Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какая из этих картин написана наивным художником. Наивное искусство. Главные музеи «наива»

27.09.2011 22:00

В се чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разобраться, что же это такое наивное искусство .

Во-первых, посмею себе предположить, что все изобразительное искусство берет свое начало из наива. Ведь когда не было классической школы, не были выведены законы живописи. Были сюжеты и были люди, которые хотели запечатлеть эти моменты на холсте или любом другом материале. Если призадуматься, то первые наскальные рисунки первобытного человека – это тоже наивное искусство.

Во-вторых, любой художник, впервые взяв в руки карандаши и кисти, начинает просто изображать на листе то, что он видит вокруг себя. Не подчиняясь законам логики и живописи, рука сама ведет линию туда, куда ей нужно. И так рождается живопись. Это потом приходят опыт и знания, но так или иначе все через этот этап проходят. Но почему тогда некоторые на этом этапе остаются?

Попробуем обратиться к определению и истории наивного искусства. Наивное искусство (от английского naive art) - стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Исторические корни наивного искусства – берут начало в народном художественном творчестве.

Но в настоящее время в этом направлении работают множество художников, которые получили очень хорошее художественное образование. Но продолжают писать по-детски не сложные сюжеты. При этом "наивный" художник отличается от "не-наивного", как знахарь отличается от доктора медицинских наук: оба - специалисты, каждый в своем роде.

Впервые наивное искусство заявило о себе в 1885 году, когда в Салоне независимых художников в Париже были показаны картины Анри Руссо, прозванного Таможенником, так как он был таможенником по профессии. Впоследствии в начале XX века моршаны - сначала Альфред Жарри, затем Гийом Аполлинер, а вскоре и Бернхейм, Вильгельм Уде, Амбруаз Воллар и Поль Гийом стали привлекать внимание публики не только к работам Руссо Таможенника, но и к произведениям других примитивистов и самоучек. Первая выставка наивного искусства прошла в 1937 в Париже - она называлась «Народные мастера реальности». Наряду с работами Руссо Таможенника здесь были выставлены произведения рабочих и ремесленников Луи Вивена, Камиля Бомбуа, Андре Бошана, Доминика-Поля Пейроне, Серафина Луи, прозванного Серафином из Санлиса, Жана Эва, Рене Рамбера, Адольфа Дитриха, а также Мориса Утрилло, сына Сюзанны Валадон.

При всем этом следует отметить что, многие авангардные художники, такие, как Пабло Пикассо, Робер Делоне, Кандинский и Бранкуси, уделяли особое внимание искусству детей и умалишённых. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида.

Творчество наивных художников как один из пластов современного искусства требует серьезного и вдумчивого изучения, в котором не может быть места поверхностным и крайним суждениям, нередко встречающимся в обиходе. Оно либо идеализируется и превозносится, либо рассматривается с оттенком пренебрежения. И это обусловлено в первую очередь тем, что в русском (как и в некоторых других) языке термин «наивный, примитивный» имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл.

Принципиальное отличие этого направления изобразительного искусства от детского заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него, искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности. Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков.

Надежда Подшивалова . Танцы под первой лампочкой в деревне. 2006 год. Холст. ДВП. Масло.

Представители наивного искусства чаще всего берут свои сюжеты из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам, удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком.

Жизнь они понимают как «золотой век», потому как мир для них – это гармония и совершенство. Для них нет истории как постоянно творимого процесса, а время в нем обращено в бесконечный круг, где наступающее завтра будет таким же лучезарным, как и прошедшее вчера. И не важно, что прожитая жизнь была беспросветно-тяжелой, драматичной, а подчас и трагичной. Это нетрудно понять, если ознакомиться с биографиями наивов. Они словно хранят в генетической памяти свойственную их предкам целостность восприятия и сознания. Постоянство, устойчивость и душевное равновесие – вот условия нормальной жизни.

И здесь все становится понятно, всмотревшись более пристально, что наивный ум – это ум особого склада. Он не хороший и не плохой, он просто такой. Он включает в себя целостное миропонимание, при котором человек немыслим вне природы и космоса, он душевно свободен и может наслаждаться творческим процессом, оставаясь равнодушным к его результату. Он, этот ум, позволяет представить, что человек может пребывать и пребывает в двух снах.

Вместе с тем потенциал, которым располагает наив, может быть востребован в нашем бурном XXI веке, когда мы «фиксируем не историю эволюции, а историю катастроф». Он никого не потеснит и не отстранит, да и вряд ли может стать властителем дум, он лишь сможет предъявить самое ценное свое качество – целостное незамутненное сознание, «тот тип мироощущения, который только и можно назвать истинно нравственным, так как он не делит мир, а ощущает его организмом» (В.Пацюков). В этом – нравственно-этическая и культурологическая сила наивного искусства.

В настоящее время в мире создано огромное число музеев наивного искусства. Во Франции они есть в Лавале и Ницце. Такой музей был создан и в России. Московский музей наивного искусства был основан в 1998 года и является государственным учреждением культуры.




Я сижу в кафе. Ко мне за столик подсаживается женщина в возрасте – видно, что достатка совсем не большого. Достает листы А3, уголь. «Хотите я вас нарисую?». Я не соглашаюсь, но и не отказываюсь – интересно. Бормоча себе что-то под нос, женщина буквально за 5 минут изображает мой портрет и предлагает мне забрать его – понятное дело, не бесплатно. Через пару минут я уже иду к метро, держа в руках лист с очень примитивным моим изображением. Я заплатила за него пятьдесят рублей.

Эта женщина заставила меня вспомнить о наивном искусстве. Энциклопедия искусства дает такое определение этого жанра: «традиционное искусство народных мастеров, а также художников-самоучек, сохраняющее детскую свежесть и непосредственность видения мира» . Может быть, вам встречались эти картины – простые, искренние, кажется, что их нарисовал ребенок, но на самом деле авторство принадлежит взрослому человеку. Чаще всего это люди даже пожилые. У них есть своя профессия – рабочая, как правило. Они живут в деревнях, и каждый день ходят на работу. Наивное искусство - направление довольно старое. Еще в XVII веке непрофессиональные художники создавали свои «беспощадно правдивые» портреты, а в XX веке наив выделился в отдельное направление, свободное от академических правил и норм.

Прародителем наива считается иконопись. Увидев такие иконы, вы наверняка без труда отличите их от традиционных. Они непропорциональны, примитивны, как будто бы даже неаккуратны. Все эти характеристики можно применить к любой картине наивного искусства, не только к иконам.

Один из самых ярких представителей наива - . Он же считается основоположником наивного искусства. Руссо написал свою первую работу в 42 года – он работал таможенником, и писать начал только когда вышел в отставку. У этих художников нет времени, чтобы профессионально заниматься творчеством, да они и не хотят. Просто иногда в свободное время рисуют то, что видят. «Сбор яблок», «Молотьба», «Бурная речка», «Белят холсты» – вот названия картин наивных художников.

Работы Руссо часто подвергались насмешкам и жесткой критике, особенно поначалу. А широкую популярность художник приобрел после того, как к одной из его картин подвели Камиля Писсаро – хотели позабавить, а мэтр стал восхищаться стилем художника и хвалить картину. Это был «Карнавальный вечер», 1886.



Детали пейзажа слишком уж тщательно выписаны, да и построение планов забавляло зрителей, но именно это и восхитило Писсаро.

Другой, не менее известный наивный художник – грузин Нико Пиросмани. В начале ХХ века, когда Пиросмани начал активно заниматься искусством, он рисовал самодельными красками на клеенках – белого или черного цвета. Там, где нужно было изобразить эти цвета, художник просто оставлял клеенки незакрашенными – так и выработал один из своих основных приемов.

Пиросмани любил изображать животных, а его друзья говорили, что в этих зверях он, скорее, рисует самого себя. И на самом деле, «лица» всех животных у Пиросмани мало похожи на настоящие животные морды, и у всех них одинаковый взгляд: грустный и беззащитный, будь то «Жираф» (1905) или «Медведь в лунную ночь» (1905).

Нико Пиросмани умер в бездомной нищете от голода и лишений. И это при том, что у него время от времени была работа по оформлению вывесок общепитов.

Большая же часть представителей наива своим художественным творчеством и вовсе не зарабатывают, оставляя на него в лучшем случае пару часов в день, в качестве хобби. Профессии этим не сделать – именно это и выделяет наивных художников в отдельную касту. Это очень честное искусство, от всей души – над художником нет ни гнета заказов, ни материальной зависимости от творчества. Он просто рисует, потому что любит это – и сбор урожая, и обряды сватовства, и родную речку в лесу. Любит и воспевает так, как умеет.

Совсем по-особенному умеет это румынский художник-наивист . Его работы похожи на иллюстрации детских книжек - они красочные, добрые и сказочные. Даскалу отличается от многих художников наивного искусства тем, что изображает фантазийные сюжеты, а не обыденные жизненные ситуации. Там и дом из ботинка, и лилипуты с великанами, и летающие единороги. При этом, его картины не перестают быть простыми - как по форме, так и по содержанию. Глядя на них, хочется перечитать любимые сказки и немного помечтать.

Наив включает в себя творчество самоучек и самодеятельное искусство. «Наивный» – не значит «глупый» или «недалекий». Это, скорее, противопоставление профессиональному искусству. Художники наивного искусства не имеют профессиональных художественных навыков. В этом их отличие от художников примитивизма: те, будучи профессионалами, стилизовали свои работы под «неумелые» и простые. А главное, – наивные художники не стремятся рисовать по канонам, профессионально. Они не хотят развивать свое искусство и делать его своей профессией. Художники наива пишут мир не так, как учат, а так, как чувствуют его.

Сначала мне показалось, что наивное искусство похоже на частушки. Я так обрадовалась этому сравнению – очень уж получилось оно красочным и ярким. Но разобравшись, я поняла, что неправа. Наивное искусство очень светлое, но «чугунно серьезное». В нем, в отличие от едких частушек, нет юмора, гротеска, карикатурности – хотя на первый взгляд кажется совсем иначе. В наиве у автора всегда восторженное восприятие того, что он изображает. А там, где восторга нет, нет и наивного искусства – они просто не показывают эти области жизни. Наив – это искреннее восхищение.

В Москве есть Музей наивного искусства – его работники ведут серьезную работу по сбору экспонатов, общаются с авторами. Сейчас в музее около 1500 работ, но места для демонстрации немного, поэтому экспозиции меняются чуть ли не каждый месяц.

Этот текст не расскажет всего о художниках наивного искусства, но пускай хотя бы заинтересует и вдохновит дойти до музея или полистать эти наивные картинки в поисковике. Эти взрослые художники-мечтатели заслуживают простого внимания – пускай без восхищения и мирового признания, но давайте постараемся хотя бы знать их.

Анна Силивончик родилась в 1980 году в городе Гомеле. С 1992 по 1999 гг. училась в Республиканском лицее искусств (Минск, Беларусь). 1999-2007 гг. - обучение в Белорусской Государственной Академии Искусств, отделение станковой живописи в Минске. С 1999 - участие в областных и республиканских выставках. Диплом 4-ой Ташкентской Международной бьеннале современного искусства (2007).

В настоящее время живет и работает в Минске.

В среде молодых белорусских живописцев её по праву считают яркой индивидуальностью за необычайно самобытный авторский стиль, созданный особый мир образов. Источник эстетических ориентировАнны следует искать в фантастическом реализме М.Шагала, наивном искусстве примитивистов начала ХХ века, и, конечно, в народном декоративно-прикладном искусстве и фольклоре.


Анна работает в традиционной технике масляной живописи, но постоянно экспериментирует с различными изобразительными средствами, используя фактуру и рисунок холста, который подбирает специально для каждого произведения. Очень тонкое чувство цвета и продуманность линии, доскональная работа над деталями помогают очень точно выразить определенное настроение

Надо отдать должное: работы художницы пронизаны хорошей долей тонкого юмора и дают зрителям сильный эмоциональный заряд, поражая своей метафоричностью, рождая множество неожиданных ассоциаций.

Работы находятся в Музее современного искусства Минска, Беларусь, и в частных коллекциях в России и за рубежом.

artnow.ru





Вы наверняка видели картины этих художников. Кажется, будто их нарисовал ребенок. На самом же деле их авторы - взрослые люди - просто не профессионалы. В живописи наивное искусство зародилось примерно во второй половине XIX века. Поначалу к нему не относились серьезно, да и вообще не считали искусством. Но со временем отношение к данному стилю кардинально изменилось.

Знакомьтесь: «наив»

Итак, что же принято называть наивным искусством? В живописи этим термином обозначают особый художественный стиль, творчество народных мастеров и самоучек, сохраняющее детскую свежесть и непосредственность в видении окружающего мира. Такое определение дает Энциклопедия искусств. Впрочем, оно также присутствует в скульптуре, архитектуре, графике.

Наивное искусство (или «наив», как его еще нередко именуют) - направление не такое уж и новое. Еще в XVII веке в Европе непрофессиональные художники создавали свои «примитивные» шедевры. Однако всерьез эти картины никто не рассматривал. В самостоятельный художественный стиль наивное искусство выделилось лишь к началу ХХ века.

Корни «наива» принято искать в иконописи. Вы наверняка видели такие иконы в каком-нибудь сельском провинциальном храме: они непропорциональны, примитивны, невзрачны, однако невероятно душевны. Черты наивного искусства можно отыскать и в так называемых фигурах - скульптурных изображениях на религиозную тематику. Такие изваяния принято устанавливать возле католических костелов и церквей (см. фото).

Наивное искусство и примитивизм - это одно и то же? На этот счет у искусствоведов существует три разных мнения:

  1. Да, это тождественные понятия.
  2. Наивное искусство - одно из направлений примитивизма.
  3. Это разные понятия. Если «наив» - творчество непрофессионалов и любителей, то примитивизм является упрощенным, стилизованным творчеством профессиональных мастеров.

Основные черты стиля

Наивное искусство внесло значительный вклад в художественную культуру многих стран и народов. Попробуем выделить самые главные черты этого художественного стиля. Прежде всего к ним относятся:

  • отсутствие профессиональных (академических) навыков рисунка;
  • яркость цветов и образов;
  • отсутствие линейной перспективы;
  • плоскостность изображения;
  • упрощенная ритмичность;
  • ярко выраженные контуры объектов;
  • обобщенность форм;
  • простота технических приемов.

Стоит отметить, что произведения наивного искусства весьма разнообразны по своей индивидуальной стилистике. Тем не менее почти все они оптимистичные и жизнеутверждающие по духу.

География наивного искусства

Подавляющее большинство известных художников-наивистов - это обычные люди, живущие в деревнях или же небольших городках. Как правило, они зарабатывают на жизнь физическим трудом, а творят - в свободное от работы время. Нередко страсть к рисованию просыпается в зрелом или преклонном возрасте.

Наивное искусство зародилось во Франции, но затем приобрело небывалую популярность за океаном - в США. Еще в конце XIX века картины наивистов в этой стране собирали для музейных и приватных коллекций. В России же это направление начало серьезно развиваться лишь в 80-90-е годы прошлого столетия.

Рассказывая о наивном искусстве, нельзя не упомянуть о так называемой Хлебинской школе. Это условное название для нескольких поколений крестьянских художников из села Хлебине, что на севере Хорватии. У истоков Хлебинской (Подравской) школы стоял, как ни странно, академический художник Крсто Хегедушич (1901-1975). Ее мастера довели до совершенства технику рисования по стеклу. Для Хлебинской живописи характерны мотивы из повседневной деревенской жизни.

Главные музеи «наива»

«Наив - это состояние души» (Александр Фомин).

Среди всех музеев наивного искусства в мире следует особо выделить три: Парижский, Московский и Загребский.

С 1985 года у подножия холма Монмарт в здании бывшего текстильного рынка действует Парижский музей примитивизма. Своим возникновением и существованием он обязан французскому издателю Максу Фурни. Благодаря усилиям последнего было собрано ядро нынешней коллекции, которая сегодня насчитывает свыше 600 полотен.

Московский музей наивного искусства существует с 1998 года. Он расположен в старинном каменном особняке по адресу: Союзный проспект, 15 а. Сейчас в музее насчитывается около 1500 работ. Так как места в небольшом здании мало, то экспозиции меняются едва ли не ежемесячно.

Свой музей «наива» и примитивизма есть и у хорватской столицы - Загреба. Он находится в Верхнем городе, на площади Марка. В его экспозициях представлены работы двадцати хорватских художников, в частности, Ивана Генералича и Ивана Рабузина.

Еще один своеобразный образец «наива» расположен в северной Румынии. Это так называемое «Веселое кладбище» в селе Сэпынца. Здесь можно увидеть сотни красочных надгробий с поэтическими текстами и оригинальными рисунками.

Наивное искусство: картины и художники

Территориально в развитии «наива» и примитивизма можно выделить три региона: США, Западная Европа и Балканы. Наиболее известные представители наивного искусства в живописи - художники второй половины XIX - ХХ веков, в числе которых:

  • Анри Руссо (Франция).
  • Иван Лацкович-Кроата (Хорватия).
  • Иван Рабузин (Хорватия).
  • Мария Примаченко (Украина).
  • Бабушка Мозес (США).
  • Норваль Мориссо (Канада).
  • Екатерина Медведева (Россия).
  • Валерий Еременко (Россия).
  • Михай Даскалу (Румыния).
  • Ради Неделчев (Болгария).
  • Стейси Лавджой (США).
  • Саша Путря (Украина).

Давайте поближе познакомимся с творчеством вышеперечисленных мастеров «наива».

Основоположником наивного искусства в живописи считается Анри Руссо, служащий таможни, который после выхода на пенсию решил посвятить себя изобразительному творчеству. Он украшал свои полотна неуклюжими человеческими фигурами и забавными зверушками, не особо беспокоясь о перспективе. Первым по достоинству оценил творчество Руссо его современник Пикассо. А Поль Гоген, увидев картины Анри, воскликнул: «Это истина и будущее, это - настоящая живопись!»

Иван Лацкович-Кроата

Лацкович-Кроата - один из учеников Хегедушича. Помимо живописи, он также занимался общественной и политической деятельностью, принимал активное участие в борьбе Хорватии за независимость в начале 90-х, дважды избирался депутатом в хорватский парламент. На своих полотнах Иван Лацкович чаще всего изображал натюрморты, сцены из деревенской жизни, детализированные пейзажи.

Иван Рабузин - еще один хорватский художник, и еще один видный представитель наивного искусства в живописи. Его картины нередко называют райскими. Самого же Рабузина искусствовед Анатолий Яковский наградил званием «величайшего наивного художника всех времен и народов». Пейзажи Ивана Рабузина воплощают в себе чистоту, внеземную красоту и гармонию. Почти все его картины украшают диковинные деревья и фантастические цветы. Причем все объекты на полотнах Рабузина, будь то холмы, леса или облака, стремятся к некой шарообразности.

Мария Примаченко

Гениальная украинская художница Мария Примаченко родилась и прожила всю жизнь в крохотном селе Болотня под Киевом. Рисовать начала в 17 лет, расписывая соседские хаты. Талант Марии заметили еще в конце 30-х годов. Ее работы побывали на выставках в Париже, Монреале, Праге, Варшаве и других городах. За всю свою жизнь художница создала не менее 650 картин. В основе творчества Марии Примаченко - волшебные цветы и нереальные, выдуманные ею же животные.

Мозес Анна Мэри

Бабушка Мозес - известнейшая американская художница, всемирно признанная икона наивного искусства. Она прожила 101 год, оставив после себя сотни ярких, красочных и жизнерадостных полотен. Уникальность Бабушки Мозес в том, что она впервые начала рисовать в 76 лет. Известной художница стала лишь в конце 1930-х, когда именитый коллекционер из Нью-Йорка случайно увидел в окне аптеки один из ее рисунков.

Центральными сюжетами в картинах Анны Мэри Мозес являются деревенские пасторали, бытовые сцены из жизни фермеров, зимние пейзажи. Максимально емко творчество художницы охарактеризовал один из критиков в следующей фразе:

«Привлекательность ее картин заключается в том, что в них изображен тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет».

Норваль Мориссо

Норваль Мориссо - канадский художник-примитивист индейского происхождения. Родился в племени оджибва в окрестностях Онтарио. О себе он писал так: «Я - художник от природы. Я вырос на историях и легендах моего народа - и я рисовал эти легенды». И этим, по большому счету, все сказано.

Любопытный факт из биографии художника: в 1972 году во время пожара в гостинице города Ванкувера Норваль Мориссо получил серьезные ожоги. В тот момент, по словам самого Норваля, ему явился Иисус Христос. Впоследствии он стал для него новой путеводной звездой в творчестве. Художник начинает активно рисовать библейских персонажей, удивительным образом вплетая их в канву традиционных индейских мотивов.

Екатерина Медведева

Екатерина Медведева - художник-самоучка родом из деревни Голубино Белгородской области, один из самых ярких представителей современного русского «наива». Впервые взяла в руки кисть в 1976 году, а уже в начале 80-х годов в московской прессе стали появляться заметки о «новом народном таланте». На то время Катя Медведева работала обычной санитаркой в доме престарелых. В 1984 году работы художницы отправились на выставку в Ниццу, где произвели настоящий фурор.

Валерий Еременко

Еще один талантливый художник-примитивист из России - Валерий Еременко. Родился в Семипалатинске (Казахстан), учился в Ташкенте, сегодня живет и работает в Калуге. На счету у художника - более десятка различных выставок, его работы экспонируются в Калужском музее изобразительных искусств, Московском музее наивного искусства, а также хранятся в многочисленных частных коллекциях. Картины Валерия Еременко яркие, ироничные и невероятно живые.

Михай Даскалу

Жизненные, бесхитростные и очень сочные сюжеты - вот основные черты в творчестве румынского наивного художника Михая Даскалу. Главными героями его картин являются люди. Здесь они пляшут, поют, играют в карты, собирают грибы, ссорятся и влюбляются… В общем, живут полноценной мирской жизнью. Через свои полотна этот художник будто бы пытается донести нам одну-единственную мысль: вся красота - в самой жизни.

Особым символизмом в работах Михая Даскалу наделены деревья. Они присутствуют почти на всех его картинах. То в виде основных сюжетных фигур, то в качестве фона. Дерево в творчестве Даскалу, собственно, и символизирует собой человеческую жизнь.

Ради Неделчев

Ключевым объектом в творчестве болгарского художника Ради Неделчева является дорога. То ли это обычная сельская грунтовка, поросшая спорышом, то ли каменная мостовая старинного города, то ли едва заметная тропинка, по которой уходят в снежную даль охотники.

Ради Неделчев - общепризнанный мастер в мире наивного искусства. Его полотна широко известны далеко за пределами скромной Болгарии. Неделчев учился в школе живописи в городе Русе, а затем отправился за европейским признанием в Швейцарию, где провел свою персональную выставку. Ради Неделчев стал первым болгарским художником, картины которого попали в Парижский музей примитивного искусства. Работы автора побывали в десятках крупных городов Европы и мира.

Стейси Лавджой

Современная американская художница Стейси Лавджой получила признание благодаря своему неповторимому стилю, в котором черты «наива», абстракционизма и футуризма смешались в один яркий и сногсшибательный коктейль. Все ее работы - это, по сути, отражение реального мира в неком абстрактном зеркале.

Саша Путря

Александра Путря - уникальная художница из Полтавы. Она начала рисовать в три года, будто бы предчувствуя свой ранний уход из жизни. Умерла Саша в возрасте одиннадцати лет от лейкоза, оставив после себя 46 альбомов с карандашными и акварельными рисунками, набросками, шаржами. В ее многочисленных работах присутствуют антропоморфные животные, сказочные персонажи, а также герои популярных индийских фильмов.

В заключение…

Это искусство принято называть наивным. Но если внимательно ознакомиться с работами видных представителей стиля, возникает закономерный вопрос: настолько ли наивны их авторы? Ведь «наивный» в данном случае вовсе не значит «глупый» или «невежественный». Эти художники попросту не умеют, да и не хотят рисовать по общепринятым канонам. Они изображают мир так, как чувствуют его. В этом и заключается вся красота и ценность их картин.

Наивное искусство, наив - (англ. naive art) - одна из областей искусства примитива XVIII- XX вв., включающая самодеятельное искусство (живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство, архитектуру), а также изобразительное творчество художников-самоучек. К произведениям наивного искусства относят картины замечательного французского художника А. Руссо по прозвищу Таможенник, т.к. он был таможенником по профессии, и великолепные провинциальные портреты русских людей XVIII - XIX вв. неизвестных художников.

«Наивный» художник отличается от «не-наивного», как шаман отличается от профессора: оба — специалисты, каждый в своем роде.

Неповторимость бытового примитивного портрета обусловлена не только особенностями художественного языка, но и в равной мере характером самой натуры. В общих чертах композиционная схема купеческого портрета заимствована из современного ему профессионального искусства. В то же время строгость лиц, обостренное чувство силуэта, техника живописи заставляют вспомнить иконопись. Но еще больше чувствуется связь с лубком. Это проявляется прежде всего в самом подходе к натуре, которая воспринимается художником наивно и целостно, декоративно и красочно. В лице и одежде четко прослеживается национальный русский этнический тип. Добросовестное воспроизведение главного и второстепенного вело к созданию целостного образа, поражающего силой жизненной характерности.

Наивное искусство сочетает самобытную яркость образной фантазии, свежесть и искренность восприятия мира с отсутствием профессиональных навыков рисунка, живописи, композиции, моделировки и др.

Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов.

Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. Наивное искусство является как бы противовесом «техничному». В наивном искусстве, нет техники, нет школы, ему невозможно научиться.Оно просто «прет» из тебя. Оно – самодостаточное. Ему все равно, как оценивают его мастера, к какому стилю его относят. Это такое исконное творчество души, и учеба скорее лишит его силы, чем отточит его.

Одна из сторон наивного искусства – наивность или простота форм, образов, техники; в нем нет гордыни, самолюбования, претензий. Но за наивностью формы отчетливо видна глубина смыслов (иначе, оставаясь наивным, оно перестает быть искусством). Оно – настоящее. Оно доступно любому – ребенку и старику, неграмотному, и доктору наук.

У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков.

Долгое время в России доминировало мнение о некоей «второстепенности» наивного искусства. В русском (как и в некоторых других) языке, термин «примитивный», имеет в качестве одного из главных — оценочный (и именно негативный) смысл. Поэтому уместнее остановиться на понятии наивного искусства. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. При этом забывали, что ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты в поисках новых изобразительных форм обращались к непосредственности и простодушию наивов. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида. Те или иные приемы и элементы языка примитивистов использовали в своем творчестве многие крупные художники XX в. (экспрессионисты, П.Клее, М.Шагал, Х.Миро, П.Пикассо и др.). В Наивном искусстве многие представители культуры стремятся усмотреть пути выхода художественной культуры из цивилизационных тупиков.

Наивное искусство по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных - с другой. Однако в сущности своей наивное искусство отличается и от того, и от другого. Ближе всего по мировосприятию к детскому искусству стоит наивное искусство архаических народов и аборигенов Океании и Африки. Принципиальное отличие его от детского искусства заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. В отличие от него искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса