Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дети мариуса петипа что стало с ними. Мариус петипа. За пластикой - в Россию

- (Petipa) (1818 1910), артист балета, балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869 1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве… … Энциклопедический словарь

Русский артист балета, балетмейстер. Француз по происхождению. Ученик отца ‒ танцовщика Жана Антуана П. и О. Вестриса. С 1838 выступал во Франции, США, Испании. В 1847 поселился и жил до конца жизни… … Большая советская энциклопедия

См. в статье Петипа … Биографический словарь

- (1818 1910) российский балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869 1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил св. 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими… …

Петипа, Мариус Иванович - М. Петипа. Портрет работы Ж. Годешарля. ПЕТИПА Мариус Иванович (1818 1910), артист балета, балетмейстер, педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. Выступал до 1869 (Люсьен д"Эрвильи “Пахита” Л. Минкуса и др.). В 1869 1903 главный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Петипа Мариус Иванович - (1818 1910) русский балетмейстер и педагог, с 1869 по 1903 гг. главный балетмейстер петербургской балетной труппы … Словарь литературных типов

Мариус Петипа Мариус Иванович Петипа (фр. Marius Petipa, 11 марта 1818 1 (14) июля 1910) российский театральный деятель и педагог французского происхождения, артист балета и балетмейстер. Содер … Википедия

Мариус Петипа Мариус Иванович Петипа (фр. Marius Petipa, 11 марта 1818 1 (14) июля 1910) российский театральный деятель и педагог французского происхождения, артист балета и балетмейстер. Содер … Википедия

- (1818—1910), балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869—1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Создал свод правил балетного академизма. Постановки Петипа отличались мастерством композиции … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • , Юлия Яковлева. Главный герой новой книги известной писательницы, критика балета Юлии Яковлевой, - Мариус Иванович Петипа, человек, который создал русский классический балет, каким мы его знаем. Но знаем ли…
  • Создатели и зрители. Русские балеты эпохи шедевров , Яковлева Юлия. Главный герой новой книги известной писательницы, критика балета Юлии Яковлевой, - Мариус Иванович Петипа, человек, который создал русский классический балет, каким мы его знаем. Но знаем ли…

В истории российского балета действительно был целый период, который называют «эпохой Петипа», однако свое становление как балетмейстер и артист балета Мариус Петипа начинал не в нашей стране. В детстве Петипа не проявлял к этому виду искусства ни малейшего интереса, несмотря на то, что родился в семье артистов балета: отец - балетмейстер Жан-Антуан Петипа , мать - драматическая актриса, старший брат Мариуса также впоследствии стал известным танцовщиком.

А в 1830 году после начала второй Французской революции, интерес к балету и искусству вообще, был потерян и у публики - более года на территории Франции не работал ни один театр. Однако, чуть позже глава семейства открывает свой собственный театр, труппа которого состояла исключительно из членов семьи Петипа, а в возрасте 19 лет Мариус Петипа становится первым танцовщиком театра во французском Нанте и ставит свои первые балеты: «Права сеньора», «Маленькая цыганка» и «Свадьба в Нанте».

Потом жизнь молодого артиста идет в ритме, свойственным артистам этого жанра: гастроли вместе с отцом в Нью-Йорке, возвращение во Франции и новая работа в театре Бордо, Королевский театр в Мадриде и Санкт-Петербург. Принял приглашение от руководства Большого театра Санкт-Петербурга Мариус Петипа без замешательств и сомнений: он считал Россию единственной страной, где развитие балета идет в правильном направлении.

Балет «Эсмеральда» в постановке Мариуса Петипа. Фото: www.globallookpress.com

Переезд в Россию

Европейский балет к тому времени подвергался влиянию смелых экспериментов, балетмейстеры все чаще привносили в хореографию невообразимые движения, а танцовщики демонстрировали разнообразные трюки. Русский балет же по-прежнему во главу ставил грацию, пластику и красоту, а потому к своей работе в нашей стране Петипа приступил с большим энтузиазмом. И надо сказать, его ожидания оправдались.

Петербургская труппа тоже довольно благожелательно приняла нового танцовщика. Мариус Петипа не был гениальным танцовщиком, хорошее исполнение классических партий обуславливалось, скорее, постоянными тренировками и желанием самосовершенствоваться. Но вот характерные роли он исполнял великолепно - его потрясающие актерские способности отмечали многие его коллеги.

Хореограф Петипа

Однако, всемирную славу Мариусу Петипа принесла его работа в качестве балетмейстера в российских театрах - именно это сделало артиста в скором времени законодателем в мире балета. В первый же год работы Петипа ставит в Большом театре Санкт-Петербурга (на то время, один из крупнейших театров северной столицы, впоследствии был перестроен, теперь это здание Консерватории) большой балет в 2 действиях «Пахита», в котором выступает и в качестве танцовщика.

На премьеру приехал император Николай I - он был настолько впечатлен и спектаклем и артистизмом Петипа, что спустя несколько дней преподнес балетмейстеру драгоценный перстень.В 1870 году он начинает работу и в Мариинском театре - одном из лучших балетных театров мира, а в 1903 году его назначают главным балетмейстером петербургских театров.

Всего же Мариус Петипа успел поставить около 70 балетов в России, причем более половины из них - это оригинальные постановки. Практически все они имели оглушительный успех и большинство спектаклей не сходили с театральных афиш несколько десятков лет. Эту популярность сам балетмейстер объяснял подходом к постановке, он считал, что каждую постановку зритель должен воспринимать как «великолепное зрелище».

Именно Петипа с его страстью к артистизму и эмоциям и искренней любовью к традиционному русскому балету, удалось сочетать в своих постановках и то, и другое: виртуозность исполнения, образность, актерскую игру. К тому же, балетмейстер очень большое внимание уделял отбору артистов для тех или иных партий, тщательно проверял их возможности, дабы найти для каждого героя «своего» танцовщика. Россия действительно стала для величайшего балетмейстера второй Родиной, об этом он писал в заключительной части своих мемуаров. Русский балет же именно благодаря Мариусу Петипа стали называть лучшим балетом в мире.

«Век Петипа» - время блистательных балетов и ярких экспериментов - навсегда останется одним из самых значимых периодов не только в русском, но и в мировом балете.

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 марта 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения российского балетмейстера французского происхождения, артиста балета, педагога Мариуса Петипа.

Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года во французском городе Марселе в семье балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо. При рождении получил имя Альфонс Виктор Мариус Петипа. В возрасте четырех лет вместе с семьей переехал в Брюссель, куда его отец был приглашен на работу в театр оперы и балета.

Изначально учился музыке по классу скрипки. В семь лет начал заниматься хореографией у своего отца, хотя по собственным воспоминаниям "не чувствовал в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства". В 1831 году впервые вышел на сцену в постановке Жана-Антуана Петипа "Танцемания". Талант юного танцовщика был оценен публикой, и в 16-летнем возрасте он получил место балетмейстера и солиста в Нантском театре.

В 1839 году вместе с отцом работал в Нью-Йорке (США). Вернувшись во Францию, учился в школе Парижской оперы, однако не был принят в труппу и уехал в Бордо. Затем переехал в Мадрид, где с 1842 по 1846 год занимался балетом, в частности, был танцовщиком в Театро дель Сирко.

В 1847 году он принял приглашение директора Императорских театров Александра Гедеонова и переехал в Санкт-Петербург, где проработал практически до конца своей жизни. По одной из версий, Мариус Петипа покинул Мадрид из-за скандала, вызванного его побегом с дочерью испанского аристократа. Позднее сам балетмейстер писал, что был недоволен европейской балетной школой, где "постоянно уклоняются от настоящего серьезного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения".

В России он получил имя Мариус Иванович Петипа. Дебют состоялся на сцене Санкт-Петербургского Большого (Каменного) театра в октябре 1847 года Петипа исполнил роль Люсьена в балете Жозефа Мазилье "Пахита" (музыка Эдуарда Дельдевеза), который привез в Россию из Парижа. Спустя год показал свою постановку в Московском Большом театре. Впоследствии "Пахита" Петипа шла на разных сценах. В ее последней редакции (1896 год) исполнительницей главной партии стала Матильда Кшесинская.

В 1848 году танцовщик вместе с отцом поставил пантомимный балет Мазилье "Сатанилла" ("Влюбленный бес").

В 1855 году начал преподавать женский классический танец в петербургском Театральном училище.

Первый же выход на сцену принес Петипа успех у публики, хотя критики принимали его прохладно. Он зарекомендовал себя как мимический артист и характерный танцовщик. Исполнял ведущие партии в балетах "Эсмеральда", "Фауст", "Корсар", поставленных главным балетмейстером Санкт- Петербургского Большого театра Жюль-Жозефом Перро. В 1849 году вместе с Перро представил свою версию балета Филиппа Тальони "Лида, швейцарская молочница", исполнив в нем заглавную мужскую партию Освальда. В 1855 году создал дивертисмент "Звезда Гренады", затем балеты "Брак во времена регентства", "Парижский рынок", в которых танцевала его жена - Мария Суровщикова.

В 1859 году стал помощником нового балетмейстера Императорских театров Артура Сен-Леона.

Первой крупной самостоятельной постановкой Петипа был балет в трех действиях "Дочь фараона" (композитор - Цезарь Пуни), в основу которого лег роман Теофиля Готье "Роман о мумии". Мариус Петипа выступил также автором либретто. Премьера балета состоялась в январе 1862 года.

В том же году Петипа был назначен штатным балетмейстером Санкт-Петербургского Большого театра. Одновременно до 1869 г. продолжал выступать на сцене в качестве танцовщика (Альберт, "Жизель"; Граф, "Своенравная жена" и др.).

С 1869 по 1903 год занимал пост главного балетмейстера петербургской балетной труппы.

В 1869 году Петипа поставил в Москве балет "Дон Кихот" на музыку Людвига Минкуса (в 1871 году спектакль прошел в Санкт- Петербурге в новой редакции), в котором впервые наряду с классическим танцем широко использовались испанские народные танцы. В 1877 году на сцене Большого театра в Петербурге состоялась премьера "Баядерки" Минкуса. В главной партии выступала Екатерина Вазем, а в 1902 году - Анна Павлова. В основу постановки Мариуса Петипа был положен балет его родного брата Люсьена "Сакунтала", однако российская версия получила собственное хореографическое воплощение. Финальная картина балета - "Тени" - до сих пор считается образцом массового классического танца, сравнимым со сценами "Лебединого озера".

Мариус Петипа был автором около 60 оригинальных спектаклей и 20 новых редакций уже известных постановок, танцев в операх, дивертисментов. Свои лучшие работы балетмейстер осуществил в сотрудничестве с Иваном Всеволжским, директором Императорских театров в 1881-1899 годах.

Постановки хореографа вошли в фонд русской и мировой классики, среди них "Спящая красавица", "Лебединое озеро" и "Щелкунчик" Петра Чайковского, "Раймонда" Александра Глазунова. По словам критиков, вторая половина XIX века в истории русского балета по праву считается "эпохой Петипа".

В 1894 году балетмейстер получил российское подданство.

В 1907 году по настоянию врачей Мариус Петипа уехал в Крым, в Гурзуф. Скончался 14 июля 1910 года в возрасте 92 лет. После смерти тело балетмейстера было перевезено в Санкт-Петербург на Волковское лютеранское кладбище. В 1948 году его прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Официально Петипа был женат дважды, и оба раза на балеринах. Первой супругой хореографа была Мария Сергеевна Суровщикова (1836-1882 годы). Их брак был зарегистрирован в 1854 гооду, распался спустя 15 лет. Второй женой Петипа стала артистка балета Императорских театров Любовь Леонидовна Савицкая. Супруги прожили вместе около 30 лет, однако официально зарегистрировали брак лишь после смерти Марии Суровщиковой в 1882 году. От двух жен Мариус Петипа имел восемь детей: сыновей Ивана (родился в 1859 году), Виктора (родился в 1879 году) и Мария (родилась в 1884 году), а также дочерей Марию (родилась в 1857 году), Надежду (родилась в 1874 году), Евгению (родилась в 1877 году), Любовь (родилась в 1880 году) и Веру (родилась в 1885 году). Также у него были внебрачные дочь и сын - Мариус (родился в 1850 году). Почти все дети балетмейстера связали себя с театральным искусством - драматическим и балетным.

Страница:

Петипа Мариус Иванович (Petipa, Marius) (1818-1910), артист балета и балетмейстер, француз по происхождению, работавший преимущественно в России, где балет второй половины 19 в. принято называть «эпохой Петипа».

Родился в Марселе 27 февраля (11 марта) 1818 в семье артистов балета, учился у отца - Жана-Антуана Петипа (в начале 1830-х годов также у Огюста Вестриса). В детстве и юности разъезжал по Франции с труппой отца, гастролировал в США, в 1842-1846 работал в Мадриде. В 1847 Петипа был приглашен в Петербург и до конца жизни работал здесь в качестве артиста балета, с 1862 - балетмейстера, а с 1869 - главного балетмейстера. Дебютировал в октябре 1847 в роли Люсьена в балете Ж.Мазилье Пахита (музыка Э.Дельдевеза), который перенес из Парижа.

Служение искусству переходило тогда из поколения в поколение, и история французского театра насчитывает много театральных семей.

Петипа Мариус Иванович

В дальнейшем исполнял ведущие роли в балете Мазилье Сатанилла (музыка Н.Ребера и Ф.Бенуа), балетах Ж.Перро Эсмеральда (музыка Ц.Пуни), Фауст (музыка Пуни и Дж.Паниццы), Корсар (музыка А.Адана), а также в собственных постановках. Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 прославился постановкой Дочери Фараона (музыка Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством. С этого момента и на протяжении последующих десятилетий был автором 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов.

Постепенно, от постановки к постановке складывались и утверждались каноны т.н. «большого балета», спектакля, где фабула излагалась в пантомимных сценах, а танец, в частности большие классические ансамбли, служил раскрытию внутренней темы. На протяжении всей второй половины 19 в.

Петипа не прекращал поисков танцевальной образности. Обобщенный образ рождался в развитии пластических тем, благодаря сочетанию движений, комбинациям рисунков, разнообразию ритмов. Петипа достиг многого еще в период работы с композиторами, чья музыка была далека от симфонизма, например, в Баядерке (музыка Л.Минкуса, 1877), где поставил, в частности, знаменитое grand pas «Теней» в сцене загробного царства. Но высшим его достижением стали спектакли, созданные в союзе с П.И.Чайковским (Спящая красавица, 1890; отдельные эпизоды Лебединого озера, 1895) и А.К.Глазуновым (Раймонда, 1898).

Несмотря на то, что к началу 20 в. монументальные постановки Петипа представлялись новому поколению балетмейстеров, прежде всего М.М.Фокину, устаревшими (и они окрестили их «старым» балетом, противопоставив им свой - «новый»), традиции «большого балета» Петипа сохранили свое значение и в 20 в. На русской сцене живут его лучшие спектакли, а некоторые идут и в крупнейших театрах мира. Кроме того, уже в середине 20 в. в искусстве нового поколения хореографов, среди которых первое место занимает Джордж Баланчин, выработанные Петипа выразительные средства предстали полностью обновленными и легли в основу современного балета.

Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в Марселе в семье известного провинциального балетмейстера. Его отец, Жан Антуан Петипа, был танцовщиком, а впоследствии — балетмейстером и педагогом, мать, Викторина Грассо, — драматической актрисой. «Служение искусству переходило тогда из поколения в поколение, — вспоминал Мариус Петипа, — и история французского театра насчитывает много театральных семей» .

Семья Пе типа, как и большинство подобных ей, вела кочевой образ жизни.


Отец был его первым учителем. «Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства» .

Уже в 16 лет Мариус Петипа поставил свой первый спектакль в театре города Нанта.

В шестнадцатилетнем возрасте Мариус Петипа получил свой первый самостоятельный ангажемент. В полноценную театральную жизнь в то время вступали рано, и сейчас для нас поразительным выглядит тот факт, что шестнадцатилетний юноша, почти мальчик, получил место не только первого танцовщика в Нантском театре, но и балетмейстера. Правда, балетная труппа была невелика, и юному балетмейстеру «приходилось только сочинять танцы для опер, ставить одноактные балеты своего сочинения и придумывать балетные номера для дивертисментов».

Директор Императорских театров Петербурга в 1847 предложил Мариусу Петипа место первого танцовщика и он без колебаний его принял. вскоре прибыл в.

В конце мая 1847 извозчик вез по петербургским улицам странного пассажира. На голове его был повязан платок вместо картуза, украденного в порту, сразу же после того, как он покинул борт парохода, прибывшего из Гавра. Прохожие веселились, глядя на странного седока; он веселился не меньше, видя себя в центре внимания. Так прибыл в Россию человек, которому было суждено определять развитие русского балета в течение десяти летий

Петипа не был гениальным танцовщиком, и успех его на этом поприще был обусловлен упорными занятиями и личным обаянием. Многие отмечали, что как классический танцовщик он был намного слабее, чем как исполнитель характерных танцев. Отмечали его артистизм и прекрасные мимические способности. По всей вероятности, если бы Мариус Петипа не стал танцовщиком и балетмейстером, то драматическая сцена приобрела бы великолепного актера. По словам известной балерины и педагога Вазем, «темные жгучие глаза, лицо, выражающее целые гаммы переживаний и настроений, широкий, понятный, убедительный жест и глубочайшее проникновение в роль и характер изображаемого лица ставили Петипа на высоту, которой достигали очень немногие его собратья по искусству. Его игра могла в самом серьезном смысле слова волновать и потрясать зрителей».



Первым спектаклем, который поставил Мариус Петипа на петербургской сцене, был балет «Пахита», автором которого был французский балетмейстер Мазилье. Премьера заслужила благосклонное одобрение императора Николая I, и вскоре после первого представления балетмейстеру было прислано от него драгоценное кольцо в знак признания его таланта. Балет этот сохранился в постановке Петипа более чем на 70 лет, а некоторые фрагменты из него исполняются и поныне.

В 1862 Мариус Петипа официально был назначен балетмейстером Петербургских императорских театров и занимал это место до 1903 года. В 1862 он осуществил первую большую оригинальную постановку балета «Дочь фараона» на музыку Чезаре Пуни (1803-1870) , сценарий по произведению Теофиля Готье он разрабатывал сам . Сохранившаяся в репертуаре театра до 1928 «Дочь фараона» , содержала элементы, присущие дальнейшему творческому развитию балетмейстера и, всего российского балета, который пошел по пути развития танцевального симфонизма и зрелищности.



На фото сцены из балета "Дочь фараона" можно увидеть в центре балерин: Матильду Kсешинскую (1871-1970) в роли принцессы Аспиччия (справа) и Ольгу Преображенскую (1871-1962) в роли раба Рамзея (слева) .

Среди балетов Мариуса Петипа особенным успехом пользовались: «Царь Кандавл» (Петипа впервые на балетной сцене использовал трагический финал), «Бабочка», «Камарго», «Приключения Пелея», «Кипрская статуя», «Талисман », «Синяя борода» .

Лучшей работой Петипа считал балет «Спящая красавица», в котором в наибольшей степени сумел воплотить стремление к симфонизму в балете. И сама структура балета строилась по симфоническому принципу четкой организованности всех частей и соответствия их друг другу, взаимодействия и взаимопроникновения. Содружество с Чайковским во многом помогло этому. Сам композитор утверждал: «Ведь балет та же симфония». А сказочный сюжет давал балетмейстеру возможность поставить на сцене широкое, феерически красивое действие, волшебное и торжественное одновременно.



Фото премьеры балета "Спящая красавица" Петра Чайковского
Хореография М. Петипа 1890

Слава "русского балета" - это словосочетание можно встретить нередко.

Удивительно, но фундамент этой славы в XIХ веке заложили иностранцы: великий француз Мариус Петипа и совсем "не великие" композиторы - Пуни, Минкус и Дриго. Их должности в Императорских театрах назывались просто - сочинители балетной музыки.



http://www.var-veka.ru/article…

Портрет Марии Петипа, знаменитой танцовщицы Мариинского театра, в сценическом костюме для балета "Заколдованный лес" Дриго. 1887

Мария Мариусовна Петипа родилась в семье танцовщиков Петербургской императорской труппы. Мать - известная балерина Мария Сергеевна Суровщикова- Петипа, отец - Мариус Иванович Петипа. В 1869 её родители развелись, мать ушла с Петербургской сцены. В 1875 семнадцатилетней балериной она дебютировала в главной партии в балете «Голубая георгина» на музыку Пуни, поставленным её отцом в 1860 для исполнения её матерью. Мария Мариусовна ещё не раз будет танцевать в балетах отца, а какие-то партии он создавал специально для неё.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса