Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Интерьер одной из помещичьих усадеб, изображенных писателем в поэме «Мертвые души» (усадьба Степана Плюшкина). За что и как наказан Акакий Акакиевич в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

ШИНЕЛЬ

(Повесть. 1839—1841; опубл. 1842)

Башмачкин Акакий Акакиевич — центральный персонаж повести о пропавшей шинели, «вечный титулярный советник» (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства — если он не родился дворянином; в военной службе этому чину соответствует звание капитана, что в какой-то степени роднит несчастного Башмачкина с несчастным капитаном Копейкиным из «Мертвых душ»), «Маленький человечек с лысинкой на лбу», чуть более пятидесяти лет, служит переписчиком бумаг «в одном департаменте». В основу сюжета положен полностью переосмысленный анекдот о чиновнике, который долго копил на ружье, потерял его во время первой же охоты, слег и умер бы, если бы сослуживцы не собрали по подписке деньги на новое ружье. Образ А. А. связан с социальным типом «маленького человека», занимавшим русских писателей 1830—1840-х гг. (ср. Самсона Вырина из «Повестей Белкина», бедного Евгения из «Медного всадника» А. С. Пушкина; героев многочисленных журнальных повестей о «бедных чиновниках»). Связан он и с литературным типом нищего мечтателя-неудачника немецкой и французской прозы той эпохи (переписывающий арабские манускрипты Ансельм из «Золотого горшка» Э.-Т.-А. Гофмана; папаша Горио О. де Бальзака, его же полковник Шабер, выбравшийся из могилы в одной «шинелишке» и пытающийся отстоять свои права в этом несправедливо устроенном мире).

А. А. живет в обезличенном обществе, — поэтому вся повесть о нем строится на формулах типа «один день», «один чиновник», «одно значительное лицо». В обществе этом утрачена иерархия ценностей, поэтому речь рассказчика, который почти ни в чем не совпадает с автором, синтаксически нелогична, обеднена, изобилует словечками типа «даже». Однако «даже» косноязычие рассказчика не идет ни в какое сравнение с косно-язычием героя: А. А. изъясняется практически одними предлогами и наречиями. Всю жизнь он служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное — 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы, которые постоянно издеваются над А. А., называют капотом.

Сюжет (принципиально ослабленный, растворенный в соци-ально-психологическом анализе) завязывается в момент, когда Д. А., измученный северным морозом Петербурга, является к одноглазому портному Петровичу с просьбой в очередной раз подлатать ветхую ткань — и получает решительный отказ: нужно шить новую, старая починке не подлежит. Второй визит к «беспощадному» Петровичу (который, словно бы не замечая ужаса клиента, грозит разорительной суммой в 150, а то и 200 руб.) не помогает. Приняв двугривенный на опохмел, тот повторяет вчерашний «диагноз»: починить нельзя, нужно шить новую. Расчислив все свои доходы и расходы, А. А. решается на приобретение новой шинели. Имея привычку от каждого потраченного рубля оставлять по грошу, он уже накопил 40 руб.; сколько-то удается собрать за счет отказа от вечернего чая и свечей; наконец, департаментские «деньги к празднику», вопреки ожиданию, выплачивают в размере 60 руб. — вместо обычных 40. А. А. воодушевлен «вечной идеей будущей шинели»; несмотря на всю свою робость, он допускает даже порой «дерзкие и отважные мысли», а не положить ли куницу на воротник? Через 2—3 месяца суровой аскезы минимально необходимые 80 руб. собраны; шинель — с крашеной кошкой вместо куницы — сшита; тихий А. А. по дороге в департамент несколько раз усмехается — чего с ним прежде никогда не случалось. Сослуживцы предлагают «вспрыснуть» обнову; вечер назначен у помощника столоначальника, живущего в лучшей части города, куда А. А. едва ли не впервые отправляется со своей окраины. Благодаря шинели словно какая-то пелена спадает с его глаз; он удивленно разглядывает модные лавки, столичное освещение... В гостях — опять же едва ли не впервые в жизни — он задерживается до 12 ночи, выпивает шампанского — и на возвратном пути из светлого центра к темной окраине лишается шинели, которую успел ощутить «подругой жизни». Некие люди с усами окружают его, и один из них, произнеся: «А ведь шинель-то моя!» — показывает кулак величиною с чиновничью голову.

Первый круг житейского ада пройден; день величайшего торжества завершился ночью величайшей утраты. Сюжет повести идет на второй заход; А. А. предстоит новый круг ада — на сей раз бюрократического.

Явившись рано поутру к частному приставу, А. А. слышит ответ — еще спит; в 10 утра — еще спит; в 11 — его уже нет дома. Прорвавшись в обеденное время к недовольному приставу, А. А. ничего не добивается. Вместо того чтобы начать поиск похищенной шинели, частный выговаривает потерпевшему: «Да почему он так поздно возвращался, да не был ли в беспорядочном доме» и проч. Не найдя поддержки внизу иерархической лестницы, А. А. решается искать защиты «наверху» — у «одного значительного лица», лишь недавно получившего генеральский чин. Само по себе это «значительное лицо» вовсе не злобно; однако чин и сознание высоты собственного положения совершенно сбивают его с толку. Человеческое начало подавлено в нем бюрократическим гонором. Просьба несчастного А. А. «списаться как-нибудь с г. обер-полицмейстером» вызывает в генерале приступ чиновного негодования (надо было через секретаря), а невинное замечание («секретари того... ненадежный народ») приводит в такое неистовство, что робкого А. А. канцеляристы должны подхватить и вывести под руки в полуобморочном состоянии.

Потрясенный, в дырявой шинели, с открытым от изумления ртом, он возвращается домой; по дороге вьюга надувает ему горловую жабу; доктор выносит приговор — неизбежную смерть не позднее полутора суток. Так и не очнувшись (в бреду ему видится шинель с западнями для воров), «сквернохульничая» на Его Превосходительство, А. А. умирает. Подобно бедному Евгению из пушкинского «Медного всадника», оказавшись за гранью разума и на волосок от смерти, он бессильно бунтует против безличного «властелина судьбы». («Фальконетов монумент» Медного всадника как бы случайно упомянут в повести; в цензурном варианте поэмы Пушкина монолог Евгения «Ужо тебе!» был выпущен; однако, даже если Гоголь не был знаком с рукописным текстом, в статье В. Г. Белинского о поэме была высказана догадка о недостающем фрагменте.)

А. А. покидает пределы этой омертвевшей жизни, где даже о кончине человека узнают лишь на четвертый день после похорон (на дом к А. А. является посыльный из департамента, чтобы узнать, почему того нет в присутствии) — и тут же заменяют «выбывшего» новым исполнителем функции. Сюжет совершает третий «заход»; характер повествования резко меняется. Рассказ о «посмертном существовании» А. А. в равной мере исполнен ужаса и комизма, фантастического правдоподобия и насмешливо поданной неправдоподобности. Выйдя из подчинения законам мира сего, А. А. из социальной жертвы превращается в мистического мстителя. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (т. е. в бедной части столицы), так и в богатой части города. Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого А. А. успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Таков итог жизни социально ничтожной личности, превращенной в функцию. У А. А. не было никаких пристрастий и стремлений, кроме страсти к бессмысленному переписыванию департаментских бумаг; кроме любви к мертвым буквам: ни семьи, ни отдыха, ни развлечений. Но социальное ничтожество неумолимо ведет к ничтожеству самого человека. А. А., по существу, лишен каких бы то ни было качеств. Единственное положительное содержание его личности определяется отрицательным понятием: А. А. незлобив. Он не отвечает на постоянные насмешки чиновников-сослуживцев, лишь изредка умоляя их в стиле Поприщина, героя «Записок сумасшедшего»: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Само имя Акакий в переводе с греческого — и означает «незлобивый». Однако этимологический смысл имени без остатка скрыт за его «неприличным» звучанием. Фекальные ассоциации усилены «списком» столь же неприлично звучащих имен, которые будто бы попадались в святцах матушке А. А. перед крещением младенца: Мокий, Соссий, Хоздазат, Трифиллий, Дула, Нарахисий, Павсикакий. Гоголь рифмует «недостойное» звучание имен с ничтожеством героя. Бессмысленна и его фамилия, которая, как иронически замечает рассказчик, произошла от башмака, хотя все предки А. А. и «даже» шурин (притом что герой — не женат) ходили в сапогах.

Но незлобивость А. А. обладает определенной духовной силой; в повесть введен «боковой» эпизод с «одним молодым человеком», который внезапно услышал в жалостливых словах обиженного А. А. «библейский» возглас: «Я брат твой» — и переменил всю свою жизнь. Так социальные мотивы, связанные с А. А. как «типом», оказываются изначально обрученными с религиозным содержанием его образа; и вся печальная история о шинели А. А. строится на взаимопроникновении, взаимопереходе социального начала в религиозное, и наоборот.

Пристрастие А. А. к буквам «обличает» безличность бюрократического мироустройства, в котором содержание подменено формой. И в то же самое время оно пародирует сакральное, мистическое отношение к священной Букве, Знаку, за которым скрыт таинственный смысл. Описание ледяного зимнего ветра, который мучит петербургских чиновников и в конце концов убивает А. А., связано с темой бедности и униженности «маленького человека». И в то же самое время, как давно замечено, время в «Шинели» расчислено по особому календарю; естественная хронология грубо нарушена, чтобы действие начиналось зимой, зимой продолжилось и зимой завершилось. Петербургская зима в изображении Гоголя приобретает метафизические черты вечного, адского, обезвоженного холода, в который вморожены души людей — и душа А. А. прежде всего.

Далее, образ начинающего генерала, у которого лицо как бы подменено безличной значительностью звания («одно значительное лицо»), тоже показывает безличие бюрократии. Однако и он встроен в религиозно-символический план повествования. Он словно сходит с табакерки портного Петровича, на которой изображен генерал со стершимся лицом, заклеенным бумажкой. Он демонически подменяет собою Бога и вершит высший суд над социальной душой А. А. («что за буйство такое распространилось между молодыми людьми против начальников высших»).

Сам А. А. поминает в предсмертном бреду «Его Превосходительство». Это бунт «маленького человека» против унизившего его начальства — и одновременно это своеобразное социальное богоборчество. Ибо «значительное лицо» и впрямь замещает в чиновном сознании А. А. идею Бога. Слова «сквернохульничать» в русском языке нет и быть не может; это тавтология, замещающая богохульство (потому хозяйка и крестится в ужасе, вслушиваясь в предсмертный бред А. А.). Наконец, само отношение А. А. к вожделенной шинели и социально, и эротично («подруга жизни»), и религиозно. Мечта о новой шинели питает его духовно, превращается для него в «вечную идею будущей шинели», в идеальный образ вещи, существующий, в полном согласии с др.-греч. философом Платоном, до и помимо нее. День, когда Петрович приносит обнову, становится для А. А. «самым торжественнейшим в жизни» — неправильная стилистическая конструкция (либо «самый», либо «торжественнейший») уподобляет этот день Пасхе, «торжеству из торжеств». Прощаясь с умершим героем, автор замечает: перед концом жизни мелькнул ему светлый гость в виде шинели; светлым гостем принято было именовать ангела. Жизненная катастрофа героя предопределена столько же бюрократически-обезличенным, равнодушным мироустройством, сколько и религиозной пустотой действительности, которой принадлежит Л. А., и пустотой самого А. А. Что здесь причина, что следствие, определить невозможно. Социальная подоплека смерти несчастного героя — насквозь метафизична; посмертное, «загробное» воздаяние, о котором автор сообщает то предельно всерьез, то предельно иронически, насквозь социально.

Однако читатели XIX в. рассматривали образ А. А. прежде всего в социальном контексте; бесчисленные проекции этого образа (начиная с Макара Девушкина в «Бедных людях» Ф. М. Достоевского, который как бы восстанавливает «тип» маленького человека в духовных правах, и до героев А. П. Чехова) направлены в морально-общественную плоскость, сведены к теме безвинно и безнадежно страдающего человека. Однако ре-лигиозно-философская энергия, заключенная в образе А. А., в конце концов пробьется сквозь сугубо социальные наслоения — и отзовется в поздней прозе того же Ф. М. Достоевского (персонажи романа «Униженные и оскорбленные», Соня Мармеладова п Катерина Ивановна в «Преступлении и наказании», Хромоножка в «Бесах» и др.).

Трагедия Акакия Акакиевича Башмачкина (по повести Гоголя «Шинель»)

Повесть «Шинель» — один из последних произведений Гоголя петербургского цикла, написанного в начале 1840-х годов. Петербург Гоголя — это город контрастов. Там «кроме фонаря, все дышит обманом», торжествует пошлость, а таланты гибнут.Красота роскошных дворцов и гранитных набережных, изысканно одетые дамы и благородные кавалеры, прогуливающихся спокойно городом, — это лишь одно из проявлений Петербурга. Ведь существует и другой, совсем не привлекательный для высшего света Петербург — город мелких чиновников, художников, город тружеников-бедняков, жертв нищеты и причуд богатых. И Гоголь не случайно выбрал для своей повести жизнь незаметного чиновника, история которого является настоящей трагедией «маленького человека», а если шире — целой прослойки тогдашнего общества.

Акакий Акакиевич — маленький сморщенный человек, чиновник низкого ранга в столичном департаменте. Он всегда был тихим, молчаливым, через постоянно становился объектом насмешек и насмешек. В ответ на насмешки Башмачкин только отвечает: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» «Обижают» — так может сказать скорее ребенок, а не взрослый человек, который осознает себя как личность.

Акакий Акакиевич живет переписыванием различных нелепых бумажек. Но живет он?Нет, он служит безмолвно, ревностно, на совесть. Но только за это уважения не заслужишь, даже если всю жизнь ходить в мундире. Важно только, в каком именно мундире. За ним раз и определяют место в обществе. А какое место у Акакия Акакиевича, если он «вечный титулярный советник»? Постоянные лишения окружающих Акакия Акакиевича, но он будто не чувствует этого. В Башмачкина была своя «поэзия жизни», так же унизительна, как и все его существование. В переписывании бумаг он видел «какой-то свой разнообразный и приятный мир»: буквы он выводил с любовью, при этом наслаждение появлялась на его лице. Иронизируя над духовной ограниченностью Башмачкина, Гоголь одновременно отмечает в нем доброжелательное отношение к людям, трудолюбие, развитое чувство долга. Забрать у Башмачкина работу — все равно что отнять жизнь. С другой стороны, он никогда ничего творческого в работу не вносил и панически боялся даже изменить падежи слов.

Однако повествование в повести построена так, что комический образ Башмачкина постепенно становится трагическим. История Акакия Акакиевича — это прежде всего история постепенной гибели человека под давлением социальных обстоятельств.

Он ходит в старой шинели, которую нельзя починить. Когда у него появляется мечта — новая шинель, он готов выдержать любые испытания (вечером не зажигает свечи, не пьет чая), чтобы только осуществить свою мечту. Шинель становится своеобразным символом счастливого будущего, ради которого Акакий Акакиевич готов работать вовсю. Когда шинель была сшита, Башмачкин чувствовал себя абсолютно счастливым. Впервые за много лет почувствовал себя не частью работы, а частью города, в котором живет, частью другой, не бумажной реальности. Эта реальность и лишит его жизни. Потеря шинели оказалась потерей всей его жизни.

Шинель дала Башмачкин чувство человеческого достоинства. Когда отняли, его будто вернули в прежний, унижен состояние. И Башмачкин начинает борьбу за возвращение своей шинели. Но силы явно неравны. Государственная машина перемалывает Башмачкина.

Напрасно Акакий Акакиевич искал помощи у пристава, у «значительного лица»: повсюду на него ожидали или полное равнодушие, или пренебрежительное отношение и грозные окрики. Подавленное приемом в «значительного лица», Акакий Акакиевич заболел лихорадкой и умер. Но показательно то, что, умирая, Башмачкин неожиданно начал «сквернохульничаты» — произносить страшные слова, которые следовали за словами «ваше превосходительство».

Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник.

Таким образом, тема человека как жертвы общественной системы доведена до логического конца. Но история жизни Акакия Акакиевича имела «громкое» продолжение после смерти. Умерший Башмачкин превращается в мстителя, что срывает шинели не прохожих, среди которых была и «значительное лицо». Это настолько пугает чиновника, что тот даже начинает лучше относиться к людям. С другой стороны, призрак Акакия Акакиевича мстит не одному человеку, а всему миру.Он срывает шинели всех, в том числе и из такого же, как он, маленький, не способного кому-то противостоять «флейтиста, свистел когда в оркестре».

Николай Васильевич Гоголь является одной из самых значительных фигур в русской литературе. Именно его по праву называют родоначальником критического реализма, автором, который наглядно описал образ «маленького человека» и сделал его центральным в русской литературе того времени. В дальнейшем очень многие писатели использовали этот образ в своих произведениях. Не случайно Ф. М. Достоевский в одной из своих бесед проронил фразу: «Все мы вышли из гоголевской шинели».

История создания

Литературный критик Анненков отмечал, что Н. В. Гоголь часто прислушивался к анекдотам и различным историям, которые рассказывали в его окружении. Иногда бывало, что эти анекдоты и комичные истории вдохновляли писателя на создание новых произведений. Так случилось и с «Шинелью». По словам Анненкова, однажды Гоголь услышал анекдот о бедном чиновнике, который очень любил охоту. Этот чиновник жил в лишениях, экономил на всем только ради того, чтобы купить себе ружье для любимого хобби. И вот, долгожданный момент настал - ружье приобретено. Однако, первая же охота оказалась не удачной: ружье зацепилось за кусты и утонуло. Чиновник был так шокирован происшествием, что слег с лихорадкой. Гоголя этот анекдот совсем не рассмешил, а, наоборот, навел на серьезные размышления. По словам многих, именно тогда в его голове зародилась идея написания повести «Шинель».

При жизни Гоголя повесть не вызвала значительных критических дискуссий и дебатов. Это связано с тем, что в то время писатели достаточно часто предлагали своим читателям комические произведения о жизни бедных чиновников. Однако, значимость произведения Гоголя для русской литературы оценили по прошествии лет. Именно Гоголь развил тему «маленького человека», протестующего против законов, действующих в системе, подтолкнул других писателей к дальнейшему раскрытию этой темы.

Описание произведения

Главный герой гоголевского произведения - младший государственный служащий Башмачкин Акакий Акакиевич, которому постоянно не везло. Даже в выборе имени родителям чиновника попадались не удачные, в итоге ребенок был назван в честь отца.

Жизнь главного героя - скромна и ничем не примечательна. Он живет в маленькой съемной квартирке. Занимает мелкую должность с нищенской зарплатой. К зрелому возрасту чиновник так и не обзавелся ни женой, ни детьми, ни друзьями.

Башмачкин носит старый линялый мундир и дырявую шинель. Однажды, лютый мороз заставляет Акакия Акакиевича отнести старую шинель к портному на починку. Однако, портной отказывается чинить старую шинель и говорит о необходимости покупки новой.

Цена шинели - 80 рублей. Это огромные деньги для мелкого служащего. Чтобы собрать необходимую сумму, он отказывает себе даже в маленьких человеческих радостях, которых итак в его жизни не много. Через некоторое время чиновнику удается скопить нужную сумму, и портной наконец-то шьет шинель. Приобретение дорогого предмета одежды - грандиозное событие в жалкой и скучной жизни чиновника.

Однажды вечером Акакия Акакиевича догнали на улице не известные люди и отобрали шинель. Расстроенный чиновник отправляется с жалобой к «значительному лицу» в надежде найти и наказать виновных в его беде. Однако, «генерал» не поддерживает младшего служащего, а, наоборот, делает выговор. Башмачкин, отвергнутый и униженный, оказался не в состоянии справиться со своим горем и умер.

В конце произведения автор добавляет немного мистики. После похорон титулярного советника в городе начали замечать призрак, который отнимал шинели у прохожих. Немного позже этот самый призрак отобрал шинель у того самого «генерала», отругавшего Акакия Акакиевича. Это послужило уроком для важного чиновника.

Главные герои

Центральная фигура повести, жалкий государственный служащий, который всю жизнь занимается рутинной и не интересной работой. В его работе отсутствуют возможности для творчества и самореализации. Однообразие и монотонность буквально поглощают титулярного советника. Все, чем он занимается - переписывание никому не нужных бумаг. У героя нет близких. Свободные вечера он проводит дома, иногда переписывая бумаги «для себя». Внешность Акакия Акакиевича создает еще более сильный эффект, героя становится по-настоящему жалко. Есть что-то ничтожное в его образе. Впечатление усиливает рассказ Гоголя о постоянных неприятностях, постигающих героя (то неудачное имя, то крещение). Гоголь как нельзя лучше создал образ «маленького» чиновника, который живет в страшных лишениях и каждый день борется с системой за свое право на существование.

Чиновники (собирательный образ чиновничества)

Гоголь, рассказывая о сослуживцах Акакия Акакиевича, делает акцент на таких качествах, как бессердечность, черствость. Коллеги несчастного чиновника всячески издеваются и подшучивают над ним, не испытывая ни грамма сочувствия. Весь драматизм отношений Башмачкина с коллегами заключен в сказанной им фразе: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

«Значительное лицо» или «генерал»

Гоголь не называет ни имени, ни фамилии этого человека. Да это и не важно. Важен чин, положение на социальной лестнице. После пропажи шинели, Башмачкин впервые в жизни решается отстоять свои права и отправляется с жалобой к «генералу». Тут то «маленький» чиновник и сталкивается с жесткой, бездушной бюрократической машиной, образ которой заключен в персонаже «значительного лица».

Анализ произведения

В лице своего главного героя Гоголь словно объединяет всех бедных и униженных жизнью людей. Жизнь Башмачкина - вечная борьба за выживание, нищета и однообразие. Общество с его законами не дает чиновнику права на нормальное человеческое существование, унижает его достоинство. При этом сам Акакий Акакиевич соглашается с таким положением и безропотно терпит тяготы и трудности.

Пропажа шинели - переломное событие в произведении. Оно заставляет «маленького чиновника» в первый раз заявить обществу о своих правах. Акакий Акакиевич направляется с жалобой к «значительному лицу», которое в повести Гоголя олицетворяет всю бездушность и обезличенность бюрократии. Натолкнувшись на стену агрессии и непонимания со стороны «значительного лица», бедный чиновник не выдерживает и умирает.

Гоголь поднимает проблему чрезвычайной значимости чина, которая имело место в обществе того времени. Автор показывает, что такая привязанность к чину губительна для людей с самым разным социальным статусом. Престижная должность «значительного лица» сделала его равнодушным и жестоким. А младший чин Башмачкина привел к обезличиванию человека, его унижению.

В конце повести Гоголь не случайно вводит фантастическую концовку, в которой призрак несчастного чиновника снимает с генерала шинель. Это некоторое предостережение важным лицам о том, что их бесчеловечные поступки могут иметь последствия. Фантастика в конце произведения объясняется тем, что в российской действительности того времени практически невозможно представить ситуацию возмездия. Так как «маленький человек» в то время не имел прав, не мог требовать к себе внимания и уважения со стороны общества.

В повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» главным персонажем является Акакий Акакиевич, мелкий чиновник. Человек Акакий Акакиевич очень скромный, даже забитый, над ним все подшучивают и издеваются. Защитить он сам себя не может, потому что у Акакия Акакиевича слишком мягкий характер окружающие это видят, поэтому так себя и ведут по отношению к нему. Только в редкие моменты он выходит из себя и просит не издеваться над ним, но больше это похоже на жалостливый стон, чем на твердость характера.

Николай Васильевич в своей повести жалеет Башмачкина и призывает, что не стоит подтрунивать над человеком лишь из-за того что он мягкий по натуре. У Акакия Акакиевича прохудилась старая шинель, но по службе он обязан ее носить и он решает насобирать на пошив новой. Башмачкину приходится от многого отказаться, он по вечерам остается голодным, реже отдает вещи в прачечную и бережет подметки, дабы раньше времени не пришлось покупать. Целью Акакия Акакиевича становится пошив новой шинели, Гоголь даже пишет о том, что он стал бодрее и храбрее, у него появился огонек в глазах.

Акакий Акакиевич быстро привыкает к скромной жизни и живет лишь мыслью о своей новой шинели. Вот настал тот день, когда Башмачкин одевает новую шинель и идет в департамент, где все замечают новое одеяние титулярного советника. По этому поводу состоялось даже празднование, на котором все продолжали подшучивать над Акакием Акакиевичем.

Башмачкин одухотворённый новой обновкой наслаждается своим видом, но счастье продлилось недолго. По дороге домой у Акакия Акакиевича воры снимают шинель. Куда он только не обращался, никто не хотел ему помочь, обратившись в полицию, они сказали, что ничего сделать не смогу. Тогда Башмачкин идет к «значительному лицу» и тот вообще его выгоняет из своего дома.

В связи с этими событиями Акакий Акакиевич заболевает и умирает, никто даже не заметил исчезновения человека, который никому не нужен. Лишь призрак заставляет всех содрогнуться. После того как призрак снимает шинель со «значительного лица» он задумывается и начинает обращаться к людям лучше.

Вариант 2

Акакий Акакиевич Башмачкин является главным героем произведения.

Акакий Акакиевич – мужчина лет пятидесяти, лысоватый, морщинистый, небольшого роста, с рыжеватыми волосами и плоховато видящий.

Писатель представляет его в образе неприметного и заурядного статского чиновника, не имеющего права на получение дворянства, служащего мелким переписчиком документов в одном из департаментов. Его коллеги даже не помнят, каким образом Акакий Акакиевич устроился на эту должность, не требующую элементарной сметливости и смышлёности.

Герой беспрекословно исполняет поручения вышестоящих начальников и больше ни о чем не задумается. Поручение же ему иных заданий, в которых есть необходимость вдумчивого изучения, повергает Акакия Акакиевича в сильное волнение и тревогу. В один из моментов он даже отказывается от предложенного повышения по службе, поскольку не уверен в собственных силах и робок.

Кроме того, Акакий Акакиевич косноязычен и способен изъясняться лишь наречиями и предлогами.

События повести разворачиваются вокруг давней мечты главного героя о новой шинели. Старая одежда Акакия Акакиевича выношена до дырок, имеет рыжевато-мучной цвет и уже не поддается никакому ремонту и починке.

Акакий Акакиевич решает сшить новую шинель и для этого начинает экономить буквально на всем, лишь бы собрать нужную для этого сумму. Мужчина практически не ест, не использует в темное время суток свечи, не отдает в стирку грязное белье.

И, наконец, мечта чиновника исполняется, он приобретает новый мундир на теплой подкладке и с воротником из меха. По этому поводу коллеги Акакия Акакиевича, которые постоянно дразнили его из-за дырявой шинели, организовывают небольшой фуршет. Башмачкин счастлив и не может скрыть довольного блеска в своих глазах.

К несчастью, в этот же вечер Акакий Акакиевич лишается обновки, будучи ограбленным хулиганами. Обратившись за помощью и к прохожему, и в полицию и даже к влиятельному лицу с просьбой отыскать пропажу, Башмачкин сталкивается с равнодушием и хамством. Вынужденный снова носить захудалую шинель, Акакий Акакиевич сильно простужается и умирает.

Однако на этом повесть не заканчивается, главный герой появляется в образе призрака, который в ночное время бродит в районе моста и отбирает у проходящих людей шинели. Однажды призрак Башмачкина встречает отказавшее ему в помощи влиятельное лицо и лишает его дорогой одежды. После это происшествия значительное лицо меняет свое мировоззрение, становится более внимательным и радушным к окружающим.

Сочинение Характеристика и образ Акакия Акакиевича

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» была написана в 1842 году. Главным персонажем произведения является Башмачкин Акакий Акакиевич.

Тихий и скромный, ничем не примечательный человек, Акакий Башмачкин жил весьма скромно, если не сказать бедно. Годы усердной и прилежной работы дали незавидный результат: герой повести получил чин титулярного советника. Жалованье, которое он получал, было настолько мало, что чиновнику едва хватало на еду. Одежда, которую он носил, давно утратила свой первоначальный вид. По ней невозможно было даже определить, какого цвета она была, когда была ещё новой.

Умственные способности героя были незначительными. Он много лет занимался переписыванием документов, ничего другого не умел и не желал. Однажды, когда ему было предложено незначительное повышение по службе, Башмачкин отказался от него. Свою работу он делал с большим усердием и старанием. Работа, ради которой нужно было бы прилагать умственные способности, пугала его.

Акакий Акакиевич в жизни был одиноким человеком. Он жил в съёмном жилье вместе с квартирной хозяйкой. На работе он так же был одинок: ни друзей, ни приятелей. Он не пользовался уважением ни среди сослуживцев, ни у начальства. Его бедственное материальное положение выделяло его из всех. И служило поводом для бесконечных насмешек со стороны коллег.

Самые изощрённые насмешки и издевательства Башмачкин получал со стороны молодых сослуживцев. Мало того, что их веселил внешний вид героя, они придумывали всякие нелепые истории. И это тоже было поводом для издевательств. Всё это Акакий Акакиевич сносил молча. И, только, когда ему становилось совсем нестерпимо, он просил своих коллег прекратить насмешки.

Единственным радостным событием в жизни героя стал тот день, когда он смог позволить себе сшить новую шинель. Старая шинель сильно износилась и уже не защищала от холодного петербургского климата. Но Башмачкину недолго улыбалось счастье. В первый же день, когда он одел обновку, её отняли у него на улице. Акакий Акакиевич обращался за помощью к приставу, а после него и к высокопоставленному чиновнику. Пристав ничем не помог, а «высокий» чиновник нагрубил ему и выгнал. По дороге домой герой повести сильно простудился и заболел. Вскоре он умер.

Урок по теме: Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге. Повесть «Шинель».

«Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича.

Цель :

    познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Н.В.Гоголя, связанными с пребыванием в Санкт-Петербурге; выявить факторы, оказавшие влияние на замысел повести «Шинель»; показать «внешнего» и «внутреннего» человека в образе Акакия Акакиевича Башмачкина;

    формировать навыки выразительного чтения, работы учебником, иллюстрациями, терминами;

    воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Работа над темой урока «Н.В.Гоголь в Санкт-Петербурге. Повесть «Шинель»».

2.1. Чтение вводной статьи о Н.В.Гоголе в учебнике.

Какие впечатления детства и юности повлияли на творчество Н.В.Гоголя?

2.2. Выразительное чтение фрагмента книги В.Вересаева «Гоголь в жизни».

Гоголь стремился в Санкт-Петербург, который представлялся ему средоточием всего самого прекрасного, возвышенного, совершенного. Планы его в это время связаны с государственной службой. Он решает посвятить себя юстиции. Вместе со своим товарищем по гимназии А.С. Данилевским в декабре 1828 г. Гоголь выезжает в Петербург, нетерпеливо мчится, нарочно минует Москву, чтобы не испортить впечатления от первой встречи с Северной Пальмирой, и приезжает в город незадолго до Рождества, почти как герой его повести-сказки.

Однако Петербург его разочаровал. Гоголь остро переживает «разлад мечты и существенности».

Порыв разочарования гонит Гоголя из Петербурга, и на два месяца он уезжает за границу без всякой цели и плана, потом возвращается, делает попытку поступить актером на императорскую сцену и наконец подает прошение на имя министра внутренних дел о зачислении на службу.

2.3. Обращение к иллюстрации в учебнике «Невский проспект зимой». Художник А.И.Шарлемань (1856).

2.4. Слово учителя.

Первые годы жизни в Петербурге (с 1829 по 1832 г.) - путь от безвестности к славе. Но в стремительности этого пути была и оборотная сторона: слишком быстро утвердилась за молодым автором слава юмориста, и читатели с трудом воспринимали следующие книги Гоголя, не находя в них беспечного юмора «Вечеров...».

2.5. Обращение к иллюстрации в учебнике: А.Г. Венецианов «Н.В.Гоголь». (1834).

2.6. Слово учителя.

В июне 1836 г. Гоголь уезжает в Германию. В общей сложности он проводит за границей 12 лет, лишь периодически наведываясь в Россию. Отныне для глубинного постижения происходящего на родине и сохранения в себе тех черт, которые необходимы для высокой патриотической миссии, Гоголь будет испытывать потребность именно стороннего взгляда «из Европы».

Так, в повести «Шинель», которую Гоголь писал более двух лет, главным образом за границей, рассказывается о превратностях судьбы мелкого чиновника.

2.7. Обращение к статье учебника «О творческой истории повести Н.В. Гоголя "Шинель"».

Кик вы думаете, только ли анекдот, услышанный Гоголем в свете, послужил основанием для написания «Шинели»?

Н.В. Гоголь испытывал мучительную боль за беззащитного, униженного «маленького» человека, за его безотрадную судьбу.

2.8. Слово учителя.

Сам писатель одну из первых зим в Петербурге «отхватил» в летней шинели. Он знал, что значило для бедняка чиновника сшить новую шинель. К 1829 г. Гоголь писал матери из Петербурга: «Я переменил прежнюю квартиру... Я сильно нуждался в это время, но, впрочем, это все пустое. Что за беда - посидеть какую-нибудь неделю без обеда?.. Вы не поверите, как много в Петербурге издерживается денег. Несмотря на точто я отказываюсь почти от всех удовольствий, что уже не франчу платьем, как было дома, имею только пару чистого платья для праздника или для выхода и халат для будня, что я тоже обедаю и питаюсь не слишком роскошно, и, несмотря на это все, по расчету менее 120 рублей никогда мне не обходится в месяц».

Какие впечатления жизни в Петербурге оказали влияние на замысел повести "Шинель"?

3. «Внешний» и «внутренний» человек в образе Акакия Акакиевича.

Какие чувства вызывают герои повести?

Кто виноват в смерти Акакия Акакиевича?

3.1.Слово учителя.

В июле 1839 г., в Мариенбаде, Гоголь диктует М.П. Погодину первый фрагмент своей будущей «Шинели». Завершает же ее он, по всей вероятности, в Риме в апреле 1841 г. Первоначально она носила другое название - «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Различия между этой «Повестью о чиновнике...» и окончательной редакцией «Шинели» огромны. Происходит переосмысление сюжетного ядра повести. Анекдотический сюжет перерастает в повесть со сложным и противоречивым развитием и преломлением человеческой судьбы, прослеженной не только в этой жизни, но и за ее пределами...

Какие ассоциации вызывает имя и фамилия героя?

3.2. Выразительное чтение учащимися фрагмента повести от слов «Фамилия чиновника была Башмачкин...» до слов «таким образом и произошел Акакий Акакиевич...».

3.3. Слово учителя.

Акакий Акакиевич - по поводу звучания и значения имени и отчества героя в черновой редакции Гоголь делает специальное замечание: «Конечно, можно было, некоторым образом, избежать частого сближения буквы "к", но обстоятельства были такого рода, что никак нельзя было этого сделать».

Если оставить в стороне комическую звукопись имени Акакий, выбор имени героя произведен не случайно. Об этом говорит семантика отвергнутых писателем имен: Моккий - насмешник, Варух - благословенный, Соссий - здоровый, невредимый, Павсикакий - унимающий зло, бедствие, Трифилий - трилистник, клевер. Акакий значит «кроткий», злобный».

3.4. Беседа.

Почему имя дважды повторяется?

Акакий Акакиевич - это вдвойне кроткий.

- Кем был отец Акакия Акакиевича?

Отчество дано герою в честь его отца, о котором в повести говорится совсем немного. Известно только его имя и то, что он был чиновник. Этим также усилено значение должности, которая, как и имя, передается от отца к сыну.

Фамилия Акакия Акакиевича первоначально была Тишкевич.О чем свидетельствует фамилия герояБашмачкин? От какого существительного она образована?

Башмачок - Башмачкин. В фамилии героя проявляется его незначительность. Она происходит не от башмака даже, а от «башмачка».Фамилия Башмачкин приобретает двусмысленно-пародийное звучание, подчеркивая внешнюю невзрачность облика Акакия Акакиевича; привыкшего ощущать себя в самом низу социальной иерархической лестницы.

- Приметы грядущих фатальных событий можно обнаружить в начале повести. Как говорится о матушке Акакия Акакиевича?

«Проговорила старуха», «подумала покойница».

Что мы узнаем об отце?

«Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Отец «был», значит, уже умер.

3.5. Слово учителя.

Когда и где происходит крещение Акакия?

Крешение Акакия Акакиевича происходит сразу же после рождения и дома, а не в церкви. Такое крещение более напоминает отпевание покойника, нежели крестины младенца (Акакий Акакиевич «сделал такую гримасу», будто предчувствовал, что будет «вечным титулярным советником»). Рождение является мистическим зеркалом смерти Акакия Акакиевича.

Как в портрете Акакия Акакиевича подчеркнута его незначительность («малость»)?

Какое слово повторяется трижды? Почему?

Слово«несколько» повторяется трижды, подчеркивая незавершенность, недовоплощенность, иллюзорность портрета героя.

В чем заключается смысл жизни для Акакия Акакиевича?

3.6. Выразительное чтение учащимся от слов «Вряд ли можно найти человека, который так жил бы в своей должности...» до слов «а скорее на середине улицы».

Для Акакия Акакиевича переписывание составляет и смысл жизни, и форму пребывания в жизни. Вся жизнь Башмачкинапроисходит словно на листе бумаги. Даже внешние события герой нередко воспринимает как продолжение переписывания.

Важен ли для Акакия Акакиевича смысл того, что он переписывает?

Для переписчика казенных бумаг, каков Акакий Акакиевич, любовь к букве не поддерживается величием смысла. Ему безразлично, что переписывать.

Похож ли Акакий Акакиевич на других чиновников департамента?

3.7. Выразительное чтение учащимся от слов «Итак, во избежание всяких неприятностей...» до слов «...имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться» и от слов «Когда и в какое время...» до слов «...с лысиной на голове».

Почему слово «одного» в тексте выделено курсивом?

Гоголь представил своего героя как «одного чиновника», служащего в «одном департаменте», т. е. уподобил его всем чиновникам в любых департаментах. В то же время другие чиновники над ним смеются. Это делает его непохожим на других.

Какое значение приобретает эпитет вечный (чиновник)?

Н.В. Гоголь создает образ человека, который отличается от своей чиновничьей среды особым отношением к службе. Он служит, не помышляя о награде, чинах, будучи вполне доволен своим простым уделом.

3.8. Слово учителя.

В чиновнике Башмачкине слилось несколько начал: с одной стороны, он титулярный советник (Титулярный советник - гражданский чин IX класса), т.е. как все, с другой стороны - он же титулярный советник, не похожий на всех, и, наконец, он вечный титулярный советник. Герой не случайно назван вечным титулярным советником. Это ставит Башмачкина вне времени и помогает осмыслить его как некий мифологический персонаж. Мифологичность подчеркивается тем, что никто не мог припомнить, когда герой поступил в департамент, кто его определил, сколько переменилось при нем директоров и начальников: «...видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове». Башмачкин одновременно чиновник и не чиновник; обыватель и отшельник; свой и чужой в одной и той же социальной среде.

Как относятся окружающие к Башмачкину?

3.9. Выразительное чтение учащимся от слов «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения...» до слов «...которого свет признает благородным и честным...».

Как воспринимает Башмачкин насмешки окружающих?

Акакий Акакиевич кротко и смиренно относится к насмешкам, что свидетельствует о полном отречении героя от собственной воли.

3.10. Обращение к иллюстрации в учебнике.

Каков «внешний» человек в образе Акакия Акакиевича Башмачкина?

Это косноязычный, невзрачный, глуповатый переписчик, не способный даже «переменить кое-где глаголы из первого лица в третье», хлебающий свои щи с мухами, «вовсе не замечая их вкуса», покорно терпящий издевательства чиновников, сыплющих «на голову ему бумажки, называя их снегом».

Как характеризует героя полное пренебрежение к вещественным благам мира сего (не замечает вкуса еды, не предается никаким развлечениям)?

В нем присутствует самоограничение, близкое к аскетизму, и совершенное равнодушие к физической и материальной сторонам существования.

3.11. Лексическая работа: аскетизм.

Аскетизм (от греч. asketes - упражняющийся в чем-либо), – ограничение и подавление чувственных влечений, желаний.

3.12. Слово учителя.

Мифологический источник образа Акакия Акакиевича - сказание, которое привел в «Лествице» преподобный Иоанн Лествичник как пример терпения, послушания и награды за них.

Сохранились свидетельства, что Гоголь внимательно изучал «Лествицу»(Лествица райская, Скрижали духовные - основное сочинение Иоанна Лествичника.Представляет собой руководство к совершенствованию.Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 слов, представляющей собой «ступени» добродетелей по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.) и делал подробные выписки из нее. Все многочисленные нити, связующие повесть Гоголя с Житием св. Акакия, говорят о вполне осознанной ориентации писателя на житийные каноны и Житие св. Акакия в частности.

ПОТЕРПЕЛ И ПОЛУЧИЛ ПОЛЬЗУ: Поучительное сказание о преп. Акакии из «Лествицы» прп. Иоанна

Cказание, которое привел в «Лествице» преподобный Иоанн Лествичник как пример терпения, послушания и награды за них.

Не хочу неправедно скрывать и лихоимствоватьбезчеловечно, не хочу умолчать пред вами о том, о чем молчать не должно. Великий Иоанн Савваит сообщил мне вещи, достойные слышания; а ты сам, преподобный отче, по опыту знаешь, что сей муж безстрастен и чист от всякой лжи, от всякого лукавого дела и слова. Он рассказал мне следующее.

«В обители моей в Азии (ибо оттуда пришел сей преподобный), в которой я находился прежде нежели пришел сюда, был один старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава; говорю сие, не судя его, а дабы показать, что я говорю правду. Не знаю, каким образом приобрел он себе ученика, юношу именем Акакия, простого нрава, но мудрого смыслом, который столько жестокостей перенес от сего старца, что для многих это покажется невероятным; ибо старец мучил его ежедневно не только укоризнами и ругательствами, но и побоями; терпение же послушника было не безрассудное. Видя, что он, как купленный раб, ежедневно крайне страдает, я часто говаривал ему, при встрече с ним: “Что, брат Акакий, каково сегодня?” В ответ на это он тотчас показывал мне иногда синее пятно под глазом, иногда уязвленную шею или голову; а как я знал, что он делатель, то говаривал ему: “Хорошо, хорошо, потерпи и получишь пользу”. Прожив у своего немилосердного старца девять лет, Акакий отошел ко Господу, и погребен в усыпальнице отцев. Спустя пять дней после этого наставник его пошел к одному пребывавшему там великому старцу и говорит ему:

Отче, брат Акакий умер.

Но старец, услышав это, сказал ему:

Поверь мне, старче, я сомневаюсь в этом.

Поди и посмотри, - отвечал тот.

Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного оного подвижника, и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистине он был жив и после смерти), и говорит: “Брат Акакий, умер ли ты?” Сей же благоразумный послушник, оказывая послушание и после смерти, отвечал великому: “Отче, как можно умереть делателю послушания?” Тогда старец, который был прежде наставником Акакия, пораженный страхом, пал со слезами на землю; и потом, испросив у игумена лавры 14 келлию близ гроба Акакиева, провел там остаток жизни уже добродетельно, говоря всегда прочим отцам: “Я сделал убийство”.

Мне кажется, отче Иоанне, что великий старец, говоривший с умершим, был сам сей Иоанн Савваит; ибо он рассказывал мне еще одну повесть, как бы о другом подвижнике; а я после достоверно узнал, что этот подвижник был он сам.

Каков «внутренний» человек в образе Башмачкина?

«Внутренний» человек как будто говорит нетленное: «Я брат твой». В мире вечном Акакий Акакиевич - аскет-подвижник, «молчальник» и мученик; уединившись от соблазнов и греховных страстей, он осуществляет миссию личного спасения, на нем как будто лежит знак избранничества.

3.13. Лексическая работа: подвижник, мученик.

Подвижник - 1. Тот, кто изнуряет себя лишениями, молитвами во имя служения Богу; отшельник.

Мученик - в христианстве - пострадавший за веру во Христа до смерти. В православии и католичестве мученики причислены к лику святых.

Мученик - Тот, кто подвергается мучениям, испытывает физические или нравственные муки.

III. Подведение итогов урока.

Ключом к образу Акакия Акакиевича является скрытое гоголевское противопоставление «внешнего» и «внутреннего» человека. «Внешний» - маленький, ничтожный, жалкий. «Внутренний» - подвижник, мученик за веру.

Жизнь Башмачкина - это жизнь «нищего духом» и его христианский подвиг - подвиг послушания. Добродетель Акакия Акакиевича - это добродетель смирения и послушания, и в этом он сближается со святым, в честь которого дано было ему имя и судьбу которого, хотя и в ином, мирском преломлении он повторяет.

Послушание Акакия Акакиевича - послушание не церковное, а скорее внутреннее, из самих свойств его души исходящее. Акакий Акакиевич «вечный титулярный советник», «служит с любовью», преданно и бескорыстно. В какой-то степени он чиновник-подвижник, одно из тех мелких, незаметных колесиков, из которых складывается весь министерский механизм. В мире букв Акакий Акакиевич обретает счастье, гармонию, ибо осуществляет служение Богу: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?» Внутренний мир Акакия Акакиевича метафорически уподобляется книге, а сам Акакий Акакиевич - букве, поэтому вместо улиц Акакий Акакиевич видит «ровным почерком выписанные строки».

IV. Домашнее задание.

1.Заполнить правую часть таблицы урока 36 примерами из текста, характеризующими героя в тот период, когда у него была старая шинель.

2.Составить художественный пересказ эпизодов:

1 вариант – от слов «Увидевши, в чём дело…» до слов «… да и портного искусства не выдал»;

2 вариант – от слов «Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу» до слов «…уж этого не помнил Акакий Акакиевич».

3.Индивидуальное задание:

подготовить выразительное чтение фрагмента из «Лествицы» от слов «Жил некто Стефан…» до слов «Поистине страшное и трепетное зрелище…».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса