Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Афинский акрополь и его храмы. Афинский Акрополь — знакомимся с главным символом Греции

/ Афинский Акрополь

Афинский Акрополь

(греч. Ακρόπολη Αθηνών; англ. Acropolis of Athens)

Объект ЮНЕСКО

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Как добраться: ближайшая станция метро Akropolis . Афинский Акрополь невозможно не заметить, он находится в самом сердце города, и виден, практически, из любой точки Афин. Большая часть Афин весьма плоская, и над городом доминируют всего две скалы, на одной из которых и расположился Акрополь. Добраться до Акрополя из центра города можно и пешком. Для этого надо выбрать, в качестве ориентира, большую пешеходную улицу – Dionysiou Areopagitou. Нужно идти по ней прямо и никуда не сворачивать, постепенно поднимаясь в гору, в результате упретесь в наиглавнейшую греческую достопримечательность.

Афинский Акрополь является не только древнейшим культурным памятником Греции, но и всей мировой цивилизации, в целом. Слово «Акрополь» состоит из двух основ: «acro» – «верхний» и «polis» – «город». «Верхний город» расположен на природной известняковой скале высотой 156 м, с плоской вершиной, откуда открывается восхитительный вид на Афины, и имеет крутые склоны со всех сторон, кроме западной. Это была укрепленная часть древних Афин, где находились главные святыни города. Акрополь, олицетворяющий архитектурный и художественный дух древних Афин, занимает площадь, приблизительно, в 3 га.

Акрополь весь был поделен на священные участки, на которых располагались храмы, святилища и жертвенники, посвящённые различным богам. Он, также, был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего, это было место обитания правителя.
В середине VII века до нашей эры, на Акрополе, появляется первое крупное сооружение – храм Полиады, заменившее небольшое святилище геометрического периода, в котором хранилась городская казна. Новыми были размеры здания и впервые появившееся фронтонное обрамление (только с восточной стороны). После победы под Марафоном в 490 году до нашей эры было решено создать на Акрополе, рядом с древним храмом Полиады, новый храм, посвященный Афине Палладе. Этот храм был более узким, чем Парфенон, и имел всего 6 колонн. Однако, постройки так и не были завершены, так как персы, захватившие Афины, полностью разрушили город и все святилища Акрополя.

Карта Афинского Акрополя

В 450 году до нашей эры, при Перикле, который провозгласил объединение всего греческого мира под главенством Афин, начинаются работы по созданию ансамбля на Афинском Акрополе, по единому плану: Парфенон – храм Афины Парфенос (447 - 438 года до нашей эры), Пропилеи – торжественные ворота, вход на Акрополь (437- 432 года до нашей эры), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы, между 449 - 420 годами до нашей эры), храм Эрехтейон (421 - 406 года до нашей эры). Планировка и постройка Акрополя выполнялась под руководством Фидия.


Фидий – афинский скульптор (около 490 - около 430 года до нашей эры), выдающийся представитель эпохи классического искусства Древней Греции. Он руководил всеми работами на Акрополе, строительством Парфенона, по его наброскам, а часто его руками, создаются 92 метопы и 159-метровый фриз с панафинейской процессией, скульптуры фронтонов Парфенона, статуя Афины Парфенос (Девы). Он подвергся суду, за якобы присвоенные, во время строительства Акрополя, драгоценные материалы и безбожие, и был вынужден покинуть Афины, и перебраться на Пелопоннес, где создал ещё ряд знаменитых творений.


В последующие столетия Акрополь сильно страдал от различных войн и буйной истории, разворачивающейся на этой территории. В 1205 году Афинами овладевают франки (крестоносцы), и герцоги Делароши устраивают в Пропилеях и в Пинакотеке свою резиденцию. Парфенон в это время становится кафедральным собором Notre Dame d"Athenes. В 1456 году Афины завоёваны оттоманской армией Омара Турахана, полководца Мухаммеда Завоевателя. Парфенон превращается в мечеть, Эрехтейон – в гарем турецкого коменданта. В 1687 году, после попадания ядра с венецианского корабля, взрыв уничтожил почти всю центральную часть Парфенона, а при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры с храма, несколько статуй были разбиты. Но несмотря на то, что произведения искусства Акрополя пережили многие природные катастрофы, они не смогли перенести акты вандализма лорда Элджина, посла Британии в Константинополе. Он разграбил, практически, всю коллекцию статуй, ваз, памятников и бесценных артефактов и вывез из Греции.


Сегодня культурные ценности Акрополя тщательно берегут и охраняют, и, пожалуй, главный враг этого мирового сокровища – загрязнение атмосферы, которое негативно сказывается на мраморе. В результате же выбросов в атмосферу выхлопных газов, произошло повышение содержания серы в воздухе, что привело к превращению мрамора в известняк. Железные конструкции, которые использовались для соединения и укрепления мраморных частей, и которые прилегали к нему, разрушали камень. Чтобы предотвратить разрушения, часть железных конструкций была извлечена и заменена латунными. Но противодействовать химическому разрушению не представляется возможным, поэтому часть скульптур Акрополя была заменена копиями, а подлинники хранятся в Музее Акрополя.


Широкая зигзагообразная дорога идёт от подножия холма к единственному входу. Это знаменитые Пропилеи – парадный вход в Акрополь, представляющей собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом, боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему – проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437 - 432 годах до нашей эры. Как и прочие сооружения Акрополя, ворота Пропилеи были разрушены персами и восстановлены в эпоху Перикла, хотя окончательно стройка так и не была завершена из-за угрозы Пелопонесской войны.


Слева к Пропилеям примыкает здание Пинакотеки – картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. В Пинакотеке были развешаны ковры, на которых уставшие, после подъема на холм, люди могли отдохнуть.


К юго-западному крылу Пропилей примыкает необыкновенно изящный мраморный храм – Храм Ники Аптерос , построенный архитектором Калликратом. Его возведение проводилось в 427 - 421 годах до нашей эры. Стоящий на трёхступенчатом постаменте, храм со всех сторон опоясывала скульптурная лента фриза, на которой изображались эпизоды борьбы греков с персами, а также, олимпийские боги (Афина, Зевс, Посейдон).


Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон – самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты».


Парфенон (от греч. parthenos – дева) – храм богини Афины Парфенос (Девы) – величайший памятник древнегреческого искусства. Он был возведен по приказу Перикла в 447 - 438 годах до нашей эры, на месте незаконченного и разрушенного персами храма. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер с 17 колоннами по длинным сторонам, и с 8 – по торцевым.


Недалеко от северо-западной стены Акрополя располагался царский дворец, а после его разрушения, почти на этом же месте был воздвигнут храм Гекатомпедон, посвящённый покровительнице города – Афине. Греки так высоко почитали эту богиню, что отпустили на волю всех рабов, участвовавших в возведении этого храма. Но во время греко-персидских войн (480 - 479 года до нашей эры) Гекатомпедон был разграблен и сожжён по приказу персидского царя Ксеркса.


Северную сторону Афинского Акрополя украшает мраморный красавец храм Эрехтейон , который является прекраснейшим творением классического искусства. Он был построен на месте дворца правителей Микен в 421 - 406 годах до нашей эры, и стал местом поклонения афинян. Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин – Эрехтею, давшему название храма.


Самый большой интерес в Эрехтейоне вызывает Портик Дочерей, состоящий из шести скульптур прекраснейших девушек, которые, исполняя роль колонн, поддерживают крышу храма. В византийские времена их прозвали Кариатидами – женщинами из небольшого городка по названию Кария, которые славились своей исключительной красотой. Турки, захватившие в своё время Афины и не допускавшие, по своим мусульманским убеждениям, изображений человека, уничтожать эти статуи, однако, не стали. Ограничились тем, что стесали лица девушек.

На вершине флагштока, расположенного на самой высокой точке холма, стоит греческий национальный флаг. В период 2-й Мировой войны, когда немцы захватили Грецию и Афины, Константиносу Кукидису, эвзону, охранявшему флаг, был дан приказ снять его. Константинос подчинился, снял флаг, и, обернувшись в него, сбросился вниз со скалы, и насмерть разбился. А в ночь на 31 мая 1941 года пара восемнадцатилетних афинянин, Манолис Глезос и Апостолис Сантас, пробрались на вершину Афинского Акрополя и сорвали висевший там флаг с немецкой свастикой. В наши дня, ежедневно, в 6:30 утра специальный отряд греческих солдат осуществляет подъём флага над Афинским Акрополем, а на закате на холм поднимается другой отряд пехотинцев, который спускает флаг на ночь.


У подножия Афинского Акрополя стоит древний многоуровневый театр, в котором, каждый летний и осенний вечер, раздаются звуки пения и музыкальных инструментов, так как, в это время там проходят представления классических драм, игры симфонических оркестров, танцевальные программы и оперы. Одеон Ирода Аттика , более знаменитый под названием Иродейон, был сделан в форме полукруга, радиус которого составляет 80 метров, а его вместительность настолько высока, что там может уместиться до 5 тысяч человек.


Колоннада Эвмена была одним из самых больших сооружений, находившихся на южном склоне Афинского Акрополя. Её длина составляла 162 метра. Данное сооружение было возведено могущественным царём Пергама – Эвменом II (198 - 160 годы до нашей эры). Колоннаду построили из сложенных друг на друга камней, привезённых с острова Порос, а также, из пергамского и гиметтского мрамора. Она простирается от прекрасного Театра Диониса, и на сегодняшний день достигает Одеона Ирода Аттика.


На южном склоне Акрополя располагается древнейший из известных, на сегодняшний день, театров – театр Диониса . Легенда гласит, что афиняне убили Диониса, когда тот впервые прибыл в Аттику и угостил местных жителей вином. Изначально театр был деревянным, а спустя век, ступени для сидения зрителей заменили на каменные, и построили постоянную сцену.


Почти 60 лет велись раскопки на Одеоне Перикла, открывшие миру прекрасное большое здание с огромным количеством колонн Афинского Акрополя. Работы в этом месте проводили Кастриотис (1914 - 1927 годы) и Орландос (1928 - 1931 годы), а результатом этих раскопок стало появление северной части здания и пяти колонн, которые находились на юго - восточном углу.

Реставрация уникальных ценностей Афинского Акрополя и вмешательство в структуру их материала, требует высочайшей ответственности. Здесь требуется опыт полевых работ, очень глубокие знания данной области, знание основ консервации и основ реставрации, постоянное внимание, в проведении технических работ с предметами архитектуры, умение правильной демонстрации своих находок на музейных площадках. Ещё много лет пройдёт до того момента, когда все работы буду закончены, но именно тогда, Афинский Акрополь, со всеми своими древними памятниками, предстанет перед нашими потомками во всей своей эллинской красоте.


Акрополь стал доступен и людям с физическими ограничениями! В соответствии с требованиями Международного Олимпийского Акрополькомитета и Европейского союза, разрешениями Греческого министерства культуры, Центрального совета по археологии и распоряжении министра, подняться на холм можно при помощи лифта, построенного над музеем Канеллопулоса, на северном склоне. К северу от основного входа находится особый вход, через который человек в инвалидном кресле, и его сопровождающий могут добраться до лифта. С тротуара до уровня лифта поднимает специальная движущаяся платформа.


Акрополь возвышается над всеми Афинами, поднимающийся, над холмом, Парфенон, в древности, можно было видеть из любого конца Аттики, и даже с островов Саламин и Эгина. Акрополь был известен как знаменитый культовый центр, и как памятник великого искусства, подтверждающий славу Афин, как самого прекрасного города на земле. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры, и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства.

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня

Акрополь дословно переводится как «крепость», «укрепление». Акрополями греки называли античные крепости , выстроенные на холмах. Возведение на возвышенности было обязательным моментом, поскольку с поверхностей открывался прекрасный обзор. Это было важно со стратегической точки зрения для быстрого отражения нападений противника.

– это еще и хранилище ценностей. Городские правители свозили в эти сооружения самые дорогие вещи, чтобы они были под гарантированной защитой от грабителей.

В Акрополях строили храмы, посвящая их богам, которые покровительствов али городам. Возводили их и в честь наиболее ярких правителей.

Афинский Акрополь – символ Греции

Этому сооружению даже не сотни, а тысячи лет. На протяжении веков Акрополь Афин поражал взоры исследователей и обывателей, местных греков и приезжающих в страну туристов. Во все времена путешественников со всех уголков мира привлекали великолепие и красота этого древнейшего сооружения.

– наиболее знаменитый из всех сооруженных греками. Состоит афинский Акрополь из целого комплекса зданий, скульптур и других архитектурных сооружений, по красоте которых можно судить о величии и исключительном вкусе греческих ваятелей, художников, скульпторов, архитекторов. Акрополь в Афинах по праву считают достоянием Греции, шедевром мирового искусства.

На месте, где сейчас находится Акрополь в Афинах, были другие сооружения. Много тысяч лет назад здесь стояли совсем другие святыни, среди которых и храмы, и скульптурные композиции. Спустя огромный промежуток времени еще до строительства Акрополя , персидский правитель Ксеркс уничтожил архитектурные шедевры. Это произошло примерно в 500гг. до н.э. свидетельства таких событий дошли до нас в повествованиях Геродота. Он же писал, что на территории разрушений решено было создать абсолютно иной ансамбль архитектурных памятников. Работы по его возведению относят ко временам Перикла. Уже в это время Акрополь больше не трактовали, как город-крепость. Его смысл афиняне видели в религиозно-культ урном воплощении греческих традиций. Мраморные стены и сооружения этого Акрополя должны были олицетворять прекрасную победу греков в войне с персами.

Итак, в колыбели древнейшей архитектуры – Афинах, был создан абсолютно иной проект, который одобрил Перикл. Само здание Акрополя греки возводили порядка 20 лет. Руководил строительными работами друг Перикла, величайший скульптор – . Архитектурный ансамбль, окружающий главное сооружение, строили более полувека. За это время ни одна из идей замысла не была видоизменена.

В ансамбле, отражающем целостность Акрополя, просматриваются органично связанные между собой достопримечатель ности. По словам исследователей этого культурного объекта, Акрополь Афин создан в исключительной гармонии с природой. Среди сооружений:

    Парфенон.

    Храм богини Ники.

    Пропилеи.

  1. Святилище Артемиды Бравронии.

Последняя архитектурная задумка – Святилище Артемиды - это коридор, по сторонам которого расположены колонны дорического типа. Святилище находится Юго-Восточнее от Пропилеи. К сожалению, до нашего времени дошли только развалины этого архитектурного шедевра.

Древние греки, когда посещали этот ансамбль, изначально поднимались к Пропилеям по огромной лестнице из камня. Пропилеи – главный вход в Акрополь. Слева находилось строение галереи, в которой были развешены сотни картин. Назывался такой музей «пинакотекой». В ней на всеобщем обозрении красовались аттические герои, воплощенные в художественном мастерстве. Справа от входа в Пропилеи располагался храм Ники . Он был возведен на выступе скалы. По легенде именно с нее сбросился Эгей. В храме Ники была статуя Афины . В связи с этим его иногда именовали «храмом Афины-Ники».

Пройдя через Пропилеи, взоры гостей обращались к представшей перед ними статуе Афины. Она была огромной величины, стояла на каменном постаменте. Многие из ученых полагают, что именно позолоченный кончик копья статуи в солнечную погоду служил путеводителем для капитанов, решивших найти свой причал в Афинах .

Сразу за статуей Афины располагался алтарь, а чуть левее был выстроен маленький храм. В нем свои обряды поклонения совершали приверженцы богини.

Есть на территории Афинского Акрополя храм Эрехтейон. По легенде, Афина сражалась с Посейдоном за ряд городов. По условиям поединка, власть прибыла бы к тому, кто сделает самый желанный, для жителей полисов, подарок. Посейдон метнул свой трезубец в сторону Акрополя, и в том месте, куда попал гигантский снаряд, забил фонтан с морской водой. Там, куда попало копье Афины , выроста олива. Она стала символом древних Афин и сулила победу их покровительнице. Часть храма, выстроенного в этих местах, посвящена легендарному правителю Эрехтею. Он некогда властвовал в Афинах. Именно в Акрополе было святилище царя и его могила. Позже и сам храм стал называться Эрехтейоном.

Был уничтожен пожаром, но храм восстановили во времена Перикла . Сейчас об архитектурных особенностях этого сооружения можно судить лишь по архивным источникам, где в нескольких изданиях имеют место очертания храма и его краткое описание. Но ни одна из скульптур или остатков мраморных оформлений не сохранились. Повреждены были и все портики, в том числе и портик Кариатид . Частично он восстановлен по чертежам и остается одной из главных архитектурных достопримечатель ностью Афинского Акрополя.

Не менее ярок – Парфенон . Это сооружение довольно крупное и массивное, но по структуре очень простое. Этот храм также посвящен богине – покровительнице Афин. Великий Парфенон возвели древние ваятели Калликрат и Иктин. Исследователи отмечают оптимальное сочетание колонн храма со ступенями, фризами, скульптурами и фронтоном. Сооружение полностью состояло из мрамора. Но его из белого постепенно превратили в разноцветный. В величественное сооружение архитекторы поместили еще пару портиков и колонны. Именно в Парфеноне красовалась гигантское изваяние Афины. Создал ее скульптор Фидий , применяя в своей работе золото и слоновую кость. Драгоценный металл почти полностью составлял верхнее облачение богини. Позже статуя была безвозвратно утеряна. Сохранилась только ее небольшая копия.

Акрополь Линдоса

У города Линдос, который был выстроен в древнейшие времена, насыщенная легендами история. Основано поселение еще в 12 в. до н.э. достопримечатель ности древнего города сегодня - одни из главных на острове. Это излюбленное место посещения туристами. Памятники архитектуры привлекают сюда и исследователей Древнегреческой культуры и искусства.

В Линдосе имеется и древнейший Акрополь . Он не менее знаменит, чем Афинский. К тому же, это сооружение намного старше того, что было выстроено в Афинах. Акрополь Линдоса возведен на высокой горе. С ее пика можно наблюдать прекраснейшую картину - неповторимый вид на море.

Афина Линда покровительствов ала городу Линдос . Поэтому храм Линды , который находился на территории Акрополя, здесь считали главенствующем сооружением.

Исследователи несколько лет проводили в этом районе раскопки и в один из прекрасных дней нашли следы древнейшего святилища. Датированы находки 6 веком до н.э. Результатом проведенных экспертиз стали заключения о том, что храм некогда был уничтожен огнем. Но спустя пару веков на этом же месте появилось новое строение. Вероятно, это была попытка возведения Акрополя по подобию старого сооружения. Оно отличалось прекрасным архитектурным оформлением и огромной лестницей.

Поднимались к Акрополю Линдоса по тоненькой тропке. Она обвивает огромную, крутую скалу, на которой возведен храм. На территории комплекса находились святилища и сооружения, датированные 400 гг. до н.э. Известно, что именно в этих святилищах островитяне поклонялись своим многочисленным богам язычества. Здесь же, неподалеку, археологи нашли:

    Башню с часовней христианского типа.

    Римский храм.

    Руины храма, возведенного во времена Великой Римской Империи.

    Руины храма у Дворца Великого Магистра.

    Церковь Святого Иоанна. О ней известно, что была построена примерно в 13 в. нового тысячелетия.

Линдоса вовсе времена считали наиболее романтичным и величественным сооружений Древней Греции . Возведен он в самом красивом месте острова. Пребывание там навевает на туристов мысли о Средневековье.

Афинский Акрополь, увенчанный руинами Парфенона, – один из архетипических образов мировой культуры. Уже первый взгляд на эти древние развалины поверх дорог, заполненных автомобилями, дарит необычные переживания: что-то непривычное и при этом донельзя знакомое, чуть ли не родное. Парфенон – символ власти афинского полиса, и в таком качестве он был известен всему Древнему миру. Но вряд ли творцы храма предвидели, что его развалины будут символизировать возникновение и становление мировой цивилизации – не говоря уже о том, что две с половиной тысячи лет спустя Парфенон будет привлекать к себе огромное количество туристов (примерно два миллиона ежегодно).

Афинский Акрополь – это скала. Почти ни один античный греческий город не обходился без своего акрополя (само слово означает верхний город), но афинский «верхний город» – это Акрополь с большой буквы, и, упоминая о нём, нет нужды вдаваться в дополнительные объяснения. Акрополь – глыба известняка с круто обрывающимися вниз склонами и плоской, возвышающейся на стометровой высоте вершиной. Акрополь легко было оборонять, в питьевой воде никогда недостатка не было, так что заманчивость обладания скалой очевидна. Даже сегодня она остаётся сердцем города. На плоской вершине Акрополя был возведён не только Парфенон, но также Эрехтейон, храм Ники Аптерос и Пропилеи, сохранились и остатки многих менее значимых древних сооружений, и там же – нынешний музей.

Всё это обнесено оградой и составляет единый музейный комплекс. На южный склон Акрополя с двумя большими театрами и несколькими меньшими храмами попадают через другие ворота и по отдельным билетам. Теперь улицы, окружающие Афинский Акрополь, объявлены пешеходными, и вы можете обойти вокруг холма и античной Агоры, любуясь этими памятниками. Западнее, у Тисио множество кафе, где вы можете отдохнуть за чашкой кофе на террасе. На противоположном конце – , в лабиринте улочек которой вы можете заблудиться, но Акрополь всегда может служить ориентиром для вас.

На вершину Акрополя попасть можно только с запада, с той стороны, где у подножия холма большой автобусный парк. Обычная пешеходная дорога к входу начинается в северо-западном районе Плаки и проходит по тропе, тянущейся над Одос-Диоскурон, там, где эта улица соединяется с Теорияс. Можно подойти к Акрополю и с юга, по пешеходной улице Дьонисиу-Ареопайиту (метро Акрополи), мимо театра Диониса и театра Герода Аттика, или с севера: через античную Агору (вход с Адриану; метро Монастираки), либо же – маршрут подлиннее, но это окупается великолепными видами как , так и Акрополя – из Тисио, по свободной от транспорта улице Апостолу Павлу (метро Тисио).

На Акрополе нет ни магазинов, ни ресторанов, хотя у главной билетной кассы есть пара стоек, где торгуют водой и бутербродами, а также путеводителями, открытками и так далее. Напротив станции метро Акрополи (на углу Макриянни и Дьяку) работает кафе сети «Эверест», неподалёку хватает и других подобных заведений. А если вам хочется не перекусить наспех, а поесть как следует, то, отправившись в любом направлении, вы очень скоро найдёте кафе или таверну: в Плаке, Монастираки, Макриянни или же в Тисио.

Краткая история Афинского Акрополя

Во II тысячелетии до нашей эры неолитическое поселение на Акрополе сменяется поселением бронзового века. Это было довольно значительное укреплённое поселение, напоминающее микенские центры . Акрополь был окружён стеной, построенной по образцу циклопических стен и . Остатки этих стен можно увидеть и сейчас. На территории Акрополя находился дворец царя – басилея. Дворец, остатки которого сохранились, упоминается в «Илиаде» и «Одиссее»».


У подножия Акрополя, на территории позднейшей Агоры (рыночной площади), жители поселения микенской эпохи хоронили своих умерших. Как и вся микенская Греция, не избежала потрясений, вызванных нашествием северных греческих племён дорийцев, двигавшихся несколькими волнами начиная примерно с 1200 года до нашей эры. Акрополь в то время являлся местом культа богини Афины – покровительницы города – и местом пребывания правителей Афин эвпатридов, которые сменили царя, басилея. Народные собрания происходили у Пропилей Акрополя, К западу возвышался скалистый холм Ареопаг, названный так в честь бога войны Ареса. Здесь, на выровненной вершине, собирался Совет старейшин знатных родов.

Начало VI века до нашей эры – время реформ Солона, мудрого афинского законодателя. В 594 году до нашей эры он был избран архонтом. Реформы Солона положили начало к формированию в Афинах демократического города-государства – полиса. В Афинах возникает новый центр общественной и политической жизни на Агоре, расположенной к северо-западу от Акрополя. Интенсивное строительство в Афинах развернулось в период тирании Писистрата, прилагавшего много усилий для украшения и благоустройства города. Новые здания были воздвигнуты на Агоре: храмы Аполлона и Зевса, алтарь двенадцати богов.

На Акрополе Писистрат и его сыновья также предприняли большое строительство» Старый храм Афины был обнесён со всех сторон колоннадой. Были построены новые Пропилеи, был воздвигнут алтарь, посвящённый Афине-Нике. Большое число статуй, принесённых афинскими гражданами в дар богине-покровительнице города, украшало Афинский Акрополь. Спустя некоторое время афиняне добились военного превосходства, а после разгрома персов, в котором сыграли значительную роль, наступил период наивысшего расцвета Афинского государства. Во главе его стоял Перикл, время правления которого (444/43-429 годы до нашей эры) по праву считается золотым веком Афин.

Они не только превратились в одно из самых сильных и влиятельных государств Греции, но также стали центром культурной и художественной жизни всего античного мира. Афины возглавили Морской союз (Делосская лига), объединивший многие полисы Северной Греции и островов Эгейского моря. Казна союза хранилась в Афинах, которые могли ею распоряжаться. Это обстоятельство, а также богатейшая добыча, полученная афинянами после победы над персами, позволили осуществить широкую программу строительства в городе. Был претворен в жизнь грандиозный замысел создания нового ансамбля афинского Акрополя.

Во главе этой колоссальной работы стоял величайший скульптор Греции Фидий, создавший для украшения Акрополя две статуи Афины – Промахос (Воительницы) и Парфенос (Девы). Под руководством Фидия работала целая плеяда выдающихся архитекторов и скульпторов. Один за другим воздвигались памятники, ставшие лучшими образцами классической греческой архитектуры: величественный Парфенон, лёгкий и изящный храм Ники Аптерос, парадные Пропилеи, второй по величине храм афинского Акрополя – Эрехтейон. Афинский Акрополь в полной мере выражал величие города, бывшего по свидетельству древних греков, признанной столицей Эллады.


И, действительно, последующие столетия, вплоть до византийского времени, не оставили почти никаких следов на Акрополе. Проигранная Афинами Пелопоннесская война положила конец процветанию Афин, утративших в IV веке до нашей эры первенствующее положение среди греческих городов. Политический упадок Афин завершило подчинение Греции власти македонских царей. В середине II века до нашей эры Римская республика подчинила Грецию. В начале I века до нашей эры Афины попытались сбросить власть Рима. В 87 году до нашей эры римский полководец Сулла после долгой осады взял город и жестоко его разграбил. Первое место среди его добычи занимали произведения греческого искусства.

В 267 году нашей эры город подвергся разрушительному набегу готов и герулов. С распространением христианства Афины всё более утрачивали значение центра эллинской культуры. Закрывались философские школы, а в 529 году декретом императора Юстиниана были изгнаны из Афин последние философы и риторы. Древние храмы были превращены в христианские церкви. После этого храмы использовались как в светских, так и в религиозных целях. Внутренний интерьер этих храмов подвергся коренной переделке. Новый этап истории города начинается с крестовыми походами. После четвёртого крестового похода и взятия Константинополя вошла в состав Латинской империи.

Афины стали столицей герцогства Афинского, в котором за 250 лет его существования (1205-1456 годы) сменился ряд правителей. Пропилеи были превращены во дворец, а в 1456 году, когда Афины были захвачены турками и Акрополь стал турецкой крепостью, Пропилеи стали казармами и пороховым складом. В 1656 году случайный взрыв на этом складе уничтожил почти всю центральную часть здания. Парфенон из греческого храма превратился в римский, потом – из византийской церкви в франкский собор, чтобы впоследствии просуществовать несколько веков в качестве турецкой мечети. А Эрехтейон, видимо, потому что его украшали женские фигуры, одно время служил гаремом.

Венецианский дипломат Уго Фаволи писал в 1563 году, что над Акрополем «возвышаются сверкающие золотые полумесяцы», а в юго-западной части Парфенона поднялась высокая и тонкая башня минарета. Но, несмотря на всё это строения на скале всё ещё напоминали, и, наверное, куда больше, чем нынешние развалины – исконный Акрополь: древний, заполненный скульптурами, раскрашенными в яркие цвета. Печально, но все эти великолепные образцы архитектуры сохранились только на гравюрах и рисунках того времени: здания были разрушены во время осады венецианцев. Турки разобрали храм Ники Аптерос, а материал использовали для постройки бастиона.

Позднее венецианцы, держа турецкий гарнизон в осаде, пушечным ядром взорвали Парфенон, который был превращён в пороховой склад. Была разрушена вся целла храма, пожар бушевал два дня и две ночи. Разрушение Парфенона и взятие Акрополя было бессмысленным: венецианцы вскоре покинули Афины, и на Акрополь вернулись турки, На некоторое время для Афин кончился период войн, но не разрушений. Любители древностей, проникавшие сюда, не только восхищались ими, но и старались похитить их.

Вершина Афинского Акрополя

Сегодня, как и две тысячи с половиной лет назад, на вершину Акрополя ведёт только одна дорога. Во времена Перикла на Афинский Акрополь вела мощёная дорога, взбиравшаяся по его пологому склону. Над большой площадкой возвышаются Пропилеи. На площадку выходят ворота, обрамлённые двумя пилонами. В 1853 году их открыл археолог Бейле – по его имени они названы воротами Бейле. Отсюда дорога шла вверх, к Пропилеям.

Вершина Акрополя открыта для посещения ежедневно апрель-сентябрь 8:00-19:30; октябрь-март 8:00-16:30, вход стоит 12 €, бесплатно в дни государственных праздников и в воскресенье ноябрь-март. Покупая билет, вы оплачиваете посещение театра Диониса, античной Агоры, римского Форума, Керамейкоса и храма Зевса, и любую из этих вы можете посетить прежде Акрополя, но проследите за тем, чтобы вам не продали отдельный билет вместо общего (билет действителен в течение 4 суток).

Рюкзаки и большие сумки вносить запрещено – багаж можно сдать в камеру хранения у главной билетной кассы. Столпотворение на Акрополе бывает ужасающим – не желаете, чтобы вас растоптала толпа? Выбирайтесь с утра пораньше или к вечеру, больше всего народу бывает здесь поздним утром, когда собирается очень много автобусов с туристами, которые вскоре отправятся на ланч.

  • Пропилеи Афинского Акрополя

Пропилеи в 437-432 годы до нашей эры построил Мнесикл, пропорции строения гармонировали с недавно завершённым Парфеноном. К центральной части Пропилей примыкают боковые крылья. Возвели их из того же пентелийского мрамора (добытого в копях на горе Пентеликон, что к северо-востоку от города), что и храм, а по величию и архитектурному совершенству, как и по производимому впечатлению, Пропилеи почти сравнимы с Парфеноном. Мнесикл впервые соединил в одной конструкции обычные дорические колонны с колоннами ионического ордера, которые выше и изящнее.

Колонны как бы подготавливают своим торжественным ритмом то благоговейное настроение, которое должно было охватывать древних афинян, вступавших на территорию святилища богини – покровительницы города. Пропилеи стали самым почитаемым памятником Афин. Северное крыло Пропилей состоит из наружного портика и обширной прямоугольной залы за ним. В античное время здесь находилась знаменитая Пинакотека – первая в мире художественная галерея. Здесь хранились произведения крупнейших греческих художников классической эпохи, в том числе Полигнота. Творил он во второй четверти V столетия до нашей эры, а шесть веков спустя, уже в римскую эпоху, его произведения описал Павсаний в своём путеводителе «Описание Эллады». Северному крылу Пропилей соответствует южное, но оно меньше.


Считается, что Мнесикл сознательно уменьшил размеры южного крыла, потому что учитывал наличие храма Ники Аптерос (Афины Победительницы). Нельзя не удивляться тому, с каким мастерством Мнесикл и автор проекта храма Ники Аптерос Калликрат решили сложную задачу – соединить в одном ансамбле эти два здания. За воротами заметен один из лучше всего сохранившихся участков Панафинейского пути – Священной дороги, которой шествовали участники Панафиней, устраивавшихся раз в четыре года празднеств в честь божественной покровительницы полиса (изображения этих процессий украшали фриз Парфенона).

Шествие начиналось в городе, у главного кладбища Керамикос, и, пройдя через Пропилеи, направлялось к Парфенону, а затем к Эрехтейону. В будни большая часть Священного пути использовалась как обычная дорога. В древности шествия проходили мимо десятиметровой бронзовой статуи Афины Промахос, то есть Афины Воительницы, и недавно точно установили место, где стоял постамент скульптуры. Статую изваял Фидий, символически отобразивший в скульптуре сопротивление афинян персам. В византийскую эпоху скульптуру перевезли в Константинополь (нынешний ), где её уничтожила разъярённая толпа, уверовавшая в слух, что указующая длань богини навела в 1204 году на город крестоносцев.

  • Храм Ники Аптерос в Афинском Акрополе

Простой и изящный храм Ники Аптерос решено было построить в честь победоносного завершения войны с персами в 449 году до нашей эры. Но строительство было завершено лишь в 427-424 годах до нашей эры. Он стоит на трёхступенчатом постаменте. Его монолитные колонны близки ионийским колоннам Пропилей. Теперь храм появился вновь обновлённым: его разбирали, а фрагменты увозили – почистить и отреставрировать. Забавно, но это случается не впервые: турки в 1685 году разобрали здание, чтобы освободить место для батареи.

Через двести лет реставраторы собрали разрозненные части и воссоздали первоначальный облик храма. Не менее впечатляет восстановление рельефов фриза храма из осколков. Самый замечательный образец искусства, как древних художников, так и реставраторов позапрошлого века вы увидите в музее Акрополя, это – «Ника, примеривающая сандалии». На фризе храма очень реалистично изображена победа афинян над персами в сражении при Платее.

С площадки пиргоса храма Ники Аптерос открывается прекрасный вид на весь город и на Саронический залив, воды которого омывают берег Аттики. С этим связан один из поэтических мифов Древних Афин, который пересказал Павсаний. Миф рассказывает историю о царе Эгее, который ожидал, когда появятся белые паруса и ознаменуют возвращение его сына Тезея, отправившегося на , чтобы убить Минотавра. Тезей же, который возвращался с победой, забыл о своём обещании поменять чёрные паруса на белые. Отец, увидев вдали чёрные паруса, решил, что сын погиб, в отчаянии бросился вниз на скалы и разбился.


Лучше всего, пожалуй, смотреть на храм, если пройти через Пропилеи и встать чуть правее. Оттуда же вы можете увидеть неподалёку то, что осталось от святилища Артемиды Бравронской. Хотя назначение его не очень понятно, известно, что в нём некогда находился Троянский конь, выполненный в бронзе. Сильно бросается в глаза участок микенского вала (параллельного Пропилеям), включённого зодчими Перикла в общий строительный план классического периода.

  • Античный памятник Парфенон в Афинском Акрополе

Парфенон, посвящённый богине Афине-Парфенос (Деве), был построен в рамках реализации программы Перикла. Храм был задуман как новое святилище Афины. Внутри храм был разделён на две неравные части. В главной, восточной, находилась знаменитая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости. В глазницы статуи были вставлены драгоценные камни, а на груди в центре панциря вырисовывалась смертоносная голова Медузы Горгоны, выполненная из слоновой кости. Изваянную Фидием статую установили в полумраке предназначенного для неё зала – целлы, и она находилась там до V века до нашей эры. До наших дней статуя не дошла, но сохранились многочисленные позднейшие копии, в том числе замечательная римская копия, выставленная в .

Парфенон, как и другие классические храмы, стоял на стилобате, каждая из ступеней которого имела высоту 0,55-0,59 метров. Но грандиозность его не подавляет зрителя, в этом особенность греческой архитектуры, её глубокий гуманизм. Парфенон является классическим образцом греческого храма дорического ордера, но в то же время его архитектура отличается рядом неповторимых индивидуальных особенностей. Пропорции колонн и антаблемента, соотношение числа колонн на сторонах храма (число колонн на продольной стороне на одну больше удвоенного числа колонн фасада, то есть 8 и 17) строго соответствуют нормам, выработанным классической греческой архитектурой. Умело использовались такие приёмы, как небольшое утолщение и наклон угловых колонн к центру, энтазис – припухлость ствола колонны, лёгкий выгиб ступени стилобата.

Все эти особенности должны были возмещать ошибки зрительного восприятия, так как абсолютно прямые линии воспринимаются на расстоянии человеческим глазом как слегка вогнутые. В результате Парфенон вырастает перед глазами как идеальное по чётким, гармоничным линиям и пропорциям здание. Празднично-нарядным некогда выглядел Парфенон с его беломраморными колоннами и стенами, увенчанными скульптурными фризами и фронтонами, в которых широко применялась полихромия: фон фронтонов и меток был окрашен в тёмно-красный цвет, фриза – в синий. На этом цветном фоне особенно чётко выделялись фигуры, сохранявшие цвет мрамора. Детали же их также были окрашены или позолочены. Весь скульптурный декор Парфенона был подчинён одной цели – прославлению родного города, его богов и героев, его народа.


Храм украшал фриз тонкой работы. Тема фриза – прославление афинского народа в день празднования Великих Панафиней. Главный, восточный, фронтон Парфенона был украшен композицией, изображавшей миф о рождении богини Афины. На западном фронтоне изображена легенда аттическая – о споре Афины с Посейдоном за власть над Аттикой. Большая часть фронтона, центральные колонны и целла разрушены в 1687 году, когда Афинский Акрополь осадили венецианцы. Лучшие образцы сохранившихся скульптур теперь находятся в – это так называемые «мраморы Элджина». Несколько подлинных скульптур, фрагментов, наряду с макетом храма, можно увидеть в музее Акрополя, а станцию метро Акрополи украшают очень хорошие репродукции храма.

  • Древний храм Эрехтейон в Афинском Акрополе

Севернее Парфенона возвышается Эрехтейон. Миф рассказывает, что когда Афина ударила копьём о землю, то из неё выросло оливковое дерево, а из земли ключом забила морская вода. Победительницей олимпийские боги объявили Афину. Павсаний пишет, что видел и оливковое дерево, и морскую воду, и добавляет: «Необычайно в этом колодце то, что когда ветер дует, в нём словно бы плещется море». Эрехтейон – совершенно уникальный памятник. Своеобразие его ассиметричного плана объясняется тем, что этот храм объединял целый ряд различных святилищ. Большая часть их существовала на данном месте до постройки Эрехтейона. Постройка Эрехтейона была предусмотрена планом грандиозного строительства на Акрополе, разработанным при Перикле.

Эрехтейон был главным местом культа богини Афины, местом хранения её древней статуи. Храм был назван по имени одного из древнейших легендарных царей и героев Афин – Эрехтея. Автор проекта этого храма неизвестен. Некоторые учёные, находя аналогии в планировке Эрехтейона и Пропилей, считают, что им мог быть Мнесикл. Когда-то здесь находилось одно из священных мест, где на скале можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона во время его спора с Афиной. Здесь же находился Кекропейон – могила и святилище первого легендарного царя Аттики – Кекрона. Над ним возвышается знаменитый портик кариатид. На высоком цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика.

Спокойно стоят эти величавые и сильные фигуры. Падающие вертикально вниз складки дорического длинного пеплоса напоминают каннелюры колонн. Кого изображали эти девушки? Существует правдоподобное предположение: в число служительниц культа Афины входили аррефоры, юные девушки, избиравшиеся из лучших афинских семей сроком на один год. Они принимали участие в изготовлении священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины. Время и люди не пощадили статуй кариатид. Пять подлинных статуй находится в музее Акрополя. Одну из них выломал лорд Элджин. Она заменена копией.


Южный склон Афинского Акрополя

Попасть на южный склон Акрополя (ежедневно лето 8:00-19:00; зима: 8:30-15:00; 2 € или по единому билету на Афинский Акрополь) можно с того места, где стоит главная билетная касса, или же с пешеходного проспекта Леофорос Дьонисиу Ареопайиту, – это там, где станция метро Акрополи. Доминирует на южном склоне акропольского холма построенный во II веке римский театр (одеон) Герода Аттика, который был отреставрирован и в настоящее время в период летних фестивалей является сценой для музыкальных спектаклей и постановок древнегреческой драмы. К сожалению, посетителей пускают внутрь только на представления, в другое время доступ закрыт.

Но есть ещё театр Диониса, который находится также у южного склона Акрополя. Это одно из тех мест в городе, которые побуждают вспоминать о прошлом: именно здесь впервые были поставлены шедевры Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Здесь же ежегодно ставили трагедии – и каждый афинянин мог принять участие в постановке и в хоре. В IV веке до нашей эры театр перестроили, и он стал вмещать около 17 тысяч зрителей, 20 из 64 ярусов античного театра дошли до наших дней. Здесь можно увидеть большие мраморные кресла в первом ряду, которые предназначались жрецам и высшим должностным лицам, о чём свидетельствуют надписи на креслах.

В центре стоит кресло для жреца бога Диониса, рядом кресло для представителя Дельфийского оракула. Полукруглая орхестра театра вымощена каменными плитами, образующими в центре узор. Орхестра замыкается невысокой скеной, передняя сторона которой украшена рельефами, изображающими различные эпизоды из мифов о Дионисе. В середине фриза помещена выразительная фигура Силена, спутника бога Диониса: согнувшись, он как бы держит на своих плечах вымостку пола скены. Вокруг театра суета и строительная техника – ведутся археологические раскопки, обещающие дать интересные результаты.

Над театром возвышаются скалы Акрополя. Их венчает мощная оборонительная стена. У стены видны две коринфские колонны – остатки сооружения римского времени. Под ними темнеет вход в часовню в скале, ограждённый канатами. Некогда он был посвящён Дионису, теперь часовня Богоматери – Панайия Спилиотисе. К западу от театра находятся руины Асклепиона – святилища, в котором поклонялись богу исцеления Асклепию, оно было построено вокруг священного источника. В византийскую эпоху была возведена церковь святых целителей Космы и Дамиана, от которой остались лишь развалины. Рядом с дорогой протянулся фундамент римской стои Эвмена, ряды колонн которой тянулись до театра Герода Аттика.


  • Музей Афинского Акрополя

После десятилетий проволочек, к тому моменту, как вы читаете эту статью, уже точно будет окончательно открыт новый Музей Акрополя (открылся 20 июня 2009 года) у южного склона Акрополя, метро Акрополи. Выглядит он великолепно. Архитектурные достопримечательности на верхнем этаже, в стеклянных витринах и с видами прямо на Парфенон. Здесь, как надеются, будут вновь объединены мраморные скульптуры из Парфенона (те, которые сейчас в Музее Акрополя, и те, которые, возможно, будут возвращены – мраморные скульптуры Элджина). Чтобы ускорить и облегчить возвращение этих скульптур, греки согласны, чтобы им просто предоставили их для экспозиции, или чтобы часть музея была «Британским музеем в Афинах», тогда владелец не изменится.

До сих пор игнорировал все предложения, но многие продолжают верить, что комплектация нового музея – с пробелами на местах отсутствующих экспонатов – наконец принудит Британский музей Лондона к принятию шагов навстречу. Среди экспонатов из старой коллекции, большую часть которых вы можете увидеть на новых местах, скульптуры, украшавшие фриз Старого храма Афины (VII-VI века до нашей эры), которые частично сохранили свою богатую раскраску. Чуть далее находится Мосхофор – мраморная статуя (570 год до нашей эры) – одна из самых ранних мраморных статуй, найденных на Акрополе. Скульптор изваял юношу, несущего на плечах жертвенного телёнка. Экспонируется также одно из наиболее драгоценных сокровищ музея – собрание статуй кор.

Статуи изображали жриц богини Афины и стояли близ её храма. Здесь же находится интересная статуя всадника тонкой работы. Большинство статуй относится ко второй половине VI века до нашей эры, когда в Аттике работали ионийские скульпторы. Они создали новый тип коры, может, менее выразительный, но более нарядный. Здесь вы также можете увидеть очаровательную скульптуру, которую греки называют Сандализусса: Афина-Ника (Победительница) примеряет сандалии. Наконец, выставлено пять подлинных кариатид с Эрехтейона. На самом нижнем этаже есть застеклённый полуэтаж, в котором размещены экспонаты раннехристианских Афин, обнаруженных при проведении строительных работ.

  • Холм Ареопаг Афинского Акрополя

Чуть ниже входа на Афинский Акрополь вы увидите высокие неудобные высеченные в скале ступени, ведущие к Ареопагу. На этом «холме Ареса» в эпоху правления царей-басилеев заседал Суд старейшин, высший орган афинского государства. Суд разбирал дела об убийствах. И первыми, кого они судили, были, по мифам, бог Apec, убивший Аллиротея, сына Посейдона, и Орест, сын Агамемнона и Клитемнестры, который, мстя за отца, убил свою мать. Победа демократии отняла у Суда старейшин власть и передала её народному Собранию (оно заседало на Пниксе).

Персы, осаждая Афинский Акрополь в 480 году до нашей эры, раскинули здесь свой лагерь, а в римские времена апостол Павел читал проповедь. До наших дней свидетельства древнего величия не дошли, холм засыпан окурками сигарет и пустыми банками из-под пива – то и другое остаётся от туристов, отдыхающих здесь после экскурсий по Акрополю и попутно наслаждающихся видами. А виды здесь хороши – вниз на Агору и вперёд на древнее кладбище в Керамикос.

Вконтакте

Город, уже от названия которого у многих возникают ассоциации с важнейшими событиями мировой истории. Здесь сосредоточены значимые для человечества достопримечательности: храм Гефеста, стадион Панатинаикос, храм Зевса, Парфенон и десятки музеев с богатыми фондами.

На протяжении веков греческая столица испытывала потрясения и череду взлётов, была под гнётом завоевателей и возрождалась. Неизменным оставалось одно: сердце города - Акрополь, доминирующий над Афинами с древних времён.

Акрополь возвышается над Афинами.

Вечерний вид на Акрополь с верхних этажей отеля King George , пожалуй, лучшего отеля Афин.

Расположение Акрополя: как до него добраться

Главная достопримечательность Афин расположена в сердце города и отлично просматривается из любой точки столицы. Холм Акрополя высотой 156 метров расположен в районе Акрополь - по понятной причине самом посещаемом районе города. Добраться до нужного места не составит труда. Самый простой способ - на метро до ближайшей станции Акрополи или до станций Тиссио, Синтагма, Омония и Монастираки. Из центра Афин до Акрополя можно дойти пешком, если следовать по улице Дионисиу Ареопагиту. Идти нужно постоянно в гору. Ближе к Акрополю сбиться с пути не дадут многочисленные указатели.

Акрополь на карте Афин. Маркер установлен на месте входа в Акрополь

История Акрополя

Скалистый холм Акрополя использовался афинянами с незапамятных времён. В период архаики здесь строились храмы и устанавливались скульптуры, проводились культовые обряды. В микенский период Акрополь выполнял функцию царской резиденции - более выгодного и безопасного расположения в Афинах трудно было представить.

При Писистрате на холме развернулось активное строительство древнейшего храма Акрополя - Гекатомпедона, предшественника Парфенона. Его посвятили богине Афине и окружили несколькими культовыми постройками. Но все храмы пришли в упадок после нашествия персов. И тогда греки поклялись восстановить святыни, изгнав врагов.

Акрополь в древности.

Новые попытки построить храм на Акрополе предприняли во времена знаменитого полководца Перикла - он выступил инициатором. Разработка проекта была поручена Фидию, который стал главным автором архитектурного облика. Так над Афинами возвысился Парфенон, и ему было суждено превратиться в узнаваемый символ Греции. Но прежде храм прошёл испытаний. Парфенон несколько раз переоборудовали и захватывали: он служил православным храмом и мечетью, а соседние постройки даже использовались для размещения гарема. Некоторые бесценные памятники разбирали на стройматериалы.

Только с возрождением Греции как независимого государства было начато восстановление памятников Акрополя. А многие скульптуры в целях сохранения заменили копиями - оригиналы хранятся в Музее Акрополя.

Для греков тема наследия главной достопримечательности Афин остаётся болезненной. В XIX веке собрание предметов искусства вывезено в Англию лордом Элгином (которого ещё Байрон за это назвал вором). И до сих пор Великобритания отвечает отказом на просьбы Греции о возвращении украденных мраморов на родину.

Знаменитый портик кариатид. Одна из скульптур была выломана лордом Элгином и теперь хранится в Британском музее.

Храмы и памятники Акрополя

Входом Акрополя служат Пропилеи из серого элевсинского и белого пентелийского мрамора. В архитектуре сочетаются дорические и ионические колонны - первый случай, когда в Древней Греции два ордера “встретились” в одном сооружении. Монументальный вход состоит из двух портиков. Один смотрит на Акрополь, другой направлен к Афинам.

На юго-западной стороне от Пропилей стоит храм Ники. На его мраморном фризе, выполненном в ионическом стиле, изображались боги и фрагменты битвы против персов. В древние времена внутри стояла ныне утраченная статуя Ники. В 2000 году храм отреставрировали, и сегодня он украшает Акрополь.

Парфенон - главная достопримечательность Афинского Акрополя.

Центральное место на холме отведено Парфенону. Ради него многие приезжают в Афины. В древнем городе он выполнял функции главного храма, посвящённого Афине, а его облик вдохновлял архитекторов по всей Европе. Парфенон до сих пор окончательно не восстановлен, хотя это не мешает ему оставаться самым впечатляющим памятником Акрополя.

В числе важных храмов Древних Афин был Эрехтейон. Его возводили на неровной поверхности, поэтому сооружение отличается асимметричностью. На южной части Эрехтейона расположены статуи кариатид, которые сделали облик храма узнаваемым. Также на склонах Акрополя можно увидеть руины Асклепиона и Одеон Герода, который до сих пор служит площадкой для проведения концертов.

Музей Акрополя

В 2009 году в греческой столице торжественно открыли Новый музей Акрополя. Его ультрасовременное здание по площади в несколько раз превышает размеры старого музея. Открытия ждали так долго, что за первые 3 месяца количество посетителей превысило 1 миллион.

Коллекция полностью составлена из предметов, найденных на Акрополе с 1834 года. Здесь можно увидеть статуи, подлинники кариатид, мемориальные плиты, бесчисленное множество фрагментов сооружений и культовых предметов. Посетители даже имеют возможность понаблюдать за ходом раскопок, которые проходят прямо под зданием Нового музея.

Музей детально освещает разные эпохи существования Акрополя. Он знакомит не только с античным периодом, но и с эпохой Римской империи. Хорошо дополняют выставку интерактивные материалы. Музей Акрополя регулярно проводит временные выставки, а в праздничные дни устраивает интересные мероприятия для детей.

Что посетить рядом с Акрополем

Посещение Акрополя можно совместить с прогулкой по другим знаменитым местам города. Например, по Агоре - центру политической, торговой и культурной жизни Древних Афин. Бывшая рыночная площадь сохранила множество архитектурных свидетельств, в том числе храм Гефеста. Слева от Акрополя расположен холм Филопапу с памятником римскому правителю Филопапу. Сооружение сохранилось частично, поэтому туристов холм привлекает великолепным панорамным видом на Афины.

И, конечно, после посещения Акрополя необходимо отправиться в Монастираки - самый популярный и колоритный район Афин, сохранивший множество интересных памятников истории. Среди них выделяются церковь Богородицы и мечеть. Но главным местом притяжения для туристов служит рынок Монастираки, где любой турист найдёт сувенир на память об Афинах.

Акрополь - это название холма и выдающегося архитектурного ансамбля, на нём расположенного. На греческом написание «Акрополь» выглядит так: «Ακρόπολη». Обычно это слово переводят как «верхний город», «укрепленный город» или просто «крепость». Сначала гора использовалась как убежище. Впоследствии здесь существовал царский дворец и даже, если верить мифам, резиденция Тесея - победителя критского чудовища Минотавра.

С тех пор как на горе появился первый храм Афины, она стала считаться священной. Вокруг этой узкой скалы с тремя отвесными стенами разросся город Афины, сердце и душа которого находятся на святом Акрополе. С вершины горы столица Греции видна как на ладони. Также как из города отовсюду отлично видны постройки Акрополя, рядом с которым запрещены высокие строения.

В 1987 году афинский Акрополь внесен в список ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. Эта организация в качестве своей эмблемы использует образ Парфенона.

Изображение афинского Акрополя узнают даже те, кто никогда не видел его воочию. Величайшее достижение древних греков заслуженно стало визитной карточкой Греции. Поселения на высоком скалистом холме с плоской вершиной были уже около 4000 лет до н.э. Архитектурно-исторический ансамбль Акрополя, развалины которого мы видим сейчас, создавался в основном в V веке до н.э. при полководце и великом греческом государственном деятеле Перикле. Он включал в себя:

  • Парфенон - главный храм. Построен в честь покровительницы полиса богини Афины.
  • Пропилеи - парадный вход на Акрополь
  • широкую мраморную лестницу
  • Пинакотеку - находилась слева от Пропилей
  • 12-метровую статую Афины-Воительницы, созданную скульптором Фидием из слоновой кости и золота
  • Нику-Аптерос - храм бескрылой Афины-Победительницы с алтарем перед ним. Алтарь разобрали турки в конце XVIII в., но в 1935 - 1936 годах он был воссоздан
  • Эрехтейон - храм, посвященный Афине и Посейдону. На одном из его портиков вместо колонн установлены знаменитые кариатиды.
  • святилище Зевса Полиея и другие.

Расположение строений на Акрополе

Фасад Пропилей, ведущая к ним широкая мраморная лестница и примыкающие постройки

Во II веке н. э. Герод Аттик возвел у подножия Акрополя грандиозный театр Одион.

Главными архитекторами Акрополя считаются Иктин и Калликрат, которые построили Парфенон, и Мнесикл - создатель Пропилеев. Отделкой и наблюдением за строительством вместе с Периклом занимался скульптор Фидий.

Л. Альма-Тадема (1836–1912). Фидий показывает друзьям, в том числе Периклу и его возлюбленной Аспасии, парфенонский фриз, 1868.

Парфенон переводят как «помещение для дев». По одному из предположений, в нём избранные девушки ткали легкую ткань для пеплоса - женской одежды без рукавов с множеством складок. Особый пеплос, расшитый узором, подносили богине Афине во время Панафиней - торжественных церемоний в ей честь.

Афина Парфенос

Разрушение Акрополя

Многовековой Акрополь претерпел неоднократные завоевания иных народов и влияние других культур. Это отражалось на его облике чаще всего не самым лучшим образом. Парфенону пришлось побывать католическим храмом и мусульманской мечетью. Был он и турецким пороховым складом, что сыграло трагическую роль в его судьбе.

Во время турецко-веницианской войны турки, надеясь, что христианин не станет палить по сооружению, которое несколько веков было христианским храмом, разместили в Парфеноне оружейные запасы и спрятали детей и женщин. Однако, 26 сентября 1687 года командующий веницианской армией приказал стрелять по Акрополю из пушек. Взрыв основательно разрушил центральную часть памятника.

Гравюра с изображением взрыва Парфенона


Джеймс Скин. Разрушенный Парфенон с остатками собора-мечети, 1838

Серьёзно страдал Акрополь из-за вандализма и бесцеремонного грабежа. Так на протяжении 1801-1811 годов британский посол в Османской империи лорд Томас Элгин вывез из Парфенона значительную часть древних греческих статуй и фриза в Англию, а затем продал в Британский музей.

Восстановление Акрополя

С 1834 года на территории Акрополя ведутся исследовательские и реставрационные работы. Особенно активно они производятся с конца XX века. В Афинах выстроен новый современный просторный музей. В его залах экспонируются археологические находки, обнаруженные в Акрополе. Среди них обломки фриза Парфенона, скульптуры, фигуры кариатид, статуи кор, куросов и Мосхофора (Тельценосца).

Новый музей Акрополя в Афинах

Мосхофор (Тельценосец) и «мальчик Крития», обнаруженные во время раскопок афинского Акрополя. Около 1865 года

Восстановить памятник полностью нереально, но с помощью современных цифровых технологий можно увидеть его величие с помощью 3D-реконструкции. Во время своего расцвета сооружения Акрополя, от зданий до статуй, были украшены разноцветным декором. Погрузиться в новую и одновременно старую расцвеченную реальность Древней Греции позволяет «Интерактивный тур по афинскому Акрополю», который открыт для публики с 24 марта 2018 года в «Θόλος ».

Иллюстрации

Варианты реконструкций в цвете


Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса