Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Игровая и географическая концепции культуры. Структура культурной географии Новые тенденции в развитии культурной географии

Понятие «Культурная география»

Замечание 1

Культурная география, как одна из ветвей географии рассматривает культуру в географическом пространстве и часто определяется как география человека

Культурная география является одной из ведущих ветвей общественной географии в зарубежных странах наряду с экономической, социальной и политической географией.

В России культурная география представляет собой совокупность научных направлений, близких по объекту исследования, но в целостную научную дисциплину она ещё не оформилась.

В 20-е годы прошлого века в США была создана школа культурного ландшафта, поэтому основоположником культурной географии принято считать К. Зауэра, основавшего эту школу.

В это время в российской географической науке культура разных регионов и её описание были частью антропогеографии. Развитие культурной географии в стране началось в 80-е годы, и связано было с исследованиями культурного ландшафта и этнологии.

В культурной географии выделяются разделы в зависимости от предмета изучения:

  • этническая география;
  • география языков;
  • география религий;
  • география искусства;
  • география массовой культуры;
  • география культурной инфраструктуры.

В настоящее время практическое значение культурная география имеет в более специализированных областях, например, феминистская география, детская география, туризм, гендерная география, урбанистическая география, политическая география.

Культурная география имеет свой объект, которым является геокультурное пространство – продукт взаимодействия пространств, культурного и географического.

Объектом изучения культурной географии в зарубежном мире, особенно в США во второй половине XX века, стали местные районы. Они в своих границах редко совпадают с границами административно-территориального деления, но население воспринимает их как культурно-целостные территории.

Целью развития культурной географии является изучение культурных практик и человеческой деятельности в той степени как они между собой пространственно связаны.

С начавшейся в XXI веке глобализацией связаны такие процессы, как унификация культуры, утрата локальных культурных традиций, утрата культурных ценностей. Размывались и исчезали самобытные этнокультурные территориальные общности, поэтому исследования, проводимые в области культурной географии стали иметь большое прикладное значение.

Исследования культурной географии и их результаты являются важными при разработке стратегий социально-экономического развития стран и регионов. На характер экономического развития той или иной страны воздействуют принятая система ценностей, нормы поведения, тип ментальности, традиции хозяйственной этики, экономическая и экологическая культура.

Специалисты, работающие в области культурной географии, принимают участие в разработке как национальных, так и международных правительственных программ охраны культурного наследия.

В советской послевоенной географии реально развивалось только антропогенное ландшафтоведение. Культурная география являлась проектом будущего, и сегодня её статус остался почти без изменений.

Ещё Н. Н. Баранский говорил о том, что формирование культурной географии было бы желательным. Культурная география была частью социальной, на которой концентрировались общественные потребности.

С. Б. Лавров в то время отмечал, что специалисты по социальной географии не должны переключаться на культурно-географические аспекты, потому что сама социальная география далека от совершенства.

Замечание 2

Таким образом, получается, что в это время культурная география, ещё не восстановленная, пострадала от тесной связи с социальной географией. Она так и не вышла за рамки социальной географии и не стала наукой об образе жизни местных общностей.

Тем не менее, в конце 80-х годов прошлого века культурная география зарождается как узкая прикладная область знания. На первых порах она изучала распространение артефактов культуры на территории страны и связана была с работами А. Г. Дружинина, который концепцию ноосферы считал методологическим основанием географии культуры.

А. Г. Дружинин вводит понятие геокультурной ситуации, как её свойство, а не как особую территориальную систему. Он считает, что именно геокультурные ситуации формируют геоэтнокультурные системы, поэтому изучение географии конкретной культуры сводится к их выделению.

Он очень четко определяет отличительную грань культурной и социальной географии и в то же время их неразрывность. По его мнению, эта неразрывность заключается в следующем:

  • культурная инфраструктура, являясь важным компонентом территориальной организации культуры, подчиняется социальной инфраструктуре;
  • территориальная общность людей и геокультурные ситуации связаны как разновидности территориальных общественных систем.

В своей монографии А. Г. Дружинин указывает, что культурная география это своеобразный интегральный подход в системе географических наук, она пронизывает все подсистемы социально-экономической географии.

А. Г. Дружинин был первым теоретиком и создателем культурной географии в стране. Он называет предпосылки формирования культурной географии:

  • наличие исследований в области социально-культурной географии населения у отечественных географов;
  • новые дисциплины, смежные с географией – география образа жизни;
  • география образования;
  • география потребления, науки;
  • формирование понятийно-концептуального аппарата социально-экономической географии.

После длительного перерыва культурная география в стране формируется в последние годы существования СССР как особая ветвь социальной географии, и её тематика касается территориальной организации объектов культуры.

И, при этом, надо сказать, что формирование культурной географии в стране идет не зависимо от западной культурной географии, и без опоры на русскую антропогеографическую школу.

Культурно-географическое районирование

Культурно-географические районы делят на два типа - реальные районы, ментальные районы.

Реальные районы в свою очередь делят на однородные и неоднородные. Однородными они могут быть как в культурном, так и в культурно-природном отношении.

В ментальных культурно-географических районах выделяют мифологические и вернакулярные районы.

Закону географической зональности, открытому В. В. Докучаевым в начале XX века, подчиняются зональные районы, а сам автор свое открытие рассматривал как закон природно-культурной зональности, т.е. рассматривал значительно шире.

Закон зональности, считал В. В. Докучаев, не только распространяется на природу, он распространяется на явления культуры, хозяйственную жизнь населения, на происходящие социальные процессы и явления духовной жизни.

По выражению Л. Н. Гумилева в зональном вмещающем ландшафте природа и традиционная хозяйственная деятельность взаимосвязаны.

В пределах России последовательно сменяют друг друга с севера на юг следующие зональные природно-культурные районы: район арктических пустынь, район тундры, лесотундры, таежный район, район смешанных и широколиственных лесов, лесостепной район, степной, район полупустынь, район пустынь, средиземноморский район.

К зональному вмещающему ландшафту русской культуры по Гумилеву относится зона смешанных и широколиственных лесов Восточно-Европейской (Русской) равнины.

В этих же пределах расположено большинство древнерусских городов. Если учесть этнические границы с соседями, то надо выделить Центральный регион традиционной русской культуры.

На севере Русской равнины в ходе новгородской и ростово-суздальской колонизации был сформирован северорусский регион с традиционным северным жилищным комплексом и «окающим» говором. Экологической нишей этого региона стала тайга.

В южной части Русской равнины сформировался южнорусский регион, протянувшийся от Курской области до Краснодарского края. Экологической нишей южнорусского региона стали степные и лесостепные вмещающие ландшафты.

Замечание 3

Природа и традиционная культура, особенно на европейской части России, в ходе процессов глобализации изменились существенным образом, и с особенностями того или иного природно-культурного региона в более чистом виде теперь можно ознакомиться в музеях-заповедниках, да в национальных парках.

План лекции

  • 1. Культурная география как наука. Место культурной географии в современной теории культуры. Теоретические и прикладные исследования в области культурной географии.
  • 2. Идеи и концепции культурной географии в трудах П.Я. Чаадаева, Н.А. Бердяева, О. Шпенглера, А. де Токвиля, А. Тойнби, М. Фуко,

Э. де Сото, Д. Норта, X. Ортеги-и-Гассета, А. Раппопорта, М. Вебера.

3. Экономическое развитие и культурные ценности. Типы стран в координатах культурных ценностей. Культурные различия между регионами мира: шкалы измерений. Культурно-географические модели различных стран. Культурный ландшафт: основные модели и концепции. Социальный капитал: подходы и концепции.

Историческое возникновение культурной географии связано с все большей спецификацией географии социально-экономической. В качестве предмета исследования культурной географии принято выделять различия между отдельными регионами планеты - как пространственные, так и культурные, обусловленные культурной оригинальностью географических локаций. Культурная география возникла в начале

30-х гг. XX в., ее основателем является американец К. Зауэр. В России культурная география развивалась по двум основным направлениям: имплицитному и эксплицитному. К первому можно отнести ряд трудов таких авторов, как Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев, М.М. Бахтин и др. Работая в сферах истории культуры, семиотики, представители данного направления высказывали идеи, которые можно считать культурногеографическими. Второе направление представлено В.Л. Каганским, РФ. Туровским, А.Г. Дружининым, М.В. Рагулиной и др.

Приступая к определению диспозиции культурной географии в современной теории культуры, необходимо попытаться очертить ее положение среди созвучных направлений. Ряд ученых полагает, что область исследований гуманитарной географии более широка, нежели область географии культурной, поскольку науки о культуре являются составной частью гуманитарных наук. Д.Н. Замятин уточняет отличия гуманитарной географии от культурной так: «...гуманитарная география 1) может включать различные аспекты изучения политической, социальной и экономической географии, связанные с интерпретациями земных пространств; 2) позиционируется как междисциплинарная научная область, не входящая целиком или основной своей частью в комплекс географических наук; 3) смещает центр исследовательской активности в сторону процессов формирования и развития ментальных конструктов, описывающих, характеризующих и структурирующих первичные комплексы пространственных восприятий и представлений» 1 .

Поэтическая география, или геопоэтика, представляет собой скорее рядоположенное с культурной географией направление знания. Геопоэтика, основателем которой является К. Уайт, согласно его мнению, призвана заниматься изучением гармоничного существования человека на Земле, которое бы опиралось не на традиционное для западной культуры аналитическое отношение к окружающей действительности, но основывалось бы на поэтическом мировосприятии. Сакральная география - один из разделов культурной географии, специализирующийся на исследовании религиозной философии, религиозного искусства. Границы направлений обусловлены не столько методологическими расхождениями, сколько стремлением различных школ обособиться.

Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук // Социологическое обозрение. 2010. Т. 9. № 3.

М.С. Уваров предлагает систематизацию культурно-географического знания, согласно которой обозначенные ранее направления распределяются по нескольким уровням. Так, макроуровень представлен новой культурной географией, микроуровень - гуманитарной географией, метауровень - поэтической географией и сакральный уровень - сакральной географией. Культурная география в современной отечественной науке является одним из новых направлений, и, как полагает М.С. Уваров, развитие культурной географии схоже с путем, по которому идет культурология. В настоящее время не вызывает сомнений междисциплинарность области исследований, проводимых в рамках культурной географии.

Современные отечественные ученые все больше понимают культурную географию в прикладном смысле, что согласуется с тенденциями, наблюдающимися в западной науке. Но в рамках культурной географии проводятся исследования и теоретического плана. К примеру, можно отметить диссертационные работы М.В. Рагулиной, В.Н. Калуц- кова, О.А. Лавреновой, которые посвящены следующим теоретическим проблемам: анализ феномена культурной географии и особенностей его бытования на отечественной почве; разработка нового культурноландшафтного направления в культурно-географических исследованиях; проблема соотношения культурной географии и семиотического анализа. Зарубежные ученые, занимающиеся исследованиями теоретического толка, разрабатывают методологию эмпирических исследований; анализируют новейшие преобразования в культурной географии; развивают современную теорию посредством разработки «культурных войн» и др. В области прикладных исследований в культурной географии актуальны такие вопросы, как динамика изменения национальных образов мира; культурные ландшафты отдельных регионов мира; образы некоторых пространств в культуре и литературе; географические образы в кинематографе; культурная география как жанр современной художественной прозы; культурогенез символических форм и др.

Далее следует рассмотреть идеи и концепции культурной географии. Начать стоит с воззрений П.Я. Чаадаева, рассуждавшего о дилемме Запад и Восток и месте России в ней. В «Апологии сумасшедшего» П.Я. Чаадаев восхваляет Петра I, принесшего ценности Запада, отрекшегося от старой России. Петр изменил язык, назвал новую столицу на западный манер, принял западный титул и др. Чаадаев отмечает, что Россия переняла одежду, нравы Запада, именно Запад научил Россию ее собственной истории через западные же книги. Заявляя, что важные факты истории, равно как и значимые идеи, все заимствованы, тем не менее, П.Я. Чаадаев настаивает на том, что это не повод для обиды, такова логика Провидения. Понимая Восток и Запад не только как две географические области, издревле противостоявшие друг другу, но и как «два принципа, соответствующие двум динамическим силам природы, две идеи, обнимающие весь жизненный строй человеческого рода» , Чаадаев перечисляет: человеческий ум на Востоке замыкается на самом себе, на Западе - излучается в разные стороны; Востоку свойственна доминирующая роль общественной власти, Западу - власть, базирующаяся на правовых принципах. Чаадаев выступал против тех, кто ратовал за то, что истинный путь для России - путь Востока, поскольку верования, законы были в древности переняты оттуда; к тому же Восток сдает позиции, следовательно, именно Россия может стать полноправным его преемником. Несмотря на то, что ряд областей России расположен на Востоке, центр ее тяготеет к Западу; «есть один факт, который властно господствует над нашим историческим движением, который красной нитью проходит через всю нашу историю... - факт географический» .

Н.А. Бердяев также обращался к проблеме отношений Запада и Востока и месту России в них. С одной стороны, отмечает он, что Запад и Восток снова начали тесно взаимодействовать, Восток активно перенимает западную цивилизацию, но при этом без освоения христианской духовности, к тому же происходит разложение собственных религиозных верований; «... даже индусы, которые были во много раз духовнее обуржуазившихся и материализовавшихся народов Запада, теряют свою духовность и цивилизуются» . Обращаясь к вечному вопросу о месте России, Бердяев выступает против еразийства, но вместе с этим отмечает и его положительные стороны, в частности, тот факт, что евразийцы правильным образом оценивают масштаб происходящих в мире изменений. Но если масштаб и оценен верно, то сущность изменений понята не должным образом: согласно евразийцам, она заключается в разложении европейской цивилизации. Н.А. Бердяев полагает, что правильнее было бы именовать анализируемое им движение не евразийством, но азиатством или даже антиевразийством, замыкающимся в национализме, отгораживающимся от Европы. Автономии Азии и Европы уходят в прошлое, нарастает тенденция универсализма, которая совершенно чужда воззрениям евразийцев. Мир идет по направлению к образованию единого духовного космоса, немаловажную роль в котором должны сыграть русские всемир- ность и всечеловечность. Отсутствие понимания этого в среди евразийцев позволяет Бердяеву заявлять, что «евразийство остается лишь географическим термином и не приобретает культурно-исторического смысла, противоположному всякому замыканию, самодовольству и самоудовлетворенности» .

О. Шпенглер свое внимание сосредоточил на своеобразии отдельных культур, в частности он анализировал античную, арабскую, китайскую, египетскую, вавилонскую и другие культуры. Он полагал, что дома, архитектурные сооружения являются наиболее чистым выражением «породы», или сущности культуры: «...каждая черта первоначальных обычаев и форм существования, брачной и семейной жизни, племенного распорядка - все это находит в плане и его главных помещениях... свой образ и подобие» . Шпенглер рассматривал различные культуры не только отдельно, но и в их взаимоотношениях. К примеру, им разрабатывался феномен исторических псевдоморфоз - случаев, «когда чужая старая культура так властно тяготеет над страной, что молодая и родная для этой страны культура не обретает свободного дыхания и не только не в силах создать чистые и собственные формы выражения, но и не осознает по-настоящему себя самое» .0. Шпенглер назвал два случая псевдоморфоз - это арабская и русская культуры. В каждом из этих случаев он обозначает поворотный исторический момент, во время которого, если бы история пошла по иному пути, последствия отличались бы от насущных кардинальным образом: если бы арабы победили в битве при Акциуме, исход противостояния апол- лоновского и магического духа, многобожия и единобожия, принципа и халифата был совсем иным.

Подобно О. Шпенглеру к истории древности обращается в своих трудах А. Дж. Тойнби. Им история человечества была представлена как система цивилизаций, проходящих ряд фаз в своем развитии; прослеживалась смена цивилизаций друг другом; обращаясь к знаковым моментам общечеловеческой истории, Тойнби занимался аналитическим разбором сущности произошедших событий и их ценности для последующего развития не только отдельных цивилизаций, но и человечества в целом. К примеру, речь идет о его работе «Если бы Филипп и Артаксеркс уцелели», в которой подробно разбираются отношения между Македонией и Персией в IV в. до н.э., Западом и Востоком.

А. де Токвиль занимался проблемой не Востока и Запада, а Старого Света и Америки, что отражено в его труде «Демократия в Америке». С одной стороны, он одобрял демократическое устройство Америки, основанное на народовластии, в противоположность аристократии Европы, он ценил равенство возможностей, предоставляемых Америкой. Но, с другой стороны, был обеспокоен тем, что стремление обеспечить всему народу должный уровень проживания со временем приведет к окончательному примату материальных ценностей над духовными, что скажется и на судьбе искусства, обреченного на затухание; к тому же акцент на стремлении к достатку влечет все большую индивидуализацию и разобщенность внутри страны. Социальные проблемы, вызванные к жизни широким распространением и давлением денежных, товарных отношений, стали темой для анализа, проведенного X. Ортега-и-Гассетом, изложенного в доктрине «массового общества», внутри которого роль отдельного человека все больше сводится к безликому исполнению функций, возложенных на него массой. Избавиться от такого положения дел, в основе которого лежит демократическое омассовление, возможно посредством новой аристократической элиты.

Изучение Америки - одна из основных тем для экономиста Д.С. Норта, сосредоточившего внимание на изучении экономического роста, экономической истории, феноменов бедности и богатства. Он является одним из представителей такого направления, как клиометрия, занимающегося применением экономических методов для исследования исторических событий и прогнозирования дальнейшего будущего. Экономическая проблематика выступает красной нитью исследований Э. де Сото, обратившегося к вопросам развития капитализма на Западе и теневой экономики в различных частях мира. Э. де Сото в середине 1990-х гг. обнаружил, что объем сбережений в развивающихся и бывших социалистических странах больше иностранных инвестиций и помощи в несколько раз, но при этом эти государства продолжают оставаться на достаточно низком уровне капиталистического развития, остановившись на ступени, пройденной Западом 1,5 столетия назад. Причина того, что Запад пошел дальше, согласно де Сото, состоит в изменении законов, касающихся собственности; принятие подобных законов в странах с теневой экономикой позволит им начать интенсивно развиваться. М. Фуко занимали не столько вопросы экономики или политического устройства, сколько история социальных институтов и история знания. Так, им в отдельности были проанализированы становление и развитие систем медицины, психиатрии, знания, наказаний и др.

М. Вебер в своих трудах поднимает вопросы корреляции экономики и религиозных верований, типов господства, доминирующих в различных обществах. Он выделил три основных типа легитимного господства: рационального, традиционного и харизматического характеров. В первом случае происходит подчинение безличному порядку, законность решений не вызывает формальных сомнений; во втором случае - подчинение господину в силу традиций; в третьем - в силу харизматичности последнего. Важной с точки зрения культурной географии является работа «Город» М. Вебера, рассматриваемая как один из важнейших трудов урбанистики.

Различия между регионами мира в культурных ценностях, экономическом развитии являются актуальной темой для исследований, проводимых учеными разных стран. В качестве примера такого исследования можно обозначить труды нидерландского автора Г. Хофсте- де . Взяв за основу идею об универсальных основаниях культуры, он дифференцирует пять измерений национальных различий культуры: расстояние власти, которое связано с различными решениями основной проблемы человеческого неравенства; предотвращение неуверенности, связанное с уровнем напряжения в обществе перед лицом неизвестного будущего; индивидуализм против коллективизма, что связано с интеграцией людей в первичные группы; мужественность против женственности, что связано с подразделением эмоциональных ролей между мужчинами и женщинами; долгосрочная против краткосрочной ориентации, что связано с выбором центра для усилий, прикладываемых людьми: будущее или настоящее.

Более подробно остановимся на первых двух измерениях. Г. Хоф- стеде вводит специальное обозначение для измерения «расстояние власти», которое называет «Индексом расстояния власти» (ИРВ). В каждом обществе можно обнаружить две противостоящих силы: одна пытается устранить несогласованность статусов различных страт; сила противодействия пытается поддержать неравенство. Но также в обществе непременно существуют люди, находящиеся в срединном положении. На необходимости существования такой страты для снятия возможного напряжения основано большое внимание властей к так называемому среднему классу. К странам, где расстояние власти наиболее велико, можно отнести Индию и Венесуэлу. Хофстеде обнаруживает, что ИРВ прямо коррелирован с уровнем достатка и обратно коррелирован с коррумпированностью.

Вторым основным измерением национальных культур Хофстеде называет предотвращение неуверенности. Технология помогла защититься от неуверенности, вызванной природой; закон - от неуверенности в поведении других; религия - от внутренней неуверенности. Хофстеде заключает, что ИРВ и «Индекс предотвращения неуверенности» (ИПН) коррелированны положительно. Немаловажное значение ИПН имеет в образовательной сфере: когда ИПН относительно велик, студенты и учителя предпочитают изучать ситуации с точными целями. Когда предотвращение неуверенности более слабо, студенты и учителя презирают структуру, им нравятся открытые ситуации изучения с неопределенными целями. Различия в ИПН прослеживаются на потребительском рынке, в религиозной, в политической сферах.

Одним из направлений, в которых ведутся исследования в рамках культурной географии, являются разработки в области культурного ландшафта, который В.Л. Каганский определяет как «упорядоченность, взаимосвязанность и закономерность явлений на поверхности Земли в пространственном аспекте, прежде всего - единство природных и культурных (в широком смысле) компонентов ландшафта» . В.Л. Каганский рассматривает ряд подходов, существующих внутри данного направления: культурный ландшафт как трансформация природного ландшафта; культурный ландшафт - элементы культуры на природной основе; культурный ландшафт - природно-культурное наследие; этнокультурное ландшафтоведение и др. Кратко охарактеризуем последнюю концепцию, согласно которой этнокультурные группы по-разному воздействуют на окружающую среду, следствием является формирование в одних природных условиях различных культурных ландшафтов. Этот подход применяется для исследования небольших этнических групп, сохраняющих традиционный уклад жизни.

Одним из важных понятий для культурной географии выступает «социальный капитал» - как обладающий сходством с другими формами капитала, так и кардинально от них отличающийся. Социальный капитал наименее осязаем по сравнению не только с материальным, но и с человеческим капиталом, что обусловлено существованием социального капитала только во взаимоотношениях между индивидами. Можно выделить минимум четыре подхода к определению социального капитала. Согласно общинному подходу, он представляет собой совокупность организаций гражданского общества; чем их больше, тем больше социальный капитал. Сетевой подход концентрирует внимание на изучении вертикальных и горизонтальных связей между людьми, организациями, корпорациями и др. Институциональный подход рассматривает социальный капитал как результат деятельности политических, правовых институтов. Сторонники синергетического подхода настаивают, что наибольшим эффектом будет обладать объединение социального капитала и деятельности государства.

  • Шпенглер, О. Закат Европы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/shpengler_sakat/.
  • Hofstede G. Culture’s consequences: comparing values, behaviors, institutions andorganization across nations. London: Thousand Oaks: Sage Publications, 2003. 595 p.
  • Каганский В.Н. Исследование российского культурного ландшафта как целого и некоторые его результаты // Международный журнал исследования культуры. Культурнаягеография. 2011. № 4(5). С. 26.
  • В рамках географии культуры следует рассмотреть все подходы к изучению сферы культуры. Различные ученые неоднозначно трактуют содержание понятий "сфера культуры", "культура" и другие касаются этих понятий сроки. Это, с одной стороны, обусловлено тем, что наука "география культуры" находится в стадии становления, с другой - сфера культуры и сама культура - это сложные системные образования, а потому понятия, раскрывающие их содержание, обычно многозначителен.

    А. Топчиев отмечает: "Общество и личность всегда были полюсами цивилизации, и культура была посредником между ними: переход от индивидуальности к человеку как социального субъекта и далее - к обществу". Далее он отмечает: "Культура зарождается в точках пересечения личности и общества, индивида и социальных групп" * 156.

    * 156: {Топчиев А. Г. Основы общественной географии. - Одесса: Астропринт, 2001. - С. 330.}

    Безусловно, география культуры должна выработать собственные подходы к изучению своего объекта.

    При определении предмета и объекта исследования географии культуры необходимо также остановиться на доказательствах географичности сферы культуры, что проявляется в следующих аспектах:

    Многообразие культурных традиций населения в различных геопространственных-временных координатах;

    Существование геопространственных монофункциональных и многофункциональных «фокусов» («ядер») культуры;

    Развитие инфраструктуры культуры (театров, клубов, кинотеатров, библиотек и т.д.), которая обеспечивает культурные потребности населения;

    Зависимость территориальной дифференциации сферы культуры от геопространственных различий в демографической и природно-географической ситуации.

    Объект изучения географы деятельности - человек, его поведение в сфере культуры в культурном времени и культурном пространстве в конкретных геопространственной-временных координатах и картографии формы систем объектов, обеспечивающих культурные потребности населения.

    Аспект исследования этой науки составляют территориальные особенности развития и функционирования объекта географии культуры, а также территориальная организация сферы культуры в условиях интегрального общественного пространства и интегрального общественного времени, налагаемых на конкретные геопространственных-временные координаты.

    Важнейший метод исследования в географии культуры - геометод, а также ряд методов, которые используются в других географических науках (в частности, картографические, моделирование, статистические, социологические).

    Целью исследования географии культуры является выявление территориальных закономерностей и особенностей территориальной организации сферы культуры как комплекса явлений, процессов и объектов. Достижение этой цели требует решения следующих задач:

    Выявить причины и факторы развития сферы культуры в пределах конкретного государства и мире в целом;

    Выяснить закономерности распределения сооружений, в которых осуществляются те или иные виды культурных услуг по территории;

    Изучить влияние функционирования видов объектов сферы культуры в конкретных геопространственной-временных координатах на образ жизни различных социальных слоев населения;

    Определить особенности поведения людей в условиях получения культурных услуг;

    Исследовать влияние культуры на формирование общественного разума и общественного интеллекта на конкретной территории;

    Изучить роль культуры в конкретных геопространственной-временных координатах в формировании динамики социальных процессов;

    Исследовать региональные особенности развития сферы культуры и выявить их влияние на уровень жизни населения.

    Среди задач географии культуры в важнейших, по нашему мнению, принадлежит обоснование системы факторов развития и геопространственной организации важного элемента территориальных общественных систем - сферы культуры; выявление и обоснование законов и закономерностей ее формирования и функционирования, исследование структуры сферы культуры, выявления ее соответствия потребностям населения и др.

    Предмет географии культуры - территориальная организация сферы культуры мира и ее влияние на территориальную организацию общества в целом в условиях интегрального общественного пространства и интегрального общественного времени, налагаемых на конкретные геопространственных-временные координаты.

    География культуры населения выполняет многочисленные функции (общеобразовательную, мировоззренческую, воспитательную и др.). Она помогает не только формировать собственное мнение и создавать свою картину мира, но и сознательно регулировать свои отношения с различными людьми, развивать в себе толерантность, умение уважать другие взгляды и т.

    География культуры - это самостоятельная отрасль социально-географических знаний, имеет свой объект, аспект, цель, задачи исследования, следовательно, и предмет изучения. Она выполняет ряд функций, необходимых и полезных для общества.

    Поскольку география культуры входит в систему географических наук, то она также основывается на таких общих методологических подходах, как пространственность (территориальность, или, точнее, геоториальнисть). Комплексность, конкретность и глобальность дают основание отнести географию деятельности населения к географических наук. Общим для этой системы наук является экологический подход. География культуры также использует картографический метод, общий для всех географических наук.

    География культуры входит в состав социальной географии, следовательно, является общественной наукой. Как социально-географическая наука география культуры тесно связана со всеми другими социогеографичнимы отраслям знаний. По нашему мнению, прежде всего надо подчеркнуть связях культуры населения со сакральной географией. Особенно тесные связи наблюдаются между географией культуры и географии деятельности, обусловленные тем, что жизнедеятельность населения, сакральное жизни человека, общества способствовали формированию культуры как в узком, так и в широком смысле. Очень важна роль географы культуры в формировании индивидуального и общественного здоровья, так прослеживаются существенные взаимосвязи географии культуры медицинской географией, рекреационной географии и т.

    Тесные связи географии культуры с другими социогеографичнимы отраслям знаний, а также с общественными науками в значительной степени обусловлено тем, что как общественная наука география культуры также использует присущие общественным наукам методы, в частности социологический, экономический.

    Связи географии культуры с социально-географическими и другими науками свидетельствуют, что она занимает четко определенное место в системе наук. География культуры связана также с естественными науками, философией и многими другими. В числе смежных ей дисциплин можно, в частности, назвать экологию, социальную психологию, территориальное планирование. География культуры делает уникальный вклад в теорию социально-географической науки: она осуществляет разработку "собственной" проблемы - оценку культурного общественного пространства и культурного общественного времени в конкретных геопространственной-временных координатах, культурную деятельность человека, общества, разработку стандартов культурных услуг для разных слоев населения. С одной стороны, дальнейшее развитие географии культуры, ее вклад в потребности практики находится в прямой зависимости от успехов и достижений в других областях знаний. С другой - география культуры является мощным фактором развития различных наук.

    География культуры имеет достаточно развитый понятийно-терминологический аппарат - совокупность терминов, отражающих систему понятий той области знаний. Формирование понятийно-терминологического аппарата географии культуры выделяется такими специфическими особенностями:

    1. Наличие в понятийно-терминологическом аппарате географии культуры значительного количества философских и общенаучных терминов и понятий.

    2. Использование в пределах географии культуры понятийно-терминологической системы "География".

    3. Пребывание понятийно-терминологической системы "География культуры" на стадии становления.

    4. Наличие в составе научного языка географии культуры значительного количества абстракций, что характерно, как уже отмечалось, и для других социальных и социально-географических наук.

    5. Пребывание понятийно-терминологического аппарата географии культуры на стадии трансформации в связи с современными особенностями формирования украинской терминологии.

    Конечно, существуют и другие особенности формирования понятийно-терминологического аппарата географии культуры, связанные с историей развития как этой области знаний, так и общества и науки в целом. Все перечисленные особенности влияют и на формирование отдельных понятийно-терминологических систем географии культуры.

    В географии культуры используются понятийно-терминологические системы "Наука", "География", "Социология" и другие, а также понятийно-терминологическая система "География культуры" "которая начала формироваться с появлением аналогичного термина, стало юридическим свидетельством рождения новой науки. К состав понятийно-терминологической системы "География культуры" входят такие термины и понятия:

    Объект исследования географии культуры (человек, территориальные и другие общности людей, общество; сфера культуры, виды объектов культурного социальной инфраструктуры, поведение человека, групп людей в сфере культуры)

    Предмет исследования географы культуры (территориальная организация сферы культуры в конкретных геопространственной-временных координатах в условиях конкретного общественного времени и общественного пространства)

    Культурные комплексы (сочетание объектов культуры и поведение людей в их пределах, которые расположены в конкретном общественном пространстве и общественной времени в процессе жизнедеятельности в конкретных геопространственной-временных координатах, сочетание видов инфраструктуры и т.д.);

    Культурное поведение человека, различных групп людей, общества в конкретном общественном пространстве и общественной времени в процессе жизнедеятельности в конкретных геопространственной-временных координатах;

    Инфраструктура культуры для получения культурных услуг (совокупность культурных сооружений, обеспечивающих культурную жизнедеятельность человека, групп людей, общества)

    Территориальные системы культуры, в состав которых входят: функциональное ядро - совокупность учреждений, предприятий, учреждений, осуществляющих главную функцию системы - предоставление услуг населению для реализации культурной жизнедеятельности; периферийная часть - культурная жизнедеятельность населения вне функциональным ядром; совокупность учреждений и институтов культуры. Территориальные системы культуры могут иметь имена, которые зависят от размеров территории (например, национальный центр культуры).

    На современном уровне развития географии культуры не менее важной задачей - регистрация терминов и понятий, которыми она пользуется, и создание специального понятийно-терминологического словаря.

    Итак, география культуры имеет собственный богатый и разнообразный понятийно-терминологический аппарат, постоянно находится в процессе развития и совершенствования. В области этой области знаний также необходимо согласование национальной и международной терминологии, выработки методологических основ перспективного развития украинских терминосистем, привлечение украинских терминологов для разработки международных понятийно-терминологических словарей.

    К основным методам в географии культуры принадлежит также геометод. Эта область знаний основывается на применении геопространственной парадигмы, принципа взаимосвязи и взаимообусловленности.

    География культуры - социально-географическая наука, поэтому социальный подход является определяющим в ее области.

    География культуры находится в поисках собственной новой парадигмы. Новая парадигма географии культуры должна способствовать получению новых знаний о предстоящей культуру человека, вероятное развитие сферы культуры в условиях культурного общественного времени и культурного общественного пространства при их соотношении с конкретными пространственно-временными координатами.

    Хотя география культуры охватывает геопространственную парадигму, оперирует рядом новых методов, новых приемов, она, безусловно, и в дальнейшем развивать свою теорию, используя при этом самые ценные теоретические достижения других наук.

    География культуры использует ряд методов (системный подход, статистические, математические, картографические, социологических обследований и т.д.).

    Без глубокого всестороннего овладения новыми техническими, математическими и программными средствами невозможно обеспечить адекватный современным потребностям развитие знаний по географии культуры. Современные теоретические и практические проблемы становления и дальнейшего развития географии культуры свидетельствуют уровень развития этой области знаний. Среди таких проблем - становление и развитие понятийно-терминологического аппарата культуры, создание учебников по географии культуры на украинском языке, организация на географических факультетах кафедр географии культуры.

    Очень важной и чрезвычайно сложной теоретической проблемой является разработка концепции территориальной организации сферы культуры. Не менее важная задача - разработка культурного районирования Украины, которое будет иметь практическое значение в процессе обоснования и реализации социально-экономических стратегий развития государства и его регионов.

    В рамках географии культуры необходимы разработка новых методов, поиск систем показателей для обоснования потребности населения в объектах культуры, детального изучения особенностей роли культуры в современном процессе социализации, трансформации личности в условиях адаптации к новой культурной среде в конкретных геопространственной-временных координатах, исследования формирования и развития культуры в сфере виртуальной деятельности и др. География культуры требует и уточнения ее "паспортных данных": предмета географии культуры, конкретизация задач этой области знаний.

    Очень важно решить следующие теоретические проблемы географии культуры, как разработка теоретических обобщений о закономерности перспективной пространственной организации сферы культуры, исследования культурной составляющей запасов труда и тому подобное.

    Новой, сложной и актуальной проблемой географии культуры является взгляд через призму новой парадигмы науки на объект и предмет исследования и задачи этой области знаний. Новая парадигма науки стимулировать формирование новой парадигмы географии культуры.

    Взгляд на культуру сквозь призму новой парадигмы науки XXI в., Дальнейшие исследования в этом направлении позволят найти пути эффективного ее влияния на перспективный цивилизационный прогресс.

    Важные практические задачи географии культуры - улучшение управления сферой культуры на различных иерархических уровнях, увеличение ее роли в воспитании подрастающего поколения, решении проблем территориальной организации сферы культуры, борьбе с социальными недугами современного общества.

    География культуры - это самостоятельная область знаний, которая входит в систему социально-географических наук. Она не только имеет свой объект, аспект, метод, цели и задачи, предмет исследования, но и объединяет ученых-исследователей, то есть эта наука обладает всеми атрибутами, которые выделяют ее среди других.

    В XXI в. будут уточнены "паспортные данные" региональной географии культуры как самостоятельной отрасли знаний. В ближайшей перспективе необходимо решить в рамках этой науки следующие проблемы:

    1. Обосновать направления формирования культурного поля региона при учете общественного времени и общественного пространства, в которых он находится, выявить влияние этого поля на дальнейшее развитие территориальной общественной системы "регион".

    2. Исследовать особенности культурного поведения населения в пределах территориальной общественной системы "регион".

    3. Установить необходимые и оптимальные соотношения между мощностями видов объектов культуры в рамках региона.

    4. Установить место региона по уровню развития сферы культуры в национальном культурном комплексе.

    Решение ряда теоретических и практических задач будет способствовать эффективному перспективному формированию территориальной общественной системы "регион".

    Различия в предметах исследовательских направлений КГ заставляют

    задуматься о структуре как всего комплекса дисциплин, объединённых под общим

    названием «география культуры», так и ядра ГК - собственно культурной географии.

    Даже в рамках теоретического направления КГ сосуществуют различные понимания

    предмета культурной географии (в частности, объекта, аспекта и т.д.). Поэтому

    можно уже сейчас говорить о постепенном формировании в пределах ядра ГК (т.е.

    собственно культурной географии) как минимум четырёх субдисциплин (отраслей

    КГ с собственными объектами и предметами исследования), которые можно назвать

    этнокультурной, хозяйственно-культурной, эколого-культурной и социально-

    культурной географией.

    В качестве объектов исследования субдисциплин КГ выступают: в

    этнокультурной географии - этнокультурные общности, в хозяйственно-культурной

    географии - хозяйственно-культурные комплексы, эколого-культурной географии -

    природно-культурные комплексы (культурные ландшафты), социально-культурной

    географии - геокультурные общности людей. Если хорологический подход (или

    аспект исследования) может быть применён в рамках всех субдисциплин КГ, то,

    например, в настоящее время для изучения природно-культурных и хозяйственно-

    культурных комплексов чаще используется экологический подход, а

    аксиологический (ценностный) подход становится всё более популярным в

    исследованиях этнокультурных и геокультурных общностей людей.

    Таким образом, можно дать определения предметов исследования четырёх

    названных выше формирующихся субдисциплин культурной географии.

    Этнокультурная география – научное направление в рамках географии



    культуры, изучающее особенности территориальной организации этнической

    культуры, а также факторы, определяющие ее развитие и функционирование.

    География этнических культур гораздо сложнее географии этносов и не

    совпадает с ней. В основе дифференциации этнокультурного пространства лежит

    набор элементов этнической культуры, которые обладают большой мобильностью.

    В каждой этнокультурной группе он разный, что связано с процессами адаптации в

    пространстве. Взаимодействуя и переплетаясь, этнические культуры формируют

    сложный географический рисунок. Этнокультурная картина мира осложнена

    внутриэтническими культурными различиями, в том числе и территориальными, а

    также межэтническим сходством. На этнокультурную дифференциацию оказывают

    влияние географическое положение и ландшафты, особенности миграционного

    поведения и межэтнического взаимодействия, социальная стратификация общества,

    уровень и характер урбанизации, особенности организации экономики и другие факторы.

    Хозяйственно-культурная география призвана заниматься изучением

    пространственного разнообразия хозяйственно-культурных комплексов, т.е.

    традиций природопользования (в частности, землепользования), существующих в

    различных гео- и этнокультурных общностях, и их связи с географической средой, а

    также территориальных различий в экономической культуре населения.

    Эколого-культурная география может характеризоваться изучением

    природно-культурных комплексов, в частности, исследованием выраженности в

    ландшафте (культурном ландшафте) отдельных элементов материальной и духовной

    культуры, их связи с географической средой, а также территориальных различий в

    экологической культуре населения.

    Социально-культурная география , по всей видимости, должна изучать

    процессы и результаты дифференциации геокультурных общностей, т.е.

    территориальных общностей людей с устойчивыми стереотипами мышления и

    поведения, оригинальными системами ценностей и предпочтений, выраженными в

    специфике социальной и политической культуры, и нашедшими отражение в

    геопространственной (региональной, локальной и т.п.) идентичности.

    Каждая из субдисциплин культурной географии в настоящее время начинает

    обзаводиться собственной внутренней структурой (разделами субдисциплин КГ).

    Данные разделы по мере развития и усложнения собственной структуры могут в

    перспективе выйти за рамки культурной географии и оформиться в качестве

    самостоятельных отраслей географии (или междисциплинарных направлений),

    напрямую входящих в комплекс «географии культуры».

    Каждая из субдисциплин КГ имеет свой «аналог» в пределах всего комплекса

    дисциплин, образующих ГК. Это, как правило, междисциплинарные направления,

    образовавшиеся на стыке с культурологией (а также этнографией, социологией,

    политологией, ландшафтоведением и другими направлениями географической и

    смежных с ней наук), и, в какой то мере, ответственные за формирование своих

    «аналогов» в культурной географии. К таковым междисциплинарным направлениям

    (и, вместе с тем, отраслям ГК) можно отнести геоэтнокультурологию (аналог

    этнокультурной географии), этнокультурное или культурно-географическое

    ландшафтоведение (аналог эколого-культурной географии), а также традиционные

    направления исследований на стыке культурной географии с этнографией (изучение

    хозяйственно-культурных типов) и социологией (изучение территориальных

    общностей людей).

    С другой стороны, субдисциплины КГ призваны синтезировать достижения

    междисциплинарных направлений, находящихся на стыке с КГ, но входящих в

    комплекс «географии культуры». Причём каждая субдисциплина КГ отвечает за

    «свой» сектор в пределах всего комплекса ГК.

    В рамках субдисциплин КГ отдельные разделы начали формироваться только

    в 1990-е гг., когда КГ превратилась в самостоятельную научную дисциплину.

    Сейчас можно говорить о первых этапах становления лишь нескольких разделов

    субдисциплин КГ, «открытых» географами.

    В этнокультурной географии в качестве таких разделов можно назвать

    изучение этноконтактных зон , а также географию этнических меньшинств и

    диаспор. Изучение этноконтактных зон было инициировано именно географами (в

    МФГО в 1989 г. вышел сборник «Этноконтактные зоны в Европейской части

    СССР»), и только в 1990-е гг. было подхвачено историками и другими

    специалистами в области гуманитарных наук. В 1995 г. появился сборник

    «Контактные зоны в истории Восточной Европы». Во второй половине 1980-х и в

    1990-е гг. вышло в свет несколько монографических работ, посвящённых крупным

    этноконтактным регионам (Чижикова, 1988; Исламо-христианское пограничье…,

    1994 и др.), а также множество статей, где освещаются этнические процессы в

    пределах некоторых этноконтактных зон, в т.ч. находящихся в пределах региона

    настоящего исследования (Куповецкий, 1985; Сосно, 1995).

    Вместе с традиционными для этнографии и этнической географии

    исследованиями в области этнических миграций и этнических групп (меньшинств),

    в конце 1980-х - 1990-х гг. началось формирование ещё одного раздела

    этнокультурной географии - географии этнических диаспор, где географы также

    приняли самое непосредственное участие. Были проведены работы по изучению

    еврейской, греческой, немецкой, армянской и других диаспор (Юхнева, 1985;

    Ильин, Каган, 1994; Kolossov и др., 1995; Полян, 1999 и др.). В связи с распадом

    СССР большее внимание стало уделяться изучению культурной специфики

    русского населения, проживающего за пределами России и внезапно оказавшегося в

    положении этнического меньшинства (Дружинин, Сущий, 1993; Геополитическое

    положение…, 2000).

    В хозяйственно-культурной географии можно выделить два

    направления исследований (раздела), соответствующие разным научным школам.

    Продолжением традиционных исследований, посвящённых изучению

    территориальных различий в культуре этнического природопользования (точнее,

    землепользования), в настоящее время выступает географическое изучение

    этнохозяйственных комплексов (Клоков, Сыроечковский, 1991; Клоков, 1996, 1997,

    1998). Другая географическая школа в области изучения традиций этнического

    природопользования и культуры коренных народов Севера сложилась под влиянием

    идей Л.Н. Гумилёва, последователи которого предприняли попытку изучения

    устойчивости этноценозов Российского Севера (Иванов, Никитин, 1990; Иванов,

    Громова, 1991; Чистобаев и др., 1994; Хрущёв, 1997; Иванов, 1998).

    В эколого-культурной географии благодаря исследованиям культурных

    ландшафтов, развернувшимся в Российском НИИ культурного и природного

    наследия, обозначился крупный пласт публикаций по географии культурного

    наследия (Веденин, 1995, 1996; Столяров, Кулешова, 1996; Востряков, 1996;

    Веденин и др., 1995; Веденин, Кулешова, 1997; Шульгин, 1995 и др.). Директор того

    же института Ю.А. Веденин внёс большой вклад в развитие ещё одного раздела -

    географии высокой культуры, став инициатором создания серии сборников

    монографию «Очерки по географии искусства» (1997б). Географии высокой

    культуры посвящены значительные разделы в книге С.Я. Сущего и А.Г. Дружинина

    «Очерки географии русской культуры» (1994) и ряд работ других исследователей

    (Лавренова, 1996, 1998а, 1998б).

    В социально-культурной географии , которая сама находится в стадии

    становления, происходит формирование раздела на стыке с политической

    географией - географии политической культуры. Вплоть до конца 1980-х гг. в

    рамках этого направления проводились единичные исследования, да и то

    исключительно на зарубежном материале (Белов, 1983; Смирнягин, 1983; Колосов,

    1988 и др.). В 1990-е гг., по мере развития в отечественной науке электоральной

    географии, стали предприниматься попытки по выявлению доминирующих

    политических субкультур на территории России (Смирнягин, 1995) и собственно

    региональных политических культур (Журавлёв, 1992; Туровский, 1999;

    Региональное самосознание…, 1999 и др.).

    В.Н. Стрелецкий считает, что пришла пора формирования ещё одного

    направления культурно-географических исследований - географии городской

    культуры (Стрелецкий, 1999, 2001). Очевидно, что географическое изучение

    городской культуры можно рассматривать как перспективное направление (раздел)

    социально-культурной географии. Однако традиционных подходов, применяемых в

    геоурбанистике (географии городов), в данном случае недостаточно, поэтому

    следует обратить более пристальное внимание на междисциплинарные

    исследования городской среды, имеющие пространственный аспект и выполненные

    совместными усилиями архитекторов, социологов, психологов и др. специалистов

    (Социально-культурные…, 1982; Культурный диалог…, 1994; Город как

    социокультурное..., 1995 и др.).

    Следует обозначить ещё ряд формирующихся междисциплинарных научных

    направлений, работающих «на полставки» в культурной географии, которые можно

    рассматривать в качестве новых «стыковых» отраслей ГК (с двойным, тройным и

    т.д. «научным гражданством»).

    Традиционно звучит название научного направления география религий

    (конфессиональная география) , однако оформление этой отрасли в отечественной

    ГК приходится только на конец 1980-х - 1990-е гг. Если до этого периода выходили

    единичные работы, посвящённые преимущественно географии религий зарубежного

    мира (Пучков, 1975), то в 1990-е гг. появилось много публикаций, посвящённых

    конфессиональной географии России (Даринский, 1992; Антонова и др., 1992;

    Криндач, 1992, 1996; Sidorov, 1997; Сафронов, 1997, 1998, 1999, 2001 и др.).

    География религий рассматривается как междисциплинарное научное направление,

    находящееся на стыке географии с религиоведением и теологией (Криндач, 1992).

    Также на стыке сразу нескольких научных дисциплин происходит становление

    геоэтнокультурной конфликтологии, в формировании которой активное участие

    принимают и географы (Kolossov и др., 1992; Туровский, 1992; Петров, 1994; Алаев,

    1996, Стрелецкий, 1997 и др.). Ещё одно формирующееся междисциплинарное

    направление исследований опирается на экологическую модель и может быть

    рассмотрено в качестве «стыковой» отрасли ГК - этноэкология (Крупник, 1989;

    Козлов, 1994б). В рамках этого направления географы претендуют, в первую

    очередь, на собственные подходы к изучению этнических кризисов (Гладкий, 1995;

    Гладкий И.Ю. и Ю.Н., 1995; Дмитревский, 1998). Поэтому как раздел этой научной

    дисциплины можно рассматривать более «близкую» к КГ геоэтноэкологию.

    И, наконец, междисциплинарная область исследований, которая в

    отечественной науке пока не получила принятого всеми названия, формируется на

    стыке культурной географии с психологией и социологией - когнитивная

    В результате изучения материала данной главы студент должен:

    • знать основы этнокультурной, лингвистической, конфессиональной географии России;
    • уметь выявить культурно-географическое своеобразие страны и ее регионов; использовать материал литературных произведений для культурно-географической характеристике страны и регионов;
    • владеть основными понятиями и терминами культурной географии.

    Разнообразие этносов, языков и религий является важным свойством российского культурного пространства. Оно сложилось исторически в процессе расширения границ России и включения в ее состав новых народов и новых территорий.

    Некоторые культурно-географические понятия и термины

    Во второй главе было показано, что географическая зона - это не только природное, но и культурное явление; в каждой географической зоне природа и традиционная культура «настроены» друг на друга, и даже в XXI в. закон географической зональности «работает» как в природной среде, так и в сфере культуры. Например, зоналыш, т.е. соотносятся с вполне определенным географическим ландшафтом, многие виды деятельности: сельское и лесное хозяйство, охота и рыбная ловля, туризм и рекреация; зоналъна национальная кухня, отражающая ресурсные возможности окружающего ландшафта.

    Другое важное понятие - вмещающий ландшафт. Автором термина является Л. Н. Гумилев. Вмещающим выступает такой ландшафт (лесной, степной, горный), с которым определенный народ связан исторически и ментально и который воспринимается им как свой. Вмещающий ландшафт представляет собой эколого-историческую колыбель народа, его «экологическую нишу»; при этом «родной» ландшафт нс только хорошо осознается представителями народа, но и «чувствуется», воспринимается всеми органами чувств. В таком контексте уместно привести предание о половецком хане, который обосновался в Закавказье и не хотел оттуда уходить, но, когда ему дали понюхать пучок сухой полыни, «запах родины» оказался сильнее рациональных доводов: хан со своей ордой снялся с места и вернулся в родные половецкие степи.

    Как правило, средние и малые народы связаны с одним зональным ландшафтом, большие народы - с несколькими. Так, для марийцев материнским является ландшафт зоны смешанных и широколиственных лесов. Русские в историческом и культурноязыковом аспектах связаны в основном с четырьмя вмещающими ландшафтами: зоной смешанных и широколиственных лесов, таежной зоной, зоной лесостепи и степной зоной.

    Разные зональные природные условия - лесные и нелесные - вызывали к жизни разные типы хозяйств: с преобладанием земледелия и с преобладанием скотоводства. Различные природные условия исходно благоприятствовали складыванию разных образов жизни - оседлого и кочевого , а соответственно и разного отношения к дому, пространству, территории. Иногда природные условия и культурные традиции способствовали формированию переходных оседло-кочевых форм, например, как у русских поморов.

    Анализ результатов массовых этнографических исследований в различных регионах мира и разработок по физико-географическому районированию позволил этнографам сделать вывод о существенном воздействии природных ландшафтов на традиционное хозяйство народов. Теоретическое осмысление этих выводов вылилось в концепцию хозяйственно-культурного типа , в соответствии с которой материально-хозяйственные особенности традиционной культуры народов мира соотносятся с природно-зональными условиями .

    Хозяйственно-культурный тип - это исторически сложившийся традиционный природно-хозяйственный комплекс, типичный для народов, которые имеют различное происхождение, по обитают в сходных природных условиях. Хозяйственно-культурный тип представляет собой хозяйственно-природную систему, где хозяйственная деятельность и природно-географическая среда в значительной степени определяют особенности материальной культуры народов. Тем самым концепция хозяйственно-культурного типа, по сути, является концепцией природно-хозяйственного типа.

    Хозяйственно-культурные типы представляют собой типы материальной культуры, которые сложились под действием сходных природных условий и приспособленных к ним, т.е. адаптивных , видов традиционной хозяйственной деятельности. Совместное действие сходных природных условий и исторически меняющихся видов хозяйственной деятельности привело к формированию сходных культурных признаков у разных народов. Например, такие отдаленные друг от друга народы, как украинцы, карелы и марийцы, относятся к одному хозяйственно-культурному типу - оседлым пашенным земледельцам лесной зоны . Как следствие, у этих, казалось бы, непохожих народов можно ожидать элементы культурной общности.

    Вместе с тем внутри одного народа, в силу исторических обстоятельств оказавшегося в разных ландшафтных и, следовательно, хозяйственных условиях, формируются разные хозяйственнокультурные типы, что приводит к культурной дивергенции и формированию субэтнических групп. К таким группам, в частности, относятся олеппые и береговые чукчи , занимающиеся разными видами традиционной хозяйственной деятельности: скотоводством и охотой на морского зверя.

    Таким образом, концепция хозяйственно-культурного типа позволяет лучше понять истоки культурной дифференциации этносов, связанные с неоднородностью природных (физико-географических) условий, которые в разных вмещающих ландшафтах приводят к различным результатам культурной адаптации.

    • Подробнее см.: Левин М. Г., Чебоксаров II. II. Хозяйственно-культурные типыи историко-культурные области // Советская этнография. 1955. № 4. С. 3-17.
    • См.: Алексеева Т. И. Адаптация человека... С. 218-219.
    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса