Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Гофман крошка цахес анализ. Ирония в сказке гофмана крошка цахес - реферат. «Крошка Цахес» анализ

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» - романтическая сказка - новелла с глубоким социально-психологическим содержанием

ПЛАН

Сатирико-метафорический смысл сказки.

Добрые силы (фея Розабельверде, врач Проспер Альпанос) и их роль в сказке.

Мир обывателей введено(Фабиан, Кандида, Мош Терпин, князь, бароны).

Образ князя Пафнутія.

Противопоставление творческого человека бездуховного филистера (Бальтазар и Цахес).

Антипросвітницькі мотивы в произведении.

Специфика романтизма Гофмана.

Задания для подготовительного периода

Подумайте, какую позицию в повести занимает автор.

Повторите сведения по теории литературы о травестію, пародию, гротеск и романтическую иронию. Повесть - сказка как жанр романтической литературы.

Дайте толкование словам: Цахес, альраун, компендиум, пумпернікель, реферандарій, лінєєва обезьяна, Вельзевул, філістер.

Составьте ЛС, ребусы, кроссворды, стихи, литературные игры.

Литература

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. - Л, 1973

История немецкой литературы, Т.Н. - М., 1966

Художественный мир Гофмана: Сб. статей. - М., 1983

Лобода О. 20 вопросов классовые // Зарубежная литература. - 2003. - № 46. - С. 2 - С

Середюк Т. Комическое в сказке Е. Т. А.Гофмана «Крошка Цахес» // Зарубежная литература. - 2001. - №40. - С. 40

Савчук О. Фантастическая история взлета и падения Цахеса. Е. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». 8 кл. // Зарубежная литература. - 2004. - № 47. - С. 8 - 9

Остапчук В., Е.Т. А. Гофман «Малыш Цахес на прозвище Циннобер». Урок-загадка. // Зарубежная литература. - 2001. - №11. - С. С

Поколодний Л., Вечирко А. Е.Т.А.Гофман «Малыш Цахес на прозвище Циннобер» (Материалы к одному из вариантов урока) 8 кл. // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2002. - № 1. - С. 21 - 22

Инструктивно-методические материалы

Мир Гофмана - это особый художественный мир, созданный могучей фантазией автора. Почти всегда в центре его внимания находилось противостояние двух миров - романтического и обыденного, иллюзорного и реального. По определению писателя, «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» - это «сказка о реальном», в которой он подал собственное философское видение смысла жизни человека. В повести - сказке действие развернулась в сказочной стране - княжестве Керпес. Среди героев были маги, феи, которые влияли на жизнь обычных людей (фея Розабельерде подарила Цахесу три магические волосы, чтобы защитить малую чудовище). Гофман прибег также к волшебных вещей и волшебных превращений при изображены главных событий в произведении. Автор использовал прием двоплановості действия с целью осветить проблемы реальной жизни Германии («мікрокнязівства», немецкие имена большинства героев, типичная немецкая еда и т.п.).

Действующими лицами произведения стали карлик Цахес, фея Розабельверде, студенты Бальтазар и Фабиан, профессор Мош Терпин и его дочь Кандида, маг Проспер Альпанус. Рассказ велся от лица автора. История о маленьком чудовище разоблачила быт и обычаи карликовых княжеств, которые еще имели место в Германии.

Сатирическое обличение общества обывателей введено:

Руководителей германского княжества;

Тогдашней политики и просвещения;

Ученых и чиновников.

МЕТАФОРИЧЕСКИЙ

Вмешательство сказочных персонажей в общий ход развития сюжета.

Тема повести: показ духовно ограниченного мира обывателей введено, в котором нет места энтузиастам.

Идея: разоблачения отрицательных черт личности (жажда власти, жестокость, коварство); осуждение административной системы, прославление творческого человека.

Проблематика: - денег и власти;

6. класс морально-этических проблем;

7. любви;

8. образования;

9. добра и зла;

10. творческого человека бездуховного филистера.

Герои Гофмана тоже разделены на два лагеря - обывателей введено и энтузиастов. Ограниченные обыватели - это люди, которые вполне довольны жизнью и всем, что их окружало; они не знали и не хотели знать никаких высоких порывов, их большинство. Они обладатели и жители мира реального, в котором ценили лишь высокие жизненные блага, а все остальное для них ничего не стоит. Все эти герои довольно прозаичные, реалистичные, бездуховные и ограниченные люди, их жизнь скучна и неинтересна. Такое «больное общество» и порождало «Цахесів», потеряли духовные и моральные ориентиры.

Мир обывателей введено Гофман разоблачил с помощью иронии:

«просветительская» деятельность Пафнутія Большого имела псевдо-просветительские последствия, нарушая обычное гармоничное жизни людей;

Князь Барзануф любил награды, такие увлечения свидетельствовали об ограниченности и тщеславие правителя;

Профессор Мош Терпин - жалкий рационалист, его исследования и открытия бессмысленные и ничего общего с наукой и образованием не имели;

Кандида (любимая Бальтазара) - красивая, довольно обычная и немного легкомысленная девушка, не очень образованна, любила только веселые развлечения.

Філістерам Гофман противопоставил энтузиастов. Они жили как будто в другом измерении, их мир гораздо шире, сложнее, однако прекраснее. Над ними не имели власти те ценности, которые волновали обывателей введено. Глубокая духовность и искреннее чувство красоты - вот их отличительные черты.

Основной конфликт произведения - противостояние художника (Бальтазара), который видел и ценил прекрасное, жил и творил по законам высшей духовности, и филистера (Ціннобера), который поклонялся золотую, потерял ценные ориентиры, жил по законам голого практицизма.

Впервые Бальтазар и Цахес неожиданно пересеклись среди университетского люда. Все восхищались изяществом и ловкостью Ціннобера (так теперь называли Цахеса), он очаровал даже Кандиду, в которую более всего был влюблен Бальтазар. Чары Ціннобера действовали на всех людей, состояние их был похож на массовый психоз. Если кто-то в присутствии Цахеса говорит что-то остроумное, все считали, что это сказал Циннобер, но если он гнусно мяукал, обвиняли не его, а кого-то другого. Только два студента - Бальтазар (по замыслу автора, он ревностно охранял сказочный мир природы и поэзии от вторжения пошлости и обыденности) и Фабиан - заметили, что карлик на самом деле уродливый и злой. Глубокий замысел автора воплощен в необычной судьбы уродца Цахеса, которая обусловлена тем загадочным для романтика законом, по которому материальные и духовные блага в буржуаВНОм обществе распределены не равноценно: тот, кто имел власть, присваивал себе плоды ума и рук тех, кто ничего не имел.

Філістер

Творческий человек

Цахес - урод, вор и карьерист (воплощение темных сторон человека, его корыстолюбия).

Приносил несчастье всем, кто с ним встречается.

Присваивал заслуги других.

Бальтазар - юноша лет 23-х, уважительный, скромный поэт, жил в гармонии с природой.

Видел людей такими, какими они были на самом деле.

Сочинял стихи о красоте природы.

ВЫВОД:

Цахеси и им подобные появляются и процветают, а Бальтазари идут в изгнание, а то и в тюрьму, или же их «приручают» благодаря:

Засліпленому обществу, которое потеряло духовные ценности и творили себе кумира;

Власти денег (их символ - 3 золотые волоса в Цахеса).

Автор пришел к выводу: богатство и человеческая глухота, то, что люди забывали законы природы и красоты, - все это привело к господству нелепости и пошлости. Но Гофман верил в великую силу искусства - победа на страницах его сказки возможна, но в мире людей все гораздо сложнее. Этим и объяснял ироничный финал произведения. Таким образом, упадок бездуховности привел к увеличению філістерського мира, а ее возрождение - наоборот, к процветанию жизни в обществе.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ имени первого президента Б.Н. Ельцина»

Физико-технический факультет

Кафедра иностранных языков

Специальность «Перевод и переводоведение»

Допустить к защите

зав. кафедрой Ж.А. Храмушина

канд. пед. наук, доцент

«___» _____________ 2010 г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Ирония в сказке Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»

Пояснительная записка

Руководитель

кандидат филологических наук

преподаватель кафедры иностранных языков Поршнева Алиса Сергеевна

группы ФТ 191001 Синицина Полина Андреевна

Введение

Настоящая работа посвящена анализу романтической иронии в произведении Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».

Объектом курсового исследования являются различные проявления иронии, характерные для романтизма, в сказке Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».

Актуальность данной работы заключается в том, что исследуется такой жанр, как сказка; такое произведение могут читать как дети, так и взрослые. Каждый может вынести для себя полезные моменты, обыгрываемые в сказке при помощи иронии.

Предмет исследования – проявление иронии в различных аспектах сказки.

Целью данной работы является понимание того, как ирония работает в сказке Гофмана, и осознание того, что она проявляется на примере разных ситуаций и героев данной сказки.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

Понять, что такое ирония, в общем;

Проанализировать особенности иронии писателей-романтиков;

Выявить, какова роль иронии для взятого в отдельности Гофмана на примере его сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».

Структура работы . Курсовая работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В первой главе вводится понятие «ирония» и приводятся некоторые исследования на данную тему; во второй главе прослеживается ирония по поводу героев на примере некоторых из них; в третьей приведены кое-какие ситуации, в которых автор использует такой приём как романтическая ирония.

Глава 1. Понятие «ирония».

Ирония (от др.-греч. εἰρωνεία - «притворство») - троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному.

Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

По определению Аристотеля, ирония есть «высказывание, содержащее насмешку над тем, кто так действительно думает».

Ирония - употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному.

Ирония является категорией эстетики и берёт своё начало из традиции античной риторики. Именно античная ирония дала рождение европейской иронической традиции нового времени, получившей особое развитие, начиная с последней трети XIX века. Ирония, как средство комической подачи материала, является мощным инструментом формирования литературного стиля, построенного на противопоставлении буквального смысла слов и высказываний их истинному значению. Элементарной моделью иронического стиля является структурно-экспрессивный принцип различных речевых приёмов, помогающих придавать содержанию своим скрытым контекстом противоположный или идейно-эмоционально обличающий смысл. В частности, в качестве снятия претенциозности или помпезности повествования используется метод самоиронии, позволяющий передать авторское отношение к буквальному описанию сюжетного момента. В качестве завуалированной демонстрации негативной позиции применяется метод иронии, псевдоутверждение используется для разрушения какого-либо атрибута общественного сознания, а псевдоотрицание для подтверждения действительных истин. Иронический приём превосходства часто становится доминирующим способом высмеивания героев литературного произведения через внешне нейтральное изложение их характеристик, а приём иронического снисхождения используется авторами для пессимистической оценки значимости персонажей. Действенным ироническим способом коротких форм жанра юмора является коннотационная оговорка, рассчитанная на быструю реакцию читателя или зрителя.

Более жёсткими, бескомпромиссными формами иронии можно считать сарказм и гротеск.

Прямая ирония - способ принизить, придать отрицательный или смешной характер описываемому явлению.

Сократова ирония - форма самоиронии, построенная таким образом, что объект, к которому она обращена, как бы самостоятельно приходит к закономерным логическим выводам и находит скрытый смысл иронического высказывания, следуя посылкам «не знающего истины» субъекта.

Ироническое мировоззрение - состояние души, позволяющее не принимать на веру расхожие утверждения и стереотипы, и не относиться слишком серьёзно к различным "общепризнанным ценностям".

1.1. Ирония в период романтизма.

Принцип романтической иронии имел для эстетики романтизма первостепенное значение – он стал отправной точкой при создании нового, «универсального романтического искусства.

Не будучи в состоянии что-либо изменить в реальной действительности, несовершенство которой они воспринимали с большой остротой, романтики ощущали глубокой противоречие между своими стремлениями и возможностями. Романтическая ирония должна была помочь преодолеть его актом сознания.

«Существуют древние и новые произведения поэзии, во всём своём существе проникнутые духом иронии. В них живёт дух подлинной трансцендентальной буффонады. Внутри нас царит настроение, которое с высоты оглядывает все вещи, бесконечно возвышаясь над всем обусловленным, включая сюда и собственное своё искусство, и добродетель, и гениальность», - говорит Фридрих Шлегель в одном из своих фрагментов. Действие романтической иронии уже не имеет пределов, её значение становится абсолютным. Таким видимым разрешением противоречия трагический характер восприятия жизни, разумеется, не снимается, но оно с какого-то момента осознаётся как амбивалентное: трагическое самочувствие, идущее от реальности, и ироническое, привнесённое, философское. Эта принципиальная двойственность определила своеобразие всей «романтико-иронической» литературы. Универсальное назначение и амбивалентность как основные свойства романтической иронии подчёркивал в своих работах и К. В. Ф. Зольгер. Согласно Зольгеру, «ирония – не единичное случайное настроение художника, а внутренняя сущность каждого искусства вообще». «… Истинно юмористическое, - говорит он в другом месте, - никогда не бывает только смешным, но всегда носит оттенок некоей печали, в свою очередь трагическое обязательно имеет какое-то комическое звучание».

Юмор вносит в вещи и явления, окружающие человека, какое-то новое эмоциональное содержание – само отношение к ним человека. И тогда, получив новую духовную власть над миром, человек примиряется с ним. Таким образом, романтическая ирония становится средством познания жизни и овладения ею. То, что объективно смешное может быть в то же время и подлинной трагетией, первыми поняли романтики, ибо сама жизнь доказала им это. Поскольку старые ценности теряли своё значение, а новые ещё не утвердились, и те и другие казались сомнительными. Всё чаще мировоззрением становилась ирония – выражение скепсиса в форме комического. Такая ирония всегда созвучна комедии «последнего фазиса всемирно-исторической формы», и именно благодаря ей человечество по возможности «весело расстаётся со своим прошлым». Чем острее противоречия в обществе, тем отчётливее проявление в нём духа иронии. Романтическая ирония непосредственно связана с неудовлетворённостью художника окружающим миром; ей свойственно «преодоление» действительности смехом, ироническое принижение последней.

«Самой яркой и характерной фигурой немецкого романтизма явился Гофман, крупнейший юморист и сатирик, замечательный мастер сказки и фантастической новеллы». Именно в сказке с наибольшей полнотой и яркостью проявилось характерное для Гофмана взаимодействие романтической иронии и сатиры. Особенно показательна в это плане сказка «Крошка Цахес».

Главный персонаж этого произведения Гофмана наделён «странным таинственным даром», «в силу коего всё замечательное, что в его присутствии кто-либо другой помыслит, скажет или сделает, будет приписано ему, да и он в обществе красивых, рассудительных и умных людей будет признан красивым, рассудительным и умным и вообще всякий раз будет почтён совершеннейшим в том роде, с коим придёт в соприкосновение». Эта завязка («странный таинственный дар») управляет остальными компонентами сказки, определяет и трансформирует их, обеспечивая интегрированность её структуры. В конечном же итоге именно неясность природы этого «волшебного дара» порождает ту особую форму сатиры в сказке, где отсутствие рационального объяснения причины конфликта соответствует с острейшей критикой общественного устройства.

Сочинение на тему: Критика и анализ произведения «Крошка Цахес» Гофмана


Крошка Цахес, герой одноименного произведения Гофмана, родился уродливым скособоченным карликом. Но судьба в образе феи улыбнулась ему. Фея Розабельверда (или же Розабельерде) подарила Цахесу три золотых магические волоса. После этого Цахес стал казаться людям лучшим, чем был. То есть, пригожим, умным, талантливым.

Чары действуют почти на всех людей, восхищаются Цахесом: «О, фрау Лиза, какой у вас милый и пригожий мальчик!». Когда кто-то в окружении Цахеса чем-то прославляется, это сразу приписывается карликову, а в его грубых выходках обвиняют других.

Благодаря магическому дару, крошка Цахес, прозванный Циннобером, живет без забот во дворце, становится важной персоной в министерстве иностранных дел.

Образ крошки Цахеса весьма однозначен. Убогий карлик от таких больших возможностей не становится лучше. Наоборот, он рад, когда присваивает себе достижения других. Цахес ведет себя подло по отношению к окружающим, идет к своим целям «по головам». Он туп, злобен, хитер и ненасытен к почестям. Уродливую же сущность карлика сначала видят только студент Балтазар и его товарищ.

Рассказывая историю Цахеса, писатель противопоставляет два различных человеческих мира. Первый из них, более распространенный - это мир обывателей, т.е. филистеров. Филистер зовут людей ограниченных, с примитивными интересами.

Ярким представителем такого типа в произведении является сам Крошка. Это самодовольный, эгоистичный, лицемерный человек, к тому же глупый. Однако в обществе Крошку Цахеса обожают - ведь у него есть три золотых волоса, подаренные ему феей. Эти магические волоски в произведении Гофмана олицетворяют власть золота. Весь мир филистеров поддается чарам этого золота, все люди увлекаются Цахесом. Ведь в мире филистеров даже простейшие человеческие чувства - симпатия, любовь, доброжелательность чаще всего подвластны материальному расчету. Цахес живет неправедным богатством, бессовестно крадет достижения других.

Контраст филистерам составляют энтузиасты. Их представитель - студент Балтазар. Это романтик, бескорыстный служитель идеалам красоты и справедливости. Он - человек кипящей энергии и ясного ума. Балтазар интересуется «прекрасными мечтами из какого-то далекого мира, полного блаженной радости», «высокими истинами мира», ощущает гармонию прекрасной и живой природы. Его никак не ослепляют «золотые волоски» Цахеса-Циннобера, он видит его уродливую сущность. Однако никто из филистеров Балтазару не верит, его преследуют.

В финале Балтазар с помощью мага Проспера Альнануса устанавливает справедливость. Чары рассеиваются, все видят уродливого карлика. Затравленный людьми Цахес от стыда находит позорную смерть в горшке с нечистотами. Теперь он ничтожен и возбуждает только жалость. Последняя милость феи заключается в том, что Циннобер запомнился людям все-таки пригожим, а не уродливым.

Получив волшебный дар, крошка Цахес не выдержал морального испытаний, не постарался стать достойным его, приблизиться внутренне к тому идеалу, которым его видели люди. Как говорит сама фея: «Я думала, чудесный внешний дар, которым я тебя наделила, озарит благотворным лучом твою душу и пробудит внутренний голос, который скажет тебе: " Ты не тот, за кого тебя принимают, поэтому старайся сравниться с человеком, на чьих крыльях ты, бескрылая калека, возносишься! " Но никакой внутренний голос в тебе не проснулся. Твой заскорузлый, мертвый дух не смог подняться... »

В финале Балтазар женится на любимой Кандиде, дочери профессора Моша Терпина, которую прочили в невесты Цахесу. Однако некоторая ирония звучит в счастливом сказочном финале. Семья Кандиды - филистеры. Недаром маг Альнанус дарит молодым на свадьбу волшебные горшки, где не пригорает пища - большего чуда здесь и не надо. И кто его знает, сохранит ли энтузиаст Балтазар свое поэтическое мышление и трезвый разум в кругу, где царит расчет?

«Крошка Цахес по прозванию Циннобер» — повесть Э.Т.А. Гофмана. Написана в 1819 году. Как свидетельствуют друзья Гофмана, писателя заинтересовала возможность изобразить «отвратительного глупого урода, который все делает не так, как люди». Позднее этот замысел расширился: Цахес не просто «делает все не так, как люди», но, благодаря волшебному дару, его нелепые действия воспринимаются как вполне разумные и даже замечательные и, кроме того, он обладает способностью присваивать себе заслуги других. Поэт читает стихи, а Цахес говорит, что это он написал, — и все верят в это; уродец присваивает себе все благие и умные поступки других и становится властителем в карикатурно изображенном автором княжестве Керепес.

Необычные имена персонажей, окружающих Цахеса, Гофман заимствовал из книги медика XVIII в. Иоганна Георга Циммермана «Об одиночестве». Родословная уродца Цахеса, карлика с большой головой и коротенькими ножками, «похожего на редиску», еще более богата: исследователи называют прежде всего волшебного человечка Альрауна, часто возникавшего на страницах произведений романтической литературы. Важно и то, что Альраун, как и Цахес, олицетворяет злое, разрушительное начало.

Сказка-повесть «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Гофмана построена по всем канонам романтической истории: здесь есть волшебник и фея, мечтательный влюбленный поэт и его друг, прекрасная возлюбленная поэта, есть тупые и смешные придворные и лжеученые. В повести Гофмана ощутимы и сатирические черты, однако повествование в своей иронической окраске явно не сводится к осмеянию маленьких княжеских дворов, нелепого стремления к французскому варианту абсолютизма в карликовых монархиях раздробленной Германии. Цахес — не красавец, но кажется красавцем, глуп, а кажется одаренным блестящим умом, не талантлив, а все видят в нем поэта, зол и жаден, а представляется мудрым и правым властителем. В результате следствием доброго гуманного поступка феи оказывается зло. Не подвержен ему, что согласуется с романтической традицией, лишь поэт. У него глаза открыты, но перед злом он бессилен: его не слышат, над ним смеются, когда Цахес ворует его стихи и обольщает его невесту. В финале уродец разоблачен и гибнет, но и поэт Бальтазар обретает не возвышенное, не земное счастье, а бидермайеровский уют, с кастрюлями, огородом и прочим хозяйством, — все это в придачу, как дар волшебника, к полученной, наконец, невесте. Эту бидермайеровскую окраску часто не замечают, ибо финал произведения «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» Гофмана в большинстве случаев трактуется как победа добра над злом. Это действительно так, но обретенное счастье в том виде, каким оно показано, не вызывает сочувствия у романтика Гофмана. Если на свадьбе Бальтазара из-под земли вырастают волшебные деревья и звучит неземная музыка, то кончается всё волшебной кухней, где суп никогда не выкипает.

В XX веке появился ряд работ, где Цахеса отождествляли с самим Гофманом из-за имевшегося когда-то случая: Гофман присвоил себе чужую охотничью добычу. Каким-то толчком к замыслу данный эпизод мог послужить, но смысл повести несравнимо масштабнее и глубже. Образ Цахеса — одно из прозрений Э.Т.А. Гофмана, в нем содержится предсказание коллизии более поздних времен: диктатор — власть — толпа, одержимая массовым психозом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса