Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Икона святой Татьяны — значение, в чем помогает. Страдание святой мученицы татианы

С древности люди старались больше узнать о "своем" святом, чтобы, через подражание ему, самим приближаться к идеалу. Сегодня, в преддверии дня святой Татианы, давайте поговорим о том, что нам известно об этом имени и святых женах, носивших его.

Итак, она звалась Татьяна…

Интересно, что имя Татиана, Татьяна, несмотря на свое римское происхождение, считается традиционно русским. В такой же, и в производных формах оно распространено во многих славянских странах, а вот в англоязычном мире до конца ХХ века оно встречалось крайне редко.

Конечно, главная заслуга в популяризации этого имени принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину, увековечившему "Татьяны милый идеал" в романе "Евгений Онегин". Говорят, до появления этого литературного произведения, имя Татьяна было скорее крестьянским, чем дворянским, но вскоре ситуация в корне переменилась. Имя Татьяна стало чуть ли не самым популярным женским именем в России.

В своем романе Пушкин не просто создал пленительный женский образ, но на века вперед определил модель, по которой русские женщины стали выстраивать свои отношения с противоположным полом. Но если для светского мировоззрения актуальна инициативность Татьяны Лариной, ее смелое признание в любви своему избраннику, то православным важнее линия поведения ее в заключительной части романа. В строго христианском духе выдержан ее ответ Онегину, добивающемуся любви уже не девушки, но благородной дамы, княгини: "Но я другому отдана; Я буду век ему верна".

Раз избрав свой путь, Татьяна не отступает от него, храня верность тому, что представляется ей самым важным. Эта черта характера Татьян, вероятно, является самой ценной христианской добродетелью, которой наделены носительницы этого имени. Находят свое применение волевые качества Татьян и на светском поприще. Листая страницы прессы, мы удивимся, как много певиц, актрис и спортсменок в Отечестве нашем носит именно это имя. Но пора обратиться к церковной истории, к тем именам, которые священны для каждого христианина.

Первой по старшинству должно вспомнить святую Татиану Римскую. Отрадно наблюдать, как возвращается это имя в нашу повседневную жизнь.

Открыты двери Свято-Татианинского храма при МГУ, и все студенты знают, что День студента – это Татьянин день, потому что именно 12 января (по новому стилю 25) 1755 года, в день памяти святой мученицы Татианы, императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета. Радостно узнавать, что при университетах в самых разных городах России открываются свои храмы, и все они называются во имя святой мученицы Татианы Римской.

Татьянин день - сила веры и воли

Житие святой Татианы исполнено различных чудес, удивляющих и устрашающих, однако, оставляя их в стороне, обратимся к двум главным моментам ее жизни: к ее мученическому свидетельству о вере во Христа и к ее земному подвигу.

Родившись в знатной римской семье тайных христиан, Татиана с детства выбрала тот путь, по которому последовательно шла всю дальнейшую жизнь. Отказавшись от замужества, она отдала все силы церковному служению, была поставлена диаконисой в одном из римских храмов, постилась, молилась, ухаживала за больным, помогала нуждающимся и так служила Богу.

Диакониса Татиана была схвачена и, после долгих мучений, умерщвлена во время правления императора Александра Севира (222–235 годы).

Татьянин день

Много веков Православная Церковь чтила всего лишь одну Татиану – Татиану Римскую, Но в ХХ веке все изменилось. Прокатившиеся по стране гонения за веру явили миру целый сонм святых мучениц Татиан, и первой из них стала самая высокородная – страстотерпица Великая княжна Татьяна Николаевна, дочь императора Николая Александровича и императрицы Александры Феодоровны.

Вторая по старшинству, она обладала наиболее сильной волей и твердостью характера. В своих воспоминаниях ее современники часто подчеркивают, что именно Татьяна Николаевна занимала главенствующее положение среди остальных царских детей.
Знавшие ее люди отмечали в ней "исключительную склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга". Вспоминая о ней, баронесса С.К. Буксгевден писала: "В ней была смесь искренности, прямолинейности и упорства, склонности к поэзии и абстрактным идеям. Она была ближе всех к матери и была любимицей у нее и у отца. Абсолютно лишенная самолюбия, она всегда была готова отказаться от своих планов, если появлялась возможность погулять с отцом, почитать матери, сделать все то, о чем ее просили".

Следуя примеру своей Небесной покровительницы, Великая княжна Татьяна отдавала большую часть своих сил и времени, помогая нуждающимся. Так она выступила инициатором создания в России "Комитета Ее Императорского Высочества Великой княжны Татианы Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных бедствий", который ставил перед собой цель оказания помощи лицам, впавшим в нужду вследствие военных обстоятельств.

Во время Первой мировой войны, сдав сестринские экзамены, старшие княжны работали в царскосельском госпитале. В качестве хирургический сестры милосердия Великая княжна Татьяна Николаевна принимала участие в сложных операциях и, когда требовалось, ежедневно, даже в свои именины, ездила в лазарет.

Великая княжна Татьяна Николаевна вместе со всеми своими сестрами и братом была жестоко убита только потому, что родилась в царской семье и до конца оставалась верной своей вере, своим родным и своему Отечеству.

На сегодняшний день в святцах Русской Православной Церкви числится, вместе с Великой княжной Татианой Николаевной, еще девять имен подвижниц, засвидетельствовавших свою верность Христу во время массовых гонений на Церковь в 1930-х годах.
Список Новомучеников и Исповедников Российских растет из года в год, и, может быть, скоро мы станем свидетелями прославления и других Татиан.

Согласно официальному календарю Русской Православной Церкви, мы чтим память преподобномученицы Татьяны 8/21 октября, исповедницы Татьяны (Бякиревой) 10/23 декабря; преподобномученицы Татьяны (Грибковой) 1/14 сентября; мученицы Татьяны (Гримблит) 10/23 сентября, мученицы Татьяны (Егоровой) 10/23 декабря; мученицы (Татьяны Кушнир) в Соборе новомучеников; преподобномученицы (Татьяны Фомичёвой) 20 ноября/3 декабря и преподобномученицы Татьяны (Чекмазовой) 28 сентября / 11 октября.

Об одних мы знаем достаточно много, о других до нас дошли лишь самые общие сведения. Но есть нечто общее, что объединяет всех этих великих женщин, стоящих, как мы верим, у Престола Божия возле своей Небесной покровительницы – святой Татианы Римской, и повторивших ее подвиг спустя столетия здесь, на русской земле.

Преподобномученица Татиана (Грибкова), 1879-1937), чья память празднуется в соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников, родилась в семье извозчика в деревне Щукино, ныне ставшей одним из московских районов.

В 1896 году девушка поступила в Казанский Головинский женский монастырь, где прожила почти тридцать лет, пока обитель не закрыли большевики. Послушница Татиана вернулась домой и поселилась у сестры. В 1937 году молодой коммунист Кузнецов, снимавший в доме Грибковых комнату, донес на Татьяну властям, обвинив ее в том, что она не только "занимается кустарным ремеслом – стегает одеяла", но и принимает много народу, в том числе "монашескую публику", "имеет хорошие знакомства с высшим духовенством", и, уж совсем фантастическое обвинение, "у ней сохранились золотые запасы, так как в первые годы революции она проводила сборы золота на помощь царю Николаю". Несмотря на показания лжесвидетеля, послушницу арестовали не сразу, а чуть позже. Татиана отрицательно отвечала на все обвинения на допросах и не признала себя виновной в контрреволюционной деятельности. Однако тройка НКВД по Московской области приговорила её к расстрелу именно за "антисоветскую агитацию". Послушницу Татиану расстреляли на полигоне Бутово под Москвой и погребли в безвестной общей могиле 14 сентября 1937 года.

Из жития этой святой мы можем вынести лишь косвенные сведения о ее характере и прожитой ей жизни. Она много лет провела в монастыре, и горячо переживала за все, что происходило с духовенством и мирянами в годы гонений. Покинув разоренную обитель, она старалась сохранить уклад монашеской жизни в миру и, чтобы не стеснять родных, продолжала работать на дому. Пострадав на земле от жестокосердия ближних, послушница Татиана стяжала мученический венец из рук Спасителя.

О мученице Татиане (Гримблит) нам известно гораздо больше.

Мученица Татиана родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего, получила христианское воспитание в семье, а образование – в Томской гимназии. После кончины отца, сама едва окончив школу, она поступила работать воспитательницей в детскую колонию "Ключи".

В тяжелые годы гражданской войны и репрессий она постановила себе за правило почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, менять на продукты и вещи и передавать их тем заключенным Томской тюрьмы, о которых больше никто не заботился. Татиана узнавала у администрации, кто из заключенных не получает продуктовых передач, и тем передавала. Так она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири.

За помощь узникам Татьяна сама неоднократно попадала в тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности. Ее быстро отпускали из заключения, но такая подвижническая деятельность все больше и больше раздражала карателей, и они стали собирать сведения для ее окончательного ареста.

Постанов, что она "имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства", ее выслали в Туркестан, но вскоре вновь освободили. Татьяна Николаевна выехала в Москву и поселилась неподалеку от храма святителя Николая в Пыжах, где стала петь на клиросе. Вернувшись из заключения, она еще активней помогала страждущим.

Когда Татьяна Николаевна вновь попала в ссылку, она прямо в лагере изучила медицину и стала работать фельдшером. После скорого освобождения она поселилась во Владимирской области, работала в больнице, продолжала помогать заключенным и вести с ними активную переписку. Эти письма иногда были единственным утешением ее корреспондентов, которые не знали, как и благодарить Татиану Николаевну за поддержку.оставшимся в ссылках и находящимся в тюрьмах заключенным, многих из которых она теперь знала лично. "В подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи ей не было равных. В ее сердце, вместившем Христа, никому уже не было тесно", – пишет о ней игумен Дамаскин (Орловский).

В сентябре 1937 года сотрудники НКВД оборвали эту переписку на полуслове – Татиана Николаевна ушла в тюрьму, не успев дописать еще одно письмо.

Исповеданием мученицы Татианы и главными словами, в которых сосредоточилась вся ее жизни стал ее ответ на допросе: "Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: "Вы бы получше оделись и поели, чем посылать деньги кому-то", я отвечала: "Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок, а я предпочитаю поскромнее одеться, попроще поесть, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них".

Татьяна Николаевна Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Татиана Прокопьевна Егорова, мученица Татиана Касимовская, родилась 15 января 1879 года в селе Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Татиана Прокопьевна не обучалась грамоте, до революции занималась с родителями и мужем торговлей мануфактурой. В 1932 году хозяйство Егоровых конфисковали, а их самих исключили из колхоза. Мужу с двумя сыновьями пришлось уехать на заработки в Москву. Больше домой они не появлялись.

Татьяну Прокопьевну арестовали как "активную церковницу" в ноябре 1937 года.

Как и во всех предыдущих случаях, следствие тщетно пыталось убедить Татьяну Прокопьевну в том, что она является активной контрреволюционеркой, не приводя никаких доказательств. 58-летняя крестьянка отвергла все обвинения, отказалась от подписи под протоколом, и произнесла удивительные слова: "Иисус терпел, и я тоже стану терпеть и переносить, на все готова".

"Тройка" УНКВД по Рязанской области приговорила Татьяну Прокопьевну Егорову к расстрелу.

Мученица Татиана (Татьяна Игнатьевна Кушнир) родилась в 1889 году в Черниговской губернии в крестьянской семье. Она была арестована и приговорена к двум годам заключения и отправлена в Караганду, в 1942 году в числе большой группы верующих женщин расстреляли по приговору Карагандинского областного суда.

Послушница Татиана (Фомичева) родилась в 1897 году в крестьянской семье в селе Надовражное неподалеку подмосковного города Истры. В достаточно раннем возрасте в 1916 году она поступила послушницей в монастырь. Когда после революции Борисоглебский монастырь, где она была на послушании, закрыли, она вернулась к родителям.

В 1931 году власти начали преследовать монахов и монахинь закрытых монастырей, поскольку, даже живя в миру, они старались придерживаться монастырского устава. Так ОГПУ создало "дело" против монахинь Крестовоздвиженского монастыря в Подольском районе. Несколько сестер не оставили монастырь, в корпусах которого разместился дом отдыха, частью устроившись работать в этом доме отдыха, частью поселившись в соседних деревнях и рукодельничая. Молиться все ходили в Ильинский храм в селе Лемешево. Хор при храме также состоял из инокинь и послушниц закрытых монастырей. Среди других в хоре пела и послушница Татиана Фомичева.

В мае 1931 года власти арестовали семнадцать монахинь и послушниц, поселившихся вблизи закрытого Крестовоздвиженского монастыря. В тюрьме оказалась и послушница Татиана. Период с 1931 по 1934 год она провела в исправительно-трудовом лагере. Освободившись, Татиана поселилась в деревне Шелудьково Волоколамского района, где помогала в Троицком храме протоиерею Владимиру, была с ним арестована в 1937 году, категорически отказалась подтвердить обвинения следователей, не желая никого оговаривать. Отец Владимир был расстрелян, послушница Татиана приговорена к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Там и закончилась ее земная жизнь.

Удивительно, с каким мужеством эти скромные немолодые крестьянки, послушницы, всю свою жизнь отдавшие помощи ближним, трудившиеся в тяжелых условиях голода и разрухи, встречали бросаемую им в лицо ложь, клевету, угрозы. Они шли на смерть, твердо веря в то, что идут навстречу Христу. Дай Бог нам, в наше мирное и спокойное время, и иметь хотя бы каплю такой искренней и твердой веры.

Святые Татианы, молите Бога о нас!

http://pravme.ru/

По материалам Правмир

Р одилась святая Татьяна в Риме около 200-го года по Р.Х. Родители её были богатые и знатные граждане, которые в то же время были и тайные христиане.

Трудно тогда было быть христианином. Рим был полон языческих храмов, и общественная жизнь была тогда тесно связана с религией. Возвращались ли римские легионы после победы над врагами, - все должны были приносить жертвы богам. Вступал ли на престол новый император, - все шли в храмы и воскуряли фимиам перед “гением императора.” Начинался ли новый год, - всем следовало умилостивить богов жертвоприношениями. А сколько было других случаев в жизни, когда нужно было на виду у всех показать, что ты не безбожник, что ты чтишь богов, что ты исполняешь все обряды народной религии!

Казалось бы, велика ли важность бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, - но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках; им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали открыто, при всех, похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни, как это и случилось с отцом святой Татьяны.

Татьяну с самых ранних лет родители стали приучать к благочестию. Они брали её с собою на тайные богослужения, совершаемые ночью в катакомбах. Пробираясь по узким коридорам катакомб, едва освещённым масляными лампами, она видела, что стены этих коридоров хранят в себе мощи мучеников, тела усопших в вере и преданности Христу. В дни их памяти она слышала гимны, прославлявшие их подвиги, и трепетным сердцем внимала рассказам об их святой жизни и страданиях. Ей самой захотелось быть такой же, как эти святые мученики, так же любить Христа и так же отдать за Него жизнь.

Часто, ещё будучи маленькой девочкой, св. Татьяна, проснувшись среди ночи, поднимала руки и приносила Богу свои детские молитвы:

Я хочу быть святой, - шептала она. - Научи меня, Господи, не любить ничего и никого так крепко, как Тебя! Научи меня, Господи, делать только то, что Тебе угодно; сделай меня Твоей служительницей! Когда св. Татьяна выросла, эта её мечта исполнилась. За свою благочестивую жизнь, за свою преданность Богу и постоянную готовность что-то сделать для других она была посвящена в диаконисы. В её обязанности входило учить вере оглашенных женщин и девушек, готовить их к святому Крещению, прислуживать при совершении этого таинства, заботиться о бедных, о больных и сиротах.

В это время опять вспыхнуло в Риме гонение на христиан. Велено было, чтобы все граждане принесли жертвы богам, и хватали всех, кто отказывался исполнить это веление. Среди схваченных оказалась и св. Татьяна.

Принеси жертву Аполлону! - сказали ей. Вместо этого св. Татьяна стала молиться Христу. И вдруг земля заколебалась, статуя Аполлона упала и разбилась на мелкие куски, стены храма задрожали, и послышались стоны.

Это стенают духи зла и лжи, - сказали про себя христиане, - чувствуют они, что приходит конец их обманам. Между тем св. Татьяну повлекли на место пыток. Там её стали бить по лицу и терзать железными крючьями. Мужественно перенося страдания, святая дева молилась за своих мучителей и просила Господа открыть им душевные очи и научить истине. Молитва её была услышана: небесный свет озарил их, и они увидели четырёх ангелов, окружавших святую. Тогда они пали к ногам святой Татьяны и стали молить её:

Прости нас, служительница истинного Бога! Прости нас, ибо не по нашей воле мы терзали тебя. Разозлённые судьи приказали тотчас же схватить этих раскаявшихся воинов и предать их смерти. Новообращённые мученики громко славили Христа и после короткого, но жестокого мучения все они, числом восемь, были усечены мечём и отошли к Господу, приняв крещение в собственной крови.

На другой день сам правитель Рима Ульпиан взялся судить св. Татьяну. Когда её привели из темницы, все были поражены тем, что на ней не было видно даже и следа от вчерашних мучений. Лицо её было спокойно и радостно. Ульпиан стал убеждать св. деву принести жертву богам, но она отказалась. Тогда он приказал обнажить её и острыми бритвами резать ей тело. Как знамение её чистоты, из ран вместе с кровью истекло молоко, и воздух наполнился благоуханием, подобным благоуханию св. мира, ибо Татьяна, подобно св. миру была исполнена Св. Духа.

Затем её растянули на земле и долгое время били жезлами так, что сами мучители быстро теряли силы и часто сменялись. Она же оставалась непоколебимой, так как ангелы Божии, как и прежде, невидимо стояли около неё, ободряли её и отводили от неё удары на тех, кто пытался причинить ей страдания. Наконец, девять из числа палачей пали мёртвыми, а остальные, еле живые, остались лежать на земле неподвижно.

Святая же, встав, обличила во лжи самого судью и его служителей, говоря, что боги их - бездушные идолы, она же служит единому истинному Богу, творящему чудеса.

Так как уже приближался вечер, то Святую отправили обратно в темницу. Там она провела ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалу. Небесный свет озарял её, и ангелы Божии славословили Господа вместе с ней. Утром её снова привели на суд и снова все были поражены её прекрасным видом. В этот день святая сокрушила своей молитвой храм богини Дианы и снова претерпела за это страшные мучения. На другое утро св. Татьяну привели в цирк и выпустили на неё атласского льва. Арена Колизея, как и арены многих других римских цирков, была уже обильно напоена мученической кровью. Постоянно совершались там кровавые зрелища: бестрепетных христианских мучеников отдавали на растерзание зверям. Но теперь на эту же арену была брошена дочь одного из знатнейших и уважаемых римлян. Это сильней обычного возбуждало всеобщее любопытство.

Однако, на удивление всем, выпущенный из клетки лев не растерзал Святую. Вместо этого, он ласкался к ней и покорно лизал ей ноги. Толпа, подумав, будто это был какой-то ручной или слабосильный лев, заволновалась и потребовала, чтобы его убрали с арены. Некоторые зрители, возглавляемые одним знатным сановником, кинулись исполнять пожелание толпы. Но лев, кинувшись на сановника, тут же растерзал его. После того святую Татьяну увели с арены и снова подвергли мучениям; наконец, её бросили в огонь. Но огонь не коснулся не только её святого тела, но даже и роскошных волос, которыми, как плащом, святая мученица прикрывала свою наготу во время мучений. Язычники пришли тогда к заключению, что чудеса эти совершаются только силой волос Татьяны. Её остригли и заключили в храм Зевса.

Когда на третий день в храм пришли жрецы, они увидели, что идол Зевса лежит разбитый на мелкие кусочки, а святая пребывает в радости, молясь Богу. Тогда Ульпиан произнёс смертный приговор, и св. Татьяна была обезглавлена. Вместе с ней был казнён и её отец, объявивший себя христианином. Видя страдания своей дочери, он не пожелал оставаться тайным христианином и решил пострадать вместе с ней. Произошло всё это в 225 году.

_____________________________

Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? ” (Рим. 8:35). Эти слова св. апостола Павла буквально исполнились в жизни св. Татьяны: ничто не смогло поколебать её веры в Господа Иисуса Христа, Которому она отдала свою молодую жизнь.

Святая мученица Татьяна: молитва

Молитва первая

О святая мученице Татиано, приими ныне нас, молящихся и припадающих к святой иконе твоей. Молися о нас, рабех Божиих (имена), да избавимся всяких скорбей и болезней душевных и телесных и благочестне поживем в настоящем житии, и в будущем веке сподоби нас со всеми святыми поклонятися в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О святая мученице Татиано! Невесто Сладчайшаго Жениха твоего Христа, агнице Агнца Божественнаго, голубице целомудрия! Страданьми, яко одеждами царскими одеянная, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечней! От дней младых Богу обещавшаяся святая служительнице Церкве, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошением нашим сердечным, и не отвергай молений наших! Даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетелей веди нас, Ангельское охранение испроси у Бога нам. Наши раны и язвы телесныя сотвори безболезненны, в злострадании терпение даруй. Греховныя язвы уврачуй. Юность нашу огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози! Поминай наши скорби, и отраду даруй! Посети нас, сущих в темнице греха: на покаяние настави скоро, возжжи пламень молитвы! Не оставь нас сирых! Да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу сил, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святая мученица Татиана родилась в первой половине III века в знатной римской семье. Ее родители были христианами и воспитали дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж, и все свои силы отдала на служение Церкви, приняв чин диаконисы в одном из римских храмов.

До распространения монашества такой чин существовал в древнехристианской Церкви. Диаконисы избирались среди девиц и вдов и помогали по храму, прислуживали при крещении женщин, занимались в общине раздачей милостыни и уходом за больными.

В 222 году в Риме на престол вступил шестнадцатилетний Александр Север. Юный император опирался на поддержку известного римского юриста Домиция Ульпиана, государственника и патриота. Но именно тогда, когда к управлению государством приходили лучшие люди Рима, положение христиан ухудшалось. Дело в том, что в Риме религиозность, хотя и была поверхностная и обрядовая, тесно переплеталась с идеей государственности. Образованные люди считали необходимым поддерживать древнюю религию, так как полагали, что культ Рима и императоров лежит в основе политической стабильности государства.

Залогом благонадежности гражданина было его участие в установленных законом обрядах. Что он думает при этом, юридического значения не имело. Христиане же отказывались поклоняться статуям богов и богопочитать императоров даже формально. Они соглашались только молиться за императора. Но с точки зрения римского права этого было недостаточно. Поэтому христиан судили как политических преступников, для которых были предусмотрены самые тяжелые наказания.

Как и многих христиан, мученицу Татиану привлекли к суду и привели в храм Аполлона, предлагая ей принести положенную жертву. Но вместо этого святая стала молиться. Внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов. Бес, обитавший в идоле, с воплем бежал, при этом все видели пронесшуюся по воздуху тень. Происшедшее вызвало ужас среди народа, и святую обвинили в магии. За колдовство и магию по римскому закону полагались пытки, сожжение на костре или растерзание зверями.

Святую деву стали бить, выкололи ей глаза. Но она мужественно сносила мучения и, как Господь на Кресте, молилась за своих палачей. И случилось чудо. Палачи вдруг увидели четырех ангелов, которые окружили деву и отводили от нее удары. Восемь палачей уверовали во Христа и пали к ногам святой, прося отпустить им грехи. За исповедание себя христианами они были тотчас казнены, приняв Крещение кровью.

На другой день Татиану вновь пытали, но из ран вместо крови истекло молоко, и в воздухе разлилось благоухание. Мучители же святой закричали, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками. Святую бросили в темницу и на следующий день вновь принялись истязать. Видя, что пытки не причиняют ей вреда, судьи окончательно уверились, что святая Татиана является колдуньей, и осудили ее на съедение зверям. Мученицу привели в цирк и выпустили на арену голодного льва. Но зверь, вместо того чтобы броситься на девушку, стал кротко лизать ее ноги. Тогда Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. Чтобы лишить чародейку волшебной силы, язычники остригли мученице волосы и заперли в храме Зевса. На третий день, отворив храм, жрецы и воины увидели поверженного в прах идола и молящуюся святую мученицу Татиану. Тогда мужественной страдалице отсекли голову мечом. Вместе с ней был казнен и ее отец.

Память святой мученицы Татианы и всех пострадавших с ней христиан празднуется Церковью 25 (12) января. В этот день в 1755 году в Москве по инициативе М.В. Ломоносова был основан первый в России государственный университет. С тех пор мученица Татьяна почитается в России как покровительница студенчества.

День Тезоименитства святой Царевны-Мученицы Татианы

В этот зимний день принято поздравлять всех Татьян. Особое место среди женщин, носивших это святое имя, занимает вторая дочь Царя-Мученика Николая II и императрицы Александры Федоровны, Великая Княжна Татьяна, разделившая трагическую судьбу своей семьи в 1918 году, когда ей шел 22-й год. После августа 2000 г., когда Русская Православная Церковь прославила в лики святых Царскую Семью, в святцах появилась еще одна святая с именем Татиана.

Татьяна родилась в 1897 г. Высокая, худенькая, с прекрасными чертами лица, она более других сестер была похожа на мать. "Едва ли вы смогли бы найти хоть кого-нибудь, кто был бы столь же тонок", - отзывался Гиббс. Александр Мосолов, глава императорской канцелярии, писал, что она была "самая миловидная из сестер". Отменно утонченная, Татьяна покоряла всех своей грацией и мягким характером. "Она была поэтическим созданием, - вспоминала Лили Дэн, - вечно тоскующим по идеалу и мечтающим о большой дружбе".

По воспоминаниям современников, близко знавших царскую семью, Татьяна, несмотря на то, что она была второй по старшинству дочерью царя, занимала по существу главенствующее в семье место. Из детей она обладала наиболее сильной волей и твердостью характера. "Если бы семья лишилась Александры Федоровны, - вспоминала госпожа Битнер, - то крышей бы для нее была Татьяна Николаевна. Она была самым близким лицом к императрице. Они были два друга...". "Когда Государь с Государыней уехали из Тобольска, - писал полковник Кобылинский, - никто как-то не замечал старшинства Ольги Николаевны.

Что нужно, всегда шли к Татьяне: "Как Татьяна Николаевна". Это была девушка вполне сложившегося характера, прямой, честной и чистой натуры; в ней отличалась исключительная склонность к установлению порядка в жизни и сильно развитое сознание долга. Она ведала.../из-за болезни/ Матери, распорядками в доме, заботилась об Алексее Николаевиче и всегда сопровождала Государя на его прогулках, если не было Долгорукова. Она была умная, развитая; любила хозяйничать и, в частности, вышивать и гладить белье".

Царевна была очень религиозна, любила духовное чтение, с сестрами и матерью она часто говорила о молитве. Вторая царская дочь была воистину не от мира сего, так дивно в ней сочетались изящество и особенная красота с духовным взглядом на жизнь, добрым сердцем и трудолюбивыми руками.

Как и старшая сестра, Татьяна очень любила детей. У обеих Княжон было много крестников в семьях дворцовой охраны и в семьях офицеров прибрежной охраны. Царевны часто приглашали их во дворец и дарили одежду и разные вещи.

Забота о других, непрестанный труд и молитва сказывались на внутреннем устроении святой Царевны Татианы. Форма сестры милосердия стала для дочерей святого Царя-Мученика подлинным монашеским одеянием. Война застала их совсем юными, не познавшими всех мирских радостей, присущих этому возрасту. Образ жизни старших княжон был замкнутый и строгий, состоящий из молитвы, труда, обучения, благотворительной деятельности и присутствия на официальных приемах.

С трепетом просматривая в архиве дневник великой княжны Татьяны 1915-1916 гг., написанный крупным, ровным, порывистым почерком, удивлялась я необыкновенной чуткости Великой Княжны - после посещения лазаретов она записывала имена, звания и полк, где служили те люди, кому она помогла своим трудом сестры милосердия. Каждый день она ездила в лазарет... И даже в свои именины...

Долг пред Богом и Россией - вот что было основой жизненного пути Царевны Татианы, отдыхом для которой служило чтение духовных книг. После мученической кончины Царской Семьи в вещах второй дочери Государя была найдена книга «О терпении скорбей», представлявшая собой изречения святых отцов и учителей Церкви. В этой книге Великой Княжной выделены следующие слова: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть как на праздник, становясь перед неизбежной смертью, сохраняли то же дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту... Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом».

Эти слова призывают нас преклониться перед высотой духа и величием подвига святой Мученицы.

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦЕ, ЦАРЕВНО ТАТИАНО, МОЛИ БОГА О НАС!

Великомученица Татьяна ежегодно поминается в православном мире как покровительница студентов и ревнительница христианской веры.

25 января не только в православии, но и в миру отмечается день Татьяны . Студенты почитают ее как свою покровительницу, соблюдают народные традиции, широко отмечают это время гуляньями. В православии в этот день совершается праздничный молебен по Татьяне Римской, которая погибла мученической смертью за веру в Господа.

История иконы

Татьяна родилась в семье богатого консула. Воспитание своей дочери он проводил по христианским заветам. С каждым годом девушка становилась все краше, но не было для нее большего счастья, чем помогать ближним. Она собиралась посвятить свою жизнь служению Господу. Однако смена власти в Риме привела к тому, что христианская община прекратила свое существование. Татьяну пытались склонить к языческой вере, однако она отказалась кланяться идолам. Разозленные язычники пытались причинить вред девушке, но каждый их удар сопровождался болью. Татьяна в это время страстно молилась Высшим Силам о защите, и ей не было нанесено никакого вреда. Более того, рядом с ней появились Ангелы. Не сумев побороть волю девушки, идолопоклонники предали ее казни вместе с отцом.

Описание иконы

На иконе искусно выписана девушка в ярко-алом хитоне, держащая в правой руке крест, который символизирует ее мученичество. В ее левой руке находится свиток Святого Писания. На многих иконах в ногах великомученицы расположен лев. Его изображение не случайно: оно доказывает, что власть Господа распространяется на все живое. Припадающий к ногам Татьяны дикий зверь символизирует покорность, признает праведницу выше и сильнее себя. Есть иконы, на которых святая Татьяна держит в руках зеленую ветвь, символизирующую райские кущи и новую жизнь, которая ждет каждого, кто доверит свое существование Высшим Силам.

В чем помогает икона

Татьяну считают покровительницей студентов , поэтому каждый, кто проходит обучение, обращается к ней с молитвами. Защитница христианства, великомученица дарует обучающимся свою благодать и помогает освоить науки. Однако в том случае, если обучающийся не готов трудиться, а ленится и уповает лишь на помощь Высших Сил, милость оказана не будет. Родители нередко приобретают список с иконы в подарок своим детям, поступившим в средние и высшие учебные заведения. Возносят Татьяне молитвы и те, кто давно закончил обучение, чтобы получить защиту и покровительство, набраться умения вести дела, оградить себя от нападок завистников и неверующих.

Молитва перед иконой мученицы Татьяны

«Святая мученица Татьяна, хранительница православной веры, принявшая свою кончину от неверцев, обретшая Царствие Небесное! Обращаемся к тебе с искренними молитвами. Разожги наши умы да дай нам внимать обучению, внемли нашим словам и позволь пройти все тернии обучения, дабы наполнить разум знаниями, применять его на благо себе и окружающим, жить в мире и гармонии со всем миром. Помолись за нас Господу Всемогущему, дабы благословил он на обучение рабов своих. Аминь».

Дата празднования

25 января (12 января по старому стилю) священнослужители совершают праздничное богослужение, в котором поминают великомученицу Татьяну. В этот день многие студенты присутствуют в церквях и храмах, чтобы получить небесное благословение.

В день празднования соблюдают не только православные, но и мирские традиции , а также следят за народными приметами. Проведите этот день с близкими людьми и не забудьте попросить защиты у великомученицы. Желаем вам счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

25.01.2018 04:43

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...

Разделы сайта: Житие святых угодников Божьих и

Правильнее называть святую мученицу - Татиана.

Святая мученица Татиана родилась в древнем Риме от знатных родителей. Отец ее, трижды бывший консулом, был тайным христианином и отличался богобоязненностью. Свою дочь, святую Татиану, он воспитал в благочестии и страхе Божием и научил ее Божественному Писанию. Когда святая Татиана достигла совершеннолетнего возраста, она решила проводить жизнь свою и девстве и целомудрии, невестой была она Христу; пламенея к Нему любовью, она Ему Единому служила день и ночь, молитвою и постом умерщвляя плоть свою н порабощая ее духу. За свою добродетельную жизнь она сподобилась послужить Церкви: она была поставлена диаконисой и, подобно бестелесным ангелам, служила Богу во плоти. И Христос Бог венчал невесту Свою мученическим венцом. Она пострадала следующим образом.

Когда был убит своими же римлянами нечестивый царь Антоний Гелиогабал , и тело его, влекомое по граду с поруганием, было брошено в реку Тибр, на царский престол возвели Александра , юного шестнадцатилетнего отрока. Его матерью была христианка по имени Маммея; от нее он научился почитать Христа, но несогласно с верою Христовою, ибо в то же время он продолжал служить идолам и поклонялся им, как древним богам римским. В его дворце находились изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона, ветхозаветного Авраама и языческого Орфея и многих других. Сам Александр как сын христианки не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно притесняли их. Так как Александр был слишком молод, то управление государством поручили некоторым из членов совета; главным среди них был городской епарх Ульпиан, жестокий нравом и великий враг христиан. Эти советники от имени царя управляли всем. Они-то и разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так называли христиан) всюду понуждать поклоняться римским богам, угрожая им в случае неповиновения лютыми мучениями и даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли христианами это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги дьявола: комит Виталий, кувикулярий Васс, доместик Кай. Тогда и в Риме, и во всех областях римского государства полилась кровь христиан, подобно воде. Их не щадили - подвергали мучениям и предавали смерти.

В то время и святая дева Татиана была схвачена язычниками и приведена в храм Аполлона. Ее хотели принудить поклониться этому идолу. Она же поклонилась истинному Богу, н вдруг произошло землетрясение: идол Аполлона упал и разбился на части, обрушилась также часть храма и придавила многих язычников и жрецов. Дьявол, обитавший и идоле, с громким криком и рыданием бежал от того места, причем все слышали вопль его и видели тень, пронесшуюся по воздуху.

Тогда нечестивые повлекли святую деву на суд и мучения. Сначала они стали бить ее по лицу и терзать очи ее железными крючьями. Вскоре сами мучители изнемогли, ибо тело Христовой страдалицы для наносивших ей раны было твердо, как бы наковальня, и больше приняли муки сами мучители, чем святая мученица. И ангелы невидимо стояли около святой и наносили удары тем, кто мучил святую Татиану, так что мучители взывали к беззаконному судье и просили его, чтобы он приказал прекратить мучения, они говорили, что они сами больше страдают, чем сия святая и невинная дева. Татиана же, мужественно претерпевая страдания, молилась за своих мучителей и просила Господа, чтобы Он отверз им свет истины. И молитва ее была услышана. Небесный свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели четырех ангелов, окружавших святую, услышали глас с небес, бывший к святой деве, и пали пред нею на землю и стали молить ее: «Прости нас, служительница истинного Бога, прости, ибо не по нашей воле мы причиняли тебе мучения». Все они (их было восемь человек) уверовали во Христа и восприняли крещение в своей собственной крови, ибо их за исповедание Христа жестоко мучили и, наконец, усекли им главы.

На другой день неправедный судья, воссев на судилище, опять приказал привести на мучение святую Татиану. Она же предстала пред своим мучителем совершенно здравой. Лицо ее было спокойно и радостно. Судья стал убеждать святую деву, чтобы она принесла жертву идолам, но старания его оставались тщетными. Тогда он приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Девственное тело ее было бело, как снег, и когда стали резать его, то из ран, вместо крови, истекало молоко, причем распространилось великое благоухание, как бы от сосуда с ароматами. Святая же, воззрев на небо, молилась во время этих мучений. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами, так что мучители изнемогали и часто сменялись. Ибо, как и прежде, ангелы Божии невидимо стояли около святой и наносили раны тем, кто причинял удары святой мученице. Слуги мучителя изнемогали, заявляя, что им кто-то наносит удары железными палками. Наконец, девять из них умерло, пораженные ангельской десницей, а остальные упали на землю еле живыми. Святая же обличала судью и его служителей и говорила, что боги их - бездушные идолы.

Так как уже приближался вечер, то святую ввергли в темницу. Здесь она провела всю ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалы. Небесный свет озарил ее, и ангелы Божии славословили вместе с ней. Утром ее снова привели на суд. Увидев святую мученицу вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, все были изумлены. Сначала ее стали ласково и льстиво уговаривать, чтобы она принесла жертву великой богине их - Диане . Святая дева сделала вид, что согласна последовать их совету. Ее повели в храм Дианы. Бес, обитавший в идоле Дианы, почувствовал приближение святой девы и стал громогласно взывать: «Горе мне, горе мне! Куда бежать мне от Твоего Духа, Боже Небесный, ибо огонь, возгорающийся со всех углов сего храма, гонит меня?» Святая, приблизившись к храму, ознаменовала себя крестным знамением и, возведя свои очи к небу, стала молиться. Вдруг раздался страшный удар грома и заблистала молния: огонь, упавший с неба, попалил храм с идолом, жертвы, жрецов; множество из неверующих, опаленные молнией, замертво упали на землю. Тогда повели святую Татиану в претор , подвесили ее там и терзали железными крючьями и даже вырвали ей сосцы. После этого святую заключили в темницу, и снова светозарные Ангелы небесные явились к святой страстотерпице, совершенно исцелили ее от ран и восхваляли ее мужественное страдание.

На утро святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал святую. Но свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ей ноги. Когда же льва хотели было увести обратно из театра в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника, по имени Евмения, и растерзал его.

Святую Татиану снова повесили и снова начали строгать ее тело, но снова Ангелы невидимо наносили удары ее мучителям, и те падали мертвыми. Тогда святую ввергли в огонь, но и огонь не вредил ей: сила огненного пламени стихала, как бы почитая рабу Христову. Нечестивцы же все эти явные знамения приписывали не силе Христовой, а волхвованию; они остригли ей волосы, надеясь, что ее чары будут более недействительны. Они думали, что в волосах своих святая имеет некоторую волшебную силу, так что ничем нельзя повредить ей. Посему они остригли ей волосы и заключили ее в храм Зевса . Безбожные думали, что святая никак не может более повредить их божеству, потому что с потерей волос она лишилась и силы волхвования.

Два дня провела святая заключенной в этом храме. Небесный свет, который всегда ее осиял, разливался и в храме, и Ангелы ободряли и утешали ее. На третий день пришли жрецы с народом, чтобы принести жертву своему богу Зевсу. Отворив храм, они увидели, что идол их упал и разбился, а святая Татиана пребывала в радости о имени Господа Бога. Тогда ее привели в судилище. Судья, не зная, что еще сделать с ней, изрек ей смертный приговор, и святая Татиана была усечена мечом . Вместе с ней казнили отца ее, ибо узнали, что и он христианин. Сначала мучители лишили его почетного звания, отняли у него все его имение. Осужденный на смерть, он умер от меча вместе со своей дочерью за имя Христово. Оба они сподобились от Господа получить венцы мученические от Христа Бога, Ему же слава во веки. Аминь.

Примечания:

Обязанности диакониссы состояли в посещении больных женщин и уходе за ними, в приготовлении женщин ко крещению, в "служении пресвитерам при крещении женщин для благоприличия", в надзоре за назначенными для женщин входами в богослужебные собрания и т.п.
Антоний Гелиогабал, римский император, царствовал с 218 по 222 год; был крайне развращенным человеком, поэтому скоро навлек на себя презрение солдат. Он усыновил своего двоюродного брата, благородного Александра Севира, но когда в этом раскаялся и стал покушаться на жизнь нареченного сына, был умерщвлен солдатами.
Александр Севир царствовал с 222 по 235 год.
Апполон почитался богом солнца и просвещения, а также общественного благополучия и порядка, охранителем закона и божеством предсказания будущего. Орфей - герой греческих мифов, сила пения которого была столь велика, что он приводил в движение деревья и скалы и укрощал диких зверей.
Епарх - начальник крепости, комендант.
Комит - высший чиновник при императоре.
Кувикулярий - царский постельничий.
Доместики - стража римских императоров.
Диана (Артемида) - греческая богиня луны и охоты.
Претор - судебное место, где заседал начальник римский или судья.
Цирком называлась площадь, отгороженная рядом скамей или стеною. Там происходили состязания бойцов между собой и со зверями. На эту площадь или арену бросали и христиан, а потом выпускали хищных зверей, которые содержались при цирке в особых клетках.
Зевс (Юпитер) - греко-римский бог, почитавшийся язычниками властителем неба и земли, отцом всех богов и людей.
Св. мученица Татиана пострадала во время гонения, воздвигнутого на христиан на четвертом году царствования Александра Севира, в 226 году.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса