Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Клейн архитектор работы. «Наша эпоха» в домике Романа Клейна – необычный московский музей! Пивоваренный завод, Торговый дом, Храм-усыпальница

160 лет назад, 31 марта 1858 года родился архитектор Роман Клейн - один из самых востребованных архитекторов в России конца XIX - начала XX веков. Именно он возводил Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), магазин "Мюр и Мерилиз" (ныне ЦУМ), Бородинский мост и десятки доходных домов. От стилизаций и эклектики ранних работ он впоследствии пришел к неоклассическому стилю. Открыв в 1888 году частную практику, он превратил ее фактически в школу, через которую прошли многие талантливые архитекторы, такие как А.Я. Головин, И.И. Рерберг, В.Г. Шухов и другие.


Роман Клейн, 1890-е

Роман Клейн родился в многодетной купеческой семье. Он был пятым из семи детей московского коммерсанта Ивана Клейна. Дом был большим и гостеприимным - в нем постоянно бывали литераторы, музыканты, художники. Личность мальчика формировалась в творческой и культурно-образованной среде. Он рано проявил склонности к рисованию и музыке, а покровительство и дружба известного архитектора Вивьена сыграли определяющую роль в выборе профессии.
В 1879 году Роман Клейн окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1882 году - Императорскую Академию Художеств со званием классный художник-архитектор 3-й степени. Затем Клейн стажировался в Италии, изучал европейскую архитектуру, художественные музеи и памятники. Он начал свою практическую работу в качестве помощника архитектора во время сооружения в Москве Исторического музея. Одна из первых самостоятельных построек Клейна - Средние торговые ряды на Красной Площади, стилизация под древнерусское зодчество. Их сооружение на месте, прежде занятом множеством мелких ветхих лавок и складов, явилось ярким событием того времени.
Если мысленно собрать на одной территории все здания, построенные в Москве Клейном, то получится целый маленький город со своим центром. Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х годов.
С 1918 года и до конца дней он работал штатным архитектором Пушкинского музея в Москве, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса.
Умер Роман Иванович Клейн 3 мая 1924 года в Москве, где и был похоронен на Введенском кладбище. Всего архитектор построил в Москве более 60 крупных зданий, все его проекты показать сложно, вот только 16 из них.

1. Неоклассический особняк по адресу Воздвиженка, 14 был построен в 1886-1888 годах архитектором Р.И. Клейном для известной московской общественной деятельницы, предпринимательницы и меценатки, владелицы Тверской мануфактуры и представительницы двух знаменитых купеческих родов, Варвары Алексеевны Морозовой. Этот особняк стал одной из первых самостоятельных работ Р.И. Клейна, тогда еще начинающего архитектора.


Особняк Морозовой. Улица Воздвиженка, дом 14. 1886

2. В 1887 году участок по нынешнему адресу Олсуфьевский переулок, 6 приобрёл Роман Клейн. Здесь тогда находились деревянный дом и несколько дворовых построек. В 1889 году зодчий несколько видоизменяет это здание, а в 1896 году надстраивает вторым этажом и размещает там чертёжную мастерскую и личную библиотеку.


Дом архитектора Р.И. Клейна. Олсуфьевский пер., дом 6, строение 2. 1889-1896

С этого времени все последующие архитектурные проекты Клейна создавались именно в этих стенах. В этот дом приходил Иван Владимирович Цветаев - инициатор создания и первый директор Музея изящных искусств, над проектом которого здесь и трудился Роман Иванович.

3. Дом № 3 по Вспольному переулку - особняк А.В. Эджубова, построен в 1889 году. В этом очень скромном одноэтажном особняке узнаются черты эклектичного стиля Клейна.


Особняк А.В. Эджубова. Вспольный переулок, дом 3. 1889

4. Экзотическое здание в китайском стиле, известное как "Чайный дом", обновлялось архитектором Карлом Гиппиусом под руководством Роберта Клейна. Фасад украшен лепными изображениями китайских животных и других исторических символов, стилизованных под китайские иероглифы с надписями, а на крыше установлена башенка в виде двухъярусной китайской пагоды.


Чайный дом. Мясницкая улица, дом 19.1890 -1893
https://galik-123.livejournal.com/164532.html

5. По проекту архитектора Р.И. Клейна в центре Москвы в 1889-1893 годах были построены Средние торговые ряды. Они являлись частью архитектурного ансамбля вместе с Верхними торговыми рядами. Западным фасадом выходят на Красную площадь. В настоящее время комплекс зданий находится на реконструкции.


Средние торговые ряды. Красная площадь, дом 5.1890-1893
https://galik-123.livejournal.com/378805.htm

6. В 1893 году на средства П.Г. Шелапутина был заложен Гинекологический институт. Архитектором института стал Р.И. Клейн. Здание заняло угол Большой Пироговской улицы и Олсуфьевского переулка. Оно имеет Г-образную форму. На Большую Пироговскую улицу здание Института выходит глубоким балконом, украшенным четырьмя легкими колоннами и ажурной оградой. Угол венчает стеклянный купол.


Улица Большая Пироговская, 11, С1. Гинекологический институт им. А.П. Шелапутиной. 1893-1895

7. Здание около метро Красная Пресня было построено к 1895 году по инициативе профессора А.П. Богданова для бактериолого-агрономической станции ботанического сада Императорского общества акклиматизации животных и растений. Архитекторами здания считаются Р.И. Клейн и А.Э. Эрихсон. Финансировал постройку и исследования, проводимые станцией, владелец самой известной в дореволюционной России аптеки - магистр фармации, меценат и ученый В.К. Феррейн.


Станция Ботанического сада на Красной Пресне.1895
https://galik-123.livejournal.com/173943.html

8. В 1898 году модный в то время архитектор Роман Клейн перестроил для семьи Депре старое здание на Петровке. Элегантный дом с элементами французской архитектуры был оборудован последними новшествами. На первом этаже располагался "Магазин иностранных вин и гаванских сигар, поставщика высочайшего двора К.Ф. Депре".


Дом виноторговца Депре. Улица Петровка, дом 8.1898
https://galik-123.livejournal.com/281155.html

9. Четырехэтажное здание №19 на Кузнецком мосту в архитектурном мире известно как доходный дом c магазинами князя Андрея Гагарина, построенный в две очереди: сначала архитектором Виктором Косовым, потом - Клейном.


Пассаж "Кузнецкий мост". Улица Кузнецкий мост, 19.1898
https://galik-123.livejournal.com/389214.html

10. Дом чаепромышленников Высоцких по адресу Огородная слобода, 6 построен в 1900 году по проекту Клейна. Талантливый стилизатор Р.И. Клейн сумел совместить в этом доме элементы средневекового замка и дворца эпохи Возрождения.


Дом Высоцких. Переулок Огородная Слобода, дом 6. 1900
https://galik-123.livejournal.com/378296.html

11. Здание в стиле неоготики с элементами модерна, в котором сейчас находится ЦУМ, в настоящем его виде было построено в 1908 году по проекту архитектора Романа Клейна для компании "Мюр и Мерилиз".


Универсальный магазин "Мюр и Мерилиз". Улица Петровка, дом 2. 1906-1908
https://galik-123.livejournal.com/380617.html

12. В конце 1896 года основателем музея - профессором кафедры теории и истории искусства Иваном Владимировичем Цветаевым, были разработаны условия конкурса на архитектурный проект Музея изящных искусств при Императорском Московском университете. Правление университета, по условиям конкурса, имело право выбрать для строительства любой проект и пригласить архитектора по собственному усмотрению. Избран был сравнительно молодой, но известный московский архитектор Роман Иванович Клейн. В сооружении здания с 1898 года участвовал инженер Иван Иванович Рерберг.


Музей изящных искусств. Улица Волхонка, дом 12. 1898-1907

Клейн вырабатывал окончательный проект, отвечавший требованиям Правления и Комитета по устройству Музея.

Проект Клейна основывался на классических античных храмах на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. За строительство Музея изящных искусств Клейн был удостоен звания академика (1907 год).

13. Заметной работой Клейна является перестройка старинного здания на Ильинке, дом 12, по заказу Серпуховского городского общества. В основе постройки лежит дом купца Хрящева, воздвигнутый по проекту известного архитектора Матвея Казакова в 1778 году.


Доходный дом И.Г. Хрящева. Ильинка, дом 12. 1901-1904

Клейн преобразил фасад, внеся туда ряд изменений. Композиционным центром дома стали три крупных арочных окна второго и третьего этажей.

14. В 1899-1902 годах всё тот же Роман Клейн построил для "Товарищества К. Ф. Депре" большой доходный дом с фирменным магазином и большими подвалами на Петровском бульваре.


Доходный дом. Петровский бульвар, дом 17. 1902
https://galik-123.livejournal.com/281155.html

15. В 1906 году Клейн построил особняк для предпринимателя Ивана Некрасова. Дом возведен в лучших традициях английской неоготики, черты которой отражены в орнаменте верхнего эркера, сводах парадной лестницы и других элементах.


Особняк И.И.Некрасова. Хлебный переулок, дом 20. 1906

16. В 1912 году богатый меховщик А.П. Гуськов заказал Р.И. Клейну проект нового для начала XX века типа здания - кинотеатра под названием "Колизей".


Кинотеатр "Колизей". Чистопрудный бульвар, дом 17. 1914

В соответствии с названием он был построен с использованием элементов античной архитектуры. Очень удачна колоннада, ограждающая входную площадку. В настоящее время заканчивается реставрация здания.

Р оман Клейн спроектировал около 130 сооружений, из них свыше 60 - в Москве. Он был одним из первых в России, кто начал применять в строительстве железобетонные конструкции. Ярким образцом клейновского стиля, сочетавшего мотивы старинного зодчества и новейшие технические достижения, стал универмаг «Мюр и Мерилиз», известный сегодня как ЦУМ. Но главное детище, прославившее имя архитектора, - здание Музея изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Первые самостоятельные проекты архитектора Клейна

Будущий архитектор был пятым из семи детей московского купца первой гильдии Ивана Клейна. При рождении мальчику дали имя Роберт Юлиус, но окружающие стали называть его по-русски - Романом. Мать Эмилия Клейн собирала в доме кружок интеллигенции, куда были вхожи пианисты Антон и Николай Рубинштейны. Другом семьи был архитектор Александр Вивиен, преподававший в Межевом институте и Земледельческой школе. Под его влиянием 10-летний Роман увлекся градостроительством. В 1873–1874 годах, еще учась в гимназии, он посещал курсы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В 17 лет Клейн ушел из дома, на мизерное жалованье младшего чертежника снимал на пару с товарищем комнату практически без мебели, часто недоедал, но отказывался брать деньги у родителей. В 1875 году архитектор Владимир Шервуд, у которого работал Клейн, начал строить Исторический музей на Красной площади, что стало для юноши серьезной школой. Спустя два года Клейн поступил в Императорскую академию художеств в Петербурге. После ее окончания молодой архитектор отправился в пенсионерскую поездку. Академия художеств оплачивала лучшим выпускникам пребывание в Италии или Франции для завершения образования. За 1,5 года Клейн побывал в Равенне и Риме, а в Париже работал в мастерской самого Шарля Гарнье - архитектора, построившего здание Парижской оперы и Казино в Монте-Карло. От Гарнье Роман Клейн перенял любовь к эклектике и в частности - к модному тогда во Франции стилю боз-ар. За его основу брались элементы итальянского Ренессанса и французского барокко. В дальнейшем Клейн обращался в своем творчестве к разным странам и эпохам.

Вернувшись в Москву, архитектор реализовал свой первый самостоятельный проект: перестроил особняк на Новой Басманной улице для купца Василия Хлудова. В 1886–1888 годах Клейн возвел дом для московской купчихи Варвары Морозовой. Здание, стилизованное под итальянское палаццо, стало лучшей рекомендацией для молодого архитектора. Отныне к нему постоянно обращались заказчики из купеческой среды.

Архитектор лично курировал строительство на «своих» объектах, одним из таких был Гинекологический институт (ныне - Институт акушерства и гинекологии им. В.Ф. Снегирева). Его построили в 1893 году в Клиническом городке при Московском университете на Девичьем Поле. Это здание интересно угловой башней-операционной с большими окнами и стеклянным потолком. Клинику возводили на средства мецената Павла Шелапутина. По его же заказу Роман Клейн построил неподалеку дом для выдающегося врача Владимира Снегирева.

К тому же периоду относятся такие проекты Клейна, как Средние торговые ряды на Красной площади, Торговый дом Серпуховского городского общества, Торговый дом «Варваринское подворье».

Торговый дом Серпуховского городского общества. Фотография: livejournal.com

Средние торговый ряды на Красной площади. Фотография: Володина Ольга / фотобанк «Лори»

Бывший конторский и торговый дом «Варваринское подворье». Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Музей изящных искусств

В августе 1896 года был объявлен конкурс на проект здания Музея изящных искусств имени Александра III при Московском университете. Инициатором и душой музея, его первым директором был профессор Московского университета историк искусства и доктор римской словесности Иван Цветаев . Он разработал и условия конкурса - в них оговаривалось, что проект должен быть выполнен «в формах античной архитектуры или в стиле эпохи Возрождения». Интерьеры залов должны были быть оформлены сообразно эпохе, к которой принадлежали выставленные в них экспонаты. Конкурс проводила Академия художеств, в нем приняло участие 19 архитекторов с 15 проектами. Роман Клейн был удостоен лишь дополнительной награды, но правление Московского университета выбрало его проект для реализации. Иван Цветаев объяснял это так:

«Неудачный конкурс в Санкт-Петербургской академии художеств, на который из-за внутренних раздоров архитектурного отделения с живописным никто из больших архитекторов не пошел: выступили только второстепенные и молодые силы, не представившие хорошего проекта. Вследствие чего остановились на Клейне, хотя тоже не удовлетворившем своим конкурсным проектом, но близко знакомого Николаю Андреевичу Звереву и обещавшем возможность разработки планов музея совместно со мною и по указаниям заграничных специалистов, каковую надежду, при художественной своей натуре и отличном нраве, он и исполнил, переделывая шесть раз свой проект».

Музей изящных искусств строили 16 лет. Из 2,6 миллиона рублей, в которые обошлось строительство, больше двух миллионов выделил меценат Юрий Нечаев-Мальцев. Клейн не раз ездил в Европу - консультировался с историками, археологами и специалистами по музееведению.

Здание возвели в стиле античного храма. Колонны фасада повторяют колоннаду восточного портика Эрехтейона - храма в Афинском акрополе. В декабре 1904 года случился пожар, пострадали залы антиквария и библиотека. Иван Цветаев в это время находился в Берлине, и Клейн, по сути, взял на себя руководство, так как «пожарными распоряжался лишь пьяный брандмейстер Тверской части». В письме к Цветаеву архитектор рассказывал: «…пожарные, не церемонясь, пробивали ломами насквозь ящики и таким образом громили все содержимое. Меня отчаяние охватывало до слез… Хладнокровнее всех, как мне показалось, отнесся к случившемуся Юрий Степанович (Нечаев-Мальцев. - Прим. ред.)… он успокаивал меня, говоря, что убытки небольшие и ограничатся суммою не более 25 000 рублей, но мне думается, что они значительнее» .

В 1907 году за проект Музея изящных искусств Роману Клейну присвоили звание академика архитектуры. Музей открылся 31 мая 1912 года.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Фотография: arts-museum.ru

Здание московского театра «Современник». Фотография: Shuvaev / wikimedia.org

Торговый дом «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ). Фотография: moscow.org

Пивоваренный завод, Торговый дом, Храм-усыпальница

Параллельно с работой над музеем Роман Клейн возводил другие здания. В 1901 году он построил особняк для чаеторговцев Высоцких, стилизовав его под французское шато. Сегодня в этом здании в Огородной слободе располагается Дворец творчества детей и молодежи. В 1903 году закончилось строительство Института для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых в Больничном городке при Московском университете. Для промышленных нужд Клейн построил электростанцию и пивоваренный завод, чаеразвесочную, каучуковую и шелкоткацкую фабрики. По его проектам возводились винные склады и доходные дома, приюты и гимназии. В 1906 году к нему обратилась еврейская община Москвы. После того как власти разрешили вновь использовать здание Большой Хоральной синагоги по прямому назначению, необходимо было восстановить убранство, созданное ранее архитектором Семеном Эйбушицем.

Клейн охотно брался за реконструкции, хотя слава в этом случае доставалась автору первоначального проекта. Но бывало и наоборот. В 1893 году Клейн построил дом в ренессансном стиле для чаеторговцев Перловых . В 1896 году Перловы поручили архитектору Карлу Гиппиусу переоформить строение в китайском стиле, чтобы привлечь клиентуру. Дом украшает Мясницкую улицу и сегодня, но авторство китайского декора нередко по ошибке приписывают Роману Клейну.

В 1906–1908 годах под руководством Клейна возводился торговый дом «Мюр и Мерилиз». Семиэтажное здание, напоминающее английский готический замок, построенное из стекла и бетона на несущих металлических конструкциях, смотрелось в центре Москвы революционно. Впервые окна нижних этажей представляли собой сплошную витрину - выставку товаров, как тогда говорили, - впервые покупатели могли пользоваться лифтами.

В 1912 году Клейн участвовал в сооружении нового Бородинского моста через Москву-реку. Спустя два года на Чистопрудном бульваре открылся построенный им кинотеатр «Колизей». После реконструкции 1970-х годов в это здание переехал театр «Современник» . Одной из последних значительных работ Романа Клейна стал храм-усыпальница Юсуповых в усадьбе Архангельское - «Колоннада». По прямому назначению это величественное здание никогда не использовалось, сегодня в нем проводят выставки и концерты.

Роман Клейн преподавал в Московском высшем техническом училище и Рижском политехническом институте, базировавшемся в 1916–1918 годах в Москве. В его мастерской стажировались Леонид Веснин и Григорий Бархин, с именами которых связан облик новой советской Москвы. В 1924 году Романа Клейна назначили руководителем проектного бюро Наркомпроса. В том же году архитектор скончался.

Архитектор Роман Иванович Клейн (настоящее имя и отчество - Роберт Юлиус) родился в марте 1858 года в городе Москве в еврейской купеческой семье, проживавшей в то время на Малой Дмитровке.

В гостях у его родителей часто бывали такие известные люди, как композитор и дирижер Антон Рубинштейн со своим братом Николаем - пианистом-виртуозом, архитектор Александр Осипович Вивьен и многие представителе культурной общественности (художники, писатели, поэты и музыканты).

Скорее всего, занятия с Александром Вивьеном определили будущий выбор специальности Романа Ивановича.

Далее была учеба в Императорской Академии художеств в Петербурге, которую Роман Иванович закончил в 1882 года с присвоением звания «Классного художника архитектуры». Для совершенствования своих умений был направлен в пенсионерскую (пансионерскую) поездку в Европу от этого заведения.

Там ему посчастливилось поработать с таким мэтром архитектуры, как Шарль Гарнье, участвовавшим тогда в возведении построек для Парижской выставки, состоявшейся в 1889 года.

После своего возвращения в Москву в 1885 году, архитектор Клейн работает помощником в архитектурных мастерских Владимира Шервуда и Александра Попова.

С 1888 года Роман Иванович начинает самостоятельную практику. Первой постройкой стал дом Морозовой на улице Воздвиженке. Именно благодаря Варваре Алексеевне, молодой человек знакомится с представителями старообрядческого купечества - Шелапутиными, Прохоровыми, Морозовыми и Коншиными.

Двадцать лет своей жизни архитектор Клейн посвятил одному из самых значимых своих творений - Музею изящных искусств им. Александра III (ныне - ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Роман Иванович признан и как специалист по промышленной архитектуре. По его проектам возводились производственные здания для промышленников Москвы - Юлия Гужона, Альберта Гюбнера, семьи Жиро и многих других.

Большой вклад внес архитектор в облик южной части района Китай-город. Там по его проектам были построены здания нескольких банков и Средние торговые ряды.

После революции 1917 года Клейн остается в России и продолжает заниматься архитектурной деятельностью, но создать что-то значимое не успел. В 1924 году Романа Ивановича не стало. Похоронили мастера на .

Дома и здания работы архитектора Клейна Р.И. в Москве

Фото 1. Кинотеатр "Колизей" на Чистопрудном бульваре, 17





Фото 2. Доходный дом графини Милорадович на Поварской, 22

И десятков других памятников.

Мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры - строил в неоклассическом стиле.

Преподаватель, педагог, подготовивший таких профессионалов, как И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин и других.

Биография

Родился в московской многодетной купеческой (позже перешедшей в сословие потомственных почётных граждан) семье еврейского происхождения. Семья жила на Малой Дмитровке; в их доме часто бывали Антон Рубинштейн и его брат Николай, архитектор Александр Вивьен, многие другие известные художники, литераторы и музыканты. Уже в детстве Клейн проявлял склонности к музыке и рисованию, а занятия с Вивьеном предопределили окончательный выбор будущей профессии.

Во время обучения в гимназии Креймана в 1873–1874 годах посещал курсы в МУЖВЗ, где получил две училищных награды. В 1875–1877 годах работал чертёжником у архитектора В. О. Шервуда на постройке . В 1877–1882 годах обучался в Императорской Академии художеств, закончил её со званием классного художника архитектуры 3-й степени. После окончания ИАХ был направлен в пенсионерскую поездку за границу: полтора года стажировался в Европе - в Италии и Франции; работал в мастерской известного архитектора Шарля Гарнье, принял участие в работе Гарнье по сооружению исторических жилищ разных народов для парижской выставки 1889 года. После возвращения в Москву в 1885–1887 годах работал помощником в мастерских разных архитекторов, в том числе у В. О. Шервуда и А. П. Попова.

неизвестен , Public Domain

В 1888 году начал самостоятельную архитектурную практику. Первая крупная постройка Клейна, принёсшая ему славу - дом В. А. Морозовой на Воздвиженке, 14, - ввела его в круг старообрядческого купечества - Морозовых, Коншиных, Шелапутиных, Прохоровых.

«Количество его произведений сопоставимо с результатом работы самого плодовитого московского мастера того времени - . Вместе с тем по масштабу своего дарования Клейн заметно уступал своим современникам - , Фомину, Бондаренко, Иванову-Шицу и, конечно, самому Шехтелю».

М. В. Нащокина

Почти двадцать лет своей жизни (1896–1912) Клейн посвятил строительству Музея изящных искусств имени Александра III. Проведенный в 1896 публичный конкурс был выигран П. С. Бойцовым В итоге, правление МГУ - организатор постройки - пригласил Клейна возглавить проект, организовав ему турне в европейские музеи.

Клейн использовал общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов в стиле неогрек и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды. В неё входили такие мастера, как В. Г. Шухов, И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, И. И. Нивинский, А. Я. Головин, П. А. Заруцкий и др. Работы проводились Торговым домом В. Залесский и В.Чаплин, который устраивал в здании Музея паро-водо-духовое отопление. И. И. Рерберг был помощником Клейна и отвечал за качество производимых работ и за ведение отчетности строительства.

Клейн - возможно, самый плодовитый мастер промышленной архитектуры своего времени, совмещал руководство постройкой музея с множеством частных проектов. Среди его постоянных клиентов крупнейшие московские промышленников - семья Жиро, Ю. П. Гужон, А. О. Гюбнер. Среди построек Клейна - фабрика «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе и первые корпуса "Второго автомобильного завода «Руссо-Балт» в Филях (нынешний ГКНПЦ имени Хруничева).

Работы Клейна во многом определили облик южной части - он построил Средние торговые ряды на , банковские здания на Варварке, 7 и Ильинке, 12 и 14. Псевдорусские особняки работы Клейна сохранились в Огородной слободе, 6 и на Шаболовке, 26. Там же, на Шаболовке, 33 - дворянская богадельня имени Ю. С. Нечаева-Мальцова, а на Малой Пироговской улице, 20 - Институт злокачественных опухолей имени Морозовых (первый в Москве раковый хоспис, ныне старое здание МНИОИ имени Герцена). По заказу благотворительного фонда П. Г. Шелапутина Клейн выстроил школы на Ленинском проспекте, 15, в переулке Хользунова, 14-18 и др. В 1906-1911 завершил строительство Московской хоральной синагоги по проекту умершего С. С. Эйбушица. В Серпухове Клейн выстроил здание городской думы, особняк Мараевой (ныне Серпуховский историко-художественный музей и Храм Спаса Нерукотворного Образа.

Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х гг. С 1918 и до самой смерти он работал штатным архитектором Пушкинского музея, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Выполнил много проектов, оставшихся не реализованными. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса. Похоронен на (15 уч.).

Проекты и постройки

  • Особняк В. А. Хлудова (1884-1885 (?), Москва, Новая Басманная улица, 19) снесён в 1960 году;
  • Доходный дом И. И. Афремова (1885, Москва, Неглинная улица, 5), не сохранился;
  • Доходный дом князя Урусова (1885, Москва, Плотников переулок, 13), снесён в 1983 году;
  • Торговый, конторский и доходный дом В. Д. Перлова (С. В. Перлова), проект перестройки сделан архитектором К. К. Гиппиусом (1885-1893, Москва, Мясницкая улица, 19);
  • Доходный дом Л. Э. Адельгейма (1886, Москва, Большая Дмитровка, 23), перестроен;
  • (1886, Москва, Театральная площадь), не сохранился;
  • Особняк В. А. Морозовой (1886-1888, Москва, Воздвиженка, 14);
  • Церковь-усыпальница князей Шаховских в их имении (1888, под Санкт-Петербургом), не сохранились;
  • Доходный дом (1888, Москва, Страстной бульвар, 8);
  • Конкурсный проект здания Верхних торговых рядов (2-я премия) (1888-1889, Москва, Красная площадь), не осуществлён;
  • Перестройка здания Русского для Внешней торговли и Сибирского банков (1888-1889, Москва, Ильинка, 12/2);
  • Торговый и конторский дом Серпуховского городского общества (1888-1903, Москва, Ипатьевский переулок);
  • Перестройка доходного дома В. О. Гаркави (1889, Москва, Сивцев Вражек, 38/19);
  • Трибуны и беговая беседка Московского бегового общества (1889-1890-е, Москва), не сохранились;
  • Перестроки и надстройка собственного особняка (1889, 1896, Москва, Олсуфьевский переулок, 6, в глубине участка), здание заменено новой постройкой, отчасти напоминающей оригинал;
  • Дом Эджубова (1880-е, Москва, Воскресенская площадь, 3);
  • Конторский и торговый дом «Варваринское подворье» (1890-1892, Москва, Варварка, 7 - Никольский переулок, 11);
  • Особняк А. Зиберта (1891, Москва, Долгоруковская улица, 27);
  • Особняк профессора В. Ф. Снегирёва (1893-1894, Москва, Плющиха, 62);
  • Московский гинекологический институт им. А. П. Шелапутиной при Московском университете (1893-1896, Москва, Большая Пироговская улица, 11/12);
  • Храм Спаса Нерукотворного на Занарском кладбище (1893-1896, Серпухов, улица Чернышевского, 52), частично разрушен;
  • Церковь Всех Святых в Высоцком монастыре (1893-1896, Серпухов, Калужская улица, 110);
  • Церковь Троицы Живоначальной (1894-1895, Карабаново, ул. Луначарского), не сохранилась;
  • Доходный дом А. А. Пантелеева (1894-1897, Москва, Олсуфьевский переулок, 1), надстроен;
  • Церковь (1894-1896, с. Осеченки, Раменский район Московской области);
  • Доходный дом И. Т. Кузина (1895-1898, Олсуфьевский переулок, 8);
  • Доходный дом Товарищества виноторговли К. Ф. Депре и К° (1895-1898, Москва, Петровка, 8);
  • Конкурсный проект Музея изящных искусств (золотая медаль ИАХ) (1896, Москва);
  • Перестройка Церкви Жён Мироносиц (новой) (1896, Серпухов, Вторая Московская улица), не сохранилась;
  • Доходный дом А. А. Пантелеева (1896-1897, Москва, Олсуфьевский переулок, 1а), надстроен двумя этажами;
  • Магазин торгового дома «Мюр и Мерилиз» во владении князя А. Г. Гагарина, совместно с архитектором В. А. Коссовым (1896-1898, Москва, Кузнецкий Мост, 19);
  • Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, при участии архитекторов Г. Б. Бархина, И. И. Рерберга, А. Д. Чичагова, инженера В. Г. Шухова, художников И. И. Нивинского, П. В. Жуковского, А. Я. Головина, скульптора Г. Р. Залемана и др. (1896-1912, Москва, Волхонка, 12);
  • Особняк Г. Симона (1898, Москва, Шаболовка, 26);
  • Беседка для церемонии закладки Музея изящных искусств (1898, Москва, Волхонка), не сохранилась;
  • Винный склад «Товарищества К. Ф. Депре» (1899, Москва, Первый Колобовский переулок, 12 - Третий Колобовский переулок, 3);
  • Надворные постройки при особняке В. П. Берга (1899, Арбат, 28), не сохранились;
  • Классическая мужская гимназия № 8 имени П. Г. Шелапутина с церковью Святого Григория Богослова (1899-1901, Москва, Хользунов переулок, 14);
  • Доходный дом А. К. Депре (1899-1902, Петровский бульвар, 17), надстроен двумя этажами;
  • Конкурсный проект трибун Московского бегового общества (1-я премия) (1890-е, Москва), не осуществлён;
  • Церковь (1890-е, с. Быково Московской области);
  • Шёлковая фабрика Симона (1890-е, Москва, Шаболовка, 26);
  • Ткацкий корпус Прохоровской Трёхгорной мануфактуры (1890-е, Рочдельская улица, 13-15);
  • Клеевой завод Терлинера (1890-е, Москва, Кожевники);
  • Доходный дом Ефремова (1890-е, Москва, Манежная улица);
  • Приёмная Трёхгорного пивоваренного завода (1890-е, Москва, Кутузовский проспект, 12);
  • Перестройка здания Московского купеческого банка (1890-е, Ильинка, 14);
  • Участие в отделке Дворцового моста (1890-е, Санкт-Петербург);
  • Дом Тургенева (1890-е, Санкт-Петербург, Английская набережная);
  • Комплекс усадьбы фон Вогау (главный дом, скотный двор, птичник, хозяйственные постройки) (1890-е, станция Юдино, Московская область);
  • Конкурсный проект студенческого общежития при Московском университете на Девивичьем поле (1-я премия) (1890-е, Москва), не осуществлён;
  • Трапезная Казанской Амвросиевской женской пустыни (рубеж XIX-XX вв., с. Шамордино Козельского района Калужской области);
  • Собственный доходный дом (1900, Москва, Олсуфьевский переулок,6, на красной линии);
  • Студенческое общежитие Московского университета (по проекту, получившему на конкурсе 1-ю премию) (1900, Москва, Большая Грузинская улица, 10);
  • Дворянская богадельня имени С. Д. Нечаева-Мальцева с церковью Стефана Архидиакона (1900-1901, Москва, Шаболовка, 33);
  • Приёмная и фабричные корпуса Ситцевой фабрики А. Гюбнера (1900-1901, Москва, Малый Саввинский переулок);
  • Особняк Х. Б. Высоцкой (1900-1901, 1910, Москва, Огородная слобода, 6);
  • Студенческое общежитие имени императора Николая II при Московском университете (1900-1902, Москва, Большая Грузинская улица, 10-12);
  • Женское ремесленное училище имени Г. Шелапутина (1900-1903, Москва, Ленинский проспект, 15);
  • Общежитие для студентов медицинского факультета Московского университета имени Великого князя Сергея Александровича (1900-1903, Москва, Малая Пироговская улица, 16);
  • Институт для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых при Московском университете (1900-1903, Москва, Малая Пироговская улица, 20);
  • Средние торговые ряды (по конкурсному проекту получившему 2-ю премию) (1901-1902, Москва, Красная площадь, 5);
  • Проект торгового дома «Мюр и Мерилиз» (1902, Москва, Петровка, 2), не осуществлён;
  • Пристройки (первые) к зданию Трёхгорного пивоваренного товарищества (1903, Москва, Кутузовский проспект, 12);
  • Училище памяти И. П. Боголепова в Покровском-Филях (1903)
  • Перестройки и хозяйственные постройки во владении А. Ф. Михайлова (1903, 1907, 1914, Москва, Хамовнический (?) переулок, 17);
  • Проект усыпальницы Великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре (1904, Москва, Московский Кремль), не сохранился;
  • Дом-музей (картинная галерея) К. -М. (К. О.) Жиро (1904-1905, Москва, улица Тимура Фрунзе), перестроен;
  • Дом Серпуховского городского общества (1904-1906, Москва, Ильинка, 12);
  • Доходный дом (1905, Москва, проспект Мира, 62);
  • Электростанция Общества электрического освещения (1905-1907, Москва, Раушская набережная, 8);
  • Особняк И. И. Некрасова (1906, Москва, Хлебный переулок, 20/3);

NVO , CC BY-SA 2.5
  • Сторожка при шёлкоткацкой фабрике Жиро (1906, Москва, улица Льва Толстого);
  • Торговый дом «Мюр и Мерилиз» (1906-1908, Москва, Петровка, 2);
  • Пристройки и надстройки зданий, элеватор и водонапорная башня во владении Трёхгорного пивоваренного товарищества (1906, 1909-1910, Москва);
  • Строительство по проекту С. С. Эйбушица и отделка интерьеров Хоральной синагоги Московского еврейского общества (1906-1911, Москва, Большой Спасоглинищевский переулок, 10);
  • Проект школы при костеле Св. Людовика (1907, Москва), не осуществлён;
  • Доходный дом К. О. Жиро (1907-1908, Москва, улица Тимура Фрунзе,11), надстроен;
  • Доходный дом Г. А. Кеппена (1907-1914, Москва, Мясницкая улица, 5);
  • Производственные корпуса шёлковой фабрики К. О. Жиро (8 строений) (1907-1914, Москва, улица Тимура Фрунзе, 11), частично сохранились;
  • Перестройка дома К. О. Жиро (1908, Москва, улица Льва Толстого, 18);
  • Проект памятника (1908, Бородино);
  • Бородинский мост через Москву-реку, совместно с инженером Н. И. Осколковым, при участии Г. Б. Бархина, А. Д. Чичагова, П. П. Щёкотова, А. Л. Обера (1908-1913, Москва), позднее перестроен;
  • Конкурсный проект здания Северного страхового общества (3-я премия) (1909, Москва), не осуществлён;
  • Педагогический институт с музеем имени П. Г. Шелапутина и реальное училище имени А. П. Шелапутина (1909-1911, Москва, Хользунов переулок, 16-18);
  • Храм-усупальница князей Юсуповых, графов Сумароковых-Эльстонов, совместно с Г. Б. Бархиным (1909-1916, Архангельское);
  • Торговый дом инженера М. Я. Масленникова и К° (1900-е, Фуркасовский переулок, 1 (?)), перестроен;
  • Больница при Тверской мануфактуре (1900-е, Тверь);
  • Общежитие при Тверской мануфактуре (1900-е, Тверь);
  • Здание Городской думы имени Фирсанова (1900-е, Серпухов, улица Советская, 31/21);
  • Доходный дом Патрикеева (1900-е, Москва, Гоголевский бульвар);
  • Церковь (1900-е, Ораниенбаум);
  • Участие в постройке моста (1900-е, Брюссель);
  • Завод металлических изделий Жака (напротив Симонова монастыря) (1900-е, Москва);
  • Участие в архитектурной разработке одного из мостов Московской окружной дороги (1900-е, Москва);
  • Мужское ремесленное училище имени А. П. Шелапутина (1900-е, Москва, Миусская площадь, 7 - Первая Миусская улица, 3);
  • Загородный дом Н. А. Зверева (1900-е);
  • Церковь (1900-е, Томск);
  • Шёлкова фабрика Муси-Гужон в Рогожской части (1900-е, Москва);
  • Шелково-прядильная фабрика Катуар (1900-е, с. Даниловка Московской области);
  • Железно-прокатный цех завода Гужона (1900-е, Золоторожский Вал, 11);
  • Церковь (1900-е, с. Сторожево Рязанской губернии);
  • Фабричные здания, склады, выставочные сооружения Торгового дома «Мюр и Мерилиз» (1900-е, Москва, Столярный переулок, 3);
  • Сахарный завод (близ Высокого моста) (1900-е, Москва);
  • Подольский цементный завод (1900-е, Подольск);
  • Особняк Депре (?) (1900-е, Москва);
  • Земская больница (1900-е, Алексин)
  • Завод в Филях (сейчас - Авиационный) (1900-е, Москва);
  • Клиника Московского университета (1900-е, Москва);
  • Фабрика «Электросвет» (1900-е, Москва, Малая Пироговская улица, 8-10);
  • Дом во владении Общества французской ваксы (1910, Москва, Дербеневская набережная, 34);
  • Доходный дом К. О. Жиро (1911-1914, Москва, улица Льва Толстого, 18);
  • Жилой дома для мастеров Шелкоткацкой фабрики К. О. Жиро (1911-1914, Москва, улица Тимура Фрунзе, 11);
  • (1912, Москва, Поварская улица, 22);
  • Дом-музей фабрикантши А. В. Мараевой (1912, Серпухов, улица Чехова, 87/3);
  • Доходный дом бесплатной лечебницы военных врачей для бедных всякого звания (1912-1913, Москва, улица Жуковского, 2 - Большой Харитоньевский переулок, 8);
  • Здание кинематографа И. М. Тимонина «Колизей», при участии архитектора Г. Б. Бархина (1912-1916, Москва, Чистопрудный бульвар, 17), перестроено;
  • Проект комплекса доходных домов П. А. Гуськова (1913), не осуществлён;
  • Геологический и Минералогический институт при Московском университете (1913-1918, Москва, Моховая улица, 6, правое здание);
  • Реставрационные работы во дворце Юсуповых, совместно с художником И. И. Нивинским (1913-1914, Архангельское);
  • Пристройка флигеля и склад во владении П. П. Смирнова (1913-1914, Москва, Тверской бульвар, 18);
  • Чаеразвесочная фабрика «Товарищества чайной торговли В. Высоцкий и К°» (1914, Москва, Нижняя Красносельская улица, 7);
  • Дом на территории шелкоткацкой фабрики К. О. Жиро (1914, Москва, улица Льва Толстого);
  • Проект перестройки Третьяковской галереи (1914, Москва), не осуществлён;
  • Проект жилого и хозяйственного флигеля во владении П. А. Гуськова (1915, Москва, Чистопрудный бульвар), не осуществлён;
  • Конкурсный проект мемориальных музеев на Московском братском кладбище (1915, Москва, Сокол);
  • Проведение подготовительных работ по реставрации зданий Московского университета (1915-1916, Москва);
  • Корпуса фабрики Акционерного Общества «Каучук» (1915-1916, Москва, улица Усачёва, 11);
  • Проект превращения Московского Кремля в музейный городок (1917, Москва), не осуществлён;
  • Храм-усыпальница семьи Левченко (1910-е, Москва, Донской монастырь);
  • Конкурсный проект Дворца отдыха со службами (2-я премия) (1920-е), не осуществлён;
  • Конкурсный проект надстройки здания Биржи (3-я премия) (1920-е, Москва, улица Ильинка), не осуществлён;
  • Конкурсный проект посёлка для Грознефти (1920-е), не осуществлён;
  • Конкурсный проект рабочих жилищ для Донбасса (1920-е), не осуществлён;
  • Проект перестройки фабрики «Проводник» для Русско-Германской выставки (1920-е), не осуществлён;
  • Проект перестройки завода и столовой в Филях (1920-е);
  • Проекты совхозных птичников, крольчатников и др.(1920-е, пос. Тарасовка Московской области);
  • Типовые дома для рабочего посёлка Грознефти (1920-е), не осуществлены;
  • Проект завода по первичной обработке льня и пеньки для совхозя при Совнаркоме (1920-е);
  • Проект школы имени В. И. Ленина (1920-е), не осуществлён;
  • Проект трудовой школы для Северной железной дороги (1920-е), не осуществлён;
  • Конкурсный проект доходного дома Акционерного общества «Аркос» (1920-е), не осуществлён.

Родился в семье купца первой гильдии Ивана Макаровича Клейна и его жены Эмилии Ивановны. Есть версия, что родители Клейна были крещенными немецкими евреями. Известно, что с 1878 года им принадлежал дом И.Г. Григорьева - В.П. Писемской на Малой Дмитровке, где прежде жил И.С. Аксаков. В гостях у Клейнов бывали музыканты Антон и Николай Рубинштейны, архитектор Александр Вивьен, который десятилетнего Романа начал возить на строительство и показывать архитектурные чертежи, художники, литераторы, поэты, музыканты.

В 1873 – 1874 годах Роман Клейн учился в гимназии Креймана и посещал курсы Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где был отмечен двумя наградами за свои успехи в учебе.

В 1875 году будущий архитектор решил отделиться от родителей. Он отказался от финансовой поддержки и, сняв вместе с другом крохотную каморку без мебели, спал на пружинном матрасе, купленном у старьевщика. Матрас на ночь ставился на чертежные козлы, а днем снимался. В это время Роман Клейн начал работать младшим чертежником в мастерской архитектора В.О. Шервуда, строившего здание Исторического музея на Красной площади.

В 1877 году Роман Клейн поступает в Императорскую Академию художеств, которую оканчивает в 1882 году со званием классного художника архитектуры 3-й степени. После этого он отправляется в пенсионерскую поездку в Италию и Францию, где участвует в создании павильонов для Парижской выставки 1889 года в мастерской архитектора Шарля Гарнье.

Вернувшись в 1885 году, молодой архитектор работал помощником в архитектурных мастерских В.О. Шервуда и А.П. Попова.

В 1886-1888 годах Роман Клейн осуществил свой первый самостоятельный проект – особняк В.А. Морозовой на Воздвиженке, 14. Эта постройка ввела его в круг заказчиков купцов-старообрядцев.

11 ноября 1888 года был объявлен конкурс на строительство Верхних торговых рядов и 26 февраля конкурсной комиссией первая премия в 6 000 рублей была присуждена проекту под названием «Московскому купечеству» А.Н. Померанцева, вторая премия в 3 000 рублей под названием «По программе» - Р.И. Клейну, третья премия в 2000 рублей досталась проекту под названием «С богом» архитектора А.Е. Вебера.

В 1889 году Роман Клейн, благодаря этой премии, получил заказ на возведение Средних торговых рядов на Красной площади.

В 1888 – 1889 году им также было перестроено здание для Сибирского и Русского для Внешней торговли банков на Ильинке, 12/2.

В 1888 – 1903 году был построен Торговый дом Серпуховского городского общества в Ипатьевском переулке.

В 1890 – 1892 годах построен Торговый дом «Варваринское подворье» на углу Варварки, 7 – Никольского переулка, 11.

В 1893 – 1896 годах архитектор Роман Клейн строит Гинекологический институт им. А.П. Шелапутиной при Московском университете.

В 1896 году Академией художеств был объявлен конкурс проектов здания Музея изящных искусств им. Александра III. Роман Клейн получил золотую медаль и в течение почти двадцати лет возводил здание, совмещающее функции университетского и художественного музеев – просветительского центра. Музей изящных искусств был построен при участии архитекторов Г.Б. Бархина, И.И. Рерберга, А.Д. Чичагова, инженера В.Г. Шухова, художников И.И. Нивинского, П.В. Жусковского, А.Я. Головина, скульптора Г.Р. Залемана на Волхонке, 12, в 1912 году.

В 1901 – 1902 годах были построены Средние торговые ряды на Красной площади, 5. Московский путеводитель того времени сообщал: «Главный корпус здания представляет из себя неправильный четырехугольник, выходящий фасадом на 4 окружающих его улицы, образующих двор, внутри которого находятся остальные 4 корпуса. В главном кольцевом здании три этажа, местами с палатками. Во внутренних корпусах два этажа и также с палатками. Два внутренних корпуса разделены коридорами, перекрытыми стеклом. Наружные въезды на поверхности двора находятся с трех сторон». «Площадь, занимаемая рядами, простирается до 4000 саженей. Здание вмещает более 400 торговых помещений и вместе с землею оценивается в 5 миллионов рублей».

В 1900-1903 годы Роман Клейн построил Институт для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых по заказу Московского университета на Малой Пироговской, 20.

В 1900 году он выстроил собственный дом в Олсуфьевском переулке, 6.

В 1905 – 1907 годах архитектор Роман Клейн построил электростанцию Общества электрического освещения на Раушской набережной, 8.

В 1908 – 1910 годах им выстроено новаторское здание на железном каркасе, изобретенном американскими инженерами, – Торговый дом товарищества Мюр и Мерелиз, ставший позднее магазином ЦУМ, на Петровке, 2.

В 1903 году в промышленной архитектуре Роман Клейн расширил пристройками здание Трехгорного пивоваренного товарищества на Кутузовском проспекте, 12. В 1906, 1909 – 1910 годах он перестроил там элеватор и водонапорную башню.

В 1907 – 1914 годах построил восемь производственных корпусов шелковой фабрики К.О. Жиро на улице Тимура Фрунзе, 11.

В 1915 – 1916 годах Роман Клейн построил здания фабрики Акционерного Общества «Каучук» на улице Усачева, 11.

После 1917 года и смены власти, архитектор Роман Клейн пытался продолжать заниматься архитектурой. Он работал штатным архитектором Пушкинского музея, состоял в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ.

В 1924 году, начав руководить проектным бюро Наркомпроса, через четыре месяца после назначения архитектор Роман Клейн скончался. П охоронен на Введенском кладбище.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса