Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Иоганн себастьян бах интересные факты. Интересные факты об и. с. бахе. Гармония прежде всего

Династия

Династия Бахов известна своими творческими талантами с начала XVI века.

Все Бахи были музыкантами, кроме основателя династии Фейта Баха, который был булочником и держал мельницу. Однако предание говорит, что и он прекрасно играл на цитре - струнном инструменте, напоминающем гитару, - и очень любил музыку.


Отец, дядя, дед, прадед, братья, все многочисленные сыновья, внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером или концертмейстером в различных городах Германии...

Сам же Бах в конце жизни говорил:
- Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены .

Юный преступник

Отец Баха скоропостижно скончался, когда Иоганну Себастьяну было девять лет, и мальчик был отдан на воспитание старшему брату, органисту города Ордруфа - Иоганну Кристофу Баху.

У Кристофа имелся сборник произведений знаменитых тогда композиторов: Фробергера, Пахельбеля, Букстехуде. Но этот сборник "модной" музыки старший брат запирал в зарешеченный шкаф, чтобы Иоганн Себастьян не испортил свой музыкальный вкус и не потерял уважение к общепринятым музыкальным авторитетам.

Однако по ночам юный Иоганн умудрялся каким-то хитрым способом подцепить и вытащить из-за решетки нотный сборник... Он тайком переписывал его для себя, но вся сложность заключалась в том, что достать свечи было невозможно и приходилось пользоваться только лунным светом.

Целых шесть месяцев десятилетний Иоганн Себастьян ночами переписывал ноты, но, увы...

Когда героический труд близился к завершению, Иоганн Кристоф застал младшего брата на месте преступления и отобрал у непокорного и оригинал, и копию...

Горе Баха не знало пределов, в слезах он вскричал:
- Раз так, я сам напишу такую музыку, напишу еще лучше !
Брат рассмеялся в ответ и сказал:
- Иди спать, болтун.

Но Иоганн Себастьян не бросал слов на ветер и свое детское обещание выполнил...

Тайна трех селедок


Как-то молодой Бах отправился из Люнебурга в Гамбург - послушать игру знаменитого в ту пору органиста и композитора И.А. Райнкена.

Был он обычным школяром, с тощим кошельком и хорошим аппетитом. В шумном и веселом Гамбурге денежки быстро кончились и в обратный путь Иоганн Себастьян пустился, обремененный новыми музыкальными впечатлениями и жалкой горсточкой мелких монет.

Где-то на полпути между Гамбургом и Люнебургом музыка голодного желудка уже безбожно заглушала творчество И.А. Райнкена. А тут еще трактир на дороге встретился. И запахи оттуда шли такие аппетитные, такие головокружительные.
Оголодавший Бах стоял перед этим великолепным сооружением и безнадежно перебирал мелочь. Денег не хватало даже на самый скромный обед.

Вдруг открылось окно и чья-то рука бросила в кучу мусора несколько селедочных голов. Будущий гений без всякого стеснения подобрал свалившуюся на него пищу и собрался перекусить. Надкусывая первую селедочную голову, он уже представлял, как разделается со второй, и чуть было не лишился зуба. В селедке был спрятан золотой дукат ! Изумленный Бах быстренько распотрошил вторую голову - еще золотой! И третья голова была столь же превосходно нашпигована.

Что сделал Иоганн Себастьян? Сытно пообедал и немедленно отправился в Гамбург - слушать И.А. Райнкена. Ну а откуда взялись деньги в селедочных головах, так этого до сих пор никто не знает.

Ну, я-то ни при чем ...


Современников восхищала непревзойденная игра Баха на органе. Однако постоянно слыша в свой адрес восторженные отзывы, Бах неизменно отвечал:
- Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал, господа мои! Ведь мне только и нужно-то всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время - и тогда инструмент играет сам ...

    [ бах сердится ]

    Несмотря на всю безграничную доброту и простодушие, Бах порой бывал сварливым и вспыльчивым. Как-то раз на репетиции второй органист церкви св. Фомы, играя, допустил небольшую ошибку... Рассердившись и не найдя под рукой чем бы запустить в неумеху-музыканта, Бах в раздражении сорвал с себя парик и швырнул им в органиста.
    - Тебе надо сапоги тачать, а не играть на органе! - закричал Иоганн Себастьян.

    [ бах и ученик ]

    Однажды Иоганн Себастьян Бах в присутствии своих учеников играл одну из своих прелюдий. Один из учеников стал восхищаться игрой маэстро, но Бах прервал его:
    "В этом нет ничего удивительного! Надо только знать какие клавиши и когда нажимать, а все остальное сделает орган".

    [ гармония прежде всего! ]

    В знании гармонии с Бахом не мог сравниться ни один из смертных. Возможно поэтому он совершенно не терпел неразрешенных аккордов... Обрывки музыкальной фразы терзали слух гения, и, по свидетельству современников, не было более верного средства вывести его из себя. Однажды Бах вошел в какое-то общество, где музицировал очень посредственный любитель. Увидев великого композитора, тот настолько растерялся, что вскочил, прервал игру и, на свою беду, остановился на диссонирующем аккорде. Ни с кем ни здороваясь, не обращая ни малейшего внимания на струхнувшего исполнителя, разгневанный Бах бросился к инструменту... Разъяренный лев, атакующий гладиатора, и тот выглядел бы овцой по сравнению с Иоганном Себастьяном. Даже не присев, он довел проклятый аккорд до надлежащего каданса. Вздохнул, поправил парик и пошел здороваться с хозяином.

    [ а где соперник?.. ]

    В 1717 году в Дрезден приехал прославленный французский органист Маршан. Своей игрой он всем вскружил головы, даже королю-курфюрсту. По мнению всех, Маршан решительно затмил собою всех немецких исполнителей. Но курфюрсту сказали, что в Веймаре проживает органист Бах, искусство которого не допускает никакого соперничества.
    Соревнование Маршана и Баха устроил королевский капельмейстер Волюмье. В назначенный день в большом собрании Маршан заиграл блестящую французскую арию, сопровождая мелодию многочисленными украшениями и блистательными вариациями. Когда Маршан взял последний аккорд, слушавшие разразились громкими аплодисментами. Вслед за тем просили сыграть Баха.
    Иоганн Себастьян неожиданно заиграл ту же самую арию, которую только что исполнял Маршан. Причем, несмотря на то что он только что услышал ее впервые в жизни, Бах безошибочно повторил все вариации, одну за другой, и играл с сохранением всех украшений французского виртуоза, а потом перешел к вариациям собственного изобретения, гораздо более изящным, трудным и блестящим... Когда он закончил и встал из-за инструмента, последовал оглушительный гром аплодисментов, который не оставлял сомнения, кто играл лучше - француз или немец. Однако было решено, что музыканты сойдутся еще раз для музыкального состязания.
    Но в назначенный вечер Маршан не явился. Позже выяснилось, что француз еще утром уехал из города, даже не сделав прощальных визитов, то есть - попросту сбежал...

    [ блудный сын и музыка ]

    Непонятно почему, но Бах любил засыпать под музыку.
    Вечером, когда он ложился спать, три его сына поочередно играли ему на клавесине. Подобные обязательные занятия очень досаждали детям, и самым сладким звуком для них был мелодичный отцовский храп. Они заметили, что быстрее всего он засыпал под игру Кристиана. Счастливчик! Быстренько усыпив отца, он вырывался на свободу.
    Как-то была очередь Эммануила. Он терпеть не мог эти вечерние упражнения и, как только услышал долгожданное посвистывание, моментально удрал от клавесина, остановив игру прямо на неразрешенном аккорде. Уже погруженный -в сладкую дремоту Бах моментально проснулся. Диссонанс истязал его слух! Диссонанс убивал его сон. Сначала он думал, что ребенок пошел помочиться и скоро вернется. Не тут-то было. Эммануил не возвращался!
    Бах долго ворочался в теплой постели, потом одним рывком отбросил одеяло, в кромешной темноте, натыкаясь на мебель и набивая шишки, пробрался к инструменту и разрешил аккорд.
    Через минуту композитор безмятежно спал.

Бах был не единственной творческой личностью в своей семье. Считается, что он принадлежал к пятому поколению музыкантов. Около 50 его близких родственников также занимались музыкальным творчеством, двое его детей смогли стать довольно известными композиторами. Всего же у Баха было двадцать детей от двух браков (кстати, второй раз музыкант женился на собственной кузине и был счастлив с ней долгих 29 лет) . Его по праву можно считать самым плодовитым композитором в прямом и переносном смысле этого слова. Однако, только 9 детей из 20 пережили отца. Бах сам прекрасно играл на многих музыкальных инструментах. Например, на органе, клавесине и на гармони. Бах обладал уникальным слухом. Он мог исполнить один раз услышанное произведение без единой ошибки. За свою жизнь он восемь раз менял место жительства, переезжая из города в город. Бах был гениальным учителем музыки, не бравшим за свои уроки денег. Любимым его времяпрепровождением было посещение какой-нибудь небольшой церквушки, куда он приходил, переодевшись бедным учителем музыки. Бах был верующим человеком, часто перечитывал Библию и регулярно ходил на исповедь. Интересным фактом о Бахе является и то, что только благодаря его усилиям в церквях, на хорах, могут петь не только мужчины, но и женщины (долгое время для католиков и протестантов это было недопустимой вольницей) . Кстати, первой женщиной-хористкой стала жена композитора. Когда в церквях исполнялись хоралы Баха, за органом или клавесином сидел он сам или один из его сыновей (своим детям он постарался дать качественное музыкальное образование) . Бах был очень вспыльчивым человеком, часто срывался на своих коллег. Мог кричать на них, рвать ноты и ломать инструменты. Бах любил свободное творчество и один раз даже просидел месяц в тюрьме за то, что постоянно просился в отставку. За свою долгую музыкальную карьеру Бах написал более 1000 музыкальных произведений, первое из которых он создал в 15 лет. Композитор любил основывать разные общества (например, Баховское общество, Коллегия музыкантов) . Любимым блюдом композитора были селедочные головы. Как-то раз он нашел внутри них настоящие золотые дукаты. Бах обожал засыпать под музыку и вообще любил крепкий и здоровый сон. Его любимой поговоркой была такая: "Чтобы хорошо выспаться надо, ложиться спать не в тот день, в котором нужно проснуться". Известно, что несколько клиентов заказывали ему композиции, под которые было бы хорошо засыпать. В последние годы жизни великий композитор почти ослеп, и, хотя он не раз делал операции, они ему не помогали. Иоганн Бах и Фридрих Гендель были современниками, но при жизни эти два великих композитора так и не встретились, хотя желали этого. Долгое время на могиле композитора не было надгробного камня. Его наследникам не хватало времени на ее обустройство. Также существует мнение, что в могиле нет останков композитора. Некоторые исследователи считают, что их много раз переносили с места на место. Бах оставил очень большое наследство (это были и деньги, и недвижимость, и коллекция музыкальных инструментов, и коллекция уникальных церковных книг) .


В школьных учебниках и специальной литературе можно найти обстоятельные биографии великих композиторов, которые дают подробную информацию о всех событиях их жизни. Но иногда незначительные случаи, остающиеся «за кадром», формируют куда более полное представление о личностях музыкантов. Самые забавные истории из жизни знаменитых композиторов – Бетховена, Баха, Шуберта, Паганини, Гайдна, Моцарта – далее в обзоре.



Эти истории звучат анекдотично, сложно сказать, какие из них действительно имели место в реальности. Но зная о том, какие черты характера проявляли великие композиторы в общении с окружающими, можно предположить, что они достоверны. Так, все говорили о неуживчивом и угрюмом характере Людвига ван Бетховена. Бескомпромиссным и категоричным он был даже в обращении с близкими людьми. Его младший брат Иоганн скопил денег, купил имение и очень этим кичился. Однажды он послал старшему брату визитную карточку, гордо подписанную «Иоганн ван Бетховен. Землевладелец». Композитор отослал карточку обратно, поставив на обороте свою подпись: «Людвиг ван Бетховен. Мозговладелец».



Как-то раз один из слушателей, пораженный виртуозной игрой Иоганна Себастьяна Баха, спросил у него: «Вы исполняете любую музыку очень непринужденно, Вы не скажете, как можно выучиться так играть побыстрее?». Бах ответил: «Для того, чтобы исполнять музыку, вообще не надо учиться. В этом, конечно же, нет ничего сложного. Надо только в нужное время пальцами нажимать на нужные клавиши». Бах вообще был известным шутником. Иногда он переодевался бедным школьным учителем, и в какой-нибудь захолустной церкви просил разрешения сыграть на церковном органе. Его музыка была настолько великолепной и мощной, что многие прихожане в испуге разбегались, решив, что в церковь зашел переодетый дьявол.



Франц Шуберт жил в постоянной нужде. Самого масштабного его заработка – 800 флоринов за концерт – хватило всего на несколько недель: Шуберт купил фортепиано (раньше инструмент приходилось арендовать), раздал долги – и деньги опять закончились. После смерти композитора опись всего его имущества уместилась в 4 строчки, там были упомянуты лишь одежда и постельное белье.



Однажды, опаздывая на концерт, Никколо Паганини нанял извозчика и был очень удивлен, когда тот вместо обычной платы назвал сумму в десять раз большую. На вопрос о причине извозчик ответил: «Вы ведь берете по 10 франков за билет с каждого, кто приходит слушать, как Вы играете на одной струне». Паганини ответил: «Хорошо, я заплачу Вам 10 франков, но только в том случае, если Вы довезете меня до театра на одном колесе».



Йозеф Гайдн, дирижируя оркестром в Лондоне, знал, что часто слушатели приходят на концерты по традиции, а не ради любви к самой музыке. Такие ценители прекрасного на концертах часто засыпали. Гайдн решил отомстить равнодушным слушателям: исполняя новую симфонию, он включил в нее оглушительный барабанный бой в те моменты, когда публика успокаивалась и расслаблялась. С тех пор эта симфония носит название «Симфония с ударами литавр», или «Сюрприз».



На вопросы о творчестве Вольфганг Амадей Моцарт отвечал с детской непосредственностью. Иногда это действительно объяснялось возрастом: когда ему было лет 14, после выступления к нему подошел подросток и спросил, как научиться так играть. «Это совсем не трудно, просто с помощью нот записываешь понравившуюся мелодию. Нужно просто попробовать», – ответил Моцарт. Собеседник сказал, что у него лучше получается писать стихи. Композитор предположил, что это еще сложнее, чем писать музыку. «Перестань! Это совсем легко, ты только попробуй», – возразил ему юноша, которым, по легенде, оказался Гете.



Свои привычки и причуды были и у отечественных композиторов:

Иоганн Себастьян Бах - великий немецкий композитор, виртуоз игры на органе, представитель барокко, талантливый музыкальный педагог.

Биография

Детство

Иоганн Себастьян Бах родился в достаточно зажиточной немецкой семье, в котором был младшим из восьми детей. Отец, Амброзиус Баха, был музыкантом и отвечал за светские и духовные музыкальные события города. Мать, Элизабет Леммерхирт, была дочерью богатого чиновника, который дал за дочерью немалое приданое, благодаря которому семья могла существовать безбедно. Когда Иоганну исполнилось 9 лет, Элизабет умерла, а через год вслед за ней умер и Амброзиус. Мальчика взял на воспитание старший брат, Иоганн Кристоф, живший по соседству в Ордруфе.

Образование

В Ордруфе Бах учился в гимназии и увлечённо занимался музыкой: учился играть на органе и клавире. В 1700 году будущий композитор переехал в Люнебург, где обучался в вокальной школе.

Творческий путь

После окончания вокальной школы Бах получил придворную должность и поступил в распоряжение Иоганна Эрнста, веймарского герцога. Всего за несколько месяцев работы в этом городе о Бахе как о прекрасном исполнителе знал весь Веймар. Его пригласили работать органистом в арнштадтскую церковь святого Бонифация. В этот период Бах создаёт крупные органные произведения.

У Баха не сложились отношения с властями, и он вынужден сменить высокооплачиваемое место работы. Однако на новом месте в зарплате он ничуть не потерял. В 1707 году композитор устраивается на должность органиста в Мюльхаузене, в церкви святого Власия. Здесь начальство его высоко ценит, удовлетворяет любые его прихоти (например, подвергает очень дорогостоящей реконструкции органную систему храма) и платит ему высокое жалованье.

Однако через год он опять уезжает в Веймар, чтобы занять место придворного органиста и устроителя дворцовых концертов. Веймарский период в жизни Баха (1708–1717) считается расцветом его творчества. Здесь он имеет открытый доступ к прекрасному органу, не устаёт сочинять свои музыкальные шедевры. Он многое заимствует из итальянской музыки (динамичные ритмы и гармонические схемы), пишет большую часть своих знаменитых фуг.

В 1717 году Бах покидает Веймар, чтобы работать капельмейстером у князя Ангальт-Кётенского, который сам был музыкантом и умел ценить талант композитора. Здесь Бах, пользуясь абсолютной свободой и практически неограниченными средствами, сочинил 6 сюит для виолончели соло, сюиты для оркестра, Английские и Французские сюиты для клавира, 3 сонаты и 3 партиты для скрипки соло, Бранденбургские концерты.

После того, как в одной из главных церквей Лейпцига были исполнены баховские «Страсти по Иоанну», композитора назначают главным музыкальным директором всех церквей Лейпцига: он подбирал хоры, обучал их и подбирал музыку. В Лейпциге сочинял в основном кантаты. С 1729 года Бах возглавляет Музыкальную коллегию, которая устраивала концерты в знаменитой кофейне Циммермана.

Уже к концу 30-х годов у Баха резко начинает падать зрение, но это не останавливает великого композитора в написании произведений: он диктует их под запись, не в состоянии сам разглядеть ноты. В 1750 году Джон Тейлор, английский офтальмолог, дважды оперировал Баха, но оба раза неудачно: Бах ослеп.

Личная жизнь

В 1707 году женой великого композитора Баха стала его собственная кузина, Мария Барбара, с которой он познакомился в Арнштадте. Из шестерых детей, родившихся у них в браке, трое умерли во младенчестве, а трое оставшихся в живых братьев укрепили музыкальную славу отца и стали композиторами. В 1720 году семейное счастье неожиданно обрывается смертью Марии.

Но уже в следующем году Бах женится на молодой придворной певице Анне Магдалене Вильке.

Смерть

В 1750 году, после двух неудачных операций на глаза, Бах скончался. Его останки покоятся в церкви святого Фомы в Лейпциге, где он когда-то работал.

Основные достижения Баха

  • Вся история музыки делится на два периода: добаховский и послебаховский.
  • Написал более 1000 произведений всех существующих музыкальных жанров за исключением оперы.
  • Обобщил всю музыку эпохи барокко.
  • Бах считается непревзойдённым мастером полифонии.
  • Оказал огромное влияние на композиторов всех последующих поколений: многие музыканты XX и XXI века ориентируются на мэтра в мире музыки - Баха.

Важные даты биографии Баха

  • 1685 год - рождение
  • 1694 год - смерть матери
  • 1695 год - смерть отца, переезд в Ордруф к старшему брату
  • 1700–1703 года - вокальная школа Люнебурга
  • 1703–1707 года - должность органиста в церкви Арнштадта
  • 1707 год - женитьба на Марии Барбаре, работа органистом в церкви Мюльхаузена
  • 1708 год - должность придворного органиста в Веймаре
  • 1717 год - придворный капельмейстер в Кётене
  • 1720 год - смерть первой жены
  • 1721 год - женитьба на Анне Магдалене Вильке
  • 1722 год - I том «Хорошо темперированного клавира»
  • 1723 год - должность церковного музыкального директора в Лейпциге
  • 1724 год - «Страсти по Иоанну»
  • 1727 год - «Страсти по Матфею»
  • 1729 год - глава Музыкальной коллегии
  • 1734 год - «Рождественская оратория»
  • 1741 год - «Гольдберг-вариации»
  • 1744 год - II том «Хорошо темперированного клавира»
  • 1749 год - месса си минор
  • 1750 год - смерть
  • Когда Бах был придворным органистом в Веймаре, в город приехал знаменитый французский музыкант Луи Маршан. Композиторы согласились устроить своеобразный музыкальный поединок. Однако в ночь перед заявленным концертом, на котором должна была состояться эта необычная дуэль, Маршан тайно покинул город, не желая состязаться со столь великим музыкантом, как Бах.
  • Бах засыпал только под музыку. Когда сыновья обучились игре на клавесине, они поочерёдно ежедневно усыпляли отца аккордами на этом инструменте.
  • Бах был глубоко верующим человеком и был для обеих жён верным супругом и прекрасным семьянином.
  • Именно благодаря Баху в храмах зазвучали женские голоса: до него на хорах позволялось петь только мужчинам. Первой женщиной, спевшей в церковном хоре, стала его жена, Мария Барбара.
  • Великий композитор умел зарабатывать неплохие деньги и не был расточительным. Однако существовала вещь, которую Бах всегда делал бесплатно: он никогда не брал деньги за частные уроки.
  • Современником Баха был Гендель, который жил в 50 км от Веймара. Оба композитора мечтали встретиться друг с другом, но каждый раз им что-то мешало. Встреча так и не состоялась, однако и того, и другого незадолго до смерти оперировал Джон Тейлор, которого многие считали простым шарлатаном, а не доктором.
  • Существует легенда, не подтверждённая документально, но упоминаемая первым биографом композитора: чтобы услышать знаменитого Дитриха Букстехуда, Бах пешком шёл от Арнштадта до Любека, расстояние между которыми составляет 300 км.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса