Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Художественная культура Древней Греции презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему. Культура Древней Греции. Цели проекта: Сформировать представление об особенностях культуры Древней Греции; Познакомиться с различными видами древнегреческого. Культура Д

Культура Древней Греции

Культуру Древней Греции узнают по историческим памятникам, а также археологическим раскопкам. Ее датируют с 27 в до н.э до 2 в. до н.э. За этот период культура претерпела множество изменений. Расцвет же культуры Древней Греции приходится на 5-4 в. до н.э.

Древнегреческую культуру часто называют античной. Как показывают исторические исследования, греки называли свою землю Элладой, поэтому и культура у них была не греческая, а культурой эллинизма.

За период развития древнегреческого государства сильно изменялась и культура. В какой то момент времени она стояла на месте, а в какой-то момент просто вырывалась в передовики.

Древнегреческая культура имеет свои особенные этапы развития. На каждом периоде для культуры характерны свои отличительные особенности. Историки выделяют 4 этапа развития культуры.

Этап 1-й Эгейская культура

Эта культура зародилась на о. Крит и Микены.

Характерным памятником архитектуры является так называемый Лабиринт - Кносский дворец. От него по сегодняшний день остался только 1 этаж. На самом деле это было большое здание, которое вмещало около трехсот комнат. О развитии живописи можно судит по остаткам изображений на стенах Кносского дворца. В живописи активно использовались цветные краски.

Расцвет эпохи Эгейской культуры приходится на 15 в до н.э. и на время царствования Ми-носа. Именно поэтому Эгейскую культуру принято называть еще и Миносской.

Эпоха 2 - Гомеровский период

Этот период датируется с 11 по 9 в до н.э. Сведения об этой эпохе в основном берутся из литературных произведений, которые сохранились до современников: «Одисея» и «Илиада».

Многие историки ставят под сомнение достоверность того, что описано в поэмах. Однако это единственные источники, на которые можно опираться и изучать историю и культуру гомеровского периода.

Этот период характерен откатом древнегреческой культуры назад. Именно тогда возникшая письменность снова исчезла. Греческая цивилизация рождалась заново. Духовная культура в основе своей мифология сохранялась и развивалась.

Этап 3 - Архаичная культура

Период датируется 8-6 в. до н.э. В этот период древняя Греция готовилась к огромному взлету в области культуры, экономики и политической жизни. Главное достижение Архаической культуры древней Греции- это создание алфавитного письма. Кроме этого активно развивалась архитектура и ремесла.

Греки в период Архаической культуры были грамотны благодаря возникшей письменности. Алфавит был простой, что делало обучение достаточно легким для каждого грека. В период Архаики возникает наука философия.

Олимпийские игры

Возникшие в 776 г. до н.э. эти игры смогли остановить на 5 дней все войны и восстания. Во время проведения Олимпийских игр в Олимпии поднимался гражданственный дух и патриотизм. Игры проводились единожды в 4 года.

Этап 4- классический или Эллинистический.

Этот этап является мощным толчком вверх для всех сфер жизни древних греков. Тогда развивается философия как наука, появляются история, медицина. Главной отличительной постройкой этого времени является «Акрополь».



АНТИЧНОСТЬ – источник из которого черпало вдохновение всё позднейшее искусство. Это колыбель мирового искусства Antiquus - древний

Периоды развития античного искусства

Крито- микенский или эгейский – III –II тыс. до н.э.

Гомеровский - XI -VIII вв., до н.э.

Архаика - VII – VI вв., до н.э.

Классика - V – IV вв. до н.э.

Эллинизм - III – I вв. до н.э .


Классика

Эллинизм

XI – VIII век до н. э.

III – II тыс лет до н. э.

VII – VI век до н. э.

V – IV век до н. э.

III – I век до н. э.


Кносский дворец

Кносский дворец - наиболее выдающийся памятник критской архитектуры.

В греческих мифах он назывался

Л а б и р и н т о м

В глубине дворца обитал получеловек-полубык - М и н о т а в р

Общая площадь около 16 тыс. кв. м










Гомеровский период

Название " гомеровский период " было связано с именем легендарного Гомера, перу которого приписывают поэмы "Илиада" и "Одиссея", рассказывающие о событиях Троянской войны и после её окончания.

К этому времени относится формирование знаменитой греческой мифологии, одной из наиболее развитых мифологий древнего мира.

Большая часть гомеровского периода была бесписьменной и лишь только к концу его, т. е. в приблизительно VIII в. до н.э., греки заимствуют финикийский алфавит, значительно переработав его и добавив гласные.


Период Гомеровской Греции

Сочинения Гомера открыли

важнейшую страницу в истории

античной художественной

культуры. Неслучайно философ

Платон назвал поэта

« воспитателем Греции».

Примерно в VIII - VII вв. до н.э. слепой певец-сказитель создал

две великие поэмы под названием

« Иллиада» и «Одиссея»

(записаны поэмы несколько

столетий спустя)


Единый архитектурный язык – ордерная система: определенное соотношение несомых и несущих частей сооружения и особенностей его украшения.

Существует три типа греческих ордеров:

Дорический

Ионический

Коринфский





Вход в Акрополь с запада через

центральный вход - П р о п и л е и


Главное сооружение Акрополя – храм Парфенон,

посвященный Афине Парфенос (деве).

Выстроенный архитекторами Иктином и Калликратом

Один из прекраснейших эллинских храмов.

Он огромный и могучий, построен из золотисто-розового мрамора.



Вид Парфенона после взрыва

1687 год


Напротив Парфенона возвели Эрехтейон , посвященный Афине Палладе (матери) и ее супругу Посейдону Эрехтею.

Планировка Эрейхтейона очень сложна и ассиметрична, храм был построен на разных уровнях и разделен на две части.

К храму примыкают три портика, в том числе

и портик кариатид (скульптурное изображение

женских фигур, несущих перекрытие).


Маяк у входа в

Александрийскую гавань

на острове Фарос






Ника Самофракийская

Статуя поставлена по случаю победы македонского флота над египетским в 306 году до н. э. Богиня была изображена как бы на носу корабля, возвещающей победу звуком трубы.

Пафос победы выражен в стремительном движении богини, в широком взмахе ее крыльев.

IV в. до н.э.

Хранится в Лувре,

Париж, Франция

Мрамор

Мрамор


Ника, развязывающая сандалию

  • Богиня изображена
  • развязывающей сандалию перед тем, как войти в храм
  • Мрамор Афины

Венера Милосская

  • 8 апреля 1820 года греческий крестьянин с острова Мелос по имени Иоргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое.
  • Иоргос копнул рядом - тот же результат. Он отступил на шаг, но и здесь заступ не желал входить в землю.
  • Сначала Иоргос увидел каменную нишу. Она была примерно в четыре-пять метров шириной. В каменном склепе он, к своему удивлению, нашел статую из мрамора.
  • Это и была Венера.

  • Лаокоон*, ты никого не спас! Ни городу, ни миру - не спаситель. Бессилен разум. Гордой Трое пасть предрешено; круг роковых событий замкнулся в удушающем венце колец змеиных. Ужас на лице, мольба и стоны твоего ребёнка; другого сына обеззвучил яд. Твой обморок. Твой хрип: "Пусть буду я..." (...Как блеяние жертвенных ягнят Сквозь морок и пронзительно, и тонко!..) И снова – явь. И яд. Они сильней! В змеиной пасти мощно злоба пышет... Лаокоон, и кто ж тебя услышал?! Вот мальчики твои... Они... не дышат. Но в каждой Трое ждут своих коней.

Слайд 1

Слайд 2

Цели проекта:

Сформировать представление об особенностях культуры Древней Греции; Познакомиться с различными видами древнегреческого искусства и историческими этапами его развития; Определить наиболее распространенные жанры древнегреческой литературы; Выявить особенности возникновения древнегреческой письменности.

Слайд 3

Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом?

Слайд 4

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции сыграло важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества. В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека. В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись.

Слайд 5

Слайд 6

Скульптура

Скульптура как вид ремесла существовала задолго до греков. Главный их вклад в том, что они за какие-то два века совершили невероятный шаг к превращению её в современный тип искусства. Греки раскрашивали статуи, однако делали это со вкусом, сообразуясь с качеством материала из которого она была изготовлена.

Слайд 7

Греческая архитектура

Афинский Акрополь

Дворцовые росписи на о. Крит

Слайд 8

Слайд 9

Древнегреческая письменность

Древние греки разработали своё письмо на основе финикийского. Названия некоторых греческих букв – это финикийские слова. Например, название буквы «альфа» происходит от финикийского «алеф» (бык), «бета» - от «бет» (дом). Придумали они и некоторые новые буквы. Вот так и получился алфавит. В греческом алфавите было уже 24 буквы. Греческий алфавит лёг в основу латинского, а латинский стал основой всех западноевропейских языков. От греческого произошёл и славянский алфавит. Изобретение алфавита – огромный шаг вперёд в развитии культуры.

Слайд 10

Литература Древней Греции

Литература и искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности "Илиады" и "Одиссеи" Гомера. Возникает целое созвездие мастеров разных лирических форм - Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города - театр. Величайшие драматурги трагедии - Эсхилл, Софокл, Эврипид, комедии - Аристофан. Выдающимися представителями начального этапа историографии (литературы, описывающей государства в процессе развития) были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Очень интересны древние сказания греков – мифы, которые рассказывают о богах, титанах, героях.

Слайд 11

Мифы о греческих богах

Греки верили во множество богов. Согласно мифам, боги вели себя как люди: дрались, ссорились, влюблялись. Жили они все на Олимпе.

Посейдон Гермес Афродита

Слайд 12

Царством мертвых правил Аид, брат Зевса. О нем сохранилось мало мифов.

ГИПНОС - бог сна - помощник Аида.

Царство мертвых отделялось от остального мира глубокой рекой Стикс, через которую души умерших переправлял ХАРОН.

Слайд 13

Ораторское искусство

Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства - ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту.

Родиной красноречия считается Эллада. В городах-государствах Эллады создавалась особая атмосфера для расцвета красноречия.

Слайд 14

В древней Греции появляются платные учителя - софисты (от греч. sophistes-искусник, мудрец), которые заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. В 5 в. до н.э. Коракс открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (не дошедший до нас) учебник риторики. Античная эпоха дала миру великих ораторов:

Перикла /490-429гг.до н.э./

Демосфена /384-322гг.до н.э./

Сократа /469-399гг.до н.э./ Платона /427-347гг.до н.э./

Слайд 15

Литература, искусство Древней Греции дали толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в поэзии, архитектуре, скульптуре, живописи, политике, науке и праве.

Слайд 16

Литература

Андре Боннар «Греческая цивилизация», Ростов-на-Дону,"Феникс",1994 Казимеж Куманецкий «История культуры Древней Греции и Рима», М., "Высшая школа",1990 Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, "Феникс",1997 Лев Любимов «Искусство Древнего Мира», М.,"Просвещение",1971 «Энциклопедический словарь юного историка» М.,"Педагогика-пресс",1993 Н. В. Чудакова, О. Г. Хинн: «Я познаю мир» (культура), Москва, АСТ, 1997 год.

Слайд 17

Работу выполнил ученик 10 «А» класса МОУ СОШ № 2 Татаринцев Антон

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Тип прогрессивного развития в истории человечества представляют античная цивилизация Древней Греции, Древнего Рима и современная европейская цивилизация К концу XX в. сложилось обобщенное понятие - Западная цивилизация, что отражает единство народов и общность ценностей общеевропейского дома. Культуру США, Канады, Новой Зеландии и Австралии создали эмигранты, поэтому они не являются самостоятельными цивилизациями, а относятся к Западной цивилизации.

3 слайд

Описание слайда:

Специфические черты Западной цивилизации идея изначальности существования Западной цивилизации, основанная на концепции беспрерывного усвоения и преобразования исторического опыта древних народов (иудеи дали религиозные импульсы, греки - философию, римляне - «римское право» и высокую степень организованности государства; возникновение на основе великой формы человеческого духа - христианства («ось истории» - рождение Христа). Христианство стало источником западной свободы, а гуманизм - формой образованности и сознания; в отличие от замкнутых цивилизаций Китая и Индии, территория Запада разнообразна, поэтому страны имеют своеобразный облик; Западу, в отличие от Китая и Индия, присуща идея политической свободы;

4 слайд

Описание слайда:

Специфические черты Западной цивилизации в отличие от восточного мышления для Запада характерна последовательная рациональность, что позволило развить математику, логику и право; человек Запада осознал, что он есть начало и творец всего, он - «мера и ценность всех вещей», осознал некое абсолютное «Я»; если Восток - это состояние умиротворения, то Запад - постоянное духовное и политическое напряжение духовной энергии. Стремление к обновлению обусловило борьбу между государством и церковью, христианством и культурой, империей и отдельными народами, католицизмом и протестантизмом, философией и теологией; цивилизационные процессы Запада направлены на организацию комфортного пространства вокруг человека, Восток – на духовное совершенствование;

5 слайд

Описание слайда:

Специфические черты Западной цивилизации западный мир развивался в рамках внутренней полярности Запада и Востока. Однако греки, как основатели Западной цивилизации, постоянно обращали взор на Восток; характерен постоянный процесс изменения человека на протяжении жизни одного поколения, неприятие молодыми образа жизни и опыта старшего поколения. Отсюда вечная проблема «отцов и детей». Прошлое воспринимается как материал для извлечения уроков, а общество ориентировано на движение в будущее; европейцы веками планомерно осваивали пространство Земли: 1492 г. - Колумб открыл Америку; 1498 г. - Васко да Гама достиг Индии; 1519-1522 г. - Магеллан совершил кругосветное путешествие; западная наука и техника революционизировали весь мир, положив начало глобальной истории человечества. Зарождение и становление Западного типа цивилизации мы проследим на примере древнейших цивилизаций Европы

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - группа цивилизаций III тыс. до н. э. - I в. до н. э., созданных греко-язычным населением на территории современной Греция (южной части Балканского полуострова и прилегающих островов) и регионе Великой Греции (Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Малой Азии - современная Турция), Сицилия и юг Италии, побережье Средиземного, Чёрного и Азовского морей). Геки называли свою страну Элладой, а себя эллинами. Наименование «Греция» пришло со времён древнего Рима.

8 слайд

Описание слайда:

Истоки греческой цивилизации относятся к географически обособленным, но взаимосвязанным доисторическим культурам - Эгейской цивилизации бронзового века (3000 до 1000 гг. до н. э.) Кикладская; Троянская; Крито-Минойская; Элладско-Микенская (на материковой части Греции).

9 слайд

Описание слайда:

Кикладская цивилизация (3500-2000 гг. до н.э.) - процветала на островах Киклады в Эгейском море (буквальный перевод - «лежащие кругом» - отражает расположение относительно храма Аполлона на о-ве Делос). Поразительны достижения цивилизации: постройка 2-4-х этажных домов с терракотовыми ванными, каменными уборными и изящной деревянной мебелью; наличие системы каналов под улицами городов (о. Фера); высокий уровень исполнения мраморных ваз, керамических чаш, серебряных украшений и статуй; важная роль в искусстве и повседневной жизни имели обряды, празднества и боги; развитая торговля с Ближним Востоком, Египтом и островами Эгейского моря.

10 слайд

Описание слайда:

Причина гибели цивилизации: угроза катастрофы из-за извержения вулкана заставила жителей отплыть в неведомое место. Мифы, собранные греческим поэтом Геосидом в VIII в. до н.э., иносказательно сохранили историю космической борьбы Зевса и чудища Тифона. Древнегреческий философ Платон повествовал о достижениях исчезнувшей цивилизации Атлантиды.

11 слайд

Описание слайда:

Троянская цивилизация (западная Анатолия, Турция) В ХІХ в. немецкий археолог-самоучка Г. Шлиман на холме Гиссарлык («малый замок») приподнял завесу забвения над историческим городом-крепостью Троя Раскопки дали миру 10 тысяч артефактов из золота. 10-летнюю Троянскую войну, проходившую в XIII в. до н.э., воспел великий Гомер в поэмах «Илиада» и «Одиссея (VIII в. до н.э.). Греки воспринимают гомеровский эпос в качестве подлинного исторического повествования. Ученые считают, что причиной войны послужила не прекрасная Елена, а установление контроля над торговлей из Эгейского в Черное море.

12 слайд

Описание слайда:

Древние мифы: миф о похищении Зевсом в обличье белого быка финикийской царевны Европы. От этого союза на о. Крит родилось 3 сына (один из них - легендарный царь Минос); миф о том, как мастер Дедал построил в г. Кноссе для Миноса дворец-лабиринт. Герой Тесей победил чудовище Минотавра, найдя выход из лабиринта с помощью «нити Ариадны». Крито-Минойская цивилизация (2500-1400 гг. до н.э.) - самая могущественная цивилизация, подчинившая все Средиземноморье. Открыта английским археологом А. Эвансом Дворец-лабиринт в Кноссе

13 слайд

Описание слайда:

Достижения великой цивилизации: Нововведения в строительном деле: первая в мире высокоразвитая монументальная дворцовая культура (1900 г. до н.э., «золотой век» пришелся на 1700-1470 гг. до н.э.). Дворцовый комплекс - это многоэтажное сооружение с системой вентиляции, водоснабжением и световыми шахтами, соединенное сложной системой переходов, украшенное фресками. Центр хранения продовольствия, сырья и внешней торговли (земледельцы хранили излишки урожая); 2. Нововведения в государственном управлении: форма государства - талассократия - царство базировалось на продуманной общественной иерархии, где аппарат чиновников управлял обществом из некоего единого общественного слоя из кровных родственников. Это обеспечивало мир и социальное равновесие; 3. Нововведения в ремесле и обработке металлов - тонкая обработка бронзы (не знали железа); 4. Нововведения в мореплавании: создание сильного флота;

14 слайд

Описание слайда:

4. Нововведения в культуре: изобрели линейную письменность (не расшифровано) вместо иероглифического письма. 5. Нововведения в искусстве: создание морского стиля для росписи керамики (изображения осьминогов, дельфинов и кораллов на фоне скал и водорослей (1500 г. до н.э.). Искусство отразило любовь к морю, состязаниям и празднествам, роскоши и наслаждениям. Критский лабиринт Критский дворец фрески в дворцах Крита

15 слайд

Описание слайда:

Как и почему погибла цивилизация? В 1470 г. до н.э. минойская цивилизация рухнула под ударами Микен. За столетие дворцы (кроме кносского), погибли в огне. В 1380 г. до н.э. землетрясения заволокли тьмою эгейские царства, но их историю увековечили греческие мифы. керамика женские статуэтки Фрески Крита

16 слайд

Описание слайда:

Микенская цивилизация (XVI-XII вв. до н. э.) В отсутствии политического единства в позднеэлладский период центром греческой цивилизации стали Микены, расположенные в Балканской Греции и населенные греками-ахейцами. Отличительные черты цивилизации: ярко выраженный военный характер (главенство в Троянской войне, установление господства над Эгейским морем); деление государства на Ближние и Дальние провинции (16 областей); тип государства - древневосточная деспотия дворцовых царств; создание разветвленного бюрократического аппарата; дворец - центр управления и промышленно-хозяйственный средоточие зодчих, механиков, оружейников и ювелиров; отсутствие денег и рыночной торговли (оплата труда натурой); особое место занимала религия. Микенские дворцы

17 слайд

Описание слайда:

Цивилизация оставила грандиозное наследие (археологические открытия Г. Шлимана) мощные оборонительные укрепления из огромных грубых каменных блоков; Львиные ворота, украшенные барельефом из 2-х львиц; золотую усыпальницу царей - гробницу Атрея - это расположенные по кругу подземные сооружения с купольными сводами; дворцовые комплексы (заимствовали у критян); керамику; глиняные таблички с текстами; самое важное - мифы, ставшие отправной точкой развития Западной цивилизации. Львиные ворота Гробница Атрея Схема гробницы Золотая маска царя Атрея

18 слайд

Описание слайда:

В XII в. до н.э. микенская дворцовая система внезапно погибла. Неоднозначность с точки зрения разных ученых причин гибели цивилизации: гражданская война; социальный переворот или восстание рабов; иноземное вторжение; разрыв торговли с Востоком и голод; эпидемии; эрозия почв (вырубка лесов); землетрясения.

19 слайд

Описание слайда:

На данном этапе шли процессы: этнической консолидации греческого мира; становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности; достигнут наивысший культурный и научный расцвет древнегреческой цивилизации. Полисный период в истории Древней Греции (XI-IV вв. до н. э.) - Основные этапы полисного периода І этап: Гомеровский (предполисный) период XI-IX вв. до н. э. (назван по имени автора поэм «Илиада» и «Одиссея» - Гомера). В конце ІІ тыс. до н.э. из Центральной Европы на Балканский полуостров вторглись «варварские» племена легендарных дорийцев. Они не были причиной гибели микенской цивилизации, но окончательно разрушили ее. Местное население обратили в рабов. История Греции началась практически заново, поэтому этот период называют Темными веками. воин-дориец

20 слайд

Описание слайда:

Признаки общего упадка культуры: на месте разрушенных городов и дворцовой культуры возникли примитивные земледельческие поселения; снижение уровня культуры, потеря письменности (критское письмо); возрождение родоплеменных отношений; господство натурального хозяйства. В конце периода произошло становление дополисной общественной организации (раннеклассового общества) и возрождение материальной культуры. Заимствования дорийцами достижений микенцев: гончарный круг; технику обработки металлов; приемы кораблестроения; культуру выращивания винограда и оливок. Но именно дорийцы принесли искусство выплавки железа и использовали его для изготовления орудий.

21 слайд

Описание слайда:

ІІ этап: Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н.э.) Социально-экономические и политические изменения широкое внедрение железа во все сферы производства; рост хозяйственной самостоятельности семей ослабило зависимость от рода; возникновение элементов частной собственности; отделение ремесел от земледелия; переход к рынку создало основы товарного производства; рост городов; торговля приобрела международный характер; этническая консолидация эллинского общества (свидетельствовало признание г. Дельфы с оракулом Аполлона и г. Олимпия с Храмом Зевса и Олимпийскими играми в качестве общегреческих религиозных центров). В период VIII-VI вв. до н. э. произошло становление полисов. Полис - мелкий суверенный город-государство, объединённый общностью языка, религии, культурных традиций, политических и торговых связей.

22 слайд

Описание слайда:

Процесс расцвета великой греческой колонизации в VII-VI вв. до н.э. Экономические причины колонизации: недостаток продовольствия в связи с ростом населения Греции; потребность в увеличении количестве рабов в качестве основной рабочей силы. Политические причины колонизации: бегство политических противников в результате борьбы демоса и аристократии. Регионы колонизации: Средиземноморье (Италия, Испания, Северная Африка и острова в море); Северное Причерноморье и Приазовье (Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Боспорское царство); Побережье Малой Азии. Только выходцы из Милета основали 70 колоний на побережье Чёрного моря).

23 слайд

Описание слайда:

В Афинах архонт (избранный правитель) Солон провел реформу по отмене долгового рабства, что заложило основы афинской демократии (власть народа) и его антипода - особой формы тирании с целью защиты крестьян и ремесленников. В конце архаического периода рабство распространилось в городах независимо от формы организации полиса. В VI веке до н.э. развернулась борьба демоса (народа) против аристократии за землю борьба демоса с аристократией Рабство в Древней Греции

24 слайд

Описание слайда:

После победы в греко-персидских войнах самым влиятельным политическим и культурным центром стал город Афины. Максимального могущества Афины достигли в «Золотой век Перикла» (выдающийся политик, полководец, демократ, 15 раз избирался стратегом). Культурный расцвет обеспечили титаны греческой мысли - Гомер, Эсхил, Софокл, Еврипид. Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.) - эпоха наивысшего расцвета древнегреческого общества и культуры

25 слайд

Описание слайда:

Политическое и экономическое соперничество полисов привело к созданию военных союзов и войнам Причины: 1. Политические противоречия: борьба за установление собственного политического устройства полиса: Афины представляли демократию, Спарта - олигархию и главенство в Греции; 2. Этнические противоречия: афиняне были ионийцами, спартанцы - дорийцами; 2. Экономические противоречия: торговая война между Афинами и Коринфом. Гегемонию установила Спарта

26 слайд

Описание слайда:

Слабостью полисов воспользовалась Македонский царь Филипп II, который создал и возглавил Коринфский союз греческих государств (337 до н. э.). В результате Коринфской войны (395г. до н. э.) Персия навязала грекам унизительный мир, выполнение которого контролировала Спарта. Для борьбы со Спартой создали Второй афинский морской союз, который после войны распался.

27 слайд

Описание слайда:

Эллинизм - новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья, начавшийся с походов македонского царя Александра Великого в IV в. до н.э. и закончившийся завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I в. до н.э. Царствование Александра Македонского (336-323 гг. до н.э.) привело к кратковременному (12 лет) утверждению мировой державы (Греция, Персия, часть Индии, Египет). Александр энергично подавил мятеж на Балканах и вторгся в Азию. Причины вторжения войск Македонии в Азию: освобождение Анатолийской Греции от варваров; месть за беды во время греко-персидских войн; идея распространения на восток эллинской культуры. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ МИР У ИСТОКОВ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (IV-I вв. до н. э.) Царь Александр, воспитанный Аристотелем на образцах высокой эллинской культуры, был убежден, что происходит по отцовской линии от Геракла, а по материнской - от Ахилла. Умер в возрасте 33 года.

28 слайд

Описание слайда:

Поразительна незначительность греко-македонской армии при завоевании мира: 40 тысяч солдат в Азии, 120 тысяч - в Индии. Самый великий из полководцев, грозный повелитель проявил себя гениальным организатором. Империя держалась на личности Александра, который обладал нечеловеческой работоспособностью.

29 слайд

Описание слайда:

Главная цель Александра Великого - создание греко-восточного типа государственности, основанной на греческой философии и монархических традициях Востока Реформы Александра: создание сложной фискальной структуры по сбору налогов; введение единой денежной единицы - македонские монеты по аттическому весовому стандарту; меры по слиянию завоеванных народов и греков в единый народ. Способы: смешанные браки (во время «свадьбы в Сузах» 10 тыс. солдат за 1 день сочетались браком с девушками из Азии); строительство в империи 34 городов - Александрий, ставших проводниками греческой культуры и языка; воспитание 30 тысяч иранских детей на образцах греческой культуры; переселение людей в различные части империи; строительство дорог, каналов и кораблей. Идеал единства человечества, отрицавший различие греков и варваров, великие новаторства - блистательно подтвердили мысль Плутарха, что история иногда зависит от одного великого человека.

30 слайд

Описание слайда:

После разрушительных войн империя распалась на 3 больших государства: Египетское царство; Селевкидское (Сирийское) царство; Македонское царство. Это подтвердило значение политического новшества - института монархии. Однако царства сосуществовали с несколькими полисами (Афины и Коринф). С утверждение Римской империи в 27 до н. э. Греция превратилась в римскую провинцию Ахайя (кроме номинально свободного г. Афин). С IV в. н.э. Греция составила ядро Восточной Римской империи - Византию.

31 слайд

Описание слайда:

Мифология Древней Греции Объединяющую роль для древнегреческой культуры играла мифология, истоки которой относятся к крито-микенскому периоду. Древнейшими были божества, что воплощали силы природы. От союза Геи - земли и Урана - неба - появились титаны, старшим был Океан. Младший Кронос во сне убил отца из мести за заточение братьев циклопов в тартаре и стал царем богов. Дети Кроноса во главе с Зевсом в схватке с титанами одержали победу и разделили власть над миром.

32 слайд

Описание слайда:

Олимпийские боги - это боги 3-го поколения в древнегреческом пантеоне, верховные божества, обитавшие на горе Олимп В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи Зевс - верховный бог древнегреческого пантеона, бог неба, грома и молний Гера (жена Зевса) - покровительница брака и семьи Посейдон - бог морей, источников и вод. Аид - бог подземного царства мёртвых Деметра - богиня плодородия и земледелия Гестия - покровительница домашнего очага Олимпийские боги, потомки Зевса Арес - бог войны Афина (появилась из головы Зевса в боевом шлеме и панцире) - богиня военной мудрости, покровительница наук и ремесел Афродита (родилась из пены морской на о. Кипр) - богиня любви и красоты Артемида - богиня плодородия, Луны, покровительница животных и охоты, позже - покровительница женского целомудрия и рожениц Гефест (муж Афродиты) - бог огня и кузнечного ремесла Гермес - бог торговли, хитрости, скорости и воровства, вестник олимпийских богов, покровитель путешественников и торговли Аполлон - бог света, верховный покровитель медицины и искусства, его спутницы - 9 муз Дионис - бог виноделия и веселья, посвящались особые празднества в конце сельскохозяйственного года - дионисии Персефона - богиня весны, королева Царства Мёртвых

33 слайд

Описание слайда:

34 слайд

Описание слайда:

35 слайд

Описание слайда:

Параллельно с мифологией развивалась культовая практика - жертвоприношения и молитвы, которые проходили в храмах. Каждый город имел бога-покровителя Афина - покровительница города Афин; Олимпия- центр поклонения Зевсу, которому посвящались Олимпийские соревнования; Дельфы - центр Земли, место главного святилища Аполлона, где прорицал дельфийский оракул. Значение древнегреческой мифологии: источник развития древнегреческого искусства; влияние на формирование мифологии и религии Древнего Рима; в эпоху Возрождения включена в европейский культурный процесс; в современном мире имеет научный, познавательный и эстетический интерес. Афина Дельфийский оракул

36 слайд

Описание слайда:

РАЗВИТИЕ НАУКИ Ученые Древней Эллады пытались дать всеобъемлющую картину мира, отличную от мифологии уровне. Шел процесс не просто накопления научных знаний (жрецами), а развитие профессиональной науки, которая впервые в истории выделилась в самостоятельную сферу зарождение философии как научной теории, давшей оригинальное решение основных философских проблем происхождения Вселенной и природы человекаАнаксимандр Анаксимен Демокрит Первые греческие философы из перечня «7-ми мудрецов»

37 слайд

Описание слайда:

Исследователем социально-этических проблем человека был Сократ Платон - основоположник школы идеализма Самый знаменитый философ в истории человечества - Аристотель - совершил огромное влияние на философию Средневековья и Нового времени. Величайшие философы всех времен и народов Платон и Аристотель

38 слайд

Описание слайда:

Основы исторической науки заложил Геродот Во время путешествий Геродот собирал различные сведения. Главный труд - «История» - посвящена греко-персидским войнам. Несмотря на отсутствие целостности и полной научности, записал преимущественно достоверные факты. Геродот дал первое в античной литературе системное описание жизни и быта скифов. Карта мира по Геродоту Геродот

39 слайд

Описание слайда:

В Греции в нескольких научных медицинских школах обобщались медицинские знания Достижения в классическую эпоху врача Гиппократа оказали большое влияние на развитие медицины: рассуждения о причинах болезней, 4-х темпераментах, роли прогноза при лечении. Клятва Гиппократа является моральным кодексом врачей всего мира

40 слайд

Описание слайда:

ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Уникальная система воспитания и образования выработала идеал человека Эллады - гармоничное сочетание физической и духовной красоты. Впервые в истории встала задача обучения детей свободного населения (мальчиков). На структуре образования сказывались политические различия между полисами. В центре просвещения - демократически Афинах -оформилась следующая система обучения: Низшая школа (с 7 лет) - дидаксалейон, где обучали грамоте, литературе, музыке, арифметике, рисованию; 2-й уровень начальных училищ - грамматические школы (от 12 до 15 лет) обучали астрономии и философии. Обучение физической культуре велось одновременно в специальном комплексе - палестре; Гимназии - государственные образовательные монументальные здания, центры интеллектуальной жизни полиса. Юноши 16-18 лет совершенствовались в риторике, этике, логики, географии и гимнастике. палестра

41 слайд

Описание слайда:

Самые знаменитые школы Древней Греции Платоновская академия, где вел беседы со своими учениками Платон; Ликей Аристотеля. 4. Высшее учебное заведение - эфеб (военное и гражданское образование). Своеобразной формой высшего образования можно считать кружки, которые группировались вокруг крупных ученых (знаменитые беседы Сократа) Афинский гимнасий

42 слайд

Описание слайда:

В Спарте существовал жесткий контроль государства над развитием личности. Для оздоровления жителей царства члены городского совета старейшин сбрасывали в пропасть болезненных новорожденных детей Система государственного школьного обучения была обязательна для каждого мальчика и девочки 8-20 лет, при этом ребёнка отрывали от семьи. Детей с 12 лет делили на отряды, во главе которого стоял прен (старший авторитетный мальчик). Основные элементы обучения: охота, религиозные и военные танцы, физические упражнения. Умственное развитие было личным делом спартанца.

43 слайд

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественная культура Д ревней Греции 10 класс

Архитектурный облик Древней Эллады Архитектуре Древней Г реции не была свойственна масштабность египтян и монументальность Древней Передней Азии. Человек Древней Греции усматривал соразмерность и гармонию.

Человек верил в разумную организацию мира. Человек стремился на земле воплощать идеалы, которые соответствовали его представлениям об устройстве природы. Ч еловек особо ценил чувство меры во всём. Упорядочность, пропорциональность, строгая ритмичность, соразмерность всех частей архитектурных сооружений были главными отличительными чертами древнегреческого зодчества.

Заслугой древнегреческой архитектуры является создание ордерной системы. Чтение с. 73 строка 5 снизу. ОРДЕР являлся воплощением мужественности и стойкости характера греческих племён.

Храмы служили жилищем для богов. Наиболее распространённым видом греческого храма стал ПЕРИПТЕР, т.е. окружённый по периметру колоннами. Длинная сторона – 16 или 18 колонн. Меньшая сторона – 6 или 8 колонн. Вход в святилище осуществлялся только с заднего фасада, а не с главного, который располагался всегда с восточной части. Портики – символы небесного мира богов. ???? Чтение с. 75 аб 1.

Большие святилища – храмы: Храм Аполлона в Дельфах

Храм Аполлона в Коринфе

Храм Геры в Олимпии

Храм Геры в Пестуме

Золотой век Афин 5 век до н.э. – время расцвета древней Греции. Афины – крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории это время принято называть «золотым веком Афин». Ещё это время называют «веком Перикла». ??? Чтение с. 75 строка 6 снизу.

Скульпторы и философ Перикла Поликлет Фидий Анаксагор

Афинский Акрополь Акрополь – это ансамбль общественного и культурного центра Афинского государства. Испытания Акрополя: разрушения, ограбления. Сегодняшние дни – руины, но остался памятником «золотого века». Рассмотрите рисунок на с. 76

Пропилеи - ??? (с. 77 аб.2)

Пройдя Пропилеи, посетитель оказывался на большой площади, где возвышалась статуя Афины. ???? (с. 77 аб 3)

Парфенон – главный храм Акрополя. 8 и 17 колонн высотой 10,5 м. по преданию в храме находилась 12 – метровая статуя А фины, выполненная из слоновой кости с золотым покрытием.

Средняя часть горизонтального перекрытия колонн – фриза.

Рельефы прославляют героический греческий народ и его историю. Здесь собрались все боги Греции: громовержец Зевс, могучий властелин морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая Победы Ника. Здесь совершают подвиги герои греческих мифов.

Храм Эрехтейон Храм посвящён царю Афин Эрехтею, имевшему божественное происхождение. Храм украшают КАРИАТИД – скульптуры девушек, торжественно поддерживающих карниз.

Театр Диониса Театр вмещал 17 тысяч человек. Разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей. Перед началом спектакля в алтаре перед статуей бога Диониса совершали жертвоприношения и обряд очищения всех присутствующих в театре.

Домашнее задание: С. 73 – 80 чтение, пересказ. Знать термины! На уроке пересказ по слайдам.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса