Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Известные люди жившие в 15 веке. Особенности образования единого централизованного государства на Руси

Продолжившего политику предков по

Князь Василий 1-й был женат на дочери литовского князя Витовта, но, несмотря на это, отношения с Великим Литовским княжеством были напряженные, брак лишь смягчил обстановку.

Литовские правители старались закрепить за собой бывшие земли Киевской Руси, они способствовали разделению православного населения: в 15-м в. в Киеве появился второй митрополит всея Руси, независимый от Москвы.

Хронология основных событий 15-го в. в истории России

В 1408 г. – набег ордынцев под предводительством военачальника Едигея. Москва откупилась, но некоторые русские территории подверглись разорению, г. Владимир был разграблен.

С его правлением наступили . Родственники Василия 2-го отказывались признавать его своим правителем. Почти четверть века велась жестокая борьба. Василий получил прозвище Темный, так как был ослеплен. В итоге Василий Темный сохранил за собой престол, но значимым политическим деятелем не стал.

1462 г. - великим князем московским становится . В отличие от своего предшественника он считался выдающимся правителем России. Иван 3-й активно продолжал объединение русских земель.

При нем к российским границам был с его огромными территориями. В начале июля 1471 г. произошла битва между новгородскими ополченцами и московской ратью. Ополченцы потерпели жестокое поражение, несмотря на большую численность, так как подготовка и организация рати московского князя Холмского была лучше. Был составлен договор, по которому Новгород заверил в своем послушании Ивана 3-го и отказе от перехода под власть Литвы.

А в 1478 г. Иван 3-й послал в поход на Новгород свое войско, город сдался на милость победителя. По заключенному соглашению Новгород Великий с его громадными владениями полностью объединялся с Московским княжеством.

Вскоре были присоединены Вятская земля, Пермь Великая, Коми край. Подданными великого князя признали себя некоторые народности Сибири.

Конец 15-го в. на Руси был знаменателен падением ордынского ига.

Сошлись войска хана Ахмата и Ивана 3-го.

Победа Руси была одержана малой кровью. 12 ноября 1480 г. - первый день освобождения государства от ига.

Культура Руси 15-го в.

Благодаря расширению границ России в 15-м в. за счет присоединения новых территорий увеличился интерес к географическим наукам.

Освобождение от ига Золотой Орды положительно повлияло на другие отрасли русской культуры 15-го в. Развивается образованность жителей.

Появляются притчи, послания и другие произведения духовной литературы. Увеличивается количество различных законов.

Развивалось кузнечное дело, изготовление оружия, чеканка монет, создание известкового грунта для настенной живописи. Достижения в этих областях возникли благодаря притоку знаний в прикладном искусстве. Развивалась и область техники. Известно, что русские мастера использовали систему зубчатых колес.

Архитектура Руси 15-го в.

Архитектура Древней Руси 14-15-го вв. была на подъеме. Активно велось строительство крепостей, новых храмов и дворцов. Приглашались каменщики и зодчие из других городов, архитекторы Италии и инженеры.

Доступ к Москве защищали , Красная площадь, монастыри-крепости. Были воздвигнуты Успенский и Архангельский соборы.

История - наука о прошлом, наука, которую творят люди. Великие деятели искусства, полководцы, короли и революционеры - все эти люди посвящали свою жизнь великим идеям ради того, чтобы однажды войти в историю и остаться в ее анналах.

Составить список выдающихся личностей непросто хотя бы из-за того, что источники о ранних этапах развития Древней Руси и других стран сохранились плохо (особенно это касается периода до XIV века). Также сложно составить взвешенный и логичный список, в котором нашлось бы место каждому по-настоящему значимому человеку, оставившему свой след в истории. Пока в Древней Руси только зарождалась государственность, а к власти приходили Рюриковичи, Европа уже активно вела войны с соседними государствами за сферы влияния. Отставание Древней Руси от европейских стран заметно и в плане культурного развития.

К середине XV века, Древняя Русь, освобожденная от монголо-татарского ига принялась выстраивать государство на европейский манер, но очередной династический кризис сделал прогресс страны невозможным. Рассказывая о свершениях знаменитых полководцев и деятелей искусства, легче всего проследить за тем, как менялся мир, и как шло развитие тех или иных государств.

Август II Сильный (Красивый)

Курфюрст Саксонский с 1694 г., король Польши (1697-1706 и 1708-1733 гг.), союзник России в Северной войне

Адошев Алексей Федорович

Костромской дворянин, член Избранной Рады, душной дьяк Чело­битного приказа; с 1566 г. в опале

Апраксин Федор Матвеевич

Сподвижник Петра I, граф, генерал-адмирал, командующий россий­ским флотом в годы Северной войны и в Персидском походе, с 1700 г. — глава Адмиралтейского приказа, с 1718 г. — президент Адмиралтейской коллегии, с 1726 г. — член Верховного тайного совета

Хан Большой Орды (с 1465 г.), организатор похода на Русские земли в 1480 г., завершившегося стоянием на реке Угре и окончательным свержением татаро-монгольского ига; убит тюменским ханом Айбеком

Батый (Бату-Хан)

Монгольский хан, внук Чингисхана, руководил походами в Восточ­ную и Центральную Европу (1236-1242)

Баторий Стефан

Князь Трансильвании, полководец, польский король (с 1576 г.), участ­ник Ливонской войны; в 1581-1582 гг. осаждал Псков. Основал Ака­демию в Вильно (будущий Виленский университет)

Болотников Иван Исаевич

Боевой холоп князя Телятевского, предводитель восстания 1606-1607 гг., потерпел поражение под Москвой (1606 г.) и Тулой (1607 г.), сослан в Каргополь и там убит

Борецкая Марфа (Посадница)

Вдова новгородского посадника Исаака Андреевича Борецкого. В начале 70-х гг. XV в. возглавила антимосковскую партию в Новгороде. После присоединения Новгорода к Москве была вы­слана из Новгорода и казнена

Бирон Эрнст Иоганн

Уроженец Курляндии, фаворит Анны Иоанновны, герцог Курлянд-ский (1737-1740 и 1762-1769 гг.), после смерти Анны Иоанновны стал регентом при малолетнем Иване VI Антоновиче (1740 г.), но был свергнут в результате дворцового переворота и сослан в Пельм, а затем в Ярославль, помилован Петром III и возвращен в Курляндию

Великий князь литовский (с 1392 г.), вмешивался в дела Новгорода, захватил Смоленск {1404 г.), один из организаторов разгрома Тев­тонского ордена в Грюнвальдской битве

Волков Федор Григорьевич

Актер, создатель русского профессионального театра

Воротынский Михаил Иванович

Князь, боярин и воевода, герой взятия Казани (1552 г.), нанес пора­жение крымскому хану Давлет-Гирею в битве при Молодях (1572 г.), казнен Иваном IV

Глинская Елена

Вторая жена великого князя Василия III, мать Ивана IV, в годы ма­лолетства которого (1533-1538) управляла страной. Провела су­дебную и денежную реформы

Годунов Борис

Боярин, царь Московский (с 1598 г.). Выдвинулся в число сподвижни­ков Ивана IV благодаря браку с дочерью Мал юты Скуратова, а затем -браку сестры Ирины с сыном Ивана IV Федором. В царствование Фе­дора Иоанновича (1584-1598 гг.) фактический правитель государства

Голицын Василий Васильевич

Князь, боярин, воевода, фаворит Софьи Алексеевны, возглавлял Посольский приказ (1676-1689 гг.), руководил Крымскими походами 1687 и 1689 гг., сослан Петром I в Архангельский край

Голицын Михаил Михайлович

Сподвижник Петра I, князь, генерал-фельдмаршал, участник Азов­ских походов и Северной войны, в 1720 г. нанес шведскому флоту поражение в битве при Гренгаме. С 1726 г. — президент Военной коллегии и член Верховного тайного совета, один из составителей «Кондиций», умер в опале

Головин Федор Алексеевич

Сподвижник Петра I, граф, дипломат, адмирал и генерал-фельдмаршал. Подписал Нерчинский договор с Китаем, участник Азовских походов и Великого посольства с 1700 г., возглавил По­сольский приказ с 1701 г., руководил Навигацкой школой

Головкин Гавриил Иванович

Сподвижник Петра I, граф, с 1706 г возглавлял Посольский приказ, с 1718 г. — президент коллегии иностранных дел, в 1726-1730 гг. член Верховного тайного совета, в 1731-1734 гг. — кабинет-министр императрицы Анны Иоанновны

Грек Феофан

Иконописец, мастер стенных росписей, родом из Византии. Вершина творчества — роспись в церкви Спаса на Ильиной улице в Новгороде, иконы Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля

Дионисий

(ок. 1440-1503)

Живописец, инок Иосифо-Волоколамского монастыря. Вершина творчества — роспись церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Участвовал в росписи Успенского собора Московского Кремля, автор иконы «Спас в Силах»

Дежнев Семен Иванович

Землепроходец и мореход, 1646 г. обогнул Чукотский полуостров и открыл мыс — северо-восточную оконечность Евразии (мыс Деж­нева)

Демидов (Антуфьев) Никита Демидович

Тульский кузнец, родоначальник династии заводчиков и землевла­дельцев, основатель Тульского оружейного завода, организатор строительства металлургических заводов на Урале

Ермак Тимофеевич

Казачий атаман, своим походом против Сибирского ханства поло­жил начало присоединению Сибири к России

Илларион

Первый митрополит Киевский русского происхождения, автор «Слова о законе и благодати»

Король Швеции с 1697 г., полководец, командовал шведской армией в ряде сражений Северной войны (под Нарвой в 1700 г., под Полтавой в 1709 г.), погиб в ходе сражения в Норвегии

Кирилл и Мефодий

Братья, создатели славянской азбуки, просветители и проповедни­ки христианства

Курбский Андрей Михайлович

Князь, член Избранной Рады, военачальник, писатель. Герой взятия Казани 1552 г., участник Ливонской войны, опасаясь опалы Ивана IV бежал в Литву (1564 г.), поступил на службу к польскому королю Си-гизмунду-Августу. Из Речи Посполитой переписывался с Иваном IV, автор «Истории о великом княжестве Московском»

Лефорт Франц Яковлевич

(ок. 1656-1699)

Сподвижник Петра I, выходец из Швейцарии, участник Крымских и Азовских походов, один из руководителей Великого посольства, оказал большое влияние на формирование личности Петра I

Лжедмитрий 1

Самозванец (предположительно — беглый монах Московского Чудо­ва монастыря Григорий Отрепьев), в 1605 г. стал царем москов­ским, убит в 1606 г.

Лжедмитрий II

Самозванец, «тушинский вор», безуспешно пытался захватить Мо­скву в Борьбе с Василием Шуйским (1608-1609 гг.), убит

Ломоносов Михаил Васильевич

Из семьи поморов, ученый, естествоиспытатель, поэт, создатель Московского университета, занимался химией, физикой, астроно­мией, историей, филологией, внес большой вклад в формирование современного русского литературного языка

Мазепа Иван Степанович

Гетман Левобережной Украины (1687-1708 гг.), в годы Северной войны перешел на сторону Карла XII, после Полтавской битвы вместе с Карлом XII бежал в Турцию

(1482-1563 гг.)

Московский митрополит (с 1542 г.), писатель, глава иосифлян, член Из­бранной Рады, составитель Четей-Миней, Степенной книги и Лицевого летописного свода, способствовал зарождению книгопечатания на Руси

Татарский темник, фактический правитель Золотой орды, потерпел поражение от князя Дмитрия Донского в Куликовской битве (1380 г.), после чего потерял власть и был убит

Меншиков Александр Данилович

Сподвижник Петра I, сын придворного конюха, светлейший князь, генералиссимус (1727 г.). Денщик Петра I, участник Азовских походов, Великого посольства и Северной войны, первый комендант Санкт-Петербурга и губернатор Ингерманландии (Санкт-Петербургской губернии), президент военной коллегии (1716-1724 и 1726-1727 гг.), в годы царствования Екатерины I фактический правитель страны, сослан Петром II в Березов {1727 г.), где и скончался

Легендарный основатель литовского государства, великий князь ли­товский (1230-х гг.) поддерживал дружеские связи с галицким князем Даниилом и великим князем Александром Невским

Минин Кузьма Минич

Нижегородский торговец, земский староста, организатор II ополчения

Миних Бурхард Христофор

Уроженец Ольденбурга (Германия), на русской службе с 1721 г., граф, генерал-фельдмаршал, инженер, строитель Ладожского обводного канала. Президент военной коллегии (1730-1740 гг.), командующий войсками в годы русско-турецкой войны 1735-1739 гг., отправлен в отставку Анной Леопольдовной, в 1742 г. сослан Елизаветой Петровной в Пельм

Монах Киево-Печерского монастыря, летописец, автор-составитель древнейшего дошедшего до нас летописного свода — «Повести временных лет», автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского

Никон (Минов Никита)

Патриарх Московский и Всея Руси с 1652 г., инициатор церковной реформы, вызвавшей раскол русской православной церкви, пытал­ся поставить церковную власть выше светской, что привело к конфликту с Алексеем Михайловичем. В 1666 г. лишен патриаршего сана и сослан в Ферапонтов монастырь

Ордин-Нащокин

Афанасий Лаврентьевич

(ок. 1605-1680)

Боярин, дипломат, воевода. Глава Посольского приказа (1667­1671). Заключил Андрусовское перемирие, составил Торговый устав 1667 г., постригся в монахи в 1672 г.

Орлов Алексей Григорьевич

Граф Чесменский, генерал-аншеф и генерал-адмирал, брат Г. Г. Орлова. Участник дворцового переворота 1762 г., герой русско-турецкой войны 1768-1774 гг., командовал русской эскадрой в На-варинском и Чесменском боях, с 1775 г. в отставке, вывел породу орловских рысаков

Орлов Григорий Григорьевич

Князь, фаворит Екатерины II, генерал-аншеф, брат А. Г. Орлова, участник дворцового переворота 1762 г., учредитель и первый пре­зидент Вольного экономического общества (с 1765 г.), усмирил «чумной бунт» в Москве (1771 г.), меценат, покровитель науки

Остарман Андрей Иванович

Уроженец Вестфалии, на российской службе с 1703 г, граф, ди­пломат, вице-канцлер (1725-1741 гг.), член Верховного тайного совета (с 1726 г.) и кабинет-министр Анны Иоанновны (с 1731 г.), воспитатель Петра II, с 1731 г. фактически руководил внешней поли­тикой России. В 1741 г. при Елизавете Петровне сослан в Березов

Панин Никита Иванович

Граф, государственный деятель и дипломат, участник дворцового переворота 1762 г., воспитатель Павла I, автор сенатской реформы, руководил коллегией иностранных дел (1763-1781 гг.), создатель блока «Северный аккорд»

Петров Аввакум

(ок. 1620-1682)

Протопоп, лидер старообрядцев (раскольников), писатель. Идейный противник Никона, сослан в Пустозерск в 1667 г., где написал «Житие протопопа Аввакума»

Пожарский Дмитрий Михайлович

Князь, полководец, участник I ополчения, организатор и предводи­тель II ополчения, один из организаторов Земского собора 1613 г., впоследствии возглавил ряд приказов (Ямской, Разбойный и др.)

Полоцкий Симеон

Общественный и церковный деятель, писатель и поэт, проповед­ник, полемизировал с раскольниками и Никоном, основал в Кремле типографию

Потемкин Григорий Александрович

Фаворит и ближайший помощник Екатерины II, светлейший князь Таврический, генерал-фельдмаршал, государственный деятель, участник дворцового переворота 1762 г., участник русско-турецких войн 1768-1774 гг., новороссийский, азовский и астраханский во­енный губернатор (с 1776 г.), вице-президент (с 1774 г.) и президент (с 1784 г.) военной коллегии

Прокопович Феофан

Сподвижник Петра I, церковный деятель, публицист, епископ Псковский и архиепископ Новгородский, вице-президент Синода (с 1721 г.), составитель «Духовного регламента», сторонник абсолю­тизма в России

Пугачев Емельян Иванович

(ок. 1740-1775)

Донской казак, предводитель восстания 1773-1775 гг., казнен в Москве

Радонежский Сергий

(ок. 1321-1391)

Основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря, инициатор вве­дения общежитийного устава в русских монастырях

Разин Степан Тимофеевич

Донской казак, предводитель восстания 1670-1671 гг., казнен в Москве

Разумовский

Алексей Григорьевич

Из семьи украинских казаков, в детстве пас скот. Граф, генерал-фельдмаршал, фаворит и тайный морганатический супруг Елиза­веты Петровны, участник дворцового переворота 1741 г.

Разумовский

Кирилл Григорьевич

Брат А. Г. Разумовского, граф, президент Акакдемии наук (1746­1798 гг.), последний гетман Украины (1750-1764 гг.)

Растрелли Бартоломео Карло

Итальянский скульптор и архитектор, с 1716 г. работал в России, автор скульптурных портретов Петра I, Анны Иоанновны

Растрелли Франческо Бартоломео

Ребров Иван Иванович

Землепроходец и мореход, тобольский казак, исследовал реку Лену до устья, пролив Лаптева, первым плавал в Восточно-Сибирское море

Рублев Андрей

(ок. 1360-ок. 1430)

Иконописец и мастер стенных росписей, монах Троице-Сергиева, а затем Спасо-Андроникова монастыря. Вершина творчества — икона «Троица». Участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля и Успенского собора во Владимире, Троицкого в Троице-Сергиевом монастыре и Спасского собора Андроникова монастыря

Румянцев Петр Александро­вич (1725-1796)

Граф, полководец, генерал-фельдмаршал, герой Семилетней вой­ны, командующий русской армией в русско-турецкой войне 1768­1774 гг., одержал победы при Рябой Могиле, Ларге и Качуле

Сигизмунд III

Польский король (с 1587 г.), активный проводник Контрреформы, поддерживал Лжедмитрия I, организовал интервенцию в Россию в годы Смуты (1609-1612)

Сильвестр

Протопоп Благовещенского собора Московского Кремля, духовник Ивана IV, член Избранной Рады, автор «Домостроя». С 1560 г. в опале

Скопин-Шуйский Михаил Васильевич

Князь, боярин, полководец. Участник подавления восстания Болотни­кова, одержал ряд побед над Лжедмитрием II, снял осаду с Троице-Сергиева монастыря; отравлен

Скуратов Мал юта (Скуратов-Белье кий) Григорий Лукьянович

Дворянин, приближенный Ивана IV, один из руководителей оприч­нины, организатор убийств Владимира Старицкого, митрополита Филиппа, руководил казнями во время опричного похода в Новгород (1570 г.), погиб в ходе Ливонской войны

Софья Алексеевна

Царевна, дочь Алексея Михайловича, правительница (регентша) в 1682-1689 гг., заключила «Вечный мир» с Речью Посполитой, Нерчинский договор с Китаем. Фаворит Софьи Василий Голицын предпринял в ее правление Крымские походы. Софья Алексеевна была инициатором открытия в Москве Славяно-греко-латинской академии. В 1689 г. отстранена от власти Петром I, в 1698 г. пострижена в монахини

Спиридов Григорий Андреевич

Адмирал, в Семилетней войне командовал десантом при взятии Кольберга, в русско-турецкую войну 1768-1774 гг. одержал победу в Чесменском бою

Суворов Александр Васильевич

Граф Рымникский, князь италийский, полководец, генералиссимус (1799). Участник Семилетней войны, русско-турецких войн 1768­1774 и 1787-1791 гг., подавления восстания Пугачева и подавления польского восстания 1794 г., главнокомандующий русско-австрий­ской армии в Италии (1799 г.). Совершил знаменитый Швейцарский поход через Альпы в 1799 г., не проиграл ни одного сражения (выиграл 60), автор ряда военно-теоретических работ («Наука побеж­дать»), создатель оригинальной стратегии и тактики ведения боя

Тимур (Тамерлан)

Полководец, создатель государства со столицей в Самарканде, эмир с 1370 г. Разгромил Золотую Орду, совершил завоевательные походы в Иран, Закавказье, Индию, Малую Азию

Трезини Доменико

(ок. 1670-1734)

Архитектор, выходец из Швейцарии, с 1703 г. работал в России. По его проектам построены Летний дворец Петра I, Петропавловский собор, здание Двенадцати Коллегий и другие памятники архитектуры в Санкт-Петербурге

Ушаков Симеон Федорович

Ушаков Федор Федорович

Флотоводец, адмирал, герой русско-турецкой войны 1787-1791 гг., в период войны с Францией (1798-1800 гг.) успешно командовал Средиземноморским походом русского флота

Федоров Иван

{ок. 1510-1583)

Основатель книгопечатания в России и на Украине

Фридрих II Великий

Король Пруссии, с 1740 г. проводил политику просвещенного абсо­лютизма, реформировал прусскую армию, полководец, командовал прусскими войсками в ходе Силезской и Семилетней войн, принял участие в I разделе Польши

Хабаров Ерофей Павлович

Землепроходец и мореход, исследовал Приамурье, составил «чертеж реке Амуру»

Хмельницкий Богдан (Зиновий) Михайлович

(ок. 1595-1657)

Украинский казак, гетман Украины с 1648 г., возглавил восстание на Украине против Речи Посполитой, один из организаторов Пере­яславской Рады (воссоединения Украины с Россией)

Чингисхан (Темучин)

(ОК. 1155-1227)

Основатель Монгольской империи, кодифицировал обычное право монголов (законы Ясы), создал значительную армию, руководил за­воеваниями в Юго-Восточной Сибири, Китае и Средней Азии

Шереметьев Борис Петрович

Сподвижник Петра I, граф, генерал-фельдмаршал, дипломат, участ­вовал в заключении «Вечного мира» с Польшей, командовал вспо­могательной армией во время Азовских походов, в годы Северной войны командовал русскими войсками в Прибалтике, подавлял восстание в Астрахани, командовал пехотой в Полтавском сраже­нии и в Прутском походе

Шувалов Иван Иванович

Фаворит Елизаветы Петровны, генерал-адъютант, меценат, покро­витель и друг М. В. Ломоносова, создатель и первый куратор Мос­ковского университета, инициатор создания и первый президент Академии Художеств (1757-1763)

Петр Иванович

Граф, государственный деятель, генерал-фельдмаршал, брат И. И. Шувалова, участник дворцового переворота 1741 г., фактиче­ский руководитель правительства при Елизавете Петровне (провел ряд реформ)

Шуйский Василий

Князь, боярин, сын Ивана Шуйского (героя обороны Пскова в Ли­вонскую войну). Возглавил правительственную комиссию по рас­следованию смерти царевича Дмитрия. После смерти Бориса Году­нова перешел на сторону Лжедмитрия I, а затем организовал заго­вор против самозванца. Царь московский (1606-1610), подавил восстание Болотникова, боролся с Лжедмитрием II, свергнут с пре­стола, насильно пострижен в монахи, умер в польском плену

Ягужинский

Павел Иванович

Сподвижник Петра I, граф, генерал-аншеф, дипломат, с 1722 — ге-ренал-прокурор Сената, в 1726-1727 гг. — посол в Варшаве, в 1731­1734 гг. — посол в Берлине, с 1734 г. — кабинет-министр императри­цы Анны Иоанновны

Франция одна из первых стран, совершившая в начале 19 века перелом в истории моды, стала законодателем мира высокой моды. Благодаря известным французским домам моды, каким как Chanel, Dior и другим известным именам, моделирование и создание одежды перестало быть ремеслом и стало искусством.

Придворные 15 века.Бургундия

На мой взгляд, на такое значимое событие в истории мировой моды повлияло очень богатое «модное прошлое» этой страны.

Бургундское платье 15 века

Костюм эпохи Средневековья выполнял во многом социальную функцию. Ношение платья в XIV—XVI веках определялось понятием «луковицы», когда верхнее платье надевалось поверх нижнего, и количество слоёв зависело от социального статуса хозяина, его состоятельности, профессиональной принадлежности, а также от местных традиций. В строго разделённом сословными рамками обществе ношение костюма оговаривалось «законами о роскоши», предписывавшими то или иное платье для каждой социальной прослойки. Однако сама многочисленность этих законов и частота их принятия говорит о том, что запреты постоянно нарушались.

14 век-15 век

14 век.Одежда в Европе

Верхнее платье, бывшее ранее отличительной характеристикой, по которой отличались сословия и состояния, в XIV—XV веках всё больше превращалось в демонстрацию красоты тела — также нового понятия, вызывавшего бешенство моралистов, — и хвастовство роскошью и достатком. Платье, ранее призванное скрывать и затушёвывать линии тела, стало куда более открытым и даже вызывающим, человеческое и земное предпочиталось загробному блаженству. Европа готовилась к Возрождению.

Когда в XII веке с Востока пришла мода на длинные, струящиеся одежды, исторически восходящие к арабскому и греческому платью, в них увидели опасное свидетельство изнеженности, «женственности» и порчи нравов, в конце Средневековья эти же старинные одеяния уже стали восприниматься в качестве единственно правильных, строгих и целомудренных, в противовес новоявленному короткому платью

Платье в Бургундии 15 век

Переворот в самой идеологии ношения платья в первые годы XIV века начали женщины. Впервые за много столетий у платья появилось декольте, на всеобщее обозрение выставлялась шея, плечи, верхняя часть груди. Как водится, это новое было хорошо забытым старым — подобным образом носили платье во времена Римской империи, в тевтонской одежде эта мода просуществовала до конца V века н. э., но конечно же, так далеко историческая память средневекового человека никогда не простиралась.

Знатные французы 15 век

Чтобы понять шок, вызванный этой модой, следует вспомнить, что женщина в понятиях средневековой морали считалась существом подчинённым, которое следовало держать в повиновении для её же пользы, чтобы предотвратить разгул дикарских инстинктов, унаследованных от праматери Евы. Женщина полагалась «аспидом, ехидной», шевалье де Латур-Ландри сравнивал её с пауком, умело оплетающим сетью сильный пол, чтобы таким образом вовлечь его в пучину плотского греха.

Платье в Бургундии 15 век

Новая мода скандальным образом меняла сексуальные роли — из добычи женщина становилась охотником, соблазнительницей, недоступной, а потому особо желанной. Отрицать эротическую составляющую новой моды и вправду было бы затруднительно, платья начала XIV века, по-прежнему полностью драпируя фигуру от талии и ниже, получив отрезной лиф со шнуровкой или рядом пуговиц, плотно облегали грудь и руки, подчеркивая их форму, выставляя напоказ ранее скрытое

Франция 15 век

Начиная с 40-х годов XIV века мужской костюм вслед за женским обзавёлся отрезным лифом и спинным швом, позволявшим подчеркнуть каждую линию тела, а также длинным рядом пуговиц. Новый наряд был столь узким и тесным, что не надевался без посторонней помощи, вызывая насмешки и издевательства поклонников строгого образа жизни.

Дальше больше, мужской наряд стал катастрофически укорачиваться, вплоть до того, что в самом смелом варианте (т. н. «жакетте») едва лишь прикрывал бёдра, вызывая дополнительную волну возмущения тем, что «носящий таковое платье при любой попытке наклониться, дабы услужить своему сеньору, демонстрирует всем стоящим сзади свои брэ (трусы)».С точки зрения той же морали, подобное «бесстыдство» низводило носящего подобное платье на уровень животного или дикаря. Но всё возмущение моралистов не могло остановить поступательный ход истории. В дальнейшем короткое платье то уходило в тень, то появлялось вновь, но окончательно не забывалось

Если историю женского декольте проследить затруднительно, то касательно мужской моды, с достаточной уверенностью можно сказать, что она зародилась в среде молодых дворян — оруженосцев и пажей. Вызвали её к жизни, по-видимому, чисто военные нужды, в длинном платье, надетом на или под защитное вооружение было трудно и неудобно сражаться, тем более что всё чаще древнюю стёганку стал заменять тяжёлый металлический доспех.

В коротком платье также было проще прислуживать — стоит напомнить, что обязательный этап жизни молодого дворянина включал помощь господину в качестве пажа, оруженосца и «благородного слуги» — вплоть до выхода из юношеского возраста и посвящения в рыцари. Длинное и широкое платье было для исполнения подобных функций, конечно же, неудобно. Также следует заметить, что в самом обществе эта мода вызвала неоднозначную реакцию.

Если церковь отвергла её немедля и сразу, вплоть до нынешнего времени сохранив длинные, струящиеся облачения, высшие дворяне определились в своём выборе не сразу. Если Иоанн II и Карл V Мудрый безоговорочно отдавали предпочтение старомодным длинным одеждам, молодой и деятельный Карл VI стал публично показываться в коротком платье, после чего новая мода утвердилась уже окончательно

Стрижка овец. Миниатюра из часослова Жана де Люка, 1524 год

В эти времена одежда шилась из ткани как растительного, так и животного происхождения. Из первого типа известны были пенька, рами, особенно распространён был лён, шедший для пошива нижнего белья. В XIII веке во Франции появился хлопок, завезённый купцами с Востока. Хлопчатая ткань использовалась для пошива одежды, белья, из неё же изготовлялись подкладки, используемые в некоторых типах костюма.

Женщины ткут, прядут и расчёсывают лён. Миниатюра из французской рукописи трактата Джованни Боккаччо «О знаменитых женщинах«, XV век.

Шёлк изначально привозился купцами с Ближнего Востока и Западного Средиземноморья, но уже в XV веке его производство началось в Лионе, причём пищей для гусениц шелкопряда служил местный тутовник. Однако, важнейшим сырьём для ткани в течение всего Средневековья оставалась шерсть; французская поговорка того времени утверждала что «под овечьими ногами песок превращается в золото»[

Чесание шерсти. Фрагмент миниатюры «Ноябрь» из «Da Costa Hours» Симона Бенинга. Бельгия, ок. 1515

Добротную, тёплую и прочную шерсть давала гасконская и иберийская порода овец известная под именем «чурро», однако, наилучшей считалась английская продукция. Шетландские и костуордские породы славились длинным, крепким волосом, изделия из подобной шерсти долго не изнашивались, и пользовались заслуженной славой. Североафриканские мериносы появились в XIV столетии, и распространение получили первоначально в Испании

Стало выгодным ремесленное производство пряжи. Первые мастерские открылись во Фландрии, затем королева Филиппа, жена Эдуарда III, памятуя, сколь выгодной оказалась торговля пряжей для её страны, основала в 1336 году прядильное производство в Норвиче, (Англия), причём английская шерсть очень быстро завоевала место на европейском рынке.

Изготовление и продажа шерстяной одежды. Миниатюра из немецкой рукописи трактата «Tacuinum Sanitalis» Ибн Бутлана. XV век.

Ткачество, как следующий этап производства, было уже чисто мужским делом. Ткань изготовляли на горизонтальных станках, натягивая на них нити основы, и с помощью двух поднимающихся планок, движения которых можно было регулировать с помощью педали, поднимали желаемые нити, давая утку проходить сквозь них вперёд и назад.

Рядом с основным ткачом должен был обязательно находиться помощник, следивший за тем, чтобы нити не запутывались и не рвались. Обычно эту работу поручали детям, которым из-за небольшого роста было не утомительно из раза в раз наклоняться к станку. Ткачи Позднего Средневековья были, как правило, первоклассными мастерами, знающими своё дело досконально, при том что лишь очень немногие могли позволить себе приобрести в собственность мастерскую; большая часть из них состояла на жаловании у старших суконного цеха, имевших в своём распоряжении стада баранов, леса, наёмных работников и даже корабли для торговли с заморскими странами.

Изготовление льняной одежды. Миниатюра из немецкой рукописи трактата «Tacuinum Sanitatis» Ибн Бутлана. XV век.

Готовая ткань отправлялась на многочисленные ярмарки, торговля тканью в Средние Века была прекрасно налаженным и весьма прибыльным делом, связывавшим Францию даже с такими отдалёнными странами как Индия и Китай. Идущие в продажу ткани, как местные, так и привозные, обязательно подвергались контролю специальными представителями суконного производства, называемые фламандским словом eswardeurs. Только проверенные ими рулоны, снабжённые свинцовой печатью, могли официально быть выставлены для покупателя.

Миниатюра 14 века.Платье знати

Небелёная ткань, грубая, серовато-коричневая, с многочисленными неровностями и узелками, продавалась мерным куском. Без дальнейшей обработки она могла идти только на лошадиные попоны, впрочем, самые бедные использовали её для постели, цистерцианцы закупали необработанное полотно для пошива монашеских ряс. Однако же, в большинстве случаев, ткань подвергалась дальнейшей обработке в суконных и красильных мастерских.

Первоначально её многократно промывали в чанах, мяли и перетирали с углём — эта процедура способствовала выравниванию волокон и исчезновению узелков. Затем полотно выбивали специальными билами и вымачивали его ногами в чанах, заполненных песком и винным осадком. Эта работа, не требовавшая ничего, кроме физической силы и здоровья, была уделом неквалифицированных работников, занимавших низшее положение среди членов суконного цеха.

Миниатюра 15 века.Платье знати

Эта буйная и плохо управляемая масса постоянно питала склонность к бунту, что время от времени проявлялось в драках и стычках, принявших особенно серьёзный размах, когда в XIII веке появилась возможность заменить валяльщиков механическими молотами, приводимыми в движение водяной мельницей. Взбунтовавшиеся чернорабочие разрушили несколько таких мельниц, отнимавших у них заработок, но конечно же, остановить историю подобные вспышки не могли

Крашение ткани. Миниатюра из фламандской рукописи трактата Бартоломея Английского «О свойствах вещей», 1482

Наконец готовая ткань по необходимости поступала к красильщикам, и от них уже передавалась портным и белошвейкам. Кроме своих тканей, использовались и привозные; торговые книги XIV века называют александрийский и татарский шелка, золотое и серебряное шитьё, кашемир, саржу, фланель, тафту, камку и даже своеобразное полотно, называемое cottum, которое выделывалось из кошачьей и собачьей шерсти

15th century ,Paris, Bibliothèque nationale de France

Меха, вышедшие из моды ближе к концу XIII века, пятьдесят лет спустя вновь привлекли к себе внимание. Мехами оторачивали и подбивали платье, что было далеко не лишним, если вспомнить, что даже за́мки и церкви порой были холодными и сырыми. Высшую ступень в меховой иерархии занимали соболь (zibeline), белый горностаевый мех с чёрными хвостиками (ermine), идеально-белая его разновидность (menu vair), очень высоко ценимая при дворе, а также vair — сложное меховое полотно, получаемое соединением кусочков меха белого горностая и серой белки, или просто серая белка с белым брюшком.

Считается, что имя этого меха идёт от французского verre — «стекло», так как на свету имеет стекляннистый блеск. Беличьи шкурки в большом количестве доставлялись из Венгрии. Меха этого типа, как правило, предназначались для платья короля, королевы и высших сановников. Меньшей ценностью обладал gris — куний мех или зимний наряд европейской белки, в ряду с ним стоял кроличий мех (lapin); обе эти разновидности считались дворянскими. В самом низу иерархии находились барашек (mouton) и бобр (castor), использовавшиеся в частности для придворных облачений и ливрей

Ткачиха.15th century (ca. 1440) Northern France - Rouen British Library

Средневековье любило яркие цвета. Религиозные мыслители, как, к примеру, святой Бернард, отвергавшие яркие краски на основании их «соблазнительности», подменяющей стремление к небесному суетными удовольствиями бренного мира — оставались в безнадёжном меньшинстве. Желание ярко и броско одеваться было неистребимо у всех классов общества, и сдерживалось исключительно соображениями денежного плана

В эти времена вкусы населения были достаточно консервативны; цветовая палитра строилась на основе из трёх цветов, вошедших в употребление ещё в античную эпоху — белого, красного, чёрного, в то время как остальные считались второстепенными и группировались вокруг каждого из них «по максимальному сходству». Средневековье с его мистическими наклонностями и умением видеть символику в малейших деталях, не преминуло разработать целую шкалу цветовой оценки, причём каждому из цветов придавалось определённое значение

Молотьба. Миниатюра «Август» из французского требника XV века

Белый, воспринимавшийся как не-цвет, отсутствие цвета, выступал символом чистоты, целомудрия и непорочности. В белое облачали ангелов на иконах, белый считался цветом упования на Бога, цветом высшей справедливости и вечности. С XIV века этот цвет стал особенно любимым и модным. И в то же время (для Средневековья была характерна подобная двойственность) белый считался цветом отчаяния и смерти

Филипп III Добрый. Портрет работы Рогира ван дер Вейдена

Чёрный полагался цветом умеренности, скромности, христианского смирения, а порой и покаяния перед Богом; с другой стороны его же ассоциировали со смертью, трауром и отчаянием. В начале XIV века чёрный стал настолько популярен, что на короткое время едва ли не вытеснил остальные цвета и оттенки; эту новую моду ввёл герцог Бургундский Филипп Добрый, в течение многих лет одевавшийся в чёрное в знак траура по отцу, убитому в обычной для тех времён феодальной войне за власть.

Погребение Анны Чешской. Миниатюра из французской рукописи «Хроник» Жана Фруассара, ок. 1483

И наконец, самым излюбленным оттенком, королём цветов был красный, с античных времён считавшийся противоположным белому. Красный царил на рыцарских гербах, выступая в качестве основного на трети из них. В красном шли под венец невесты, огромные количества красных тканей, число оттенков которых доходило до 15, продавались на рынках. Красный символизировал гордость, победу, силу и мощь.

Жанна д’Арк и её судьи. Миниатюра из «Вигилий на смерть короля Карла VII» Марциала Оверньского. XV век

Красный полагался цветом благочестивой щедрости, душевной широты, он же ассоциировался с учёностью, и властью, и, по распространённому поверью, отпугивал нечисть. Красные ленточки принято было привязывать к детским ножкам, защищая таким образом малышей от всевозможных напастей, в частности, от кори и кровотечений. С другой стороны, красный цвет стойко ассоциировался с гневом и жестокостью, в красное порой заставляли одеваться проституток и палачей, красными одеждами в романах артуровского цикла щеголяют антагонисты главных героев

Миниатюра, изображающая коронацию короля Франции Карла VI. Миниатюра из «Больших французских хроник» Жана Фуке. XV век

Голубую краску научились получать, собирая листья вайды, обильно растущей по берегам Соммы, Эско и Гаронны.

Людовик!Х Святой

Оттенки голубого символизировали преданность, справедливость, мудрость, учёность, а также верность в любви. С XII века голубой цвет стал ассоциироваться с Девой Марией, вошло в традицию использовать этот цвет для изображения её одежд. С другой стороны, голубой почитался цветом незаконного рождения или глупости

На изменение общественных предпочтений наложилось также то, что голубой считался во Франции «королевским». Он издавна был «семейным» для Капетингов, использование геральдических одежд голубого цвета было принято у всех многочисленных ветвей этого рода. Голубой цвет для обывателя приобретал дополнительную привлекательность как цвет Людовика Святого, пользовавшегося в те времена небывалым почтением и авторитетом

Император Карл IV. Миниатюра из «Больших французских хроник» Жана Фуке. XV век

Жёлтый наоборот, пользовался дурной славой, и хотя принцы XV века порой одевались в золотисто-жёлтое, полностью игнорируя общественное мнение по этому поводу, у низших слоёв населения желтизна ассоциировалась в первую очередь с враждебностью или изменой христианству. В жёлтое рядили еретиков (после арльского собора 1254 года эта практика стала повсеместной), одежду подобного цвета (или жёлтую нашивку) во многих городах вынуждены были носить мусульмане и евреи.

Статуты некоторых городов предписывали проституткам одеваться в платье того же цвета. К жёлтому, цвету глупости, измены, безумия, питали пристрастие городские и придворные шуты.Отрицательное отношение к жёлтому цвету постепенно сошло на нет в конце XV века, однако, один из его оттенков — рыжий — до конца Средневековья считался отвратительным. О том, насколько негативные эмоции он мог вызывать, можно судить уже по тому факту, что англичанин полагал себя оскорблённым, если ему демонстрировали кусок рыжей материи

Пурпур, в свою очередь, символизировал мудрую осторожность, сдержанность, с другой стороны — чванливость, уныние и прожорливость. Розовый и серый вошли в моду в конце XIV века, но не получили широкого распространения, оставаясь в основном цветами одежды имущих классов. Коричневый , наоборот, часто встречался в одежде слуг и людей скромного достатка.

Сцена охоты на оленя. Миниатюра из французской рукописи «Книги охоты« Гастона Феба, 1405—10 гг.

И наконец, зелёный почитался цветом пылкой юности, красоты, отваги и свободы.Так, сохранившаяся опись костюмов юных сыновей Иоанна Доброго, указывает на зелёный как на «весенне-летний» цвет, из которого полагалось шить для них лёгкое платье, предназначенное для тёплого времени года, в то время как «зимними» цветами полагались алый и синий. С другой стороны, с ним ассоциировалась беспорядочная жизнь, безумие, ветреность и расточительство, в общем, любое нарушение привычного порядка. В романах артуровского цикла, в зелёное постоянно одевается рыцарь Тристрам (или Тристан) Лионесский, несчастный возлюбленный королевы Изольды. Несколько французских городов, в частности, Марсель, предписывали проституткам носить зелёное платье. Однако, несмотря на все отрицательные ассоциации, с ним связанные, этот цвет стал исключительно моден в конце XIV века

Средневековое бельё выполняло сразу несколько функций. Во-первых, оно призвано было защищать верхнее платье от пота, жира и прочих выделений тела. Это было достаточно важно, так как при высокой цене платья, неизбежной при ручном его изготовлении, подобная защита требовалась обязательно. С другой стороны это верхнее платье, зачастую достаточно грубое и жёсткое из-за вшитой в него золотой и серебряной нити, при соприкосновении с кожей, царапало и раздражало её, так что некая прослойка представлялась совершенно необходимой. И наконец, тёплое бельё, особенно в зимнее время года, также было необходимо в холодной крестьянской лачуге, плохо отапливаемой церкви или за́мке. Оно состояло из двух частей — нижней рубашки или камизы и брэ, предшествовавших современным кальсонам или трусам

Миниатюра «Мученичество Св. Стефана» (Франция, XIV век), В средние века кальсоны не были нижним бельем.

Вообще понимание «нижнего белья» как чего-то интимного, должного быть скрытым под верхним платьем было совершенно чуждо средневековому менталитету. Бельё представлялось такой же одеждой, как всё остальное, брэ выглядывали в разрезах чулок, а рубашку зачастую специально украшали вышивкой и камнями на рукавах и воротнике, чтобы демонстрировать её из-под верхней одежды. Ношение одного только белья без верхней одежды (конечно же, в тёплое время года), было характерно для беднейших слоёв общества.

Фрагмент миниатюры из «Библии Моргана», 1240-е годы, Франция

Исторически брэ восходят к старинным нательным штанам, носившимся галлами в античную эпоху, в бельё они превращаются в XII веке, исчезнув окончательно под многослойной верхней одеждой. Название этого вида белья этимологически связано с braiel — тесьмой, удерживавшей их на поясе. Изначально брэ имели вид широких штанов, длина которых доходила до середины икры ноги, однако уже в следующем столетии они превратились в подобие колготок с широким основанием и узкими штанинами. Длина брэ постепенно уменьшалась, и к концу XV века они стали напоминать современные купальные трусы, несколько заниженные на животе, для удобства ношения.

Фрагмент миниатюры из «Библии св. Женевьевы». 1370 год, Франция

Впрочем, длина эта продолжала несколько варьироваться в зависимости от особенностей климата, времени года, и сословной принадлежности их хозяина; если брэ выступали в качестве верхней одежды, их предпочитали делать несколько длиннее — до середины бедра; в этом случае они напоминали скорее короткие льняные шорты.

Миниатюра. 1410 год, Франция

Если хозяин брэ был слишком беден, чтобы позволить себе жиппон, на поясе брэ делались дырочки для удерживания шосс. Людовик Сварливый, страдавший от дизентерии, бывшей в те времена настоящим бичом во время походов, ввёл на время печальную моду — брэ с глубоким разрезом сзади

Фрагмент полиптиха Пьеро делла Франческа "Милосердная Богородица», ок. 1460.

Во времена более древние распространены были кожаные брэ, но в XIV—XV веках основным материалом для изготовления брэ был лён, как правило, ткань перед пошивом белили. Встречались, однако, шерстяные и хлопчатобумажные брэ, знать могла позволить себе и шёлковое нижнее бельё. Обычай предписывал часто менять брэ, стирать их должен был сам хозяин, впрочем, при достаточных средствах, он мог нанять для этой цели специальных мужчин-прачек (так, сохранилось распоряжение короля Эдуарда IV Английского касательно жалования для подобного рода наёмного работника). Женщины, из соображений приличия, к стирке мужского белья не допускались

Женщина в камизе. Фрагмент фрески Амброджо Лоренцетти «Аллегория доброго правления», 1338—40 гг.

Нижняя рубашка (chemise), также известная в русскоязычных изданиях под испанским названием «камиза», также является достаточно древней по своему происхождению. Её носили равно и мужчины и женщины, однако, мужская камиза была несколько более короткой, доходя до середины бедра или до колен — единого стандарта не существовало и всё зависело исключительно от индивидуального вкуса. Женские рубашки, как правило, должны были доходить до щиколоток, в верхней части камизы могли делаться конические мешки — предшественники современных бюстгальтеров.

Жнец в камизе. Фрагмент миниатюры «Июнь» Поля Лимбурга из «Великолепного часослова герцога Беррийского», 1412—16 гг.

Эти мешки были удобны тем, что позволяли зрительно увеличивать маленькую от природы грудь, закладывая внутрь дополнительные слои материи или подушечки, чтобы таким образом, получить требуемую форму и размер. Другой способ состоял в том, чтобы надеть на (или реже — под) камизу широкую повязку, целиком закрывавшую грудь и поддерживавшую её. Эта повязка также позволяла регулировать размер: слишком объемную грудь, также бывшую не в чести, можно было визуально уменьшить, затягивая повязку. Модницы порой слишком усердствовали в этом, вызывая тревогу тогдашних врачей, безуспешно пытавшихся убедить дам, что чрезмерное давление на грудь может стоить им здоровья.

Продолжение следует

История России, как и история многих других великих империй, это череда драматичных, волнующих, возвышенных и ужасных событий. Чего только стоит 20 век? А золотой 19 век русской литературы! Но мало кто знает, что по значимости событий в один ряд с 20 можно поставить далеко не 19 век и даже не времена Екатерины II и Петра I, а век 15.
Начинается этот век весьма спокойно. В это время Русь еще была раздроблена на множество самостоятельных княжеств. Одним из самых сильных было Московское княжество. Но московские князья по-прежнему должны были ездить к монгольскому хану за разрешением управлять Русью и собирать налоги для хана. Русь все еще находилась под властью монгольской империи. Ярлык, т.е. документ, подтверждающий главенство одного княжества над другими, в это время практически всегда находился в Москве.
Московским княжеством в начале 15 века управлял сын Дмитрия Донского Василий I (1389 – 1425 гг.). В целом он продолжал усиливать и обогащать свое княжество без особых потрясений. В конце 14 века – начале 15 века Русь чудом пережила нашествие Тамерлана, после чего обстановка в стане была относительно спокойной. Серьезные потрясения начались со второй четверти 15 века после смерти Василия I.
Дело в том, что по завещанию уже давно покойного Дмитрия Донского к власти после Василия I должен был прийти его брат – Юрий Звенигородский. Тем не менее, Василий I нарушил это завещание и перед смертью передал московский престол своему сыну – Василию II. Юрию Звенигородскому такое развитие событий не понравилось, и он пошел войной на своего племянника Василия II. Началась Феодальная война (1431 год – 1453 год).
Эта война шла с переменным успехом, но уже в 1434 г. Юрий умер и борьбу продолжили его потомки – Василий Косой, а за ним Дмитрий Шемяка. Последнему даже удалось выбить Василия II из Москвы и на время захватить власть. Будучи схваченным врагами Василий II был ослеплен, за что впоследствии получил прозвище Василий Темный. Московское боярство, привыкшее к власти Василия II, оказалось недовольным политикой Дмитрия Шемяки и изгнало его. Василий II вернулся к власти. В итоге, будучи ослепленным, Василию II все же удалось победить своего дядю и двоюродных братьев и в 1453 г. война окончилась, после чего Василий II правил еще 9 лет!
Выдающийся советский ученый Зимин написал книгу об этой войне «Витязь на распутье». В качестве витязя в данной книге выступает сама Россия. Дело в том, что это была не просто борьба за власть. Воюющие стороны представляли собой две линии возможного развития страны, и от победы одной из сторон зависело то, по какому пути пойдет развитие страны в дальнейшем. Звенигородские князья представляли путь федеративного развития со слабой централизацией. Василий же II напротив, олицетворял путь самодержавного централизованного развития. В итоге, волею судьбы, с победой Василия II для России был избран путь самодержавного, централизованного развития под властью Москвы. И, тем не менее, даже такое судьбоносное событие как Феодальная война была всего лишь прелюдией к тому, что началось со смертью Василия II в 1462 году.
Новым правителем Москвы стал сын Василия II Иван III. Иван Васильевич вел себя крайне дерзко и расковано. Он не спрашивал у монгольского хана ярлык на великое княжение и даже не платил дань! Иван Васильевич сразу же начал активно расширять Московское княжество, присоединяя к нему соседние русские княжества. В начале 1470-х годов Иван III замахнулся на Новгород. Издревле Новгород был богатейшей, сильнейшей и самой независимой русской землей. В лучшие годы Новгород был больше и богаче Франции. Поэтому шанс подчинить Новгород своей власти имел очень большое значение для Москвы. Первые сражения хоть и изрядно потрепали новгородцев, но все же оказались неудачными для Москвы. В течение нескольких лет Иван III грамотно и хитро подавил Новгород дипломатически и наконец, в 1478 году московскому князю удалось окончательно и полностью подчинить Новгород своей власти. Это был значительный шаг для Москвы в деле объединения раздробленных русских земель под своей властью.
Остро стоял вопрос о зависимости Руси от монголо-татар. Иван III демонстративно не считался с властью хана Ахмата, не платил дань. Монголы уже не имели прежнего могущества, но все-таки не могли смириться с подобной наглостью. В 1480 году русские и монгольские войска сошлись на реке Угре. Две недели войска стояли на противоположных берегах реки. Ахмат-хан надеялся на помощь польского короля, но Иван III мыслил на несколько шагов вперед: он заключил союз с ханом крымских татар Менгли-гиреем и тот обезвредил для Ивана польского короля. В итоге, понимая, что шансов на победу нет, Ахмат-хан развернул войска и ушел. Это событие вошло в историю как "стояние на реке Угре". С этого момента Россия окончательно освободилась от монголо-татарской зависимости, длившейся, не много не мало, 240 лет.
Авторитет Руси на международной арене был поднят не только за счет победы над монголами. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина XI Палеолога Софье Палеолог. В политическом смысле, благодаря этому династическому браку, Русь стала как бы наследницей Византии, Третьим Римом.
Единство Руси при Иване III было обусловлено не только силой оружия Московского князя, но и единым сводом законов Ивана III. Судебник 1497 г. явился первым со времен русской правды сводом законов Руси. Данный Судебник вводил единые процедуры судопроизводства, систему наказаний за преступления, был введен Юрьев день (т.е. сильно ограниченный период, когда крестьяне имели право поменять хозяина), что способствовало началу процесса закрепощения крестьян.
Более того, именно при Иване III появилось название «Россия» и государственный герб «Двуглавый орел».
На долю Ивана III пришлась значительная часть 15 века (1462 – 1505 гг.). При нем были сформированы государственные основы России. Страна была объединена под властью Москвы, было скинуто монголо-татарское владычество.
Таким образом, значение событий, произошедших в России в 15 веке сложно переоценить и это время, по масштабности произошедших изменений, по праву можно поставить в один ряд с веком 20.

XV век ознаменовался окончательным переходом от «темных веков» к эпохе Возрождения. В этот период Колумб открыл Америку, Гуттенберг изобрел книгопечатание. В 15 веке история европейской цивилизации совершила крутой поворот от религиозного догматизма к активному развитию науки и культуры. Именно в эти времена жили и творили Леонардо да Винчи, Микеланджело и Брунеллески. О самых важных событиях и персоналиях этого столетия мы подробно расскажем в нашей статье.

15 век: основные события и даты

Пятнадцатый век, согласно юлианскому летоисчислению, длился с 1401 по 1500 год. Римское обозначение столетия - XV. На этом отрезке мировой истории произошло немало важных и знаменательных событий. Попробуем перечислить самые основные даты 15 века в хронологическом порядке:

  • Грюнвальдская битва (1410).
  • Завершение строительства Запретного города в Китае (1420).
  • Распад Золотой Орды (1420-е).
  • Падение Империи Кхмеров (1431).
  • Основание Империи Инков (1438).
  • Изобретение печатного станка (1440).
  • Падение Константинополя и Византийской империи (1453).
  • Публикация трактата «Молот ведьм» (1482).
  • Окончательное завершение Реконкисты (1492).
  • Открытие Колумбом Америки (1492).

Войны и персоналии

Не обошлось, разумеется, и без войн. В 15 веке их было более чем достаточно. Так, в первой его половине продолжается так называемая Столетняя война - серия вооруженных конфликтов между Англией и Францией. Особо прославилась в этой войне Жанна д’Арк, ставшая впоследствии национальной героиней французского народа. В 1431-м она попала в плен к бургундцам и была сожжена на костре как еретичка.

Не успев толком оправиться от Столетней войны, Англия загрузла уже во внутреннем противостоянии между двумя династиями - Йорков и Ланкастеров. Конфликт получил довольно романтичное название Войны Алой и Белой роз (по родовым эмблемам противоборствующих сил). В те же года на севере Европы разгорается Тринадцатилетняя война между Польшей и Тевтонским орденом за право доминировать в Восточном Поморье. Завершился 15 век Швабской войной. И привела она к отделению Швейцарии от Священной Римской империи.

Если же говорить о персоналиях, то список самых выдающихся личностей 15 века может иметь следующий вид:

  • Ян Гус - чешский мыслитель и проповедник.
  • Генрих V - король Англии из династии Ланкастеров.
  • Жанна д’Арк - французский полководец.
  • Иоганн Гуттенберг - немецкий изобретатель.
  • Матвей I Корвин - король Венгрии.
  • Влад Цепеш (Дракула) - князь Валахии.
  • Штефан чел Маре (Великий) - молдавский господарь.
  • Васко да Гама - португальский мореплаватель.
  • Христофор Колумб - испанский мореплаватель.
  • Леонардо да Винчи - итальянский художник, ученый и изобретатель.

XV век в науке

15 век ознаменовал собой начало эпохи Возрождения. Именно в это время возобновились серьезные научные изыскания после нескольких веков религиозного догматизма. Речь идет, прежде всего, о Европе. Ведь именно в этой части света зародилось книгопечатание. И именно из европейских гаваней выходили корабли Колумба и Васко да Гамы, которые совершили грандиозные открытия в области географии.

Помимо Европы, наука в это время активно развивалась и в других регионах планеты, в частности, в Восточной Азии. Так, в 1443 году группа корейских ученых разработала «хангыль» - уникальную систему фонематического письма.

Вот далеко не полный список тех научных открытий и изобретений, которые имели место в пятнадцатом веке:

  • Каравелла - особый тип парусного судна (на фото).
  • Перспектива как техника изображения пространственных объектов на поверхности.
  • Печатный станок.
  • Клавесин (музыкальный инструмент).
  • Подъемный механизм.
  • Очки для близоруких.
  • Парашют.
  • Часовые куранты.
  • Глобус.
  • Шотландский виски.

В этом столетии в Европе повсеместно открываются новые университеты, уже свободные от влияния церкви. Наиболее активно в них изучались те науки, которые были полезны человеку в повседневной жизни. Это, прежде всего, медицина, математика и юриспруденция.

XV век в искусстве и культуре

Европа в 15 веке также становится главным «локомотивом» в развитии искусства и архитектуры. Под эпохой Возрождения, начало которой полностью совпадает с этим столетием, подразумевают возрождение культуры Древней Греции и Рима, как материальной, так и духовной. На территории Европы, преимущественно во второй половине XV века, работает целый ряд выдающихся зодчих, скульпторов, художников и поэтов.

Среди них стоит выделить итальянских скульпторов Донателло и Филиппо Брунеллески, фламандского живописца Яна ван Эйка, голландского художника Иеронима Босха, итальянского живописца Сандро Боттичелли и, разумеется, Леонардо да Винчи. Последнего нередко называют гением своего времени, «универсальным человеком». Ведь Леонардо да Винчи оставил свой заметный след и в науке, и в живописи, и в музыке. «Талантливый человек - талантлив во всем!» - это изречение как раз про него.

Культура 15 века тесно и неразрывно связана с архитектурой. В Европе этот исторический период принято называть кватроченто. Его отождествляют с Ранним Возрождением. В период кватроченто нормы классической (античной) архитектуры были пересмотрены и заново изучены. В основе любого строительства была положена строгая геометрия, а не интуиция, как это было в Средние Века. В оформлении внешних фасадов зданий все чаще стали применяться коринфские ордеры. Постройки XV века нередко имеют просторные внутренние дворики, обнесенные по периметру крытыми арочными галереями.

Великие географические открытия

Эпоха Великих географических открытий - важнейшая страница в мировой истории, начавшаяся именно в пятнадцатом веке. Почему европейцы вдруг решили активно изучать мир и путешествовать? Причины просты и довольно прозаичны:

  1. Истощение запасов драгоценных металлов в Европе.
  2. Развитие науки и производств.
  3. Поиск новых торговых партнеров.

По причине падения Византии и захвата сухопутных дорог в Азию османами перед европейцами остро встала проблема поиска нового пути в Индию. В 1492 году испанцы с целью найти этот заветный путь организовали морскую экспедицию. Три судна («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья») под руководством Христофора Колумба пересекли Атлантику и достигли Багамского архипелага. 12 октября 1492 года Колумб высадился на побережье острова Сан-Сальвадор. Этот день и считается датой открытия Нового Света.

Нащупать морской путь в Индию Христофору Колумбу так и не удалось. Но эту миссию смог выполнить португалец Васко да Гама шестью годами позже. Именно он был командующим экспедиции, которая, обогнув Африку с юга, впервые прошла по морю из Европы в Индию. Таким образом, Васко да Гама нашел альтернативу Великому Шелковому пути, проложенному еще во втором веке до нашей эры.

Давайте рассмотрим еще несколько знаковых событий 15 века, которые существенно изменили ход истории.

Грюнвальдская битва

15 июля 1410 года состоялось переломное и решающее сражение между тевтонцами и польско-литовским войском. Битва была невероятно жестокой и кровопролитной, однако именно она всерьез изменила дальнейшую судьбу всей Европы. Объединенная армия поляков и литовцев одержала в ней блестящую победу и, таким образом, на политической карте возник новый и очень мощный игрок.

Грюнвальдская битва унесла жизни трети армии Тевтонского ордена. По результатам Торуньского мира Жемайтия отошла к Литве, а Добжинская земля - к Польше. Кроме того, Тевтонское государство обязали выплатить выигравшей стороне солидную контрибуцию.

Книгопечатание Гуттенберга

Иоганн Гуттенберг (1400-1468) - немецкий книгопечатник, которого также называют первым типографом Европы. В 1440 году он изобрел уникальный метод книжной печати подвижными выпуклыми литерами, который оказал огромнейшее влияние на развитие не только европейской, но и всемирной истории. К середине XV века Гуттенберг отлил не менее пяти разных шрифтов.

Первыми в Европе печатными книгами стали: латинская грамматика Элия Доната, несколько папских индульгенций, а также знаменитая Библия Гуттенберга. Многие ученые считают, что именно изобретение печатного станка значительно ускорило наступление эпохи Возрождения.

В это время московские правители проводили активную политику по объединению русских земель. В начале столетия Русь еще тревожили ордынцы. Однако силы Золотой Орды иссякали, вскоре набеги и вовсе прекратились. После смерти Василия I княжеский престол занял его сын, после чего Русь почти на три десятилетия погрязла в феодальных войнах и междоусобицах. Знаковым для истории России стал 1478 год, когда князь Иван III Васильевич подчинил Москве Новгород.

В 15 веке Россия существенно расширила свои границы и окончательно освободилась из-под гнета Золотой Орды. В этот период активно развивается торговля и кузнечное дело, в Пскове начинают чеканить русские монеты. В Москве в конце пятнадцатого века была заложена Красная площадь, воздвигнуты Кремль и Успенский собор.

Завершился этот век для России очередным военным конфликтом с Литвой. Причем историки назвали это событие «Странной войной», ведь де-юре ни одной из сторон война так и не была объявлена.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса