Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто купил вишневый сад. Вишневый cash Кто купил имение раневской

После шестилетнего перерыва режиссер Сергей Овчаров взялся за полнометражную кинокартину. "Вишневый сад" Овчаров хочет представить зрителям как "высокую комедию".

Автор фильмов "Сказ про Федота-стрельца", "Оно", "Левша", "Барабаниада", заслуженный мастер гротеска взялся за самую пророческую из чеховских пьес, произведение лирическое и многозначное. Цветущий сад, этот жертвенный агнец, гибнущий за грехи своих хозяев, - метафора настолько глубокая, что вмещает в себя сразу множество смыслов.

Сад - это и дворянская Россия, с ее патриархальным укладом, и Родина в самом высоком значении этого слова, и невозвратимое детство, щемящее воспоминание о котором живет в душе каждого взрослого. За более чем 100 лет истории пьесы трудно представить тот период российской жизни, когда чеховский текст утрачивал бы свою актуальность.

Ясулович в роли "отца и матери"

Гибкость конструкции пьесы и психологический объем героев "Вишневого сада" позволяют как брать под защиту, так и обвинять каждого из них по очереди или всех сразу. Этим во многом объясняется богатая трактовками театральная судьба пьесы.

Ее постановщики выступали то адвокатами Раневской и Гаева - тонких, аристократичных, неприспособленных к взрослой жизни вечных детей, то защитниками Лопахина - энергичного человека дела, то Шарлоты и Епиходова, "вышедших из гоголевской "Шинели". Как обещают режиссер и продюсер новой киноверсии, протагонистом ее должен стать Фирс.

Роль Фирса в театре исполняли такие мастера, как Евгений Лебедев, Евгений Евстигнеев, Алексей Петренко, Николай Мартон. В фильме Сергея Овчарова Фирса играет Игорь Ясулович. По словам режиссера, именно в этом образе он нашел для себя ключ к разгадке "Вишневого сада". В киноверсии Фирс не лакей, а "отец-мать" для своих хозяев. Именно преданность господам, дому и саду заставляет его остаться в заколоченном доме.

Ясулович - главная звезда будущей картины. Остальные роли играют театральные артисты, молодые, не известные массовому зрителю. По словам режиссера, в его версии нет главных и второстепенных героев, все судьбы и характеры важны. Однако очевидна симпатия Овчарова к старикам-слугам, которых выбросят на улицу после продажи вишневого сада. Тогда как для Раневской и Гаева, по его мнению, все не так уж драматично.

"Кто купил? Я купил!"

Главный парадокс сразу нескольких чеховских пьес - авторское определение их жанра. В этих "комедиях" мужчины кончают самоубийством или погибают на нелепых дуэлях, обесчещенные девушки рожают младенцев, которые умирают, не прожив и года. Будущее половины героев чревато одиночеством, нищетой, болезнями и скорой смертью и в "Чайке", и в "Трех сестрах", и в "Вишневом саде". Однако Чехов настаивал на своем видении этих историй. О первой постановке пьесы в Московском Художественном театре он писал жене: "Почему на афишах и в газетных объявлениях моя пьеса упорно называется драмой? Немирович и Алексеев видят в моей пьесе положительно не то, что я написал".

Открыть для зрителя комедийную стихию "Вишневого сада" Овчаров собирается, "объединив Висконти с Чаплиным".

Раздумчивая лирическая интонация в сочетании с эксцентрикой и клоунадой должны, по мнению режиссера, вызвать тот самый "смех сквозь невидимые миру слезы", который и сделает чеховскую пьесу комедией. "Эту задачу нельзя понимать буквально, - оговаривается Сергей Овчаров. - Ведь поэма Данте тоже названа "Человеческая комедия", а много ли там смешного? В фильме будет много озорства, ребячества, эксцентрики, но это не должно снизить его трагический смысл".

Пусть не трагический накал, но нечто ностальгическое смогли ощутить журналисты, приглашенные на "вырубку" вишневого сада, то есть разрушение и уничтожение любовно построенной съемочной декорации.

Для ее создания использовали настоящие вишневые деревья, вырубленные владельцами весной 2007 г. Их кривые ветки, осыпанные искусственными цветами, были так хороши, что некоторые акулы пера начали отламывать их себе "на память".

В ходе этого мародерства выяснилось, что кинематографический сад вовсе не будет уничтожен, а уже потихоньку продан на сторону. Куда переместятся российские сакуры - в поместье какого-нибудь нового Лопахина или в провинциальный театр, - осталось для автора этих строк загадкой.

В Греции все есть

Если пьесы Чехова идут в каждом втором российском театре, то их экранизации можно пересчитать по пальцам. Первая в истории кинематографа киноверсия "Вишневого сада" появилась меньше 10 лет назад - в 1999 г., и не в России, а, как ни странно, в Греции (что подтверждает наблюдение одного из чеховских персонажей, что в Греции есть все).

Из отечественных попыток экранизации пьесы вспоминается только телеспектакль Леонида Хейфеца 1976 г. с Нифонтовой и Смоктуновским в главных ролях.

Трудно сказать, что мешало российским кинорежиссерам взяться за "Вишневый сад" раньше, но сегодняшнее обращение к этой пьесе продюсер и он же композитор фильма Андрей Сигле считает чем-то вроде акта гражданского неповиновения. "Мы столкнулись с засильем на экране фильмов-поделок, которые не имеют отношения к искусству, -говорит Андрей Сигле. - У нас не хватает ни ума, ни прозорливости, чтобы сохранить не только наш кинематограф, но и культуру и даже наш город для будущих поколений. Но все же есть надежда, что отдельные люди своими конкретными делами смогут переломить ситуацию. Наш фильм - одна из таких попыток".

Окажется ли попытка удачной, зрители узнают весной, когда закончится монтаж и озвучение картины. Премьера "Вишневого сада" состоится на одном из кинофестивалей.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

«Вишневый сад»- вершина русской драматургии начала 20-го века, лирическая комедия, пьеса, ознаменовавшая начало новой эпохи развития русского театра.

Основная тема пьесы автобиографична - обанкротившееся семейство дворян продает с аукциона свое родовое имение. Автор, как человек прошедший сквозь подобную жизненную ситуацию, с тонким психологизмом описывает душевное состояние людей, вынужденных в скором времени покинуть свой дом. Новаторством пьесы является отсутствием деления героев на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных. Все они делятся на три категории:

  • люди прошлого - дворяне-аристократы (Раневская, Гаев и их лакей Фирс);
  • люди настоящего - их яркий представитель купец-предприниматель Лопахин;
  • люди будущего - прогрессивная молодежь того времени (Петр Трофимов и Аня).

История создания

Чехов начал работу над пьесой в 1901 году. В связи с серьезными проблемами со здоровьем, процесс написания был довольно нелегким, но тем не менее, в 1903 году работа была окончена. Первая театральная постановка пьесы состоялась через год на сцене Московского художественного театра, став вершиной творчества Чехова как драматурга и хрестоматийной классикой театрального репертуара.

Анализ пьесы

Описание произведения

Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (ее приемная дочь).

Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы - разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определенную плату. Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придется распрощаться с ее любимым вишневым садом, с которым связано много теплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб ее любимый сын Гриша. Гаев, проникнувшись переживаниями сестры, обнадеживает ее обещанием, что их родовое поместье не будет выставлено на продажу.

Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своем плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова. Он произносит взволнованную речь посвященную судьбе России, ее будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте. Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.

Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер. Гаев и Лопахин при этом отсутствуют - они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка. После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.

Финал целиком посвящен отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишневый сад.

Главные герои

Сентиментальная особа, владелица поместья. Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии ее финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным. Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдает себе отчет в своих слабостях и недостатках.

Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен - в нем сочетается трудолюбие, расчетливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.

Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.

Петя Трофимов

Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая ее мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюбленную в него дочь Раневской Аню.

Романтичная 17-летняя барышня, попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.

87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.

Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.

Структура произведения

Структура пьесы довольно проста - 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия - несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором - нарастание напряжения, в третьем - кульминация (продажа имения), в четвертом - развязка. Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма. Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.

(Сцена из современной постановки )

В пьесе доминирует развитие эмоционально-психологического плана, главным двигателем действия являются внутренние переживания героев. Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене. Так же эффект расширения пространственных границ дает симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.

Итоговый вывод

Последняя пьеса Чехова, можно сказать - его «лебединая песня». Новизна ее драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.

В пьесе «Вишневый сад» автор запечатлел состояние критической разобщенности русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.

Тест по комедии А. П.Чехова «Вишнёвый сад».

(в конце вопросов – ответы)

1.Укажите годы жизни А. П.Чехова.

1) 1824 – 1890 гг.– 1902 гг.

2) 1860 – 1904 гг.– 1901 гг.

2. В каком городе родился А. П.Чехов?

1) в Таганроге 3) в Москве

2) в Петербурге 4) в Орле

3. К какому сословию принадлежал А. П.Чехов?

1) дворяне 3) разночинцы

2) купцы 4) крестьяне

4. А.П. Чехов окончил Московский университет. На каком факультете он учился?

1) химический 3) историко-филологический

2) философский 4) медицинский

5.Определите жанр пьесы «Вишнёвый сад» (авторское определение).

1) трагикомедия 3) драма

2) социальная комедия 4) лирическая комедия

6. Первая постановка пьесы «Вишнёвый сад» была осуществлена Художественным театров в:

1) 1901г.г.

2) 1904г.г.

7. – день торгов – день Святого Моисея. За кем «пошла» Россия?

1) за Гаевым

2) за Трофимовым

3) за Лопахиным

4) за Фирсом

8. Назовите девичью фамилию Раневской.

1) Гаева

2) Трофимова

3) Лопахина

4) Епиходова

9. Укажите имя героя пьесы «Вишнёвый сад», который просит Раневскую взять его с собой в Париж, так как Россия для него «страна необразованная», «народ безнравственный, притом скука…».

10. Укажите фамилию персонажа пьесы А. П.Чехова «Вишнёвый сад», которому принадлежит реплика: «Вся Россия – наш сад…».

11. Укажите фамилию персонажа «Вишнёвый сад», пересыпающего свою речь «бильярдной» лексикой.

12. Укажите имя героини «Вишнёвый сад», которая мечтает о такой судьбе: «Если бы были деньги, хоть немного, хоть бы сто рублей, бросила бы я всё, ушла бы подальше. В монастырь ушла».

13. Запишите фамилию героя пьесы «Вишнёвый сад», которого Петя Трофимов называет «хищным зверем».

14. Укажите внесценических персонажей пьесы «Вишнёвый сад».

1) ярославская тётушка

2) Симеонов-Пищик

3) Даша, дочь Симеонова-Пищика

4) Любовник Раневской

15. Многие из героев пьесы живут прошлым, некоторые – будущим. Один из героев живёт настоящим. Кто?

1) Фирс

2) Трофимов

3) Раневская

4) Лопахин

16. Как автор определил жанр «Вишнёвого сада»?

17. Что является главным «происшествием» (кульминацией сюжета), вынесенным за сцену, в пьесе «Вишнёвый сад»?

18. Торги назначены на 22 августа (день Святого Моисея). Кто стал хозяином вишнёвого сада?

19. О ком говорится в этом отрывке::

(…) как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет..» .

20. Кто это говорит?

У меня нет настоящего паспорта. Я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая. Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. А я прыгала сальто-мортале и разные штучки.

21. Что является лейтмотивом пьесы?

22. Один из персонажей «проел(а) состояние на леденцах». Кто?

Раневская

Гаев

Симеон-Пищик

Фирс

23. Когда заканчивается действие «Вишнёвого сада»?

а) весной; б) летом; в) осенью; г) зимой.

24.О ком идёт речь: «Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понять направления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться, собственно говоря»?

а) Епиходов; б) Петя Трофимов; в) Лопахин; г) Гаев.

25. Кто купил вишнёвый сад?

а) Гаев; б) Лопахин; в) Петя Трофимов; г) Симеонов-Пищик.

26. Откуда приехала Раневская?

а) из Парижа; б) из Лондона; в) из Рима; г) из Берлина.

27. Сколько действий в «Вишнёвом саде»?

а) 2; б) 3; в) 4; г) 5.

28. Кому принадлежит реплика: «Мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймёшь ничего»?

а) Фирсу; б) Лопахину; в) Гаеву; г) Симеонову-Пищику.

29. Что называет Фирс «несчастьем»?

а) продажу вишнёвого сада; б) отъезд Раневской; в) гибель сына Раневской; г) освобождение крестьян от крепостной зависимости.

30. К чему обращается Гаев: «Приветствую твоё существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания»?

а) к саду; б) к столу; в) к шкафу; г) к бильярдному кию.

31. Кому принадлежит реплика: «Детская, милая моя, прекрасная комната... Я тут спала, когда была маленькой... И теперь я как маленькая»?

а) Раневской; б) Варе; в) Ане; г) Шарлотте Ивановне

32. Что в конце пьесы потерял Петя Трофимов:

а) валенки; б) туфли; в) калоши; г) сапоги.

33. Отчество Фирса.

а) Степанович; б) Николаевич; в) Андреевич; г) Иванович.

34. Как называет Фирс других персонажей пьесы?

а) неряхи; б) недотёпы; в) неумехи; г) нечестивцы.

Кто говорит?

    А моя собака и орехи кушает.

    Желтого в угол, дуплет в середину.

    Эх ты, недотепа...

    Что ж... лошадь хороший зверь... лошадь продать можно...

    Надо перестать восхищаться собой. Надо бы только работать.

    Я так далек от пошлости. Мы выше любви!

    Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю! ...За все могу заплатить!

    Я? к Рагулиным... Договорилась к ним смотреть за хозяйством... в экономки, что ли.

    С Парижем кончено.

    Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости...

11 .По-моему так: если девушка кого-нибудь любит, она, значит, безнравственная.

    Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул.

13. О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья...

    Я страстно полюбила вас, вы образованный, можете обо всем рассуждать.

    Начинается новая жизнь, мама!

О ком говорят?

    Двадцать два несчастья.

    Облезлый барин.

    Хороший она человек. Легкий, простой человек.

    У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа.

    Вам двадцать шесть или двадцать семь лет, а вы еще гимназист второго класса!

Ответы на тест «Вишневый сад»

    1860 – 1904 гг. – 1901 гг.

    в Таганроге

    купцы

    медицинский

    лирическая комедия

    1904г .г.

    за Лопахиным

    Гаева

    Яша

    Трофимов

    Гаев

    Варя

    Лопахин

    ярославская тётушка, Даша, дочь Симеонова-Пищика Любовник Раневской

    Лопахин

    Комедия

    Торги

    Лопахин

    О Раневской

    Шарлотта Ивановна.

    Мотив продажи, гибели вишневого сада.

    Гаев

23 в

24 а

25 б

26 а

27 в

28 а

29 г

30 в

31 а

32 в

34 б

Кто говорит?

    Шарлотта.

    Гаев.

    Фирс.

    Симеонов-Пищик.

    Петя Трофимов.

    Петя Трофимов.

    Лопахин.

    Вера.

    Раневская.

    Гаев.

    Яша.

    Лопахин.

    Раневская.

    Дуняша.

    Аня.

О ком говорят?

    Епиходов.

    Петя Трофимов.

    Раневская.

    Лопахин.

    Петя Трофимов.

Применение метода DCF (discounted cash flow) к пьесе Чехова может изменить взгляд на классику. Спустя 110 лет "Деньги" наконец разобрались, почему и насколько Любовь Раневская продешевила, продавая поместье.


ЕЛЕНА ЧИРКОВА


Доходы и подходы


"Если мужчина мотает, все-таки в его мотовстве какой-нибудь смысл есть; а бабьей глупости меры не положено. Нужно любовнику халат подарить — она хлеб продает не вовремя за бесценок; нужно любовнику ермолку с кисточкой — она лес продает, строевой, береженый, первому плуту",— выговаривает в пьесе Островского "Лес" состоятельный сосед помещице Гурмыжской. 50-летней вдове грозит разорение, но она тем не менее отдает за бесценок лесной участок, чтобы потратиться на годящегося ей в сыновья ухажера.

Те же порывы движут и Любовью Андреевной Раневской из "Вишневого сада". Ее нежелание пустить свое подмосковное имение под дачи обычно объясняют горечью расставания с садом: "Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад". Дело, конечно же, не в любви к прекрасному. Как раз таки к вырубке ведет выбранный ею вариант — продажа имения на залоговом аукционе, где выставляются активы, полученные банком в обеспечение кредита, в случае, если должники не могут по нему рассчитаться. А ведь были другие варианты.

Вариант Ермолая Алексеевича Лопахина — поделить усадьбу на участки и сдавать в аренду: можно брать по 25 рублей за десятину (1,09 га) и получать 25 тыс. в год. О другом вспоминает старый слуга Фирс: "В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали, варенье варили и, бывало... сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушеная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая... Способ тогда знали..." Наверняка эти возможности существуют и сейчас: рядом — крупный город, сады и огороды не у всех. Имение очень большое: раз 25 рублей за десятину принесли бы 25 тыс., их там не меньше 1 тыс. Усадьба состоит из вишневого сада и "земель вдоль реки", площадь под садом неизвестна, но это большая часть усадьбы, иначе вишневые деревья не нужно было бы рубить под строительство дач, тем более что участки с видом на реку ценятся выше.

По моим прикидкам, в конце XIX века вишня стоила на базаре примерно 30 копеек за килограмм (известно, что помидоры шли по 45 копеек, а картофель — по 10 копеек). Допустим, в поместье оптом перекупщик дал бы 10 копеек, издержки составляли половину этой суммы, тогда прибыль могла достигать 5 копеек с килограмма, или 50 рублей с тонны. Из садоводческих справочников известно, что на одной десятине высаживается 400 вишневых деревьев, урожайность 10 кг с дерева — скромная. Получается, что с десятины можно было собрать 4 т вишни и выручить за них 200 рублей. С учетом того что сад плодоносил раз в два года, чтобы заработать 25 тыс. рублей, которые Раневская могла получить, вырубив сад и сдав участки в аренду, нужно, чтобы под вишней было 22% площади имения. Сад же явно был гораздо больше.

Оба варианта предполагают, однако, что Раневская продолжит обслуживать кредит — имение-то в залоге. Сколько ушло бы на это? Из пьесы известно, что "ярославская бабушка" прислала 15 тыс. рублей, но этого не хватит, чтобы уплатить проценты. Когда Лопахин выкупает сад на аукционе, он дает на 90 тыс. больше долга. Допустим, залоговая стоимость имения в банке составляла 70% рыночной: Государственный дворянский земельный банк, основанный в 1885 году, выдавал ссуды под залог имений в размере 60-75% их рыночной оценки. Разумно предположить, что Лопахин дал рыночную цену, ведь конкуренция какая-никакая на аукционе была. Тогда 90 тыс.— это 30% стоимости имения, оно стоит 300 тыс. рублей, а долг по закладной составляет 210 тыс. Процентная ставка — 5,75%. Банк постепенно понижал ее с этого уровня до 3%, но кредит у Раневской старый. Итак, годовые проценты составляют 12 тыс. рублей.

На первый взгляд это противоречит тому, что 15 тыс. "ярославской бабушки" не хватит, чтобы погасить проценты, но в Дворянском банке существовала льготная система рассрочек процентных платежей, могла накопиться и задолженность за прошлые годы. Без учета этого долга, если бы Раневская сдала поместье под дачи, она имела бы чистыми тысяч тринадцать (25 тыс. минус 12 тыс.) в год, продавала бы вишню — зарабатывала бы не меньше.

Любовь Андреевна выбирает продажу имения. В результате она получает те самые 90 тыс., которые на аукционе Лопахин дал сверх долга. Положить эти деньги в банк можно под 4% — это приносит 3,6 тыс. в год, но проценты по закладной платить теперь не нужно. Все равно это почти в четыре раза меньше дохода от сдачи поместья под строительство дач. Плюс к тому продажа имения несла в себе большой риск, можно было не выручить и 90 тыс. На аукционе было всего три участника: брат Раневской Гаев с 15 тыс. "ярославской бабушки" — смехотворной суммой, купец Дериганов, который "сверх долга сразу надавал тридцать" тысяч, и Ермолай Лопахин. Если бы не он, Раневская получила бы максимум 30 тыс. рублей — положенные под проценты, они приносили бы всего 1200 рублей в год. Вполне возможно, что не случилось бы и этого: Дериганов мог дать такие деньги, лишь завидев Лопахина.

Рублевка даром


Получила ли Раневская рыночную цену за свое имение? Сомнительно. Лопахинская цена — 300 рублей за десятину. Кое-какие финансовые условия подобных сделок есть в "Анне Карениной". Действие романа происходит в начале 1870-х, первая версия "Вишневого сада" написана в 1898-м, но большой инфляции в период между этими годами не было. В "Карениной" Левин мрачно констатирует, что Стива Облонский даром отдал лес купцу Рябинину — по 200 рублей за десятину, да еще в рассрочку, тогда как стоил он по крайней мере 500 "чистыми деньгами". А ведь речь не о корабельном, а всего лишь о "дровяном" лесе, да еще и на приличном удалении от Москвы — в Тульской губернии.

Заодно Левин объясняет Облонскому, почему больше никто не давал: "...ни один купец не купит... если ему не отдают даром, как ты... Он и не пойдет на дело, где ему предстоит десять, пятнадцать процентов, а он ждет, чтобы купить за двадцать копеек рубль". Чтобы дело выгорело, другим купцам Рябинин дал отступного. Скорее всего, подобное творилось и на аукционе, где ушло с молотка поместье Раневской. Второй индикатор стоимости земли — цены на заливные луга под покос, которые Левин сдавал в аренду крестьянам, там же, в Тульской губернии. Сначала Левин просил по 20 рублей за десятину, потом нашел, что земля стоит дороже, стал требовать 25, местные мужики не дали этой цены и отбили других арендаторов, тогда Левин стал убирать луга сам и выручил "почти вдвое". Капитализируем арендную ставку 25 рублей за десятину под 5%, получим те же 500 рублей, что и за "дровяной" лес. Можно прикинуть и цену в современном выражении. Коэффициент пересчета дореволюционных рублей — 1050, за десятину Раневская получила, стало быть, 315 тыс. рублей, а за сотку — 2863 рубля, или меньше 100 долларов.

Найдем имение Раневской по приметам: 1) 20 верст (примерно 20 км) от тогдашней Москвы; 2) железная дорога только что проложена; 3) стараниями купцов на его месте возник дачный поселок; 4) под это вырубили большой вишневый сад; 5) рядом с поместьем река. В последней четверти XIX века в Подмосковье называемые ныне стародачными поселки возникли у Малаховки, станции железной дороги Москва--Рязань, и окрест станции Одинцово дороги Москва--Смоленск — это Переделкино, Барвиха, Немчиновка, Жуковка и Николина Гора — словом, Рублевка.

Сад, подобный тому, с которым не хотели расставаться Любовь Раневская и ее брат Леонид Гаев, в чеховские времена приносил около 200 руб. с десятины

Фото: Фотохроника ТАСС/Фото ИТАР-ТАСС

В районе Малаховки у разорившихся помещиков земли скупали купцы-девелоперы, а на Рублевке действовали и купцы, и сами предприимчивые помещики — владельцы земли. Так, братья Немчиновы взяли у государства 1100 десятин в аренду около 16-й версты Брестской дороги, получили разрешение на строительство железнодорожной платформы и возвели и платформу, и одноименный поселок — Немчиновку, то ли имени себя, то ли близлежащей деревни Немчиново. Поселок Барвиха обязан появлением генералу А. Б. Казакову, который решил поднять доходность своего подмосковного имения строительством дач, то есть, по сути, генерал реализовал лопахинский вариант, приплюсовав к нему кирпичный заводик, работавший на местных глинах.

Вишневый сад, по всей видимости, выдуман Чеховым. Иван Бунин писал в "Автобиографических заметках": "...вопреки Чехову, нигде не было в России садов сплошь вишневых: в помещичьих садах бывали только части садов... и ничего чудесного не было и нет в вишневых деревьях, совсем некрасивых, как известно, корявых, с мелкой листвой, с мелкими цветочками в пору цветения... Чехов не знал усадеб, не было таких садов". В Переделкино, однако, под дачный поселок был вырублен большой яблоневый сад. Возможно, он и есть прототип сада Раневской.

Итак, скорее всего, поместье Раневской располагалось на Рублевке — в престижнейшем и в то время месте ближайшего Подмосковья: там рядом река Сетунь, а платформа Немчиновка не далее чем в 3 км.

Такие земли должны были заведомо стоить больше, чем луга и леса Тульской губернии. Лопахин, хоть и оказался победителем аукциона, купил с выгодой. С другой стороны, и при такой низкой цене он сильно рисковал, поскольку его инвестпроект был в лучшем случае долгосрочным, в худшем же дачные участки распродать полностью было нельзя.

Средний размер подмосковного дачного участка составлял одну десятину, имение Раневской можно было превратить в тысячу участков, и отнюдь не одно подмосковное имение было продано хозяевами под дачи или ушло с молотка. Между тем спрос серьезного масштаба пока не сформировался. 1895 год — это подъем и в экономике, и на фондовом рынке, появляется прослойка разбогатевших на нем, но в Малаховке до революции в совокупности возникло всего 300 дач. Немчиновы затеяли проект, когда собрали 30 заявок, Казаков тоже начинал со "штучного" строительства: железную дорогу проложили в 1872 году, а к 1890-му в Барвихе проживало всего 93 человека.

Впрочем, у девелопера помимо низкой цены приобретения земли был еще один источник экономии — на строительстве. Как свидетельствует Бунин, дачи и тогда сдавались с недоделками. Герой его рассказа "Муза" (из сборника "Темные аллеи"), действие которого происходит в начале XX века, "в мае переселился в старинную подмосковную усадьбу, где были настроены и сдавались небольшие дачи". Его бревенчатая дача была "не совсем достроена — неконопаченые стены, неструганые полы, печи без заслонок, мебели почти никакой". Сапоги его, валявшиеся под кроватью, от постоянной сырости "обросли бархатом плесени".

Любовь и мотовство


Вернемся к Раневской и попытаемся представить, что такое жизнь на 3,6 тыс. в год (300 рублей в месяц) и 13 тыс. в год (1100 в месяц) на рубеже XIX и XX веков. В 1900 году врач в земской больнице получал 80 рублей в месяц, учитель — 80-100, начальник почтовой станции — 150-300, полковник — 320, генерал — 500-750, министр — 1500. На 300 рублей Раневская жила бы как полковник, а на 1100 — лучше генерала и похуже министра. 300 дореволюционных рублей — это 315 тыс. нынешних, а 1100 — 1 млн 155 тыс. На 300 рублей в месяц Раневской было не прокрутиться — она жила на широкую ногу, надо было двух дочерей содержать, а 1100, пожалуй, хватило бы, если бы она умерила свое мотовство.

Любовь Андреевна выбирает вариант "по-быстрому продать все", потому что "ей в Париж по делу надо". Там у нее любовник. Раневской пришлось расстаться с "дачей возле Ментоны", курортного городка на Французской Ривьере, чуть южнее Монако, купленной ради жизни с ним. Дачу продали за долги, и парочка переселилась в Париж, где возлюбленный ее полностью "обобрал", а когда деньги закончились, сошелся с другой. Раневскую же "вдруг потянуло в Россию, на родину". Но не успела она приехать, как получила телеграмму из Парижа, где он "просит прощения и умоляет вернуться...". Стремглав туда, и, ясное дело, 15 тыс. "ярославской бабушки", которые так и не были ей возвращены, надолго не хватит.

Понимала ли Раневская, что творила? Да! Лопахин на протяжении месяцев ее каждый день "учил", каждый день "твердил одно и то же". Теперь она потеряет последние средства, а с ними и своего французского хахаля, но таково ее решение, просто трубный зов сильнее экономического интереса.

По мнению Бунина, недолюбливавшего "Вишневый сад", в этой пьесе совсем невероятным было то, что "Лопахин приказал рубить... доходные деревья с таким глупым нетерпением, не давши их бывшей владелице даже выехать из дому: рубить так поспешно понадобилось... очевидно лишь затем, что Чехов хотел дать возможность зрителям Художественного театра услыхать стук топоров". Нет. Лопахин рубил столь поспешно, чтобы звук топора услышала отъезжающая Раневская.

Первая постановка пьесы Чехова “Вишневый сад” не была понята зрителями. Актеры пытались сыграть драму. Этим они нарушили авторский замысел, ведь Чехов точно обозначил жанр своего произведения – комедия.
Долгое время проблема жанра “Вишневого сада” вызывала самые противоречивые мнения. Но истина была на поверхности. В своей пьесе Чехов представил еще одну сцену общей “человеческой комедии”, которую сами люди играют каждый день. Главное событие пьесы – продажа с аукциона имения помещицы Анны Андреевны Раневской и ее брата Гаева. Это центральное событие организует всех действующих лиц комедии.
Странно то, что хозяева сада даже не пытаются его спасти, выкупить. Они только горюют, причем не столько по саду, сколько по ушедшему времени. Более того, накануне торгов эти герои устраивают дорогостоящий бал в доме.
Что же губит этот сад? В пьесе этот образ имеет конкретный и символический смысл. Вишневый сад когда-то приносил богатые плоды, славился на всю Россию. Теперь, ранней весной, он зацвел белыми, прекрасными цветами. Но хозяева всегда находятся вне его пространства. Они смотрят на сад из окна, видят его издалека, но ни разу не зайдут в него.
Все действующие лица пьесы противоестественны. Купец Лопахин, который претендует на этот сад, обладает душой артиста. Ему дорога Раневская, здесь вырос он сам. Из этих мест происходил его отец – простой крестьянин, который вскоре сумел разбогатеть. Лопахин собирается вырубить старый сад и арендовать освободившуюся территорию дачникам. Компаньонка Раневской, Шарлотта Ивановна, не знает своих родителей, не имеет паспорта. Она развлекает гостей своими забавными фокусами. Характер этой женщины поразительно напоминает поведение Раневской.
Единственный правдоподобный персонаж в пьесе – это старый слуга Фирс. Только он является истинным хранителем вишневого сада. Но о нем забывают так же, как о саде, запирают в опустевшем заколоченном доме.
Все действие пьесы напоминает фарс. Создается ощущение, что все герои связаны лишь случайными связями. Они ведут призрачную, несчастливую жизнь. Раневская, прямая наследница вишневого сада, в свое время навлекла на себя гнев родителей. Здесь погиб ее маленький сын. Долгое время Раневская прожила заграницей. Она привыкла сорить деньгами, делает вид, что не понимает значения происходящего. Эта героиня тратит деньги своей юной дочери Ани, которые присылает племяннице ростовская тетушка. Брат Раневской, Гаев, в буквальном смысле проел на леденцах и бильярде родовое состояние.
Все эти важные детали говорят о практической неприспособленности героев к жизни. То и дело Раневской присылают телеграммы из Парижа. Сначала она делает красивые позы, не читает их. Но в четвертом действии “неожиданно” принимает решение уехать за границу.
Дворяне больше не могут полностью отвечать за свои ничтожные поступки. Это означает, что такие хозяева ведут сад к гибели. Но винить в рубке сада только Раневскую и Гаева было бы несправедливо. Фактически они рады избавиться от него, в саду их ничто не держит. Вековые дворянские традиции уже не имеют былого значения. Наступает новая эпоха, время упадка “дворянских гнезд”. Оно опасно не только коренными переменами в жизни общества, но и разрывом человеческих отношений.
Истинные чувства подменяются у этих героев иллюзией. Именно поэтому любовные линии Яши и Дуняши, Пети и Ани, Лопахина и Вари не привели к подлинному расцвету чувства. Конфликт между героями находится вне их воли.
Не они одни виноваты в происходящих событиях. Во многом влияет “все имеющиеся сложение жизни в целом”. В бытовом течении жизни, домашних разговорах, будничных отношениях проступают противоречия, глубинные социальные конфликты. У всех героев пьесы наблюдается внешняя и внутренняя дисгармония, “нескладица”. В доме Раневской царит общее неблагополучие.
Олицетворение этого явления – конторщик Епиходов. Его называют “тридцать три несчастья”. Епиходову не везет во всем. Герой вынужден каждый раз брать деньги в долг. Даже когда он садится, под ним постоянно ломается стул.
Общее неблагополучие коснулось и Вари. В последнем акте ее ключи от имения находятся уже в руках купца Лопахина. Вишневый сад предложил рубить именно он. Недаром в конце комедии за сценой раздается стук топора.
Решение Лопахина экономически оправдано. Сад давно утратил былое хозяйственное значение. Но это один из самых редких садов России, это ее достояние, однако подобное обстоятельство не помешало Лопахину начать уничтожать его.
Есть в пьесе молодая пара, которая противостоит старшему поколению своим отношением к жизни. Это совсем юная дочь Раневской – Аня и Петя Трофимов, который в свое время был репетитором у сына Раневской. Они не являются главными героями пьесы и стоят в стороне от основного события. Аня могла бы стать наследницей матери и дяди. Но ей нечего наследовать из-за легкомысленного поведения своих родственников. Духовная жизнь девушки сложилась вне традиций ее семьи.
Автор уделяет особое внимание изображению этих героев. Он описывает прозрение Ани под влиянием Пети Трофимова. Петя внушает девушке мысль о бесплодности праздного существования, вызывает в ней стремление приобщиться к иной, наполненной смыслом и пользой жизни.
Аня очень любит свой дом, фамильный сад. Но “вечный студент” всячески убеждает ее в том, что продолжение прошлой жизни здесь безнравственно: “Ведь так ясно. Чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом”.
Аня весело расстается с погибшим имением: “Начинается новая жизнь, мама. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама!”. В этих словах Ани звучат мысли Пети Трофимова о том, что “вся Россия – наш сад”.
Эти молодые герои далеки от быта усадьбы. Свои будни они проводят в разговорах. Вся их роль в пьесе сводится к переоценке прошлого и подготовке будущего. Аня и Петя уже далеки от сада. Он олицетворяет для них ушедшее время. Поэтому винить этих героев в гибели сада неправомерно.
Но неужели все персонажи так равнодушны к вишневому прекрасному саду?! Чехов – сложный, тонкий художник слова. Он никогда не дает прямых ответов на поставленные вопросы. Читатель сам должен подумать и найти решение. Думаю, что в гибели вишневого сада виновато время. Именно время – главный герой этой пьесы, ее основная движущая сила.
Сад – своеобразный символ двух систем ценностей: хозяйственных и духовных. Это многогранный образ. Сад олицетворяет традиции. Таков закон жизни: старое должно уступить место новому.
В то время, когда была написана комедия, вся Россия переживала кризис. Все новое более действенно. Сад – это определенный этап жизни героев. Как бы ни жалели его одни, ни стремились забыть о нем другие, этот образ навсегда останется частью их жизни.
Люди часто боятся перемен, идеализируют прошлое, беспомощно цепляются за него. Герои пьесы не способны строить иное будущее. Жить в ногу со временем, быть хозяином своей судьбы, каждую минуту творить что-то доброе – вот к чему призывает нас автор “Вишневого сада”.

Сочинение по литературе на тему: Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”)

Другие сочинения:

  1. Лопахин, правда, купец, Но порядоч­ный человек… А. П. Чехов А. П. Чехов писал К. С. Станиславскому, что “роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то… и пьеса вся провалится”. Автор постоянно напоминает, что “это не купец в пошлом смысле этого Read More ......
  2. Ло­пахин относится к Раневской с необыкновенной нежностью. Ка­жется, он ее по-настоящему лю­бит. Во всяком случае, нет оснований сомневаться в его готовности помочь владельцам вишневого сада. Но понять Раневскую он просто не в состоянии. Почему она, как ему кажется, так равнодушна Read More ......
  3. Вишневый сад – образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ. Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той Read More ......
  4. Конец жизни Чехова пришелся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. Таков уж неумолимый закон жизни: то, что когда-то было молодым и полным сил, становится старым и дряхлым, уступая дорогу новой – юной и сильной жизни… Read More ......
  5. Конец жизни Чехова пришелся на начало нового века, новой эпохи, новых настроений, устремлений и идей. Таков уж неумолимый закон жизни: то, что когда-то было молодым и полным сил, становится старым и дряхлым, уступая дорогу новой – юной и сильной – Read More ......
  6. В пьесе “Вишневый сад” А. П. Чехов поднимает важнейшую социальную тему рубежа 19-20-х веков – тему гибели “дворянских гнезд”. В этом произведении отчетливо показано прощания новой, молодой, завтрашней России с прошлым, отживающим, обреченным. “Старое” и “новое” время в пьесе символизируют Read More ......
  7. А. П. Чехов называл “Вишневый сад” комедией. Значит, и герои этой пьесы должны были быть комичны. Но все не так просто, поскольку за “комедией” Чехова скрыта глубокая философская драма. Персонажи пьесы вызывают не только смех: в “Вишневом саде” ситуация из Read More ......
  8. Центральное место в пьесе занимают образы помещиков-дворян Раневской и Гаева. Они – потомки богатых владельцев великолепного поместья с прекрасным вишневым садом. В былые времена их имение приносило доход, на который жили его праздные хозяева. Привычка жить трудами других, ни о Read More ......
Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”)
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса