Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История виолончели. Виолончель - Всё о создании электронной музыки. Виолончель: история, видео, интересные факты, слушать История возникновения и развития инструмента

ВИОЛОНЧЕЛЬ (итальянский violoncello), струнный смычковый инструмент скрипичного семейства. По конструкции близок скрипке (отличается большими размерами). Длина корпуса 75-77 см. Строй на октаву ниже альта, «до» - «соль» большой - «ре» - «ля» малой октавы. Диапазон около 5 октав - больше, чем у других инструментов скрипичного семейства. Нотируется в басовом, теноровом и скрипичном ключах. Обладает уникальным регистровым разнообразием.

Инструменты типа виолончели появились на рубеже 15-16 века в Италии в результате преобразования инструментов семейства виол. Суть конструктивных изменений заключалась в поисках наиболее совершенного акустически тенорового инструмента. Наиболее ранние из сохранившихся образцов виолончели были изготовлены в Брешии во 2-й половине 16 века. В 16-17 веках мастерами Кремоны создан классической тип виолончели, лучшими в 17 веке считаются инструменты Н. Амати. Виолончели А. Страдивари с ярким звуком тенорового тембра - вершинная форма инструмента. В 17-19 веках работали выдающиеся мастера и династии мастеров: К. Бергонци, Гваданини, Гварнери, Руджери, Д. Монтаньян (Италия), Н. Люпо, Ж. Б. Вильом (Франция), Я. Штайнер (Германия). В манере Штайнера работало большинство представителей Союза мастеров струнных инструментов Миттенвальда (Бавария), организованного в 1684 году и существовавшего до конца 19 века. Одним из основателей этого крупного центра был М. Клотц - родоначальник династии, которая работала в Миттенвальде на протяжении около 200 лет. В России великолепно звучащие инструменты делали И. А. Батов, Н. Ф. Киттель, Т. Ф. Подгорный.

Виолончель начала приобретать самостоятельность в ряду струнных инструментов с 17 века и постепенно входила в группу солирующих инструментов (например, в 12 кончерто гроссо ор. 6 А. Корелли, изданных в 1714). В сочинениях И. С. Баха виолончель применяется как облигатный инструмент в кантатах, в «Бранденбургских» концертах (в ряде кантат использована 5-струнная виолончель-пикколо). 6 сюит Баха для виолончели соло (1717-23) - единственный опыт использования виолончели как сольного полифонического инструмента. Важная роль в развитии виолончельного искусства принадлежит Л. Боккерини. Со времён Й. Гайдна и В. А. Моцарта виолончель - обязательная участница струнной группы симфонического оркестра, квартета, квинтета. Весьма развёрнута партия виолончели в квартетах Й. Гайдна (ор. 50, 54, 55), В. А. Моцарта (3 последних), Л. ван Бетховена (все квартеты). В симфонических, оперных и балетных партитурах нередко используются возможности ансамбля виолончели и виолончели соло; в симфонической поэме Р. Штрауса «Дон Кихот» (1897) виолончель трактуется как главный «герой» произведения. Популярность у исполнителей сохраняют концерты для виолончели с оркестром Р. Шумана (1850, первый исполнитель - Д. Поппер), К. Сен-Санса (1872), Э. Лало (1876), А. Дворжака (1895). Выразительные возможности виолончели использованы в Тройном концерте Бетховена (1804), Двойном концерте И. Брамса (1887). Выдающиеся произведения русской музыки - Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром П. И. Чайковского (1876), Концерт Н. Я. Мясковского (1944), Симфония-концерт С. С. Прокофьева (1952).

Крупнейшие виолончелисты 19-20 века: Б. Ромберг (открыл эпоху виртуозно-романтичного исполнительства), А. К. Пиатти, А. Ф. Серве, К. Ю. Давыдов (глава русской школы 19 века), А. А. Брандуков, А. В. Вержбилович, С. М. Козолупов (основоположник советской школы), П. Касальс, Г. Касадо, П. Фурнье, М. Марешаль, П. Тортелье, Г. Пятигорский, С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран, М. Л. Ростропович, Н. Н. Шаховская, Н. Г. Гутман, М. Э. Хомицер и др.

Лит.: Straeten Е. van der. The history of the violoncello, the viol da gamba... L., 1915. Vol. 1-2 (Repr. - 1971); Wasielewski W. Y. von. Das Violoncello und seine Geschichte. 3. Aufl. Lpz., 1925. Wiesbaden, 1968; ForinoL. II violoncello, il violoncellista ed i violoncellisti. 2 ed. Mil., 1930. Mil., 1989; Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: В 4 кн. М.; Л., 1950-1978; Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959; Витачек Е. Ф. Очерки по истории изготовления смычковых инструментов. 2-е изд. М.; Л., 1964; Лазько А. Виолончель. М., 1965; Pleeth W. Cello. N. Y., 1982; Cowling Е. The Cello. 2nd ed. N. Y., 1983.

Виолончель (итал. violoncello, сокр. cello, нем. Violoncello, фр. violoncelle, англ. cello) — смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка, однако значительно бо́льших размеров.

Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Виолончель вдвое больше альта, ее смычок короче скрипичного и альтового, струны - намного длиннее.

Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).
Виолончель вошла в музыкальный быт во второй половине 16 века. Своим созданием она обязана искусству таких выдающихся инструментальных мастеров, как Маджини, Гаспаро де Сало.

В XVII—XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Никколо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса.

Геррит ван Хонтхорст Концерт 1624 г.

Первым "открыл" красоту тембра виолончели Бетховен. В конце XVII века появились первые сольные произведения для виолончели ― сонаты и ричеркары Джованни Габриэли.

Хендрик Тербрюгген Улыбающийся виолончелист со стаканом 1625 г.

Жан-Батист-Камиль Коро Монах с виолончелью 1874 г.

К середине XVIII века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения окончательно вытесняя из музыкальной практики виолу да гамба. Виолончель также входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося музыканта Пабло Казальса. Развитие школ исполнения на этом инструменте привело к появлению многочисленных виолончелистов-виртуозов, регулярно выступающих с сольными концертами.

Федерико Зандоменеги Виолончелист

Уинслоу Хомер В студии 1867 г.

Поль Гоген Виолончелист. Портрет Фрица Шеклуда 1894 г.

Томас Айкинс Виолончелист 1896 г.

Амедео Модильяни Виолончелист

При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце XIX века. Раньше, в прошлые века - инструмент ставили на специальный стул, причем играли стоя, позже играли сидя, удерживая виолончель икрами ног. На современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение, несколько облегчая технику игры.

Эдвин Дикинсон Виолончелист

Гюла Деркович Концерт 1922 г.

Норман Роксвелл Дедушка маленькой балерины 1923 г.

William Whitaker Виолончелист

Репертуар виолончели весьма широк и включает многочисленные концерты, сонаты, сочинения без сопровождения. Известны «Вариации на тему рококо» Чайковского, концерты для виолончели с оркестром Дворжака, Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна. Нередко в операх, балетах и симфонических произведениях виолончели часто поручают выразительные соло, такие, как чудесная вальсовая мелодия из первой части Неоконченной симфонии Шуберта, как тема второй части Шестой симфонии Чайковского, как в "Дон-Кихоте" Р.Штрауса. В количестве написанных для нее концертных произведений виолончель уступает только скрипке.

Александр Добровольский Сплю

Елена Кудряшова Пау Касалс

Герман Непомнящий Виолончелист 2007 г.

Йосеф Островский Виолончель1990 г.

Принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели — те же, что и на скрипке, однако, вследствие бо́льших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели несколько ограниченнее. Применяются флажолеты, пиццикато, ставка большого пальца и другие приёмы игры. Звук виолончели сочный, певучий и напряжённый, в верхнем регистре слегка сдавленный.

Строй струн виолончели: C, G, d, a (до, соль большой октавы, ре, ля малой октавы), то есть на октаву ниже альта. Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк — от C (до большой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Ноты пишутся в басовом, теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.

Или приобрести струны для виолончели

Виолончель -(итальянское violoncello, уменьшительное от violone - контрабас). 1) Смычковый инструмент скрипичного семейства (см. Скрипка) басотенорового регистра, настраивающийся по квинтам (С, G, d, a). Диапазон виолончели достигает 5 октав.

В. появилась в конце 15 - начала 16 вв. в результате длительного развития народных смычковых инструментов. Вначале применялась глубоким образом как басовый инструмент в различных ансамблях и для сопровождения пения или игры на скрипке, флейте и т.д. До 2-й половины 17 в. носила названия violoncino, Basso di Viola da braccio (итальянское), Basse de violon (франц.), Ba Viol de Braccio (нем.) и др. Инструменты делались различных размеров (часто больших) и обычно имели строй В1, F, с, g. В 16-17 вв. встречались также 5- и 6-струнные инструменты этого типа. Одно из наиболее ранних указаний на современный строй приводит (по отношению к Bass Geig de Braccio) M. Преториус ("Syntagma musicum", Bd II, 1619).

По-видимому, название «виолончель» было впервые применено в изданном в 1665 в Венеции сборнике сонат Дж. Ч. Аррести для 2 и 3 голосов с добавлением партии виолончели. ("con la parte del Violoncello a beneplacito").

Классические образцы виолончели были созданы итальянскими мастерами 17-18 вв. А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари, К. Бергонци, Д. Монтаньяна и др. Лишь в начале 18 в. твердо устанавливается современный размер виолончели (длина корпуса 750-768 мм; мензура, т. е. колеблющаяся часть струны, - 690-705 мм). Больших успехов в изготовлении виолончели достигли русский мастер И. А. Батов (1767-1841) и современные мастера Е. А. Витачек, Т. Ф. Подгорный, Г. Н. Морозов, H. M. Фролов, Я. И. Косолапов, Л. А. Горшков. Известны также отличные виолончели французских (Ж. Б. Вильом, М. Лабер), немецких, чешских и польских мастеров.

При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце 19 в. (до этого исполнитель держал инструмент в икрах ног). В современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, придавая виолончели более пологое положение, он облегчает технику игры и, в известной мере, способствует лучшему звучанию инструмента.


Первые сольные произведения для виолончели появляются в Болонье в конце 17 в. (сонаты для виолончели с басом и ричеркары для виолончели соло Дж. Габриели. Виолончель рано начинает привлекаться для участия в исполнении трио-сонат (Дж. Торелли - ноты , А. Корелли) и Соnсеrti grossi (А. Корелли). Первые образцы использования виолончелью в концертном жанре представляют Concerti per camera Дж. Яккини (1701) и 6 сольных концертов Л. Лео (1737-38). Расцвет виолончельного искусства начался в 18 в., когда виолончель окончательно вытеснила виолу да гамба. Победа виолончели была обусловлена ее более богатыми выразительными и техническими возможностями, более мощным, полным и ярким звуком, согретым вибрацией и близким по тембру к человеческому голосу; все это отвечало требованиям нового инструментального стиля со свойственной ему мелодической выразительностью. Постепенно виолончель получает все более широкое применение как сольный, ансамблевый (она входит в состав смычкового квартета) и оркестровый инструмент. В современном симфоническом оркестре применяется до 12 виолончелей. Во многих симфонических, оперных и балетных партитурах виолончель используется как солирующий инструмент.

К числу виолончельных произведений 18 в., сохранившихся в концертном репертуаре, относятся 6 сюит для виолончели соло И. С. Баха, концерты А. Вивальди, Л. Боккерини - ноты , Й. Гайдна - ноты , многочисленные сонаты для виолончели с басом крупнейших виолончелистов-композиторов этого столетия. В современный репертуар входят лучшие произведения концертного жанра 19 в. - концерты Р. Шумана, К. Сен-Санса - ноты , Э. Лало, А. Дворжака; здесь же должны быть названы Тройной концерт Бетховена (скрипка, виолончель, фортепиано.) и Двойной концерт Брамса (скрипка, виолончель). В 20 в. концерты для виолончели написали Э. Эльгар, Э. дАльбер, П. Хиндемит, А. Онеггер, Д. Мийо, Б. Мартину, Ф. Мартен, Б. Бриттен, А. Жоливе, С. Барбер и другие. Пять сонат для виолончели и фортепиано Л. Бетховена (две ор. 5 - 1796; ор. 69 - 1807; две ор. 102 - 1815) положили начало камерным сонатам для данного инструмента; за ними последовали сонаты Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, К. Сен-Санса, Г. Форе, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Регера, П. Хиндемита, З. Кодая, Б. Мартину, С. Барбера и др. Сюиты для виолончели соло создали М. Регер, Б. Бриттен и другие, сонаты - П. Хиндемит, З. Кодай и другие.

Первую дошедшую до нас русскую сонату для виолончели и фортепиано написал современник М. И. Глинки И. И. Лизогуб (20-е гг. 19 в.), первый концерт - Н. Я. Афанасьев (40-е гг. 19 в.). Концерты для виолончели создали А. Г. Рубинштейн, К. Ю. Давыдов, А. К. Глазунов (Концерт-баллада, 1931), концертные " " - П. И. Чайковский (1876), сонаты для виолончели с фортепиано - С. В. Рахманинов (1902), Н. Я. Мясковский (1911) и другие. Яркого расцвета достигла виолончельная литература в творчестве советских композиторов. Концерты для виолончели написали Н. Я. Мясковский, Р. М. Глиэр, С. С. Прокофьев (Симфония-концерт), Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, Т. Н. Хренников, Л. К. Книппер, С. Ф. Цинцадзе, Я. А. Иванов, А. А. Бабаджанян, Б. А. Чайковский, М. С. Вайнберг, В. А. Власов, Б. И. Тищенко и другие; сонаты - Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, В. Я. Шебалин, Д. Б. Кабалевский, М. С. Вайнберг, Э. М. Мирзоян, К. С. Хачатурян и другие.

Среди виднейших зарубежных виолончелистов, сыгравших заметную роль в развитии классической виолончельной школы 18 в., - итальянец Л. Боккерини, француз Ж. Л. Дюпор, чех А. Крафт. Виртуозно-романтическое направление 19 в. представляют немецкий виолончелист Б. Ромберг и бельгиец Ф. Серве (концерты Ромберга и фантазии Серве сохранили лишь педагогическое значение). Художественный расцвет виолончельного искусства начиная с конца 19 в. связан прежде всего с исполнит. деятельностью выдающегося испанского музыканта П. Касальса, а позднее - Г. Касадо, М. Марешаля, Э. Майнарди.. Среди современных зарубежных виолончелистов: А. Наварра, З. Нельсова, Л. Роуз, К. Вилкомирский, М. Садло, П. Тортелье, М. Жендрон, П. Фурнье, Л. Гельшер, Ж. Дюпре, Я. Штаркер, А. Янигро…


Русское виолончельное искусство 18 и 1-й пол. 19 в. выдвинуло ряд талантливых исполнителей из крепостных, а затем разночинных кругов (И. Хорошевский, А. Волков, И. Лобков, В. Мешков, И. Подобедов). Высокого профессионального уровня достигло мастерство Н. Б. Голицына и М. Ю. Виельгорского. Благодаря исполнительской деятельности К. Ю. Давыдова русская виолончельная школа становится одной из ведущих исполнительских школ мира. Среди выдающихся воспитанников возглавлявшейся им русской классической виолончельной школы - его ученик А. В. Вержбилович, а также А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, И. И. Пресс, Е. Я. Белоусов, Л. Б. Ростропович, Г. П. Пятигорский, В. Т. Подгорный. Старшее поколение советских виолончелистов (А. А. Брандуков, С. М. Козолупов, А. Я. Штример, К. А. Миньяр-Белоручев.) передало лучшие традиции исполнения советской виолончельной школе, пользующейся мировой славой; среди крупнейших представителей этой школы - С. Н. Кнушевицкий, М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран. В 1960-70-е гг. выдвинулась блестящая плеяда молодых советских виолончелистов, лауреатов международных конкурсов.

Итак, мы рассказали вам про историю виолончели, но не упомянули ничего о её строении. Пора исправляться!

Виолончель состоит:

1)Головка.

2)Гриф.
3)Корпус.


Ну и подробнее.
Головка виолончели состоит из завитка, колковой коробки и колков. Соединена с грифом.

Вторая часть виолончели – гриф. На нём, как и на гитаре, есть порожек, в специальных пазах которого проходят струны (ля, ре-малой октавы, соль, до-большой), далеешейка, пятка.

Третья часть – это корпус. Он состоит из верхней деки, нижней деки, обечайки (это бок), эфы (f – образное отверстие в корпусе, служат как резонаторы), подставки, подгрифника, машинок, петли, пуговицы и шпиля. Если смотреть на классическую виолончель, то по краям верхней деки можно увидеть нарисованную двойную линию-это называется ус. Распорка внутри корпуса под подставкой – это дужка. Она является «позвоночником» всего инструмента.
Ну вот, мы рассказали об устройстве виолончели. Что ещё является немаловажным при игре на ней? Догадаетесь? Правильно, смычок.

Виолончельный смычок бывает разных размеров - Имеет размеры: 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4. Состоит из:

  1. Деревянная трость (древко), переходящая в головку с одной стороны, с другой прикрепляется колодка ;
  2. Для изготовления трости используется дерево фернамбук или бразильского дерева.
  3. Колодка делается из чёрного дерева со вставками из перламутра. В колодку с внутренней стороны, прилегающей к трости, ввернута небольшая медная гайка, а в основание трости вставлен восьмигранный винт с длинной резьбой, с помощью которого можно регулировать натяжение волоса.
  4. Волос конского хвоста (искусственного или натурального) идет от головки к колодке и образует ленту с помощью кольца на колодке.

Местоположение контакта струны с волосом смычка называется игровойточкой . В зависимости от скорости движения, силы давления и игровой точки на струне определяет характер звучания: громкость и тембр.

Наклон смычка в сторону грифа делают для:

  1. Изменения ширины ленты волоса, что способствует проявлению более высоких гармоник; используется чаще всего при игре ближе к грифу на нюансе piano или при исполнении флажолетов.
  2. Регулировки направления силы пружины трости смычка, что необходимо для различных артикуляционных эффектов, например: смягчения атаки звука, уменьшение прыгучести смычка и др.

Перед игрой смычок натирают канифолью. Это нужно, чтобы ваша виолончель «пела». В принципе, этому есть простое объяснение – улучшается сила трения, смычок скользит по струнам легче и звук при этом становится лучше. Но! Не забывайте после каждой игры протирать свой инструмент – канифоль очень плохо влияет на лаковое покрытие, а так же на дерево инструмента, что впоследствии может серьезно исказить её звучание. Ещё канифоль скапливается на струнах – потому удалять её нужно и со струн, мягкой тряпочкой. Так же желательно помнить, что для каждого струнно-смычкового инструмента – свой тип канифоли.

Если вы желаете приобрести виолончель или электро виолончель, а так же комплектующие к ним – то обращайтесь к нам – мы дадим вам полную консультацию по поводу приобретения.

Виолончель - это обязательный инструмент в составе ансамблей и симфонических оркестров. Именно она делает технику звучания мелодии глубокой, насыщенной и полной. Благодаря певучести ее «голоса», виолончель часто солирует, если музыкальному коллективу необходимо ярко выразить такие эмоции, как печаль, точка или теплая грусть, наполнить мелодию лирическим настроением.

Что такое виолончель

Виолончель - музыкальный инструмент струнно-смычкового типа, из басового и тенорового регистра. Он известен с 16 века, визуально похож на альт или скрипку, но гораздо больше, чем они, по габаритам. В музыке виолончель используется, благодаря своим безграничным «голосовым» возможностям, в следующих гранях:

  • сольно (одиночно),
  • в составе оркестра,
  • при исполнении мелодии струнным ансамблем.

У виолончели, как и у скрипки, 4 струны. Она является самым низким по звучанию струнно-смычковым инструментом, и без нее просто не могут функционировать некоторые музыкальные коллективы, к примеру, такие как квартет или камерный ансамбль.

Строй струн виолончели на октаву ниже, чем у альта. Ноты для ее партии пишутся в теноровом или басовом скрипичном ключе, но диапазон ее звучания необычайно широк, благодаря созданной за столетия существования виолончели уникальной технике игры на ней.

История создания инструмента

До сих пор доподлинно не известно, кем именно изобретена виолончель. Впервые упоминания о ней появились в начале, а точнее - в первой половине, 16 века, и связаны они были с именами двух мастеров по изготовлению струнных инструментов - итальянцем Гаспаро да Сало и его учеником Паоло Маджжини. Есть и еще одна версия того, кем и когда была изобретена виолончель. Согласно ей, создателем инструмента был известнейший в 16 веке мастер из семьи Амати по имени Андреа.

Историческим, доказанным документально фактом является лишь то, что современная форма виолончели, с типичным струнным рядом и характерным звучанием - заслуга Антонио Страдивари. Кроме этого, в совершенствовании инструмента, в разные века, принимали участие такие известные музыканты и мастера, как Джезеппе Гварнери. Карло Бергонци, Никколо Амати, Доминико Монтаньяна и другие. С конца 18 века форма корпуса, размеры инструмента и его струнный ряд уже не менялись.

Особенности конструкции виолончели

Виолончель - это единственный музыкальный инструмент, веками сохраняющий форму и уникальные особенности конструкции. Даже скрипка видоизменялась - менялось дерево для производства корпуса и составы для его пропитки, покраски, обновлялись струны.

Основные детали виолончели:

  • корпус,
  • гриф,
  • головка,
  • смычок.

Корпус виолончели состоит из нижней и верхней деки, отверстия для обеспечения резонации звука (эфы). Кроме этого, в конструкции корпуса есть и другие немаловажные детали - внутренняя распорка «дужка», петля, подгрифник, пуговка, обечайка.

Для игры на виолончели не подойдет скрипичный смычок или смычок для альта. Этот неотъемлемый атрибут инструмента состоит из трости, которая делается из натуральной древесины бамбука или фернамбука, колодки из черного дерева с перламутровыми вставками, натурального или искусственного конского волоса. Натяжение конского волоса на смычке для виолончели регулируется с помощью винта с восьмью гранями, закрепленном на трости.

Особенности звучания виолончели

Возможности виолончели, в плане звукоизвлечения, отличаются от возможностей аналогичных инструментов широтой и глубиной. Мастера оркестрового искусства характеризуют ее звук как

  • певучий,
  • слегка сдавленный,
  • напряженный,
  • сочный.

В палитре ансамбля, квартета или оркестра виолончель звучит как низший тембр голоса человека. Во время сольного выступления этого инструмента создается впечатление, будто виолончель ведет неспешную беседу с залом о чем-то очень важном и реальном, ее глубинный, певучий звук завораживает, буквально гипнотизирует, причем не только знатоков искусства, но и тех, кто слушает ее впервые.

Каждая из струн виолончели звучит особенно и неповторимо, а диапазон их звучания распространяется от мужского сочного баса до теплого и нежного альта, характерного для истинно женских партий. Величайшие композиторы и музыканты с мировыми именами не раз говорили о том, что виолончель способна «рассказать», к примеру, сюжет оперы без слов и визуальных картинок.

Как играть на виолончели

Техника игры на виолончели кардинально отличается от техник игры на других струнных музыкальных аналогах. Инструмент довольно большой, даже громоздкий, и должен иметь опору в трех точках - в области шпиля (на пол), ближе к правой стороне груди и у левого колена. При обучении игре на виолончели темами первых уроков являются именно способы ее установки, удерживания.

Далее осваиваются навыки владения смычком. Для того чтобы он полностью охватывал струнный ряд инструмента при звукоизвлечении, виолончель незначительно поворачивают вправо от музыканта. Очень важно следить за тем, чтобы свобода движений левой рукой ничем не ограничивалась.

Удивительно то, что многие начинающие музыканты, даже при наличии идеального слуха и умении играть на струнно-смычковых инструментах, не могут освоить технику игры на виолончели, и останавливаются именно на этапе обучения ее удерживанию и опоры.

Оценка качества звучания виолончелей для лучших музыкантов и музыкальных коллективов с мировыми именами происходит в темноте, и в этих своеобразных конкурсах, как правило, побеждают модели, изготовленные скрипичными мастерами 16, 17 и 18 веков.

Виолончель - инструмент не только для классических музыкальных произведений. Финская группа Apocalyptica, исполняющая тяжелый рок, не выходит на сцену без нее. Каждая мелодия их песен включает в себя партию для виолончели, и звучит такой рок очень красиво, своеобразно, но традиционно для жанра.

Инструмент используется не только как музыкальный инструмент - художница Джулия Борден рисует на корпусах виолончелей картины в жанре «абстракция», которые активно раскупаются ценителями искусства по всему миру, и украшают богатейшие дома и даже музеи.

В смычковых музыкальных инструментах звуки извлекаются при трении волоса смычка о струны; в связи с этим звуковая характеристика их в значительной степени отличается от щипковых инструментов.

Смычковые инструменты отличаются высоким звуковым качеством и бесконечными возможностями в области техники исполнения и поэтому являются ведущими в различных opкестрах и ансамблях и широко используются для сольного исполнения.

К этой подгруппе инструментов относятся скрипки, альты, виолончели, контрабасы, а также ряд национальных инструментов 1 (грузинские чианури, узбекский гиджак, азербайджанская кеманча и др.).

Скрипка среди смычковых инструментов — самый высокий по регистру инструмент. Звук скрипки в верхнем регистре светлый, серебристый, в среднем — мягкий, нежный, певучий и в нижнем регистре — напряженный, густой.

Настраивается скрипка по квинтам. Диапазон скрипки — 3 3 / 4 октавы, от соль малой октавы до ноты ми четвертой октавы.

Выпускают скрипки сольные, размер 4/4; учебные, размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8. Учебные скрипки в отличие от сольной имеют несколько худшую отделку и пониженное качество звучания. В свою очередь учебные скрипки в зависимости от качества звучания и внешней отделки подразделяются на учебные скрипки 1 и 2 классов. Скрипки 2 класса отличаются от скрипок 1 класса худшим качеством звучания и внешней отделки.

Альт несколько больше скрипки. В верхнем регистре он звучит напряженно, резковато; в среднем регистре звук тускловатый (гнусоватый), певучий, в нижнем регистре альт звучит густо, несколько грубовато.

Струны альта настраиваются по квинтам. Диапазон — 3 октавы, от ноты до малой октавы до ноты до третьей октавы.

Альты подразделяются на сольные (размер 4/4) и учебные 1 и 2 классов (размер 4/4).

Виолончель почти в 3 раза больше полномерной скрипки, на ней играют сидя. Инструмент устанавливают на полу, предварительно вставляя упор.

Звук верхнего регистра инструмента светлый, открытый, грудной. В среднем регистре звучит певуче, густовато. Нижний регистр звучит полно, густо, плотно. Иногда звучание виолончели сравнивают со звучанием человеческого голоса.

Настраивается виолончель по квинтам, на октаву ниже альта. Диапазон виолончели З1/ 3 октавы — от до большой октавы до ми второй октавы.

Виолончели подразделяют на сольные и учебные:

♦ сольные (размер 4/4) изготавливаются по одной из моделей "Страдивари", они предназначены для сольного, ансамблевого и оркестрового исполнения музыкальных произведений;

♦ учебные виолончели 1 (размер 4/4) и 2 классов (размер 4/4, 3/4, 2/4, 1/4, 1/8) различаются между собой качеством звучания и товарным видом. Предназначены для обучения музыке учащихся различных возрастов.

Контрабас — самый большой из семейства смычковых инструментов; он почти в З1/ 2 раза больше полномерной скрипки по длине. Играют на контрабасе стоя, устанавливая его на полу аналогично виолончели. По своей форме контрабас сохранил черты старинных виол.

Контрабас — самый низкий по звучанию инструмент смычкового семейства. Звук его в среднем регистре густой и довольно мягкий. Верхние ноты звучат жидко, резко и напряженно. Нижний регистр звучит очень плотно и густо. В отличие от других струнных инструментов контрабас строится по квартам и звучит октавой ниже йотированного. Диапазон контрабаса 21/2, октавы — от ми контроктавы до си-бе-молъ малой октавы.

Контрабасы подразделяются: на сольные (размер 4/4); учебные 1 класса (размер 4/4); учебные 2 класса (размер 2/4, 3/4, 4/4).

Выпускаются также сольные контрабасы пяти-струнные (размер 4/4), диапазон от ноты до контроктавы до ноты до второй октавы.

По своей конструкции скрипка, альт, виолончель и контрабас однотипны. Разница между ними в основном в размерах и строе. Поэтому в данной статье дается описание конструкции только одного смычкового инструмента — скрипки.

Основными конструктивными узлами скрипки являются: корпус, шейка с грифом, головка, струнодержатель, подставка, колковая коробка, струны.

Корпус, имеющий форму восьмерки, усиливает звуковые колебания струн. Состоит он из верхней и нижней дек (14, 17), которые являются самыми ответственными резонирующими частями скрипки, и обечаек (18). Верхняя дека имеет наибольшую толщину в середине, к краям она постепенно уменьшается. В разрезе деки имеют форму небольшого свода. Верхняя дека имеет два резонаторных отверстия, имеющих форму латинской буквы "f ", отсюда их название — эфы. Деки соединяются обечайками.

Обечайки инструмента состоят из шести частей и крепятся к шести стойкам корпуса (16, 19). К верхней стойке корпуса крепится шейка (20), на которой монтируется гриф (10). Гриф служит для прижатия струн во время исполнения, имеет по длине коническую форму, а по торцу — небольшую кривизну. Продолжением шейки и ее окончанием является головка (3), имеющая колковую коробку (12) с боковыми отверстиями для укрепления колков. Завиток (11) является окончанием колковой коробки и имеет различную форму (часто фасонную).

Колки имеют форму конусообразных стерженьков с головкой и служат для натяжения и настройки струн. Порожек (13) вверху грифа ограничивает звучащую часть струн и имеет кривизну грифа.

Струнодержатель (6) предназначен для закрепления нижних концов струн. Для этого в своей широкой части он имеет соответствующие отверстия.

Подставка (15) поддерживает струны на необходимой высоте от грифа, ограничивает звучащую длину струн и передает вибрацию струн декам.

Все смычковые инструменты четырехструнные (только контрабас может иметь пять струн).

Для извлечения звука используются смычки, которые различаются между собой размерами и формой.

Смычок состоит из трости (2), имеющей на верхнем конце головку, колодочки натяжного винта (5) и волоса (6). Трость смычка, на которую натягивается равномерно расположенный волос, слегка изогнута. Она имеет на конце головку (1) и пружинит в противоположную от волоса сторону. Для закрепления волоса служит колодочка, а на другом конце смычка волос закрепляется в конце трости в головке. Колодочка передвигается по трости при помощи вращения винта (4), находящегося со стороны торца трости, и обеспечивает волосу нужное натяжение.

Смычки подразделяются на сольные и учебные 1 и 2 классов.

Запасные части и принадлежности к смычковым инструментам

Запасными частями и принадлежностями для смычковых инструментов являются: струнодержатели и грифы, подставки, колки из мореной древесины твердых пород или пластмассы; сурдинки из пластмассы или древесины; машинки для настройки натяжения струн из латуни; подбородники скрипичные и альтовые из пластмассы; струны; кнопки; футляры и чехлы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса