Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Царь минос и минотавр. Тесей и Минотавр — Мифы Древней Греции. Кто такой Тесей


История о герое Тесее, победившем чудовище Минотавра, и красавице Ариадне, передавшей возлюбленному клубок ниток для выхода из Лабиринта, настолько прекрасна, что не нуждается в объяснениях и доказательствах, обещая жить в мировой культуре вечно. Тем не менее, место действия событий этого древнего мифа вполне реальное - оно и впрямь походило на лабиринт и имело непосредственное отношение к быкам.

Миф о Тесее и Минотавре



Минотавром, «быком Миноса», называли сына Пасифаи, жены критского царя. Это существо с телом человека и головой быка якобы было спрятано Миносом в построенном Дедалом лабиринте, где кормилось человеческими жертвами. Ему отдавали на съедение преступников, а раз в девять лет из Афин в качестве дани присылали семь юношей и семь девушек, которые блуждали по коридорам лабиринта, не в силах выбраться из него, и в итоге попадали прямо в пасть Минотавру.


Сын афинского царя Эгея Тесей, отправившийся в числе этих четырнадцати на остров Крит, смог победить Минотавра, а выйти наружу ему помог подаренный Ариадной, дочерью Миноса, клубок ниток: начав разматывать его при входе в лабиринт, Тесей и его спутники смогли потом вернуться.


Победитель чудовища и его возлюбленная отправились на корабле в Афины, но во время остановки на острове Наксос Ариадну похитил влюбленный в нее Дионис, и опечаленный Тесей вернулся в Афины один. Забывший о том, что в случае счастливого исхода черный парус на корабле нужно было заменить на белый, он невольно стал причиной смерти своего отца: Эгей, увидевший траурный знак, не выдержал известия о смерти сына и бросился со скал в море, которое с тех пор стало носить название Эгейского.


Минойская цивилизация


Миф о Тесее и Минотавре относится к минойской культуре – цивилизации, существовавшей на Крите в эпоху бронзового века, примерно с XXVIII по XV вв. до нашей эры. Записи о легенде можно встретить у древнегреческих историков классического и римского периодов, когда версии толкования мифа уже разнились. По одной из них, Тавр, жестокий военачальник Миноса, любил устраивать состязания, в которых призом были рабы-подростки. Эту версию озвучивал Плутарх со ссылкой на древнегреческих историков.


Как бы то ни было, легенда, в которой одним из главных действующих лиц будет бык, не могла не возникнуть в период существования минойской культуры или при знакомстве с ее наследием. Бык у критян был особо почитаемым, священным животным, вовлеченным в различные ритуалы и культы. Сделанные археологами находки позволили установить, что на острове были популярны таврокатапсии, или танцы с быками – ритуальные прыжки через животное.


Можно предположить, что во время проведения этих «танцев» имели место жертвы – не отсюда ли берет начало легенда о регулярной дани Минотавру? Сами критяне, вероятно, позаимствовали образ человека с головой быка из других религий – в частности, финикийцев, которые почитали Молоха, пожирающего детей, или египтян, в обычае которых было поклоняться богам с головами разных животных.

Что касается места, где, вероятно, располагался лабиринт Минотавра и где жил царь Минос – оно было найдено в 1878 году греком Миносом Калокериносом, антикваром, который обнаружил под толщей земли древние развалины и принялся их раскапывать. Среди находок Калокериноса, до того, как власти запретили ему продолжать раскопки, оказались артефакты минойской цивилизации, в том числе таблички с записями, которые, к несчастью, погибли в пожаре вместе с домом грека несколько лет спустя.
Раскопки продолжились только в 1900 году, когда англичанин Артур Эванс купил участок земли, где предположительно находился лабиринт.


Что это именно лабиринт, предполагал еще Генрих Шлиман, которому принадлежат лавры первооткрывателя Трои, но Шлиману несмотря на все усилия не удалось добраться до места раскопок на Крите. Эванс же принялся за дело масштабно, пригласив множество местных рабочих и нескольких помощников из Англии. Находку назвали дворцом и признали столицей минойской цивилизации Кноссом.

Строго говоря, обнаруженные руины не являлись дворцом в привычном европейцам понимании этого слова – они представляли собой скорее остатки сложного здания, вмещавшего около полутора тысяч помещений и занимавшего площадь около двадцати тысяч квадратных метров.


К сожалению, поскольку Эванс ставил своей целью откопать следы именно минойской цивилизации, все более поздние наслоения оказались неизученными и утраченными, в связи с чем восстановить историю Кносса после его упадка по результатам раскопок не удалось. Кроме того, англичанин принялся за частичную реконструкцию дворца, воссоздав ряд построек и помещений в соответствии со своими представлениями об укладе жизни древних критян – и подчас различить продукт его деятельности и настоящие древние артефакты оказывается практически невозможным.

Дворец или лабиринт?

Как бы то ни было, кносский дворец представляет собой уникальное сооружение, не имеющее аналогов в древнем мире. Построенный на холме, он имел такую конструкцию, что позволяла всем помещениям оставаться максимально освещенными: были предусмотрены большие окна и внутренние дворики, а кроме того, это здание было многоэтажным – достигавшим в разных частях четырех этажей. Комнаты были соединены коридорами разных размеров.


Очевидно, в Кносском дворце жила большая часть населения этого города – здесь находились кладовые, заполненные маслом, злаками, сушеной рыбой, помещения для приготовления пищи, где были прессы для оливок и винограда, мельницы. Отдельного внимания заслуживает организации водоснабжения и водоотведения дворца. В Кноссе было предусмотрено как минимум три таких системы: по одной в помещения по трубам подавалась вода из реки, по пути нагреваясь под лучами солнца, другая предусматривала сток канализации, третья – отвод дождевой воды в период ливней. При раскопках Кносса найдены ванные комнаты и туалеты с системой подачи воды.


Обнаруженный «тронный зал», по версии Эванса, содержал кресла для правителя Кносса и царицы, поздние же исследования позволяют предположить, что эта комната могла считаться местом явления божества – женского пола, поскольку минойская цивилизация развивалась в условиях матриархата.


Одним из знаков женского критского божества был лабрис, двусторонний топор – секира, символизирующий материнское начало. Его изображения встречаются на фресках Кносского дворца, найдены и сами лабрисы, порой высотой больше человеческого роста. Именно с этим словом связывают термин «лабиринт» - возможно, это название было дано зданию, где этот знак почитался как священный - дворцу Кносса.


Есть версии, согласно которым Минотавр был скорее ритуальным персонажем, человек в маске быка принимал участие в неких таинствах в честь богинь критской культуры – а с течением времени на базе этих обычаев возникла легенда о чудовище.


Причины упадка и исчезновения минойской цивилизации пока окончательно не установлены – ранее считалось, что разрушение Кносского дворца и уход жителей были вызваны извержением вулкана на острове Санторин, но новейшие исследования этого не подтверждают. Как бы то ни было, начиная с XIV века до нашей эры Кносский дворец перестает быть центром минойской культуры, чтобы на ближайшие тысячелетия стать легендарным местом действия мифа о Тесее и Минотавре.


Руины другого древнего города - Помпеи - были обнаружены значительно раньше, чем был найден Кносс и его лабиринт, а сохранности зданий и предметов этого древнеримского города развалины на Крите

Древнегреческий миф о Минотавре является одной из наиболее узнаваемых древних сказок благодаря захватывающему сюжету и ярким образам главных героев: Минотавру, Тесею и Ариадне. Но у этого мифа есть не менее примечательная грань — древний религиозный культовый символизм. Ведь за образами героев мифа и героями других родственных мифов (о Зевсе и Европе, о Миносе и Пасифае) скрыты древние «взрослые» религиозные символы дописьменного Средиземноморья (Финикии, Крита и собственно Греции). И эта скрытая грань не менее, а может даже и более захватывающая, чем прямой смысл известного всем с детства мифа-сказки.

Теогония

Чтобы понять, почему эта грань оказалась тщательно скрыта, начать придётся с начала, то есть с Теогонии Гесиода, который описал происхождение богов около 8-го века до нашей эры. Составлял он свои гимны после культурного упадка так называемых Темных веков, которые стали следствием катастрофы бронзового века (бронзового коллапса). Другими словами, мы не можем быть уверены в том, что Гесиод описал богов в их целостном древнем образе, адекватно и без помех, вызванных столетиями Темных веков. Также мы не знаем культурно-религиозный «возраст» богов, которых описал Гесиод. Как глубоко они уходят в неписьменную бездну периода Эгейской цивилизации, а может даже времени Неолитической Греции?

Но, зная общие для Средиземноморья и Месопотамии древние религиозные символы, традиции соседней для Греции Финикии, а также те крупицы собственно критского искусства, которые дошли до нас, мы можем многие разглядеть. Итак, приступим.

Европа и Зевс

Начнём с бабушки Минотавра Европы. По данным гесиодовской «Теогонии», Европа была дочерью Океана, титана и сына Урана и Геи (Неба и Земли). Океан в древнегреческой мифологии является несколько аморфным божеством, как и в египетской мифологии похожий «бог» Нун (вода, водный) или Первозданный океан. Схожесть греческого Океана и египетского Нуна неудивительна. Люди, населявшие Грецию и Египет, всегда общались через общее море. А на пути их общения, кстати, всегда находился Крит.

Так видели мир греки (Геродот, около 450 г. до н.э.)

Итак, Уран и Гея (Небо и Земля) породили Океан, который породил Европу. Другими словами, Европа является стандартным женским божеством, которое происходит от одного из стреотеистических начал — женского начала Великой Матери, Матери-Материи, которую символизировала земля и вода — то есть является собственно материей, из которой духовное начало Отца-Творца (Неба), в данном случае Урана, творит весь мир. Европа, как и другие женские богини, является как бы ипостасью Великой Матери (Матери-Материи).

Океан и Нун поэтому и представляются аморфными божествами. Ведь воды, моря и океаны – это женские области, а не мужские. Поэтому Океан и Нун – это скорее «богословские» категории, нежели конкретные божества.

В гомеровской «Илиаде», которая была составлена около того же исторического времени, что и «Теогония», Европа числится дочерью Феникса (сына Агенора), основателя Финикии.

Таким образом мы получаем чёткую характеристику бабушки Минотавра. Она является олицетворением древнего хтонического женского начала и тесно связана с Финикией. Тогда, возможно, в лице Европы мы имеем дело с финикийской Астартой?

Примечательно, что древнегреческий писатель Лукиан Самосатский так и пишет:

В Финикии есть также и другое великое святилище, которым владеют сидоняне; как говорят местные жители, оно посвящено Астарте. Мне кажется, что Астарта - это та же Селена. Впрочем, один из финикийских жрецов мне рассказывал, что храм этот посвящен Европе, сестре Кадма и дочери царя. После исчезновения Европы финикияне выстроили ей храм; они рассказывают священное предание о том, как красота Европы возбудила в Зевсе любовь и как он, превратившись в быка, похитил ее и прибыл с нею на Крит. То же слышал я и от других финикиян. И на сидонских монетах постоянно встречается изображение Европы, сидящей на быке-Зевсе. Тем не менее сидоняне отрицают, что храм их посвящен Европе.

Здесь, правда, отцом Европы назван Агенор. Но это не меняет дела. Агенор – это царь финикийского Тира и отец Феникса, который по Гомеру является отцом Европы.

Итак, если Европа – это олицетворение Астарты, то где же её Баал (Ваал, финикийский бог, супруг Астарты)? А он у нас перед носом! Это Зевс в образе белого быка с золотыми рогами, который собственно Европу-Астарту и умыкнул с побережья финикийского Ханаана (древнее название Палестины) и отвез на своей спине по морю на Крит.

Дело в том, что Баал изображается именно в виде быка (часто золотого, Золотой Телец – это как раз Баал) или зооморфного существа: человека с головой быка. Даже сами слова Баал, Ваал, вол, bull, бык, судя по всему, являются родственными. С незапамятных времен у людей в древности одним из образов Бога-Творца был именно бык — крупное, сильное животное с большой половой потенцией.

Путешествие Европы из Финикии на Крит на спине быка по морю – излюбленный мотив художников. Но мало кто задумывается над тем, что этот же образ содержится на древней критской фреске «игры с быком».

Известно, что финикийские обряды служения Баалу и Астарте предполагали оргиастические ритуалы самого что ни на есть разнузданного характера. Подобным ритуалом Зевс в обличии быка-Баала и Европа-Астарта и занялись по прибытии на Крит. От этого «обряда» родились дети: Минос, Радамант и Сарпедон.

Зная особенности древних оргиастических ритуалов, можно предположить, что, если у героев этого мифа были реальные исторические прототипы, то в роли Астарты-Европы выступала девушка, реально привезенная из Финикии, а быком Зевсом-Баалом выступал жрец. С помощью ритуалов бог как бы «вселялся» в жреца, который взаимодействовал с партнершей уже в качестве божества.

Дети от такого союза могли приноситься в жертву, оставляться в качестве служителей святилища или «применялись» как-то по-другому. Возможно именно такие дети, вырастая, скитались в поисках приключений (что «нормальным» людям не свойственно) и становились прототипами героев, рожденных от богов (Геракл, Персей, Ахилл и т.д.). Ведь, в соответствии с представлениями греков, они действительно были рождены от богов (жрецов и жриц, в которых временно вселялись боги).

Также дети Европы и Зевса обнаружили свойство нетрадиционной половой ориентации, так как, согласно мифу, передрались из-за любви к Милету, такому же, как они, сыну бога, но уже Апполона. Нетрадиционная ориентация и извращения были характерны для служителей Астарты – мужчины в её святилищах играли роль женщин и занимались ритуальной проституцией. Дочь Милета, кстати, которая звалась Библида (созвучно одному из важнейших финикийских городов Библу), покончила с собой из-за несчастной любви к собственному брату-близнецу. Другими словами, эти «дети богов» были людьми явно ненормальными.

Европа-Астарта осталась жить на Крите и Зевс-Баал «пристроил» её к правителю острова Астерию в качестве жены. Не исключено, что жрецом, в которого вселялся Зевс был именно правитель, так как на Крите Зевса звали не иначе как Астерий (Зевс-Астерий). Согласно мифу, «своих» детей у Астерия не было, поэтому он передал правление островом по наследству сыновьям своей супруги Европы. Так Минос стал правителем Крита.

Пасифая и бык

Жена Миносу досталась тоже непростая – дочь бога Гелиоса (бог Солнца) и нимфы, дочери Океана. Звали жену Пасифая. По своему деду Океану, она была родственницей матери Миноса Европы. Пасифае, по всей видимости, не давали покоя лавры Европы-Астарты, и она решила буквально повторить её «подвиг», соединившись с жертвенным животным – белым быком. Для этого она обратилась к Дедалу (изобретателю крыльев для людей и отцу бедняги Икара), чтобы тот сделал ей деревянную корову, в которую она залезла, чтобы её покрыл белый бык.

То ли это описание реального частного случая или ритуальной практики, то ли эпизод с Пасифаей и быком был сочинён, чтобы обосновать бычью голову Минотавра, сына Пасифаи, так или иначе, согласно мифу, жена Миноса родила существо с головой быка-Баала и телом мальчика.

Подобный зооморфизм как внешняя сторона древних культовых ритуалов не является удивительным явлением. Ещё палеолитические изображения мужчин в пещерах-святилищах отличались явным зооморфизмом. Древние «иконописцы» либо изображали мужчин с головами животных, либо животных с головой и некоторыми другими частями тела людей. Также известны найденные археологами зооморфные палеолитические статуэтки.

По мифу, Минос устыдился такого потомства и спрятал сына своей супруги в некоем сложном архитектурном сооружении, которое заставил сделать того же Дедала. Сооружение назвали Лабиринтом по имени ритуального оружия (обоюдоострого топора), который именовался лабрисом.

Современное фэнтезийное изображение

Гефест рассекает лабрисом голову Зевсу, из которой рождается Афина

Сын Писифаи и быка почему-то питался людьми, хотя ни люди, ни быки не едят человечину. В лабиринт к Минотавру отправляли критских преступников, а также маленьких детей либо юношей и девушек, присылаемых из Афин.

Эта часть мифа может быть интерпретирована следующим образом. На Крите существовало некое культовое сооружение в честь Баала, где жрецами, которые одевали бычью голову или череп как маску, совершались человеческие жертвоприношения с помощью ритуальных лабрисов. Это сооружение называлось Лабиринтом, так как там хранились и использовались лабрисы, которые в военных целях не применялись, так как были крайне неудобны в бою и даже опасны для того, кто попытался бы орудовать этим оружием.

Подобное мифическому критскому лабиринту культовое сооружение-святилище было обнаружено археологами при исследовании руин финикийского Карфагена.

Тесей и Минотавр

Далее, согласно мифам, следует триллер, по ходу которого сын афинского правителя Тесей добровольно отправляется на Крит в числе афинской молодежи для жертвоприношения, убивает Минотавра и бежит с помощью дочери Миноса Ариадны, которая предаёт отца и брата (Минотавра). Тесей предаёт любовь Ариадны, вероломно бросив её на необитаемом острове в море. Ариадна насылает на него гнев богов, которые организуют смерть отца Тесея Эгея.

Этот триллер интерпретировать сложно. Возможно, это отголосок некоего события, которое положило конец традиции отправки афинских детей, юношей и девушек на Крит. Не исключено, что Афины действительно отправили делегацию на Крит во главе с сыном правителя, которого, возможно, и звали Тесеем, для соответствующих переговоров. Либо переговоры увенчались успехом и в знак союза критяне и Тесей вместе принесли в жертву Зевсу-Баалу быка, либо действительно имела место кровавая стычка в святилище, в результате которой были перебиты жрецы, а Тесею удалось успешно сбежать.

Гибель Европы

В любом случае мы ясно видим, что греки в своих мифах о Европе, Миносе, Пасифае и Минотавре сохранили отголоски явной связи своих ритуалов с порочными и кровавыми финикийскими культами Баала и Астарты. Не исключено, что в более поздних греческих мистериях осуществлялись подобные финикийским дикие оргиастические (может быть и кровавые) обряды, которые, возможно, стали одним из факторов нравственной деградации и в итоге гибели древнегреческой цивилизации.

Финикийская цивилизация погибла, греческая цивилизация погибла, но губительные культы и ритуалы остались жить и с одной стороны перекочевали в тайную область оккультизма и сатанизма, просуществовав до наших дней, с другой — через Возрождение и Просвещение проникли в культуру современной Западной цивилизации и раскрылись в том числе в виде феминизма, гендерного равенства, пропаганды извращений и других «прелестей». Возможно, возвращение европейцами (и американцами, бывшими европейцами) культов Баала и Астарты – это признак заката Запада, которому суждено погибнуть как цивилизациям древних финикийцев и древних греков.

Является самым посещаемым археологическим парком Крита . Находится он в самом сердце острова, в области . Окруженный десятками легенд и мифов, дворец ежегодно привлекает тысячи туристов со всего мира. Хотите узнать больше об истории его создания? Тогда вы на верном пути!

Итак, жил-был в Древней Греции некий Минос, сын принцессы Европы и бога Зевса. Когда сын подрос, Зевс сделал его царем острова Крит, на котором он сам когда-то родился и провел свои детские годы.

В свою очередь Минос взял в жены прекрасную Пасифаю, дочь бога солнца Гелиоса и красавицы Персеиды. Одновременно с женитьбой Минос попросил Посейдона, покровителя морей, помочь ему укрепить свою власть на острове – критяне не особо радушно почитали Миноса. И Посейдон внял мольбам последнего, послав на Крит прекрасного белого быка, которого Минос должен был принести в жертву богам.

И вот все бы хорошо, если бы в этого самого быка не влюбилась Пасифая, жена Миноса. Причем не просто влюбилась, а еще и родила от него сына – Минотавра. Но ребенок оказался вовсе не человеческим – одна половина его тела была здоровой, а другая – бычьей. Чтобы скрыть свой позор, Пасифая попросила архитектора Дедала построить лабиринт, в котором и будет заточен Минотавр до конца своих дней.

Дедал в это время жил в Афинах , но по просьбе критской царицы переехал на Крит с сыном Икаром, немедленно начав строительство лабиринта. Говорят, лабиринт этот был настолько запутанным, что даже сам его создатель Дедал не мог самостоятельно найти оттуда выход!

Увидев искусную работу Дедала, царь Минос попросил его построить рядом с Лабиринтом еще и царский дворец – Кноссос . Да-да, именно сюда вы приедете с экскурсией! К слову, Кноссос датируется по меньшей мере VIIв. до н.э., и для своего почтенного возраста он прекрасно сохранился!

Закончив работу над дворцом Миноса и Лабиринтом, Дедал собрался покинуть остров. Однако Минос решил сделать мастера своим личным архитектором, и отказался отпускать его на свободу. Ну, о легенде про Дедала и Икара, думаем, знает каждый – мудрый архитектор смастерил себе и сыну крылья из пчелиного воска, и так они вместе бежали с Крита. Но юноша поднялся слишком высоко в небо, так что солнце растопило воск на его крыльях, и он разбился о морские скалы. Оттого и море в Греции есть такое – Икарийское.

Но, вернемся к Миносу и его дворцу. Помимо Минотавра, был у них с женой еще и общий ребенок, прекрасный юноша по имени Андрогей. И поехал однажды Андрогей в Афины на спортивные состязания, где был безжалостно убит. Разъяренный Минос не смог простить смерть сына, приговорив Афины к пожизненной дани – город обязан был каждые 9 лет присылать на Крит 7 самых красивых юношей и 7 девушек на съедение чудовищу Минотавру.

Последним мифом о Кноссосе является история о нити Ариадны. Итак, Минотавр внутри Лабиринта не просто жил, ел и спал, а еще и дела делал. Он охранял волшебное золотое руно, которое превращало все вокруг в чистое золото. Афинянин Тезей решил похитить это руно и убить Минотавра, освободив таким образом свой город еще и от страшной дани. Тогда собрав аргонавтов, знаменитый корабль Арго во главе с Тезеем отправился на Крит. Несомненно, юноши бы погибли, если бы не Ариадна – дочь царя Миноса влюбилась в Тезея, и тайком подарила ему клубок нитей, с помощью которых аргонавты и нашли выход из лабиринта. Минотавр был убит, руно похищено, а Ариадна бежала вместе с Тезеем из отцовского дома.

Вот такой он, мифический Кносский дворец. Не верите? Убедитесь сами! Стоимость входного билета — € 6, часы работы 8.00-19.00 в летние месяцы и 8.00-15.00 в период с ноября по май.

Когда Тесей пришел в Афины, вся Аттика была погружена в глубокую печаль. Уже в третий раз прибывали послы с Крита от могущественного царя Миноса за данью. Тяжела и позорна была эта дань. Афиняне должны были каждые девять лет посылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их запирали в громадном дворце Лабиринте, и их пожирало ужасное чудовище Минотавр, с туловищем человека и головой быка. Минос наложил эту дань на афинян за то, что они убили его сына Андрогея.

Теперь в третий раз приходилось афинянам посылать на Крит ужасную дань. Они уже снарядили корабль с черными парусами в знак скорби по юным жертвам Минотавра. Видя общую печаль, юный герой Тесей решил отправиться с афинскими юношами и девушками на Крит, освободить их и прекратить уплату этой ужасной дани. Прекратить уплату можно было, только убив Минотавра.

Поэтому и решил Тесей вступить в бой с Минотавром и или убить его, или погибнуть. Престарелый Эгей не хотел и слышать об отъезде своего единственного сына, но Тесей настоял на своем.

Он принес жертву Аполлону-Дельфинию — покровителю морских путешествий, а из Дельф перед самым отъездом был дан ему оракул, чтобы покровительницей в этом подвиге он избрал себе богиню любви Афродиту. Призвав на помощь Афродиту и принеся ей жертву, Тесей отправился на Крит.
Корабль счастливо прибыл к острову Криту. Афинских юношей и девушек отвели к Миносу. Могущественный царь Крита сразу обратил внимание на прекрасного юношу-героя.

Заметила его и дочь царя, Ариадна, а покровительница Тесея, Афродита, вызвала в сердце Ариадны сильную любовь к юному сыну Эгея. Дочь Миноса решила помочь Тесею; она не могла и помыслить о том, что юный герой погибнет в Лабиринте, растерзанный Минотавром.
Ариадна дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок ниток.

Когда отвели Тесея и всех обреченных на растерзание в Лабиринт, Тесей привязал у входа в Лабиринт конец нитки клубка и пошел по запутанным бесконечным переходам Лабиринта, из которого невозможно было найти выход; постепенно разматывал он клубок, чтобы найти по нитке обратный путь.

С грозным ревом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на юного героя, и начался страшный бой. Минотавр, полный ярости, несколько раз бросался на Тесея, но он отражал его своим мечом.

Наконец, Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, Тесей по нитке клубка вышел из Лабиринта и вывел всех афинских юношей и девушек.

У выхода их встретила Ариадна; она радостно приветствовала Тесея. Ликовали юноши и девушки, спасенные Тесеем. Украшенные венками из роз, славя героя и его покровительницу Афродиту, водили они веселый хоровод.

Теперь нужно было позаботиться и о спасении от гнева Миноса. Тесей быстро снарядил свой корабль и, прорубив дно у всех вытащенных на берег кораблей критян, быстро отправился в обратный путь в Афины. Ариадна последовала за Тесеем, которого она полюбила. На обратном пути Тесей вышел на берег Наксоса. Когда Тесей и его спутники отдыхали от путешествия, Тесею во сне явился бог вина Дионис и поведал ему, что он должен покинуть Ариадну на пустынном берегу Наксоса, так как боги назначили ее в жены ему, богу Дионису.

Тесей проснулся и, полный грусти, быстро собрался в путь. Он не смел ослушаться воли богов. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Громко приветствовали спутники Диониса Ариадну и славили пением жену великого бога.
А корабль Тесея быстро несся на своих черных парусах по лазурному морю. Вот уже показался вдали берег Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, данное Эгею обещание — заменить черные паруса белыми, если он, победив Минотавра, счастливо вернется в Афины.

Эгей ждал своего сына. Вперив в морскую даль глаза, он стоял на высокой скале у берега моря. Вот вдали показалась черная точка, она растет, приближаясь к берегу.

Это корабль его сына. Все ближе он. Эгей смотрит, напрягая зрение, — какие на нем паруса.
Нет, не блестят белые паруса на солнце, паруса — черные. Значит — погиб Тесей. В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море и погиб в морских волнах; лишь его безжизненное тело выбросили волны на берег. С тех пор и зовется море, в котором погиб Эгей, Эгейским.

А Тесей причалил к берегам Аттики и приносил уже богам благодарственные жертвы, как вдруг, к ужасу своему, узнал, что стал невольной причиной смерти отца. С великими почестями похоронил тело отца убитый горем Тесей, а после похорон принял власть над Афинами.

— КОНЕЦ —

Мифы и легенды древней Греции. Иллюстрации.

Мифы Древней Греции рассказывают о существовании Кноссоса (Кносского дворца) , где правил царь Минос, а в Лабиринте его дворца жил ужасный монстр, Минотавр - существо с головой быка и телом человека, питающийся человеческим мясом!

Но если кратко, то начиналось всё с того, что могучий Зевс, верховный бог Олимпа, увидел прекрасную Европу, дочь богатого финикийского царя. Увидел и возжелал. Чтобы не испугать девушку и её подруг, он принял обличье чудесного быка. Шерсть его сверкала, золотые рога были изогнуты, на лбу горело, подобно месяцу, серебряное пятно. Дыхание быка благоухало амврозией, и весь воздух был напоен этим ароматом. Чудесный бык появился на поляне и подошёл к девам, среди которых была Европа, когда те резвились и собирали цветы. Девы окружили дивное животное и ласково гладили его. Бык подошёл к Европе, лизал ей руки и ласкался к ней. Затем смирно лёг у её ног, предлагая сесть на него.

Смеясь, села Европа на широкую спину быка. Хотели и другие девушки сесть с ней рядом. Но неожиданно бык вскочил и помчался к морю. Как ветер нёсся златорогий бык, затем он бросился в море и быстро, подобно дельфину, поплыл по лазурным водам. Волны моря расступались перед ним, и вот вскоре показались в морской дали берега Крита. Быстро приплыл к нему Зевс-бык со своей драгоценной ношей и вышел на берег. Европа стала женой Зевса и жила с тех пор на Крите. Т ри сына родились у неё от Зевса: Минос, Радамантис и Сарпидон. Позже Европа вышла замуж за царя Крита Астериона, который усыновил детей Зевса. После смерти Астериона царём стал старший сын, Минос. Он взял в жёны Пасифаи, дочь бога солнца Гелиоса и нимфы Крити. У них родились 4 сына и 4 дочери, в том числе красавица Ариадна. Вместе они жили в Кносском дворце.

Во время одного великого праздника Минос захотел сделать жертвоприношение в честь бога моря Посейдона и попросил у него, чтобы Посейдон послал для этого великолепное животное (вот странная манера приносить жертвы, сначала их испросив;). В ответ Посейдон отправил из моря прекрасного белого быка. Настолько прекрасного, что Минос пожалел его и принёс в жертву другого быка. Посейдон очень разозлился, и, чтобы наказать Миноса, внушил сластолюбивой царице Парсифаи безумную страсть к белому быку. Чтобы удовлетворить свою извращённую страсть, Парсифаи обратилась к знаменитому мастеру Дедалу. Дедал изготовил пустое чучело коровы, и когда Парсифаи вошла в это чучело, бык воссоединился с ней. От этого отвратительного совокупления родился Минотавр, чудовище с человеческим телом и бычьей головой . Во избежание скандала царь Минос запер Минотавра в Лабиринте , сложном сооружении, который построил для этого Дедал.

Дальнейшая судьба белого быка неизвестна.

Далее миф рассказывает об Андрогеосе, сыне Миноса, который принял участие в играх в Афинах и стал победителем во всех спортивных дисциплинах. Кто-то из обиженных афинян устроил засаду и убил его. Это убийство вызвало гнев Миноса, он тотчас же объявил войну Афинам и отправился в поход. Возмещение ущерба, которое он потребовал у афинского царя Эгея, была намного жестче и позорнее, чем само поражение Афин: каждые 9 лет Эгей должен был отправлять в Лабиринт 7 девушек и 7 юношей. Их запирали в громадном дворце Лабиринте, где их пожирало ужасное чудовище.

Тесей и Минотавр

Сын афинского царя, молодой герой Тесей, решил прекратить уплату этой ужасной дани и защитить невинных. Когда в третий раз прибыли послы с Крита за положенной данью, все в Афинах были погружены в глубокую печаль и снарядили корабль с чёрными парусами, Тесей добровольно вошёл в число юношей, отправляемых на Крит, с единственной целью убить Минотавра. Царь Эгей категорически не хотел отпускать своего единственного сына, но Тесей настоял на своём.

На Крите, в Кноссосе, могущественный царь Крита сразу обратил внимание на прекрасного мускулистого юношу. Заметила его и дочь Миноса, Ариадна. Ариадна была очарована Тесеем и решила ему помочь. Зная, что Лабиринт построен так, чтобы попавший туда никогда не смог найти выхода, она дала Тесею тайно от отца острый меч и клубок (нить Ариадны), который помог ему не заблудиться. Тесей привязал нить на входе, и вошёл в Лабиринт, постепенно разматывая клубок. Всё дальше шёл Тесей и, наконец, увидел Минотавра. С грозным рёвом, наклонив голову с громадными острыми рогами, бросился Минотавр на героя. Начался страшный бой. Наконец Тесей схватил Минотавра за рог и вонзил ему в грудь свой острый меч. Убив Минотавра, Тесей с помощью нити клубка нашёл выход обратно и вывел всех афинских юношей и девушек. Тесей быстро снарядил свой корабль и, прорубив дно у всех кораблей критян, спешно отправился в обратный путь. Ариадна тоже покинула Кноссос и уплыла с Тесеем.

Однако Ариадне и Тесею не суждено было жить вместе долго и счастливо. Тесею пришлось уступить Ариадну богу Дионису. До Афин она не доплыла. Богиней стала Ариадна, женой великого Диониса. Но это уже другая история...

Корабль Тесея нёсся на своих чёрных парусах по лазурному морю, приближаясь к берегам Аттики. Забыл Тесей, опечаленный утратой Ариадны, об уговоре с отцом - он должен был заменить чёрные паруса белыми в случае благополучного возвращения. Эгей ждал своего сына. Вдали показалась точка, вот она растёт, приближаясь к берегу, и уже понятно, что это корабль его сына, корабль под чёрными парусами. Значит, Тесей погиб! В отчаянии Эгей бросился с высокой скалы в море, и волны выбросили на берег его безжизненное тело. С тех пор и зовётся море, в котором погиб Эгей, Эгейским.

В это время в Кносском дворце Дедал, которого Минос держал в плену, чтобы он не уехал и не раскрыл секрет Лабиринта, планировал свой побег. С помощью искусственных крыльев, которые были скреплены воском, он улетел вместе со своим сыном Икаром. Дальше вы наверняка всё знаете. Икар, увлекшись полётом, взлетел слишком высоко к солнцу, горячие солнечные лучи растопили воск, и... Икарийским назвали море, в котором погиб юный Икар.

Возможно, вам также будет интересно:

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса