Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В каких случаях может взорваться газовый баллон. Причины и последствия взрыва газового баллона

На пищевых предприятиях применяются разнообразные баллоны (рис. 30), предназначенные для хранения, перевозки и использования сжатых (азот, воздух, кислород, сероводород), сжиженных (аммиак, сернистый ангидрид, диоксид углерода, фреон) и растворимых (ацетилен) газов под давлением 0,6—15 МПа. В связи с этим их взрывы представляют опасность независимо от того, содержат баллоны горючий или негорючий газ.

Pиc 30. Баллоны для сжатых до 15 МПа кислорода, воздуха, диоксида углерода (а), растворенного при давлении до 1,9 МПа ацитилена (6) и сжиженного при давлении до 1,6 МПа пропан-бутана (в):
1— днище; 2 — спорный башмак; 3 — корпус; 4 — горловина; 5 — клапан;
6 — колпак; 7 — пористая масса; 8 — паспортная табличка; 9 — подкладываемые кольца

Причины взрывов можно разделить на общие для всех баллонов, а также на специфические для отдельных из них. К общим относятся: удары или падения баллона, особенно при высоких или низких температурах, так как в первом случае резко возрастает давление в баллоне за счет нагревания содержащегося в нем газа, а во втором — материал, из которого сделан баллон, приобретает свойство хрупкости; переполнение баллона сжиженным газом без оставления свободного нормированного объема около 10% всего объема баллона; нагрев баллона солнечными лучами пли другими источниками, что приводит к увеличению давления в нем выше допустимых значений. В частности, npи повышении температуры с Ш до 50°С заполненного полностью баллона с аммиаком давление в нем возрастает с 0,6 до 62 МПа, что приводит сю к разрыву, так как для аммиачных баллонов допустимее давление 10 МПа; ошибочное использование баллона, например, наполнение кислородного баллона метаном; быстрое наполнение баллона, сопровождающееся резким нагревом газа и, как следствие, увеличение давления, которое при температуре 45°С не должно превышать рабочее более чем на 10 %.
Специфические причины, присущие кислородным баллонам: попадание масла на внутренние области вентиля, применение необезжиренных прокладок, а также замасливание поверхности баллона, так как в результате окисления масла может произойти его воспламенение и взрыв; наличие ржавчины или окалины в баллоне, при движении которых могут возникнуть искры и накапливаться статическое электричество с последующим новообразованием, могущим вызвать взрыв кислорода в баллоне; быстрый отбор газа из баллона, что может вызвать искрообразование в струе кислорода; присущие ацетиленовым баллонам: низкое качество или осадок пористой массы (древесный активированный уголь); недостаток ацетона в баллоне; применение оборудования {редукционных клапанов, трубопроводов), содержащих более 70% меди, при контакте с которой ацетон вступает в химическую реакцию с большим выделением теплоты; быстрый отбор газа из баллона, что может вызвать вынос ацетона, который при расходе ацетилена 1,7 м3/ч и более не должен превышать допустимый, разный 20 г/м3 газа.
Ацетилен в обычных баллонах (без пористой массы) взрывается при давлении более 0,1 МПа. Поэтому для снижения его взрывоопасности и повышения предельного давления заполнения баллонов применяются стальные баллоны заполненные пористой массой, пропитанной ацетиленом. Это позволяет в баллоне объемом 40 дм3 растворять в ацетоне 7,5 м3 ацетилена при давлении 2 МПа.
Взрывы баллонов от ударов, падений предупреждаются путем увеличения их прочности за счет использования специальных материалов и способов изготовления, контроля качества изготовления, снабжения предохранительными колпаками и опорными башмаками, соблюдение?: правил транспортирования и эксплуатации. Для изготовления баллонов применяют бесшовные трубы из углеродистой стили, для баллонов низкого давления (до 3 МПа} допускается применение сварных баллонов.
Для предупреждения взрывов из-за неправильного заполнения или быстрого отбора газа баллоны снабжаются вентилем, через который происходит наполнение и удаление газа. Для защиты вентиля от повреждений он закрывается металлическим колпаком. К вентилю присоединяется редукционный клапан, обеспечивающий отбор газа с более низким давлением, чем в баллоне. Для каждого вида баллонов используются специально предназначенные для содержащегося в нем газа редукционные клапаны. Они имеют 2 манометра, расположенные один — на стороне высокого, а другой—низкого давления. Понизительная камера редуктора снабжена манометром и предохранительным клапаном, отрегулированным на максимальное рабочее давление, предусмотренное для емкости, в которую отбирается газ.
Для предупреждения неправильного использования баллонов, предназначенных для разных газов, вентили имеют разную резьбу (для кислорода и инертных газов — правую, горючих — левую, а для ацетона — хомут), что исключает присоединение к ним редукционных клапанов. Кроме того, баллоны маркируются, т.е. окрашиваются в разный цвет, снабжаются соответствующими надписями и полосами.
Таблица 8



Маркировка баллонов, наиболее широко применяемых на пищевых предприятиях, приведена в табл. 8.
Для предупреждения перегрева при хранении баллонов на открытом воздухе они должны быть защищены от солнечных лучей, а также от воздействия атмосферных осадков. При эксплуатации в помещениях баллоны не должны располагаться на расстоянии менее 1,5 м от отопительных приборов и газовых плит и менее 5 м от печей и других источников открытого огня.
Для обеспечения и контроля нормального состояния баллонов они освидетельствуются на заводах, заполняющих их газом.
При эксплуатации баллонов не допускается их полное опорожнение. Если остаточное давление в баллонах меньше 0,05 МПа, а для ацетиленовых—не менее 0,05 и не более 0,1 МПа, они не принимаются заводом для наполнения.
Баллоны, особенно наполненные газом, вследствие значительной массы могут явиться причиной травм из-за падения на обслуживающий персонал. Поэтому должны соблюдаться установленные меры предосторожности при хранении, транспортировании и эксплуатации баллонов.

Бытовой пропан является не только источником тсвета и тепла, но и представляет из себя бомбу замедленного дейставия. Мало кто себе представляет что обычный пропановый баллон может нести такую опасность, но если Вы посмотриет на эту картинку то поймете что опасности Вы подвергаетесь каждый день нарушая эти правила:

Давайте разберемся почему взрывается газ? Галвной причиной как и во всех наших бедах являемся мы сами, а именно неправильное хранение и эксплуатация.

Для того что бы пропан "сдетонировал" он должен смешаться с кислородом, поэтому никакого запаха пропана в помещение не должно быть!

А теперь на примерах рассмотрим опасные ситуации:

  • Вскипела вода в кастрюле и случайно затушила пламя, но газ продолжает поступать в помещение, отсюда-взрыв, пожар.
  • Вы заносите в теплое помещение холодный баллон что приводит к резкой смене температур, это в свою очередь повышает внутреннее давление в баллоне, отсюда следствие взрыв.
  • Еще одной причиной являеются микротрещины внутри баллона. Даже если баллон красивый то внутри может таится опасность! Если Вы когда нибудь встряхивали пустой баллон, то наверняка чувствовали шуршание, это конденсат который приводит к коррозии. Отсюда следвие: взрыв, пожар. в этом плане абсолютно безопасны! Там просто нечему ржаветь.
  • Самый банальный случай это перетертые шланги в местах соединения или использование плохой прокладки на редуктор. Газ начнет заполнять пустоты и любая искра приведет к пожару!омедДа
  • Утечка газа из трещины в износившимся, перетертом шланге. Утечка из мест соединения шланга с баллоном или плитой. Газ постепенно заполняет помещение, далее опять-таки любая искра воспламеняет скопившийся пропан. Но в этом случае поможет только ответственность человека!

Тут приведено минимум причин по которым происходят взрывы бытовох баллонов, почти со всеми помогает справиться полимерный баллон, который абсолютно безопасен, и с которым Вы сможете быть спакойны за своих близких и родных!

Нам часто задают вопрос: «Почему происходит взрыв газового баллона»? Как его избежать?

Мы решили подробнее рассмотреть причины взрыва газовых баллонов.

Основные причины взрыва газовых баллонов

  • нарушение правил заправки
  • нарушение правил хранения
  • нарушение правил транспортировки

Нарушение правил заправки бытовых баллонов

По нормам газовые баллоны необходимо заправлять на специализированных предприятиях – газонаполнительных станциях (ГНС), где их заправляют строго по весу на специальных весовых установках. Такая заправка баллонов осуществляется на 80% их объема. Оставшиеся 20% - это так называемая буферная зона, предназначенная для перехода части жидкой фазы в газообразную во время повышения температуры окружающего воздуха.

Однако в последнее время очень многие потребители сжиженного газа заправляют свои баллоны не на ГНС, а на обычных газозаправочных станциях, где отсутствуют приспособления для взвешивания баллонов, и заправка осуществляется с обычной . В этом случае баллоны заправляют, что называется, под завязку. Если такая заправка осуществляется летом, то температура заправляемого газа практически равна температуре окружающего воздуха и давление в бытовом баллоне сильно не изменяется.

Зимой же заправка баллонов пропаном требует особого соблюдения температурного режима.

Предположим, бытовой баллон заправлен под завязку в холодное время года и потом внесен в отапливаемое помещение. Из нижеприведенного графика видно, как резко поднимается давление пропан - бутановой смеси при изменении температуры.

Поскольку СУГ характеризуются высоким коэффициентом теплового расширения и при условии, что в газовом баллоне отсутствует буферная зона, избыточному давлению деваться некуда и оно начинает разрушительно действовать на стенки баллона и в итоге приводит к взрывам газовых баллонов в домах.

В последнее время очень часто такие случаи происходят при установке натяжных потолков, когда заправленный баллон с улицы вносят в дом и эксплуатируют в помещении, где работает газовая горелка при повышенной температуре.

Зависимость давления паров СУГ от температуры

Нарушение правил хранения бытовых баллонов

Хранить газовые баллоны необходимо на улице, в специально предназначенных для этого шкафах, имеющих отверстия для вентиляции. Такое хранение не позволяет бытовым баллонам перегреваться, а наличие вентиляционных отверстий препятствует созданию взрывоопасной концентрации пропан - бутановой смеси даже при наличии утечки газа через соединительную арматуру.

Однако, очень часто люди, особенно дачники, пренебрегают безопасностью и хранят газовые баллоны в помещении, рядом с газовыми плитами. Это приводит к перегреву газовых баллонов и как следствие - разрыву их стенок, что сопровождается взрывами. Так же, если в шлангах или арматуре имеется утечка, то в помещении может со временем образоваться взрывоопасная смесь пропана с кислородом, что при работающих газовых конфорках приводит опять же к взрывам газовых баллонов.

Нарушение правил транспортировки бытовых баллонов

Перевозятся бытовые газовые баллоны специальным транспортом, оборудованным специальным приспособлением для их перевозки (в простонародье – «клетка»). Такой способ транспортировки исключает возможность ударов и повреждений бытовых газовых баллонов, а также создает вентиляцию, которая не дает повышаться температуре окружающего воздуха вокруг них.

Летом очень часто можно наблюдать картину, когда бытовые баллоны после заправки люди перевозят в багажниках своих автомобилей и оставляют в закрытых автомобилях на солнце. Такая перевозка и хранение чреваты их нагревом, повышением внутреннего давления, что, как и в первых двух случаях приводит к взрывам бытовых газовых баллонов.

Мы перечислили основные причины взрывов бытовых газовых баллонов, произошедших по неосторожности или по незнанию правил хранения, транспортировки и эксплуатации.

Конечно же, существуют и другие причины: баллоны взрываются и по глупости и по случайности, но это уже отдельные случаи.

Задаваясь вопросом, есть ли возможность наладить ситуацию в сфере использования бытовых газовых баллонов, снизить количество травм и увечий в результате их взрывов, мы долго искали ответ, и вот что нашли. Главный государственный инспектор по пожарному надзору Москвы Сергей Аникеев в одном интервью Аргументам и фактам сказал о том, что «никаких нормативных документов по надзору за газобаллонным оборудованием нет. Нет органа, который отвечал бы за это».

А поскольку контроля нет, мы считаем, что прежде чем применять взрывоопасное оборудование у себя дома или в производстве необходимо досконально изучить все аспекты его применения. Все в наших руках.

Автомобильные газовые баллоны

И в заключение хотелось бы коснуться вопроса взрывов автомобильных газовых баллонов с пропан - бутановой смесью. Здесь существует две причины взрывов:

  • Внешний удар по топливной системе автомобиля, что происходит в аварийных ситуациях.
  • Неисправное состояние топливной системы автомобиля.

Так что, берегите себя на дорогах и помните про технику безопасности!

В следующих статьях вернемся к теме автомобильных топливных систем на пропан - бутановой смеси и, рассмотрев причины аварийных ситуаций, докажем, что пропан - бутан на автомобиле не несет никакой опасности при правильной эксплуатации системы.

Небольшая подборка видео взрывов газовых баллонов которые произошли из-за неосторожного обращения, неправильной транспортировки и неправильного хранения.

Вы всё ещё пользуетесь металлическим газовым баллоном? Скорее замените его на безопасный и современный полимерно-композитный аналог!

Металлические газовые баллоны - это вчерашний день. Тяжелые, неудобные в эксплуатации, подверженные коррозии, и, наконец, взрывоопасные! Напротив, современные полимерно-композитные газовые баллоны отличаются малым весом, привлекательно выглядят, удобны в эксплуатации. Благодаря абсолютной химической инертности материала, из которого они изготовлены, такие баллоны совершенно не подвержены коррозии, а сам корпус баллона при нагревании до высоких температур становится мембраной через которую могут проходить малые порции газа недостаточные для взрыва, что делает его эксплуатацию абсолютно безопасной. Кроме того, стенки полимерно-композитного газового баллона прозрачны, поэтому уровень газа в них можно контролировать визуально, что очень удобно: видно, что газ заканчивается, и баллон пора заменить.

Тем не менее, многие потребители боятся покупать газовые баллоны. Давайте разберёмся, что может стать причиной их взрыва, и как этого избежать. Собираясь , необходимо раз и навсегда запомнить несколько простых закономерностей, которым подчинена их эксплуатация.

Итак, газовый баллон может взорваться, если:

  1. Нарушены правила его заправки . В основном это актуально для морально устаревших металлических газовых баллонов, в которых невозможен визуальный контроль количества заправленного газа. И если заполнить такой баллон газом доверху, особенно в холодном помещении или на улице в холодное время года, то при попадании в тепло газ внутри баллона также нагреется и сильно расширится. И если в баллоне нет свободного места, баллон от резкого повышения давления внутри может взорваться.

    К счастью, с полимерно-композитными газовыми баллонами возникновение такой ситуации невозможно. Во-первых, уровень газа в баллоне, благодаря прозрачным стенкам, можно контролировать на глаз. Важно лишь соблюдать при заправке баллона простые правила: при заправке баллона ориентироваться на его вес, а не на литраж, и не заполнять баллон более чем на 80% ёмкости. В нашем баллоне есть специальное приспособление, которое исключает закачку избыточного газа. Заправку нашего баллона даже не нужно контролировать-закачать избыточный газ просто невозможно.

  2. Газ неправильно смешан . Нередко в баллонах с целью экономии используется не дорогостоящий пропан, а его смесь с более дешевым бутаном. Однако следует помнить, что у этих газов разная рабочая температура. И если бутан при температуре ниже нуля перестаёт работать, то пропан способен гореть даже в сильный мороз. Поэтому в холодное зимнее время пропорции пропана и бутана в газовой смеси должна составлять 9:1. Летом же эти газы допустимо смешивать и поровну - смесь будет гореть исправно. Неправильные пропорции газов в смеси могут стать причиной взрыва.

Ещё одним важным пунктом, о котором следует помнить при эксплуатации газового баллона, является удаление из него конденсата.

В прозрачных полимерно-композитных баллонах иногда можно заметить, что на дне баллона ещё что-то есть, но оно не горит. Это - газовый конденсат, и перед очередной заправкой баллона его необходимо тщательно удалить. Делать это должны специалисты, строго в условиях специализированных станций по обслуживанию газовых баллонов, но никак не в домашних условиях.

Если тщательно придерживаться этих правил, эксплуатация газового баллона будет простой и безопасной для каждого. Тем более - полимерно-композитного баллона, разработанного с учётом высочайших современных стандартов безопасности, принятых в мире.

Вряд ли кто-то будет спорить, что ГБО выгодно. Но насколько оно надежно? Ведь многие слышали, а некоторые даже своими глазами видели последствия пожара на автомобиле с газобаллонным оборудованием. Конечно, причиной не всегда является ГБО, но дополнительные риски для безопасности оно все же несет. Современное оборудование предоставляет определенные гарантии, но стоит порой дороговато, а если обслуживание проводится нерегулярно и не с должным качеством, то исключать взрыв газового баллона в машине невозможно. О том, как обезопасить себя и пассажиров, мы и расскажем.

Используемый газ, будь то пропан или метан, не имеет ни цвета, ни запаха. Не важно, жидкий он или сжатый.

Чтобы можно было почувствовать утечку, в газ добавляют специальные составы – одоранты. Запах можно почувствовать задолго до того, как концентрация газа в воздухе станет взрывоопасной.

Кстати, пропан в этом плане немного опаснее, чем метан, но за счет меньшего давления система на пропане в целом оказывается безопаснее.

Но даже сильно насыщенный газом воздух так просто не воспламенится. Нужна хорошая искра. Поэтому взрывоопасность ГБО нужно рассматривать в комплексе с оценкой состояния других систем автомобиля. Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен абсолютно. Толстые стенки не дадут и шанса через них просочиться. Разве только, если баллон «разопрет» по швам.

Статистика упорно говорит о том, что газ не более опасен, чем бензин, и его недостатки не настолько критичны, чтобы отказаться от ГБО совсем. А установки 4-го поколения, управляемые электроникой, вообще считаются безопасными.

Причины взрывов

Большую опасность, конечно, предоставляют агрегаты и соединения ГБО. Или столкновение, хотя запорная арматура с предохранительными клапанами способна минимизировать риск. Тут возможны варианты с превышением давления выше нормы и протечки – со всеми очевидными последствиями.

Давайте рассмотрим, почему взрываются газовые баллоны в машине. Основными причинами являются:

  • низкое качество агрегатов системы и неправильная настройка;
  • утечки из-за микротрещин и коррозии;
  • нарушение герметичности в результате ударных нагрузок;
  • перегрев баллона;
  • перенаполнение свыше нормы.


Особое внимание хочется обратить именно на первый пункт. От качества ГБО и его правильного обслуживания зависит очень многое. Конечно, нельзя пренебрегать элементарными мерами предосторожности при заправке и использовании.

Что делать, чтобы избежать опасности

Если в машине взорвался газовый баллон, то водителю и пассажирам может помочь только чудо. Мгновенно возникший пожар уничтожит всё и всех. Чтобы такого не случилось:

  1. Надо изначально выбирать качественное ГБО и правильного установщика.
  2. Правильные монтаж и тестирование системы, а также ее настройка и обслуживание возможны только в условиях специализированных станций.
  3. Во время заправки важно следить за тем, чтобы залили или закачали «правильный» газ и не более допустимого объема.
  4. Соединения магистралей необходимо регулярно проверять мыльным раствором. Важно соблюдать периодичность обслуживания ГБО.
  5. При появлении запаха необходимо остановиться, выключить двигатель и проветрить салон. Повторный запуск возможен только после выявления причины.

Чтобы не было неприятных ситуаций, нужно ознакомиться с правилами пользования и обращения с газовыми баллонами.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса