Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Контраст в композиции вызывает необходимость в тонком аккомпанементе, в сопровождающих нюансах – без этого композиция, как правило, становится жесткой и примитивной. Как применять контрасты в графическом дизайне

Контраст - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность: длинный - короткий, толстый - тонкий, крупный - мелкий. Контраст - противопоставление, борьба разных начал в композиции - всегда был одним из наиболее широко используемых средств в руках живописца, скульптора, архитектора. На протяжении многовековой истории искусства тема контраста варьировалась, приобретая в зависимости от характера произведения, стиля эпохи, индивидуальности автора самые различные выражения. В контрасте преобладает различие над сходством. Сущность композиции, построенной на контрасте,- в активности ее визуального воздействия: в отличие от нюансных контрастные отношения раскрываются сразу, если они умело использованы проектантом.

В художественном конструировании контраст составляет одно из основных средств композиции. Если взять любую композицию, в которой имеет место соподчинение частей и выявление главного, то в подавляющем большинстве случаев главное будет контрастнее по отношению к окружающим элементам.

Путем контраста можно усилить выразительность изделия. Это достигается путем применения разных материалов (например, в телевизоре - экран из стекла, коробка из дерева, ручки регуляторов и решетки из пластмассы, окантовка - металлическая), и за счет обработки поверхности материала - полированная поверхность металла или грубошероховатая фактура, дерево полированное или просто покрытое лаком. При умелом использовании контраст может сыграть решающую роль в композиции. Подчиненный интересам композиции, он активизирует форму. При отсутствии контраста форма оказывается маловыразительной и скучной.

Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие свойств форм, делает их единство более напряженным, впечатляющим.

Показательным примером контраста может служить связь геометрических фигур, когда одна из них увеличивается по своим размерам по отношению к другим, чтобы определить центр композиции. Находясь в определенной связи друг с другом такие композиции представляют пример конструктивного и комбинаторного соединения. Такие упражнения имеют особое значение и являют собой необходимую принадлежность основ композиции.

Когда геометрические элементы сопрягаясь друг с другом, образуют нечто целое, гармоничное, и это целое представляет собой определенную связную композицию, то этим самым в какой-то мере решается проблема комбинаторных построений. Общность всех участвующих элементов говорит о том, что сочетание этих элементов создает явление, которое мы называем композицией, конструкцией.

Связь элементов условной композиции становится органичнее и понятнее, если в ней имеется главный элемент, вокруг которого на художественной основе объединяются остальные. Этот главный элемент условно называется центром композиции. Подчинение детали сложной композиционно развитой формы также может иметь свой центр, но по силе выразительности он должен быть менее значительным, чем центр общий. Введение главного композиционного элемента и надлежащая соподчиненность остальных деталей усиливает внутреннюю связь деталей между собой и повышает общую выразительность. Композиционный центр приобретает особое значение при построении условных композиций.

Рассмотрим несколько вариантов условных композиционных схем, выполненных графическим приемом на плоскости из геометрических фигур, при помощи которых организуется взаимодействие мотивов, определяющих центр композиции (см. рис.).

С выразительностью в композиции тесно связана гармоничность, основной задачей которой является создание впечатления уравновешенности, изящности и точности образа формы и художественной согласованности комбинаторных элементов. Контраст - одно из главных средств композиции в технике. Здесь он обусловлен то различием структур - сложной, насыщенной тенями и совсем простой; то обработкой материала, когда, например, грубошероховатая фактура необработанного литья противопоставляется шлифованным или полированным поверхностям, то противопоставлением легкой, ажурной конструкции тяжелому монолитному основанию. Низкое противопоставляется высокому, горизонталь - вертикали, светлое - темному, шероховатое - гладкому, насыщенное светотенью и пластически сложное - спокойному и простому. Все эти и множество других отношений, основанных на явно выраженных различиях, являются контрастными. Противопоставление двух начал в композиции уже само по себе делает форму заметной, выделяя ее среди других. Использовать контраст-значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в сопоставлении противоположностей. Контраст в технике имеет различные корни. В одних случаях его предопределяет сама конструкция, вся компоновка изделия. Здесь задача проектировщика- развить объективное контрастное начало, а если нужно, то и обострить его, используя как образное средство. В других случаях основа формы такова, что контраст в ней никак не проявляется, и она оказывается маловыразительной, скучной: как говорят профессионалы, композиции не на чем держаться. В этих случаях композиционный прием диктует необходимость введения "искусственного" контраста. Например, геометрически простой объем членится с помощью контрастных сочетаний цвета и тона, выделяются определенные функциональные элементы, создаются искусственные контрастные пропорции с помощью накладных профилей, членящих разные цветовые зоны, и т. п. К последнему приему часто прибегают, например, в работе над композицией транспортных средств.

Использование контраста в технике связано еще и с необходимостью создания оптимальных условий для рабочего. Контраст должен быть умеренным, поскольку чрезмерно резкие контрасты будут способствовать преждевременному утомлению, а полное отсутствие контраста - создавать монотонность, обусловливать притупление внимания рабочего. Цветовой контраст (пятно, фон) весьма широко распространен в композиции промышленных изделий. Контрастные цветовые отношения позволяют выделить наиболее ответственные зоны станка, пульта управления, сосредоточить внимание рабочего на важнейших системах управления. Ввиду этого при работе над проектом промышленного изделия контраст, как и многие другие категории, следует рассматривать не только в чисто композиционном плане, но и с практической стороны, в связи с определенной деятельностью человека.

Во множестве областей дизайна контраст в композиции проявляется иногда исключительно тонко, и все же это именно контраст. Очень сильный контраст, сочетание больших и малых объемов может зрительно разрушить композиционный строй. Поэтому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности впечатления. Выбор степени контраста определяется на основании художественного чутья и практического опыта дизайнера и в большей степени зависит от назначения и места применения промышленного изделия.

Контраст сложной и простой структур в отличие от контраста цветотонового связан с сильным и глубоким насыщением формы светом и тенью. Поэтому он должен использоваться особенно точно и целенаправленно. Если ошибка в силе тона не может вызвать серьезной утраты целостности, то неверно используемый контраст структур способен непоправимо нарушить гармонию формы.

Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может оказаться слишком резким. Парадоксально, но слабость контраста в его силе. Любое сильнодействующее средство требует осторожности - его избыток разрушителен. Таков и контраст. Используя его в композиции конкретного промышленного изделия, нужно позаботиться, чтобы он не оказался чрезмерным, т. е. была соблюдена определенная степень, мера контраста. Для контрастирующих элементов можно построить целый ряд от наименьшей до наибольшей степени контраста. Взять, к примеру, контраст пятна и фона. Если фон абсолютной белизны, а пятно абсолютной черноты, контраст максимален. Но контрастным будет и отношение не совсем белой, а несколько тонированной поверхности и не совсем черного, но темно-серого (различной силы тона) пятна.

Для выразительности и целостности конкретного изделия степень контраста имеет немалое значение. Например, когда маленькое темное пятно контрастирует с большим светлым фоном, степень контраста может быть предельно сильной. Таковы маленькие черные ручки и другие темные детали на белой или почти белой панели. Но если все эти детали сильно увеличить, так что суммарно черное приблизится к площади белого, эффект контраста ослабеет, композиция может стать значительно менее выразительной и менее целостной, чем в первом случае. Это объясняется тем, что небольшие темные детали контрастируют с фоном не только по цвету и тону, но и по величине - малое противопоставляется большому. Во втором случае один из признаков контраста исчез, и количественное равенство между черным и белым по существу сняло всю остроту противопоставления.

Под композицией (от лат. «compositio» - составление, связывание) во всех видах художественного творчества понимается организация элементов произведения, обеспечивающая его эстетическую выразительность и отвечающая его содержанию и назначению. Композиции, выполненные в различных областях искусства и дизайна (живописи, скульптуре, архитектуре, садово-парковом искусстве, фитодизайне интерьера и пр.), имеют свою специфику. В то же время существуют основные понятия композиции, имеющие значение для всех видов и жанров искусства и художественного проектирования. Эти понятия рассматриваются далее главным образом на примерах из сферы ландшафтного строительства и фитодизайна интерьера.

По пространственному расположению элементов все многообразие композиций в пластических искусствах и художественном проектировании можно разделить на три вида – фронтальные, объемные и пространственные композиции.

Фронтальные композиции являются двухмерными и рассчитаны на восприятие с одной стороны (при этом третье измерение может либо вообще не проявляться, либо выражаться гораздо менее активно в сравнении с другими измерениями). Примерами фронтальных композиций являются произведения живописи и графики, флористические панно и коллажи.

Отличительной чертой объемной композиции является трехмерность и возможность обзора ее зрителем с разных сторон. Примерами в данном случае могут служить скульптурные композиции, элементы оформления парков и площадей – беседки, фонтаны, цветочницы.

В пространственной композиции важнейшим компонентом является пространственное расположение составляющих ее объемов. В качестве примеров можно привести дворцово-парковые ансамбли, городские площади, зимние сады. Объемные композиции зачастую являются составной частью пространственных композиций.

Существует ряд промежуточных форм между названными видами композиции. К примеру, промежуточным вариантом между скульптурой и плоскостным изображением являются барельефы и горельефы (горельеф отличается большей выпуклостью форм в сравнении с барельефом). Если обратиться к области флористики, то также можно сказать, что помимо собственно объемных и плоскостных композиций широко распространены промежуточные формы – композиции, имеющие качества объемности, но рассчитанные на восприятие с одной стороны, другим примером могут служить плоскостные флористические панно с включением объемных элементов.



Композиционный центр и композиционная ось . Организация любой визуально воспринимаемой композиции предполагает выделение в ней главных и второстепенных элементов. В противном случае, если все элементы примерно равнозначны, композиция выглядит монотонной и невыразительной.

Главный, наиболее значимый элемент композиции называется композиционным центром. Например, в парках композиционным центром может быть архитектурное сооружение, декоративный водоем, площадь с богато украшенным цветником и т.п. Проектирование обширных территорий предусматривает также размещение ландшафтных акцентов, в качестве которых могут выступать малые архитектурные формы, клумбы и пр. Ландшафтные акценты должны быть подчинены композиционному центру.

Для выделения композиционного центра и акцентов могут быть использованы следующие средства:

- Доминирование значимого объекта композиции по величине . Примером такой организации композиционного центра может служить дворец в крупном парковом ансамбле, доминирующий своими размерами над окружением. Стоит, однако, заметить, что нередко акцент в ландшафтной композиции может быть меньше по размерам в сравнении с элементами окружения, но для его выделения используются другие средства – интересная форма, цветовые контрасты и пр.

- Выделение цветом . Любой элемент, отличающийся по цвету от окружения, выделяется из общего фона. Кроме того, главный в композиции объект решается, как правило, наиболее контрастно по отношению к окружению и активно по цвету. К примеру, клумба или партер в центральной части парка оформляются наиболее богато и красочно в сравнении с остальными элементами парковой композиции.

- Отличие по характеру формы от окружения. При этом главный элемент композиции и, в частности, ландшафтной композиции, как правило, имеет более сложную и богато украшенную форму по сравнению с окружением.

- Выделение за счет доминирующего положения . Так в ландшафтной композиции наиболее значимые сооружения нередко размещаются на возвышениях, доминируя таким образом над окружающим пейзажем.

- Выделение объекта за счет пустого пространства вокруг него . К примеру, напротив фасадов дворцов в крупных парках, как правило, располагается открытое пространство площадей, цветочных партеров и т. п.

При организации растительной композиции в интерьере зачастую используются сходные приемы выделения композиционного центра. Так главным композиционным элементом может быть растение, доминирующее над остальными частями фитокомпозиции за счет таких качеств, как, например, крупные размеры, эффектная форма, бросающаяся в глаза окраска цветов или фактура листьев.

С понятием композиционного центра тесно связано понятие композиционной оси. Композиционной осью принято называть основное направление, в котором для посетителей данной территории (например, парка) разворачивается ландшафтное пространство. Композиционная ось может проходить через аллею или, например, через ось симметрии цветочного партера. Организация ландшафтной композиции предполагает, как правило, выделение нескольких композиционных осей, одна из которых является главной, а остальные второстепенными.

Главная аллея, являющаяся основной композиционной осью, обычно характеризуется по сравнению с другими аллеями большей шириной, более разнообразным составом древесных, кустарниковых и цветочных посадок, более сложным декоративным оформлением элементов паркового оборудования.

Композиционные оси следует располагать так, чтобы они вели к какому-либо объекту, при этом главная ось, как правило, направляется к композиционному центру. Не рекомендуется также размещать композиционные оси под прямым углом.

Контраст, нюанс . Контраст в композиции представляет собой резкое противопоставление каких-либо качеств, например, большого и малого объекта, светлых и темных пятен и т.д. Противоположные качества, будучи сопоставленными, воспринимаются еще более ярко и напряженно. В сущности, в любой композиции так или иначе присутствует контрастное начало, появляющееся в сопоставлении различающихся между собой форм, величин, масс, фактур, оттенков и пр. Если противопоставление выражено активно, то композиция может быть названа контрастной. Если же различие элементов композиции проявляется мало, то можно сказать, что она построена на нюансах.

Использование контрастов придает композиции напряженное, динамичное, мажорное, а иногда и драматичное звучание. Следует, однако, иметь в виду, что чрезмерные контрасты могут утомлять зрителя. Поэтому при составлении композиций растения часто подбирают так, чтобы они были контрастны по одним свойствам, а по другим воспринимались на нюансе, например, форма растений может быть резко различной, а цвет листвы сходным.

Эмоциональное воздействие нюансов в противоположность контрастам – спокойное, мягкое и лиричное. Если обратиться в качестве примера к тому впечатлению, которое производит на человека окружающий ландшафт, то можно вспомнить, что природу средней полосы России часто называют «лиричной». Одна из множества причин, определяющих эмоциональное воздействие среднерусской природы на человека, состоит в том, что контрасты, которые могут проявляться в резких перепадах рельефа, сопоставлении сильно различающихся растительных форм и буйстве цветовых тонов, выражены в среднерусском пейзаже не очень активно, что и определяет его спокойный и лиричный характер.

Существуют различные виды контрастов (и, соответственно, нюансов) в композиции, к числу которых относятся следующие:

Контраст величин . Если в композиции множество элементов примерно равнозначны по размерам, то она воспринимается невыразительно. Поэтому при составлении композиций важно находить пропорции ее составных частей таким образом, чтобы между ними наблюдалось гармоничное различие по величине. В ландшафтной композиции контраст величин может проявляться в соотношениях самых разных элементов – высокорослых и низкорослых пород деревьев и кустарников, пропорциях куртин, площади пятен цветочных узоров на партерах, отношениях высоты деревьев к высоте малых архитектурных форм и пр. За счет продуманного использования контраста величин можно подчеркнуть акцент в ландшафте, усилить звучание отдельных элементов.

Контраст форм . В окружающем мире имеется бесконечное разнообразие различающихся между собой форм, - например, резко отличаются форма круга и вытянутого треугольника, контрастно смотрятся геометрически правильные формы рядом с аморфными и т.д. Соответственно, можно привести ряд примеров контрастов форм в растительных композициях. Так деревья, имеющие вытянутую пирамидальную крону, выглядят контрастно рядом с деревьями, у которых округлая или зонтичная форма кроны, силуэт деревьев с ажурной кроной контрастно воспринимается в сравнении с деревьями, обладающими густой, плотной кроной, или, например, живые растительные формы могут контрастировать с геометрически строгими формами зданий. Кроме того, среди растений можно наблюдать огромное разнообразие контрастных форм листьев, ветвей, цветов и т.д. Комбинируя разнообразные природные и искусственные формы, можно создать интересные и выразительные ландшафтные или интерьерные растительные композиции.

Контраст цвета . Существует два основных вида цветового контраста – контраст по светлоте, то есть различие более светлых и более темных тонов, и собственно цветовой контраст, в основе которого лежит восприятие цветовых оттенков (красного, желтого, зеленого, синего и пр.).

Действие светлотного контраста проявляется в том, что светлые оттенки на темном фоне воспринимаются еще светлее, а темные на светлом – еще темнее. Сила контраста зависит также от площади сопоставляемых пятен, - например, чем меньше площадь светлого пятна на темном фоне, тем оно воспринимается ярче.

Среди цветовых (хроматических) контрастов, в свою очередь, выделяется ряд разновидностей. В частности, существуют контрасты теплых и холодных оттенков. Можно напомнить, что к теплым относятся цвета коротковолновой части видимого спектра, – синий, сине-зеленый, фиолетовый, а также их разнообразные оттенки. Холодные цвета (желтый, оранжевый, красный, коричневый и т.д.), соответственно, расположены в длинноволновой части спектра. Расположенные рядом одинаково теплые или одинаково холодные оттенки зачастую воспринимаются дисгармонично, более интересно выглядит сопоставление теплых и холодных пятен.

Среди различных видов цветовых контрастов большое значение имеет контраст дополнительных цветов. Дополнительные (их также называют контрастными) цвета расположены на противоположных краях цветового круга (рисунок 62). В качестве примеров дополнительных цветов можно назвать красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый, бордовый и желто-зеленый и т.д. Размещенные рядом дополнительные цвета усиливают свою звучность. В свою очередь, при смешении дополнительных цветов в равных пропорциях образуется серый цвет. Эффекты взаимодействия расположенных рядом дополнительных цветов проявляются тем сильнее, чем выше насыщенность цветовых пятен и чем больше площадь их поверхностей.

Строго говоря, любые размещенные по соседству цвета визуально немного изменяются в сторону дополнительного к соседнему цвету оттенка. Например, серое пятно на синем фоне воспринимается теплее, желтое пятно, расположенное рядом с красным, приобретает чуть зеленоватый оттенок и т.д. Это обстоятельство следует учитывать при составлении цветочных композиций.

Считается, что эффект взаимодействия дополнительных цветов накладывает отпечаток на цветовые предпочтения различных народов, проявляющиеся в выборе колористических решений в архитектуре, оформлении костюма, предметов быта.

Известно, например, что на Руси название цвета «красный» соответствовало значению слова «красивый». Причину этого можно увидеть в том, что доминирующим цветом в среднерусском ландшафте в теплое время года является зеленый цвет лесов и лугов. По контрасту с этим зеленым цветом наиболее эффектно воспринимается красный цвет, и в этом плане не случайно, что красные оттенки широко использовались в русском крестьянском костюме.

Другим примером может служить активное применение синего цвета в оформлении куполов среднеазиатских храмов и минаретов. В выжженном солнцем среднеазиатском пейзаже преобладающими являются теплые цветовые тона. Дополнительные к ним оттенки синего и голубого цвета позволяют их зрительно уравновесить.

К числу разновидностей цветовых контрастов относятся одновременный и последовательный контрасты. Одновременный контраст наблюдается в процессе одновременного восприятия расположенных рядом контрастирующих оттенков. Последовательный контраст возникает при переводе взгляда с одного яркого цветового пятна на другое. К примеру, если некоторое время смотреть на крупное пятно красного цвета, а потом перевести взгляд на другие объекты, то они будут восприниматься немного зеленоватыми. Можно привести другой пример последовательного контраста – если выйти из затененного елового леса на солнечную поляну, то она воспринимается особенно ярко. Подобный прием контрастной смены впечатлений обогащает ландшафтную композицию, делает ее более интересной.

Физиологической основой всех видов контрастов является адаптация к характеру светового потока, воздействующего на зрительный аппарат. Например, если смотреть на синюю поверхность, то чувствительность зрения к синему цвету притупляется и, соответственно, возрастает чувствительность к оранжевому цвету.

Говоря о светлотных и хроматических контрастах, следует упомянуть также о краевом контрасте (пограничном эффекте), который проявляется в том, что контрасты наиболее активно выражены на границе расположенных рядом контрастирующих поверхностей. К примеру, при внимательном наблюдении можно заметить, что тональная разница между освещенной и теневой гранью любого предмета прямоугольной формы несколько более заметно проявляется на стыке граней.

Контраст фактур . Этот вид контрастов проявляется при сопоставлении предметов, имеющих различную фактуру поверхности. Составляя растительные композиции, можно широко использовать контрастные сочетания фактур. Например, шероховатая фактура камней в рокарии или альпинарии контрастно смотрится в сочетании с поверхностью воды в декоративном водоеме. Различные части растений могут иметь самую разнообразную фактуру, – к примеру, листья могут быть гладкими, бархатистыми, морщинистыми и пр. Материалы для покрытия дорожек, облицовки поверхностей, различного оборудования как в ландшафтной, так и в интерьерной композиции также могут иметь самую разную фактуру. Таким образом, сопоставление различных поверхностей открывает богатые возможности сочетания фактур, что является одним из средств достижения композиционной выразительности.

Симметрия и асимметрия . Понятие симметрии, как известно, подразумевает расположение тождественных элементов на равном расстоянии и противоположных участках относительно некоторой оси, точки или плоскости. Из повседневного жизненного опыта легко вспомнить примеры симметричных или почти симметричных форм: симметричные фасады зданий, внешний облик человека и животных, произведения декоративного искусства, многие предметы быта, машины, детали механизмов и пр. В свою очередь, если в композиции нельзя выделить признаки симметрии, она называется асимметричной.

Симметричное расположение составных частей придает композиции строгость, упорядоченность, некоторую статичность. При создании торжественных, парадных композиций их компоненты также зачастую располагают симметрично. В этом отношении не случайно, что фасады многих дворцов и прилегающая к ним садово-парковая территория оформлены, как правило, симметрично или почти симметрично. Можно также вспомнить в этой связи, что при озеленении перед фасадами административных зданий нередко используются породы деревьев, имеющие симметричную форму кроны (ель, туя).

Асимметричное распределение элементов выглядит более свободным, непреднамеренным; при создании ландшафтных композиций асимметричность придает им большую естественность и вызывает ощущение близости к природе. Симметричный план характерен для парков регулярной планировки, и, соответственно, асимметричный – для парков, выполненных в пейзажном стиле. Как правило, пространственная симметрия наиболее ясно просматривается в центральной части садово-парковых ансамблей, а на периферийной территории планировка является более свободной. При этом даже в центральной части ландшафта, выполненного в регулярном стиле, строгая симметрия обычно немного нарушается, чтобы симметричная однообразность не утомляла посетителя. Для обозначения неполной симметрии существует понятие дисимметрии. Ярким примером парка, планировочная структура которого выполнена по принципу дисимметрии, может служить Версальский парк.

Равновесие. Элементы любой композиции и, в частности, ландшафтной композиции имеют визуальную «массу»; при этом, как правило, чем крупнее объект, тем он выглядит «тяжелее». В этой связи важно, чтобы все составные части композиции были зрительно уравновешены, в противном случае она производит неприятное впечатление. К примеру, очевидно, что если в проектируемом ландшафте по одну сторону главной композиционной оси поместить рощу, а по другую оставить открытое пространство, то такое расположение будет производить впечатление неуравновешенности.

Равновесие принято разделять на статическое и динамическое. В первом случае элементы композиции размещены симметрично относительно некоторой оси (рисунок 63а), а во втором случае наблюдается более свободное расположение элементов, но при этом они воспринимаются уравновешенными (рисунок 63б). Чем дальше объект расположен от оси, тем он воспринимается тяжелее, что заметно на рисунке 63б.

Рисунок 63 – Схемы равновесия: а) статического, б) динамического

Визуальная тяжесть и легкость, от которой зависит впечатление уравновешенности или неуравновешенности ландшафтной композиции, не всегда связана с действительной массой расположенных в данном пространстве объектов. К примеру, постройка с большой поверхностью остекления воспринимается легче постройки из дерева, хотя в действительности стекло тяжелее дерева.

С помощью цвета можно в известной степени изменить ощущение тяжести или легкости объекта. Так светлые цвета воспринимаются легче темных, холодные легче теплых. Возможно, в данном случае играют роль цветовые ассоциации. Темные и теплые оттенки ассоциируются с цветом земли, с ее тяжестью, а холодные и светлые тона связываются в сознании с легкостью воздуха и синего неба.

В композициях, предназначенных для восприятия с одной стороны (букеты в сосудах, флористические панно и коллажи, произведения живописи, графики и пр.), расположенные справа объекты выглядят несколько тяжелее, чем размещенные слева. Считается, что обусловлено это привычкой читать текст слева направо, в результате чего при восприятии композиции взгляд зрителя неосознанно направляется от левого края к правому.

«Вес» объекта помимо всего прочего определяется его значимостью. Так небольшой объект, имеющий интересный внешний вид и воспринимающийся как значимый, будет зрительно уравновешивать более крупные, но менее значимые элементы композиции.

Ритм, метр . Ритм в широком смысле представляет собой чередование повторяющихся элементов, действий или процессов. В окружающем мире можно найти бесчисленное количество примеров ритма: чередование деревьев по краям аллеи, однотипные части в архитектуре (колонны, окна, арки), смена дня и ночи, чередование времен года, ритмы музыки и танца, все виды волнового движения и т.д. О существовании ритмического ряда можно говорить при наличии в нем не менее трех повторяющихся элементов.

Метр представляет собой частный случай ритма и предполагает строгое повторение одинаковых элементов через равные интервалы. Метрическое распределение элементов часто можно наблюдать в орнаменте (рисунок 64). Ритм, соответственно, является более широким понятием и подразумевает как равномерное повторение (в этом случае понятия «ритм» и «метр» совпадают), так и более свободное чередование с изменением свойств элементов и интервалов между ними.

Рисунок 64 – Метрический ряд в орнаменте

Ритмическое расположение составных частей ландшафтной и архитектурной композиции во множестве случаев обусловлено утилитарными причинами, например, одинаковые интервалы размещения колонн диктуются необходимостью оптимального распределения веса на опоры. В то же время художественно организованный ритм является мощным средством эмоционального воздействия. Глубинная причина этого воздействия, как принято считать, состоит в том, что многие процессы в организме как человека, так и других живых существ протекают ритмично: биение сердца, дыхание, сон и бодрствование, ходьба, различные трудовые действия и пр. То есть ритмичность, органически присущая человеку, побуждает его искать и находить эмоциональное удовлетворение в ритмически организованных произведениях искусства и дизайна.

Ритмичная организация придает ландшафтной композиции упорядоченность, зачастую строгий ритм позволяет добиться впечатления торжественности. При этом, однако, длительный ритмический ряд из однообразных элементов утомляет зрителя. Чтобы преодолеть это однообразие, существуют различные способы усложнения ритма. Так обогащение ритмического ряда может достигаться за счет включения в него дополнительных элементов, например, ритм рядовой посадки деревьев может быть усложнен за счет включения в него других пород деревьев и кустарников, паркового оборудования, декоративных элементов, использования различных материалов в отделке. В ритмический ряд могут также вводиться элементы, нарушающие строгую последовательность и тем самым усложняющие его. Кроме того, если ритмический ряд рассчитан на фронтальное восприятие зрителем, то иногда параметры его центральной части изменяют в сравнении с боковыми участками. К примеру, если на фасаде здания имеется ряд арок, то центральная арка может быть больше по пропорциям и сложнее оформлена в сравнении с остальными.

Рисунок 65 – Такты ритма: а) одно-, б) двух-, в) трехчастный

В ландшафтном проектировании принято различать природный и художественный (искусственный) типы ритмов. Природный ритм проявляется в особенностях внешнего облика растений, прежде всего в ветвлении и листорасположении - например, в зимнее время очень красиво может смотреться ритмический узор ветвей сбросивших листву деревьев. Художественный ритм, в свою очередь, определяется расположением растений и прочих элементов композиции.

«Единицей» ритмического ряда является такт, соответственно, различаются одно-, двух- и трехчастный ритм (рисунок 65). Из одинаковых тактов состоит метрический ряд; в более сложном, свободном ритме такты прослеживаются не столь ясно.

Рисунок 66 – Ритмические ряды: а) простой, б) сложный из деревьев и кустарников, в) сложный из деревьев и лиан

Среди искусственных ритмических рядов в растительных композициях можно выделить следующие:

Простой ритм, состоящий из деревьев или кустарников одной породы. Этот ритм может быть обычным, разреженным или сомкнутым (рисунок 66);

Сложный, предполагающий наличие растений, значительно различающихся по внешним признакам (деревьев, кустарников или лиан);

Смешанный, в котором помимо растений имеется парковое оборудование, декоративные элементы, малые архитектурные формы;

Фигурный ритм, состоящий из растений, кроны которых сформированы в виде различных геометрических фигур;

Сезонно-динамические ритмы, проявляющиеся в холодное время года при чередовании вечнозеленых и листопадных растений, а также растений, по-разному изменяющих окраску листвы осенью;

Ритмы, различающиеся по геометрии плана – прямые, круговые, панорамные (раскрывающиеся по кривой амфитеатра);

- ритмы вертикального направления, которые можно наблюдать как в расположении ветвей хвойных и некоторых лиственных пород, так и в искусственно созданных сооружениях (рисунок 67).

Продуманно организованный ритм линий и пятен может придавать композиции своеобразную «му-

Рисунок 68 – Арабеска на партере перед фасадом Екатерининского дворца в г. Пушкин (фрагмент плана)

зыкальность», «текучесть» форм. Примером такого использования ритма в ландшафтном строительстве может служить фрагмент партера, расположенного перед Екатерининским дворцом в г. Пушкин (рисунок 68). Ритмически повторяющиеся изгибы линий в данном случае создают красивый, изысканный узор.

Масштаб и масштабность . Под пространственным масштабом принято понимать степень крупности объектов, составляющих пространство архитектурного ансамбля, садово-парковой территории или интерьера здания. Соответственно, о крупном масштабе можно говорить в случае, если пространство образовано крупными объектами с протяженными интервалами между ними и, наоборот, мелкому масштабу соответствует пространственная композиция, состоящая из мелких элементов.

Масштаб определяется также характером детализации формы. Чем активнее выражено членение форм на мелкие детали, тем сильнее проявляется качество мелкомасштабности в композиции, и, в свою очередь, объекты, имеющие обобщенные, лаконичные формы, воспринимаются крупномасштабными. Типичным примером максимально крупномасштабных, лаконичных форм являются египетские пирамиды (комплекс в Гизе).

Масштаб в немалой степени определяет эмоциональное воздействие архитектурной и ландшафтной композиции. Крупный масштаб позволяет придать композиции впечатление торжественности, мощи, значительности. В качестве примеров можно привести мемориальный комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде или уже упоминавшиеся египетские пирамиды. В свою очередь мелкий масштаб зачастую уместен в композициях, воздействие которых более мягкое, камерное, лиричное.

Понятие масштабности предполагает соответствие элементов пространственной композиции друг другу и находящемуся в данном пространстве человеку. Если величина отдельных элементов не соответствует масштабу окружения, то в этом случае говорят, что части композиции не сомасштабны друг другу. К примеру, если в интерьерном пространстве общественного здания, обладающем крупномасштабными характеристиками (это может быть, допустим, зал крупного торгового центра или фойе театра) расставить на полу в качестве элементов озеленения небольшие одиночные растения, то нетрудно представить, что они будут выглядеть слишком мелкими и не сомасштабными окружению. Другим примером отсутствия сомасштабности может служить застройка некоторых современных живых кварталов. Крупный масштаб высотных построек своими размерами может в некоторой степени подавлять человека, а пространственная среда в этом случае воспринимается неуютной и неосвоенной.

При проектировании садового участка или парковой территории важно добиться впечатления сомасштабности составляющих композицию элементов. Пространство сада должно быть пропорционально величине дома, площадь газона – саду и т.п. Одно из правил достижения сомасштабности составных частей ландшафтной композиции состоит в том, что не следует переносить размеры элементов интерьера в пространство садового участка. Так ширина лестниц в доме может составлять 90 – 110 см, а в саду 120 – 200 см, ширина дверного проема 70 – 90 см, арки в саду 120 – 150 см.

Восприятие масштабности пространства во многом зависит от исторических и социальных условий. Так впечатление от крупномасштабной застройки у наблюдателя идущего пешком или едущего в автомобиле существенно различаются. Если в первом случае крупные объекты могут довлеть над человеком, то во втором случае пространство выглядит более сомасштабным.

Можно говорить также о различиях в восприятии масштаба разными возрастными группами. Пространство, воспринимаемое взрослым человеком как вполне комфортное, для ребенка может казаться огромным и не сомасштабным ему.

В определении масштаба пространственной композиции важную роль играют так называемые указатели масштаба, то есть объекты, величина которых хорошо известна и с которыми сравнивается величина других объектов. Указателями масштаба могут быть окна и балконы в типовых панельных домах, скамьи, ступени лестниц и пр.

Статика, динамика . Элементы композиции или сочетание элементов могут визуально восприниматься более статично или динамично. В качестве примеров можно привести простейшие геометрические фигуры (рисунок 69). Статичные фигуры расположены в левом столбце рисунка. К числу наиболее статичных объектов относится квадрат, визуально воспринимаемый как очень устойчивая фигура. Круг также является статичной фигурой, к тому же в нем нет «жесткости», присущей формам, ограниченным прямыми линиями и углами. Однако круг менее устойчив в сравнении с квадратом и в этом плане содержит в себе внутреннюю динамику. Равносторонний треугольник, стоящий на основании, воспринимается как статичная фигура, но наличие острых углов придает ему элемент динамичности.

Рисунок 69 – Зависимость визуальной статичности и динамичности геометрических форм от их пропорций и наклона (слева статичные формы, справа - динамичные)

Рисунок 70 – Примеры статичного (а) и динамичного (б) расположения геометрических тел

Если обратить внимание на второй столбец рисунка, то можно убедиться, что вытянутые фигуры воспринимаются более динамично, чем фигуры, имеющие примерно равные размеры по высоте и ширине. Можно еще отметить, что вертикальные фигуры выглядят динамичнее горизонтальных.

Следующая особенность восприятия статики и динамики состоит в том, что фигуры, имеющие произвольный наклон, воспринимаются динамичнее в сравнении с объектами, расположенными горизонтально или вертикально (третий столбец). При этом динамичная композиция предполагает наличие элементов, наклоненных не только относительно горизонтали или вертикали, но и по отношению к другим элементам (рисунок 70б).

Рисунок 71 – Растительные формы с преобладанием во внешнем облике статики (слева) и динамики (справа). В качестве примеров использованы рисунки деревьев-бонсай.

Симметричные композиции воспринимаются более статично, чем асимметричные; это же касается и отдельных фигур. Так лишенные оси симметрии фигуры из четвертого столбца на рисунке 69 выглядят динамичнее по сравнению с фигурами из третьего столбца.

Динамика в композиции во многом обусловлена наличием контрастов и ритма. Активные контрасты форм, цвета и величин придают композиции напряженность и динамичность; в свою очередь, композиция, построенная на нюансах, выглядит спокойной и статичной.

Примеры визуальной статичности и динамичности в реально существующих растительных формах приведены на рисунке 71.

Пропорции и пропорционирование . Понятие пропорции обычно используется в двух основных значениях: 1) соотношение по величине основных параметров формы (длина, ширина, высота, размеры отдельных элементов); 2) математическое отношение, выражаемое в виде формулы a: b = c: d.

Пропоционирование предполагает решение задачи нахождения оптимальных пропорций путем различных математических отношений. Одним из наиболее известных отношений подобного рода является «золотое сечение». Это отношение предполагает такое различие величины элементов, при котором меньшая величина так относится к большей, как большая к сумме величин. Если, допустим, величину отрезка, разделенного на две неравные части в пропорции золотого сечения, принять за единицу, то величина большей стороны будет равна около 0,618, а величина меньшей, соответственно, 0,382. В качестве примера использования золотого сечения можно привести изображенные на плане прямоугольные куртины, стороны которых соотносятся в указанной пропорции (рисунок 70а). Эта пропорция вызывает ощущение наиболее гармоничного соотношения величин, и не случайно поэтому со времен древнего мира многие художники и архитекторы применяли это соотношение в своей творческой практике. Золотое сечение может использоваться при проектировании цветников, газонов, водных пространств, для определения пропорций декоративных элементов оформления парков и скверов и т.п.

Рисунок 72 – Изображение куртин на плане. а) соотношение длины и ширины куртин соответствует пропорции золотого сечения; б) размеры сторон и расстояние между куртинами кратно выбранному модулю.

Термин «золотое сечение» впервые был введен Леонардо да Винчи, который называл его «божественной пропорцией». Золотому сечению приблизительно соответствует соотношение чисел в так называемом ряду Фибоначчи (числа в этом ряду представляют собой сумму двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 и т. д.). Каждое последующее соотношение чисел в ряду Фибоначчи, начиная сотношения 3: 5, все более приближается к точной пропорции золотого сечения (5: 8, 8: 13...). Эти соотношения удобно использовать для нахождения пропорций проектируемых объектов, если по замыслу они приблизительно должны соответствовать золотому сечению.

Модульная система подразумевает, что за основу берется условная единица величины (модуль) и все размеры проектируемых объектов составляют целое число заданных модулей. Пример использования модуля для определения пропорций куртин приведен на рисунке 72б.

Рисунок 73 – Система модульных пропорций в греческих ордерах. Слева направо - схемы дорического, ионического и коринфского ордеров (по Г.П. Степанову)

Модульная система применяется в архитектуре уже несколько тысячелетий. Примером ее использования могут служить античные ордера, в которых в качестве модуля берется диаметр или радиус колонны (рисунок 73). В нашей стране применяется единая модульная система (ЕМС) с принятой величиной модуля 100 см. Все размеры в строительстве получают путем умножения или деления данного модуля.

Кратко изложенные в данном параграфе основные понятия композиции в дальнейшем рассматриваются на более детальном уровне при изучении студентами дисциплин «ландшафтное проектирование», «аранжировка и фитодизайн интерьера» и «градостроительство с основами архитектуры». Знание этих понятий является необходимой основой для грамотного выполнения композиций будущими специалистами садово-паркового и ландшафтного строительства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антал Я. Архитектурное черчение (пер. со словацкого) / Я. Антал, Л. Кушнир, И. Сламень, Б. Гавранкова. – Киев: Будивельник, 1980. – 127 с.

2. Будасов Б.В. Строительное черчение и рисование / Б.В. Будасов, В.П. Каминский, Г.Б. Базилевский, В.В. Владиславский. – М.: Стройиздат, 1981. – 448 с.

3. Гарнизоненко Т. С. Справочник современного ландшафтного дизайнера. / Т. С. Гарнизоненко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 315 с.

4. Ермаков А.В. Архитектурная графика ландшафтного проектирования / А.В. Ермаков. – М.: МГОУ ВПО МГУЛ, 2006. – 148 с.

5. Зайцев К.Г. Современная архитектурная графика / К.Г. Зайцев. – М.: Стройиздат, 1970. – 203 с.

6. Комаров Н.А. Архитектурная графика. Рабочая тетрадь. Ч. 2. / Н.А.Комаров, О.С. Летина. – М.: МГУЛ, 2003. – 42 с.

7. Короев Ю.И. Начертательная геометрия / Ю.И. Короев. – М.: Архитектура-С, 2006. – 424 с.

8. Короев Ю.И. Строительное черчение и рисование / Ю.И. Короев. – М.: Высшая школа, 1983. – 288 с.

9. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна / Н.Я. Крижановская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 204 с.

10. Лепкович И.П. Ландшафтное искусство / И.П. Лепкович. – СПб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2004. – 400с.

11. Писаренко С.А. Архитектурная графика с основами композиции: лабораторный практикум для студ. спец. 250203 – «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / С.А. Писаренко; Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 2008. – 40с.

12. Писаренко С.А. Архитектурная графика с основами композиции: методические указания по выполнению расчетно-графической работы на тему: «Построение интерьера методом перспективной сетки» для студентов спец. 250203 – «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / С.А. Писаренко; Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 2009. – 22 с.

13. Писаренко С.А. Архитектурная графика с основами композиции: методические указания по выполнению контрольной работы на тему «Графическое изображение ландшафта методом перспективной сетки» студентами заочной формы обучения по спец. 250203 – «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / С.А. Писаренко; Новочерк. гос. мелиор. акад. – Новочеркасск, 2008. – 16 с.

14. Степанов Г.П. Объемно-пространственная композиция / Г.П. Степанов [и др.] – М.: Архитектура-С, 2001.

15. Шулейкин А.С. Шрифты для проектов, планов и карт / А.С. Шулейкин, В.Д. Солдаткина, В.В. Воронежцев [и др.] – М.: Недра, 1979. – 56 с.

16. Шулейкин А.С. Шрифты для проектов, планов и карт / А.С. Шулейкин, М.В. Федорченко, В.П. Раклов [и др.] – М.: Недра, 1987. – 62 с.

с
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ПЕРСПЕКТИВА…………………………………………………………….
1.1 Геометрические основы построения перспективных изображений……….
1.2 Перспектива точки, прямой и плоскости……………………………
1.3 Перспективные масштабыопределение натуральных величин отрезков и углов …………...…………………………………………….
1.4 Способы построения перспективы……………………………………
1.5 Построение окружностей и тел вращения в перспективе……………
1.6 Частные случаи перспективных построений…………………...…….
1.7 Построение теней………………………………………………………
1.8 Построение отражений…………………………………………………
ШРИФТЫ……………………………………………………………………
СТИЛИЗОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ…………..
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ………………………………………………..
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………

Учебное издание


Писаренко Сергей Александрович

Недавно услышал о интересной штуке как контраст и нюанс в художественной . Опять же хочу написать о некоторых аспектах, которые влияют на итоговый результат визуализации выбранной темы.

С чего надо начинать, чтобы рисунок не был неинтересным и унылым? Для этого нужно занять зрителя какой-нибудь работёнкой… +)

Нюанс

Начнём с нюанса.

На рисунке 1 видите композицию из 3-х кружек. Абсолютно одинаковые … ну ни куда не годится. Как-то не закончено и неинтересно. Хоть как-то исправить такое сухое изображение можно при помощи нюанса. Повернём одну из кружек, и фотка приобретёт живости.

Вообще НЮАНСОМ называют взаимодействие в композиции нескольких предметов схожих по какому-то признаку.

Рисунке 3 – хороший пример. Груши, вроде все груши как груши – “на одно лицо”, однако каждая из них обладает индивидуальными чертами, что и придаёт композиции интереса. Эта композиция не создаёт зрителю впечатления недоконченности. Человек невольно начинает сравнивать объекты… с помощью этого эффекта можно добиться повышения интереса к картинке.



Рис.2


Контраст

КОНТРАСТ – более экспрессивный метод повышения интересности картинки.

Возьмем три предмета… которые могли бы служить главными объектами композиции.


Рис.4

Три вазы, совершенно одинаковые. Согласитесь как-то “лесом они здесь”, никак не связаны друг с другом.

Это от того, что, глядя на группу предметов, мы всегда мысленно, пусть неосознанно, сопоставляем один с другим. Сравниваем их. А тут и сравнивать-то неинтересно.

Грубый и тяжелый, угловатый предмет кажется ещё более грубым и тяжелым рядом с легким и хрупким. Качество сопоставляемых предметов как будто становится ярче, обостряется при сравнении. А предметы от этого сравнения получаются взаимодействующими, связанными композиционно.

Явное, резкое различие элементов композиции по-какому-либо признаку называется контрастом.


Рис.5


Рис.6

На рисунке 7 контраст размеров котов, который смотрится эффектнее, чем композиция на рисунке 6.


Рис.7
Рис.8

На рисунке 8 изображён ряд из кружек. Две белых и красная с номером. Здесь так же присутствует контраст по цвету и наличию номера. Сразу же возникают вопросы: Почему Красная ? Почему Правая ? Почему 42 ?

Появляется интрига…

Не забывайте о этих принципах создания композиции . Контраст и Нюанс это замечательные правила, которыми следует руководствоваться при продумывании компонентов изображения.

Определение композиции.

Композиция - организующий элемент художественной формы, придающий любому произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.
Во флористике методика размещения растений и материалов основана на знании законов построения художественно- декоративной композиции и особенностей каждого вида растений.

Законы художественной композиции. Пропорции.

метрический повтор (многократное чередование какого-либо элемента с одинаковым интервалом);

ритм (в ритме, в отличие от ритмического повтора, последовательность элементов не одинакова, а разнообразна. Ритм отличает наличие акцентов.);

динамичность (прием создающий ощущение напряжения);

статичность (в интерьере визуальное состояние покоя)

тектоника (отражение в форме ее конструктивного начала, насколько объект надежен, устойчив, насколько он способен создать человеку надежную защиту);

объемно-пространственная структура (расположение объектов в пространстве, взаимодействие объектов и пространства);

пропорциональность (соразмерность);

равновесие (ощущение стабильности, уравновешенности);

симметрия (соразмерность) (Все элементы композиции страницы должны занимать площадь, соразмерную с их значением в композиции как едином целом. Одинаковость элементов по цвету, размеру или другим качествам вызывает монотонность.);

асимметрия (несоразмерность. Нарушение или отсутствие симметрии);

контраст (привлечение внимания к одному определённому элементу - использовать контрастный цвет, размер или стиль);

фактура (в композиции дизайна интерьера – это прежде всего внешняя особенность материала, используемого в отделке помещений)

пластика (согласованность, гибкость, плавность, связанность переходов от одной части к другой);

единство характера (соединение всех элементов в единое целое, они должны быть так взаимосвязаны, чтобы композиция в целом производила гармоничное впечатление.).

Пропорции

Пропорция - отношения между частями объекта, между целым объектом и остальной композицией, между двумя объектами. Пропорцию можно определить с точки зрения величины (размера), количества или степени.

Закон пропорций применяется в дизайне и флористике для создания гармоничных букетов, композиций .

Эти работы построены на принципах золотого сечения и чисел Фибоначчи, которые уравновешивают различные элементы в целой работе.

Во флористике применяют чаще всего соотношение 2:3, 3:5:8 .

Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках.
При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.
Обязательно учитывать его на 1-м этапе, при построении всех работ, далее - это правило будет «срабатывать» автоматически.


Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.
Пропорции в работах:

Измеряем высоту вазы, определяем, сколько частей она будет составлять (1, 2, 3), вычисляем высоту (3 части, 5 частей или 8) будущей композиции через пропорции, отмечаем высоту подручным материалом. При создании букета обычно пропорции строятся относительно места связки, вверх идет 5 частей, вниз 3 части.

При ниспадающих композициях на подставках учитывается его высота, высота ваз2) По длине.

Измеряется длина вазы, или диаметр, и пропорционально вычисляется ширина будущей работы.

3) По высоте и длине.
Работа имеет горизонтальное направление, хотя за основу в расчетах берется высота вазы.
Это соотношение часто называется закон рычага , т.е. чем длиннее отрезок, тем зрительно массивнее должен быть центр тяжести.

Главное - соблюдать оптический баланс, чтобы работа не "запрокидывалась". На иллюстрации - высота вазы 1 часть, длина работы -5 частей.

4) В распределении материала в работе (масса материала). Чаще всего наблюдается в постановке так называемой асимметричной группы, где главная композиция составляет 8 частей, рядом расположенная 3 части, и дальняя - 5 частей. Соблюдаем в букетах, группируя цветы и листья, в коллажах, в композициях, в венках...

Нашел соотношение цифр математик Леонардо Пизанский (или Фибоначчи) .

1: 1: 2: 3: 5: 8: 13: 21:34 ...

Размер объекта зависит от относительных размеров других объектов в окружающей среде и самой среды. Так, например, крошечная картинка на большой стене выглядит потерянной, в то время как одна большая или группа маленьких смотрятся пропорционально.

Математики разработали несколько методов для определения идеальной пропорции вещей. Наиболее известной системой дозирования является золотое сечение, изобретенное греками.

Золотое сечение - это деление на две неравные части, одна из которых меньше, а другая больше. Отношение большей части к меньшей должно быть равно отношению всей величины к ее большей части.

Ряд Фибоначчи - прогреcсирование целых чисел, где каждое число является суммой двух предыдущих (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21 ...). Соотношение между двумя последовательными числами приближенно к золотому сечению. Можно создать привлекательный и гармоничный фрагмент из квадратов, чьи стороны по длине - последовательные числа Фибоначчи; если соединить противоположные края этих квадратов, получим спираль.

Начиная с эпохи Возрождения, несколько художников, архитекторов и дизайнеров использовали золотое сечение в качестве эталона. Это, например, Леонардо да Винчи и Ле Корбюзье. Золотое сечение присутствует и в природе.

Система пропорции может быть полезным инструментом для гармоничной композиции, но интерьеры трехмерные, не плоские, как картины или фотографии. Также нужно иметь в виду, что наше восприятие вещей часто неточно: расстояние, ракурс и даже культурные традиции могут влиять на восприятие окружающей среды и повлиять на пропорцию.

При проектировании интерьера нужно смотреть на пропорциональное соотношение между:

  • частями элементов дизайна (предметы мебели)
  • несколькими элементами дизайна (расположение мебели)
  • элементами и их ограждением (мебель и пространство, в котором она находится)

В общем, если вы чувствуете, что элементы ни слишком малы, ни слишком велики и интерьер выглядит гармонично, то это значит, что вы достигли пропорции.

Цветочной композиции можно составлять из растений одинаковой высоты или сочетать виды, образующие несколько ярусов. В многоярусную композицию входят, как правило, высокорослые, средневысокие и низкорослые растения. Выбрать гармоничное соотношение высоты растений, входящих в композицию, можно с помощью классического закона «золотой пропорции», используемого в архитектуре и изобразительном искусстве. Суть его заключается в том, что отношение между двумя частями одного отрезка должно быть таким же, как между всем отрезком и его большей частью (3:5=5:8, а:b=b:(а+b)), как показано на рисунке. Применяя этот принцип, легко определить правильные пропорции между высокими, средневысокими и низкими элементами создаваемой группы. По этoму же принципу определяется и расстояние между экземплярами.

Понятие о контрасте и нюансе, цвет композиции.

Флорист будет при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:

  • богатого напряжения,
  • мягкого, тонко согласованного акцентирования,
  • экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.

В зависимости от положения в спекральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световой интенсивност влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.
Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядка красный, синий, желтый .
Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.

Смешивая цвета между собой мы получаем цвета2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).

При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д .)

В эмоциональном отношении цвета различаются сточки зрения возбуждения и покоя, активноти и покоя.

Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).

К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются толькохолодные оттенки , выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.
Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная – успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.
Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или умненьшая их. Светлые цвета расширяют простанство, работы выглядят большими. При темных цветах работы- меньше. Это свойсто часто используется для умышленной илюзорной коррекции общего впечатления.

Контрасты используются приоформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.
Выделяют:

  • дополнительный
  • качественный
  • теплых/холодных цветов
  • сильный
  • количественный

Контрасты и гармония цветов:
Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется.

Дополнительный контраст – цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾ , синий и оранжевый – 2/3: 1/3).
Сильный и дополнительный котраст лучше смотрятся в виде акцетнов в небольших помещениях.

Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вприсывании треугольника в цветовой круг (равносторониий – желтый, красный и синий; равнобедренный – желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

Гармоничное 4-цветное сочетание – при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, скрасно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черногои белого.

6-цветное сочетание – при вприсывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).
Гармония родственных цветов – сочетание цветов, которые в цветовомкруге лежат между цветами двумя основными цветами, может учавствовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).

Контраст - это различие.
Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

Нюанс - это ослабленный контраст, который играет роль оттенка в различиях основного контраста. Главный контраст требует развития, которое реализуется в нюансе. Если основной контраст строится, например, на крупном (заголовок) и мелком (основной текст) шрифтах, то уместно использовать еще один размер шрифта, который слегка отличается от основного, для выделения важных абзацев. Он и будет служить нюансировкой, которая подчеркнет основной контраст и сохранит единство стиля.

При составлении гармонической (нюансной) композиции используют различные оттенки какого-либо одного цвета. Цветовая гамма окраски листьев растений очень многообразна: от серебристо-зеленого до темно-коричневого. Поэтому обычно не составляет труда подобрать несколько видов или сортов растений с листьями различных оттенков одного цвета или близких цветов.
Возможности контрастных цветочной композиции значительно шире. При их составлении можно широко применять пестролистные растения (бегония королевская, диффенбахия, колеус, маранта и др.), используя их для создания цветовых пятен на фоне растений с однородной окраской листьев. Если пестролистные растения составляют основу композиции, подбор контрастных растений требует особого внимания. На беспокойном фоне пестролистных растений отлично выделяются растения с крупными темно-зелеными листьями, но в то же время могут совершенно «потеряться» виды с мелкими листьями.
Выразительные цветочные композиции можно составить, вводя в них цветущие растения, которые будут контрастировать со сдержанным нейтральным фоном декоративно-лиственных растений.
Эффект контрастности можно усилить, сочетая в цветочной композиции растения с разной фактурой листьев и стеблей. Разнообразие фактуры листьев и стеблей растений создает неограниченные возможности для достижения художественного эффекта. Так, листья могут быть гладкими глянцевитыми (фикус, монстера, аспидистра), бархатисто-опушенными (глоксинии, сенполии), складчато-гофрированными (куркулиго).

Любой макет полиграфии состоит из определенных элементов, например: текст, фотографии, иллюстрации, фигуры и линии, цветовые пятна, различные элементы дизайна и т. д. От того насколько грамотно элементы подобраны друг у другу и зависит целостность композиции и Среди законов компоновки элементов можно выделить контраст, нюанс и повторение (тождество). Это основные принципы построения композиции, которые прослеживаются в той или иной мере почти в каждом дизайне полиграфии. Так как без них практически не возможен, они заслуживают более детального изучения. Итак, в этой статье я расскажу о том, что такое контраст, нюанс, повторение и покажу где оно используется на конкретных примерах.

Контраст - резкое различие элементов по тону, цвету или размерам. Самым контрастным можно назвать черный текст на белом фоне, который вы читаете или на оборот - белый текст на черном фоне. Всю информацию в макете можно разделить на более важную и менее важную, поэтому контраст используют, чтобы выделить один элемент относительно другого или обратить больше внимания на какую-то часть макета.

Нюанс - противоположность контраста. Очень слабая между элементами макета. Его используют для дополнения макета менее важной информацией, едва просматривающейся на фоне или среди другой информации. Часто нюанс применяют в сочетании с повторением. Например, линии или фигуры могут дублироваться на других частях макета, но не такие контрастные, чтобы не привлекать лишнего внимания.

Повторение (тождество) - повторение элементов. Возможно видоизмененных, но легко узнаваемых. Повторяющиеся элементы дизайна придают макету целостность и единый стиль оформления.

Все эти три принципа свободно уживаются в одном макете. Хотя их сочетание может различаться в любом дизайне просматриваются контрастирующие элементы, повторение стиля и менее контрастные детали хорошо дополняющие макет. Теперь приступим к конкретным примерам:

В данном буклете представлена реклама рыбного продукта - икры. В качестве основных дизайнер использовал два цвета: красный (цвет икры) и зелёного (цвет зелени или воды). Красный цвет очень хорошо контрастирует с желто-зеленым. Если присмотреться к фону, можно заметить пузырьки воздуха или увеличенную икру. Они едва видны и почти сливаются с фоном, поэтому здесь явно используется нюанс. Красная заливка в верхней части макета и красная волна в нижней повторяется и на внутренней стороне. Также главное слово "рыбспецпродукт" выделено с помощью размера и белой обводки, которое делает его видным даже на красном фоне.

Тема следующей листовки - какой-то аппарат для поездов. Здесь, как и на прошлой на фоне едва просматриваются железная дорога, что тоже напрямую связано с темой листовки. Чередование контрастных блоков позволяет легко воспринимать информацию, а также благодаря их правильно подобранному повторению создается ощущение целостности макета. Интересно, что сами блоки сделаны в технологичном стиле по форме рекламируемой детали.

В этом макете в качестве повторяющегося дизайнерского элемента используется дуга или овал выходящий за пределы листовки. Если присмотреться, во внутренней части листовки можно увидеть те же дуги полу прозрачные и не очень заметные. Это использование нюанса. Контраст виден в том, насколько хорошо выделены заголовки каждой полосы буклета и другая важная информация.

Итак, абсолютно в любом макете можно заметить использование контраста, нюанса и тождества. Их сочетание может быть различным, однако применение этих простых законов композиции сделает ваш для зрителя и грамотным с точки зрения рекламы.

Подробнее о законах композиции в этом видео:

(Visited 11 776 times, 8 visits today)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса