Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Большой театр сколько мест. Большой театр. Историческое здание на Театральной площади

Многолетняя история Большого театра, основанного в 1776 году, знает много взлетов и падений. За прошедшие годы многочисленные пожары и фашистские бомбы в годы войны разрушали здание, но как Феникс из пепла, он восстанавливался вновь. На сегодняшний день схема Большого театра включает в себя три зала: Историческая сцена, Новая сцена и Бетховенский зал.

Исторический зал

Историческая, или Основная сцена открылась в 2011 году после длительной реконструкции. Внутреннее убранство сохранилось таким же, каким его видели зрители в конце XIX века - непревзойдённым в своем великолепии, выполненным в едином стиле. При воссоздании его первоначального облика использовались новые технологии, и теперь сцена состоит из 7 свободно циркулирующих в двух уровнях площадок. Это отображено на схеме Большого театра.

В зависимости от вида представления она может принимать различное положение. Стало возможным совмещение сцены и арьерсцены, что дает зрителям ощущение глубины пространства. Обзор из зала великолепен с любого места, поэтому на схеме Большого театра в Историческом зале нет разделения на «плохие» и «хорошие» места.

Новая сцена

Появилась на в 2002 году как замена Историческому залу на период реконструкции. Она рассчитана на 1000 зрительских мест. На Новой сцене до 2011 года исполнялся весь балетный и оперный репертуар Большого театра. отображает его полукруглую в плане форму с амфитеатром, ярусами и бельэтажем.

В отделке интерьера присутствуют лаконичность и комфорт, но при этом сохранен антураж Большого театра. К сожалению, в зале есть некоторые места с ограничением видимости, зрителям нужно обратить на это внимание при покупке билетов в Большой театр. На схеме, как правило, такие места указаны. Новая сцена продолжает свою работу и после открытия Основного зала.

Бетховенский зал

Бетховенский зал ГАБТа самый утонченный и изящный среди всех зданий Большого театра. Его интерьер в стиле Людовика XV поражает роскошью. Но главное зала достоинство - уникальная акустика. В его камерном пространстве происходят сольные выступления солистов и творческие вечера знаменитостей.

В Бетховенском зале 320 зрительских мест и, что особенно приятно, 100% видимость с каждого из них. Вместимости зала вполне достаточно для настоящих ценителей камерной музыки.

Большой театр - гордость России, отражение ее духовной культуры. В любом из его великолепных залов публика может окунуться в мир оперы и балета, насладиться величественной атмосферой искусства.

На месте Большого театра в Москве ранее стоял Петровский театр, который полностью выгорел 8 октября 1805 года.

В 1806 году на деньги российской казны участок выкупается, а вместе с ним и вокруг стоящие строения.

По первоначальным планам это сделали для того, чтобы просто расчистить большие территории для недопущения в Москве крупных пожаров.

Но уже тогда начали задумываться над созданием на этом месте театральной площади. Ни проекта, ни денег на тот момент не было и к задуманному вернулись лишь в начале 1816 года, уже после войны с Наполеоном.

К уже утвержденной территории под создание Театральной площади , добавили и дворы двух снесенных церквей. А в мае месяце проект был одобрен Александром I.

История Большого театра в Москве начинается в 1817 году, когда царю был представлен проект уже нового театра, который должен был быть построен на этом участке.

Интересно, что здание своим фасадом уже в проекте сориентировали с выходом на площадь (именно так театр выглядит и сейчас), хотя у старого Петровского театра центральный вход находился со стороны нынешнего ЦУМа . Представлял проект царю генерал-инженер Корбинье.

Но тут случилось невообразимое!

Проект каким-то образом бесследно исчез накануне его представления генерал-губернатору Москвы Д.В.Голицыну. Архитектор О.И. Бове в срочном порядке готовит новые чертежи плана здания с двумя этажами и эскизом фасада.

В 1820 году начались работы по расчистке территории и началу строительства Большого театра. К этому времени уже был утвержден проект архитектора А. Михайлова, который сохранил концепцию, заложенную архитектором О.И. Бове.

На вид театра в Москве повлиял проект Большого Санкт-Петербургского театра, реконструированного в 1805 году архитектором Томом де Тома. В здании тоже присутствовали скульптурный фронтон и ионические колонны.

Одновременно со строительством театра шли работы по заточению в трубу реки Неглинной (она проходит от угла здания Малого театра и идет к Александровскому саду).

Освободившийся «дикий камень», которым была устлана набережная реки, а также ступени Кузнецкого моста пошли на строительство Большого театра. Именно из камня были устроены базы колонн у центрального входа.

Здание Большого театра получалось грандиозным .

Только сцена занимала площадь, равную площади всего бывшего Петровского театра, а стены, оставшиеся после пожара, стали обрамлением этой части театра. Зрительный зал был рассчитан на 2200-3000 мест. Ложи театра держались на чугунных кронштейнах, вес которых был более 1 тонны. Анфилады маскарадных помещений тянулись вдоль обоих боковых фасадов.

На строительство здания ушло немногим более 4 лет.

Открытие состоялось 6 января 1825 года спектаклем «Торжество муз», музыкальное сопровождение к которому написали А. Алябьев и А. Верстовский.

В начальные годы своего развития, Большой театр не был чисто музыкальной площадкой. Представители всех жанров могли дать здесь представление.

Да и название Театральной площади, на которой стоял Большой театр, не отражало сути. Первое время она предназначалась для проведения строевых занятий, была огорожена и вход на нее был сильно ограничен.

На протяжении последующих лет театр постоянно реконструировали. Так появились отдельные входы в царскую и министерскую ложи, был полностью переписан плафон зала, на месте маскарадных залов встроили артуборные. Не оставалась без внимания и главная сцена.

В марте 1853 года в театре начался пожар . Гореть начало в одном из чуланов и огонь быстро охватил декорации и театральный занавес. Деревянные постройки способствовали быстрому распространению пламени и силе стихии, которая утихла лишь через несколько суток.

Во время пожара погибло 7 человек. Только благодаря действиям двух служителей удалось избежать большего количества жертв (они вывели из огня группу детей, которые занимались в это время на главной сцене театра).

Здание сильно пострадало от огня.

Обрушились крыша и задняя стена сцены. Выгорел интерьер. Расплавились чугунные колонны лож бельэтажа, а на месте ярусов были видны только металлические кронштейны.

Сразу после пожара был объявлен конкурс на восстановление здания Большого театра. Свои работы представили многие известные архитекторы: А. Никитин (создавал проекты многих московских театров, принимал участие в последней реконструкции здания перед пожаром), К.А. Тон (архитектор Большого Кремлевского Дворца и Храма Христа Спасителя).

Выиграл конкурс А.К. Кавос, у которого был больший опыт в строительстве музыкальных залов. Также он владел глубокими познаниями в акустике.

Для лучшего отражения звука, архитектором была изменена кривизна стен зала. Потолок сделали более плоским и придали вид гитарной деки. Под партером засыпали коридор, который служил до этого гардеробной. Стены обшили деревянными панелями. Все это привело к значительному улучшению акустики, важной составляющей любого театра.

Портальную арку сцены увеличили до ширины зала, углубили и расширили оркестровую яму. Уменьшили ширину коридоров и сделали аванложи. Высота ярусов стала одинаковой на всех этажах.

Во время этой реконструкции была построена царская ложа, которую расположили напротив сцены. Внутренние преобразования добавили комфортабельности зрительным местам, но, в то же время, уменьшили их количество.

Занавес для театра писал известный в то время художник Козрое Дузи. Сюжетом стала тема с князем Пожарским во главе, который въезжает в Московский Кремль через ворота Спасской башни .

Претерпел изменения и внешний вид здания.

Здание Большого театра увеличилось по высоте. Над главным портиком был возведен дополнительный фронтон, который закрывал внушительный декорационный зал. Квадригу Клодта вынесли немного вперед и она стала нависать прямо над колоннадой. Боковые подъезды оформили чугунными навесами.

К внешнему убранству добавили больше скульптурных украшений, встроили декоративные ниши. Стены покрыли рустовкой и они перестали быть гладко оштукатуренными как прежде. Подиум перед входом был оборудован пандусом для заезда карет.

Кстати, наиболее частый вопрос: «Сколько колонн у Большого театра?». Их количество не изменили и после реконструкции. Их, по-прежнему, было 8.

Возрожденный театр перестал ставить на своей сцене любые представления, а начал ограничивать репертуар только балетными и оперными спектаклями.

В конце века на здании появились заметные трещины. Тщательное обследование показало, что зданию необходим капитальный ремонт и работы по укреплению фундамента.

С 1894 и вплоть до первых годов нового тысячелетия, провели грандиозную реконструкцию Большого: освещение стало полностью электрическим, отопление перевели на паровое, усовершенствовали вентиляционную систему. В это же время в театре появились и первые телефоны.

Фундамент здания смогли укрепить лишь в годы уже Советской Власти, 1921-1925 годах. Руководил работами И.И. Рерберг - архитектор Киевского вокзала и Центрального Московского телеграфа .

Реконструкция в театре проводится постоянно. Не стало исключением и наше время.

В начале третьего тысячелетия преобразования коснулись не только внутреннего убранства и внешней части здания. Театр начал расти в глубину. Под нынешней Театральной площадью расположился новый концертный зал.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

История Большого театра, который отмечает свое 225-летие, сколь величественна, столь же и запутана. Из нее с равным успехом можно создать и апокриф, и авантюрный роман. Театр неоднократно горел, восстанавливался, перестраивался, сливалась и разъединялась его труппа.

Дважды рожденный (1776-1856)

История Большого театра, который отмечает свое 225-летие, сколь величественна, столь же и запутана. Из нее с равным успехом можно создать и апокриф, и авантюрный роман. Театр неоднократно горел, восстанавливался, перестраивался, сливалась и разъединялась его труппа. И даже даты рождения у Большого театра две. Поэтому его столетний и двухсотлетний юбилеи разделят не век, а всего лишь 51 год. Почему? Изначально свои годы Большой театр отсчитывал от того дня, когда на Театральной площади возник исполненный великолепия восьмиколонный театр с колесницей бога Аполлона над портиком -- Большой Петровский театр, строительство которого стало настоящим событием для Москвы начала XIX века. Прекрасное здание в классическом стиле, внутри декорированное в красно-золотые тона, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому «Ла Скала». Его открытие состоялось 6 (18) января 1825 года. В честь этого события был дан пролог «Торжество муз» М.Дмитриева с музыкой А.Алябьева и А.Верстовского. В нем аллегорически изображалось, как Гений России при помощи муз на развалинах театра Медокса создает новый прекрасный хискусства -- Большой Петровский театр.

Однако труппа, силами которой было показано вызвавшее всеобщий восторг «Торжество муз», к тому времени существовала уже полвека.

Начало ей положил губернский прокурор князь Петр Васильевич Урусов в 1772 году. 17 (28) марта 1776 года последовало высочайшее соизволение «содержать ему театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады, а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять во все назначенное по привилегии время, дабы ему подрыву не было».

Три года спустя он подал прошение императрице Екатерине II о выдаче десятилетней привилегии на содержание русского театра в Москве, приняв на себя обязательства построить для труппы постоянное театральное здание. Увы, первый русский театр в Москве на Большой Петровской улице сгорел еще до открытия. Это привело в упадок дела князя. Он передал дела своему компаньону, англичанину Михаилу Медоксу -- человеку деятельному и предприимчивому. Именно благодаря ему на пустыре, регулярно затопляемом Неглинкой, вопреки всем пожарам и войнам, вырос театр, со временем потерявший свою географическую приставку Петровский и оставшийся в истории просто как Большой.

И все же свое летоисчисление Большой театр начинает с 17 (28) марта 1776 года. Поэтому в 1951 году отмечалось 175-летие, в 1976-м -- 200-летие, а впереди -- 225-летие Большого театра России.

Большой театр в середине XIX века

Символичное название представления, которым открылся Большой Петровский театр в 1825 году, «Торжество муз» -- предопределило его историю на протяжении следующей четверти века. Участие в первом спектакле выдающихся мастеров сцены -- Павла Мочалова, Николая Лаврова и Анджелики Каталани -- задало высочайший исполнительский уровень. Вторая четверть XIX века -- это осознание русским искусством, и московским театром в частности, своей национальной самобытности. Творчество композиторов Алексея Верстовского и Александра Варламова, на протяжении нескольких десятилетий находившихся во главе Большого театра, способствовало его необыкновенному подъему. Благодаря их художественной воле на московской Императорской сцене сложился русский оперный репертуар. Его основу составляли оперы Верстовского «Пан Твардовский», «Вадим, или Двенадцать спящих дев», «Аскольдова могила», шли балеты «Волшебный барабан» Алябьева, «Забавы султана, или Продавец невольников», «Мальчик-с-пальчик» Варламова.

Балетный репертуар богатством и разнообразием не уступал оперному. Руководитель труппы Адам Глушковский -- воспитанник петербургской балетной школы, ученик Ш. Дидло, возглавивший московский балет еще до Отечественной войны 1812 года, создал самобытные спектакли: «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», «Три пояса, или Русская Сандрильона», «Черная шаль, или Наказанная неверность», перенес на московскую сцену лучшие спектакли Дидло. В них проявилась великолепная выучка кордебалета, основы которой закладывал сам балетмейстер, стоявший и во главе балетной школы. Главные партии в спектаклях исполняли сам Глушковский и его жена Татьяна Ивановна Глушковская, а также француженка Фелицата Гюллень-Сор.

Главным событием в деятельности московского Большого театра первой половины прошлого века стали премьеры двух опер Михаила Глинки. Обе они сначала были поставлены в Петербурге. Несмотря на то, что добраться из одной российской столицы в другую уже можно было поездом, москвичам пришлось ждать новинок несколько лет. «Жизнь за Царя» впервые прозвучала в Большом театре 7 (19) сентября 1842 года. «...Как выразить удивление истинных любителей музыки, когда они с первого акта уверились, что этою оперою решался вопрос, важный для искусства вообще и для русского искусства в особенности, а именно: существование Русской оперы, Русской музыки... С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период -- период Русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!» -- восклицал выдающийся писатель, один из зачинателей русского музыковедения В.Одоевский.

Четыре года спустя состоялось первое исполнение «Руслана и Людмилы». Но обе оперы Глинки, несмотря на благоприятные отзывы критики, недолго продержались в репертуаре. Не спасло их даже участие в спектаклях гастролеров -- Осипа Петрова и Екатерины Семеновой, временно вытесненных из Петербурга итальянскими певцами. Но спустя десятилетия именно «Жизнь за Царя» и «Руслан и Людмила» стали излюбленными спектаклями русской публики, им суждено было победить возникшую в середине века оперную итальяноманию. И по традиции каждый театральный сезон Большой театр открывал одной из опер Глинки.

На балетной сцене к середине века спектакли на русские темы, созданные Исааком Аблецом и Адамом Глушковским, были вытеснены тоже. Бал правил западный романтизм. «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда» появились в Москве почти вслед за европейскими премьерами. Тальони и Эльслер сводили москвичей с ума. Но русский дух продолжал жить в московском балете. Ни одна гастролерша не смогла затмить Екатерину банковскую, выступавшую в тех же спектаклях, что и заезжие знаменитости.

Для того чтобы накопить силы перед следующим подъемом, Большому театру пришлось пережить много потрясений. И первым из них стал пожар, в 1853 году уничтоживший театр Осипа Бове. От здания остался лишь обгорелый остов. Погибли декорации, костюмы, редкие инструменты, нотная библиотека.

В конкурсе на лучший проект восстановления театра победил архитектор Альберт Кавос. В мае 1855 года начались строительные работы, которые были завершены через 16 (!) месяцев. В августе 1856 года оперой В. Беллини «Пуритане» открылся новый театр. И было нечто символическое в том, что открывался он итальянской оперой. Фактическим арендатором Большого театра вскоре после его открытия стал итальянец Мерелли, который привез в Москву очень сильную итальянскую труппу. Публика с восторгом новообращенных предпочла итальянскую оперу русской. Послушать Дезире Арто, Полину Виардо, Аделину Патти и других итальянских оперных идолов стекалась вся Москва. Зрительный зал на этих спектаклях всегда был переполнен.

На долю русской труппы оставалось всего три дня в неделю -- два для балета и один для оперы. Русская опера, не имевшая материальной поддержки, заброшенная публикой, представляла собой печальное зрелище.

И тем не менее, несмотря ни на какие трудности, русский оперный репертуар неуклонно расширяется: в 1858 году представлена «Русалка» А. Даргомыжского, впервые ставятся две оперы А.Серова -- «Юдифь» (1865) и «Рогнеда» (1868), возобновляется «Руслан и Людмила» М.Глинки. Год спустя оперой «Воевода» дебютирует на сцене Большого театра П.Чайковский.

Перелом во вкусах публики произошел в 1870х годах. В большом театре одна за другой появляются русские оперы: «Демон» А.Рубинштейна (1879), «Евгений Онегин» П.Чайковского (1881), «Борис Годунов» М.Мусоргского (1888), «Пиковая дама» (1891) и «Иоланта» (1893) П.Чайковского, «Снегурочка» Н.РимскогоКорсакова (1893), «Князь Игорь» А.Бородина (1898). Вслед за единственной русской примадонной Екатериной Семеновой на московскую сцену выходит целая плеяда выдающихся певцов. Это и Александра Александрова-Кочетова, и Эмилия Павловская, и Павел Хохлов. И уже они, а не итальянские певцы, становятся любимцами московской публики. Особой привязанностью зрителей в 70е годы пользовалась обладательница красивейшего контральто Евлалия Кадмина. «Быть может, никогда русская публика не знала ни ранее, ни позднее такую своеобразную, полную настоящей трагической силы исполнительницу», писали о ней. Непревзойденной Снегурочкой называли М.Эйхенвальд, кумиром публики был баритон П. Хохлов, которого высоко ценил Чайковский.

В балете Большого театра в середине века олистали марфа Муравьева, Прасковья Лебедева, Надежда Богданова, Анна Собещанская, и в своих статьях о Богдановой журналисты подчеркивали «превосходство русской балерины над европейскими знаменитостями».

Однако после их ухода со сцены балет Большого театра оказался в сложном положении. В отличие от Петербурга, где главенствовала единая художественная воля балетмейстера, балетная Москва во второй половине века осталась без талантливого лидера. Наезды А.Сен-Леона и М. Петипа (поставившего в Большом театре в 1869 году «Дон Кихота», а дебютировавшего в Москве еще до пожара, в 1848 году) были кратковременны. Репертуар заполнили случайные спектакли-однодневки (исключение составил долго продержавшийся в репертуаре «Папортник, или Ночь на Ивана Купала» Сергея Соколова). Провалом закончилась даже постановка «Лебединого озера» (балетмейстер -- Венцель Рейзингер) П.Чайковского, создавшего свой первый балет специально для Большого театра. Каждая новая премьера вызывала лишь раздражение публики и прессы. Зрительный зал на балетных спектаклях, в середине века дававших солидный доход, стал пустовать. В 1880х годах серьезно стоял вопрос о ликвидации труппы.

И все же благодаря таким выдающимся мастерам, как Лидия Гейтен и Василий Гельцер, балет Большого театра был сохранен.

В преддверии нового века XX

Подходя к рубежу веков, Большой театр жил бурной жизнью. В это время русское искусство приближалось к одному из пиков своего расцвета. Москва была в центре бурлящей художественной жизни. В двух шагах от Театральной площади открылся Московский Художественно-общедоступный театр, весь город рвался на спектакли Русской частной оперы Мамонтова и симфонические собрания Русского музыкального общества. Не желая отставать и терять зрителя, Большой театр стремительно наверстывал упущенное в предыдущие десятилетия, честолюбиво желая вписаться в российский культурный процесс.

Этому способствовали два опытных музыканта, пришедшие в это время в театр. Ипполит Альтани возглавил оркестр, Ульрих Авранек -- хор. Профессионализм этих коллективов, значительно выросших не только количественно (в каждом было около 120 музыкантов), но и качественно, неизменно вызывал восхищение. В оперной труппе Большого театра блистали выдающиеся мастера: продолжали свою карьеру Павел Хохлов, Елизавета Лавровская, Богомир Корсов, приехала из Петербурга Мария Дейша-Сионицкая, ведущим тенором стал выходец из костромских крестьян Лаврентий Донской, только начинала свой путь Маргарита Эйхенвальд.

Это позволило включить в репертуар фактически всю мировую классику -- оперы Дж.Верди, В.Беллини, Г.Доницетти, Ш.Гуно, Дж.Мейербера, Л.Делиба, Р.Вагнера. На сцене Большого театра регулярно появлялись новые произведения П.Чайковского. С трудом, но все же пробивали себе дорогу композиторы Новой русской школы: в 1888 году состоялась премьера «Бориса Годунова» М.Мусоргского, в 1892-м -- «Снегурочки», в 1898м -- «Ночи перед Рождеством» Н.Римского-Корсакова.

В том же году попал на московскую Императорскую сцену «Князь Игорь» А.Бородина. Это оживило интерес к Большому театру и в не малой степени способствовало тому, что к концу века в труппу пришли певцы, благодаря которым в следующем веке опера Большого театра достигла огромных высот. В великолепной профессиональной форме подошел к концу XIX века и балет Большого театра. Без перебоев работало Московское театральное училище, выпускавшее хорошо обученных танцовщиков. Едкие фельетонные отзывы, типа помещенного в 1867 году: «А какие теперь кордебалетные сильфиды?.. все такие упитанные, как будто изволили накушаться блинов, и ножки свои волокут как попался» -- стали неактуальны. На смену блистательной Лидии Гейтен, на протяжении двух десятилетий не имевшей соперниц и несшей на своих плечах весь балеринский репертуар, пришли несколько балерин мирового класса. Одна за другой дебютировали Аделина Джури, Любовь Рославлева, Екатерина Гельцер. Из Петербурга был переведен в Москву Василий Тихомиров, ставший на многие годы премьером московского балета. Правда, в отличие от мастеров оперной труппы, пока их талантам не было достойного приложения: на сцене царили вторичные бессодержательные балеты-феерии Хосе Мендеса.

Символично, что в 1899 году переносом балета Мариуса Петипа «Спящая красавица» на сцене Большого театра дебютировал балетмейстер Александр Горский, с именем которого связан расцвет московского балета первой четверти XX века.

В 1899 году вступил в труппу Федор Шаляпин.

В Большом театре начиналась новая эпоха, которая совпала с наступлением нового, XX века

Наступил 1917 год

К началу 1917 г. в Большом театре ничто не предвещало революционных событий. Правда, были уже какие-то органы самоуправления, например, корпорация артистов оркестра, во главе которой стоял концертмейстер группы 2х скрипок Я. К. Королев. Благодаря активным действиям корпорации оркестр получил право на устройство в Большом театре симфонических концертов. Последний из них состоялся 7 января 1917 г. и был посвящен творчеству С. Рахманинова. Дирижировал автор. Исполнялись «Утес», «Остров мертвых» и «Колокола». Участвовали в концерте хор Большого театра и солисты -- Е.Степанова, А.Лабинский и С.Мигай.

10 февраля театр показал премьеру «Дон Карлоса» Дж. Верди, которая стала первой постановкой этой оперы на русской сцене.

После Февральской революции и свержения самодержавия управление петербургскими и московскими театрами оставалось общим и сосредоточивалось в руках бывшего их директора В. А.Теляковского. 6 марта по приказу комиссара временного комитета Государственной думы Н. Н.Львова уполномоченным комиссаром по управлению театрами Москвы (Большим и Малым) был назначен А.И.Южин. 8 марта на собрании всех служащих бывших императорских театров -- музыкантов, солистов оперы, артистов балета, рабочих сцены -- Л.В.Собинов был единогласно избран управляющим Большим театром, и избрание это было утверждено Министерством Временного правительства. 12 марта прииаишли ищнл^миь; лудожественной части от хозяйственной и служебной, и Л. В. Собинов возглавил собственно художественную часть Большого театра.

Надо сказать, что «Солист Его Величества», «Солист Императорских театров» Л.Собинов еще в 1915 г. порвал договор с Императорскими театрами, не в силах выполнять все прихоти дирекции, и выступал то в спектаклях театра Музыкальной драмы в Петрограде, то в театре Зимина в Москве. Когда свершилась Февральская революция, Собинов вернулся в Большой театр.

13 марта в Большом театре состоялся первый «свободный торжественный спектакль». Перед его началом Л. В. Собинов произнес речь:

Гражданки и граждане! Сегодняшним спектаклем наша гордость, Большой театр, открывает первую страницу своей новой свободной жизни. Под знаменем искусства объединялись светлые умы и чистые, горячие сердца. Искусство порою вдохновляло борцов идеи и дарило им крылья! То же искусство, когда утихает буря, заставившая дрогнуть весь мир, прославит и воспоет народных героев. В их бессмертном подвиге оно почерпнет яркое вдохновение и бесконечные силы. И тогда два лучших дара человеческого духа -- искусство и свобода -- сольются в единый могучий поток. А наш Большой театр, этот дивный храм искусства, станет в новой жизни храмом свободы.

31 марта Л.Собинов назначается комиссаром Большого театра и Театрального училища. Его деятельность направлена на борьбу с тенденциями бывшей дирекции Императорских театров мешать работе Большого. Дело доходит до забастовки. В знак протеста против посягательств на автономию театра труппа приостановила показ спектакля «Князь Игорь» и просила Московский совет рабочих и солдатских депутатов поддержать требования коллектива театра. На следующий день от Моссовета в театр была прислана делегация, приветствовавшая Большой театр в борьбе за свои права. Есть документ, подтверждающий уважение коллектива театра к Л.Собинову: «Корпорация артистов, избрав Вас в директора, как лучшего и стойкого защитника и выразителя интересов искусства, убедительно просит Вас избрание это принять и о своем согласии уведомить».

В приказе №1 от 6 апреля Л.Собинов обратился к коллективу со следующим призывом: «Я с особенной просьбой обращаюсь к моим товарищам, артистам оперы, балета, оркестра и хора, ко всему постановочному, артистическому, техническому и служебному персоналу, художественному, педагогическому составу и членам Театрального училища приложить все силы для успешного окончания театрального сезона и учебного года училища и для подготовки на началах взаимного доверия и товарищеского единения предстоящей работы в будущем театральном году».

В этом же сезоне, 29 апреля, отмечалось 20-летие со дня дебюта Л.Собинова в Большом театре. Шла опера Ж.Бизе «Искатели жемчуга». Товарищи по сцене тепло приветствовали юбиляра. Не разгримировываясь, в костюме Надира, произнес Леонид Витальевич ответную речь.

«Гражданки, граждане, солдаты! Я от всего сердца благодарю вас за приветствие и благодарю не от себя, а от имени всего Большого театра, которому в трудную минуту вы оказали такую нравственную поддержку.

В трудные дни рождения русской свободы и наш театр, представлявший до тех пор неорганизованное собрание людей, «служивших» в Большом театре, слился в единое целое и основал свое будущее на выборном начале как самоуправляющая единица.

Это выборное начало спасло нас от разрухи и вдохнуло в нас дыхание новой жизни.

Казалось бы, жить да радоваться. Представитель Временного правительства, поставленный для ликвидации дел Министерства двора и уделов, пошел нам навстречу -- приветствовал нашу работу и, по желанию всей труппы, дал мне, избранному управляющему, права комиссара и директора театра.

Наша автономия не мешала идее объединения всех государственных театров в интересах государства. Для этого нужен был человек авторитетный и близкий театру. Такой человек нашелся. Это был Владимир Иванович Немирович-Данченко.

Это имя знакомо и дорого Москве: оно объединило бы всех, но... он отказался.

Пришли другие люди, очень почтенные, уважаемые, но чуждые театру. Пришли с уверенностью, что именно люди, посторонние театру, дадут реформы и новые начала.

Не прошло трех дней, как начались попытки покончить с нашим самоуправлением.

Наши выборные должности отложены, и нам обещано на днях новое положение об управлении театрами. Нам так и неизвестно, кем и когда оно выработано.

В телеграмме глухо сказано, что оно отвечает пожеланиям деятелей театра, каких -- нам неизвестно. Мы не участвовали, не были приглашены, но зато мы знаем, что недавно сброшенные приказные путы опять стараются нас запутать, опять приказное усмотрение спорит с волей организованного целого, и затихший приказный чин возвышает свой голос, привыкший к окрикам.

Я не мог взять на себя ответственность за подобные реформы и сложил власть директора.

Но как выборный управляющий театром я протестую против захвата судеб нашего театра в безответственные руки.

И мы, вся наша громада, сейчас обращаемся к представителям общественных организаций и Советам рабочих и солдатских депутатов поддержать Большой театр и не дать его на административные эксперименты петроградским реформаторам.

Пусть они занимаются конюшенным ведомством, удельным виноделием, карточной фабрикой, но театр оставят в покое».

Некоторые положения этой речи требуют разъяснения.

Новое положение об управлении театрами было издано 7 мая 1917 г. и предполагало раздельное управление Малым и Большим театрами, и Собинов назывался уполномоченным по Большому театру и Театральному училищу, а не комиссаром, т. е. фактически директором, согласно приказу от 31 марта.

Упоминая телеграмму, Собинов имеет в виду полученную им телеграмму Комиссара Временного правительства по ведомству бывш. двора и уделов (сюда входили и конюшенное ведомство, и виноделие, и карточная фабрика) Ф.А.Головина.

А вот и текст самой телеграммы: «Очень сожалею, что Вы по недоразумению сложили свои полномочия. Убедительно прошу продолжать работу до выяснения дела. На днях выйдет новое общее положение об управлении театрами, известное Южину, отвечающее пожеланиям деятелей театра. Комиссар Головин».

Однако Л.В.Собинов не перестает руководить Большим театром, работает в контакте с Московским Советом рабочих и солдатских депутатов. 1 мая 1917 года он сам участвует в спектакле в пользу Московского Совета в Большом театре и исполняет отрывки из «Евгения Онегина».

Уже в канун Октябрьской революции, 9 октября 1917 г. Политуправление военного Министерства направляет следующее письмо: «Комиссару Московского Большого театра Л.В.Собинову.

Согласно ходатайству Московского Совета рабочих депутатов Вы назначаетесь комиссаром над театром Московского Совета рабочих депутатов (бывший театр Зимина)».

После Октябрьской революции во главе всех московских театров была поставлена Е.К.Малиновская, которая считалась комиссаром всех театров. Л.Собинов остался на посту директора Большого театра, и ему в помощь был создан совет (выборный).

Самый знаменитый театр в России и один из известных театров мира - это Большой театр. Где находится главный театр страны? Ну, конечно же, в главном городе - в Москве. В его репертуар входят оперные и балетные постановки российских и зарубежных композиторов-классиков. Помимо классического репертуара, театр постоянно экспериментирует и с новаторскими современными постановками. История Большого театра весьма богатая и связана с именами значимых для нашей страны людей. В марте 2015 года театру исполняется уже 239 лет.

С чего всё начиналось

Родоначальником Большого театра считается князь Пётр Васильевич Урусов, он был губернским прокурором и при этом располагал собственной театральной труппой. Он был единственным, кому было дозволено организовывать спектакли, маскарады, концерты и прочие увеселения. Более никому не дозволялось заниматься подобным делом, чтобы не было у князя конкурентов. Но эта привилегия накладывала на него и обязательство - построить для труппы красивое здание, в котором бы проходили все представления. У князя был компаньон по фамилии Медокс, который был иностранцем, он преподавал математику Великому князю Павлу - будущему российскому императору. Влюбившись в театральное дело, он остался в России и вплотную занялся развитием театра. не сумел построить театр, поскольку разорился, привилегия держателя театра, как и обязательство построить здание, перешла к Медоксу, в результате чего именно он и построил Большой театр. Где находится театр, созданный Медоксом, известно каждому второму жителю России, он расположился на пересечении Театральной площади и Петровки.

Строительство театра

Под постройку театра Медокс выбрал участок, принадлежавший князю Ростоцкому, который у него и выкупил. Это была улица с названием Петровская, самое её начало, тут и был построен Большой театр. Адрес театра сейчас - Театральная площадь, дом 1. Театр был построен в рекордно короткие сроки, всего лишь за 5 месяцев, что даже для нашего времени со всеми его современными технологиями и строительными материалами является удивительным и потрясающим. Разработал проект строительства театрального здания Христиан Розберг. Театр был великолепным внутри, зрительный зал поражал своей красотой, а напротив, был скромным, непримечательным и практически никак не декорированным. Театр получил своё первое название - Петровский.

Открытие театра

Здание Большого театра было открыто в 1780 году, 30 декабря. В этот день состоялось самое первое представление театральной труппы в собственном здании. Все газеты только и писали об открытии, театральные мэтры и прославленные архитекторы как один рассыпались комплиментами в адрес здания, характеризуя его как прочное, огромное, выгодное, красивое, безопасное и превосходящее по всем параметрам большинство знаменитых театров Европы. Губернатор города был настолько доволен постройкой, что привилегия, которая давала Медоксу право проведения увеселений, была продлена ещё на 10 лет.

Внутреннее убранство

Для проведения представлений был построен круглый зал, так называемая ротонда. Зал украшали многочисленные зеркала и освещали сорок две хрустальных люстры. Проектировал зал сам Медокс. Рядом со сценой, как и полагается, располагалась оркестровая яма. Ближе всего к сцене стояли табуреты для почётных гостей театра и постоянных зрителей, большинство из которых были владельцами крепостных трупп. Их мнение было важно для Медокса, по этой причине их приглашали на генеральные репетиции, после чего они привлекались к обсуждению готовящейся постановки.

В год театр показывал около 100 представлений. Купить билеты на одно представление было невозможно, для посещения театра зрители приобретали годовой абонемент.

Со временем посещаемость театра ухудшилась, прибыль стала меньше, актёры начали уходить из театра, а здание приходило в упадок. В результате чего Большой оперный театр стал государственным и получил новое имя - Императорский.

Временный закат

История Большого театра не всегда была столь прекрасна, были в ней и трагические моменты. В 1805 году театр сгорел после 25 лет своего существования. Сохранились лишь несущие стены и то частично. Реконструкция началась только в 1821 году, когда велось восстановление Москвы после нашествия Наполеоновских войск. Главным архитектором, которому было поручено восстановить центральную часть города, в том числе и театр, был Осип Бове. Он был новатором, по его проекту улицы начали застраивать по-другому, теперь особняки стали выходить фасадами на улицу, а не внутрь двора. Бове руководил восстановлением Александровского сада, площади около театра. Реконструкция Большого театра стала самым успешным его проектом. Новое здание было возведено в стиле ампир. По словам современников архитектора, словно феникс восстал из пепла Большой театр.

Метро находится совсем рядом с театром, поэтому добираться до театра очень удобно из любой точки Москвы.

Реконструкция здания театра

Восстановление театра началось в 1821 году и длилось оно несколько лет. Изначально план обновлённого здания театра разработал известный в Санкт-Петербурге зодчий Андрей Михайлов, губернатор Москвы одобрил этот план. Михайлов разработал здание театра в форме прямоугольника, а также портик из восьми колонн и Аполлона в колеснице на вершине портика, зал предусматривался вместимостью до двух тысяч зрителей. Осип Бове переработал проект Михайлова, где Большой театр стал ниже, изменились пропорции здания. Также Бове принял решение отказаться от размещения на первом этаже так как посчитал, что это неэстетично. Зал стал многоярусным, убранство зала - богатым. Необходимая акустика здания была соблюдена. У Бове была даже весьма оригинальная идея - сделать зеркальный занавес, но воплотить в жизнь такую идею, конечно, нереально, так как такой занавес был бы неимоверно тяжёл.

Второе рождение

Реконструкция театра была завершена к концу 1824 года, в январе 1825 года обновлённое здание театра было торжественно открыто. Состоялось первое представление, в программу которого входил балет «Сандрильона» и специально написанный к открытию театра Алябьевым и Верстовским пролог «Торжество муз». Бове был в центре внимания, зрители приветствовали его бурными аплодисментами в знак благодарности. Новый театр был просто поразителен по своей красоте. Теперь театр получил название «Большой Петровский театр». Все постановки театра шли с неизменным успехом. Теперь ещё более блистательным стал Большой театр.

Метро - самый удобный способ добраться до Большого театра. Ближайшие станции к театру - это станции «Театральная», «Площадь Революции», «Охотный ряд» и «Александровский сад». Какую станцию из них выбрать - зависит от начальной точки маршрута.

И вновь пожар

Весной 1853 года в театре снова случился пожар, он был очень сильным и длился двое суток. Небо настолько заволокло чёрным дымом, что он был виден во всех уголках города. На Театральной площади растаял весь снег. Здание сгорело практически полностью, остались только несущие стены и портик. Огонь уничтожил декорации, костюмы, нотную библиотеку, музыкальные инструменты, среди которых были и редкие экземпляры. В очередной раз пострадал от пожара Большой театр.

Где находится театр, найти несложно, он расположился на Театральной площади и рядом с ним очень много достопримечательностей: Малый драматический театр, Молодёжный театр, театральное училище имени Щепкина, Кабаре «Метрополь», Дом Союзов, Охотный ряд, ЦУМ, напротив театра находится памятник Карлу Марксу.

Восстановительные работы

Архитектором, который занимался возрождением театра к жизни, стал Альберт Кавос, по его проекту построен Мариинский театр в Санкт-Петербурге. К сожалению, об этом архитекторе до наших дней дошло мало информации. Денег на восстановление театра было недостаточно, но работа продвигалась быстро и заняла чуть больше года. Театр был открыт 20 августа 1856 года, теперь уже он носил название "Большой Императорский театр". Премьерным спектаклем восстановленного театра стала опера «Пуритане» итальянского композитора К новому театру отношение сложилось различное. Горожане считали его великолепным и гордились им, что же касается инженеров и архитекторов, то некоторые из них считали, что реконструкция, проведённая Кавосом, слишком отличалась от того, каким театр задумали Михайлов и Бове, особенно это касается фасадов и некоторых интерьеров. Стоит отдать архитектору должное, благодаря его перепланировке зала акустика в Большом театре стала одной из лучших в мире.

В театре шли не только представления, в нём устраивались балы и маскарады. Таким стал Большой театр. Адрес театра - Город площадь, дом 1.

Наши дни

В 20 век театр вступил в изрядно обветшавшем состоянии, с осевшим фундаментом и трещинами на стенах. Но несколько реконструкций, проведённых в театре в 20 веке, одна из которых завершилась совсем недавно (длилась 6 лет), сделали своё дело - и теперь театр блистает всеми своими гранями. В репертуар театра, помимо опер и балетов, входят и оперетты. А также можно совершить экскурсию по театру - посмотреть зал и несколько других весьма интересных помещений. Человеку приезжему, желающему посетить Большой театр, где находится он, возможно, будет проблемно найти, хотя на самом деле он находится в самом центре города и найти его не составит никакого труда, недалеко от него расположилась другая достопримечательность столицы, которая известна всему миру - Красная площадь.

При одном лишь упоминании Большого у театралов всего мира захватывает дух и начинает чаще биться сердце. Билет на его спектакль – лучший подарок, а каждая премьера сопровождается шквалом восторженных откликов как поклонников, так и критиков. Государственный академический Большой театр России имеет солидный вес не только в нашей стране, но и за рубежом, ведь на его сцене всегда выступали лучшие певцы и танцоры своей эпохи.

Как начинался Большой театр

В начале весны 1776 года императрица Екатерина II своим высочайшим указом повелела организовать в Москве «театральные … представления». Исполнить волю государыни поспешил князь Урусов , служивший губернским прокурором. Он приступил к возведению здания театра на Петровке. Открыться храм искусства не успел, так как погиб в пожаре еще на этапе строительства.

Тогда за дело взялся предприниматель Майкл Меддокс , под руководством которого возвели кирпичное здание, украшенное белокаменным декором и имевшее в высоту три этажа. Театр, названный Петровским, открыли в самом конце 1780 года. Его зал вмещал около тысячи зрителей, еще столько же поклонников Терпсихоры могли смотреть спектакли с галерки. Меддокс владел зданием до 1794 года. За это время на сцене Петровского театра было поставлено более 400 спектаклей.

В 1805 году новый пожар уничтожил уже каменную постройку, и долгое время труппа скиталась по сценам домашних театров московской аристократии. Наконец, спустя три года знаменитый зодчий К. И. Росси закончил строительство нового здания на Арбатской площади, но и его не пощадила огненная стихия. Новый храм музыкального искусства погиб в большом пожаре, который случился в Москве во время оккупации столицы наполеоновской армией.

Спустя четыре года московская комиссия о застройке объявила конкурс на лучший проект нового здания музыкального театра. Конкурс выиграл проект профессора Императорской академии художеств А. Михайлова . Позже в чертежи внес существенные доработки претворявший идею в жизнь архитектор О. И. Бове .

Историческое здание на Театральной площади

При строительстве нового здания был частично использован фундамент сгоревшего Петровского театра. Идея Бове состояла в том, что театр должен был символизировать победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В результате здание представляло собой стилизованный храм в стиле ампир, а величие постройки подчеркивалось широкой площадью, разбитой перед главным фасадом.

Торжественное открытие состоялось 6 января 1825 года , и зрители, присутствовавшие на представлении «Торжество муз», отмечали великолепие здания, красоту декораций, восхитительные костюмы и, конечно, непревзойденное мастерство исполнителей главных ролей в первом спектакле на новой сцене.

К сожалению, судьба не пощадила и эту постройку, и после пожара 1853 года от нее остались лишь портик с колоннадой и внешние стены из камня. Восстановительные работы под руководством главного архитектора Имперских театров Альберта Кавоса продолжались три года. В результате пропорции здания были немного изменены: театр стал значительно шире и просторнее. Фасадам были приданы эклектичные черты, а скульптуру Аполлона, погибшую в огне, заменила бронзовая квадрига. Премьера спектакля «Пуритане» Беллини в обновленном здании состоялась в 1856 году.

Большой театр и новые времена

Революция принесла множество изменений во все сферы жизни, и театр не стал исключением. Сначала Большому присвоили звание академического, а потом и вовсе хотели закрыть, но ВЦИК вынес постановление о сохранении театра. В 20-х годах здание подверглось некоторым ремонтным работам, в результате которых были не только укреплены стены, но и уничтожена любая возможность для зрителей продемонстрировать свою ранговую иерархию.

Великая Отечественная война стала непростым временем для труппы. Театр эвакуировали в Куйбышев, и спектакли ставились на местной сцене. Артисты вносили немалый вклад в фонд обороны, за что труппа удостоилась благодарности от руководителя государства.

В послевоенные годы ГАБТ неоднократно реконструировался. Последние работы велись на исторической сцене в период с 2005 по 2011 годы.

Репертуар в прошлом и настоящем

В первые годы существования театра его труппа не придавала слишком большого значения содержанию постановок. Обычными зрителями спектаклей становились аристократы, проводившие время в праздности и развлечениях. Каждый вечер на сцене могли играть до трех-четырех спектаклей, и, дабы не наскучить немногочисленной публике, меняли репертуар очень часто. Популярными были и бенефисы, которые устраивали как знаменитые и ведущие актеры, так и второй состав. За основу спектаклей брались произведения европейских драматургов и композиторов, но и танцевальные зарисовки на темы русского народного быта и жизни также присутствовали в репертуаре.

В XIX веке на сцене Большого начинают ставить значительные музыкальные произведения, которые становятся историческими событиями в культурной жизни Москвы. В 1842 году впервые играют «Жизнь за царя» Глинки , а в 1843 году зрители аплодируют солистам и участникам балета А. Адана «Жизель» . Вторая половина XIX столетия ознаменована работами Мариуса Петипа , благодаря которому Большой известен как первая сцена для «Дон Кихота Ламанчского» Минкуса и «Лебединого озера» Чайковского .

Расцвет главного московского театра приходится на конец XIX – начало ХХ вв. В этот период на сцене Большого блистают Шаляпин и Собинов , чьи имена становятся известны всему миру. Репертуар обогащается оперой «Хованщина» Мусоргского , за дирижерский пульт встает Сергей Рахманинов , а в работе над декорациями для спектаклей принимают участие великие русские художники – Бенуа, Коровин и Поленов.

Советская эпоха принесла множество изменений и на театральную сцену. Идеологической критике подвергаются многие спектакли, и хореографы Большого стремятся находить новые формы в танцевальном искусстве. Опера представлена произведениями Глинки, Чайковского, Мусоргского и Римского-Корсакова, но и имена советских композиторов на афишах и обложках программок мелькают все чаще.

После окончания войны самыми значимыми премьерами ГАБТа стали «Золушка» и «Ромео и Джульетта» Прокофьева . В главных ролях в балетных постановках блистает несравненная Галина Уланова. В 60-х годах зрителей покоряет Майя Плисецкая , танцующая «Кармен-сюиту», и Владимир Васильев в роли Спартака в балете А. Хачатуряна.

В последние годы труппа все чаще прибегает к экспериментам, которые не всегда однозначно оцениваются зрителем и критиками. В работе над спектаклями участвуют драматические и кинорежиссеры, партитуры возвращаются к авторским редакциям, концепция и стиль декораций все чаще становятся предметом ожесточенных споров, а постановки транслируются в кинотеатрах в разных странах мира и на интернет-каналах.

За время существования ГАБТа с ним было связано множество интересных событий. В театре работали выдающиеся люди своего времени, а главное здание Большого стало одним из символов российской столицы:

- На момент открытия Петровского театра его труппа составляла около 30 артистов и чуть более десятка аккомпаниаторов. Сегодня в ГАБТ служит около тысячи артистов и музыкантов.

В разное время на сцене Большого выступали Елена Образцова и Ирина Архипова, Марис Лиепа и Майя Плисецкая, Галина Уланова и Иван Козловский. За время существования театра более восьмидесяти его артистов были удостоены звания народных, а восьми из них было присвоено звание Героя Социалистического труда. Балерина и хореограф Галина Уланова была удостоена этого почетного звания дважды.

Античная колесница с четырьмя запряженными конями, называемая квадригой, часто изображалась на различных зданиях и сооружениях . Такие колесницы использовались в Древнем Риме во время триумфальных шествий. Квадрига Большого театра была выполнена известным скульптором Петром Клодтом . Не менее знаменитые его работы – скульптурные изображения коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.

В 30-50 х гг. прошлого века главным художником Большого был Федор Фёдоровский – ученик Врубеля и Серова, работавший в начале века с Дягилевым в Париже. Именно он в 1955 году создал знаменитый парчовый занавес ГАБТа, названный «золотым».

- В 1956 году балетная труппа впервые отправилась в Лондон . Так началась серия знаменитых гастролей Большого в странах Европы и мира.

Большой успех на сцене ГАБТа имела Марлен Дитрих . Известная немецкая актриса выступала в здании на Театральной площади в 1964 году. Она привезла в Москву свое знаменитое шоу «Marlene Expirience» и за время выступлений была вызвана на поклон двести раз.

Советский оперный певец Марк Рейзен установил на сцене Большого рекорд Гиннесса. В 1985 году в возрасте 90 лет он исполнил в спектакле «Евгений Онегин» партию Гремина.

В советское время театр был дважды награжден орденом Ленина.

Здание исторической сцены ГАБТа находится в списке объектов культурного наследия народов России.

Последняя реконструкция главного здания Большого обошлась в 35,4 млрд. руб. Работы длились шесть лет и три месяца, и 28 октября 2011 года театр был торжественно открыт после ремонта.

Новая сцена

В 2002 году на улице Большая Дмитровка была открыта Новая сцена ГАБТа. Премьерой стала постановка оперы Римского-Корсакова «Снегурочка». Новая сцена служила основной во время реконструкции главного здания, и в период с 2005 по 2011 годы на ней ставился весь репертуар Большого.

После торжественного открытия обновленного основного здания Новая сцена стала принимать гастролирующие труппы из театров России и мира. Из постоянного репертуара на Большой Дмитровке по-прежнему ставятся оперы «Пиковая дама» Чайковского, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Поклонники балета могут увидеть на Новой сцене «Светлый ручей» Д. Шостаковича и «Кармен-сюиту» Ж. Бизе и Р. Щедрина.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса