Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие музыкальные инструменты были созданы человеком раньше. Какой музыкальный инструмент был первым? Свирель и флейта

Удивительно, но первым музыкальным инструментом считается сам человек, а звук, который он издает, – это его собственный голос. Первобытные люди при помощи своего голоса сообщали своим соплеменникам о своих эмоциях и передавали информацию. При этом, дабы прибавить яркости своему рассказу, они хлопали в ладоши, топали ногами, стучали камнями или палками. Постепенно обычные предметы, окружавшие человека, стали перевоплощаться в музыкальные инструменты.

По способу извлечения звуков музыкальные инструменты можно разделить на ударные, духовые и струнные. Как и когда впервые человек стал использовать предметы для создания музыки, неизвестно. Но историки предполагают следующее развитие событий.

Ударные инструменты изготавливались из тщательно высушенных шкур животных и разнообразных полых предметов: скорлуп крупных плодов, больших деревянных колод. По ним люди били палками, ладонями, пальцами. Извлекаемые мелодии использовались в ритуальных обрядах и военных действиях.

Духовые инструменты изготавливали из рога животных, бамбуковой и камышовой тростины, полых костей животных. Подобные предметы стали музыкальным инструментом, когда человек додумался сделать в них специальные отверстия. На юго-западе Германии были найдены остатки древней флейты, возраст которой превышает 35 тысяч лет! Более того, упоминания о подобных инструментах имеются на древних наскальных рисунках.

Первым струнным инструментом считают охотничий лук. Древний охотник, натягивая тетиву, заметил, что от щипка она начинает «петь». А если провести по натянутой жиле животно пальцами, она «поет» еще лучше. Звук будет долгим, если жилу потереть волосом животного. Так человек придумал смычек и палку с натянутым на нее пучком волоса, которым водили по струне из жил животных.

Самыми древними, с возрастом более 4500 лет, являются лира и арфа, которыми пользовались многие народы того времени. Конечно, точно сказать, как выглядели те старинные инструменты, невозможно. Одно понятно, что музыкальные инструменты, пусть и достаточно примитивные, были частью культуры первобытных людей.

Многие музыкальные инструменты древности берут свое начало из соседних культур (область Малой Азии, Ближнего Востока и Средиземноморья). В Греции, однако, были разработаны особенные инструменты, которые в результате развития приобрели классический вид и стали основой для создания новых современных видов инструментов.

Изучая музыкальные инструменты Древней Греции, их можно разделить на три основные категории: струнные, духовые и ударные.

Струнные

  • лира-гитара
  • треугольник-арфа
  • пандура - Маленькая лютня, сходная с мандолиной или гитарой

Все струнные инструменты были щипковыми, играли на них, пощипывая струны. Струнные со смычком не найдены вообще.

Лиры-гитары были самыми популярными инструментами наряду с другими. Происхождение их восходит к Месопотамии. Первые свидетельства о лире встречается во дворце Пилоса на Крите (1400 г. до н. э.). Лира была отождествлена с Аполлоном. Согласно мифологии ее изобрел Гермес. Когда Аполлон обнаружил, что Гермес украл у него быков, стал его преследовать. Гермес, убегавший от преследования, пытаясь спрятаться, случайно наступил на панцирь черепахи. Заметив, что панцирь усиливает звук, он сделал первую лиру и подарил ее Аполлону, умерив, таким образом, его гнев.

Принцип строения первой лиры. На резонаторе из панциря черепахи или дерева закреплялись две тонкие рейки (руки). Вертикально к рейкам на верхней части располагался поперечный брус. Струны равной длины были изготовлены из высушенных и скрученных кишок, сухожилий или льна. Закреплялись они в точке хорды на резонаторе, проходя через маленький гребень, на верхней стороне закручивались на брусе по системе ключа (колок), что облегчало их настройку. Струн изначально было три, позже их стало четыре, пять, семь, а в период «новой музыки» их количество достигло двенадцати. На лирах играли правой рукой или плектром, изготовленным из рога, дерева, кости или металла. Левая рука помогала, играя на отдельных струнах, придавливая их, уменьшая высоту звука. Струны имели конкретные названия, совпадающие с названиями нот.

Существует много типов лир с различными названиями:

«формингс» (древнейшая лира)

«хелис» («хелона» - черепаха)

«варвитос» (с длинными рейками).

Эти термины часто путают при пользовании.

Треугольник - это небольшая наколенная арфа с большим количеством струн. Она встречается на Ближнем Востоке уже с 3 в. до н. э. В Греции она присутствует в кикладской культуре.

На «пандуре», «пандурисе» или «трехструнке» с длинным рукавом, резонатором и тремя струнами в виде тамбура играли плектром. Использовался этот инструмент в Греции редко и известно еще с древних времен, что его происхождение не греческое, а ассирийское.

Духовые

Духовые инструменты делятся на две основные категории:

Трубы (с язычком)

Свирели (без язычка)

Реже использовались другие духовые инструменты, такие как трубы, ракушки и «гидравли».

Сири́нга (Флейта)

Флейты (трубы) или свирели были самыми популярными инструментами в древней Греции. Появились они в 3 тысячелетии до н. э. (кикладская статуэтка). Происхождение их, вероятно, относится к Малой Азии и на территорию Греции они пришли через Фракию.

Одна из легенд гласит, что флейта была изобретена Афиной, которая, увидев свое искаженное отражение в воде во время игры на ней, выбросила ее далеко во Фригию. Там ее нашел Марсий, ставший очень хорошим исполнителем, и впоследствии он пригласил Аполлона на соревнование. Аполлон победил и, в наказание он повесил Марсия и содрал с него кожу. (Эта легенда может быть интерпретирована как борьба национального искусства против иноземного проникновения).

Широкое использование флейты началось после восьмого века, когда постепенно она начала занимать важное место в греческой музыке и, в особенности, в культе Диониса. Флейта представляет собой трубу из тростника, дерева, кости или металла с отверстиями, которые открываются и закрываются с помощью пальцев, и мундштуком с тростниковым язычком - одним или двойным (наподобие современной зурны). Флейтист играл почти всегда на двух флейтах одновременно и привязывал их для удобства кожаным ремешком к лицу, так называемый недоуздок.

Свирель

Этим термином древние греки называли многостворчатую дудку или свирель Пана. Это предмет из 13-18 створок, закрытых с одной стороны и связанных между собой воском и льном с вертикальными опорами. Играли на нем продувкой каждой створки под углом. Это был инструмент пастухов и поэтому он был связан с именем бога Пана. В своей книге «Республика» Платон призывал граждан играть только на лирах, гитарах и пастушьих свирелях, отказываясь от «многозвучных» флейт и многострунных инструментов, считая их вульгарными.

Гидравлы

Это первые клавишные инструменты в мире и «прародители» церковного органа. Они были созданы в 3 в. до н. э. греческим изобретателем Ктисивием в Александрии. Это одна или несколько труб с или без язычков, на которых исполнитель с помощью клапанного механизма мог, используя плектры подавать воздух выборочно каждой флейте. Источником постоянного давления воздуха была гидравлическая система.

Труба

Медная труба была известна в Месопотамии и среди этрусков. Посредством труб возвещали о войне, их использовали во время состязаний на колесницах и народных сборищ. Это инструмент поздней античности. Помимо медных труб, использовали и раковинки с небольшим отверстием в основании и роги.

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре - домрачей).

Баян

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

23.09.2013

История возникновения руских народных инструментов уходит в далекое прошлое. Фрески Софийского собора в Киеве, иконографические материалы, миниатюры рукописных книг, лубочные картинки свидетельствуют о разнообразии музыкального инструментария наших предков. Обнаруженные археологами древние музыкальные инструменты являются подлинными вещественными доказательствами бытования их на Руси. В недалеком прошлом повседневная жизнь руского народа была немыслима без музыкальных инструментов. Практически все наши предки владели секретами изготовления несложных звуковых инструментов и передавали их из поколения в поколение. Приобщение к тайнам мастерства прививалось с детства, в играх, в работе, посильной для детских рук. Наблюдая за работой старших, подростки получали первые навыки создания простейших музыкальных инструментов. Шло время. Духовные связи поколений постепенно нарушались, прерывалась их преемственность. С исчезновением некогда повсеместно бытовавших в России народных музыкальных инструментов утратилось и массовое приобщение к национальной музыкальной культуре.

В наши дни, к сожалению, осталось не так уж и много мастеров-умельцев, сохранивших традиции создания простейших музыкальных инструментов. К тому же создают они свои шедевры только по индивидуальным заказам. Изготовление же инструментов на промышленной основе связано с немалыми финансовыми затратами, отсюда их высокая стоимость. Далеко не каждый может позволить себе сегодня купить музыкальный инструмент. Вот почему появилось желание собрать в одной статье материалы, которые помогут всем желающим сделать тот или иной инструмент своими руками. Вокруг нас большое количество привычных материалов растительного и животного происхождения, на которые мы порой не обращаем внимания. Любой материал зазвучит, если его коснутся умелые руки:

Из невзрачного кусочка глины можно изготовить свистульку или окарину;

Береста, снятая со ствола березы, превратится в большой рог с пищиком;

Пластмассовая трубочка обретет звучание, если сделать в ней свистковое устройство и отверстия;

Из деревянных брусочков и пластин можно сделать много разных ударных инструментов.

На основе публикаций о руских народных инструментах и опыта разных людей в их изготовлении составлены рекомендации, которые могут быть полезны в процессе работы над ними.

* * *

У многих народов происхождение музыкальных инструментов связано с богами и владыками гроз, вьюг и ветров. Древние греки приписывали Гермесу изобретение лиры: он изготовил инструмент, натянув струны на черепаховый панцирь. Его сына, лесного демона и покровителя пастухов, Пана изображали непременно с флейтой, состоящей из нескольких стеблей тростника (флейта Пана).

В немецких сказках часто упоминаются звуки рожка, в финских — пятиструнной арфы кантеле. В руских сказках на звуки рога и дудки являются ратники, против которых не устоит никакая сила; чудодейственные гусли-самогуды сами играют, сами песни поют, заставляют плясать без отдыха. В украинских и белорусских сказках под звуки волынки (дуды) пускались в пляс даже животные.

Историк, фольклорист А.Н.Афанасьев, автор труда "Поэтические воззрения славян на природу" , писал, что разнообразные музыкальные тоны, рождаясь при дуновении ветра в воздухе, отождествляют "выражения для веяния и музыки": от глагола "дуть" произошли - дуда, дудка, дудеть; перс. dudu — звук флейты; нем. blasen — дуть, веять, трубить, играть на духовом инструменте; гудок и гусли — от гуду; гудеть — слово, употребляемое малороссами для обозначения дующего ветра; сравни: сопелка, сиповка от сопати, сопеть (шипеть), сиплый, свистелка — от свистать.

Звуки духовой музыки рождаются благодаря вдуванию воздуха в инструмент. Дуновение ветра воспринималось нашими предками как исходящее из открытых уст богов. Фантазия древних славян сближала вой бури и свист ветров с пением и музыкой. Так возникали сказания о пении, плясках, игре на музыкальных инструментах. Мифические представления, сочетавшиеся с музыкой, сделали их священной и необходимой принадлежностью языческих обрядов и праздников.

Какими бы несовершенными ни были первые музыкальные инструменты, тем не менее, они требовали от музыкантов умения изготавливать и играть на них.

На протяжении столетий не прекращались совершенствование народного инструментария и отбор лучших образцов. Музыкальные инструменты обретали новые формы. Возникали конструктивные решения их изготовления, способов извлечения звуков, приемов игры. Славянские народы были творцами и хранителями музыкальных ценностей.

Древние славяне чтили предков и славили Богов. Славление Богов совершалось перед священными божницами в храмах или под открытым небом. Обряды в честь Перуна (бога грома и молнии), Стрибога (бога ветров), Святовида (бога Солнца), Лады (богини любви) и т. д. сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах и заканчивались общим пиром. Славяне почитали не только невидимых божеств, но и места их обитания: леса, горы, реки и озера.

По предположениям исследователей, песенное и инструментарное искусство тех лет развивалось в тесной взаимосвязи. Возможно, обрядовое песнопение способствовало рождению инструментов с установлением их музыкального строя, так как храмовые песни-молитвы исполнялись с музыкальным сопровождением.

Византийский историк Феофилакт Симокатта, арабский путешественник Аль-Масуди, арабский географ Омар ибн Даст подтверждают существование музыкальных инструментов у древних славян. Последний в своей "Книге драгоценных сокровищ" пишет: "Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели..."

В "Очерках по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века" русский музыковед Н. Ф. Финдейзен отмечает: "Совершенно невозможно допустить, чтобы древние славяне, имевшие общинный быт, религиозные обряды которых были чрезвычайно развиты, разнообразны и обставлялись с декоративной пышностью, не умели бы сами выделывать свои музыкальные инструменты, совершенно независимо от того, имелись ли аналогичные инструменты в соседних областях".

О древней руской музыкальной культуре сохранилось мало упоминаний.

Музыкальное искусство Киевской Руси

По предположениям исследователей, в Киевской Руси были известны следующие музыкальные инструменты:

Деревянные трубы и рога (духовые ратные и охотничьи);

Колокольчики, глиняные свистульки (обрядовые);

Флейта Пана, состоящая из нескольких скрепленных между собой камышовых трубочек разной длины (духовой обрядовый);

Гусли (струнный);

Сопель и свирель (духовые ратные инструменты длиной в аршин);

При подготовке статьи были использованы материалы :


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса