью живой и мёртвой воды и даёт ему кольцо, которое должно разбудить Людмилу от чар Черномора.
Придя в себя, Руслан отправляется в Киев за любимой, но на Киев напали печенеги (ещё одна отсылка на исторический период). Руслан, естественно, сметает полчища врагов и спешит в княжеский терем, где спит его возлюбленная сном волшебным. Найдя Людмилу, Руслан надевает на палец девушке кольцо и она просыпается.

2. Опера «Руслан и Людмила»: краткая характеристика; отличия от поэмы

Прежде всего, я считаю необходимым дать определение понятию «опера». Под оперой понимают комплексное произведение, основной упор в котором делается на такие элементы, как музыка и пение (арии, речитатив). В некоторых видах оперы также испольуется элемент танца (опера-балет) и разговорная речь (оперетта). Но вернёмся к анализируемой опере.
Опера «Руслан и Людмила» была написана Михаилом Ивановичем Глинкой в период с 1837 по 1842 год. Состоит опера из пяти действий. Впервые зрители увидели эту оперу в Санкт-Петербургском Большом театре 9 декабря 1942 года. Её выход в свет была приурочена к 6-летней годовщине премьеры первой оперы Глинки «Иван Сусанин».
А теперь поговорим о том, чем опера «Руслан и Людмила» сюжетно отличается от первоисточника. Начнём с отличий в действующих лицах. Я решила представить эти отличия в виде следующей таблицы:

А теперь затронем различия в сюжете.
Во-первых, в опере Черномор похищает Людмилу во время пира в честь своей дочери, Людмилы, на которой её сватали витязям Руслану, Ратмиру и Фарлафу.
В поэме же её похищают во время первой брачной ночи Руслана и Людмилы:

И вот невесту молодую
Ведут на брачную постель…
…Падут ревнивые одежды
На цареградские ковры...
…Вы слышите ль влюблённый шёпот,
И поцелуев сладкий звук,
И прерывающийся ропот
Последней робости?..
…Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане...
Всё смолкло. В грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной...
И снова терем пуст и тих;
Встаёт испуганный жених,
С лица катится пот остылый;
Трепеща, хладною рукой
Он вопрошает мрак немой...
О горе: нет подруги милой!

Во-вторых, в опере Наина заманивает к себе Ратмира через своих слуг-чаровниц. Тут и встречается Горислава, которая пытается помешать Наине и по ходу дела между Ратмиром и Гориславой завязываются отношения. После появляется Финн и спасает Ратмира и Гориславу.
В поэме же нам не рассказывают, как спасся Ратмир из плена Наины, однако нам говорится, что он также нашёл свою любовь, однако имя девушки не указывается

Моя подруга мне мила;
Моей счастливой перемены
Она виновницей была;
Она мне жизнь, она мне радость!
Она мне возвратила вновь
Мою утраченную младость,
И мир, и чистую любовь.

В-третьих, в опере Руслана и Людмилу на пути в Киев сопровождали Ратмир, Горислав и бывшие рабы Черномора.
В поэме же Руслан и Людмила, за исключением Черномора, были одни:

В молчанье, с карлой за седлом,
Поехал он своим путём;
В его руках лежит Людмила,
Свежа, как вешняя заря,
И на плечо богатыря
Лицо спокойное склонила.

В-четвёртых, в опере Фарлаф не убивал Руслана, а лишь похитил Людмилу, пока путники спали. Проснувшись и увидев, что Людмилы нет, Руслан поспешил в Киев. Подоспевший Финн отправляет Ратмира вслед за Русланом, дав ему кольцо, которое поможет разбудить Людмилу.
В поэме же Фарлав убивает Руслана, похищает Людмилу, но нашего героя спасает Финн:

Фарлаф с боязнию глядит…
…Изменник, ведьмой ободренный,
Герою в грудь рукой презренной
Вонзает трижды хладну сталь...
И мчится боязливо вдаль
С своей добычей драгоценной.

… И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мёртвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвёл; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встаёт Руслан, на ясный день

Проанализировав разницу в сюжете оперы и поэме, я прихожу к выводу, что некоторые сюжетные повороты, такие как похищение незамужней Людмилы или введение в сюжет Гориславы, как олицетворение возлюбленной Ратмира, были вполне удачны и создавали большую убедительность и целостность картины. На мой взгляд отсутствие в опере Рогдая совсем не помешала уловить суть произведения: в поэме Рогдай не играет весомой роли и достаточно быстро погибает.

3. Балет «Руслан и Людмила»: краткая характеристика; отличия от поэмы
Под балетом понимают вид спектакля, зародившегося, как и опера, в Италии в эпоху Возрождения. В балете все эмоции и чувства персонажей передаёт не пение актёров и музыка, как в опере, а музыка и танец.
Балет «Руслан и Людмила» - самое «молодое» произведение из трёх анализируемых мною. Его премьера состоялась 31 марта 1992 года на сцене Кремлёвского Дворца. Либретто было написано А. Б. Петровым. В его основу вошло сразу два произведения: первоисточник (поэма А.С. Пушкина) и опера М.И. Глинки. Балет «Руслан и Людмила» состоит из двух действий и пяти картин.
Сравнивая сюжет балета с поэмой и оперой, можно сказать, что балет очень сильно схож с оперой. Однако и здесь имеет место интересным нововведениям, делающим повествование более расширенным, а картину более полной. Это выражается в более развитой линии Ратмира и Гориславы - становится понятным, что следовала за витязем девушка от самого Киева, безуспешно стараясь оградить своего возлюбленного от опасностей, что его подстерегают. Также интересным является то, что из плена Наины Ратмира спасают объединённые силы Финна и Руслана. Также особенностью балета и оперы является отсутствие нападения печенегов на Киев.
С поэмой балет роднит то, что Руслана-таки убивает негодяй Фарлаф.

4. Опера и балет «Руслан и Людмила»: впечатления
Надо сказать, что мне понравились обе постановки: и опера и балет «Руслан и Людмила», в каждой постановке были свои сильные стороны и полюбившиеся моменты. Дабы провести параллели в воплощениях текста на сцене, я решила представить и прокомментировать следующие моменты: похищение Людмилы; обнаружение Русланом меча; бой с Черномором; пробуждение Людмилы.
Итак, приступим. Для сравнения я взяла оперу Мариинского театра и балет Кремлёвского дворца

1.Похищение Людмилы

В опере очень радуют костюмы и декорации, отражающие быт Киевской Руси, в которой и происходит по сюжету действие. Очень интересен резкий переход от торжественно-радостной музыки к тревожно-мрачной, что отражается и на сцене с появлением этакого «тумана», самого Черномора и приглушением света. Дополнительную тревожность момента создаёт смолкание всех инструментов секунд эдак на 15.
В балете отсутствует столь трепетное воссоздание исторических костюмов - оно и не удивительно - в них танцорам было бы не удобно делать столь стремительные па. Да и декорации выполнены в более сюрреалистическом стиле, потому балет более похож на сказку, в то время как в опере более чувствуется «дух эпохи». Также в балете нет такого эффекта неожиданности, как в опере, нет динамики. Все действия будто бы в замедленной съёмке - что не удивительно, ведь в балете нет слов, все слова и чувства человек должен «протонцевать». Да и в музыке в балете нет такой внезапной тревожной нотки, которая присутствует в опере. Поэтому лично для меня здесь выигрывает опера, хотя дизайн ладьи Черномора и момент её уплывания мне очень понравился. Но мы сравниваем то, насколько хорошо был передан дух оригинального произведения. Обстоятельства похищения Людмилы, как я уже сказала во втором пункте, в опере и балете были переиначены, что в целом не ухудшило восприятие произведения. Данная сцена и в опере и в балете были показаны на должном уровне, так что ничья.


2. Руслан забирает меч

»; первое сценическое воплощение этого произведения и первая постановка Пушкина на сцене вообще.

Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника
Композитор Фридрих Шольц
Автор либретто Адам Глушковский
Источник сюжета поэма Александра Пушкина «Руслан и Людмила »
Хореограф Адам Глушковский
Дирижёр-постановщик Фридрих Шольц
Сценография А. Раслов (декорации)
Левизи (костюмы)
Последующие редакции Шарль Дидло и Огюст Пуаро ,
Количество действий 5
Первая постановка
Место первой постановки Театр на Моховой , Москва

Премьера состоялась на сцене Пашковского театра в Москве 16 декабря года (оркестр под управлением Ф. Е. Шольца, декорации А. Раслова, костюмы Левизи, Руслан - А. П. Глушковский, Людмила - Т. И. Глушковская); 2 декабря года перенесён в Санкт-Петербург, на сцену Большого театра (постановщики Шарль Дидло и Огюст , в бенефис последнего, Руслан - Николай Гольц , Людмила - Авдотья Истомина) .

Главные действующие лица

  • Людмила
  • Руслан, её жених
  • Князь, отец Людмилы
  • Черномор, волшебник
  • Голова
  • Злотвора, волшебница
  • Добрада, волшебница

Либретто

Действие первое

«Театр представляет великолепную залу. Князь Киевский ведёт из храма Руслана и Людмилу; послы (казарский, венгерский, черкесский), князья, бояре, воины и народ сопровождают их». Марш. Затем начинаются танцы, «в которых участвует вся свита». На облаке спускается волшебник Черномор. Он уносит потерявшую сознание Людмилу и погружает всех гостей в оцепенение.

«Князь и Руслан подходят к тому месту, где была Людмила, но, не нашед ее, приходят в отчаяние». Марш. Руслан отправляется на поиски супруги. «Лес, с одной стороны - пещера, вдали на горах виден замок Черномора, около его видно множество мёртвых рыцарей, побитых неприятелем, всюду разбросаны копья, мечи, колчаны, щиты, шишаки, конские снаряды, знамена». Голова сторожит вход в замок. После встречи с Добрадой Руслан сражается с Головой. Туловище и голова распадаются на части, состоящие из лежащих неподвижно артистов. Руслан вступает в бой с воинами - победа над ними открывает ему доступ к Черномору.

Действие второе

Ночь. «Театр представляет сад». Злотвора с Людмилой спускаются на облаке, «вокруг их порхают купидоны». Являются духи, несущие изображение семи планет, разноцветные фонари, факелы, шали, гирлянды, вазы. Пробудившаяся Людмила с изумлением осматривается вокруг. Начинаются танцы, прерываемые выходом Злотворы и Черномора. Людмила осыпает карлу упреками, тот предлагает ей корону, но она «всё отвергает с презрением». Звуки тамтама и трубный глас возвещают приближение противника: это Руслан. Радость Людмилы, бешенство Черномора; волшебник поручает Злотворе спрятать Людмилу, а сам бросается в бой.

Действие третье

«Театр представляет внутренность замка Черномора, посредине стоит трон, украшенный змеями и чудовищами; в разных местах видны жертвенники, подобные украшениям трона, из пастей чудовищ пылают огни; на правой стороне стоит оракул колоссального вида с одним глазом во лбу, держащий свиток, на котором являются предсказания», «видны гробницы и несколько человеческих скелетов». Черномор творит заклинания. В магическом зеркале возникает образ Людмилы; она отвергает страсть Черномора.

На призыв карлы является Злотвора, по её знаку приносят доспехи и оружие Руслана, которые должны убедить Людмилу в том, что её супруг погиб. Вводят Людмилу. Увидев доспехи Руслана и надпись «Вооружение умерщвлённого Руслана», она теряет сознание. «Придя в себя, Людмила отталкивает волшебника, бежит к ложному вооружению Руслана, развёртывает знамя, целует его и проливает горестные слезы». Удар грома (тамтам); на свитке оракула появляется надпись: «Руслан приближается. Страшись, Черномор». К Людмиле возвращается мужество.

Злотвора пытается победить Руслана властью обольщения. Она превращает подвластных ей волшебниц в молодых прекрасных дев: одной дает очаровательную лиру, другой - кубок с ядом, третьей - гирлянду».

Действие четвертое

Черномор и Злотвора превращают розовый куст в пещеру, где прячут Людмилу. Звук трубы возвещает приближение Руслана. В саду Черномора его встречают нимфы. Одна из них играет на лире, завлекая Руслана в сад. Она советует Руслану оставить своё оружие и предаться наслаждению. Увидев другую под покрывалом, он подбегает к ней; вторая нимфа подаёт ему очарованный венок и гирлянду, предлагая надеть это украшение вместо шлема и покончить с поисками Людмилы. Всякий раз, как только Руслан уже готов поддаться искушению, раздаётся удар грома и появляется надпись на камне: «Неверный». «Третья нимфа, видя неудачу своих подруг, с большим старанием начинает танцевать и в это время подносит ему кубок, наполненный ядом. Ослепленный красотою, рыцарь хочет исполнить предложение обольстительницы».

Вдруг из кубка нимфы вырывается пламя. Руслан приходит в себя и бросается с оружием на коварных волшебниц. Сад превращается в пустыню, нимфы становятся фуриями, которые набрасываются на витязя. Руслан побеждает в схватке, и тогда начинается его поединок с Черномором. Герой в опасности, и на помощь ему приходит его покровительница - волшебница Добрада. Она низвергает злые силы в преисподнюю. Руслан освобождает Людмилу, супруги улетают на крылатой колеснице Добрады.

Действие пятое

«Театр представляет поляну среди густого леса, посредине виден храм Перуна ; жрецы окружают жертвенник; князь Киевский, бояре, народ». Жрец совершает обряд - зажигается священный огонь, слышен удар грома, и на храме появляется надпись: «Руслан и Людмила под моим покровительством».

«Руслан появляется, предшествуемый воинами, позади его идут рыцари; он ведёт за руку Людмилу, которая, увидя своего родителя, бросается в его объятия; князь благодарит Руслана за спасение своей дочери и вторично вручает её руку избавителю; Руслан, принеся благодарность богам, садится с князем и Людмилою на возвышенное место». Большой танцевальный дивертисмент .

История постановки

Сохранив отдельные сюжетные ходы и образы поэмы, Глушковский ввёл эпизоды и сцены, характерные для музыкального театра того времени. Он поставил большой пятиактный спектакль, каждое из действий которого изобиловало сказочными превращениями. Эти превращения и фантастические эпизоды пронизывают всю ткань спектакля. В программе балета, составленной Глушковским, было намечено много волшебных эпизодов, требовавших сложной сценической техники и художественной изощренности: так, «Злотвора, превратясь в карлу Черномора, уносила Людмилу на облаке, окруженном фуриями. Голова, отражая нападение Руслана, превращалась в воинов и двенадцатиглавого змея. Затем на витязя набрасывались адские чудища, вылетавшие из водопада, а красавицы, после тщетной попытки соблазнить его, оборачивались разъярёнными фуриями»

“Руслан и Людмила”, финал спектакля. Фото Александра Самородова

Под занавес 2016 года Воронежский театр оперы и балета представил премьеру балета в версии В. Агафонникова «Руслан и Людмила» (постановка худрука «Кремлёвского балета» Андрея Петрова). Красочный, русский по духу спектакль по мотивам поэмы А. Пушкина и оперы оказался под стать артистам труппы и приглянулся зрителям, живо реагировавшим на его двухактное действие.

Впервые «Руслана и Людмилу» А. Петров поставил ещё в 1992 году. Тогда возглавляемому им театру шёл всего третий год. Перед хореографом стояла важная задача – не просто сочинить хороший спектакль, а сделать серьезную заявку на большой полнометражный, оригинальный балет. На деле же вышло так, что новый спектакль стал и визитной карточкой театра, и одним из самых востребованных произведений в репертуаре «Кремлёвского балета». Именно эти аргументы и послужили поводом для приглашения А. Петрова в Воронеж на постановку.

Подготавливая новую версию балета специально для воронежского театра, постановщик учёл специфику балетной труппы и индивидуальные особенности (количество артистов и направленность репертуара). В отличии от большого пространства кремлёвской концертной площадки, воронежская театральная сцена оживила и конкретизировала действие, дала возможность А. Петрову найти иные драматургические ходы. В результате чего отдельные эпизоды спектакля подверглись небольшим сокращениям, а насыщенная актёрская составляющая действия сыграла на пользу многим талантливым артистам балетного коллектива.

Как и почему оперная музыка могла стать основой балета «Руслана и Людмилы»? Ответ на этот вопрос несложный: А. Петров увлекся богатой образами оперой выдающегося русского композитора . Её лирическая напевность и популярный сюжет спровоцировали хореографа на творческий эксперимент: взять пусть не балетную, но известную классическую музыку на слуху и вдохнуть в неё танцевальное содержание. В этом деле хореографу и помог композитор Владислав Агафонников, сделавший оркестровую версию произведения для балета и создавший в нём некоторые тематические связки.

“Руслан и Людмила”. Горислава – Екатерина Любых, Ратмир – Михаил Ветров. Фото Александра Самородова

В «Руслане и Людмиле» ощущается явное воздействие многофигурных композиций из гранд-балетов («Сады Наины»), гармоничное сочетание танца и пантомимы можно отнести на счёт практического опыта, взятого Петровым буквально из рук мэтра драмбалета Ростислава Захарова, а пластически содержательные, глубокие по смыслу монологи (монолог Руслана, плач Светозара) убедили в прямом влиянии на хореографа творчества . Однако, несмотря на различные влияния, спектакль смотрится как целостное танцевальное полотно, в котором чувствуется преемственность различных традиций. И в этом главная удача А. Петрова, сумевшего сохранить и приумножить эти традиции.

Значительную роль в восприятии зрителями пушкинского балета сыграло художественное оформление Марины Соколовой (1939˗1992), чьи декорации и костюмы были бережно восстановлены под руководством главного художника Воронежского театра оперы и балета Валерия Кочиашвили. Создавая визуальные образы спектакля, Соколова решила обратиться к истокам русского народного творчества. Её сценические картины напрямую связаны с фольклорными, сказочными персонажами (русалками, жар-птицами, совами, котом Баюном). Очевидно, что художник черпала своё вдохновение из разных форм народного творчества: из хохломской и городецкой росписи, из рисунков вологодского кружева и павловопосадских платков, из пластических форм дымковской игрушки.

“Руслан и Людмила”. Людмила – Светлана Носкова, Руслан – Иван Негробов. Фото Александра Самородова

Одно из важных достоинств спектакля – это наличие в нём разных по характеру и масштабу ролей, где смогли проявить себя артисты небольшой, но даровитой труппы. Так, главная партия Людмилы была отдана опытной, лирического склада танцовщице Светлане Носковой. Вдохновенно и темпераментно исполнил партию Руслана Иван Негробов, в чьём арсенале – и свободная техника, и артистизм, и премьерская подача. Яркие актёрские краски для создания образа трусливого и норовистого варяжского витязя Фарлафа подобрал Дмитрий Трухачёв. Стройный, пластически одарённый Михаил Ветров смело показался в партии хазарского хана Ратмира. Хазарская княжна Горислава Екатерины Любых увлекла мягкой, завораживающей пластикой восточной девушки, верной своему возлюбленному Ратмиру. Коварную колдунью Наину исполнила артистичная, обладающая лёгким прыжком Яна Черкашина. Драматичная танцевальная партия Светозара досталась Денису Каганеру, создавшему колоритный образ русского князя – отца Людмилы. Волшебник-карлик Черномор в интерпретации Вадима Мануковского выглядел не страшным злодеем, а наивно злобствующим, напыщенным царьком, могущество которого кончалось после того, как Руслан лишал его длиннющей бороды. Старательно и чисто по рисунку справились со всеми своими партиями артисты кордебалета (артисты в гриднице, воины Головы, девы Наины, свита Черномора).

“Руслан и Людмила”. Сады Черномора. Фото Александра Самородова

Большую и трудоёмкую репетиторскую работу с артистами провели педагоги воронежского театра Людмила Масленникова и Пётр Попов. Серьёзную поддержку им оказала педагог-репетитор из «Кремлёвского балета» Жанна Богородицкая – одна из первых и самых ярких исполнительниц партии Людмилы. Энергия же главного балетмейстера театра Александра Литягина позволила мобилизовать балетную труппу, в результате чего артисты смогли проявить свои лучшие исполнительские качества.

Оркестр под управлением дирижёра, художественного руководителя театра Андрея Огиевского продемонстрировал внимательное отношение к драматургии музыкального произведения, а также к танцевальным темпам.

Появление балета «Руслан и Людмила» в репертуаре Воронежского театра оперы и балета – знаковое событие, связанное с восстановлением лучших традиций классического балета. Этот спектакль имеет значительную перспективу роста популярности у зрителей по многим параметрам (сюжет, музыка, хореография, художественное оформление), но, прежде всего, из-за верности вечным ценностям – дружбе и любви. Развитие репертуарной политики в подобном ключе, несомненно, принесёт театру и успех и стабильное существование.

Все права защищены. Копирование запрещено

«Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» - «большой волшебно-героический балет в пяти действиях», поставленный хореографом А. П. Глушковским на музыку композитора Ф. Е. Шольца по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила »; первое сценическое воплощение этого произведения и первая постановка Пушкина на сцене вообще.

Премьера состоялась на сцене Пашковского театра в Москве 16 декабря года (оркестр под управлением Ф. Е. Шольца, декорации А. Раслова, костюмы Левизи, Руслан - А. П. Глушковский, Людмила - Т. И. Глушковская); 2 декабря года перенесён в Санкт-Петербург, на сцену Большого театра (постановщики Шарль Дидло и Огюст , в бенефис последнего, Руслан - Николай Гольц , Людмила - Авдотья Истомина) .

Главные действующие лица

  • Людмила
  • Руслан, её жених
  • Князь, отец Людмилы
  • Черномор, волшебник
  • Голова
  • Злотвора, волшебница
  • Добрада, волшебница

Либретто

Действие первое

«Театр представляет великолепную залу. Князь Киевский ведёт из храма Руслана и Людмилу; послы (казарский, венгерский, черкесский), князья, бояре, воины и народ сопровождают их». Марш. Затем начинаются танцы, «в которых участвует вся свита». На облаке спускается волшебник Черномор. Он уносит потерявшую сознание Людмилу и погружает всех гостей в оцепенение.

«Князь и Руслан подходят к тому месту, где была Людмила, но, не нашед ее, приходят в отчаяние». Марш. Руслан отправляется на поиски супруги. «Лес, с одной стороны - пещера, вдали на горах виден замок Черномора, около его видно множество мёртвых рыцарей, побитых неприятелем, всюду разбросаны копья, мечи, колчаны, щиты, шишаки, конские снаряды, знамена». Голова сторожит вход в замок. После встречи с Добрадой Руслан сражается с Головой. Туловище и голова распадаются на части, состоящие из лежащих неподвижно артистов. Руслан вступает в бой с воинами - победа над ними открывает ему доступ к Черномору.

Действие второе

Ночь. «Театр представляет сад». Злотвора с Людмилой спускаются на облаке, «вокруг их порхают купидоны». Являются духи, несущие изображение семи планет, разноцветные фонари, факелы, шали, гирлянды, вазы. Пробудившаяся Людмила с изумлением осматривается вокруг. Начинаются танцы, прерываемые выходом Злотворы и Черномора. Людмила осыпает карлу упреками, тот предлагает ей корону, но она «всё отвергает с презрением». Звуки тамтама и трубный глас возвещают приближение противника: это Руслан. Радость Людмилы, бешенство Черномора; волшебник поручает Злотворе спрятать Людмилу, а сам бросается в бой.

Действие третье

«Театр представляет внутренность замка Черномора, посредине стоит трон, украшенный змеями и чудовищами; в разных местах видны жертвенники, подобные украшениям трона, из пастей чудовищ пылают огни; на правой стороне стоит оракул колоссального вида с одним глазом во лбу, держащий свиток, на котором являются предсказания», «видны гробницы и несколько человеческих скелетов». Черномор творит заклинания. В магическом зеркале возникает образ Людмилы; она отвергает страсть Черномора.

На призыв карлы является Злотвора, по её знаку приносят доспехи и оружие Руслана, которые должны убедить Людмилу в том, что её супруг погиб. Вводят Людмилу. Увидев доспехи Руслана и надпись «Вооружение умерщвлённого Руслана», она теряет сознание. «Придя в себя, Людмила отталкивает волшебника, бежит к ложному вооружению Руслана, развёртывает знамя, целует его и проливает горестные слезы». Удар грома (тамтам); на свитке оракула появляется надпись: «Руслан приближается. Страшись, Черномор». К Людмиле возвращается мужество.

Злотвора пытается победить Руслана властью обольщения. Она превращает подвластных ей волшебниц в молодых прекрасных дев: одной дает очаровательную лиру, другой - кубок с ядом, третьей - гирлянду».

Действие четвертое

Черномор и Злотвора превращают розовый куст в пещеру, где прячут Людмилу. Звук трубы возвещает приближение Руслана. В саду Черномора его встречают нимфы. Одна из них играет на лире, завлекая Руслана в сад. Она советует Руслану оставить своё оружие и предаться наслаждению. Увидев другую под покрывалом, он подбегает к ней; вторая нимфа подаёт ему очарованный венок и гирлянду, предлагая надеть это украшение вместо шлема и покончить с поисками Людмилы. Всякий раз, как только Руслан уже готов поддаться искушению, раздаётся удар грома и появляется надпись на камне: «Неверный». «Третья нимфа, видя неудачу своих подруг, с большим старанием начинает танцевать и в это время подносит ему кубок, наполненный ядом. Ослепленный красотою, рыцарь хочет исполнить предложение обольстительницы».

Вдруг из кубка нимфы вырывается пламя. Руслан приходит в себя и бросается с оружием на коварных волшебниц. Сад превращается в пустыню, нимфы становятся фуриями, которые набрасываются на витязя. Руслан побеждает в схватке, и тогда начинается его поединок с Черномором. Герой в опасности, и на помощь ему приходит его покровительница - волшебница Добрада. Она низвергает злые силы в преисподнюю. Руслан освобождает Людмилу, супруги улетают на крылатой колеснице Добрады.

Действие пятое

«Театр представляет поляну среди густого леса, посредине виден храм Перуна ; жрецы окружают жертвенник; князь Киевский, бояре, народ». Жрец совершает обряд - зажигается священный огонь, слышен удар грома, и на храме появляется надпись: «Руслан и Людмила под моим покровительством».

«Руслан появляется, предшествуемый воинами, позади его идут рыцари; он ведёт за руку Людмилу, которая, увидя своего родителя, бросается в его объятия; князь благодарит Руслана за спасение своей дочери и вторично вручает её руку избавителю; Руслан, принеся благодарность богам, садится с князем и Людмилою на возвышенное место». Большой танцевальный дивертисмент .

История постановки

Сохранив отдельные сюжетные ходы и образы поэмы, Глушковский ввёл эпизоды и сцены, характерные для музыкального театра того времени. Он поставил большой пятиактный спектакль, каждое из действий которого изобиловало сказочными превращениями. Эти превращения и фантастические эпизоды пронизывают всю ткань спектакля. В программе балета, составленной Глушковским, было намечено много волшебных эпизодов, требовавших сложной сценической техники и художественной изощренности: так, «Злотвора, превратясь в карлу Черномора, уносила Людмилу на облаке, окруженном фуриями. Голова, отражая нападение Руслана, превращалась в воинов и двенадцатиглавого змея. Затем на витязя набрасывались адские чудища, вылетавшие из водопада, а красавицы, после тщетной попытки соблазнить его, оборачивались разъярёнными фуриями»

14 января 2016 г. зрителям Театра оперы и балета был показан балет «Руслан и Людмила» (премьера которого состоялась совсем недавно, в конце декабря), поставленный художественным руководителем театра «Кремлевский балет» Андреем Борисовичем Петровым. Спектакль получился замечательный – зрителям была продемонстрирована не просто классика в лучшем смысле этого слова, а классика высшей пробы: сюжет Пушкина, музыка Глинки и постановка Петрова. Отдельную радость и гордость вызывает и тот факт, что Воронежский театр оперы и балета стал второй и единственной (кроме Москвы) площадкой, где идёт этот балет.

История этого балета интересна сама по себе. Впервые балет с таким названием был поставлен в Москве 16 декабря 1821 г. (через полтора года после издания самой поэмы Пушкина) и стал первой постановкой на сцене как «Руслана и Людмилы», так и вообще пушкинских произведений. Уже тогда на сцене были воплощены многие фантастические эпизоды (например, голова великана превращалась в отряд воинов и т.п.). В год смерти Пушкина величайший русский композитор того времени Михаил Иванович Глинка начал работу над оперой «Руслан и Людмила», не имея даже готового либретто, и опера была поставлена в 1842 г. А уже в наше время А.Б. Петров вернулся к истокам и поставил в 1992 г. балет на музыку Глинки – и результат могут увидеть воронежские зрители.

Балет «Руслан и Людмила» – один из тех нечастых случаев, когда трудно провести грань между исполнителями главных партий и массовкой: настолько хорошо и с энтузиазмом исполняют свои роли те и другие! Свита Черномора, помощницы Наины, шутихи князя, мудрые старцы Финна – все исполняли свои роли с такой же самоотдачей как и главные герои балета, а Черномор (Вадим Мануковский) умело передаёт свои чувства не только танцем, но и пантомимой.

Однако, спектакль это не только музыка и актёры, но ещё и костюмы и декорации, и здесь у постановщиков есть много поводов для гордости, а у зрителей – для радости. Художественное оформление балета было создано великим мастером своего дела – Мариной Алексеевной Соколовой (1939-1992). Идеи для костюмов и декораций к «Руслану и Людмиле» она черпала из русского народного творчества – поэтому и занавес с русалками, жар-птицами и котом Баюном, и костюмы князя и его подданных, и дворец князя получились яркими, запоминающимися, неповторимыми и удивительно точно соответствуют атмосфере спектакля. Костюмы и декорации в восточном стиле также удались на славу и продемонстрировали много оригинальных решений – живой трон Черномора, его прислужницы с головными уборами в виде ваз с фруктами и церемония расчёсывания бороды злого волшебника отдельно радуют зрителей, хотя, собственно, весь спектакль – это поток непрерывной радости.

На воронежской сцене романтическая поэма вчерашнего лицеиста Пушкина превратилась в произведение о вечных ценностях – любви, дружбе, взаимовыручке, а в сочетании с увлекательным сюжетом, великой музыкой, великолепным оформлением и профессиональным мастерством актёров и получился новый выдающийся спектакль, который будет радовать не одно поколение зрителей!

Текст - Евгений Киселев

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса